Avro Lancaster / Type 683
Варианты:
Avro - Lancaster / Type 683 - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


Тяжелый бомбардировщик с экипажем из семи человек
Описание:
Lancaster / Type 683
Avro 683 Lancaster
Фотографии:

Ч/б фото (200)

Lancaster / Type 683

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж - 7 человек. Создан в КБ фирмы "А.В.Роу" под руководством Р.Чедвика. Являлся переделкой самолета "Манчестер" под увеличенное крыло и новую мотоустановку. Опытный "Ланкастер" впервые поднялся в воздух 9 января 1941 г. Серийное производство начато в октябре того же года. Самолет строился на заводах "Авро" (Манчестер, Йедон), "Армстронг-Уитворт" (Бэгинтон, Биттесвелл), "Виккерс-Армстронг" (Честер, Кэстл-Бромвич), "Мосли род уоркс" (Манчестер), "Лонгридж уоркс" (Бирмингем), "Виктори эйркрафт" (Мэлтон, Канада). В общей сложности выпущено 7377 экз. Вооружение большинства модификаций 10x7,69, модификаций VII и X - 2x12,7 + 6x7,69; бомбы до 6400 кг, у вариантов "Спешиэл" - до 10 000 кг. "Ланкастер" состоял на вооружении в Великобритании с декабря 1941 г.
Основные серийные модификации:
  - "Ланкастер" I с моторами "Мерлин" XX, 22, 24;
  - "Ланкастер" III с моторами "Мерлин" 28, 38, 224;
  - "Ланкастер" II с моторами "Геркулес" VI или XVI;
  - "Ланкастер" VI с моторами "Мерлин" 85;
  - "Ланкастер" VII, аналог модификации III с верхней турелью 2x12,7;
  - "Ланкастер" X, канадский аналог модификации III с моторами "Мерлин" 38, 224, верхней турелью 2x12,7 и измененным оборудованием.
Выпускалось много специализированных вариантов: для сброса особо тяжелых бомб (по 3632 кг, 5448 кг, 9988 кг), вращающихся бомб Уоллиса, с РЛС H2S и т.д.
С марта 1942 г. "ланкастеры" использовались для минных постановок и ночных налетов на города Германии. С середины года - основной английский тяжелый бомбардировщик. Участвовал в массированных налетах на Германию, Италию, Францию. С сентября 1944 г. применялся и днем. В сентябре 1944 г. "ланкастеры", базировавшиеся под Архангельском, повредили немецкий линкор "Тирпиц" в Альтен-фьорде (Норвегия). Позднее, вылетев из Шотландии, они потопили его у о.Хаак. В течение всей войны "Ланкастер" служил как бомбардировщик, минный заградитель, транспортный самолет и самолет РЭП. Снят с производства в феврале 1946 г. Служил в Королевских ВВС как бомбардировщик до марта 1950 г., как морской патрульный самолет - до 1956 г.


"Ланкастер" III||
Размах:||31,11 м
Длина:||25,25 м
Моторы, количество х мощность:||4x1480 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||31850 кг
Максимальная скорость:||460 км/ч
Практический потолок:||4800 м
Дальность:||4200 км

Avro 683 Lancaster

Проектирование четырехмоторной модификации Manchester Mk III началось еще до запуска в серию двухмоторной машины. Фактически, прототип самолета Lancaster представлял собой переделанный планер бомбардировщика Manchester - были увеличены размеры центроплана и установлены четыре V-образных мотора Rolls-Royce Merlin X мощностью по 1145 л. с. Изначально прототип сохранял трехкилевое оперение от Manchester, но позже средний киль демонтировали, а площади килей-шайб увеличили - такое оперение стало стандартным для всех самолетов Lancaster.
  Прототип выполнил первый полет 9 января 1941 года, в том же месяце машину перегнали для дальнейших испытаний в Боскомб-Даун. Второй, несколько доработанный, прототип с двигателями Merlin XX поднялся в воздух 13 мая 1941 года. Чуть позже, в сентябре, первый прототип передали в 44-ю эскадрилью для подготовки экипажей и проведения эксплуатационных испытаний. Новый бомбардировщик сразу же показал себя очень удачным самолетом, была заказана большая партия таких машин. Первые серийные Lancaster собирались частично из деталей, заготовленных для бомбардировщиков Manchester, и были готовы уже в октябре 1941 года. Они обозначались Lancaster Mk I, но в 1942 году обозначение поменяли на Lancaster В. Mk I.
  Первый контракт предусматривал постройку 1070 самолетов, однако за первым заказом вскоре последовали другие - пришлось привлекать к программе, помимо фирмы "Avro", и другие компании.
  Темп производства самолетов сдерживала нехватка моторов Merlin, которую удалось преодолеть только после начала лицензионного производства двигателей Merlin в США на заводе фирмы "Packard".. Конструкторы тем временем искали альтернативный мотор, и вскоре выбор пал на звездообразный Bristol Hercules VI/XVI мощностью 1735 л. с. Самолеты с такими моторами обозначались Lancaster Mk II (затем Lancaster В. Mk II). Прототип выполнил первый полет 26 ноября 1941 года, летные испытания прошли успешно, после чего данную модификацию запустили в серию на заводе фирмы "Armstrong Whitworth" в Ковентри. Первые два самолета с моторами Hercules собрали в сентябре 1942 года и передали для дальнейших испытаний в Боскомб-Даун, а вскоре к ним присоединилась и третья машина. Другие Lancaster Mk II первой производственной серии поступили на вооружение 61-й эскадрильи, где ранее проходили войсковые испытания бомбардировщики Lancaster Mk I.
