Britten-Norman BN-2 Islander
Варианты:
Britten-Norman - BN-2 Islander - 1965 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1965


Самолет местных авиалиний
Описание
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (9)
Britten-Norman BN-2 Islander

  История самолета Britten-Norman BN-2 Islander началась в 1964 году, когда Десмонд Норман и Джон Бриттен приступили к проектированию нового легкого пассажирского/транспортного самолета для местных авиалиний, рассматривавшегося в качестве замены уже порядком устаревшему de Havilland Dragon Rapide и другим самолетам подобного назначения. Проект вызвал живой интерес у потенциальных заказчиков, и в сентябре 1964 года была начата постройка первого прототипа машины, получившей обозначение BN-2 Islander, а уже 13 июня 1965 года самолет совершил первый полет Машина была оснащена двумя двигателями Rolls-Royce/Continental IO-360-B мощностью по 210 л. с. По результатам испытаний в конструкцию машины были внесены отдельные усовершенствования, наиболее существенными из которых стали увеличение размаха крыла на 1,22 м и установка новых двигателей - Avco Lycoming O-540-E мощностью 260 л. е., ставших после этого стандартными на самолетах данного типа.
  BN-2 Islander первой производственной партии представлял собой цельнометаллический высокоплан с фюзеляжем прямоугольного сечения, однокилевым хвостовым оперением и неубирающимся трехстоечным колесным шасси со спаренными колесами на основных стойках. Самолет был рассчитан на пилота и девятерых пассажиров, которые располагались в пассажирском салоне шириной всего 1,09 м. Причем кресла располагались в ряд "от борта до борта", без межкресельного прохода - посадка осуществлялась через две двери, расположенные на левом борту, и одну - на правом борту (каждая дверь была рассчитана на свой ряд кресел). Первый серийный самолет поднялся в воздух 24 апреля 1967 года, а 13 августа того же года первая машина данного типа поступила в коммерческую эксплуатацию. В середине 1969 года на смену BN-2 пришел модернизированный BN-2A, отличавшийся лучшей аэродинамикой и новейшим оборудованием, а также получивший новое приспособление для загрузки багажа с борта. С 1978 года в серию пошла модификация BN-2B Islander II, которая отличалась от предшественников преимущественно большей максимально допустимой посадочной массой, улучшенным внутренним дизайном салона и воздушными винтами уменьшенного диаметра (это должно было снизить уровень шума в кабине и салоне).
  По ходу эксплуатации были разработаны различные образцы оборудования, существенно повысившие эффективность их использования для решения различных задач. Сначала машины получили поршневые двигатели Avco (Textron) Lycoming IO-540-K1BS мощностью по 300 л. с., а затем - турбовинтовые двигатели Allison 250-BI7C эффективной мощностью на валу 320 л. с. (такие самолеты получили обозначение BN-2T Turbine Islander). Кроме того, имелась возможность удлинения носовой части самолета для увеличения объема перевозимого багажа; запас топлива был увеличен за счет оборудования двух концевых топливных баков, а двигатель затем стали оснащать системой турбонаддува Rajay. Имелась возможность размещения под крылом двух дополнительных топливных баков емкостью по 227 л каждый.
  Кроме пассажирской модификации имелись транспортный вариант(пассажирские кресла складировались в заднем багажном отделении) и санитарный самолет (с размещением трех носилок и двух сопровождающих). Самолет мог использоваться также для решения разнообразных вспомогательных задач. Были спроектированы и построены военизированные версии данной машины: Defender и Maritime Defender, которые могли применяться в качестве санитарно-эвакуационного, патрульного, транспортного и поисково-спасательного.
  Коммерческий успех самолетов данного семейства подтвержден на практике - по многочисленным контрактам для заказчиков из 120 стран мира было построено 1280 самолетов, причем около 760 из них до сих пор находятся в эксплуатации. Значительное количество самолетов было построено по лицензии в Румынии, 35 машин собраны на Филиппинах из компонентов, поставленных "Britten-Norman".
  Однако в 1972 году по финансовым причинам контроль над компанией перешел к "Fairey Group". В следующем году сборочная линия Islander была перенесена из Бембриджа в Госсели (Бельгия), но в 1977 году "Fairey Group" сама уже прекратила свое существование, а подразделение "Britten-Norman" было продано швейцарскому концерну "Oerlikon- Buhrle", владевшему тогда компанией "Pilatus". В итоге продолжателем программы Islander стала компания "Pilatus Britten-Norman Ltd", перенесшая линию окончательной сборки на остров Уайт. 21 июля 1998 года компания "Pilatus" продала британское подразделение "Britten-Norman", после чего компания возродилась под своим первоначальным названием и продолжила постройку самолетов семейства Islander. В настоящее время компания принадлежит семье Завави, выходцам из Омана, и по состоянию на конец 2008 года предлагала потенциальным заказчикам самолеты модификаций BN-2B и BN-2T. Кроме того, ведется проектирование модификации BN-2C Islander, отличающейся новыми кабиной, авионикой и серповидными воздушными винтами. Часть из внедренных усовершенствований могут быть реализованы и на самолетах предыдущих моделей. В продуктовой линейке компании также имеется самолет Defender 4000, оснащенный турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce 250, электронным пилотажным индикатором и специальным оборудованием, предназначенным для решения различных задач в интересах военных.


Варианты

  Defender: многоцелевая военная модификация, предназначена для решения широкого круга задач - противоповстанческий, передовой авианаводчик, медико-эвакуационный, патрульный, легкий транспортный и пр. Основное отличие от гражданской модификации - наличие четырех подкрыльевых узлов подвески, на которых возможна подвеска груза массой до 1134 кг, в т. ч. контейнеров с пулеметами и НАР, бомб, ракет, ПТБ или контейнеров РЭБ
  Maritime Defender: патрульная модификация, предназначенная для патрулирования прибрежных районов, ведения поисково-спасательных операций и защиты эксклюзивной экономической зоны; продолжительность полета 8 ч, в носовом обтекателе установлена РЛС, полезная нагрузка - спасательное оборудование (плотики и пр.) или вооружение на подкрыльевых узлах


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Britten-Norman BN-2B Islander II

  Тип: самолет местных авиалиний
  Силовая установка: два поршневых двигателя с горизонтальным расположением цилиндров Avco Lycoming O-540-E4C5 мощностью по 260 л. с. (194 кВт)
  Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 2135 м - 257 км/час; экономическая крейсерская скорость на высоте 3660 м - 241 км/час; практический потолок 4450 м; дальность при полете с экономической крейсерской скоростью при полной нагрузке 1400 км
  Масса: пустого снаряженного 1638 кг; максимальная взлетная 2994 кг
  Размеры: размах крыла 14,94 м; длина 10,86 м; высота 4,18 м; площадь крыла 30,19 м2
Britten-Norman Defender
Britten-Norman BN-2 twin-engined light transport
Britten-Norman Islander with extended-span wings
Configuration of the current production Islander with 260 hp engines is shown here. The standard wingtip shape is shown by dotted line. The extended tips contain extra fuel.
The Britten-Norman BN.2A-8S is the first Islander to fly with the lenghtened nose and additional rear cabin space. These "S" variant modifications can be applied to any standard of Islander.
Britten-Norman Defender
Amphibious version of the Britten-Norman Islander, for which PADC will provide a float installation centre
Layout of the powerplant as installed on Islander G-FANS