Constellation C-69 / C-121
Военно-транспортный самолет. Четырехмоторный цельнометаллический моноплан с трехкилевым оперением. Шасси убирающееся трехколесное с носовой стойкой. Создан в КБ "Локхид эйркрафт корпорейшн" коллективом во главе с Л. Хиббэрдом и К. Джонсоном с использованием ДальшеMore>>>
проектов "модель 44" и "Экскалибур А" первоначально как пассажирский лайнер на 44 места. Позднее он был переработан в военно-транспортный вариант. Его опытный образец, XC-69 (L-49), совершил первый полет 9 января 1943 г. Серийное производство на заводе "Локхид" в Бэрбанке начали в апреле 1944 г. Всего изготовили 22 C-69, но ВВС армии получили только 15, остальные еще на заводе переделали в пассажирские L-149.
Экипаж - 5 чел., 44 - 63 пассажира. Моторы R-3350-35. Вооружения нет. ВВС армии США получили C-69 в мае 1944 г. Эксплуатировались они в основном на американской территории.
Военные машины прекратили собирать в сентябре 1945 г. Все имевшиеся C-69 продали различным авиакомпаниям в конце года.
C-69||
Размах:||37,5 м
Длина:||29,0 м
Моторы, количество х мощность:||4x2200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||32800 кг
Максимальная скорость:||528 км/ч
Практический потолок:||7620 м
Дальность:||3850 км
Lockheed L-049/L-649/L-749 Constellation, L-1049 Super Constellation и L-1649 Starliner
Разработка L-49 была начата в 1939 году - самолет создавался как 40-местный авиалайнер для местных маршрутов компаний "Pan American Airways" и "Transcontinental & Western Air". Впрочем, начало Второй мировой войны привело к тому, что самолет был реквизирован ВВС Армии США для военных нужд - в качестве транспортного под обозначением C-69. Первый полет машины состоялся 9 января 1943 года. Всего было собрано 22 самолета, после чего в связи с победой в войне военный контракт аннулировали.
Производство гражданских моделей самолета из задела военных C-69 было начато после войны - самолет получил обозначение L-049 Constellation. В базовом варианте самолеты были рассчитаны на 43-48 пассажиров, а при плотной компоновке - на перевозку 60 пассажиров.
Первый Constellation получил сертификат 11 декабря 1945 года, в эксплуатацию машина поступила вначале в авиакомпаниях "Pan Am" и TWA (последняя начала его эксплуатацию с полета в Париж, состоявшегося 6 февраля 1946 года).
Первый полностью гражданский самолет данного семейства, L-649 с двигателями Wright 749C-18BD-1 мощностью 2500 л. с., имел уже весьма комфортабельный салон со стандартной вместимостью 48-64 пассажира, а при плотной компоновке - 81 пассажир.
В 1947 году данный вариант заменили в производстве модификацией большей дальности L-749, с дополнительным запасом топлива и той же полезной нагрузкой.
<...>
Варианты
L-049: первые гражданские Constellation, построенные из узлов и оборудования, предназначенных для военных C-69
L-649: первые послевоенные самолеты, построенные как гражданские авиалайнеры
L-649A: аналог L-649, но с увеличенным запасом топлива
L-749: аналог L-649A, но с усиленным шасси и с большей дальностью полета
L-749A: аналог L-749, но с усиленной конструкцией для обеспечения работы с большей полетной массой
C-69: обозначение первоначального военно-транспортного варианта
C-69C-1 (затем ZC-69C-1): единственный самолет с VIP-салоном
XC-69E: обозначение одного самолета-летающей лаборатории для испытаний двигателей
C-121A: грузопассажирский вариант L-749 для перевозки личного состава ВВС США с усиленным полом и грузовой дверью по левому борту в хвостовой части; те, которые были переоборудованы в VIP-вариант, получили обозначение VC-121A
VC-121B: один самолет с VIP-салоном, схожий с базовым L-749 и оснащенный для возможного использования президентом
PO-1W: два самолета для ВМС США с РЛС системы раннего обнаружения на базе планера L-749
<...>
Один из первых экземпляров военно-транспортного самолета C-69 в полете, 1943г.
The Lockheed Model 49-46-10 Constellation prototype NX25600. It made its first flight on January 9, 1943.
9 января 1943г. Свой первый полет из Бербанка (штат Калифорния) совершил Lockheed Model L-49 Constellation.
Another flying shot of the prototype Constellation.
Этот самолет показал неслыханные для четырехмоторных транспортных машин летные качества. Обладая большей скоростью, чем истребитель Zero, он мог без посадки пересечь американский континент за девять часов, а долететь с восточного побережья до Гонолулу менее чем за 12 часов. Крейсерская скорость Constellation превышала скорость современных ему военных транспортников.