  Постепенно Lancaster Mk II стал поступать и в другие эскадрильи, но он не смог затмить славу своего собрата с моторами Merlin - модификация Mk II обладала меньшими скоростью полета и практическим потолком, а бомбовая нагрузка была меньше более чем на 1800 кг. Выпуск Mk II прекратили после постройки 301 самолета - завод фирмы "Armstrong Whitworth" переключился на сборку Lancaster В. Mk I.
  Lancaster В. Mk I получил три установки типа Fazer-Nash с гидроприводами (в носовой части, на верхней части фюзеляжа за крылом и в кормовой части), в общей сложности бомбардировщик нес восемь 7,7-мм пулеметов Browning (по два пулемета в носовой и надфюзеляжной турелях и четыре - в кормовой). Бомбоотсек изначально был рассчитан на бомбовую нагрузку в 1814 кг, но его размеры постоянно увеличивали, и со временем там стало возможным помещать бомбы массой до 5440 кг, а вариант Lancaster В. Mk I (Special) мог брать на борт огромные бомбы Tallboy массой 5443 кг и Grand Slam массой 9979 кг. На варианте Lancaster B.Mk III стояли моторы Merlin американской постройки, выпуск этих самолетов шел параллельно с постройкой В. Mk I. Внешне Mk III отличался от Mk I большим блистером бомбардира в носовой части фюзеляжа, а также несколько иным составом бортового оборудования.
  В 1942 году было решено наладить производство Lancaster B.Mk X в Канаде на фирме "Victory Aircraft". Канадские самолеты оснащались моторами Merlin американского производства и выполняли перелеты через Атлантику без вооружения, которое монтировалось уже в Великобритании. Первый B.Mk X заказчик получил 6 августа 1943 года, всего же было построено 430 таких самолетов.
  Модификацию B.Mk VI оснастили двигателями Merlin 85 или 87 мощностью по 1635 л. с. Девять самолетов были модернизированы в B.Mk VI фирмой "Rolls-Royce" и переданы в 635-ю эскадрилью, где с машин сняли носовые и надфюзеляжные турели, но установили модернизированные радиолокационные бомбардировочные прицелы H2S и появившиеся средства РЭБ. Хотя по летным характеристикам B.Mk VI превзошел более ранние модификации, в серию эта модель не пошла. Последним серийным вариантом стал Lancaster B.Mk VIII с надфюзеляжной турелью American Martin с парой 12,7-мм пулеметов, которую несколько сместили вперед.
  Несмотря на появление новых модификаций, серийный выпуск B.Mk I (с 1945 года - B.Mk 1) продолжался на протяжении всей войны, последнюю машину компания "Armstrong Whitworth" передала заказчику 2 февраля 1946 года.
  Помимо двух прототипов в общей сложности было построено 7377 самолетов различных модификаций: Mk I - 3425, Mk II - 301, Mk III - 3039, Mk VII - 180, Mk X - 430. Бомбардировщики собирались на заводах компаний "Avro" (3673), "Armstrong Whitworth" (1329), "Austin Motors" (330), "Metropolitan Vickers"(1080), "Vickers Armstrong" (535) и "Victory Aircraft" (430). Иногда выполнялись переделки самолетов одной модификации в другую. За время войны как минимум 59 эскадрилий Бомбардировочного командования имели на вооружении самолеты Lancaster, которые выполнили более 156000 боевых вылетов и сбросили на противника 618350 т фугасных и более 51 млн штук зажигательных бомб.
  По мере приближения окончания войны в Европе, эскадрильи самолетов Lancaster стали готовиться к переброске на Дальний Восток, но Япония капитулировала раньше, чем это удалось сделать. После окончания войны Lancaster использовались для перевозки на родину бывших британских военнопленных, часть машин в Великобритании и других странах Европы использовали в качестве летающих лабораторий, несколько машин поступили на вооружение авиации ВМС Франции, а другие - использовались как гражданские транспортные самолеты под обозначением Avro Lancastrian.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Avro 683 Lancaster Mk I

  Тип: тяжелый бомбардировщик с экипажем из семи человек
  Силовая установка: четыре V-образных двигателя Rolls-Royce Merlin XX или 22 мощностью по 1280 л. с. (954 кВт) или Merlin 24 мощностью по 1620 л.с.(1208 кВт)
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 3505 м - 462 км/ч; крейсерская скорость на высоте 6100 м - 338 км/ч; скороподъемность 76 м/мин; практический потолок 7468 м; дальность полета с бомбовой нагрузкой 3175 кг - 4072 км
  Масса: пустого 16 738 кг; максимальная взлетная 31751 кг
  Размеры: размах крыла 31,09 м; длина 21,18 м; высота 6,10 м, площадь крыла 120,49 м2
  Вооружение: восемь 7,7-мм пулеметов, до 6350 кг бомб в бомбоотсеке
Первый опытный "Ланкастер" с трехкилевым оперением
Lancaster I
Изображенный здесь прототип самолета Lancaster (BT308) имеет хвостовое оперение от Manchester. На первом прототипе стояли моторы Merlin X, а не Merlin XX. Январь 1941 г.
The first prototype in its original form with short tailplane and central fins.
The first prototype with the definitive tail unit.
The second production aircraft, with deepened bomb-bay, at the RAE Farnborough in 1942 with an arrester hook under the fuselage for airfield arrested landing trials.
Второй опытный "Ланкастер"
The second prototype Lancaster with deepened bomb-bay for 8,000-lb (3632-kg) bomb.
Второй прототип "Ланкастера" (per. № DG595) во время испытаний. Август 1941 г.
Первый серийный "Ланкастер" I еще без верхней и нижней башен
The first production Lancaster I (L7527), with nose and tail turrets, but no dorsal or ventral armament fitted.
