Supermarine Spitfire Mk.VI / VII / VIII
Варианты:
Supermarine - Spitfire Mk.VI / VII / VIII - 1942 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1942


Истребитель
Купить капроновые нитки: качественные нитки www.mosspectkan.ru.
Описание:
Spitfire Mk.VI / VII / VIII
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии

Spitfire Mk.VI / VII / VIII

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
  - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
  - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
  - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
  - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
  - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
  - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
  - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
  - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
  - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
  - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
  - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
  - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
  Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
  Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
  Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
  Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
  На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
  Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
  В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
  Spitfire Mk VI: высотный перехватчик с 1415-сильным Merlin 47; гермокабина, крыло HF; построено 100
  Spitfire Mk VII: высотный перехватчик с двухступенчатым Merlin 61,64 или 71; гермокабина, убираемая хвостовая опора шасси, часто заостренный киль; построено 140
  Spitfire Mk VIII: двухступенчатый Merlin 61,63,66 или 70; кабина не герметизирована, крыло LF, F или HF, вооружение A, B и C; построено 1658
<...>
Spitfire HF Mk VII of No 131 Sqn in high-altitude day finish, as introduced in June 1943 but not widely used.
Spitfire Mk VIII применялись преимущественно на Дальнем Востоке. На этом JG559, базировавшемся в Палель, Бирма, летал флайт-лейтенант У. Гулд из 607-й эскадрильи Командования Юго-Восточной Азии (SEAC). В мае 1944 года Гулд сбил японский Ki-43 и еще два самолета повредил.
Авиационная поддержка в Италии. 1-я эскадрилья ВВС ЮАР отличилась в боях в Северной Африке, а затем действовала на Мальте и в Италии. В середине 1943 года ее перевооружили истребителями Spitfire MkVIII и Mk IX. Изображенный Mk VIII с номером JF626 окрашен по малоконтрастной схеме без полосы на фюзеляже. Такая окраска типична для севера Европы, но никак не для Средиземноморья. На этой машине в декабре 1943 года сражался в Италии майор Генри Гейнор. Одну из своих пяти побед в воздушных боях он одержал на истребителе Spitfire MkVIII, остальные - на самолетах Hurricane Mk II и Spitfire MkV в Северной Африке.
Средиземноморская окраска американских ВВС. Истребители Spitfire Mk VIII использовались на так называемых "заморских" театрах военных действий. На изображенной машине летал заместитель командира 31-й истребительной группы 12-й воздушной армии США подполковник Маккоркл. В январе 1944 года группа базировалась в Италии на аэродроме Кастель-Вольтюрно. Летая на Mk VII и Mk IX, Маккоркл сбил пять вражеских самолетов. Подобно истребителям британских ВВС, американские самолеты окрашивались по пустынной схеме. Серийный номер на этом истребителе не нанесен (или закрашен), но перед кабиной изображена эмблема 31-й истребительной группы, а на капоте мотора написано собственное имя самолета - "Betty Jane".
"Спитфайр" Mk VIII лучшего австралийского аса груп-кептена Клайва Калдвелла, командира 80-го авиакрыла RAAF, лето 1945г.
На защите Австралии. Истребитель Spitfire LF.Mk VIII с личным кодом заместителя командира 80-го авиакрыла Королевских австралийских ВВС Клайва Кэлдуэлла, остров Моротай, лето 1945 года. Самолет камуфлирован в зеленый и коричневый цвета, нижняя поверхность окрашена в синий цвет. На нем нанесены отметки о воздушных победах, одержанных Кэлдуэллом в Северной Африке на истребителях Tomahawk и Kittyhawk и в Австралии на Spitfire Mk V.
"Спитфайр" Mk.VIII из 155-й эскадрильи RAF, аэродром Медан, о. Суматра, весна 1946г.
На защите Австралии. В 1944 году Роберт Гибз (10 воздушных побед, все одержаны в северной Африке) служил заместителем командира 80-го авиакрыла Королевских ВВС Австралии, которое базировалось в Саттлер-Филд и действовало против японцев. Его Spitfire LF.Mk VIII был камуфлирован в зеленый и коричневый цвета, а нижние поверхности окрашены в синий цвет. Красный круг в центре опознавательных знаков закрашен белой краской, чтобы устранить сходство с японскими опознавательными знаками. Акулья пасть на фюзеляже - эмблема самолетов 457-й эскадрильи, за ней часто писали название "Grey Nurse".
