Avro Lancaster / Type 683
Варианты:
Avro - Lancaster / Type 683 - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


Тяжелый бомбардировщик с экипажем из семи человек
Описание:
Lancaster / Type 683
Avro 683 Lancaster
Фотографии:

Боковые проекции (30)

Lancaster / Type 683

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж - 7 человек. Создан в КБ фирмы "А.В.Роу" под руководством Р.Чедвика. Являлся переделкой самолета "Манчестер" под увеличенное крыло и новую мотоустановку. Опытный "Ланкастер" впервые поднялся в воздух 9 января 1941 г. Серийное производство начато в октябре того же года. Самолет строился на заводах "Авро" (Манчестер, Йедон), "Армстронг-Уитворт" (Бэгинтон, Биттесвелл), "Виккерс-Армстронг" (Честер, Кэстл-Бромвич), "Мосли род уоркс" (Манчестер), "Лонгридж уоркс" (Бирмингем), "Виктори эйркрафт" (Мэлтон, Канада). В общей сложности выпущено 7377 экз. Вооружение большинства модификаций 10x7,69, модификаций VII и X - 2x12,7 + 6x7,69; бомбы до 6400 кг, у вариантов "Спешиэл" - до 10 000 кг. "Ланкастер" состоял на вооружении в Великобритании с декабря 1941 г.
Основные серийные модификации:
  - "Ланкастер" I с моторами "Мерлин" XX, 22, 24;
  - "Ланкастер" III с моторами "Мерлин" 28, 38, 224;
  - "Ланкастер" II с моторами "Геркулес" VI или XVI;
  - "Ланкастер" VI с моторами "Мерлин" 85;
  - "Ланкастер" VII, аналог модификации III с верхней турелью 2x12,7;
  - "Ланкастер" X, канадский аналог модификации III с моторами "Мерлин" 38, 224, верхней турелью 2x12,7 и измененным оборудованием.
Выпускалось много специализированных вариантов: для сброса особо тяжелых бомб (по 3632 кг, 5448 кг, 9988 кг), вращающихся бомб Уоллиса, с РЛС H2S и т.д.
С марта 1942 г. "ланкастеры" использовались для минных постановок и ночных налетов на города Германии. С середины года - основной английский тяжелый бомбардировщик. Участвовал в массированных налетах на Германию, Италию, Францию. С сентября 1944 г. применялся и днем. В сентябре 1944 г. "ланкастеры", базировавшиеся под Архангельском, повредили немецкий линкор "Тирпиц" в Альтен-фьорде (Норвегия). Позднее, вылетев из Шотландии, они потопили его у о.Хаак. В течение всей войны "Ланкастер" служил как бомбардировщик, минный заградитель, транспортный самолет и самолет РЭП. Снят с производства в феврале 1946 г. Служил в Королевских ВВС как бомбардировщик до марта 1950 г., как морской патрульный самолет - до 1956 г.


"Ланкастер" III||
Размах:||31,11 м
Длина:||25,25 м
Моторы, количество х мощность:||4x1480 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||31850 кг
Максимальная скорость:||460 км/ч
Практический потолок:||4800 м
Дальность:||4200 км