Lancaster NX739 photographed at Blackbushe aerodrome by J. M. Wilde of New Barnet, Herts.
The BBMF Avro Lancaster is currently painted to represent an aircraft of 101 Squadron, which operated Lancasters from October 1942 until August 1946.
Завершение подготовки к вылету "Ланкастера" Mk.I из состава 44-й эскадрильи. 1942 г.
Погрузка зажигательных бомб. Июнь 1942г.
No 82 was one of the few RAF squadrons based in Africa and it operated in far-flung parts. Lancaster is having a prop change at Ndola, Northern Rhodesia in August 1950.
Завершение подготовки к вылету "Ланкастера" Mk.I из состава 44-й эскадрильи. 1942 г.
Lancaster NX739, long familiar to visitors to Blackbushe, has now gone to the breaker's yard, and is succeeded by Lincoln RF322 for the same duty - a mount for M.o.S. photographers.
Lancaster I R5556 in service with No 44 Squadron in April 1942, showing the ventral FN64 turret still fitted; the dorsal turret also has the taboo ring fitted - a feature absent from the example serving with No 83 Squadron.
Подвеска на самолет 83-й АЭ 1800-кг (4000 фунтов) бомб "Куки", используемых для бомбежек жилых кварталов городов
Lancaster готовится к вылету. Рядом с ним стандартные бомбовые кассеты SBC, каждая содержала до 236 зажигательных бомб калибром 1,8 кг. В годы войны самолеты Бомбардировочного командования сбросили более 80 млн таких бомб, из них 50 млн - на счету Lancaster.
"Ланкастер" загружен разнокалиберными бомбами.
Заправка топливом "Ланкастера" Mk.I из 467-й АЭ
Заправка "Ланкастера" перед боевым вылетом
В ходе бомбардировочных ударов авиации союзников в 1940-х годах ужас войны познали не только жители оккупированной Европы, но и экипажи бомбардировщиков, каждую ночь пересекавших Ла-Манш и понесших огромные потери.
Avro Lancaster I PB752 of Dunlop's test flight at Elmdon in 1946. The squat Compacta tyre looks somewhat incongruous. Note the rear turret still retains its guns.
Этот "Ланкастер", стоящий сейчас в Музее Королевских ВВС в Хендоне, совершил 137 боевых вылетов
Wellington Mk III BK563 and Lancaster MK I PB752 fitted with experimental Dunlop tyres at Elmdon in 1946. Both aircraft retain their defensive armament. BK563 replaced Wellington BK187, which was damaged while taxying over boggy ground.
Бомбардировщик "Ланкастер" капитана Дональда Макинтоша
Lancaster Mk I, R5740, с кодом "KM-O" был одним из первых бомбардировщиков этого типа, поступивших в 44-ю эскадрилью. Июль 1942 года, авиабаза Уоддингтон.
Rose type R No2 Mk 1 tail turrets were retrofitted to Lancasters at various bases during 1944/45, an action that required minimum modification of the basic airframe. Several Lancaster squadrons in No 1 Group were flying modified aircraft by the end of the war but this illustration shows a Lancaster Mk I (W4154) of No 1662 Heavy Conversion Unit with the Rose turret fitted.
Главный маршал авиации Харрис считал, что поставить Германию на колени можно, лишь подвергнув массированным бомбардировкам ее города и промышленные районы - это подорвало бы экономический потенциал и боевой дух немцев. Этим и занялось его командование, располагавшее большим количеством самолетов Lancaster (на фотографии), Halifax и Stirling.
Очередной Lancaster готовится вылететь на бомбардировку городов Германии. Экипажи этих машин прозвали Харриса "Буч" (вполне возможно, сокращение от butcher - мясник).
Бомбардировщики Lancaster из состава 83-й эскадрильи на авиабазе Скэмптон готовятся к рейду на Бремен в ночь с 25 на 26 июня 1942 года.
На снимке, сделанном в Скеллингторпе в августе 1944 года, изображен бомбардировщик Lancaster Mk III 61-й эскадрильи (на переднем плане) и Lancaster Mk I из 50-й эскадрильи. К тому времени они совершили 118 и 113 боевых вылетов.
Самолеты Lancaster PR.Mk 1 из состава 82-й эскадрильи базировались в Истли и привлекались к ведению фоторазведки, как и самолеты Dakota Mk III. Самолеты находились в Кении с июля по ноябрь 1952 года.
After World War Two 82 Squadron was re-formed with Lancaster PR.Is for photo survey duties in Africa. Three of its aircraft (RA803 nearest to camera) are seen at the Squadron’s HQ at Benson in 1947 before departure.
"Ланкастер" из состава мемориальной эскадрильи "Битва за Англию"
Серийный "Ланкастер" Mk.I из состава 44-й эскадрильи взлетает с аэродрома Данхол Лодж. 20 июня 1943 г.
Бомбардировщик из 106-й эскадрильи уходит в очередной ночной рейд. Ноябрь 1942 г.
Typical in-service example of the Lancaster I. This was serving with No 1661 Conversion Unit in 1942.
Lancaster L7578, несущий такой же бортовой код, как и у самолета Неттлетона во время налета на Аугсбург, не принимал участие в этой операции.
Typical in-service example of the Lancaster I. The early-production example was built by Metropolitan-Vickers and was serving with No 83 Squadron when photographed, after earlier use with No 207 Squadron;
83-я эскадрилья британских ВВС одной из первых получила самолеты Lancaster Mk I.
Серийный бомбардировщик "Ланкастер"
The second prototype Lancaster showing the full armament including the ventral turret
"Ланкастер" I из 50-й эскадрильи британских ВВС, 1942 г.
