WACO CG-4A Hadrian
Страна: США
Год: 1942
Планер

Десантный и грузовой планер
Описание
Фотографии
Waco CG-4A Haig/Hadrian

  CG-4A стал единственным американским планером, участвовавшим в боевых операциях Второй мировой войны. Планер получил у британцев название «Hadrian», а у американцев - «Haig». Конструктивно он был сделан из стальных труб и дерева с полотняной обшивкой. Носовая часть была откидывающейся и позволяла загружать в планер легкие автомобили, такие как Jeep, либо 75-мм гаубицу, либо 15 военнослужащих в полном снаряжении, размещавшихся на скамьях вдоль стенок фюзеляжа. CG-4A был разработан на базе менее крупного варианта XCG-3, который вмещал только 9 человек и выпускался на нескольких заводах, включая «Beech», «Boeing», «Cessna» и «Ford». Всего за два года было выпущено 12 393 планера.
  Впервые они были использованы в операции, осуществленной британскими и американскими воздушно-десантными силами в 1943 году перед проведением основной операции по захвату Сицилии. Несколько тысяч CG-4A стояли на вооружении в 1944-1945 годах: во время высадки войск в Нормандии, наступления в Голландии и при форсировании Рейна их буксировали самолеты C-46 и C-47. CG-4A также применялись в Бирме. Значительное количество планеров было направлено на Дальний Восток в рамках подготовки к вторжению в Японию. Усовершенствованный вариант строился в ограниченном масштабе под обозначением CG-15A, он имел крыло размахом 18,95 м, переделанную носовую часть и стойки шасси консольного типа.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Waco CG-4A

  Тип: десантный и грузовой планер
  Летные характеристики: максимальная скорость буксировки 201 км/ч
  Масса: пустого 1719 кг; максимальная взлетная 4082 кг
  Размеры: размах крыла 25,50 м; длина 14,73 м; высота 3,85 м; площадь крыла 83,61 м2
"Зубастая пасть" - едва ли не самый распространенный декоративный элемент, которым американские летчики в годы войны украшали свои самолеты. Экипаж этого планера решил последовать их примеру, а в качестве "глаз" на рисунке хорошо подошли иллюминаторы.
Этот "Вако", раскрашенный как участник операции "Оверлорд", выставлен в США в качестве памятника перед зданием одной из бывших военных планерных школ.
Британский "Адриан", который еще в начале 50-х годов использовали в RAF для подготовки планеристов.
Ранние серийные C-47-DL Skytrain, собранные на заводе в Лонг-Бич, буксируют десантные планеры Waco Hadrian во время учебно-тренировочного полета в США.
The Waco CG-4A Fifteen-seat Troop or Cargo-carrying Glider.
"Вако" на одном из военных аэродромов в США, 1943г.
An early CG-4 stands ready for a training flight with tow line already attached to the fitting above the cockpit.
"Вако" - экспонат-памятник американским десантникам в городе Гринвилл.
Chosen as the US Army's primary tactical transport glider, the WACO CG-4A also had to serve in a training role. This early example has jettisonable main wheels.
Подготовка к открытию второго фронта в Европе: американские десантные планеры "Вако" (на переднем плане) и английские "Хорсы" (на заднем) сосредотачивались на базах хранения в Великобритании. Деревянные аппараты стоят прямо под открытым небом - значит, ждать приказа осталось недолго...
An improvised 'bulls-eye' mowed into a field served as a spot landing aid for CG-4 student pilots.
C-47 готовится взлететь с планером "Вако" на буксире.
Dakota готовится подцепить планер Waco - данная техника использовалась для возвращения планеров, задействованных в 1944 году во 2-й экспедиции британских сил спецназначения, дислоцированных в Индии (они именовались "Chindits", в 1944 году включали 3-ю индийскую пехотную дивизию).
Acquiring tugs to tow the CG-4s up for training was almost as difficult as getting the gliders. One method of getting the most from each C-47 sortie was to haul two WACOs under double tow.
Планер "Адриан" в британском коричнево-зеленом камуфляже.
Despite its ungainly looks, the CG-4A was well behaved and comparatively easy to fly. This meant relatively few training hours were necessary before the student was judged sufficiently competent.
"Вако" в свободном полете.
Американский планер CG-4A широко использовался в 1943-1945 годы, в основном на Европейском ТВД.
The Waco CG-4A which was built in larger numbers than all other transport gliders combined.
A pilot performing a rapid stopping manoeuvre during training by pitching the glider forward onto its nose skids, July 1943. The emergency exit doors have been removed for cooling in the hot summer weather and for rapid egress.
Мотопланер XPG-2A с двумя моторами "Рейнджер".
Сборка "Вако" на заводе в городе Гринвилл.
Крыльевой подкос и основная стойка шасси.
Установка тормозного парашюта на позднесерийном экземпляре "Вако".
Еще один "Вако" в роли музейного экспоната демонстрирует, как на месте высадки десанта из удачно приземлившегося планера своим ходом мог выехать джип "Виллис".
Фюзеляж "Вако" с частично снятой полотняной обшивкой в одном из американских музеев. Виден силовой набор и манекены десантников.
Носовая часть CG-4A. Хорошо видны три дополнительные посадочные лыжи, которые начали устанавливать для повышения уровня безопасности экипажа в соответствии с первым опытом боевого применения этих планеров.
"Just follow the rope!" View from the cockpit of a CG-4A in high tow above a C-47.
Стандартная приборная панель "Вако".
Интерьер грузопассажирской кабины "Вако" с манекенами десантников и экипажа.
Один из сотен десантных планеров, разбитых при высадке в Нормандии.
Схема технологического членения планера "Вако". Рисунок из "Руководства по эксплуатации".
The Waco CG-4A Troop-carrying Glider.