Поиск по сайту:
Описание
Страна : США
Год : 1989
Конвертоплан
Многоцелевой конвертоплан на земного и корабельного базирования с экипажем из трех или четырех человек
Варианты
- Bell - XV-15 / Model 301 - 1977 - США
- Bell/Boeing - V-22 Osprey - 1989 - США
- Bell - V-280 Valor - 2017 - США
Bell Boeing V-22 Osprey (Model 901)
В начале 1980-х годов "Bell" и "Boeing Vertol" объединили усилия с целью создания в рамках программы "единого перспективного самолета с вертикальным взлетом и посадкой" (JSAVLA, ранее - JVX), реализуемой Минобороны США, экспериментального конвертоплана XV-15. Идея заключалась в том, чтобы создать летательный аппарат, который сочетал бы в себе достоинства вертолета (возможность взлетать и садиться вертикально на ограниченных площадках) и обычного самолета (высокая крейсерская скорость и большая грузоподъемность). В конечном итоге разработчики представили конвертоплан Bell Boeing Model 901, в дальнейшем получивший обозначение V-22 Osprey.
В состав силовой установки V-22 включили два ТВД Allison T406-AD-500, установленных в поворотных гондолах на законцовках крыла. Двигатель имеет модульную конструкцию и работает на трехлопастный воздушный винт, а гондола может поворачиваться на 97.5°. Для уменьшения ИК-заметности на обоих двигателях установлена система охлаждения выхлопных газов и экранирования горячих частей двигателя.
В июне 1985 года ВМС США выдали разработчикам контракт на полномасштабную разработку нового летательного аппарата, который предусматривал постройку шести прототипов, а также нескольких образцов для проведения статических испытаний. "Bell" отвечала за разработку и выпуск крыла, рампы, гондол двигателей, трансмиссии, хвостовой секции, воздушного винта и сопутствующих систем, а также за установку двигателей, тогда как "Boeing" взяла на себя работы по фюзеляжу и всем подсистемам, шасси, ЭДСУ и интеграцию комплекса цифровой авионики. Композитные материалы достигают в конструкции конвертоплана до 59% ее массы.
Первоначально ВС США выразили заинтересованность в приобретении 913 конвертопланов: 552 транспортно-десантных MV-22A, способных перевозить 24 десантника, для КМП США и еще 231 аналогичную машину для Армии США; 80 CV-22A для подразделений сил специальных операций ВВС США и 50 поисково-спасательных HV-22A, способных брать полезную нагрузку до 9072 кг, для ВМС США. Кроме того, американские адмиралы рассматривали возможность приобретения еще порядка 300 конвертопланов V-22 в противолодочном варианте. Конвертопланы корабельного базирования имеют крыло, которое может поворачиваться на 90°, как бы укладываясь на фюзеляж. Также складываются лопасти воздушных винтов.
"Bell" и"Boeing " отвечали за сборку и начальные летные испытания трех прототипов каждая. "Bell" подняла свой конвертоплан 19 марта 1989 года, а 14 сентября 1989 года на V-22 в полете был впервые выполнен переход из режима "по-вертолетному" в режим "по-самолетному". Другие две машины "Bell" поднялись в воздух 9 августа 1989 года и 9 мая 1990 года. "Boeing" подняла свои конвертопланы - четвертый и пятый прототипы - 21 декабря 1989 года и 11 июня 1991 года. Постройка шестого прототипа закончена не была. Пятый прототип получил серьезные повреждения во время своего первого же полета, а 21 июля 1992 года произошла катастрофа с четвертым прототипом - погибли семь человек. В 1992 году программа была заблокирована конгрессом.
Летные испытания были возобновлены только в июне 1993 года, но к тому времени все заказчики - кроме КМП США - отказались от своих намерений, так что на середину 1992 года общий объем заказов по программе V-22 составлял всего 300 машин, но с опционом еще на 300 или даже 500 единиц. В конечном итоге объем заказа составил 425 конвертопланов, предназначенных для замены вертолетов CH-53 и CH-46, а в августе 1993 года V-22 был определен КМП США в качестве единственного летательного аппарата, удовлетворяющего их требованиям.