The Lockheed C-69 Constellation Military Transport (four Wright R-3350-31 engines).
The Lockheed Constellation in military guise. Most C-69 military transports have now been converted for commercial use.
The Lockheed Model 49-46-10 Constellation prototype NX25600. It made its first flight on January 9, 1943.
Lockheed’s chief research engineer Clarence L. "Kelly" Johnson, left, and Milo Burcham, chief test pilot, in front of the prototype Constellation.
C-69 на одной из авиабаз ВВС США, на заднем плане истребители "Лайтнинг"
A Lockheed C-69 Constellation fitted with a “Speedpak” freight container.
The Lockheed XC-69E Constellation, an experimental model fitted with four Pratt & Whitney R-2800 engines.
The one and only Lockheed VC-121B Constellation, 48-608, with extra fuel tanks, was the first of ten C-121A/B series long-range aircraft ordered in 1948 for VIP missions with the USAF's Military Air Transport Service.
Одним из наиболее ценных экспонатов музея при авиабазе - самолет Локхид C-121A "Колумбайн" генерала Эйзенхауэра в его бытность начальником штаба объединенных сил НАТО в Европе - еще до избрания на пост президента
The rogue Constellation, photographed by Patrick Cummins during the 1970s.
The prototype Constellation, c/n 1961, serial 43-10309, was originally powered by Wright GR-3350 Duplex-Cyclone engines, but in September 1945 was fitted with Pratt & Whitney R-2800 Double Wasps instead, as seen here. Hughes acquired the aircraft in mid-1946.
TWA was the first airline to order and take delivery of the Constellation, and Hughes was determined to make hay from the resulting publicity, despite the USA rapidly shifting on to a war footing at the time. After its handover at Las Vegas, Constellation c/n 1962 was extensively photographed in its TWA scheme, as seen here.
In May 1947 Hughes used Model 049 NC90817 (c/n 2079) Star of the Adriatic to publicise his company’s Terrain Warning Indicator (TWI) device. Flying from Burbank, Hughes undertook a series of flights in which he would demonstrate the device to members of the press by flying at mountains, as seen here; such an adventure may not be so easy to arrange today!
Showing the type's magnificently elegant dolphin-like profile, Constellation c/n 1962 is handed over to Transcontinental & Western Air at Las Vegas on April 16, 1944. Overlaid on the gleaming bare-metal airframe is TWA’s restrained colour scheme, with the legend “The Transcontinental Line” running the length of the fuselage.
17 апреля 1944г.: Говард Хьюз совершил перелет на Lockheed Constellation по маршруту Бербанк-Вашингтон за 6 часов 58 минут, установив новый рекорд скорости - 533,45 км/ч.
Hughes and General Henry "Hap" Arnold (furthest left) at Washington DC after the former’s record-setting transcontinental flight on April 17, 1944. Arnold appears to be doing a good job of hiding his considerable chagrin at finding the Constellation painted in TWA colours, rather than the austere olivedrab camouflage he was expecting.
Lockheed Constellation N7777G at Wroughton, 1985.
The Science Museum's Constellation, N7777G.
The first stop on G-ANLO’s tour was Cairo, where it was dark by the time the Comet landed and was greeted by an excited reception party. The following morning the shapely jetliner sashayed its way past one of the piston brigade - a TWA Lockheed Constellation - to roar away to its next stop in India.
A superb photograph of Los Angeles Airways’ Sikorsky S-51 N1398 (c/n 5103) on a mail service from Los Angeles International Airport, with a TWA Lockheed Constellation as a backdrop. The CAB granted LAA a temporary three-year certificate for local mail services in May 1947, extending it in 1951 to include passengers.
The Lockheed Model 49 Constellation Airliner (four Wright GR-3350-BD1 Cyclone engines).
L-649 и L-749 производились одновременно. Поначалу лайнеры именовали "Золотые Констеллейшн" ("Gold Plate Constellations"), но это название не прижилось.
After the war Lockheed’s assembly lines rushed the first commercial versions of the Constellation to awaiting airlines - some of them are pictured here in November 1945.
Lockheed 749A F-BAZP, which found the wreck of Dakota G-AMSW 7/10/61. Ex-Air France, it is used for search and rescue along with F-BAZJ, 'ZM, 'ZO, 'ZS and 'ZT
Amazing scene on the civil ramp at Kindley Field with three PanAm DC-7s including N737PA 'Clipper Climax' and N750PA 'Clipper Matchless', a DC-6, an Eastern Constellation, a Trans-Canada North Star and a KC-97 Stratotanker, just visible in the background are a Globemaster, an Albatross and a Tiger Moth.
