Avro Lancaster / Type 683
Варианты:
Avro - Lancaster / Type 683 - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


Тяжелый бомбардировщик с экипажем из семи человек
Описание:
Lancaster / Type 683
Avro 683 Lancaster
Фотографии:

Ч/б фото (405)

Lancaster / Type 683

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж - 7 человек. Создан в КБ фирмы "А.В.Роу" под руководством Р.Чедвика. Являлся переделкой самолета "Манчестер" под увеличенное крыло и новую мотоустановку. Опытный "Ланкастер" впервые поднялся в воздух 9 января 1941 г. Серийное производство начато в октябре того же года. Самолет строился на заводах "Авро" (Манчестер, Йедон), "Армстронг-Уитворт" (Бэгинтон, Биттесвелл), "Виккерс-Армстронг" (Честер, Кэстл-Бромвич), "Мосли род уоркс" (Манчестер), "Лонгридж уоркс" (Бирмингем), "Виктори эйркрафт" (Мэлтон, Канада). В общей сложности выпущено 7377 экз. Вооружение большинства модификаций 10x7,69, модификаций VII и X - 2x12,7 + 6x7,69; бомбы до 6400 кг, у вариантов "Спешиэл" - до 10 000 кг. "Ланкастер" состоял на вооружении в Великобритании с декабря 1941 г.
Основные серийные модификации:
   - "Ланкастер" I с моторами "Мерлин" XX, 22, 24;
   - "Ланкастер" III с моторами "Мерлин" 28, 38, 224;
   - "Ланкастер" II с моторами "Геркулес" VI или XVI;
   - "Ланкастер" VI с моторами "Мерлин" 85;
   - "Ланкастер" VII, аналог модификации III с верхней турелью 2x12,7;
   - "Ланкастер" X, канадский аналог модификации III с моторами "Мерлин" 38, 224, верхней турелью 2x12,7 и измененным оборудованием.
Выпускалось много специализированных вариантов: для сброса особо тяжелых бомб (по 3632 кг, 5448 кг, 9988 кг), вращающихся бомб Уоллиса, с РЛС H2S и т.д.
С марта 1942 г. "ланкастеры" использовались для минных постановок и ночных налетов на города Германии. С середины года - основной английский тяжелый бомбардировщик. Участвовал в массированных налетах на Германию, Италию, Францию. С сентября 1944 г. применялся и днем. В сентябре 1944 г. "ланкастеры", базировавшиеся под Архангельском, повредили немецкий линкор "Тирпиц" в Альтен-фьорде (Норвегия). Позднее, вылетев из Шотландии, они потопили его у о.Хаак. В течение всей войны "Ланкастер" служил как бомбардировщик, минный заградитель, транспортный самолет и самолет РЭП. Снят с производства в феврале 1946 г. Служил в Королевских ВВС как бомбардировщик до марта 1950 г., как морской патрульный самолет - до 1956 г.


"Ланкастер" III||
Размах:||31,11 м
Длина:||25,25 м
Моторы, количество х мощность:||4x1480 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||31850 кг
Максимальная скорость:||460 км/ч
Практический потолок:||4800 м
Дальность:||4200 км

Avro 683 Lancaster

Проектирование четырехмоторной модификации Manchester Mk III началось еще до запуска в серию двухмоторной машины. Фактически, прототип самолета Lancaster представлял собой переделанный планер бомбардировщика Manchester - были увеличены размеры центроплана и установлены четыре V-образных мотора Rolls-Royce Merlin X мощностью по 1145 л. с. Изначально прототип сохранял трехкилевое оперение от Manchester, но позже средний киль демонтировали, а площади килей-шайб увеличили - такое оперение стало стандартным для всех самолетов Lancaster.
   Прототип выполнил первый полет 9 января 1941 года, в том же месяце машину перегнали для дальнейших испытаний в Боскомб-Даун. Второй, несколько доработанный, прототип с двигателями Merlin XX поднялся в воздух 13 мая 1941 года. Чуть позже, в сентябре, первый прототип передали в 44-ю эскадрилью для подготовки экипажей и проведения эксплуатационных испытаний. Новый бомбардировщик сразу же показал себя очень удачным самолетом, была заказана большая партия таких машин. Первые серийные Lancaster собирались частично из деталей, заготовленных для бомбардировщиков Manchester, и были готовы уже в октябре 1941 года. Они обозначались Lancaster Mk I, но в 1942 году обозначение поменяли на Lancaster В. Mk I.
   Первый контракт предусматривал постройку 1070 самолетов, однако за первым заказом вскоре последовали другие - пришлось привлекать к программе, помимо фирмы "Avro", и другие компании.
   Темп производства самолетов сдерживала нехватка моторов Merlin, которую удалось преодолеть только после начала лицензионного производства двигателей Merlin в США на заводе фирмы "Packard".. Конструкторы тем временем искали альтернативный мотор, и вскоре выбор пал на звездообразный Bristol Hercules VI/XVI мощностью 1735 л. с. Самолеты с такими моторами обозначались Lancaster Mk II (затем Lancaster В. Mk II). Прототип выполнил первый полет 26 ноября 1941 года, летные испытания прошли успешно, после чего данную модификацию запустили в серию на заводе фирмы "Armstrong Whitworth" в Ковентри. Первые два самолета с моторами Hercules собрали в сентябре 1942 года и передали для дальнейших испытаний в Боскомб-Даун, а вскоре к ним присоединилась и третья машина. Другие Lancaster Mk II первой производственной серии поступили на вооружение 61-й эскадрильи, где ранее проходили войсковые испытания бомбардировщики Lancaster Mk I.
   Постепенно Lancaster Mk II стал поступать и в другие эскадрильи, но он не смог затмить славу своего собрата с моторами Merlin - модификация Mk II обладала меньшими скоростью полета и практическим потолком, а бомбовая нагрузка была меньше более чем на 1800 кг. Выпуск Mk II прекратили после постройки 301 самолета - завод фирмы "Armstrong Whitworth" переключился на сборку Lancaster В. Mk I.
   Lancaster В. Mk I получил три установки типа Fazer-Nash с гидроприводами (в носовой части, на верхней части фюзеляжа за крылом и в кормовой части), в общей сложности бомбардировщик нес восемь 7,7-мм пулеметов Browning (по два пулемета в носовой и надфюзеляжной турелях и четыре - в кормовой). Бомбоотсек изначально был рассчитан на бомбовую нагрузку в 1814 кг, но его размеры постоянно увеличивали, и со временем там стало возможным помещать бомбы массой до 5440 кг, а вариант Lancaster В. Mk I (Special) мог брать на борт огромные бомбы Tallboy массой 5443 кг и Grand Slam массой 9979 кг. На варианте Lancaster B.Mk III стояли моторы Merlin американской постройки, выпуск этих самолетов шел параллельно с постройкой В. Mk I. Внешне Mk III отличался от Mk I большим блистером бомбардира в носовой части фюзеляжа, а также несколько иным составом бортового оборудования.
   В 1942 году было решено наладить производство Lancaster B.Mk X в Канаде на фирме "Victory Aircraft". Канадские самолеты оснащались моторами Merlin американского производства и выполняли перелеты через Атлантику без вооружения, которое монтировалось уже в Великобритании. Первый B.Mk X заказчик получил 6 августа 1943 года, всего же было построено 430 таких самолетов.
   Модификацию B.Mk VI оснастили двигателями Merlin 85 или 87 мощностью по 1635 л. с. Девять самолетов были модернизированы в B.Mk VI фирмой "Rolls-Royce" и переданы в 635-ю эскадрилью, где с машин сняли носовые и надфюзеляжные турели, но установили модернизированные радиолокационные бомбардировочные прицелы H2S и появившиеся средства РЭБ. Хотя по летным характеристикам B.Mk VI превзошел более ранние модификации, в серию эта модель не пошла. Последним серийным вариантом стал Lancaster B.Mk VIII с надфюзеляжной турелью American Martin с парой 12,7-мм пулеметов, которую несколько сместили вперед.
   Несмотря на появление новых модификаций, серийный выпуск B.Mk I (с 1945 года - B.Mk 1) продолжался на протяжении всей войны, последнюю машину компания "Armstrong Whitworth" передала заказчику 2 февраля 1946 года.
   Помимо двух прототипов в общей сложности было построено 7377 самолетов различных модификаций: Mk I - 3425, Mk II - 301, Mk III - 3039, Mk VII - 180, Mk X - 430. Бомбардировщики собирались на заводах компаний "Avro" (3673), "Armstrong Whitworth" (1329), "Austin Motors" (330), "Metropolitan Vickers"(1080), "Vickers Armstrong" (535) и "Victory Aircraft" (430). Иногда выполнялись переделки самолетов одной модификации в другую. За время войны как минимум 59 эскадрилий Бомбардировочного командования имели на вооружении самолеты Lancaster, которые выполнили более 156000 боевых вылетов и сбросили на противника 618350 т фугасных и более 51 млн штук зажигательных бомб.