Запуск V-22 в серийное производство был одобрен в сентябре 1994 года, первой стали собирать модель MV-22A - его поставки в КМП США начались в середине 1999 года. Другие модификации, разрешенные к серийному производству: HV-22A - 48 машин должны поставляться ВМС США с 2010 года, и CV-22A - 50 таких конвертопланов поставляются силам специальных операций ВВС США.
Во время войсковых испытаний было потеряно еще два Osprey, что наряду с изрядно возросшей стоимостью программы, послужило причиной приостановки ее реализации. Однако работавшие в течение 18 месяцев комиссии пришли к выводу, что конвертоплан V-22 по-прежнему является единственным летательным аппаратом, наилучшим образом удовлетворяющим требованиям КМП США, и что разработка в сжатые сроки нового ЛА с аналогичными или лучшими характеристиками экономически невозможна.
В мае 2002 года Osprey вернулся в небо, продолжилось и производство малыми сериями: MV-22 - для КМП, a CV-22B - для спецназа ВВС. Однако заявка ВМС на поисково-спасательные HV-22B по состоянию на лето 2009 года профинансирована не была.
28 августа 2003 года была сформирована испытательная эскадрилья конвертопланов в составе авиации КМП - VMX-22, которая в 2005 году принимала активное участие в серии различных испытаний и показательных учений. В сентябре 2005 года была сформирована учебная эскадрилья, VMMT-204, а в апреле 2006 года состояния "полной оперативной готовности" достигла эскадрилья VMM-263. Затем командование КМП приняло решение направить часть Osprey в Ирак - 10 конвертопланов из состава VMM-263 были переброшены на авиабазу Аль-Ассад в октябре 2007 года.
В рамках подпрограммы CV-22B для ВВС США два конвертоплана MV-22 были модифицированы до стандарта CV-22B и использовались для испытаний. Первые два CV-22B были поставлены заказчику 19 сентября и 27 октября 2005 года, они поступили в 58-е авиакрыло спецназначения, летчики которого начали подготовку на авиабазе Киртлэнд с августа 2006 года. В ноябре 2008 года командование ВВС США направило группу из четырех CV-22 в Мали, а официально о достижении конвертопланом состояния "начальной оперативной готовности" командование ВВС объявило 16 марта 2009 года. Поставки в ВВС запланированы на 2017 год.
Следует отметить, что ВВС остались неудовлетворены набором вооружения, устанавливающимся на вариант для морской пехоты, и впоследствии выдали компании "BAE Systems" подряд на разработку для своих CV-22B специальной установки под шестиствольный скорострельный пулемет Minigun, а также комплекта соответствующего оборудования. Пулеметная установка монтируется в люке, сооруженном в днище и используемом обычно десантниками для быстрой высадки с помощью троса. Однако по состоянию на середину 2009 года данная система еще находилась в стадии разработки.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Bell Boeing MV-22A Osprey
Тип: многоцелевой конвертоплан на земного и корабельного базирования с экипажем из трех или четырех человек
Силовая установка: два ТВД Allison T406-AD-400 мощностью по 6150л.с. (4586 кВт)
Характеристики (оценка): максимальная крейсерская скорость на уровне моря в режиме "по-вертолетному" 185 км/час или на оптимальной высоте в режиме "по-самолетному" 582 км/час; начальная скороподъемность 707 м/мин; практический потолок 7925 м; статический потолок без учета влияния земли 4330 м; дальность полета при высадке морского десанта 935 км или 3892 км - перегоночная при взлете с коротким разбегом
Масса (оценка): пустого 15032кг; максимальная взлетная 21546 кг (при вертикальном взлете) или 27 443 кг (при взлете с коротким разбегом)
Размеры: максимальная ширина 25,55 м; размах крыла без гондол двигателей 14,02 м; диаметр воздушного винта 11,58 м; длина без штанги 17,4/ м; высота с поднятыми двигателями 6,63 м; площадь крыла 35,49 м:; площадь, ометаемая воздушными винтами (общая) 210,72 м'
Вооружение: вероятно - один или два 12,7-мм трехствольных пулемета
Полезная нагрузка: до 24 десантников, или 12 раненых на носилках с сопровождающими санитарами, или 9072 кг груза в кабине или же 6804 кг на внешней подвеске
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Третий прототип конвертоплана V-22 "Оспри"
-
Air International 1989-05 / Airscene
The Bell/Boeing V-22 Osprey - the world's first production tilt-rotor aircraft - flew for the first time at Bell Helicopter Textron’s Flight Research Centre at Arlington.