Lockheed L-749A Constellation F-BAZF beneath the control tower at Beirut. Curiously, the “Bienvenue au Liban/Welcome to Lebanon" legend that ran along the front of the terminal building is missing, suggesting that John returned to Beirut later in 1955 or 1956 to take more photos, some of which are also seen on these pages.
A veritable haven for propliners, Heathrow was a bustling hub of activity for the "big fours" of numerous airlines in the late 1940s, including the SNCASE SE.161 Languedocs of Air France (right) and the Lockheed Constellations of Air-lndia International.
Thick smoke billows over the leading edge of Air-lndia International Lockheed L-749 VT-CQR’s port wing as its No 1 Wright R-3350 twin-row 18-cylinder supercharged radial piston engine is run up before departure from Heathrow in 1949. Named Rajput Princess, this Connie was delivered to Air-lndia International in February 1948.
"Air India" стала первой из многих авиакомпаний, оценивших дальность полета лайнеров модификации L-749/749A. В своем парке данный перевозчик имел три самолета этой и еще несколько более поздних модификаций. На снимке представлен L-749A, о чем можно судить по отсутствию воздухозаборников сверху капотов двигателей.
Модификации "Конни" L-749 и L-749A, предназначенные для выполнения дальних перелетов, продавались авиакомпаниям BOAC, "Air France", KLM, TWA и "Pan Am". Характеристики этих лайнеров оказались настолько привлекательными, что получить их захотели и другие операторы. Вскоре авиакомпании QANTAS, "Air India", "Avianca" и SAA поняли, что только новые Constellation помогут им закрепиться на арене международных пассажирских перевозок.
Another of Hughes’s cast-offs was Model 749A c/n 2671, which Hughes registered as N6025C but never flew and kept under armed guard at Burbank. Fortunately, it was released for sale and joined the BOAC fleet as G-ANNT Buckingham in July 1954. It is seen here at Hong Kong in November 1955.
A splendid shot of BOAC L-749A G-ALAM (c/n 2554), named Belfast, beside the BOAC hangars during one of John Stroud’s 1948 visits to LAP. Originally EI-ADA St Bridget with Aerlinte Eireann (Aer Lingus’s subsidiary for transatlantic services), the aircraft joined BOAC in June 1948. It crashed at Kallang, Singapore, in March 1954.
Авиакомпании наперебой делали заказы на Constellation на протяжении всех лет выпуска этого лайнера, охотно платя 700 000 долларов за Model 049 и свыше 2 миллионов за Model 1049G. Этот лайнер, совершающий рулежку на взлетной полосе в лондонском аэропорту Хитроу, принадлежал компании BOAC - перед нами Speedbird Constellation "Balmoral" (G-AHEM), Model 049. Прежде этот самолет, как и многие другие машины такого типа, служил в ВВС США и назывался C-69-5.
Британские стюардессы забираются в самолет. Конец 1950-х гг. Характерная черта этого периода - самолеты уже стали большими, четырехмоторными, а вот большинство аэропортов и аэродромного оборудования остались на уровне DC-3
17 января 1948г: Boeing 314A RMA Bristol авиакомпании BOAC выполнил свой последний рейс на линии "Балтимор-Бермуда", летающие лодки на этом маршруте заменили самолеты Constellation.
Покупка компанией BOAC пяти самолетов Constellation вызвала споры, поскольку некоторые сомневались в том, что эти лайнеры будут соответствовать британским требованиям. Самолет G-AHEM (заводской номер 1978) был выпущен, как и C-69-5, для ВВС США. После войны его довели до стандарта L-049 и передали авиакомпании BOAC. "Конни", принадлежавшие BOAC, позже перешли к компании "Capital Airlines".
The training captain of a large piston-powered multi-engine aircraft, such as a Lockheed Constellation, had many advantages. For example, the engines usually accelerated promptly and the propwash over the wings produced a phenomenon known as 'induced lift'. This meant that a big handful of power could often salvage a low, slow approach.
Lockheed Constellations in the original BOAC maintenance area. British Airways hopes to have an engineering unit adjacent to the proposed Terminal 5.
The Lockheed Constellation Four-engined Commercial Airliner.
Lockheed L-749A Constellation N4901C (c/n 2671) of Capitol Airways in 1963. The aircraft had served with BOAC as G-ANNT, named Buckingham, from September 1954, Capitol acquiring the elegant airliner in March 1958. It later became an exhibit at the Bradley Air Museum in Connecticut until it was destroyed in a tornado in 1979.
Эти "Конни", сфотографированные на стоянке в Бэрбанке незадолго до окончания войны, на самом деле были транспортниками C-69. Перед превращением в военные самолеты они имели фиктивные гражданские номера и были окрашены компанией "Lockheed" в цвета "Eastern Air Lines" (EAL). "Eastern" заказала 14 самолетов L-049, но затем поменяла модель на L-649.