   По мере приближения окончания войны в Европе, эскадрильи самолетов Lancaster стали готовиться к переброске на Дальний Восток, но Япония капитулировала раньше, чем это удалось сделать. После окончания войны Lancaster использовались для перевозки на родину бывших британских военнопленных, часть машин в Великобритании и других странах Европы использовали в качестве летающих лабораторий, несколько машин поступили на вооружение авиации ВМС Франции, а другие - использовались как гражданские транспортные самолеты под обозначением Avro Lancastrian.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Avro 683 Lancaster Mk I

   Тип: тяжелый бомбардировщик с экипажем из семи человек
   Силовая установка: четыре V-образных двигателя Rolls-Royce Merlin XX или 22 мощностью по 1280 л. с. (954 кВт) или Merlin 24 мощностью по 1620 л.с.(1208 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 3505 м - 462 км/ч; крейсерская скорость на высоте 6100 м - 338 км/ч; скороподъемность 76 м/мин; практический потолок 7468 м; дальность полета с бомбовой нагрузкой 3175 кг - 4072 км
   Масса: пустого 16 738 кг; максимальная взлетная 31751 кг
   Размеры: размах крыла 31,09 м; длина 21,18 м; высота 6,10 м, площадь крыла 120,49 м2
   Вооружение: восемь 7,7-мм пулеметов, до 6350 кг бомб в бомбоотсеке
Lancaster I
Первый опытный "Ланкастер" с трехкилевым оперением
Изображенный здесь прототип самолета Lancaster (BT308) имеет хвостовое оперение от Manchester. На первом прототипе стояли моторы Merlin X, а не Merlin XX. Январь 1941 г.
The first prototype in its original form with short tailplane and central fins.
The first prototype with the definitive tail unit.
The second production aircraft, with deepened bomb-bay, at the RAE Farnborough in 1942 with an arrester hook under the fuselage for airfield arrested landing trials.
Второй опытный "Ланкастер"
The second prototype Lancaster with deepened bomb-bay for 8,000-lb (3632-kg) bomb.
Второй прототип "Ланкастера" (per. № DG595) во время испытаний. Август 1941 г.
The second prototype Lancaster, DG595.
Первый серийный "Ланкастер" I еще без верхней и нижней башен
The first production Lancaster I (L7527), with nose and tail turrets, but no dorsal or ventral armament fitted.
The BBMF Avro Lancaster is currently painted to represent an aircraft of 101 Squadron, which operated Lancasters from October 1942 until August 1946.
Lancaster NX739 photographed at Blackbushe aerodrome by J. M. Wilde of New Barnet, Herts.
Avro Lancaster B.I. PA417 was attached to the Far East Standards Telecommunications Unit, Defford, between 1946-49 and is seen at Luqa in 1948. The Avro Lancaster M.R.3s of Nos 37 and 38 Squadrons, RAF, were the last Lancasters to remain in front-line service with the RAF, the last being retired in 1954.
Завершение подготовки к вылету "Ланкастера" Mk.I из состава 44-й эскадрильи. 1942 г.
Spitfire 9s and their Avro Lancaster ‘mother ship’ after arriving in Egypt at the end of their delivery flight from the UK, in late 1947 or early 1948.
Wellington Mk III BK563 and Lancaster MK I PB752 fitted with experimental Dunlop tyres at Elmdon in 1946. Both aircraft retain their defensive armament. BK563 replaced Wellington BK187, which was damaged while taxying over boggy ground.
No 82 was one of the few RAF squadrons based in Africa and it operated in far-flung parts. Lancaster is having a prop change at Ndola, Northern Rhodesia in August 1950.
Завершение подготовки к вылету "Ланкастера" Mk.I из состава 44-й эскадрильи. 1942 г.
«Ланкастер» B.I из 44-й родезийской АЭ перед ночным вылетом. Фото 1942-1943 гг.
An Avro Lancaster exhibited in Trafalgar Square during Wings for Victory in March 1943.
Этот "Ланкастер", стоящий сейчас в Музее Королевских ВВС в Хендоне, совершил 137 боевых вылетов
In the RAF Museum, 1972.
Proving run for repatriation flights. May 1945. At Kitzingen.
Lancaster NX739, long familiar to visitors to Blackbushe, has now gone to the breaker's yard, and is succeeded by Lincoln RF322 for the same duty - a mount for M.o.S. photographers.
The Battle of Britain Memorial Flight’s Lancaster, PA474, returned to Coningsby on May 9, 1980 after its winter refit. It now bears the codes of the aircraft flown by Guy Gibson in 617 Squadron, the "Dam Busters"
The Avro Lancaster I Heavy Bomber (four Rolls-Royce Merlin XX engines).
Lancaster I HK554 was built at Castle Bromwich and is seen here in 1944 at Mepal, Cambs. The 75 Sqn crew survey damage to the aircraft sustained during the previous night's raid. HK554 subsequently flew with 44 Sqn and was struck off RAF charge on March 31, 1946.
Al a late stage in its operational career.
Lancaster I R5556 in service with No 44 Squadron in April 1942, showing the ventral FN64 turret still fitted; the dorsal turret also has the taboo ring fitted - a feature absent from the example serving with No 83 Squadron.
As a result of seeing the photograph of Lancaster LL806 in Personal Album (January), D. R. Clarke sent in the accompanying photograph showing another Lancaster of 15 Squadron, NG364, coded LS-P. This went to Mildenhall on November 25, 1944, to become a formation leader equipped with the Gee H radio navigation system, as the bars across the tailplane denote. The photograph was taken three months before the aircraft was struck-off charge in October 1945.
Painting another sortie tally on the nose of Lancaster I NG287 ‘BQ-Q’ ‘Try This for Size’ of 550 Squadron at North Killingholme. Part of ‘B’ Flight and flown by Australian F/O Franklyn (hence the kangaroo), the Lancaster was lost over Germany on the night of March 15/16 1945. Note the Bl hangar in the background.
A welcome sight for Lancaster bomber crews returning from raids an English sunrise.
Lancaster Mk I, R5740, с кодом "KM-O" был одним из первых бомбардировщиков этого типа, поступивших в 44-ю эскадрилью. Июль 1942 года, авиабаза Уоддингтон.
Rose type R No2 Mk 1 tail turrets were retrofitted to Lancasters at various bases during 1944/45, an action that required minimum modification of the basic airframe. Several Lancaster squadrons in No 1 Group were flying modified aircraft by the end of the war but this illustration shows a Lancaster Mk I (W4154) of No 1662 Heavy Conversion Unit with the Rose turret fitted.
Бомбардировщик "Ланкастер" капитана Дональда Макинтоша
Lancaster I LL796 ‘BQ-O’ of 550 Squadron at North Killingholme.
On guard at Scampton in 1964.
Castle Bromwich's first Lancaster, HK535, photographed shortly after it was completed.
Погрузка зажигательных бомб. Июнь 1942г.
Being bombed up, about three quarters of the way through its career.
Подвеска на самолет 83-й АЭ 1800-кг (4000 фунтов) бомб "Куки", используемых для бомбежек жилых кварталов городов
Тяжелая фугасная авиабомба «Куки» (или «Блокбастер» - разрушитель кварталов) доставлена к самолету «Ланкастер»
Подготовка «Ланкастера» к боевому вылету. На переднем плане тяжелая 4000-фунтовая фугасная бомба «Куки» (почти двухтонный «блокбастер» с массой взрывчатого вещества 1360 кг), за ней - кассеты с зажигательными бомбами.
Подготовка британского тяжелого ночного бомбардировщика "Ланкастер" к боевому вылету
Lancaster готовится к вылету. Рядом с ним стандартные бомбовые кассеты SBC, каждая содержала до 236 зажигательных бомб калибром 1,8 кг. В годы войны самолеты Бомбардировочного командования сбросили более 80 млн таких бомб, из них 50 млн - на счету Lancaster.
Бомбардировщик Авро «Ланкастер» с подвешенным «Блокбастером» (1800-кг бомбой «Куки») и 2832 зажигательными 1,8-кг бомбами в 12 контейнерах - «классический» вариант боевой нагрузки для уничтожения городов
"Ланкастер" загружен разнокалиберными бомбами.
Заправка топливом "Ланкастера" Mk.I из 467-й АЭ
Заправка "Ланкастера" перед боевым вылетом
В ходе бомбардировочных ударов авиации союзников в 1940-х годах ужас войны познали не только жители оккупированной Европы, но и экипажи бомбардировщиков, каждую ночь пересекавших Ла-Манш и понесших огромные потери.
"Ланкастер" на старте
Главный маршал авиации Харрис считал, что поставить Германию на колени можно, лишь подвергнув массированным бомбардировкам ее города и промышленные районы - это подорвало бы экономический потенциал и боевой дух немцев. Этим и занялось его командование, располагавшее большим количеством самолетов Lancaster (на фотографии), Halifax и Stirling.
Очередной Lancaster готовится вылететь на бомбардировку городов Германии. Экипажи этих машин прозвали Харриса "Буч" (вполне возможно, сокращение от butcher - мясник).
The Castle Bromwich Flight Shed and apron with 43 Spitfires, four Lancasters, an Oxford and a Boston visible. The author's flight office can be seen on the corner of building.
Бомбардировщики Lancaster из состава 83-й эскадрильи на авиабазе Скэмптон готовятся к рейду на Бремен в ночь с 25 на 26 июня 1942 года.
На снимке, сделанном в Скеллингторпе в августе 1944 года, изображен бомбардировщик Lancaster Mk III 61-й эскадрильи (на переднем плане) и Lancaster Mk I из 50-й эскадрильи. К тому времени они совершили 118 и 113 боевых вылетов.
Lancasters of Nos 49 and 83 Squadrons await their turn for take-off from Scampton in July 1942.
Самолеты Lancaster PR.Mk 1 из состава 82-й эскадрильи базировались в Истли и привлекались к ведению фоторазведки, как и самолеты Dakota Mk III. Самолеты находились в Кении с июля по ноябрь 1952 года.
After World War Two 82 Squadron was re-formed with Lancaster PR.Is for photo survey duties in Africa. Three of its aircraft (RA803 nearest to camera) are seen at the Squadron’s HQ at Benson in 1947 before departure.
A Lancaster PR Mk 1 in service post-war with No 82 Squadron.
AM Sir N. Bottomley chats with 35 Sqn officers and men at Gravely on July 3, 1946 shortly before the tour left for the USA.
