RU
EN
Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст
Airspeed Horsa / AS.51
<< Airspeed - Cambridge / AS.45 - 1941 - Великобритания << >> Airspeed - Ambassador / AS.57 - 1947 - Великобритания >>
Страна: Великобритания
Год: 1941
Планер
Транспортно-десантный планер
Airspeed AS.51 и AS.58 Horsa

  В декабре 1940 года фирма "Airspeed" получила спецификацию Х.26/40 Министерства авиации на десантный планер, имевший почти вдвое большую грузоподъемность, чем американский Waco CG-4A Hadrian. После того, как проект Airspeed AS.51 был одобрен, Министерство заказало семь прототипов: два были собраны фирмой "FAIREY" для летных испытаний и еще пять машин, построенных на заводе "Airspeed" в Портсмуте, - для грузовых испытаний британской армией.
  Конструкция AS.51 состояла из 30 отдельных узлов, выпускавшихся разными деревообрабатывающими предприятиями (в основном, мебельными фабриками). Планеры собирали и испытывали в подразделениях обслуживания (MU, Maintenance Units) Королевских ВВС. Подобным образом было изготовлено около 3000 этих аппаратов. Лишь около 700 планеров AS.51 были изготовлены, собраны и испытаны в одном месте - на предприятии "Airspeed" в Крайстчерче в Гэмпшире.
  Одновременно с AS.51, получившим обозначение Horsa Mk I, выпускался планер AS.58 с откидывающейся носовой частью фюзеляжа, что позволяло загружать в него автомобили и пушки. Эта модификация получила обозначение Horsa Mk II.
  Планер Horsa имел деревянную конструкцию с фанерной обшивкой. Под каждой консолью высокорасположенного крыла был установлен воздушный тормоз. Фюзеляж, состоящий из трех секций, вмещал экипаж из двух человек и до 25 десантников. Трехстоечное шасси с носовым колесом было неубирающимся. В случае посадки на сильнопересеченной местности основные стойки могли сбрасываться. При этом приземление производилось на переднюю стойку и лыжу под центральной частью фюзеляжа. AS.58 имел сдвоенные колеса передней стойки шасси.
  Прототип AS.51, буксируемый бомбардировщиком Armstrong Whitworth Whitley, впервые поднялся с аэродрома Грейт Уэст 12 сентября 1941 года, а вскоре серийные планеры стали поступать на вооружение RAF.
  Боевое крещение планера Horsa состоялось 10 июля 1943 года, когда 27 планеров, отбуксированных из Великобритании в Северную Африку, были задействованы при вторжении на Сицилию. Позднее эти планеры, использовавшиеся как RAF, так и ВВС США, сыграли важную роль при вторжении в Нормандию в июне 1944 года, вторжении в южную Францию в августе, в сентябре - в Арнхеме и в ходе форсирования Рейна в марте 1945 года.
  Помимо семи прототипов, фирма "Airspeed" изготовила 470 планеров Mk I и 225 Mk II, фирма "Austin Motor Company" - 300 штук Mk I и 65 штук Mk II, а еще 1461 Mk I и 1271 Mk II пришлось на долю различных субподрядчиков, самым крупным из которых был изготовитель мебели Харрис Лебьюс. Таким образом, общее количество построенных машин составляет 3799 экземпляров.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Airspeed AS.51 and AS.58 Horsa

  Тип: транспортно-десантный планер
  Летные характеристики: максимальная скорость буксировки 241 км/ч; нормальная скорость планирования 161 км/ч
  Масса: пустого 3797 кг; максимальная взлетная 7031 кг (Horsa Mk I) и 7144 кг (Horsa Mk II)
  Размеры: размах крыла 26,82 м; длина 20,42 м (Horsa Mk I) и 20,70 м (Horsa Mk II); высота 5,94 м (Horsa Mk I) и 6,20 м (Horsa Mk II); площадь крыла 102,56 м2
"Хорса" с опознавательными знаками раннего образца, Великобритания, 1941г.
Английский "Хорса" - участник операции "Оверлорд", Нормандя, лето 1944г.
Американский "Хорса" - участник операции "Оверлорд", Нормандя, лето 1944г.
Планер с бортовым номером DC597 - прототип AS.51 Horsa. Снимок сделан в сентябре 1941 года, незадолго до первого полета. Видны выпущенные посадочные щитки.
The Airspeed Horsa I Troop and Freight-carrying Glider.
"Хорсы" выпускались с заводов в разобранном виде и монтировались непосредственно на аэродромах базирования.
Подготовка к открытию второго фронта в Европе: американские десантные планеры "Вако" (на переднем плане) и английские "Хорсы" (на заднем) сосредотачивались на базах хранения в Великобритании. Деревянные аппараты стоят прямо под открытым небом - значит, ждать приказа осталось недолго...
Десантные планеры Airspeed Horsa и General Aircraft Hamilcar перед вторжением на континент были сосредоточены на британской авиабазе Тарант-Раштон, графство Дорсет. Также видны самолеты Halifax Mk V из 298-й и 644-й эскадрилий - буксировщики данных планеров.
General Aircraft Hamilcar tank-carrying gliders with their Halifax tugs lined-up in readiness for the invasion of Europe.
Airspeed Horsa troop-carrying gliders lined up on June 6, 1944, in readiness for the invasion of Normandy.
Airborne Infantry emplaning in an Airspeed Horsa I glider of the type which was used in the airborne invasions of Sicily, Southern France and Normandy.
Самым распространенным вариантом загрузки "Хорсы" являлись американские джипы "Виллис" с различными прицепами.
"Хорса" Mk.I (хорошо виден двойной буксировочный трос) с "полосами вторжения" взлетает за бомбардировщиком "Халифакс", чтобы взять курс к побережью Нормандии, июнь 1944г.