27 июля 1955г. Пассажирский самолет Constellation, бортовой номер 4X-AKC, компании El Al совершавший рейс из Тель-Авива в Вену, был сбит над Югославией болгарским истребителем. Свой регулярный рейс, LY 402, самолет начал в Лондоне и совершил посадку в Париже, после чего отправилась в Вену. Ранним утром на высоте 5400 метров пассажирский самолет был перехвачен болгарским истребителем МиГ-15, пилот которого приказал экипажу выпустить шасси и идти на посадку на военную базу, расположенную к западу от Софии. Лайнер опустился до высоты 600 метров и приготовился к посадке, но в это время истребитель неожиданно открыл огонь. После попадания выпущенной с МиГа пулеметной очереди самолет Constellation загорелся и рухнул на землю. Все, находившиеся на его борту 58 человек, погибли. После долгих дипломатических переговоров Израиль добился разрешения перевезти тела погибших на родину. Экипаж самолета был похоронен в братской мемориальной могиле на кладбище Кират Шауль в Тель-Авиве.
One of the last photographs taken of the Constellation once used by President Eisenhower.
Delivered to Pan Am on March 1, 1946, NC88846 (c/n 2046) is seen here at La Guardia in March or April of that year, still just named Clipper, although by May it would have the name Clipper Bermuda on its nose. This aircraft flew its first transatlantic service from New York to Hurn on April 20. Sadly, it crashed as Clipper Great Republic in Liberia during a Johannesburg-New York flight in June 1951, killing all aboard.
Constellation NC88832 was delivered to Pan Am in February 1946. It is seen here with just the name Clipper, as per standard procedure at the time, on the forward fuselage below the cockpit, before it was allocated to the airline’s Pacific Division, although it would return to the Atlantic Division as Clipper Flora Temple.
Constellation NC88861 Clipper Atlantic is something of an anomaly in the Atlantic Division fleet in that it was delivered in mid-May 1946 and not given a geographical name, made all the more odd by the fact that the Division had stated that the next two names would be Brussels and Vienna. It is seen here at Heathrow in 1946.
Constellation NC88850 (c/n 2050), Clipper Congo, is listed in the New York Times’ Marine & Aviation Reports as being at La Guardia on 46 days of the published listings, cycling through various destinations as far afield as Bermuda, London, Lisbon, Dakar in French West Africa and of course Leopoldville in the Belgian Congo.
It appears that two Constellations bore the name Clipper London - NC88860, if only for a few days, and NC88831, the latter seen here with the name clearly visible on the nose. According to Peter Marson’s definitive two-volume monograph on the Constellation (Air-Britain, 2007), this aircraft was originally named UNO Clipper.
Definitive photographic evidence that NC88860 bore the name Clipper London is provided in this image of the aircraft = note the “860” on the nosewheel door - at London Airport on a typically drizzly day in 1946. This “chameleon” Connie changed its name regularly in 1946, and made the first Pan Am flight into Heathrow on May 31.
Another week, another name - NC88860, clearly bearing the name Clipper Courier, arrives to great fanfare at Prague in Czechoslovakia, probably on June 17, 1946, when the aircraft flew the first Clipper air mail flight from Prague to Limerick in Ireland.
Four Pan Am Constellations at La Guardia following the type’s grounding in the wake of a series of accidents during 1945-46. Photographs of the Atlantic Division’s “rogue” Constellations with geographical names in 1946 are scarce, so if any readers have any in their collections, please do contact the Editor and let us know!
Panair do Brasil was the first airline outside the USA to operate the Constellation, and received its first examples in March 1946. Originally serving with Pan American as N88865, L-049 c/n 2066 was sold to Panair in October in 1947 to become PP-PDA. Sadly, it crashed near Sao Paulo, killing all 17 aboard, on June 17, 1953.
8 мая 1950г.: "South African Airways" получила первый Lockheed Constellation (ZS-DBR), он использовался на линии Кейптаун-Лондон.
“Old 1961“and one of its Pratt & Whitney R-2800 engines.
The Science Museum has now agreed that when Aces High’s Lockheed Constellation G-CONI has been moved by road from Dublin Airport to Wroughton and reassembled (probably about now), it will be purchased by the Museum to become part of the Transport Aircraft Collection at Wroughton. Its colour scheme has yet to be decided.
Pressurised Douglas DC-6Bs I-LOVE and I-LUCK of LAI (Linee Aeree Italiane) at Rome, most likely in January 1951 - with a Lockheed Constellation just sneaking in at stage right.