Avro Lancaster / Type 683
Варианты:
Avro - Lancaster / Type 683 - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


Тяжелый бомбардировщик с экипажем из семи человек
Описание:
Lancaster / Type 683
Avro 683 Lancaster
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (22)

Lancaster / Type 683

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж - 7 человек. Создан в КБ фирмы "А.В.Роу" под руководством Р.Чедвика. Являлся переделкой самолета "Манчестер" под увеличенное крыло и новую мотоустановку. Опытный "Ланкастер" впервые поднялся в воздух 9 января 1941 г. Серийное производство начато в октябре того же года. Самолет строился на заводах "Авро" (Манчестер, Йедон), "Армстронг-Уитворт" (Бэгинтон, Биттесвелл), "Виккерс-Армстронг" (Честер, Кэстл-Бромвич), "Мосли род уоркс" (Манчестер), "Лонгридж уоркс" (Бирмингем), "Виктори эйркрафт" (Мэлтон, Канада). В общей сложности выпущено 7377 экз. Вооружение большинства модификаций 10x7,69, модификаций VII и X - 2x12,7 + 6x7,69; бомбы до 6400 кг, у вариантов "Спешиэл" - до 10 000 кг. "Ланкастер" состоял на вооружении в Великобритании с декабря 1941 г.
Основные серийные модификации:
  - "Ланкастер" I с моторами "Мерлин" XX, 22, 24;
  - "Ланкастер" III с моторами "Мерлин" 28, 38, 224;
  - "Ланкастер" II с моторами "Геркулес" VI или XVI;
  - "Ланкастер" VI с моторами "Мерлин" 85;
  - "Ланкастер" VII, аналог модификации III с верхней турелью 2x12,7;
  - "Ланкастер" X, канадский аналог модификации III с моторами "Мерлин" 38, 224, верхней турелью 2x12,7 и измененным оборудованием.
Выпускалось много специализированных вариантов: для сброса особо тяжелых бомб (по 3632 кг, 5448 кг, 9988 кг), вращающихся бомб Уоллиса, с РЛС H2S и т.д.
С марта 1942 г. "ланкастеры" использовались для минных постановок и ночных налетов на города Германии. С середины года - основной английский тяжелый бомбардировщик. Участвовал в массированных налетах на Германию, Италию, Францию. С сентября 1944 г. применялся и днем. В сентябре 1944 г. "ланкастеры", базировавшиеся под Архангельском, повредили немецкий линкор "Тирпиц" в Альтен-фьорде (Норвегия). Позднее, вылетев из Шотландии, они потопили его у о.Хаак. В течение всей войны "Ланкастер" служил как бомбардировщик, минный заградитель, транспортный самолет и самолет РЭП. Снят с производства в феврале 1946 г. Служил в Королевских ВВС как бомбардировщик до марта 1950 г., как морской патрульный самолет - до 1956 г.


"Ланкастер" III||
Размах:||31,11 м
Длина:||25,25 м
Моторы, количество х мощность:||4x1480 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||31850 кг
Максимальная скорость:||460 км/ч
Практический потолок:||4800 м
Дальность:||4200 км