The taboo ring fitted to the dorsal turret - a feature absent from the example serving with No 83 Squadron.
Left, three of the BBMF Lancaster's engines are Rolls-Royce Merlins; the starboard inner is a Packard Merlin, which tends to run on the hot side. Right, over the Grampians at 5,000ft in full Instrument Meteorological Conditions (IMC).
Рой Чедвик, создатель неудачного Manchester и превосходного Lancaster, был убежден, что самолет с четырьмя моторами Merlin, близкий по конструкции к Manchester, будет тем тяжелым бомбардировщиком, который способен выиграть войну. И эта вера, и его отрицательное отношение к предложению Министерства авиационный промышленности, чтобы фирма "Avro" занялась постройкой бомбардировщиков Handley Page Halifax, позволили запустить Lancaster в серию.
Бомбардировщики 617-й эскадрильи действовали преимущественно ночью и специализировались на применении тяжелых бомб "Апкин", "Толлбой" и "Гранд Слэм"
The preserved Avro Lancaster PA474 formating with Avro Vuican B.2 XL317 of No. 617 Squadron, Scampton, over Lincolnshire on 16th May 1977. This followed the Lane's sortie to the Derwent reservoir near Sheffield to simulate the famous Dambusters raid of 16th-17th May 1943
Бомбардировщик "Ланкастер" и истребитель "Спитфайр"
Last month, page 273, we published a picture of Lancaster PA474 after it had simulated the Dambusters raid, using the Derwent Dam as its target, on 16th May 1977. This photo by Robert C. Reding provides a good idea of the "simulation"
"Ланкастеры" из состава 207-й эскадрильи, перевооруженной с "Манчестеров"
Группа Lancaster Mk I раннего выпуска из 44-й эскадрильи "позирует" для официальной фотосъемки. Снимок сделан в 1942 году уже после налета на Аугсбург.
В июне 1944 года британцы возобновили дневные налеты, причиной чему стали мощные истребительные эскорты и подорванный потенциал истребительной авиации Люфтваффе.
Большая группа Lancaster сфотографирована на пути к Крезо 17 октября 1942 года. Хорошее планирование и немного удачи позволили экипажам 94 бомбардировщиков нанести удар по оружейному заводу Шнейдера с минимальными потерями.
Устройство постановки помех. Для ослепления РЛС противника и нарушения радиосвязи Бомбардировочное командование использовало аппаратуру постановки помех. На снимке: Lancaster из 101-й эскадрильи сбрасывает ленты фольги. Отраженные от фольги эхо-сигналы полностью "забивали" экраны РЛС противника. Две антенны Airborne Cigar на верхней поверхности фюзеляжа предназначены для подавления радиоканалов наведения
Каждую ночь RAF разрушали военную промышленность Германии. Lancaster на снимке сбрасывает одну 1814-кг и зажигательные бомбы. Некоторые самолеты несли специальное оборудование: две антенны на этом самолете принадлежат системе РЭБ ABC (Airborne Cigar - передатчик помех в сигарообразном контейнере).
A Lancaster I of No 101 Squadron carrying "Airborne Cigar” apparatus, as shown by the two long dorsal aerials, to jam enemy R/T transmissions, dropping incendiaries and a single 4,000-lb (1816-kg) bomb over Duisburg in October 1944.
Атака Хейнсбурга, 16 ноября 1944 г.
617-я эскадрилья снискала себе славу, разрушив не один мост и виадук. Так, виадук Арнсберг был уничтожен 19 марта 1945 года в результате удара шестью бомбами Grand Slam.
Фотоотчет о налете на сортировочный железнодорожный узел Рейдт 27 декабря 1944 года. На этом снимке, сделанном в 15:00, видна степень концентрации разрывов бомб в зоне цели.
Избежав атак вражеских ночных истребителей, бомбардировщики в районе цели попадали под огонь германской зенитной артиллерии. На снимке: Lancaster над Гамбургом в ночь на 30 января 1943 года.
A Lancaster B Mk I (Special) carrying the Grand Slam bomb, the heaviest weapon dropped during World War II.
9979-кг бомбу Grand Slam подвешивали только на самолеты Lancaster из 617-й эскадрильи. Самолет Lancaster B.Mk I (специальный), который можно узнать по снятым для облегчения конструкции стрелковым турельным установкам и измененному бомбовому отсеку, производит сброс этой бомбы во время испытаний.
По отсутствию носовой турели и створок бомбоотсека легко идентифицировать бомбардировщик Lancaster B.Mk I (Special), способный нести сверхмощные бомбы.
"Ланкастер" I (Спец.) с бомбой "Грэнд Слэм"
Taken from "A Most Secret Place", this rare illustration shows the first Lancaster (PB592/G) modified to carry the 22,000-lb (9 980-kg) Grand Slam bomb. Flown at a gross weight of 72,000 lb (32 660 kg), it made the first live Grand Slam drop on the Ashley Walk range on 12 March 1945, the day before the first operational use of these bombs - the heaviest ever carried by air - against the Bielefeld Viaduct.
"Гранд Слэм" в бомбоотсеке "Ланкастера".
Сверхтяжелая бомба "Гранд Слэм"
Созданная Борисом Уоллисом 9980-кг бомба Grand Slam сначала пробивала защищенную цель и только потом взрывалась. Бомба меньшего калибра - 5443 кг - получила наименование Tallboy.
Подвеска тяжелой бомбы "Толлбой"
Бомба "Тэллбой" перед "Ланкастером"
Такие противокорабельные бомбы CSB калибром 3084 кг были применены Lancaster во время налета на Гдыню. Диаметр бомбы - 114,3 см.