The scene at Mitchell Field, New York on July 20, 1946 shortly after the Lancasters arrived on the first stage of the tour.
Brother officers and men wave farewell to the 3 Sqn Lancasters as they leave RAF Gravely on July 8, 1946.
An Avro Vulcan flies over the Battle of Britain Memorial Flight's Avro Lancaster at Yeovilton on August 4, 1979.
An Avro Lancaster, identity unknown, takes off for another sortie in the summer of 1942.
The Battle of Britain Memorial Flight's Avro Lancaster, PA474, took to the air again at Coningsby on April 27, 1979 following a year of major structural work to keep it flying.
"Ланкастер" из состава мемориальной эскадрильи "Битва за Англию"
Серийный "Ланкастер" Mk.I из состава 44-й эскадрильи взлетает с аэродрома Данхол Лодж. 20 июня 1943 г.
Lancaster PA474 during one of its countless display appearances, taken before the mid upper turret was installed early in 1976. The astrodome is also conspicuously absent.
Бомбардировщик из 106-й эскадрильи уходит в очередной ночной рейд. Ноябрь 1942 г.
Typical in-service example of the Lancaster I. This was serving with No 1661 Conversion Unit in 1942.
Lancaster L7578, несущий такой же бортовой код, как и у самолета Неттлетона во время налета на Аугсбург, не принимал участие в этой операции.
A fine AIR PORTRAITS study of Avro Lancaster PA474, taken on May 16 this year. Based at Coningsby with the RAF Battle of Britain Memorial Flight, this aircraft is now complete with a mid-upper turret. Built in 1945 as a B1 reconnaissance bomber for Far East Service, it now wears the wartime code letters of 44 Squadron.
Typical in-service example of the Lancaster I. The early-production example was built by Metropolitan-Vickers and was serving with No 83 Squadron when photographed, after earlier use with No 207 Squadron;
Lancaster I R5852 of 83 Sqn was lost when it overshot at RAF Condover, Shrewsbury on September 9, 1942.
83-я эскадрилья британских ВВС одной из первых получила самолеты Lancaster Mk I.
The picture, depicting the nose of PA474, emphasises the generous visibility provided by the “glasshouse”, with its built-in astrodome at the rear. As the author recalls, the front turret remained unoccupied for most of the trip, being locked in the central position.
PA474 before it was christened City of Lincoln and the city crest added on the nose. The fixed tailwheel is prominent here.
Бомбардировщик Авро «Ланкастер»
The study of Avro Lancaster I R5689 was taken by The Aeroplane in August 1942, when it was serving as VN-N with No 50 Squadron, RAF, a part of 5 Group.
Серийный бомбардировщик "Ланкастер"
A recent photograph of the Battle of Britain Memorial Flight's Avro Lancaster PA-474.
The first Castle Bromwich-built Lancaster during a test flight. HK535 went straight to 463 Sqn but was lost over Lille on the night of 10-11 May, 1944.
The second prototype Lancaster showing the full armament including the ventral turret
"Ланкастер" I из 50-й эскадрильи британских ВВС, 1942 г.
The taboo ring fitted to the dorsal turret - a feature absent from the example serving with No 83 Squadron.
Many Lancaster raids necessitated a late afternoon take-off in order to arrive over enemy territory under cover of darkness.
The Avro Lancaster B.I, LL806 LS-J photographed over its base at Mildenhall was a veteran of 134 sorties. It flew with 15 Squadron and was struck off charge in December 1945, a month after this photograph was taken.
A rare picture of a Lancaster of No 514 Heavy Bomber Squadron up from Waterbeach, Cambridgeshire.
Avro Lancasters were powered by four Merlin 20s or 22s of 1,460 h.p. a piece, or by four 1,640 h.p. Merlin 24s.
We only had such an escort before a fighter affiliation exercise.
Left, three of the BBMF Lancaster's engines are Rolls-Royce Merlins; the starboard inner is a Packard Merlin, which tends to run on the hot side. Right, over the Grampians at 5,000ft in full Instrument Meteorological Conditions (IMC).
Any two Merlins would keep you up, but you would lose some services.
That port outer, among other things, provides the tail turret hydraulics.
A flight of Lancs could land on that runway, line astern, simultaneously.
Wot, no mid-upper? Perhaps he's on the Elsan.
Ah, Quasimodo's back in his turret - or is it a green back pack?
Рой Чедвик, создатель неудачного Manchester и превосходного Lancaster, был убежден, что самолет с четырьмя моторами Merlin, близкий по конструкции к Manchester, будет тем тяжелым бомбардировщиком, который способен выиграть войну. И эта вера, и его отрицательное отношение к предложению Министерства авиационный промышленности, чтобы фирма "Avro" занялась постройкой бомбардировщиков Handley Page Halifax, позволили запустить Lancaster в серию.
“... We came out of the wall of cloud to find ourselves absolutely alone ...”
Бомбардировщики 617-й эскадрильи действовали преимущественно ночью и специализировались на применении тяжелых бомб "Апкин", "Толлбой" и "Гранд Слэм"
The preserved Avro Lancaster PA474 formating with Avro Vuican B.2 XL317 of No. 617 Squadron, Scampton, over Lincolnshire on 16th May 1977. This followed the Lane's sortie to the Derwent reservoir near Sheffield to simulate the famous Dambusters raid of 16th-17th May 1943
City of Lincoln in company with another Avro classic, a Vulcan of 617 Squadron, on May 16 last year.
The colour photograph was taken by ARTHUR GIBSON/IMAGE IN INDUSTRY on April 24, 1985, the day of the Catalina’s CAA certification flight, when its new paint scheme was barely dry. The BBMF’s Lancaster lurks in the background.
The view from the right-hand seat of Mosquito T Mk 3 RR299 on July 29, 1984 en route for the air display at Old Warden and in formation with a Spitfire, Hurricane and Lancaster of the Battle of Britain Memorial Flight.
Бомбардировщик "Ланкастер" и истребитель "Спитфайр"
Last month, page 273, we published a picture of Lancaster PA474 after it had simulated the Dambusters raid, using the Derwent Dam as its target, on 16th May 1977. This photo by Robert C. Reding provides a good idea of the "simulation"
"Ланкастеры" из состава 207-й эскадрильи, перевооруженной с "Манчестеров"
В июне 1944 года британцы возобновили дневные налеты, причиной чему стали мощные истребительные эскорты и подорванный потенциал истребительной авиации Люфтваффе.
Большая группа Lancaster сфотографирована на пути к Крезо 17 октября 1942 года. Хорошее планирование и немного удачи позволили экипажам 94 бомбардировщиков нанести удар по оружейному заводу Шнейдера с минимальными потерями.
A dispersing shower of Window (extreme left) falls away from a formation of Lancaster bombers during a raid over Germany.
Устройство постановки помех. Для ослепления РЛС противника и нарушения радиосвязи Бомбардировочное командование использовало аппаратуру постановки помех. На снимке: Lancaster из 101-й эскадрильи сбрасывает ленты фольги. Отраженные от фольги эхо-сигналы полностью "забивали" экраны РЛС противника. Две антенны Airborne Cigar на верхней поверхности фюзеляжа предназначены для подавления радиоканалов наведения
Каждую ночь RAF разрушали военную промышленность Германии. Lancaster на снимке сбрасывает одну 1814-кг и зажигательные бомбы. Некоторые самолеты несли специальное оборудование: две антенны на этом самолете принадлежат системе РЭБ ABC (Airborne Cigar - передатчик помех в сигарообразном контейнере).
A Lancaster I of No 101 Squadron carrying "Airborne Cigar” apparatus, as shown by the two long dorsal aerials, to jam enemy R/T transmissions, dropping incendiaries and a single 4,000-lb (1816-kg) bomb over Duisburg in October 1944.
Атака Хейнсбурга, 16 ноября 1944 г.
617-я эскадрилья снискала себе славу, разрушив не один мост и виадук. Так, виадук Арнсберг был уничтожен 19 марта 1945 года в результате удара шестью бомбами Grand Slam.
Фотоотчет о налете на сортировочный железнодорожный узел Рейдт 27 декабря 1944 года. На этом снимке, сделанном в 15:00, видна степень концентрации разрывов бомб в зоне цели.
Избежав атак вражеских ночных истребителей, бомбардировщики в районе цели попадали под огонь германской зенитной артиллерии. На снимке: Lancaster над Гамбургом в ночь на 30 января 1943 года.
«Ланкастер» над горящим Дрезденом
"Ланкастер" сбрасывает продовольствие населению Голландии
В апреле и мае 1945 годов ходе операции "Manna" производилась выброска продуктов с воздуха голодающему населению Голландии. К концу войны бомбардировщики Lancaster также использовались в качестве транспортных самолетов для перевозки на родину 74 000 военнопленных.
"Ланкастер" I, оборудованный локатором H2S в блистере под фюзеляжем
An early installation of H2S radar bombing aid on a Lancaster I.
The "Piccadilly Princess", an AWA-built Lancaster I flown by No 424 (Tiger) Squadron, RCAF, in 1945.
В преддверии вероятных бомбардировочных операций против Японии самолет Mk I доработали и перекрасили в белый цвет для лучшего отражения солнечных лучей, после чего машина получила обозначение Mk I (FE). Под фюзеляжем заметен обтекатель радиолокатора H2S.
Lancasters TW878 TL-H, SW313 TL-B and TW872 TL-D rehearsing for the V-Day flypast on May 29, 1946 on a flight from Huntingdon to Romford.