Stirling Mk IV 295-й эскадрильи со свеженанесенными "полосами вторжения" взлетает 6 июня 1944 года с авиабазы Харуэл с планером Horsa на буксире.
"День Д" (высадка в Нормандии). 5-6 июня 1944г.: высадка союзников во Франции была запланирована вначале на 1943 год, но затем - по настоянию Великобритании - перенесена. К июню 1944 года более 250 тыс. солдат, моряков и летчиков были готовы к началу одной из самых грандиозных десантных операций. 5 июня в 23:03 шесть Armstrong Whitworth Albemarle Mk I покинули Харвелл, графство Оксон, и взяли курс на Орн (Франция), а полчаса спустя в небо поднялись еще 14 Albemarle. В общей сложности в районе Орн-Див выброску воздушного десанта осуществляли 108 самолетов Dakota, а артбатарею в Мервиле атаковала группа, высаженная с шести планеров Airspeed Horsa, отбуксированных к цели самолетами Short Stirling.
В 1943 году бомбардировщикам Whitley поручили буксировку планеров. На снимке Whitley Mk V из 21-й учебной авиагруппы, тянущий планер Horsa над авиабазой Брайз-Нортон. Whitley буксировали планеры только в учебных полетах, а в боевых вылетах для этого применялись бомбардировщики Halifax.
A Halifax at minimum airspeed gives a tow to a Horsa.
A Halifax tows off a Horsa of No 295 Squadron (Airborne) in June 1943.
The picture, depicting a Horsa of the 1st Allied Airborne Army en route to Arnhem in September 1944, was taken over the shoulder of a Stirling’s rear gunner by Flight photographer John Yoxall.
A Horsa under tow, as seen from the gunner’s position of an Armstrong Whitworth Albemarle.
The shot shows the line falling away at the moment of release.
"Хорса" Mk.I в полете на буксире.
"Хорса" Mk.I: вид спереди. Хорошо виден один из буксировочных тросов, крепящийся к крылу.
Планер Horsa Mk I с "полосами вторжения" на фюзеляже заходит на посадку. Между основными опорами шасси хорошо видна посадочная лыжа.
Another view of a massed Horsa landing during an exercise. Note the full landing flap on the nearest glider.
The massed arrival of Horsa gliders at an airfield “somewhere in England” during a training exercise.
Голландия, сентябрь 1944 года: операция "Маркет Гарден" в полном разгаре. Висящие на стропах парашютов и суетящиеся на летном поле английские десантники еще не знают, что большинству из них через несколько дней суждено погибнуть или понуро брести под конвоем в колоннах военнопленных...
Площадка десантирования "Хорс" в районе Арнема. Хорошо заметны разбросанные по всему полю тормозные и грузовые парашюты, а также - отстыкованные для ускорения разгрузки хвостовые части фюзеляжей планеров.
The Airspeed Horsa II was the most-used of Britain's transport gliders developed at short notice during the war, and it remained operational with the RAF until the 'fifties.
"Синий Хорса" Mk.II с откинутой на шарнире кабиной экипажа. Планер доставил во Францию джип с 20-миллиметровой автоматической зенитной пушкой "Эрликон" на облегченном лафете.
A new viewpoint on a 'wooden wonder'. One interesting, if offbeat research tool was this re-nosed Airspeed Horsa used to check the effective crew visibility out of the yet to be built De Havilland DH 106 Comet. Modified to take the new nose in January 1947, flight testing of this wooden construction hybrid was undertaken by John Cunningham, whose tug was a Handley Page Halifax A 7. In order to experience worst case conditions, much of the testing, necessarily, was undertaken in rain or snow. That not all modification work is done inside heated hangars is evident from the inset picture of a snow covered Hatfield aerodrome during one of the bleakest British winters on record.
AIRSPEED HORSA WITH COMET NOSE. In a paper delivered to the Royal Institution (Vol. 35, p. 38), Mr. C. T. Wilkins, O.B.E., F.R.Ae.S., the chief designer of the de Havilland Comet, stated: "Considerable doubt was expressed in the early days, of the degree of visibility which would be obtained through such a windscreen, particularly in rain.To prove this point, a mock-up nose and flight deck were fitted to a Horsa glider which was then towed through rain."
The accompanying photographs show (top) the Comet-nose Airspeed Horsa II compared with a standard A.S.51 Horsa I. The test flights, with Chief Test Pilot John Cunningham at the controls, took place in January 1947, the tug being a Handley Page Halifax A.Mk.7 (PP389). Note the twin nosewheels and central landing skid on the Horsa II, which also had wing attachment lugs in place of the single tow point on the nosewheel of the Horsa I.
L to r, Lt Reilly USN, the author and Capt Figley USMC in front of the Horsa at Philadelphia.
View of the fuselage of Airspeed Horsa TL659;
Фюзеляж "Хорсы", сохранившийся в одной из частных британских коллекций. Обратите внимание, что из дерева выполнены даже сиденья пилотов и каркас остекления фонаря кабины.
Интерьер пилотской кабины "Хорсы" Mk.I - прекрасный обзор и минимально необходимый комплект приборов.
Интерьер десантно-грузовой кабины. Хорошо видны массивные деревянные шпангоуты и лавки вдоль бортов, на одной из которых сидит манекен английского десантника.
View of the fuselage of Airspeed Horsa TL659;
Для многих американских и английских десантников первый боевой вылет заканчивался так: разбитый "Хорса" и трупы его команды на одной из посадочных площадок в Нормандии.
The 1/72nd-scale Revell/Italaerei model of the Airspeed Horsa glider
The Airspeed Horsa Transport Glider.
<<   0/0   >>