Тяжелая бомба "Блок Бастер" калибром 12000 фунтов (5448 кг).
После знаменитого рейда "Dambusters" 617-я эскадрилья привлекалась к испытаниям и отработке новых видов авиационных средств поражения, таких как 5443-кг фугасная бомба.
Бомба Уоллеса в музее
Бомба "Апкип" на держателе "тип 464".
Бомба Уоллеса под фюзеляжем "Ланкастера"
В носители бомбы "Upkeep" были переделаны 23 Lancaster B.Mk III, из которых 19 были задействованы в рейде. Самолет на снимке, вероятно, использовался для испытаний всех доработок. В дальнейшем уцелевшие машины были снова переделаны в обычные бомбардировщики.
Сброс бомбы Уоллиса во время тренировки
Самолет 617-й эскадрильи во время учебного сброса бомбы "Апкип"
Сброс мины Уоллиса с "Ланкастера"
Бомбоотсек Lancaster был значительно доработан для подвески "прыгающей" бомбы "Upkeep". На снимке хорошо видны выступающие за обводы кронштейны, к которым крепилась бомба.
C for Charlie of No 617 Squadron, one of the 23 Lancaster IIIs modified to carry the Wallis dam-busting mine (not fitted in this photo).
"Разрушитель плотин" из состава 617-й эскадрильи
A faded but rare view of B-037, another of the Lancs modified to carry the PAT-1.
Three members of Grupo Henrici in front of Lancaster B-036. Left to right: Alfred Lieberwirth, Dr Groth, unknown.
Групп-кэптен Джон Сирби, командир 83-й эскадрильи (в центре), и командиры экипажей, принимавшие участие в удачном налете на Пенемюнде в ночь с 17 на 18 августа 1943 года. Им удалось разрушить объекты испытательного полигона, где отрабатывалось "оружие возмездия", погибли видные германские ученые и инженеры.
Командиры экипажей Сирби, Гибсон и Уард-Ханд перед тем, как поведут свои группы в рейд на дамбы
The author with members of the BBMF Lancaster crew in front of PA474. From left to right: Sqn Ldr Tony Banfield, the current CO of the BBMF, who acted as the Lancaster’s copilot on the trip; the author; Fit Lt Nigel Brown, the flight engineer, who works as an instructor at the Engineers' School at RAF Finningley; Sqn Ldr Tony Down, PA474’s navigator, who is a flight commander with Coningsby’s Phantom OCU; and the aircraft’s captain for the trip, Sqn Ldr Scott Anderson (now retired from the RAF), the former CO of the BBMF.
Гай Гибсон (на трапе) и его экипаж поднимаются на борт Lancaster ED932/AJ-G перед налетом на дамбу Мён. Ни сам Гибсон, ни его экипаж не дожили до конца войны.
По штату экипаж Lancaster состоял из семи человек. В ходе бомбардировочной кампании были потеряны 3345 самолетов Lancaster, погибло 21751 человек летного состава.
No. 625 Squadron Lancaster RF146 "CF:G" at Pomigliano, Italy, on Operation "Dodge" in September 1945
Летчики 106-й эскадрильи на фоне бомбардировщика Lancaster Mk I ED593 "Admiral Prune II", на котором летал командир эскадрильи уинг-коммандер Гай Гибсон (14-й слева), позже командир 617-й эскадрильи. Снимок датирован 1942 годом.
The men who flew and serviced Dunlop's test flight pose in front of the fleet at Elmdon in 1946.
Nose of Lancaster I DV372 at Lambeth.
Lancaster II
Прототип "Ланкастера" II с двигателями "Геркулес"
The prototype Lancaster II as completed in late 1941
"Ланкастер" Mk.II со звездообразными двигателями "Геркулес".
На бомбардировщиках Lancaster Mk II стояли звездообразные моторы воздушного охлаждения Bristol Hercules. За исключением двигателя самолеты модификации Mk II практически ничем не отличались от Mk I.
B.Mk II. Заказы на B.Mk I оказались многочисленными, поэтому возникло опасение насчет способности промышленности обеспечить двигателями Merlin новые бомбардировщики. В итоге появился Lancaster B.Mk II, оснащенный четырьмя звездообразными моторами Bristol Hercules VI или XVI, совершивший первый полет в ноябре 1941 года. В следующем году самолеты стали поступать в строевые части. Самолет в целом получился хороший, но развивал меньшую скорость, имел меньший потолок и нес меньше бомб, чем Lancaster с моторами Merlin. После постройки 301 самолета выпуск был прекращен, последний вылет бомбардировщики выполнили в сентябре 1944 года.
The Avro Lancaster II Heavy Bomber (four 1,600 h.p. Brostol Hercules VI engines).
A Mk II with standard bomb-bay serving with No 61 Squadron.
Установка моторов "Геркулес" на самолет
The prototype Lancaster II after it had been fitted with a taboo ring for the dorsal turret, a ventral turret and deepened bomb-bay.
A typical production Lancaster II - later to serve with No 426 Squadron - showing the deepened bomb-bay, but with ventral turret removed
Вариант Lancaster Mk II с двигателями воздушного охлаждения Bristol Hercules появился только из-за нехватки моторов Rolls-Royce Merlin. Летные характеристики Mk II оказались хуже, и после начала выпуска моторов Merlin в США выпуск модели Mk II прекратили. Окна в бортах фюзеляжа характерны для самолетов ранней постройки, на машинах поздней сборки их не было.
"Ланкастер" II из состава 115-й эскадрильи, потерянный над Гамбургом 3 августа 1943г.
Lancaster III
The Avro Lancaster III Heavy Bomber (four Packard-built Merlin engines).