Avro 683 Lancaster

Проектирование четырехмоторной модификации Manchester Mk III началось еще до запуска в серию двухмоторной машины. Фактически, прототип самолета Lancaster представлял собой переделанный планер бомбардировщика Manchester - были увеличены размеры центроплана и установлены четыре V-образных мотора Rolls-Royce Merlin X мощностью по 1145 л. с. Изначально прототип сохранял трехкилевое оперение от Manchester, но позже средний киль демонтировали, а площади килей-шайб увеличили - такое оперение стало стандартным для всех самолетов Lancaster.
  Прототип выполнил первый полет 9 января 1941 года, в том же месяце машину перегнали для дальнейших испытаний в Боскомб-Даун. Второй, несколько доработанный, прототип с двигателями Merlin XX поднялся в воздух 13 мая 1941 года. Чуть позже, в сентябре, первый прототип передали в 44-ю эскадрилью для подготовки экипажей и проведения эксплуатационных испытаний. Новый бомбардировщик сразу же показал себя очень удачным самолетом, была заказана большая партия таких машин. Первые серийные Lancaster собирались частично из деталей, заготовленных для бомбардировщиков Manchester, и были готовы уже в октябре 1941 года. Они обозначались Lancaster Mk I, но в 1942 году обозначение поменяли на Lancaster В. Mk I.
  Первый контракт предусматривал постройку 1070 самолетов, однако за первым заказом вскоре последовали другие - пришлось привлекать к программе, помимо фирмы "Avro", и другие компании.
  Темп производства самолетов сдерживала нехватка моторов Merlin, которую удалось преодолеть только после начала лицензионного производства двигателей Merlin в США на заводе фирмы "Packard".. Конструкторы тем временем искали альтернативный мотор, и вскоре выбор пал на звездообразный Bristol Hercules VI/XVI мощностью 1735 л. с. Самолеты с такими моторами обозначались Lancaster Mk II (затем Lancaster В. Mk II). Прототип выполнил первый полет 26 ноября 1941 года, летные испытания прошли успешно, после чего данную модификацию запустили в серию на заводе фирмы "Armstrong Whitworth" в Ковентри. Первые два самолета с моторами Hercules собрали в сентябре 1942 года и передали для дальнейших испытаний в Боскомб-Даун, а вскоре к ним присоединилась и третья машина. Другие Lancaster Mk II первой производственной серии поступили на вооружение 61-й эскадрильи, где ранее проходили войсковые испытания бомбардировщики Lancaster Mk I.
  Постепенно Lancaster Mk II стал поступать и в другие эскадрильи, но он не смог затмить славу своего собрата с моторами Merlin - модификация Mk II обладала меньшими скоростью полета и практическим потолком, а бомбовая нагрузка была меньше более чем на 1800 кг. Выпуск Mk II прекратили после постройки 301 самолета - завод фирмы "Armstrong Whitworth" переключился на сборку Lancaster В. Mk I.
  Lancaster В. Mk I получил три установки типа Fazer-Nash с гидроприводами (в носовой части, на верхней части фюзеляжа за крылом и в кормовой части), в общей сложности бомбардировщик нес восемь 7,7-мм пулеметов Browning (по два пулемета в носовой и надфюзеляжной турелях и четыре - в кормовой). Бомбоотсек изначально был рассчитан на бомбовую нагрузку в 1814 кг, но его размеры постоянно увеличивали, и со временем там стало возможным помещать бомбы массой до 5440 кг, а вариант Lancaster В. Mk I (Special) мог брать на борт огромные бомбы Tallboy массой 5443 кг и Grand Slam массой 9979 кг. На варианте Lancaster B.Mk III стояли моторы Merlin американской постройки, выпуск этих самолетов шел параллельно с постройкой В. Mk I. Внешне Mk III отличался от Mk I большим блистером бомбардира в носовой части фюзеляжа, а также несколько иным составом бортового оборудования.
  В 1942 году было решено наладить производство Lancaster B.Mk X в Канаде на фирме "Victory Aircraft". Канадские самолеты оснащались моторами Merlin американского производства и выполняли перелеты через Атлантику без вооружения, которое монтировалось уже в Великобритании. Первый B.Mk X заказчик получил 6 августа 1943 года, всего же было построено 430 таких самолетов.
  Модификацию B.Mk VI оснастили двигателями Merlin 85 или 87 мощностью по 1635 л. с. Девять самолетов были модернизированы в B.Mk VI фирмой "Rolls-Royce" и переданы в 635-ю эскадрилью, где с машин сняли носовые и надфюзеляжные турели, но установили модернизированные радиолокационные бомбардировочные прицелы H2S и появившиеся средства РЭБ. Хотя по летным характеристикам B.Mk VI превзошел более ранние модификации, в серию эта модель не пошла. Последним серийным вариантом стал Lancaster B.Mk VIII с надфюзеляжной турелью American Martin с парой 12,7-мм пулеметов, которую несколько сместили вперед.
  Несмотря на появление новых модификаций, серийный выпуск B.Mk I (с 1945 года - B.Mk 1) продолжался на протяжении всей войны, последнюю машину компания "Armstrong Whitworth" передала заказчику 2 февраля 1946 года.
  Помимо двух прототипов в общей сложности было построено 7377 самолетов различных модификаций: Mk I - 3425, Mk II - 301, Mk III - 3039, Mk VII - 180, Mk X - 430. Бомбардировщики собирались на заводах компаний "Avro" (3673), "Armstrong Whitworth" (1329), "Austin Motors" (330), "Metropolitan Vickers"(1080), "Vickers Armstrong" (535) и "Victory Aircraft" (430). Иногда выполнялись переделки самолетов одной модификации в другую. За время войны как минимум 59 эскадрилий Бомбардировочного командования имели на вооружении самолеты Lancaster, которые выполнили более 156000 боевых вылетов и сбросили на противника 618350 т фугасных и более 51 млн штук зажигательных бомб.
  По мере приближения окончания войны в Европе, эскадрильи самолетов Lancaster стали готовиться к переброске на Дальний Восток, но Япония капитулировала раньше, чем это удалось сделать. После окончания войны Lancaster использовались для перевозки на родину бывших британских военнопленных, часть машин в Великобритании и других странах Европы использовали в качестве летающих лабораторий, несколько машин поступили на вооружение авиации ВМС Франции, а другие - использовались как гражданские транспортные самолеты под обозначением Avro Lancastrian.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Avro 683 Lancaster Mk I