Another shot of Lancasters TL-R and TL-Q rehearsing for the V-Day flypast on May 29, 1946
35 Sqn Lancasters flying over the East River, New York on July 18, 1946.
Один из двух первых «Ланкастеров» B.Mk.I Special (самолет с серийным номером PB592), на которых проводили испытания бомбы Grand Slam
Три «Ланкастера» 617-й эскадрильи в полёте в первые дни после войны. На переднем плане обычный «Ланкастер», некоторое количество которых осталось в эскадрилье в конце войны. Створки бомболюка у него выпуклые и присутствуют все три стрелковые башни. Камуфляж - ночной с черным «брюхом». Остальные два - это «Ланкастеры» B.Mk.I Special. Самолет с кодом YZ-B имел серийный номер PD114, а самолет с кодом YZ-J - серийный номер PD119 (тот самый, на котором часто летал командир эскадрильи). Оба этих «Ланкастера» окрашены в камуфляж дневных бомбардировщиков. Носовые и верхние стрелковые башни у них сняты. У PD119 наружная поверхность вертикального оперения уже полностью окрашена в черный цвет.
«Ланкастер» B.Mk.I Special с кодом YZ-J, серийный номер PD119.
«Ланкастер» B.Mk.I Special с кодом YZ-J, серийный номер PD119. На верхней поверхности стабилизатора виден код самолёта YZ-J, нанесённый здесь для идентификации самолётов в воздухе другими экипажами.
Lancaster “M-Mother” of 'B' Flight, No 83 Squadron, greasing in for a smooth touch-down at Scampton, summer 1942
Lancaster TW892 TL-L touches down on American soil.
Lancaster TW657 TL-C arriving at an air force base in America
Вид снизу на «Ланкастер» B.Mk.I Special. Видна подвешенная бомба Grand Slam. Камуфляж ночных бомбардировщиков Британских ВВС.
Один из двух первых «Ланкастеров» B.Mk.I Special (самолет с серийным номером PB592), на которых проводили испытания бомбы Grand Slam. Видно, что носовая и верхняя стрелковые башни еще не сняты, но пулеметов в них уже нет. Просматривается оперение подвешенной бомбы Grand Slam. Створки бомболюка сняты.
A Lancaster B Mk I (Special) carrying the Grand Slam bomb, the heaviest weapon dropped during World War II.
Момент сброса бомбы Grand Slam с «Ланкастера» B.Mk.I Special 19 марта 1945 года на виадук Арнсберг. Можно заметить, что верхняя стрелковая башня с самолета снята, а её место закрыто металлическим листом, который не закрасили в цвет камуфляжа. Самолет с серийным номером PB996 и кодом YZ-C. Камуфляж у этого «Ланкастера» стандартный для ночных бомбардировщиков того периода.
9979-кг бомбу Grand Slam подвешивали только на самолеты Lancaster из 617-й эскадрильи. Самолет Lancaster B.Mk I (специальный), который можно узнать по снятым для облегчения конструкции стрелковым турельным установкам и измененному бомбовому отсеку, производит сброс этой бомбы во время испытаний.
A 12,000lb Tallboy pictured immediately after release from a Lancaster on its way to the Watten rocket site in Northern France on June 19, 1944. The site was wiped out.
Снимок с "Ланкастера" сброшенной бомбы
«Ланкастер» B.Mk.I Special, который поступил в 617-ю эскадрилью. Носовая стрелковая башня снята и заменена непрозрачным обтекателем
«Ланкастер» B.Mk.I Special с кодом YZ-J, серийный номер PD119 (на этом Ланкастере часто летал командир эскадрильи полковник Фаугер). Самолет окрашен в камуфляж дневных бомбардировщиков. Носовая и верхняя стрелковые башни у него сняты. Верхняя часть наружной поверхности вертикального оперения окрашена в белый цвет, а нижняя часть в чёрный (так обозначили самолёт командира эскадрильи). Позже вся наружная поверхность вертикального оперения была окрашена в черный цвет.
«Ланкастер» B.Mk.I Special, окрашенный в камуфляж дневных бомбардировщиков
«Ланкастер» B.Mk.I Special с кодом 15-ой эскадрильи (эти самолеты поступили в эту эскадрилью уже после войны).
«Ланкастер» B.Mk.I Special с кодом 15-ой эскадрильи (эти самолеты поступили в эту эскадрилью уже после войны).
Ланкастер» B.Mk.I Special с серийным номером PB995, на котором проводили испытания бомбы Grand Slam. В носовой стрелковой башне этого самолета пулемёты присутствуют. Бомба Grand Slam не подвешена. Створок бомболюка нет. Выхлопные патрубки не прикрыты обтекателями. Астрокупол штурмана более выпуклый, чем на других «Ланкастерах», выпущенных в тот период.
Taken from "A Most Secret Place", this rare illustration shows the first Lancaster (PB592/G) modified to carry the 22,000-lb (9 980-kg) Grand Slam bomb. Flown at a gross weight of 72,000 lb (32 660 kg), it made the first live Grand Slam drop on the Ashley Walk range on 12 March 1945, the day before the first operational use of these bombs - the heaviest ever carried by air - against the Bielefeld Viaduct.
Сверхтяжелая бомба "Гранд Слэм"
Бомбу Grand Slam поднимают краном для укладки на тележку, предназначенную для транспортировки к "Ланкастеру"
Созданная Борисом Уоллисом 9980-кг бомба Grand Slam сначала пробивала защищенную цель и только потом взрывалась. Бомба меньшего калибра - 5443 кг - получила наименование Tallboy.
К «Ланкастеру» B.Mk.I Special тягач подвозит тележку с бомбой Grand Slam. На правом борту носовой части виден контейнер для сброса фольги, которая «ослепляла» немецкие радары.
Бомба "Тэллбой" перед "Ланкастером"
Командир эскадрильи Фаугер стоит у тележки, на которую погрузили бомбу Grand Slam. Видно, что тонкая полоса, на которой написано TORPEX D1. расположена в носовой части бомбы. На бомбе видны следы стершейся краски от цепей, за которые ее поднимали при погрузке на тележку. На заднем плане «Ланкастер» B.Mk.I Special, окрашенный в камуфляж дневных бомбардировщиков. На обтекателе, установленном на месте носовой стрелковой башни, написана буква О. Это «Ланкастер» с серийным номером PD129.
Летчик рядом с тележкой, на которой подвезена бомба Grand Slam
Подвеска тяжелой бомбы "Толлбой"
Loading a Tallboy on to a Lancaster II in October 1944.
Командир 617-й эскадрильи групп-капитан (полковник) Фаугер стоит у «Ланкастера» B.Mk.I Special, с подвешенной бомбой Grand Slam. Самолет окрашен в камуфляж дневных бомбардировщиков. Видна антенна TR1154/55, которая располагалась на левом борту ниже передней кромки левого крыла.
Подвеска бомбы Tallboy в бомбоотсек стандартного бомбардировщика «Ланкастер»
Бомба Tallboy на «Ланкастере»
"Гранд Слэм" (Tallboy ???) в бомбоотсеке "Ланкастера" B.Mk.I Special.
Такие противокорабельные бомбы CSB калибром 3084 кг были применены Lancaster во время налета на Гдыню. Диаметр бомбы - 114,3 см.
A 12,000lb Tallboy bomb in front of an Avro Lancaster in March 1944.
Тяжелая бомба "Блок Бастер" калибром 12000 фунтов (5448 кг).
После знаменитого рейда "Dambusters" 617-я эскадрилья привлекалась к испытаниям и отработке новых видов авиационных средств поражения, таких как 5443-кг фугасная бомба.
Групп-кэптен Джон Сирби, командир 83-й эскадрильи (в центре), и командиры экипажей, принимавшие участие в удачном налете на Пенемюнде в ночь с 17 на 18 августа 1943 года. Им удалось разрушить объекты испытательного полигона, где отрабатывалось "оружие возмездия", погибли видные германские ученые и инженеры.
Командиры экипажей Сирби, Гибсон и Уард-Ханд перед тем, как поведут свои группы в рейд на дамбы
«Ланкастер» B.Mk.III Special (ED912) с рисунком на борту. Фото сделано после рейда,так как во время рейда на самолетах рисунков не было
Leonard Cheshire, centre, and his 617 Sqn Lancaster aircrew.
The Castle Bromwich flight test crew. From left to right, Flt Lt Jim Rosser, the author, Olaf Ulstad and Venda Jicha with Lancaster HK535 behind flanked by two Spitfires.
The author with members of the BBMF Lancaster crew in front of PA474. From left to right: Sqn Ldr Tony Banfield, the current CO of the BBMF, who acted as the Lancaster’s copilot on the trip; the author; Flt Lt Nigel Brown, the flight engineer, who works as an instructor at the Engineers' School at RAF Finningley; Sqn Ldr Tony Down, PA474’s navigator, who is a flight commander with Coningsby’s Phantom OCU; and the aircraft’s captain for the trip, Sqn Ldr Scott Anderson (now retired from the RAF), the former CO of the BBMF.
Гай Гибсон (на трапе) и его экипаж поднимаются на борт Lancaster ED932/AJ-G перед налетом на дамбу Мён. Из всего экипажа до рейда на плотины с Гибсоном на боевые задания летал только радист. Экипаж переживет этот рейд, но все они погибнут в 1943-1944 годах.
По штату экипаж Lancaster состоял из семи человек. В ходе бомбардировочной кампании были потеряны 3345 самолетов Lancaster, погибло 21751 человек летного состава.
Экипаж у «Ланкастера» B.Mk.I Special с серийным номером PD113. Самолёт только поступил в эскадрилью. Коды эскадрильи и индивидуальная буква самолёта не нанесены. Камуфляж ночных бомбардировщиков Британских ВВС.
Экипаж перед самолетом с серийным номером PD134 и кодом YZ-Y. Этот «Ланкастер» окрашен в камуфляж дневных бомбардировщиков.