"Ланкастеры" Mk.III из 619-й эскадрильи во время одного из боевых вылетов. Апрель 1943 г.
B.Mk III. Опасения о нехватке двигателей Merlin не оправдались - помогла организация их выпуска на заводе "Packard" в США. Самолеты с американскими двигателями получили обозначение B.Mk III (на фото прототип "Ланкастера" III с двигателями "Мерлин" 28) и, за исключением незначительных изменений в оборудовании и несколько увеличенного блистера для бомбардира, были идентичны B.Mk I.
Два самолета Lancaster, включая HK541, были оборудованы надфюзеляжными топливными баками емкостью по 6819 л. Оба самолета для дальнейших испытаний в 1944 году перегнали в Индию.
Прототип бомбардировщика "Ланкастера" Mk.III с двигателями американского производства Паккард "Мерлин"
Lancaster III PB842, PG-Y of 619 Squadron, landed almost undamaged at Rinkaby on January 14, 1945.
An early Lancaster I converted by Rolls-Royce to have Merlin 28 engines and consequently the prototype of the Mk III, which apart from the engines was identical to the Mk I.
Lancaster B.III LM384 "CF.X" of No. 625 Squadron about to take-off on an op., circa December 1943. She failed to return from a raid on Leipzig 19-20/2/44 (F/Sgt. Pearson and crew), one of three Lancs lost by the squadron that night
Lancaster VI
"Ланкастер" VI
B.Mk VI. Lancaster Mk IV и V представляли собой существенно перепроектированные машины, имевшие увеличенную дальность полета. Но под этими обозначениями они не строились и лишь после войны появились в виде Avro Lincoln. Lancaster B.Mk VI представлял собой менее радикальную переделку бомбардировщика - девять машин переоборудовала "Rolls-Royce", оснастив их моторами Merlin 85 или 87 в новых гондолах, а носовая и надфюзеляжная стрелковые установки были демонтированы. Самолеты, оснащенные радарами H2S и первыми станциями РЭБ, использовались в 635-й эскадрилье преимущественно в качестве лидеров групп. Но в большую серию машина все же не пошла.
Гондола двигателя "Мерлин" 85 на "Ланкастере" VI
One of the seven Lancaster VIs produced in 1944 by fitting Merlin 85s in Lancaster III airframes.
"Ланкастер", оборудованный турелью "Мартин" с двумя 12,7-мм пулеметами
Lancaster VII
"Ланкастер" VII
The prototype Lancaster VII, converted from a Mk I.
Avro Lancaster Mk III ME545 was built by A. V. Roe at Yeadon and is seen at Fayid in 1947-48. The Lancaster III was fitted with four American-built Packard Merlin 28s of 1,300 h.p. each.
The prototype Lancaster VII, being a converted Mk I (NN801), the Martin dorsal turret being partly swivelled and one of the two 0-5-in (12,7-mm) machine guns thus being obscured. The tail turret is an FN 82.
Lancaster with radar
The REAF attempted to establish a nominal heavy bomber force, one of nine refurbished Lancaster B Mk IIIs being illustrated.
"Ланкастер" I, оборудованный локатором H2S в блистере под фюзеляжем
An early installation of H2S radar bombing aid on a Lancaster I.
Морской патрульный самолет "Ланкастер" GR Mk.III
The RAF's last active Lancaster, a GR Mk 3 of the School of Maritime Reconnaissance, St Mawgan, making a farewell flight on 15 October 1956.
C for Charlie of No 170 Squadron, one of the relatively few Lancasters fitted with the Rose-Rice turret.
The "Piccadilly Princess", an AWA-built Lancaster I flown by No 424 (Tiger) Squadron, RCAF, in 1945.
Lancaster GT-T.
В преддверии вероятных бомбардировочных операций против Японии самолет Mk I доработали и перекрасили в белый цвет для лучшего отражения солнечных лучей, после чего машина получила обозначение Mk I (FE). Под фюзеляжем заметен обтекатель радиолокатора H2S.
Серийный бомбардировщик "Ланкастер" Mk.VII(FE), оснащенный верхней турелью фирмы "Мартин" с двумя 12,7-мм пулеметами, в белой окраске "Тайгер форс"
B.Mk VII. Последняя серийная модификация, B.Mk VII, была оснащена американскими надфюзеляжными стрелковыми установками Martin с двумя 12,7-мм пулеметами. Причем башенка была сдвинута несколько вперед. Силовая установка включала четыре мотора Rolls-Royce Merlin 24. Были выпущены 180 самолетов модификации Mk.VII, часть из которых отправили на Дальний Восток (сверху были окрашены в белый цвет), а после войны часть Mk VII была продана французской морской авиации. Оснащенные дополнительными топливными баками, машины использовались в качестве самолетов БПА в районах Северной Африки и Новой Каледонии.
A Lancaster B Mk VII (FE), showing the Martin dorsal turret and white upper surfaces adopted for Tiger Force.
"Ланкастеры" Mk.VII(FE) из соединения "Тайгер Форс", предназначенного для действий на Дальнем Востоке. Лето 1945 г
Бомбардировщики Lancaster B.Mk VII из 617-й эскадрильи в полете над Бенаресом, Индия. Самолеты несут окраску, характерную для Дальневосточного ТВД. После завершения военных действий в Европе множество эскадрилий RAF вошло в состав Tiger Force, которым предстояло воевать с Японией. Одним из таких подразделений была 617-я эскадрилья, но она прибыла в Индию лишь в январе 1946 года и в боевых действиях не участвовала.