-
Авиация и Космонавтика 2012-01 / Д.Пичугин - Дубай-2011
MV-22 "Оспри"
-
Авиация и Космонавтика 2012-01 / Д.Пичугин - Дубай-2011
Перед началом воздушного показа
Другие самолёты на фотографии: SAAB MFI-15 Safari / MFI-17 Supporter - Швеция - 1969
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Десантники из 82-й воздушно-десантной дивизии готовятся к погрузке в конвертоплан MV-22 эскадрильи VMM-162. Провинция Анбер, Ирак, мой 2008 г.
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Четыре V-22 "Оспри" но авиабазе Патаксен-Ривер, май 2003 г.
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Три CV-22A из 58-го авиакрыло сил специальных операций ВВС США выполняют взлет с авиабазы Киртленд, май 2007 г.
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Взлет двух MV-22 с передовой базы Кофферата. Афганистан, май 2010г.
-
Авиация и Космонавтика 2008-07 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (9)
Военно-транспортный СВВП V-22
-
Авиация и Космонавтика 2005-12 / Новости мировой авиации
Конвертоплан MV-22B на испытаниях
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Конвертоплан MV-22B, снимок 2007г.
-
Авиация и Космонавтика 2003-07 / Новости мировой авиации
MV-22 "Оспри"
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Конвертоплан V-22A в испытательном полете, 2002 г.
-
Авиация и Время 2006-04
Другие самолёты на фотографии: Lockheed HC-130 / KC-130 / MC-130 - США - 1959
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Отработка дозаправки в воздухе конвертоплана CV-22 из 8-й эскадрильи специального назначения ВВС США от танкера MC-130P, 2008 г.
Другие самолёты на фотографии: Lockheed HC-130 / KC-130 / MC-130 - США - 1959
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Летательные аппараты КМП США в демонстрационном полете над авиабазой Нью-Ривер, 18 марта 2008 г. Справа налево: MV-22B "Оспри", CH-53E "Супер Стэллион", CH-46 "Си Найт", AH-1 "Кобра"
Другие самолёты на фотографии: Bell AH-1 HueyCobra / Model 209 - США - 1965Boeing-Vertol CH-46 Sea Knight - США - 1958Sikorsky CH-53E / S-80 Super Stallion - США - 1974
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Конвертоплан MV-22 из эскадрильи VMM-162 выполняет посадку на острове Крит, февраль 2010 г. Летом 2011 г. конвертопланы MV-22 использовались в военной операции против Ливии
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Два конвертоплана MV-22 "Оспри" из эскадрильи VMM-266 выполняют посадку на оперативной базе Тикрит. Ирак, декабрь 2008 г.
-
Авиация и Время 2015-04 / А.Котлобовский - Война со Всемирным Халифатом (3)
Для обеспечения действий подразделений спецназа американцы используют в Ираке конвертопланы MV-22 из состава Корпуса морской пехоты
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Посадка конвертоплана MV-22 эскадрильи VMM-14, авиабаза Морамар, декабрь 2009 г.
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Конвертоплан MV-22 на палубе десантного корабля-дока "Уосп". Эксплуатационные испытания, 2006 г.
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
MV-22 из эскадрильи VMM-263, десантный корабль-док "Кирсардж", учения 2007 г. Накануне отправки эскадрильи в Ирак
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
MV-22 из эскадрильи VMM-162 доставил морских пехотинцев но десантный корабль-док "Нассау", январь 2010 г.
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Конвертопланы MV-22B эскадрильи VMM-162 на десантном корабле-доке "Нассау", Атлантика, декабрь 2009 г.
-
Авиация и Космонавтика 2012-02 / М.Никольский - Война в Ливии (2)
MV-22 из эскадрильи VMM-263 взлетает с УДК "Батаан". 4 июня 2011 г.
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Испытания конвертопланов MV-22 на десантном корабле-доке "Уосп"
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Взлет MV-22 из эскадрильи VMM-162 с корабля снабжения "Меса Верде", март 2010 г.
-
Авиация и Время 2020-03
10 июля 2020г. на авиабазу Кисарадзу прибыл первый конвертоплан V-22 Osprey, предназначенный для Сухопутных сил самообороны Японии. Это первый аппарат такого типа, поставленный за пределы США.
Тип фотографий