WACO CG-4A Hadrian
Страна: США
Год: 1942
Планер

Десантный и грузовой планер
Описание
Фотографии
Waco CG-4A Haig/Hadrian

  CG-4A стал единственным американским планером, участвовавшим в боевых операциях Второй мировой войны. Планер получил у британцев название «Hadrian», а у американцев - «Haig». Конструктивно он был сделан из стальных труб и дерева с полотняной обшивкой. Носовая часть была откидывающейся и позволяла загружать в планер легкие автомобили, такие как Jeep, либо 75-мм гаубицу, либо 15 военнослужащих в полном снаряжении, размещавшихся на скамьях вдоль стенок фюзеляжа. CG-4A был разработан на базе менее крупного варианта XCG-3, который вмещал только 9 человек и выпускался на нескольких заводах, включая «Beech», «Boeing», «Cessna» и «Ford». Всего за два года было выпущено 12 393 планера.
  Впервые они были использованы в операции, осуществленной британскими и американскими воздушно-десантными силами в 1943 году перед проведением основной операции по захвату Сицилии. Несколько тысяч CG-4A стояли на вооружении в 1944-1945 годах: во время высадки войск в Нормандии, наступления в Голландии и при форсировании Рейна их буксировали самолеты C-46 и C-47. CG-4A также применялись в Бирме. Значительное количество планеров было направлено на Дальний Восток в рамках подготовки к вторжению в Японию. Усовершенствованный вариант строился в ограниченном масштабе под обозначением CG-15A, он имел крыло размахом 18,95 м, переделанную носовую часть и стойки шасси консольного типа.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Waco CG-4A

  Тип: десантный и грузовой планер
  Летные характеристики: максимальная скорость буксировки 201 км/ч
  Масса: пустого 1719 кг; максимальная взлетная 4082 кг
  Размеры: размах крыла 25,50 м; длина 14,73 м; высота 3,85 м; площадь крыла 83,61 м2
"Зубастая пасть" - едва ли не самый распространенный декоративный элемент, которым американские летчики в годы войны украшали свои самолеты. Экипаж этого планера решил последовать их примеру, а в качестве "глаз" на рисунке хорошо подошли иллюминаторы.
Этот "Вако", раскрашенный как участник операции "Оверлорд", выставлен в США в качестве памятника перед зданием одной из бывших военных планерных школ.
Британский "Адриан", который еще в начале 50-х годов использовали в RAF для подготовки планеристов.
Ранние серийные C-47-DL Skytrain, собранные на заводе в Лонг-Бич, буксируют десантные планеры Waco Hadrian во время учебно-тренировочного полета в США.
The Waco CG-4A Fifteen-seat Troop or Cargo-carrying Glider.
"Вако" на одном из военных аэродромов в США, 1943г.
"Вако" - экспонат-памятник американским десантникам в городе Гринвилл.
Подготовка к открытию второго фронта в Европе: американские десантные планеры "Вако" (на переднем плане) и английские "Хорсы" (на заднем) сосредотачивались на базах хранения в Великобритании. Деревянные аппараты стоят прямо под открытым небом - значит, ждать приказа осталось недолго...
C-47 готовится взлететь с планером "Вако" на буксире.
Dakota готовится подцепить планер Waco - данная техника использовалась для возвращения планеров, задействованных в 1944 году во 2-й экспедиции британских сил спецназначения, дислоцированных в Индии (они именовались "Chindits", в 1944 году включали 3-ю индийскую пехотную дивизию).
Планер "Адриан" в британском коричнево-зеленом камуфляже.
"Вако" в свободном полете.
Американский планер CG-4A широко использовался в 1943-1945 годы, в основном на Европейском ТВД.
The Waco CG-4A which was built in larger numbers than all other transport gliders combined.
Мотопланер XPG-2A с двумя моторами "Рейнджер".
Сборка "Вако" на заводе в городе Гринвилл.
Крыльевой подкос и основная стойка шасси.
Установка тормозного парашюта на позднесерийном экземпляре "Вако".
Еще один "Вако" в роли музейного экспоната демонстрирует, как на месте высадки десанта из удачно приземлившегося планера своим ходом мог выехать джип "Виллис".
Фюзеляж "Вако" с частично снятой полотняной обшивкой в одном из американских музеев. Виден силовой набор и манекены десантников.
Носовая часть CG-4A. Хорошо видны три дополнительные посадочные лыжи, которые начали устанавливать для повышения уровня безопасности экипажа в соответствии с первым опытом боевого применения этих планеров.
Стандартная приборная панель "Вако".
Интерьер грузопассажирской кабины "Вако" с манекенами десантников и экипажа.
Один из сотен десантных планеров, разбитых при высадке в Нормандии.
Схема технологического членения планера "Вако". Рисунок из "Руководства по эксплуатации".
The Waco CG-4A Troop-carrying Glider.