PACIFIC LANCASTER. Almost lost in the glare of the midsummer's sun beating down on Sydney's Mascot (N.S.W.) airport is this all-white Avro Lancaster ASR Mk. 7 (No. 3 coded WU 41 on lower fin) which is one of two operated by the French Navy in the Pacific. Based at the important air junction of Noumea in New Caledonia, these Lancasters are used for search and rescue operations. The rescue dinghy chute is visible below the rear turret.
Lancaster X
"Ланкастер" X с увеличенным бомбоотсеком для размещения бомб больших калибров
A Canadian-built Lancaster X in its standard form, with the Martin dorsal turret
Lancaster X G-BCOH during the war.
Canadian-built Avro Lancaster X bombers of the R.C.A.F. "Moose" Squadron which served with No.6 (R.C.A.F.) Group, R.A.F. Bomber Command.
B.Mk X. Для того, чтобы справиться с большим количеством заказов, к выпуску Lancaster подключили канадскую "Victory Aircraft" - собранные в Канаде машины получили обозначение B.Mk X, оснащались двигателями Packard Merlin и в целом были идентичны B.Mk I/III. Самолеты перегонялись в Великобританию своим ходом через Атлантику, вооружение устанавливалось уже по прибытии. Первый B.Mk X был передан заказчику 6 августа 1943 года, всего построено 430 самолетов - большинство из них в 1945-1946 годах вернулись в Канаду, часть продолжили службу в качестве бомбардировщиков, другие стали самолетами БПА (Mk 10MR) или фоторазведчиками (Mk 10P, фото).
KB700, the first Canadian production aircraft, with the British-style Frazer Nash dorsal turret. Aircraft have the deepened bomb-bay.
"Ланкастер" X канадского производства
"Ланкастер" Mk.X с полным комплектом оборонительного вооружения, включая нижнюю турель FN64
Канадский "Ланкастер" 10-SR
После войны британские ВВС продолжали эксплуатировать самолеты Lancaster в качестве морских патрульных. Этот Lancaster ASR.Mk III (из 279-й эскадрильи) оснастили сбрасываемой спасательной лодкой "Канлифф-Оуэн"
A Lancaster ASR Mk III in service with No 279 Squadron, late 1945.
B.Mk III. Опасения о нехватке двигателей Merlin не оправдались - помогла организация их выпуска на заводе "Packard" в США. Самолеты с американскими двигателями получили обозначение B.Mk III и, за исключением незначительных изменений в оборудовании и несколько увеличенного блистера для бомбардира, были идентичны B.Mk I. Были построены более 3000 машин, после войны часть из них переоборудовали в поисково-спасательные ASR Mk III, оснащенные сбрасываемыми спасательными шлюпками (фото). Эти самолеты затем стали привлекать к разведке и патрулированию - под обозначением GR.Mk 3 они прослужили до 1954 года.
Сброс лодки "Канлифф-Оуэн"
Более 20 машин B.Mk X переоборудовали в поисково-спасательные, а три - в самолеты для подготовки штурманов (Mk 10N, фото). Последние Mk 10 были сняты с вооружения канадских ВВС в апреле 1964 года.
An Avro (Victory Aircraft) Lancaster 10-N (ex-FM208: now CF-KHH) called "Polaris" and owned by World Wide Airways Inc., Dorval Airport. Montreal.
A considerably modified Avro (Victory Aircraft, Toronto-built) Lancaster Mk. 10-P (serial KB976, code MN976) of the R.C.A.F.'s 408th Photo Squadron, is equipped with special mapping devices.
Avro Lancaster X G-BCOH/KB976 during its ferry flight from Canada to Strathallan, flown by a British Caledonian crew and christened "Spirit of Caledonia"
Experimental
Two views of an Avro (Victory Aircraft) Lancaster Mk.10-P (R.C.A.F. serial KB976; "buzz no."/radio call sign, MN-976) which has been specially modified for Arctic photographic reconnaissance. Note the Arctic survival equipment tail "dustbin", lengthened nose (plus turret deletion), and ventral radome.
Испытания топливных систем и систем дозаправки. Lancaster Mk I (HK541 и SW244): испытания в 1944 году с большим надфюзеляжным седловидным бензобаком, позволявшим совершать перелет из Великобритании на Дальний Восток без посадки (испытания проводились "звеном специальных заданий"). Кроме того, 24 самолета различных версий были подготовлены компанией "Flight Refuelling Ltd." для испытаний систем дозаправки самолета в полете в Ставертоне и Таррант Раштоне с 1945 по 1950 год. Самолеты были переделаны в заправщики и заправляемые машины (на снимке). Позже эти испытания распространили на дозаправку топливом реактивных истребителей (245-я эскадрилья).
Экспериментальная дозаправка топливом истребителя "Метеор" Mk.III от ЛЛ-танкера на базе "Ланкастера"
Lancaster Mk III (RE137) и Mk I (TW911). Испытывались ТВД с осевым компрессором Armstrong Siddeley Python и восьмилопастными соосными воздушными винтами противоположного вращения во внешних гондолах. Испытания проходили в 1948 году.
ЛЛ на базе "Ланкастера" Mk.II (per. № LL735) для отработки ТРД "Берилл"
Lancaster Mk I (RA805). Куплен Швецией для летных испытаний ТРД Stol Dovern, устанавливавшегося в бомбовом отсеке. Работы проводились в 1950-1951 годах.