No. 625 Squadron Lancaster RF146 "CF:G" at Pomigliano, Italy, on Operation "Dodge" in September 1945
Летчики 106-й эскадрильи на фоне бомбардировщика Lancaster Mk I ED593 "Admiral Prune II", на котором летал командир эскадрильи уинг-коммандер Гай Гибсон (14-й слева), позже командир 617-й эскадрильи. Снимок датирован 1942 годом.
«Ланкастер» - основа бомбардировочной авиации Королевских ВВС
The men who flew and serviced Dunlop's test flight pose in front of the fleet at Elmdon in 1946.
Nose of Lancaster I DV372 at Lambeth.
Avro Lancaster I PB752 of Dunlop's test flight at Elmdon in 1946. The squat Compacta tyre looks somewhat incongruous. Note the rear turret still retains its guns.
Lancaster II
Прототип "Ланкастера" II с двигателями "Геркулес"
The prototype Lancaster II as completed in late 1941
"Ланкастер" Mk.II со звездообразными двигателями "Геркулес".
На бомбардировщиках Lancaster Mk II стояли звездообразные моторы воздушного охлаждения Bristol Hercules. За исключением двигателя самолеты модификации Mk II практически ничем не отличались от Mk I.
B.Mk II. Заказы на B.Mk I оказались многочисленными, поэтому возникло опасение насчет способности промышленности обеспечить двигателями Merlin новые бомбардировщики. В итоге появился Lancaster B.Mk II, оснащенный четырьмя звездообразными моторами Bristol Hercules VI или XVI, совершивший первый полет в ноябре 1941 года. В следующем году самолеты стали поступать в строевые части. Самолет в целом получился хороший, но развивал меньшую скорость, имел меньший потолок и нес меньше бомб, чем Lancaster с моторами Merlin. После постройки 301 самолета выпуск был прекращен, последний вылет бомбардировщики выполнили в сентябре 1944 года.
The Avro Lancaster II Heavy Bomber (four 1,600 h.p. Bristol Hercules VI engines).
A Mk II with standard bomb-bay serving with No 61 Squadron.
Установка моторов "Геркулес" на самолет
The prototype Lancaster II after it had been fitted with a taboo ring for the dorsal turret, a ventral turret and deepened bomb-bay.
A typical production Lancaster II - later to serve with No 426 Squadron - showing the deepened bomb-bay, but with ventral turret removed
Вариант Lancaster Mk II с двигателями воздушного охлаждения Bristol Hercules появился только из-за нехватки моторов Rolls-Royce Merlin. Летные характеристики Mk II оказались хуже, и после начала выпуска моторов Merlin в США выпуск модели Mk II прекратили. Окна в бортах фюзеляжа характерны для самолетов ранней постройки, на машинах поздней сборки их не было.
"Ланкастер" II из состава 115-й эскадрильи, потерянный над Гамбургом 3 августа 1943г.
Lancaster III
The Avro Lancaster III Heavy Bomber (four Packard-built Merlin engines).
"Ланкастеры" Mk.III из 619-й эскадрильи во время одного из боевых вылетов. Апрель 1943 г.
B.Mk III. Опасения о нехватке двигателей Merlin не оправдались - помогла организация их выпуска на заводе "Packard" в США. Самолеты с американскими двигателями получили обозначение B.Mk III (на фото прототип "Ланкастера" III с двигателями "Мерлин" 28) и, за исключением незначительных изменений в оборудовании и несколько увеличенного блистера для бомбардира, были идентичны B.Mk I.
Два самолета Lancaster, включая HK541, были оборудованы надфюзеляжными топливными баками емкостью по 6819 л. Оба самолета для дальнейших испытаний в 1944 году перегнали в Индию.
Прототип бомбардировщика "Ланкастера" Mk.III с двигателями американского производства Паккард "Мерлин"
An early Lancaster I converted by Rolls-Royce to have Merlin 28 engines and consequently the prototype of the Mk III, which apart from the engines was identical to the Mk I.
Lancaster B.III LM384 "CF.X" of No. 625 Squadron about to take-off on an op., circa December 1943. She failed to return from a raid on Leipzig 19-20/2/44 (F/Sgt. Pearson and crew), one of three Lancs lost by the squadron that night
"Ланкастер" ED906 после войны
В носители бомбы "Upkeep" были переделаны 23 Lancaster B.Mk III, из которых 19 были задействованы в рейде. Самолет на снимке, вероятно, использовался для испытаний всех доработок. В дальнейшем уцелевшие машины были снова переделаны в обычные бомбардировщики.
The aircraft ferried by the author in May 1943.
«Ланкастер» ED825. Фотографии сделаны во время его испытаний. Под фюзеляжем виден пулемёт, торчащий из нижнего люка. Его позже снимут. Самолёт поступил в эскадрилью в день операции и получил коды AJ-T. Он принял участие в рейде
Бомба Уоллеса под фюзеляжем "Ланкастера"
Самолет Гибсона (AJ-G) с подвешенной бомбой. В носовой части правого борта граница между черной и зелёно-коричневой камуфляжной окраской шла ниже, чем у остальных «Ланкастеров»
A close-up of the bouncing installation, with the drive belt bomb to fuselage clearly visible.
Сброс мины Уоллиса с "Ланкастера"
Сброс бомбы на испытательном полигоне. Скорее всего это один из первых трех переоборудованных «Ланкастеров». На нижней поверхности за бомбовым отсеком виден светлый участок обшивки. На других «Ланкастерах» его не было
Сброс бомбы Уоллиса во время тренировки
Самолет 617-й эскадрильи во время учебного сброса бомбы "Апкип"
«Ланкастер» ED921 во время учебного сброса бомбы на пляже Рекулвер, 12 мая 1943 года. Видно, что столб воды, образовавшийся при ударе бомбы о воду, задел хвостовую часть самолета
Группа военных и инженеров наблюдает за бомбой во время испытаний на пляже Рекулвер (побережье Кента)
Бомба Уоллеса в музее
Бомба Upkeep с «Ланкастера» AJ-E капитана Барлоу, который потерпел катастрофу в Германии при столкновении с опорой высоковольтной линии электропередач. Сама бомба не взорвалась, немцы легко определили её предназначение
«Ланкастер» B.Mk.III Special AJ-O (ED886) в полёте. На заднем плане виден обычный «Ланкастер». Фото сделано после рейда, так как на борту виден рисунок. Во время рейда у «Ланкастеров» не было рисунков на борту
Бомбоотсек Lancaster был значительно доработан для подвески "прыгающей" бомбы "Upkeep". На снимке хорошо видны выступающие за обводы кронштейны, к которым крепилась бомба.
"Ланкастер" Гая Гибсона в полете
C for Charlie of No 617 Squadron, one of the 23 Lancaster IIIs modified to carry the Wallis dam-busting mine (not fitted in this photo).
(ED817) Второй модернизированный «Ланкастер», который использовался для испытаний
"Разрушитель плотин" из состава 617-й эскадрильи
(ED817) Второй модернизированный «Ланкастер», который использовался для испытаний
От нижнего края остекления кабины пилота видна тянущаяся вдоль правого борта светлая полоса. Это трос, натягивая который, штурман защелкивал отрывной штифт взрывателя самоуничтожения бомбы
Командир «Ланкастера» AJ-W капитан Мунро в кабине «Ланкастера». В левом нижнем углу под остеклением видна щель, через которую в фюзеляж проходил трос, натягивание которого проворачивало коготь и защелкивало отрывной штифт взрывателя самоуничтожения бомбы. Самого троса на данной фотографии нет. Он проходил по наружной поверхности фюзеляжа правого борта к правой V-образной стойке.
Avro Lancaster ASR III of No 38 Squadron, RAF, taking off from Luqa in 1948. TX269 was part of a batch of eleven Lancaster B.IIIs delivered between September-October 1945. It was later converted to an ASR III at 218 MU and served with 38 Squadron MEAF until it was destroyed in a crash at Monte Cristo on September 4, 1948. All seven crew members perished.
Морской патрульный самолет "Ланкастер" GR Mk.III
The RAF's last active Lancaster, a GR Mk 3 of the School of Maritime Reconnaissance, St Mawgan, making a farewell flight on 15 October 1956.
C for Charlie of No 170 Squadron, one of the relatively few Lancasters fitted with the Rose-Rice turret.
An Avro Lancaster GT-T over Tring, bringing ex P.O.W.s back from liberated Europe on April 13, 1945.
Photograph of Avro Lancaster PB379/G, AR-E2. The air-to-air view was taken by the crew of the escorting fighter.
Photograph of Avro Lancaster PB379/G, AR-E2.
Avro Lancaster Mk III ME545 was built by A. V. Roe at Yeadon and is seen at Fayid in 1947-48. The Lancaster III was fitted with four American-built Packard Merlin 28s of 1,300 h.p. each.
Avro Lancaster III ME545 from the Central Signals Establishment pictured at Santa Cruz, Bombay in the summer of 1946. This Lancaster was initially delivered to 218 Sqn.
Lancaster III PB842, PG-Y of 619 Squadron, landed almost undamaged at Rinkaby on January 14, 1945.
Lancaster B.III SW373, coded “OZ-U” of No 210 Sqn was converted to an ASR III and later to a GR III before crashing on February 5, 1950. It is seen at Eastleigh on October 5, 1946.
OLD TIMER. Finished in the new Coastal Command blue overall, this Avro Lancaster M.R.Mk. 3 (SW366) is used for training by the School of Maritime Reconnaissance. St. Mawgan, Cornwall, S.M.R. circle crest is painted on the nose, Ansons and Chipmunks also used. Lancasters to be replaced shortly by Shackleton T. Mk. 4s . Note windows forward of tailplane.
Avro Lancaster M.R.3, SW366 of the Maritime Reconnaissance School, in the new Coastal all-grey finish .