Avro 683 Lancaster

Проектирование четырехмоторной модификации Manchester Mk III началось еще до запуска в серию двухмоторной машины. Фактически, прототип самолета Lancaster представлял собой переделанный планер бомбардировщика Manchester - были увеличены размеры центроплана и установлены четыре V-образных мотора Rolls-Royce Merlin X мощностью по 1145 л. с. Изначально прототип сохранял трехкилевое оперение от Manchester, но позже средний киль демонтировали, а площади килей-шайб увеличили - такое оперение стало стандартным для всех самолетов Lancaster.
  Прототип выполнил первый полет 9 января 1941 года, в том же месяце машину перегнали для дальнейших испытаний в Боскомб-Даун. Второй, несколько доработанный, прототип с двигателями Merlin XX поднялся в воздух 13 мая 1941 года. Чуть позже, в сентябре, первый прототип передали в 44-ю эскадрилью для подготовки экипажей и проведения эксплуатационных испытаний. Новый бомбардировщик сразу же показал себя очень удачным самолетом, была заказана большая партия таких машин. Первые серийные Lancaster собирались частично из деталей, заготовленных для бомбардировщиков Manchester, и были готовы уже в октябре 1941 года. Они обозначались Lancaster Mk I, но в 1942 году обозначение поменяли на Lancaster В. Mk I.
  Первый контракт предусматривал постройку 1070 самолетов, однако за первым заказом вскоре последовали другие - пришлось привлекать к программе, помимо фирмы "Avro", и другие компании.
  Темп производства самолетов сдерживала нехватка моторов Merlin, которую удалось преодолеть только после начала лицензионного производства двигателей Merlin в США на заводе фирмы "Packard".. Конструкторы тем временем искали альтернативный мотор, и вскоре выбор пал на звездообразный Bristol Hercules VI/XVI мощностью 1735 л. с. Самолеты с такими моторами обозначались Lancaster Mk II (затем Lancaster В. Mk II). Прототип выполнил первый полет 26 ноября 1941 года, летные испытания прошли успешно, после чего данную модификацию запустили в серию на заводе фирмы "Armstrong Whitworth" в Ковентри. Первые два самолета с моторами Hercules собрали в сентябре 1942 года и передали для дальнейших испытаний в Боскомб-Даун, а вскоре к ним присоединилась и третья машина. Другие Lancaster Mk II первой производственной серии поступили на вооружение 61-й эскадрильи, где ранее проходили войсковые испытания бомбардировщики Lancaster Mk I.
  Постепенно Lancaster Mk II стал поступать и в другие эскадрильи, но он не смог затмить славу своего собрата с моторами Merlin - модификация Mk II обладала меньшими скоростью полета и практическим потолком, а бомбовая нагрузка была меньше более чем на 1800 кг. Выпуск Mk II прекратили после постройки 301 самолета - завод фирмы "Armstrong Whitworth" переключился на сборку Lancaster В. Mk I.
  Lancaster В. Mk I получил три установки типа Fazer-Nash с гидроприводами (в носовой части, на верхней части фюзеляжа за крылом и в кормовой части), в общей сложности бомбардировщик нес восемь 7,7-мм пулеметов Browning (по два пулемета в носовой и надфюзеляжной турелях и четыре - в кормовой). Бомбоотсек изначально был рассчитан на бомбовую нагрузку в 1814 кг, но его размеры постоянно увеличивали, и со временем там стало возможным помещать бомбы массой до 5440 кг, а вариант Lancaster В. Mk I (Special) мог брать на борт огромные бомбы Tallboy массой 5443 кг и Grand Slam массой 9979 кг. На варианте Lancaster B.Mk III стояли моторы Merlin американской постройки, выпуск этих самолетов шел параллельно с постройкой В. Mk I. Внешне Mk III отличался от Mk I большим блистером бомбардира в носовой части фюзеляжа, а также несколько иным составом бортового оборудования.
  В 1942 году было решено наладить производство Lancaster B.Mk X в Канаде на фирме "Victory Aircraft". Канадские самолеты оснащались моторами Merlin американского производства и выполняли перелеты через Атлантику без вооружения, которое монтировалось уже в Великобритании. Первый B.Mk X заказчик получил 6 августа 1943 года, всего же было построено 430 таких самолетов.
  Модификацию B.Mk VI оснастили двигателями Merlin 85 или 87 мощностью по 1635 л. с. Девять самолетов были модернизированы в B.Mk VI фирмой "Rolls-Royce" и переданы в 635-ю эскадрилью, где с машин сняли носовые и надфюзеляжные турели, но установили модернизированные радиолокационные бомбардировочные прицелы H2S и появившиеся средства РЭБ. Хотя по летным характеристикам B.Mk VI превзошел более ранние модификации, в серию эта модель не пошла. Последним серийным вариантом стал Lancaster B.Mk VIII с надфюзеляжной турелью American Martin с парой 12,7-мм пулеметов, которую несколько сместили вперед.
  Несмотря на появление новых модификаций, серийный выпуск B.Mk I (с 1945 года - B.Mk 1) продолжался на протяжении всей войны, последнюю машину компания "Armstrong Whitworth" передала заказчику 2 февраля 1946 года.
  Помимо двух прототипов в общей сложности было построено 7377 самолетов различных модификаций: Mk I - 3425, Mk II - 301, Mk III - 3039, Mk VII - 180, Mk X - 430. Бомбардировщики собирались на заводах компаний "Avro" (3673), "Armstrong Whitworth" (1329), "Austin Motors" (330), "Metropolitan Vickers"(1080), "Vickers Armstrong" (535) и "Victory Aircraft" (430). Иногда выполнялись переделки самолетов одной модификации в другую. За время войны как минимум 59 эскадрилий Бомбардировочного командования имели на вооружении самолеты Lancaster, которые выполнили более 156000 боевых вылетов и сбросили на противника 618350 т фугасных и более 51 млн штук зажигательных бомб.
  По мере приближения окончания войны в Европе, эскадрильи самолетов Lancaster стали готовиться к переброске на Дальний Восток, но Япония капитулировала раньше, чем это удалось сделать. После окончания войны Lancaster использовались для перевозки на родину бывших британских военнопленных, часть машин в Великобритании и других странах Европы использовали в качестве летающих лабораторий, несколько машин поступили на вооружение авиации ВМС Франции, а другие - использовались как гражданские транспортные самолеты под обозначением Avro Lancastrian.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Avro 683 Lancaster Mk I