  Тип: тяжелый бомбардировщик с экипажем из семи человек
  Силовая установка: четыре V-образных двигателя Rolls-Royce Merlin XX или 22 мощностью по 1280 л. с. (954 кВт) или Merlin 24 мощностью по 1620 л.с.(1208 кВт)
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 3505 м - 462 км/ч; крейсерская скорость на высоте 6100 м - 338 км/ч; скороподъемность 76 м/мин; практический потолок 7468 м; дальность полета с бомбовой нагрузкой 3175 кг - 4072 км
  Масса: пустого 16 738 кг; максимальная взлетная 31751 кг
  Размеры: размах крыла 31,09 м; длина 21,18 м; высота 6,10 м, площадь крыла 120,49 м2
  Вооружение: восемь 7,7-мм пулеметов, до 6350 кг бомб в бомбоотсеке
Type 683 Lancaster. BT308 был первым прототипом Lancaster, в конструкции которого использовались многие элементы от бомбардировщика Manchester. Первый полет этой машины состоялся 9 января 1941 года. Силовая установка состояла из четырех двигателей Merlin X. Самолет оснащен шасси и третьим килем от Manchester.
Lancaster B Mk I of No 101 Squadron at Ludford Magna, Lincs, carrying "Airborne Cigar" jamming equipment.
Lancaster B.Mk I из 101-й эскадрильи британских ВВС. Антенны на верхней части фюзеляжа говорят об установке на нем системы для создания радиопомех "Airborne Cigar" (или "А.В.С"). Командующий бомбардировочной авиацией Харрис считал жизненно важным разработку и внедрение разнообразного радиоэлектронного оборудования.
Lancaster Mk.I из 101-й АЭ Королевских ВВС Великобритании. Аэродром Холм-он-Спедлинг Мур, 4 мая 1943 г. Самолет воевал до конца войны и закончил службу как учебное пособие школы авиатехников
Lancaster B Mk I serving with No 463 Squadron, RAAF, at Waddington, Lincs. spring 1945. Yellow outlines for code letters were standard No 5 Group practice.
Скуадрон-лидер Неттлетон летал на этом Lancaster Mk I с серийным номером R5508. Обратите внимание на подфюзеляжную турель и окна в хвосте, характерные для самолетов раннего выпуска. Бортовые кокарды "типа А" (с широким внешним желтым кругом) и серые буквенные коды, которые можно наблюдать на ранних Lancaster, стали заменять в конце 1942 года.
"Ланкастер" пилота Лоуза, приземлившийся в сентябре 1944г. в Васьково
Lancaster B Mk I of No 149 (East India) Squadron, Methwold, Norfolk, early in 1945, with yellow fin bars denoting G-H radar-equipped flight leader in No 3 Group.
Lancaster B.Mk I. Данный Lancaster Mk I принадлежал 149-й (восточно-индийской) эскадрилье британских ВВС, конец 1944 года. Эскадрилью перевооружили со Stirling на Lancaster в августе 1944 года, она принимала участие в "нефтяной" кампании и разрушении коммуникаций
Lancaster B Mk I (Special) of No 617 Squadron, Woodhall Spa, Lines, early 1945, with “Grand Slam" bomb.
Lancaster B.Mk I (Special). В 1944 году несколько Lancaster были приспособлены для применения огромных бомб "Tallboy" (калибром 5443 кг) и "Grand Slam" (9979 кг), которые использовались для уничтожения особо важных объектов - бункеров подлодок и линкора "Тирпиц". Обычно их применяли в дневное время.
Lancaster B.Mk I (Special). 617-я эскадрилья начала получать модернизированные Lancaster B.Mk I весной 1944 года. Они отличались бульбообразными створками бомболюка, выполненными по размерам бомбы Tallboy. В марте 1945 года эскадрилья получила первые машины, способные нести бомбы Grand Slam, - у этих бомбардировщиков створки бомбоотсека вообще сняли. Всего было построено 33 таких B.Mk I (Special), первый из них впервые поднялся в воздух в феврале 1945 года.