После войны британские ВВС продолжали эксплуатировать самолеты Lancaster в качестве морских патрульных. Этот Lancaster ASR.Mk III (из 279-й эскадрильи) оснастили сбрасываемой спасательной лодкой "Канлифф-Оуэн"
A Lancaster ASR Mk III in service with No 279 Squadron, late 1945.
B.Mk III. Опасения о нехватке двигателей Merlin не оправдались - помогла организация их выпуска на заводе "Packard" в США. Самолеты с американскими двигателями получили обозначение B.Mk III и, за исключением незначительных изменений в оборудовании и несколько увеличенного блистера для бомбардира, были идентичны B.Mk I. Были построены более 3000 машин, после войны часть из них переоборудовали в поисково-спасательные ASR Mk III, оснащенные сбрасываемыми спасательными шлюпками (фото). Эти самолеты затем стали привлекать к разведке и патрулированию - под обозначением GR.Mk 3 они прослужили до 1954 года.
Сброс лодки "Канлифф-Оуэн"
The prototype at Eastleigh on May 2, looking almost futuristic when compared with the Lancaster BIIIs in the background.
The hangar and ramp at Guildford in April 1945, including, from left to right: Lancastrian G-AGLS (callsign OKZS), freshly arrived from the UK; Lancaster Mk III A66-1 (built in Manchester for the RAF as ED930), which was used for training Qantas Lancastrian crews with No 7 OTU, and Liberator G-AGKU.
Lancaster VI
"Ланкастер" VI
B.Mk VI. Lancaster Mk IV и V представляли собой существенно перепроектированные машины, имевшие увеличенную дальность полета. Но под этими обозначениями они не строились и лишь после войны появились в виде Avro Lincoln. Lancaster B.Mk VI представлял собой менее радикальную переделку бомбардировщика - девять машин переоборудовала "Rolls-Royce", оснастив их моторами Merlin 85 или 87 в новых гондолах, а носовая и надфюзеляжная стрелковые установки были демонтированы. Самолеты, оснащенные радарами H2S и первыми станциями РЭБ, использовались в 635-й эскадрилье преимущественно в качестве лидеров групп. Но в большую серию машина все же не пошла.
Гондола двигателя "Мерлин" 85 на "Ланкастере" VI
One of the seven Lancaster VIs produced in 1944 by fitting Merlin 85s in Lancaster III airframes.
"Ланкастер", оборудованный турелью "Мартин" с двумя 12,7-мм пулеметами
Lancaster VII
"Ланкастер" VII
The prototype Lancaster VII, converted from a Mk I.
Lancaster Mk VII NX791 of No 617 Sqn in 1945. The Mk VII was fitted with a Glenn Martin Type 250 dorsal turret armed with two 0-50in Browning machine-guns, as was the Frazer-Nash FN82 tail turret. Had the war lasted another year, it is likely the Martin 250 would have replaced the 0-303in turrets of all the RAF’s heavy bombers.
The prototype Lancaster VII, being a converted Mk I (NN801), the Martin dorsal turret being partly swivelled and one of the two 0-5-in (12,7-mm) machine guns thus being obscured. The tail turret is an FN 82.
Серийный бомбардировщик "Ланкастер" Mk.VII(FE), оснащенный верхней турелью фирмы "Мартин" с двумя 12,7-мм пулеметами, в белой окраске "Тайгер форс"
B.Mk VII. Последняя серийная модификация, B.Mk VII, была оснащена американскими надфюзеляжными стрелковыми установками Martin с двумя 12,7-мм пулеметами. Причем башенка была сдвинута несколько вперед. Силовая установка включала четыре мотора Rolls-Royce Merlin 24. Были выпущены 180 самолетов модификации Mk.VII, часть из которых отправили на Дальний Восток (сверху были окрашены в белый цвет), а после войны часть Mk VII была продана французской морской авиации. Оснащенные дополнительными топливными баками, машины использовались в качестве самолетов БПА в районах Северной Африки и Новой Каледонии.
A Lancaster B Mk VII (FE), showing the Martin dorsal turret and white upper surfaces adopted for Tiger Force.
"Ланкастеры" Mk.VII(FE) из соединения "Тайгер Форс", предназначенного для действий на Дальнем Востоке. Лето 1945 г
Бомбардировщики Lancaster B.Mk VII из 617-й эскадрильи в полете над Бенаресом, Индия. Самолеты несут окраску, характерную для Дальневосточного ТВД. После завершения военных действий в Европе множество эскадрилий RAF вошло в состав Tiger Force, которым предстояло воевать с Японией. Одним из таких подразделений была 617-я эскадрилья, но она прибыла в Индию лишь в январе 1946 года и в боевых действиях не участвовала.
Avro Lancaster B.VII (FE) NX734 of No 40 Sqn at Eastleigh, Nairobi, on October 30, 1946. Coded “BL-H,” this Lancaster was scrapped in 1947 having been based at Shallufa, Egypt until 40 Sqn’s disbandment in April 1947.
Built by The Austin Motor Co, Avro 683 Lancaster B.VII NX682 was photographed at RAF Station Heliopolis, Egypt, on February 17, 1947. The H2S radar bulge is visible behind the open bomb doors.
Lancaster VII NX611 is now the pride of the Lincolnshire Aviation Heritage Centre at East Kirkby. It owes its survival to the longevity of service the French navy allowed the type.
Four Lancaster Mk VIIs were taken out of storage and specially modified to represent the Dam Busting Lancasters. Because the mine used for the raid was still on the secret list in 1954 the film dummy bore little resemblance to the real thing
Actor Richard Todd played the part of Wng Cdr Guy Gibson and took great pains to create a faithful portrayal.
Lancaster X
"Ланкастер" X с увеличенным бомбоотсеком для размещения бомб больших калибров
A Canadian-built Lancaster X in its standard form, with the Martin dorsal turret
KB972 'Cuddles', still in the wartime colours of 408 Squadron. Called up from storage, she waits in line for conversion to a Lancaster 10MR. Sadly, the aircraft is recorded as burned shortly after the conversion was completed
Lancaster X G-BCOH during the war.
Canadian-built Avro Lancaster X bombers of the R.C.A.F. "Moose" Squadron which served with No.6 (R.C.A.F.) Group, R.A.F. Bomber Command.
A flight of Lancasters, returning front overseas, arrive at RCAF Station Gimli en route to their respective storage depots in Western Canada, September 1945.
B.Mk X. Для того, чтобы справиться с большим количеством заказов, к выпуску Lancaster подключили канадскую "Victory Aircraft" - собранные в Канаде машины получили обозначение B.Mk X, оснащались двигателями Packard Merlin и в целом были идентичны B.Mk I/III. Самолеты перегонялись в Великобританию своим ходом через Атлантику, вооружение устанавливалось уже по прибытии. Первый B.Mk X был передан заказчику 6 августа 1943 года, всего построено 430 самолетов - большинство из них в 1945-1946 годах вернулись в Канаду, часть продолжили службу в качестве бомбардировщиков, другие стали самолетами БПА (Mk 10MR) или фоторазведчиками (Mk 10P, фото).
KB700, the first Canadian production aircraft, with the British-style Frazer Nash dorsal turret. Aircraft have the deepened bomb-bay.
"Ланкастер" X канадского производства
"Ланкастер" Mk.X с полным комплектом оборонительного вооружения, включая нижнюю турель FN64
After seven years’ silence, the four Merlins of Strathallan’s Lancaster X, G-BCOH/KB976, burst into life at Auchterarder in August and ran “perfectly”. Next task is to give the bomber an appropriate paint scheme.
The CWH Avro Lancaster B.X FM213 at Mount Hope. Since this photograph was taken work has progressed towards restoring the aircraft to flying condition.
Experimental
Two views of an Avro (Victory Aircraft) Lancaster Mk.10-P (R.C.A.F. serial KB976; "buzz no."/radio call sign, MN-976) which has been specially modified for Arctic photographic reconnaissance. Note the Arctic survival equipment tail "dustbin", lengthened nose (plus turret deletion), and ventral radome.
Испытания топливных систем и систем дозаправки. Lancaster Mk I (HK541 и SW244): испытания в 1944 году с большим надфюзеляжным седловидным бензобаком, позволявшим совершать перелет из Великобритании на Дальний Восток без посадки (испытания проводились "звеном специальных заданий"). Кроме того, 24 самолета различных версий были подготовлены компанией "Flight Refuelling Ltd." для испытаний систем дозаправки самолета в полете в Ставертоне и Таррант Раштоне с 1945 по 1950 год. Самолеты были переделаны в заправщики и заправляемые машины (на снимке). Позже эти испытания распространили на дозаправку топливом реактивных истребителей (245-я эскадрилья).
SW244 was the second Avro Lancaster to be fitted with a saddle tank. Pictured here in June 1945, the aircraft flew out to Mauripurand then Western Australia later the same year.
Lancaster G-33-2, originally built as Mk III PB972, was one of two operated under B Conditions by FRL, the other being G-33-1, formerly ND648. The reason for the snub-nose is unclear, although it is quite likely that it may have been in order to improve forward visibility from the cockpit during trials which included close formation flying.
Meteor EE397 approaches the drogue during the record endurance flight in August 1949. Pat Hornidge flew a continual orbit over Bristol, Devon and Dungeness in the Meteor, while Tom Marks circled the Isle of Wight in the Lancaster.
Flight Refuelling's Tom Marks holds the company’s snub-nosed Avro Lancaster, wearing B Conditions markings G-33-2, steady over Brownsea Island in Dorset as Pat Hornidge takes on fuel in Gloster Meteor III EE397 on August 7, 1949, when the Meteor remained aloft for 12hr 3min to set a new world endurance record.