  Тип: тяжелый бомбардировщик с экипажем из семи человек
  Силовая установка: четыре V-образных двигателя Rolls-Royce Merlin XX или 22 мощностью по 1280 л. с. (954 кВт) или Merlin 24 мощностью по 1620 л.с.(1208 кВт)
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 3505 м - 462 км/ч; крейсерская скорость на высоте 6100 м - 338 км/ч; скороподъемность 76 м/мин; практический потолок 7468 м; дальность полета с бомбовой нагрузкой 3175 кг - 4072 км
  Масса: пустого 16 738 кг; максимальная взлетная 31751 кг
  Размеры: размах крыла 31,09 м; длина 21,18 м; высота 6,10 м, площадь крыла 120,49 м2
  Вооружение: восемь 7,7-мм пулеметов, до 6350 кг бомб в бомбоотсеке
Lancaster B.Mk I (Special). Этот специально доработанный самолет весь свой период эксплуатации прослужил в 9-й эскадрилье RAF. Здесь он изображен сбрасывающим 5443-кг бомбу Tallboy на укрытия немецких подводных лодок в Бергене, Норвегия, во время налета ночью с 11 на 12 января 1945 года. К этому специфическому рейду было привлечено в общей сложности 32 самолета Lancaster и один Mosquito из состава 9-й и 617-й эскадрилий, специализировавшихся на применении Tallboy. Согласно отчетам, три Tallboy серьезно повредили укрытия субмарин, пробив их бетонные крыши толщиной 3,5 м. Кроме того, повреждения получили две подводные лодки и грузовое судно, а один тральщик был потоплен. Точность бомбометания в этом авианалете предотвратила жертвы среди гражданского населения, в отличие от двух предыдущих налетов, но цена была высокой. Были потеряны четыре Lancaster: один - из 9-й эскадрильи, а остальные - из 617-й эскадрильи.
Avro Lancaster Mk III
Lancaster B.Mk III
Схема подвески бомбы "Дам Бастер" на самолете "Ланкастер" BMk.III (Special)
Схема атаки плотины с использованием бомбы "Дамб Бастер"
Experimental I Group formation-keeping markings on Lancaster I of No 166 Squadron.
Squadron markings as carried by Lancaster B Mk III of No 166 Squadron, Kirmington, Lincs.
Depicted in the side-views, top to bottom, are (1) the first prototype in its original guise and (2) with definitive tail unit; (3) the second prototype with extended bomb-bay (dotted line); (4) early-production Mk I; (5) Mk I with saddle tank for prospective Far Eastern operations; (6) the B Mk I (Special) with Grand Slam bomb; (7) production standard Mk II; (8) Mk HI with 12,000-lb (5450-kg) bomb-bay modification; (9) Mk III with Wallis dam-busting mine; (10) Mk VI; (11) Mk VII and (12) early Mk X.
The Avro Lancaster I Heavy Bomber.
Avro Lancaster B.Mk III
Avro Lancaster III с РЛС H2S
The three-view line drawing below shows the standard Lancaster III, with an additional side-view showing the deepened bomb-bay for the 8,000-lb (3 632-kg) bomb. The scrap view upper right shows the later FN 79 dorsal turret; scrap views lower left show the FN 82 rear turret; the FN 121 with AGL radar and the Rose-Rice turret (bottom).
The profile drawing of the Lancaster B Mk VII shows the H2S and the AGLT radar fairings.
"Ланкастер" I