Airspeed Horsa / AS.51
Страна: Великобритания
Год: 1941
Планер

Транспортно-десантный планер
Описание
Фотографии
Airspeed AS.51 и AS.58 Horsa

   В декабре 1940 года фирма "Airspeed" получила спецификацию Х.26/40 Министерства авиации на десантный планер, имевший почти вдвое большую грузоподъемность, чем американский Waco CG-4A Hadrian. После того, как проект Airspeed AS.51 был одобрен, Министерство заказало семь прототипов: два были собраны фирмой "FAIREY" для летных испытаний и еще пять машин, построенных на заводе "Airspeed" в Портсмуте, - для грузовых испытаний британской армией.
   Конструкция AS.51 состояла из 30 отдельных узлов, выпускавшихся разными деревообрабатывающими предприятиями (в основном, мебельными фабриками). Планеры собирали и испытывали в подразделениях обслуживания (MU, Maintenance Units) Королевских ВВС. Подобным образом было изготовлено около 3000 этих аппаратов. Лишь около 700 планеров AS.51 были изготовлены, собраны и испытаны в одном месте - на предприятии "Airspeed" в Крайстчерче в Гэмпшире.
   Одновременно с AS.51, получившим обозначение Horsa Mk I, выпускался планер AS.58 с откидывающейся носовой частью фюзеляжа, что позволяло загружать в него автомобили и пушки. Эта модификация получила обозначение Horsa Mk II.
   Планер Horsa имел деревянную конструкцию с фанерной обшивкой. Под каждой консолью высокорасположенного крыла был установлен воздушный тормоз. Фюзеляж, состоящий из трех секций, вмещал экипаж из двух человек и до 25 десантников. Трехстоечное шасси с носовым колесом было неубирающимся. В случае посадки на сильнопересеченной местности основные стойки могли сбрасываться. При этом приземление производилось на переднюю стойку и лыжу под центральной частью фюзеляжа. AS.58 имел сдвоенные колеса передней стойки шасси.
   Прототип AS.51, буксируемый бомбардировщиком Armstrong Whitworth Whitley, впервые поднялся с аэродрома Грейт Уэст 12 сентября 1941 года, а вскоре серийные планеры стали поступать на вооружение RAF.
   Боевое крещение планера Horsa состоялось 10 июля 1943 года, когда 27 планеров, отбуксированных из Великобритании в Северную Африку, были задействованы при вторжении на Сицилию. Позднее эти планеры, использовавшиеся как RAF, так и ВВС США, сыграли важную роль при вторжении в Нормандию в июне 1944 года, вторжении в южную Францию в августе, в сентябре - в Арнхеме и в ходе форсирования Рейна в марте 1945 года.
   Помимо семи прототипов, фирма "Airspeed" изготовила 470 планеров Mk I и 225 Mk II, фирма "Austin Motor Company" - 300 штук Mk I и 65 штук Mk II, а еще 1461 Mk I и 1271 Mk II пришлось на долю различных субподрядчиков, самым крупным из которых был изготовитель мебели Харрис Лебьюс. Таким образом, общее количество построенных машин составляет 3799 экземпляров.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Airspeed AS.51 and AS.58 Horsa

   Тип: транспортно-десантный планер
   Летные характеристики: максимальная скорость буксировки 241 км/ч; нормальная скорость планирования 161 км/ч
   Масса: пустого 3797 кг; максимальная взлетная 7031 кг (Horsa Mk I) и 7144 кг (Horsa Mk II)
   Размеры: размах крыла 26,82 м; длина 20,42 м (Horsa Mk I) и 20,70 м (Horsa Mk II); высота 5,94 м (Horsa Mk I) и 6,20 м (Horsa Mk II); площадь крыла 102,56 м2
"Хорса" с опознавательными знаками раннего образца, Великобритания, 1941г.
Английский "Хорса" - участник операции "Оверлорд", Нормандя, лето 1944г.
Американский "Хорса" - участник операции "Оверлорд", Нормандя, лето 1944г.
Планер с бортовым номером DC597 - прототип AS.51 Horsa. Снимок сделан в сентябре 1941 года, незадолго до первого полета. Видны выпущенные посадочные щитки.
The Horsa, DG597, in September 1941.
View of Airspeed-built Horsa II RN310, taken in August 1944.
View of Airspeed-built Horsa II RN310, taken in August 1944.
The Airspeed Horsa I Troop and Freight-carrying Glider.
Airspeed Horsa Mk II.
The Airspeed Horsa II was the most-used of Britain's transport gliders developed at short notice during the war, and it remained operational with the RAF until the 'fifties.
Horsa I HS103 is readied for towing to the runway.
Massed Horsas at the RAF Transport Command Training Station, Netheravon, Wiltshire, late in 1945.
Подготовка к открытию второго фронта в Европе: американские десантные планеры "Вако" (на переднем плане) и английские "Хорсы" (на заднем) сосредотачивались на базах хранения в Великобритании. Деревянные аппараты стоят прямо под открытым небом - значит, ждать приказа осталось недолго...