АВРО "Ланкастер" B.III (Special) из состава 617-й эскадрильи RAF, декабрь 1943г.
Lancaster B Mk III of No 617 Squadron, Coningsby, Lines, May 1943, for Ruhr dams attack.
Часть самолетов семейства Lancaster были переоборудованы для решения специальных задач. Первой специальной модификацией бомбардировщика стал B.Mk III (Type 464), привлекавшийся к знаменитому авианалету на дамбы Мен, Зорп и Эдер, в ходе которого применялись "прыгающие" бомбы Upkeep. Самолеты имели те же двигатели и переднюю и заднюю стрелковые установки Frazer-Nash с 7,7-мм пулеметами, а вот средняя верхняя установка была демонтирована. Следующим специальным вариантом стал Mk.l (Special), приспособленный для крупнокалиберных бомб - Tallboys и Grand Slams, причем часто передняя и средняя верхняя стрелковые установки демонтировались. К специальным Lancaster также относятся Mk.l (FE) и Mk.VII (FE), тропические варианты бомбардировщика, имевшие увеличенную дальность и предназначенные для Дальневосточного ТВД.
Lancaster B.Mk III. Этот самолет выполнил множество боевых вылетов в составе 405-й (канадской) эскадрильи, включая налеты на Брансвик, Штутгарт и Лан. Бомбардировщик пропал без вести при налете на Сент-Пьерр в ночь с 8 на 9 мая 1944 года.
The RAF's last serving Lancaster, a GR Mk III of the SMR. St Mawgan, in 1956.
Lancaster GR.Mk 3. Последний Lancaster на вооружении регулярных подразделений британских ВВС, RF325, был списан в октябре 1956 года. Самолет был построен как Mk III, потом переделан в ASR. Mk 3, а затем, в 1949 году, снова доработан до стандарта GR.Mk 3. Самолет показан в окраске, которую он нес на заключительном этапе службы, в школе морской разведки в Сент-Могане.
Lancaster ASR.Mk.III из 203-й АЭ Королевских ВВС Великобритании. Корнуэлл, аэродром Сант Эвал, 1947 г.
Lancaster VI of No 635 Squadron, operating in No 8 Group for Pathfinding, Downham Market, Norfolk, late 1944.
Lancaster B.Mk VI. Построенный как Lancaster Mk III, ND673 был доведен до стандарта Mk VI, получив моторы Merlin 85 или 87 в гондолах, как у бомбардировщика Lincoln. Со снятыми носовой и верхней турелями эта машина использовалась 635-й эскадрильей в качестве самолета целеуказания.
Lancaster B Mk VII (FE) of No 9 Squadron, Salbani, India, early 1946 in "Tiger Force" colours.
Lancaster B.Mk VII (FE). В камуфляже Дальневосточного ТВД этот Lancaster из 9-й эскадрильи имел верхнюю и хвостовую турели, вооруженные 20-мм пушками. B.Mk VII использовался во время Второй мировой войны только подразделениями Tiger Force (Дальневосточными ВВС) и не принимал участия в боевых действиях.
Lancaster I (ex-PA342) serving with Flottille 24F, French Aeronavale, late 1953.
Lancaster MR.Mk.VII из патрульной АЭ S.55 авиации ВМС Франции. Марокко, авиабаза Агадир, середина 1950-х гг.
Lancaster B Mk X of No 431 (Iroquois) Squadron, RCAF, at Croft, Co Durham, early 1945.
Этот Lancaster В.Mk X канадской постройки с двигателями Merlin, выпущенными "Packard", принадлежал канадской 431-й эскадрилье, базировавшейся в Крофт-Спар, Великобритания.
"Ланкастер" B.Mk.I, переделанный в транспортный самолет. 16-й TPAO ВВС Беломорской военной флотилии, 1945г.
Lancaster B.Mk.I переделанный в транспортный самолет. 16 трао ВВС Беломорской военной флотилии, 1945г.
Lancaster Mk.I из 9-й АЭ Королевских ВВС Египта. Аэродром Каир-Западный, 1950 г.