The Spitfire VIII flown by Lt L P Molland, CO of 308th Squadron, 31st FG, serving with the US Fifteenth Air Force in Italy, 1944.
"Спитфайр" Mk.VIII
Spitfire VIII "Grey Nurse" of No 457 (Australian) Sqn, No 1 Fighter Wing, Living­stone, 1943.
Сопровождение бомбардировщиков в Бирме. Истребители Spitfire MkVIII массово применялись не только на Средиземноморье, но и в Бирме, в составе Командования Юго-Восточной Азии. Изображенный здесь самолет окрашен по ранней азиатской схеме - в зеленый и коричневый цвета, нижние поверхности - сине-голубые. На крыло и киль нанесены белые опознавательные полосы Командования Юго-Восточной Азии. На MD371 летал командир 239-го авиакрыла Роберт Бойд. В 1944 году его авиакрыло базировалось в Индии на аэродроме Байгачи. Роберт Бойд стал асом, сражаясь в Британии на истребителях Spitfire первых модификаций.
Spitfire HF.VIII A58-758/MV239 shortly after lifting off on its first flight at Scone, NSW, Australia on December 29, 1985. This aircraft, owned by Col Pay, is the first Spitfire to fly in Australia since the end of World War Two.
Mk.VI
Опытный "Спитфайр" VI в полете, июль 1941г.
Air view of the Spitfire VI trials aircraft X4942, showing the extended wing tips.
Главными отличиями модификации Mk VI были увеличенное крыло, гермокабина и двигатель Merlin 47. Несмотря на возлагаемые на него надежды, самолет в целом оказался неудачным.
Ground view of the Spitfire VI trials aircraft X4942, showing the extended wing tips and the additional intake on the starboard front cowling for the cabin blower.
124-я эскадрилья была одним из двух подразделений истребительного командования, оснащенных высотными Spitfire Mk VI. К сожалению, эти самолеты не могли летать выше 10 700 м.
Воздух поступал в гермокабину Mk VI через воздухозаборники под выхлопными трубами на правом борту. В отличие от Mk V этот самолет имел четырехлопастный винт.
"Спитфайр" HF VI из 124-й эскадрильи, Дебден, июль 1942г. Хорошо виден длинный воздухозаборник системы наддува кабины под выхлопными патрубками
Mk.VII
The prototype Spitfire VII AB450, distinguished from the Mk VI most obviously by the retractable tailwheel and "C" wing armament.
Как перехватчики Mk VII почти не применялись, зато использовались как маловысотные истребители, истребители-бомбардировщики и истребители сопровождения бомбардировщиков. В январе 1945 года самолеты сняли с вооружения строевых эскадрилий.
"Спитфайр" VII в полете
The Supermarine Spitfire VII High-altitude Fighter, the first to be fitted with a Rolls-Royce Merlin 60 Series engine.
A production Mk VII, with the enlarged rudder, serving in the Orkneys in 1944.
Четыре вида истребителя "Спитфайр" Mk.VII
Одна из первых серийных "семерок"
"Спитфайр" Mk.VII из 131-й эскадрильи. Весна 1944г.
Высотный истребитель "Спитфайр" Mk.VII на Оркнейских островах
Mk.VIII
A pre-delivery shot of a Spitfire VIII in the early configuration, with extended wing tips and standard rudder. Note the retractable tailwheel and the Pokes Aero-Vee tropical filter.
Командующий так называемых "ВВС Пустыни" вице-маршал авиации Гарри Бродхарст (самый молодой вице-маршал в истории британских ВВС, 38 лет) выруливает на старт на своем Mk VIII. На заднем плане - сгоревший ангар итальянского аэродрома Таранто (лето 1943 года). Самолет снабжен крылом сублинейными законцовками, характерными для ранних Mk VIII.
A Spitfire VIII of the same standard flown in 1943 by AVM Harry Broadhurst.