Десантные планеры Airspeed Horsa и General Aircraft Hamilcar перед вторжением на континент были сосредоточены на британской авиабазе Тарант-Раштон, графство Дорсет. Также видны самолеты Halifax Mk V из 298-й и 644-й эскадрилий - буксировщики данных планеров.
General Aircraft Hamilcar tank-carrying gliders with their Halifax tugs lined-up in readiness for the invasion of Europe.
Sikorsky Hoverfly I KK995 flying over Thruxton from RAF Andover in July 1945. Note the rows of Airspeed Horsa gliders below. Parts of KK995 and KK110 were used to construct the RAF Museum’s Hoverfly I, currently displayed at Hendon.
Parts of this aircraft and KL110 were used to construct the RAF Museum's Hoverfly, currently displayed at RAF Hendon.
Horsas and Dakotas in Italy ready for the Allied landings in southern France, 1944.
A tractor brings a Horsa up to be connected;
Iinvasion-striped Horsas await the call to duty.
Airspeed Horsa troop-carrying gliders lined up on June 6, 1944, in readiness for the invasion of Normandy.
The Whitley played an important role as a glider tug from 1941. The example here, seen landing over a line of Airspeed Horsas, is Whitley V BD661.
Payen designed and built an Airspeed Horsa replica for the making of the movie ‘The Longest Day’.
Airborne Infantry emplaning in an Airspeed Horsa I glider of the type which was used in the airborne invasions of Sicily, Southern France and Normandy.
The hinged nose of a Horsa II admits a jeep.
A jeep is loaded aboard a Horsa Mk.2.
Самым распространенным вариантом загрузки "Хорсы" являлись американские джипы "Виллис" с различными прицепами.
A view from the second pilot’s seat as take off commences.
Stirling Mk IV 295-й эскадрильи со свеженанесенными "полосами вторжения" взлетает 6 июня 1944 года с авиабазы Харуэл с планером Horsa на буксире.
"День Д" (высадка в Нормандии). 5-6 июня 1944г.: высадка союзников во Франции была запланирована вначале на 1943 год, но затем - по настоянию Великобритании - перенесена. К июню 1944 года более 250 тыс. солдат, моряков и летчиков были готовы к началу одной из самых грандиозных десантных операций. 5 июня в 23:03 шесть Armstrong Whitworth Albemarle Mk I покинули Харвелл, графство Оксон, и взяли курс на Орн (Франция), а полчаса спустя в небо поднялись еще 14 Albemarle. В общей сложности в районе Орн-Див выброску воздушного десанта осуществляли 108 самолетов Dakota, а артбатарею в Мервиле атаковала группа, высаженная с шести планеров Airspeed Horsa, отбуксированных к цели самолетами Short Stirling.
В 1943 году бомбардировщикам Whitley поручили буксировку планеров. На снимке Whitley Mk V из 21-й учебной авиагруппы, тянущий планер Horsa над авиабазой Брайз-Нортон. Whitley буксировали планеры только в учебных полетах, а в боевых вылетах для этого применялись бомбардировщики Halifax.
A Whitley V towing an Airspeed Horsa troop glider in mid-1943.
A Whitley towing an Airspeed Horsa. Designed as a long-range night bomber, the Whitley was relegated to glider towing work but was not used operationally. Most were used at No 21 Heavy Glider Conversion Unit at RAF Brize Norton. Brian Field became quite a dab hand at flying the Christchurch-based Whitley used for initial towing of early Horsas.
"Хорса" Mk.I (хорошо виден двойной буксировочный трос) с "полосами вторжения" взлетает за бомбардировщиком "Халифакс", чтобы взять курс к побережью Нормандии, июнь 1944г.
Транспортный «Галифакс» буксирует десантный планер «Хорса». 1944 г.
A Halifax tows off a Horsa Mk.I, using the divided cable tow. Note the landing skid beneath the Horsa's fuselage.
A Halifax at minimum airspeed gives a tow to a Horsa.
A Halifax tows off a Horsa of No 295 Squadron (Airborne) in June 1943.
The picture, depicting a Horsa of the 1st Allied Airborne Army en route to Arnhem in September 1944, was taken over the shoulder of a Stirling’s rear gunner by Flight photographer John Yoxall.
A Horsa under tow, as seen from the gunner’s position of an Armstrong Whitworth Albemarle.
The shot shows the line falling away at the moment of release.
"Хорса" Mk.I в полете на буксире.
"Хорса" Mk.I: вид спереди. Хорошо виден один из буксировочных тросов, крепящийся к крылу.
A Horsa displays the black and yellow underside of a glider trainer.
Планер Horsa Mk I с "полосами вторжения" на фюзеляже заходит на посадку. Между основными опорами шасси хорошо видна посадочная лыжа.
A fine Charles E. Brown study of a Horsa II on finals. The wheels not been released, so the central will not be needed.
Another view of a massed Horsa landing during an exercise. Note the full landing flap on the nearest glider.
A Horsa displays its enormous flap area in the 80° setting, which greatly reduced approach and landing distance. Photographed in July 1943, this aircraft was flying with the Heavy Glider Conversion Unit, KAF Netheravon, and had just made a training flight.