Экспериментальная дозаправка топливом истребителя "Метеор" Mk.III от ЛЛ-танкера на базе "Ланкастера"
Lancaster G-33-2 refuelling Meteor F.Mk 3 EE397 over Poole during the latter’s record flight of August 7, 1949.
Lancaster Mk III (RE137) и Mk I (TW911). Испытывались ТВД с осевым компрессором Armstrong Siddeley Python и восьмилопастными соосными воздушными винтами противоположного вращения во внешних гондолах. Испытания проходили в 1948 году.
Lancaster III TW911 with 3,670 h.p. Python 1 Turboprops outboard and two 1,610 h.p. Merlin 24s inboard.
Lancaster prototype BT308/G with a Metropolitan-Vickers F.2/1 axial flow gas turbine in the tail and a large dorsal intake.
Lancaster II LL735 with a Metrovick F.2/4 Beryl in its tail, Bitteswell, December 1947.
ЛЛ на базе "Ланкастера" Mk.II (per. № LL735) для отработки ТРД "Берилл"
From Peter Wright comes this picture of the Armstrong Whitworth Beryl Lancaster II, LL735, photographed at RAF Bitteswell on March 12, 1950. The Lancaster crashed on landing in poor visibility on February 2, 1950, and the Beryl unit was removed from the tail shortly afterwards.
One of the earliest jet engine test installations was this one in the bomb bay of Lancaster VI ND784.
The Dovern testbed Lancaster 80001 early in 1951, before installation of the Type 3 Dovern. Note the cover over the pod air intake.
Lancaster I RA805 with the Swedish ST AL Dovern axial flow engine beneath its fuselage.
Lancaster Mk I (RA805). Куплен Швецией для летных испытаний ТРД Stol Dovern, устанавливавшегося в бомбовом отсеке. Работы проводились в 1950-1951 годах.
Another view of the Tp 80 before delivery to Sweden, 1951.
Шведская летающая лаборатория Tp.80
The Dovern testbed Lancaster 80001 at Hamble in mid-1951.
A Lancaster was acquired to act as a flying test-bed for the Dovern turbojet
Tp 80 in silver scheme, parked in the open at Malmslatt in 1956, during RM6 engine testing.
The front exit hatch open with the deflector hatch lowered over the pod air intake.
80001 with trestle under the tail during a test engine change.
Aerial photo of the first flight of the Mk.10O over Toronto. Once airborne, the aircraft could cruise comfortably on either set of engines. A minimum of paintwork was applied,
This photograph of the Orenda test aircraft, FM209, was taken at Malton, Ontario, on September 16, 1950. The Lancaster was burnt out on March 23, 1955, and struck off charge by the RCAF on July 24, 1956.
The one and only Lancaster 10O being prepped for its first flight. Although the jet engine nacelles are very sleek, the nose fairing is a relatively simplistic design. Note the stored Lancasters in the background
Lancaster ND784/G with four 1,750 h.p. Merlin 85s and an Armstrong Siddeley Mamba in the nose, seen in close-up.
Lancaster ND784/G with four 1,750 h.p. Merlin 85s and an Armstrong Siddeley Mamba in the nose
Tail section of Lancaster III SW342 at Bitteswell with an early Viper installed.
Avro Lancaster III SW342 is seen with an Armstrong Siddeley Mamba in the nose, surrounded by an icing spray rig, and the 1,050lb s.t. Adder in its tail.
Another shot of Lancaster SW342 with the dual Mamba/Adder installations.
PLUVIAL LANCASTER. The strange device on this Rolls-Royce engine flying test-bed Avro Lancaster B. Mk. III (NG465) is a water droplet system devised in connection with the engine manufacturer's artificial icing flight programme of 1949. Received by Rolls-Royce at Hucknall in August 1946, NG465 was modified and test flown for the first time with the nose-installed Dart Test Engine No. 5 on 10th October 1947; totalling 47 1/2 hr. flight time to November 1948. Then Dart No. 15 was installed in March 1949, flying until February 1951 (226 1/2 hr.), when it was replaced by Dart No. 3 in same month. By November 1952 engine flew for 204 hr., being succeeded by Dart No. 30 which was installed in January 1953. On 22nd January 1954, NG465 made an emergency landing at Holinwell Golf Course (nr. Mansfield) and was written-off. The Dart was returned to Sinfin after 94 1/2 hr. Icing trials began on 1st September 1949 with Dart No. 15 installed. Two 100-gallon water tanks were mounted in rear fuselage.
Avro Lancaster NG465 with Rolls-Royce Dart No.5 fitted to the nose - prior to flight tests
Lancaster Mk I (NG465). Испытания коммерческого ТВД Dart (для авиалайнера Viscount) проводились фирмой "Rolls-Royce" с 1946 по 1954 год. Позже его оснастили системой предотвращения обледенения.
Летающая лаборатория (per. № NG465) для отработки ТВД "Дарт".
Lancaster III NG465 displays the Rolls-Royce Dart engine in its nose, fitted in 1947.
ЛЛ (per. № VM704) для испытаний моторов "Грифон" 57 и "Мерлин" 68
Британская ЛЛ для отработки противообледенительных систем
Lancaster PR.Mk I (Mod) (PA474). Испытания Колледжем аэронавтики секции аэродинамической поверхности с ламинарным профилем обтекания, установленной вертикально в хвостовой части фюзеляжа. Позже стал известен как единственный уцелевший Lancaster, принявший участие в мемориальном полете в честь битвы за Британию.
Canada
FM218 of 413 (P) Squadron was one of the prototype XP aircraft and was often recycled through Avro's shops to be fitted with new modifications. It became the test vehicle for the SHORAN programme
The first Lancaster XN sits outside the Avro Canada hangars. Behind arc the airframes of four other 'S' models awaiting conversion
FM216 'AP-D' of 413 Squadron and demonstrates the clean lines of the Lancaster XP variant. One of the camera ports for the tri-met system can be seen directly below the roundel
The aluminium painted engine nacelles place the date of this photograph near the end of the career of this 408 Squadron Lancaster. This unit's aircraft were the first and last postwar Lancasters operated by the RCAF.
One of the few 10S models to see active postwar duty, FM148 started its career with WEE then went to Trenton for utility work and finally to Greenwood. It is seen here at Winnipeg en route to storage and final disposal. Note the dorsal turret 'observation deck' first used by WEE flight
A considerably modified Avro (Victory Aircraft, Toronto-built) Lancaster Mk. 10-P (serial KB976, code MN976) of the R.C.A.F.'s 408th Photo Squadron, is equipped with special mapping devices.
An Avro (Victory Aircraft) Lancaster 10-N (ex-FM208: now CF-KHH) called "Polaris" and owned by World Wide Airways Inc., Dorval Airport. Montreal.
No.407 Squadron 10MR seen at Lakehead Airport in 1953. Spinner colour is grey
One of two Lancaster 10DCs modified to carry Ryan Firebee target missiles. The 10DC was a modification of the 10MR outfitted with wing pylons and missile operator's position in the rear.
Lancaster KB839 was one of only three 10AR Lancasters built. It is shown in the earliest colour scheme of grey undersides with red lightning flash
The only photo the Author has uncovered of an armed 10MR, an aircraft belonging to 407 Squadron patrolling the west coast of Canada
FM211 'Zenith' was one of five navigational trainers produced. This aircraft had the distinction of being the first Canadian aircraft to overfly the geographical North Pole
Portrait of a photo survey crew at the onset of a new season. Visible is the unique plywood nose turret fairing with solar navigator dome, Rebecca antennae and 408 Squadron crest. Protrusion above bomb bay is outlet for trailing wire antenna.
Ice reconnaissance duty was cold! Three 408 Squadron crew members model the contemporary fashion in winter operations suits.
One of only a handful of XBR models to be built, FM222 spent its active postwar career with the Air Armament School at Trenton. Although not visible in this photo, it retained an armed mid-upper turret for air-to-air gunnery training. Spinners are in black and yellow unit colours.
KB889 in the final SAR scheme with dark grey undersides, white topsides, aluminium nacelles and overpainted nose turret.
Канадский "Ланкастер" 10-SR
Another 407 Squadron Lane in the late colour scheme with grey undersides, black fuselage flash and newer APS-33 ventral radar 'can'.
Later SAR Lancasters were 10MR models with the newer APS-33 search radar 'can'. Undersides are light grey with black lightning flash and Dayglo red-orange fuselage band bordered in blue.
FM208 was the prototype XN model seen here at a Trenton air show. The unit designator, 'HW-' is unknown but is probably associated with the Central Flying School. Below the wing is Auster AOP.6 16663.
Operation Sweetbriar was a joint RCAF-USAF exercise held in February 1950 to evaluate a defence against an enemy attack from Alaska under winter conditions. No.408 Squadron provided three Lancasters for photo recon duties. FM214 being refuelled at an Alaskan base
The AR variant had more aerials on the topside of the aircraft. Note the white topsides cover the rear half of the canopy
'AT-A' was the first 10MR assigned to 404 Squadron. MRs were essentially production XBRs with the dorsal turret removed. Although crewmen swear the aircraft carried guns it is difficult to find a photo of one that is armed. Spinner colour is light blue.
Более 20 машин B.Mk X переоборудовали в поисково-спасательные, а три - в самолеты для подготовки штурманов (Mk 10N, фото). Последние Mk 10 были сняты с вооружения канадских ВВС в апреле 1964 года.
Sporting a new paint scheme, nose turret fairing and a clutch of aerials, FM120 poses for the camera over the Ottawa area countryside.
Head-on view displays the added fuselage aerials and radar housings added to the AR models
Avro Lancaster X FM207 of 408 Squadron RCAF was used for photography and Arctic reconnaissance until struck off strength in 1962.