Высотная "восьмерка" из состава 308-й эскадрильи в Италии
"Спитфайр" Mk.VIII из 28-й эскадрильи британских ВВС. На самолете сохранились опознавательные знаки времен Второй Мировой Войны.
Spitfire VIII of the later production standard, with broad-chord rudder and standard wing tips. The aircraft is in SE Asia markings, with white bands on fin and wings.
"Восьмерка" первых серий на одном из аэродромов Бирмы
"Восьмерки" из состава 136-й эскадрильи - самого результативного подразделения англичан в Юго-Восточной Азии
"Спитфайр" HF VIII из состава 308-й эскадрильи на итальянском фронте
Некоторые "Спитфайры" сохранялись в американских частях до конца войны, как эта "восьмерка" с укороченным крылом из 308-й эскадрильи
Несмотря на установку более мощного мотора, Mk VIII сохранил классическое для ранних истребителей Spitfire крыло эллиптической в плане формы. Все Mk VIII предназначались для подразделений, действовавших за пределами метрополии, и оснащались тропическими фильтрами Vokes Aero-Vee. Фильтр виден под носовой частью фюзеляжа.
Spitfire VIII of the later production standard, with broad-chord rudder and standard wing tips.
Spitfire VIII A58-465 of Australian-manned No 457 Squadron in August 1944
Группа поздних "Спитфаров" VIII из 452-й австралийской эскадрильи, базировавшейся на о.Моротаи, декабрь 1944г.
"Спитфайры" Mk.VIII из состава австралийских ВВС
"Спитфайр" Mk.VIII, летящий над Тихим океаном в одном строю с P-38
В мае 1944 года была отменена камуфляжная окраска на всех Spitfire австралийских ВВС. На снимке: Mk VIII из 85-й эскадрильи, отличившейся в ходе операций на Новой Гвинее.
The first Supermarine Spitfire to fly in Australia since the end of World War Two took to the air on December 29, 1985 at Scone, New South Wales, just in time to herald the Spitfire’s golden jubilee year. The aircraft, HF Mk VIII MV239/A58-758, has been painstakingly restored over the last 2 1/2 yr by Scone-based businessman Colin Pay.
Опытный "Спитфайр" VIII JF299 с каплевидным фонарем и новым килем
An Experimental Spifire VIII with a rear-view cockpit canopy, the first to be fitted to a Sptfire.
A Spitfire VIII development airframe with the cut-down rear fuselage and rear-view canopy, later to be adopted on Mk IXs and Mk XVIs. Note the smaller "blister" ’fairings for the wing cannon, compared with those on the Mk VB and VC.
Mk VIII JF299 стал первым Spitfire с каплеобразным фонарем кабины. В таком виде самолет выполнил первый полет в середине 1943 года в Даксфорде. Изменения в конструкции не отразились на его летных данных, но существенно улучшили обзор из кабины и были внедрены на Mk VIII, Mk IX и Mk XVI послевоенной постройки, а также на оснащенных моторами Griffon самолетах Mk XIV.
Пилоты истребителей Spitfire флайт-лейтенант Д.А. Пиджн, уорент-офицер У. Г. Ятис и флайт-сержант Р.Х. Уиттл из 607-й эскадрильи вернулись из боевого вылета против японцев, аэродром Импхал (Индия). На заднем плане - истребители Spitfire Mk VIII. С начала 1945 года 607-я эскадрилья чаще наносила удары по наземным целям, поддерживая наступление союзников в Бирме, чем вела воздушные бои с японской авиацией.
81-я эскадрилья - одна из первых в британских ВВС на Дальнем Востоке, получившая Spitfire Mk VIII (это произошло в конце 1943 года). Всего в Бирме, Индии и Китае воевало 10 эскадрилий с Mk VIII.
Personnel of the Australian-manned No 457 Squadron at Sattler in February 1945, showing shark's teeth insignia on the Spitfire VIII.
"Спитфайры" на Дальний Восток доставлялись в разобранном виде
 
Spitfire F.Mk.VIII Королевских Индийских ВВС из авиашколы в Хакимпеде, 1948г.