An unusual view of an Airspeed Horsa on the approach. This photograph was taken in late 1944 on the occasion of the first press visit to the Glider Pilot Regiment, which had first gone into action in Sicily.
The massed arrival of Horsa gliders at an airfield “somewhere in England” during a training exercise.
Голландия, сентябрь 1944 года: операция "Маркет Гарден" в полном разгаре. Висящие на стропах парашютов и суетящиеся на летном поле английские десантники еще не знают, что большинству из них через несколько дней суждено погибнуть или понуро брести под конвоем в колоннах военнопленных...
Paratroops land on the outskirts of Arnhem, amid de-tailed Horsa IIs.
Horsas of the main force of the 6th Airborne Division scattered over their landing zone in Normandy.
Площадка десантирования "Хорс" в районе Арнема. Хорошо заметны разбросанные по всему полю тормозные и грузовые парашюты, а также - отстыкованные для ускорения разгрузки хвостовые части фюзеляжей планеров.
Three Horsas unloading at Arnhem. Note the detached rear fuselages and damaged wing tips.
Another group of Horsas at Arnhem, photographs by a PR Spitfire.
"Синий Хорса" Mk.II с откинутой на шарнире кабиной экипажа. Планер доставил во Францию джип с 20-миллиметровой автоматической зенитной пушкой "Эрликон" на облегченном лафете.
A new viewpoint on a 'wooden wonder'. One interesting, if offbeat research tool was this re-nosed Airspeed Horsa used to check the effective crew visibility out of the yet to be built De Havilland DH 106 Comet. Modified to take the new nose in January 1947, flight testing of this wooden construction hybrid was undertaken by John Cunningham, whose tug was a Handley Page Halifax A 7. In order to experience worst case conditions, much of the testing, necessarily, was undertaken in rain or snow. That not all modification work is done inside heated hangars is evident from the inset picture of a snow covered Hatfield aerodrome during one of the bleakest British winters on record.
AIRSPEED HORSA WITH COMET NOSE. In a paper delivered to the Royal Institution (Vol. 35, p. 38), Mr. C. T. Wilkins, O.B.E., F.R.Ae.S., the chief designer of the de Havilland Comet, stated: "Considerable doubt was expressed in the early days, of the degree of visibility which would be obtained through such a windscreen, particularly in rain.To prove this point, a mock-up nose and flight deck were fitted to a Horsa glider which was then towed through rain."
The accompanying photographs show (top) the Comet-nose Airspeed Horsa II compared with a standard A.S.51 Horsa I. The test flights, with Chief Test Pilot John Cunningham at the controls, took place in January 1947, the tug being a Handley Page Halifax A.Mk.7 (PP389). Note the twin nosewheels and central landing skid on the Horsa II, which also had wing attachment lugs in place of the single tow point on the nosewheel of the Horsa I.
L to r, Lt Reilly USN, the author and Capt Figley USMC in front of the Horsa at Philadelphia.
"Хорсы" выпускались с заводов в разобранном виде и монтировались непосредственно на аэродромах базирования.
The 30 component parts of a Horsa ready for assembly.
View of the fuselage of Airspeed Horsa TL659;
External and internal views of the Mosquito Aircraft Museum's Horsa fuselage.
Фюзеляж "Хорсы", сохранившийся в одной из частных британских коллекций. Обратите внимание, что из дерева выполнены даже сиденья пилотов и каркас остекления фонаря кабины.
Интерьер пилотской кабины "Хорсы" Mk.I - прекрасный обзор и минимально необходимый комплект приборов.
The Horsa cockpit.
The Horsa cockpit. 1. Nut for wheel removal; 2. air-pressure bottle; 3. dash lamp; 4. A.S.I.; 5. towing-cable angle indicator; 6. altimeter; 7. turn and bank indicator; 8. airbrake levers (not used); 9. towing-cable release; 10. flap control; 11. undercarriage jettison; 12. landing lamps; 13. compass; 14. compressed air storage brakes; 15. wing nut for rudder bar removal and alternative spindle for pilot's leg adjustment; 16. brake regulator valve; 17. Very pistol tube; 18 compressed air storage, flaps; 19. beam approach holder; 20. dimmer switch for cockpit lights.
Интерьер десантно-грузовой кабины. Хорошо видны массивные деревянные шпангоуты и лавки вдоль бортов, на одной из которых сидит манекен английского десантника.
View of the fuselage of Airspeed Horsa TL659;
After its use since 1948 as a garage and workshop by her father, Marilyn Pettifer of Banbury donated a Horsa II forward fuselage to the Mosquito Aircraft Museum at Salisbury Hall late in 1975. Although the cockpit section, top, parted from the remainder, bottom, it eventually reached its new home.
Для многих американских и английских десантников первый боевой вылет заканчивался так: разбитый "Хорса" и трупы его команды на одной из посадочных площадок в Нормандии.
The 1/72nd-scale Revell/Italaerei model of the Airspeed Horsa glider
Airspeed A.S.51 Horsa
The Airspeed Horsa Transport Glider.