Шведская летающая лаборатория Tp.80
PLUVIAL LANCASTER. The strange device on this Rolls-Royce engine flying test-bed Avro Lancaster B. Mk. III (NG465) is a water droplet system devised in connection with the engine manufacturer's artificial icing flight programme of 1949. Received by Rolls-Royce at Hucknall in August 1946, NG465 was modified and test flown for the first time with the nose-installed Dart Test Engine No. 5 on 10th October 1947; totalling 47 1/2 hr. flight time to November 1948. Then Dart No. 15 was installed in March 1949, flying until February 1951 (226 1/2 hr.), when it was replaced by Dart No. 3 in same month. By November 1952 engine flew for 204 hr., being succeeded by Dart No. 30 which was installed in January 1953. On 22nd January 1954, NG465 made an emergency landing at Holinwell Golf Course (nr. Mansfield) and was written-off. The Dart was returned to Sinfin after 94 1/2 hr. Icing trials began on 1st September 1949 with Dart No. 15 installed. Two 100-gallon water tanks were mounted in rear fuselage.
Lancaster Mk I (NG465). Испытания коммерческого ТВД Dart (для авиалайнера Viscount) проводились фирмой "Rolls-Royce" с 1946 по 1954 год. Позже его оснастили системой предотвращения обледенения.
Летающая лаборатория (per. № NG465) для отработки ТВД "Дарт".
ЛЛ (per. № VM704) для испытаний моторов "Грифон" 57 и "Мерлин" 68
Британская ЛЛ для отработки противообледенительных систем
Lancaster PR.Mk I (Mod) (PA474). Испытания Колледжем аэронавтики секции аэродинамической поверхности с ламинарным профилем обтекания, установленной вертикально в хвостовой части фюзеляжа. Позже стал известен как единственный уцелевший Lancaster, принявший участие в мемориальном полете в честь битвы за Британию.
 
"Ланкастер" в СССР.
OLD TIMER. Finished in the new Coastal Command blue overall, this Avro Lancaster M.R.Mk. 3 (SW366) is used for training by the School of Maritime Reconnaissance. St. Mawgan, Cornwall, S.M.R. circle crest is painted on the nose, Ansons and Chipmunks also used. Lancasters to be replaced shortly by Shackleton T. Mk. 4s . Note windows forward of tailplane.
Avro Lancaster M.R.3, SW366 of the Maritime Reconnaissance School, in the new Coastal all-grey finish .
The enormous mines/anti-submarine stores bay of the French Navy Lancaster AS.Mk.3 is clearly shown by the length of the open bomb bay doors. The "Gannet-type" ventral radar "dustbin" is new. Note anchors in French Navy Markings.
В морской авиации Франции самолеты Lancaster (со снятыми надфюзеляжными турелями) использовались в качестве морских разведчиков. 54 машины версий Mk I (FE) и VII (FE) начали поступать с 1952 года, к началу 1960-х годов их заменили на самолеты Lockheed Neptune.
Патрульный "Ланкастер" французских ВВС
Французские патрульные самолеты на базе "Ланкастера" Mk.VII из эскадрильи 9S. Новая Каледония, 1963 г.
"Ланкастер" в составе Египетских ВВС, 1950г.
Civil
The Lancaster, CF-IMF, used by Spartan Air Services is thought to be the last civil Lancaster flying in Canada.
Один из четырех "Ланкастеров", поаимствованых у Trans Canada Airlines, использовавшийся для перевозки топлива
A Lancaster PR Mk 1 in service post-war with No 82 Squadron.
Avro Lancaster G-AHVN was acquired from BOAC and flown to Germany in 1948 and used as a tanker.
"Ланкастер" сбрасывает продовольствие населению Голландии
В апреле и мае 1945 годов ходе операции "Manna" производилась выброска продуктов с воздуха голодающему населению Голландии. К концу войны бомбардировщики Lancaster также использовались в качестве транспортных самолетов для перевозки на родину 74 000 военнопленных.
Свой вклад в перевозки внесла и британская гражданская авиация. Одним из самых необычных его участников был Avro Lancaster Mk 3 с кодом C-AHJW, переделанный фирмой "Flight Refuelling Ltd" в летающий топливозаправщик. Он возил горючее для обеспечения работы коммунальных служб Берлина.
Демилитаризированный "Ланкастер" авиакомпании BSAA
"British South American Airways" была образована в 1945 году ушедшим в отставку вице-маршалом авиации Доном Беннетом. Хорошо знакомый с Lancaster, Беннет считал Lancastrian идеально подходящим для начала полетов из нового аэропорта Хитроу.
A de-militarised Avro Lancaster I which was supplied to the British Overseas Airways Corporation.
 
Окончательная сборка "Ланкастеров" на заводе компании "Остин Моторс"
"Ланкастер" в серийном производстве
Charles Church's Avro Lancaster, KB976/G-BCOH, spread out like an Airfix kit at BAe Woodford.
The RAF Battle of Britain Memorial Flight’s Lancaster.
Duxford's new Lancaster, KB889, being unloaded in the Superhangar on May 14 1986 by Vanguard Engineering, who transported the aircraft from Bitteswell.
"Ланкастер" с собственным именем "Джо" и портретом Сталина
Носовая турель FN5 с двумя 7,7-мм пулеметами
Прицеливание пулеметов нижней башенной турели FN.64 осуществлялось через перископ. На большом количестве самолетов вместо нее со временем установили радиолокатор H2S. Демонтаж нижних стрелковых точек сделал бомбардировщики уязвимыми для атак ночных истребителей Bf110 и Ju 88, вооруженных кинжальными стрелковыми установками Schrage Musik, способными вести огонь вверх.
Кормовая турель FN121 с четырьмя 7,7-мм пулеметами
Кормовая турель FN82 с двумя 12,7-мм пулеметами
The Rose turret - an example of which is shown here at the company's works - was large enough to accommodate two gunners, although there was, of course, no operational requirement for this.
A view of the Gainsborough works with turrets in full production in 1944.