A Lancaster Mk.10MR of 404 Squadron carries out a practice torpedo drop over St Margaret’s Bay, New Brunswick, during the early 1950s.
Posing themselves for the camera are the photographers of this 408 Squadron photo-ship. FM207 was responsible for taking in-flight photos of each of the aircraft types then in service with the RCAF circa 1956. The open turret position apparently made for an excellent camera/sight-seeing location.
Avro Lancaster X G-BCOH/KB976 during its ferry flight from Canada to Strathallan, flown by a British Caledonian crew and christened "Spirit of Caledonia"
Kenting’s chief pilot, Jack Reilly, formates Mosquito T.29 CF-GKL on a Lancaster X operated by de Havilland Canada. This was one of two Canadian-built ‘Mossies’ that passed to Spartan in early 1959 though this example was soon reduced to spares
Most of the added equipment is on the undersides of the 10AR and include six camera positions, search/navigational radar and electronic surveillance aerials. The rear turret fairing holds survival equipment.
Russia
"Ланкастер" в СССР.
France
The enormous mines/anti-submarine stores bay of the French Navy Lancaster AS.Mk.3 is clearly shown by the length of the open bomb bay doors. The "Gannet-type" ventral radar "dustbin" is new. Note anchors in French Navy Markings.
Mk VII WU01 at Luqa, Malta, in 1954. Transferred to the Aeronavale in early December 1951, it served initially from St Eval during the ‘work up’ period. It was destroyed in a landing accident in April 1955.
В морской авиации Франции самолеты Lancaster (со снятыми надфюзеляжными турелями) использовались в качестве морских разведчиков. 54 машины версий Mk I (FE) и VII (FE) начали поступать с 1952 года, к началу 1960-х годов их заменили на самолеты Lockheed Neptune.
Патрульный "Ланкастер" французских ВВС
Французские патрульные самолеты на базе "Ланкастера" Mk.VII из эскадрильи 9S. Новая Каледония, 1963 г.
The ex-French Navy Lancaster B.Mk VII G-ASXX below letting down into Akrotiri, Cyprus, on its way from Australia to England in May 1965.
Avro Lancaster Mk 7 WU-15 of the French Aeronavale, seen at Bankstown, New South Wales, in 1964, is now NX611/G-ASXX at RAF Scampton.
NX611/WU15 at Biggin Hill during the summer of 1965, showing the overall white tropical scheme adopted following overhaul by UTA in 1962. The civil registration was carried on both fins, under wing to port and over wing to starboard.
PACIFIC LANCASTER. Almost lost in the glare of the midsummer's sun beating down on Sydney's Mascot (N.S.W.) airport is this all-white Avro Lancaster ASR Mk. 7 (No. 3 coded WU 41 on lower fin) which is one of two operated by the French Navy in the Pacific. Based at the important air junction of Noumea in New Caledonia, these Lancasters are used for search and rescue operations. The rescue dinghy chute is visible below the rear turret.
Egypt
The REAF attempted to establish a nominal heavy bomber force, one of nine refurbished Lancaster B Mk IIIs being illustrated.
"Ланкастер" в составе Египетских ВВС, 1950г.
Argentina
B-032 in March 1962. It was struck off charge the following year.
B-033 taxying over the grass at the Fabrica Militar de Aviones facilities in the 'Brick' colour scheme.
Parked on the Villa Reynolds tarmac, Lancaster B.I B-034 looking immaculate in the original colour scheme applied during refurbishment at Langar. Note the serial number painted on the leading edge.
Three members of Grupo Henrici in front of Lancaster B-036. Left to right: Alfred Lieberwirth, Dr Groth, unknown.
Lancaster B-037 during acceptance tests at Langur, December 1948.
A faded but rare view of B-037, another of the Lancs modified to carry the PAT-1.
Lancaster B-038 was converted into cargo aircraft by Taller Regional Rio IV, closing the bomb bay and installing passenger seats and a 'solid' canopy. Some time later its serial was changed to the more appropriate TC-038.
B-040 parked at Coronel Pringles AFB, with its engines and cowlings covered. In the background is Lincoln B-001 which did not see operational FAA service.
Lancaster B-042 running up prior to a routine flight from Villa Reynolds.
B-031 briefly wore the serial O-001 for a planned observation unit based at Parana.
Shortly after arrival, some aircraft were put directly into open storage at Villa Reynolds due to the lack of qualified crews.
Civil
The Lancaster, CF-IMF, used by Spartan Air Services is thought to be the last civil Lancaster flying in Canada.
View of the Spartan Air Services Lancaster X CF-IMF seen at Toronto Malton.
Один из четырех "Ланкастеров", позаимствованых у Trans Canada Airlines, использовавшийся для перевозки топлива
View of the first civil registered Lancaster, G-AGJI, ex DV739, used by BOAC
A de-militarised Avro Lancaster I which was supplied to the British Overseas Airways Corporation.
Flight Refuelling's Lancaster G-AHJT seen in original scheme of overall black with yellow lettering.
Flight Refuelling’s Lancasters G-AHJU and G-AHJT demonstrating in-flight refuelling at the 1946 SBAC show.
"British South American Airways" была образована в 1945 году ушедшим в отставку вице-маршалом авиации Доном Беннетом. Хорошо знакомый с Lancaster, Беннет считал Lancastrian идеально подходящим для начала полетов из нового аэропорта Хитроу.
Демилитаризированный "Ланкастер" авиакомпании BSAA
Свой вклад в перевозки внесла и британская гражданская авиация. Одним из самых необычных его участников был Avro Lancaster Mk 3 с кодом C-AHJW, переделанный фирмой "Flight Refuelling Ltd" в летающий топливозаправщик. Он возил горючее для обеспечения работы коммунальных служб Берлина.
Flight Refuelling's Lancaster 3 tanker G-AHJW was one of the aircraft used on a series of flight refuelling trials over the Atlantic in co-operation with BSAAC between May and August 1947. 'JW crashed near Andover on November 22, 1948.
Lancaster G-AHVN replaced G-AGJI of the BOAC Development Flight.
Avro Lancaster G-AHVN was acquired from BOAC and flown to Germany in 1948 and used as a tanker.
The barely civilianised Lancaster I, G-AJWM, ex PP741, complete with all turrets and double curvature bomb doors to accommodate a 22,000lb bomb, seen at White Waltham in August 1947.
The photographs show three of Flight Refuelling’s final four Lancasters at Tarrant Rushton in varying stages of disarray. All four aircraft were cannibalised during 1948-49.
 
English Electric, Preston-built Met.VI ST804 of 224 Squadron with Lancasters behind. It served only with 224, and was sold for scrap in December 1952. ST804 was based throughout at Aldergrove, with detachments to Gibraltar.
Vulcan B.2 XM597 touches down at Greenham Common. Note the Avro Lancaster in the background.
Окончательная сборка "Ланкастеров" на заводе компании "Остин Моторс"
"Ланкастер" в серийном производстве
Charles Church's Avro Lancaster, KB976/G-BCOH, spread out like an Airfix kit at BAe Woodford.
The RAF Battle of Britain Memorial Flight’s Lancaster.
Also at the show was this Lancaster nose section.
Duxford's new Lancaster, KB889, being unloaded in the Superhangar on May 14 1986 by Vanguard Engineering, who transported the aircraft from Bitteswell.
"Ланкастер" с собственным именем "Джо" и портретом Сталина
Носовая турель FN5 с двумя 7,7-мм пулеметами
Прицеливание пулеметов нижней башенной турели FN.64 осуществлялось через перископ. На большом количестве самолетов вместо нее со временем установили радиолокатор H2S. Демонтаж нижних стрелковых точек сделал бомбардировщики уязвимыми для атак ночных истребителей Bf110 и Ju 88, вооруженных кинжальными стрелковыми установками Schrage Musik, способными вести огонь вверх.
Кормовая турель FN121 с четырьмя 7,7-мм пулеметами
Кормовая турель FN82 с двумя 12,7-мм пулеметами
The Rose turret was designed with a great deal of input from Gp Capt A.E. Rice of Bomber Command’s No 1 Group, and incorporated a pair of 0-50in machine-guns, as seen here. The Brownings were set wide apart, which not only allowed for easy servicing but also enabled the gunner to bale out directly through the generous clear-vision panel.
The Rose turret - an example of which is shown here at the company's works - was large enough to accommodate two gunners, although there was, of course, no operational requirement for this.
Avro Lancaster I W4154 of No 1662 Heavy Conversion Unit, based at RAF Blyton in Lincolnshire (and thus close to the Rose factory), is seen here with a Rose tail turret in 1944. Although the latter showed much promise in increasing the defensive firepower of the RAF’s bombers, only 227 examples of the twin-0-50in turret were built.
The Emerson APG8 Blind Tracking Radar fitted to Lancaster KB805. The Emerson Company fitted the turret and APG8 at St Louis. The device was found to have no advantage over the AGLT system and was not proceeded with.
Given the code name Village Inn this equipment enabled a gunner to locate an unseen attacking fighter. The picture shows the 16" parabolic reflector in its housing on a FN.150 Lancaster tail turret.
The Rose Bros turret assembly shop at the company’s factory at Gainsborough in Lincolnshire circa 1944. The production line incorporated eight stations, each of two stages, and work around the clock resulted in the completion of a turret in as little as 7hr. The production version was designated the Rose Type R Mk I turret.
FN121 turret of Lancaster III ME381 fitted for self-towing drogues showing, at centre, the quick release mechanism.
RB No 2 Mk 1 turret of Lancaster B.1 LM296 with drogue shown folded.
To comply with Canadian airworthiness regulations, the Lancaster carries a civil registration - appropriately, C-GVRA - which is displayed under the tailplane.