Bell/Boeing V-22 Osprey
Варианты:
Bell/Boeing - V-22 Osprey - 1989 - США
Страна: США
Год: 1989
Конвертоплан

Многоцелевой конвертоплан на земного и корабельного базирования с экипажем из трех или четырех человек
Описание
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (19)
Bell Boeing V-22 Osprey (Model 901)

   В начале 1980-х годов "Bell" и "Boeing Vertol" объединили усилия с целью создания в рамках программы "единого перспективного самолета с вертикальным взлетом и посадкой" (JSAVLA, ранее - JVX), реализуемой Минобороны США, экспериментального конвертоплана XV-15. Идея заключалась в том, чтобы создать летательный аппарат, который сочетал бы в себе достоинства вертолета (возможность взлетать и садиться вертикально на ограниченных площадках) и обычного самолета (высокая крейсерская скорость и большая грузоподъемность). В конечном итоге разработчики представили конвертоплан Bell Boeing Model 901, в дальнейшем получивший обозначение V-22 Osprey.
   В состав силовой установки V-22 включили два ТВД Allison T406-AD-500, установленных в поворотных гондолах на законцовках крыла. Двигатель имеет модульную конструкцию и работает на трехлопастный воздушный винт, а гондола может поворачиваться на 97.5°. Для уменьшения ИК-заметности на обоих двигателях установлена система охлаждения выхлопных газов и экранирования горячих частей двигателя.
   В июне 1985 года ВМС США выдали разработчикам контракт на полномасштабную разработку нового летательного аппарата, который предусматривал постройку шести прототипов, а также нескольких образцов для проведения статических испытаний. "Bell" отвечала за разработку и выпуск крыла, рампы, гондол двигателей, трансмиссии, хвостовой секции, воздушного винта и сопутствующих систем, а также за установку двигателей, тогда как "Boeing" взяла на себя работы по фюзеляжу и всем подсистемам, шасси, ЭДСУ и интеграцию комплекса цифровой авионики. Композитные материалы достигают в конструкции конвертоплана до 59% ее массы.
   Первоначально ВС США выразили заинтересованность в приобретении 913 конвертопланов: 552 транспортно-десантных MV-22A, способных перевозить 24 десантника, для КМП США и еще 231 аналогичную машину для Армии США; 80 CV-22A для подразделений сил специальных операций ВВС США и 50 поисково-спасательных HV-22A, способных брать полезную нагрузку до 9072 кг, для ВМС США. Кроме того, американские адмиралы рассматривали возможность приобретения еще порядка 300 конвертопланов V-22 в противолодочном варианте. Конвертопланы корабельного базирования имеют крыло, которое может поворачиваться на 90°, как бы укладываясь на фюзеляж. Также складываются лопасти воздушных винтов.
   "Bell" и"Boeing " отвечали за сборку и начальные летные испытания трех прототипов каждая. "Bell" подняла свой конвертоплан 19 марта 1989 года, а 14 сентября 1989 года на V-22 в полете был впервые выполнен переход из режима "по-вертолетному" в режим "по-самолетному". Другие две машины "Bell" поднялись в воздух 9 августа 1989 года и 9 мая 1990 года. "Boeing" подняла свои конвертопланы - четвертый и пятый прототипы - 21 декабря 1989 года и 11 июня 1991 года. Постройка шестого прототипа закончена не была. Пятый прототип получил серьезные повреждения во время своего первого же полета, а 21 июля 1992 года произошла катастрофа с четвертым прототипом - погибли семь человек. В 1992 году программа была заблокирована конгрессом.
   Летные испытания были возобновлены только в июне 1993 года, но к тому времени все заказчики - кроме КМП США - отказались от своих намерений, так что на середину 1992 года общий объем заказов по программе V-22 составлял всего 300 машин, но с опционом еще на 300 или даже 500 единиц. В конечном итоге объем заказа составил 425 конвертопланов, предназначенных для замены вертолетов CH-53 и CH-46, а в августе 1993 года V-22 был определен КМП США в качестве единственного летательного аппарата, удовлетворяющего их требованиям.
   Запуск V-22 в серийное производство был одобрен в сентябре 1994 года, первой стали собирать модель MV-22A - его поставки в КМП США начались в середине 1999 года. Другие модификации, разрешенные к серийному производству: HV-22A - 48 машин должны поставляться ВМС США с 2010 года, и CV-22A - 50 таких конвертопланов поставляются силам специальных операций ВВС США.

   Во время войсковых испытаний было потеряно еще два Osprey, что наряду с изрядно возросшей стоимостью программы, послужило причиной приостановки ее реализации. Однако работавшие в течение 18 месяцев комиссии пришли к выводу, что конвертоплан V-22 по-прежнему является единственным летательным аппаратом, наилучшим образом удовлетворяющим требованиям КМП США, и что разработка в сжатые сроки нового ЛА с аналогичными или лучшими характеристиками экономически невозможна.
   В мае 2002 года Osprey вернулся в небо, продолжилось и производство малыми сериями: MV-22 - для КМП, a CV-22B - для спецназа ВВС. Однако заявка ВМС на поисково-спасательные HV-22B по состоянию на лето 2009 года профинансирована не была.
   28 августа 2003 года была сформирована испытательная эскадрилья конвертопланов в составе авиации КМП - VMX-22, которая в 2005 году принимала активное участие в серии различных испытаний и показательных учений. В сентябре 2005 года была сформирована учебная эскадрилья, VMMT-204, а в апреле 2006 года состояния "полной оперативной готовности" достигла эскадрилья VMM-263. Затем командование КМП приняло решение направить часть Osprey в Ирак - 10 конвертопланов из состава VMM-263 были переброшены на авиабазу Аль-Ассад в октябре 2007 года.
   В рамках подпрограммы CV-22B для ВВС США два конвертоплана MV-22 были модифицированы до стандарта CV-22B и использовались для испытаний. Первые два CV-22B были поставлены заказчику 19 сентября и 27 октября 2005 года, они поступили в 58-е авиакрыло спецназначения, летчики которого начали подготовку на авиабазе Киртлэнд с августа 2006 года. В ноябре 2008 года командование ВВС США направило группу из четырех CV-22 в Мали, а официально о достижении конвертопланом состояния "начальной оперативной готовности" командование ВВС объявило 16 марта 2009 года. Поставки в ВВС запланированы на 2017 год.
   Следует отметить, что ВВС остались неудовлетворены набором вооружения, устанавливающимся на вариант для морской пехоты, и впоследствии выдали компании "BAE Systems" подряд на разработку для своих CV-22B специальной установки под шестиствольный скорострельный пулемет Minigun, а также комплекта соответствующего оборудования. Пулеметная установка монтируется в люке, сооруженном в днище и используемом обычно десантниками для быстрой высадки с помощью троса. Однако по состоянию на середину 2009 года данная система еще находилась в стадии разработки.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bell Boeing MV-22A Osprey

   Тип: многоцелевой конвертоплан на земного и корабельного базирования с экипажем из трех или четырех человек
   Силовая установка: два ТВД Allison T406-AD-400 мощностью по 6150л.с. (4586 кВт)
   Характеристики (оценка): максимальная крейсерская скорость на уровне моря в режиме "по-вертолетному" 185 км/час или на оптимальной высоте в режиме "по-самолетному" 582 км/час; начальная скороподъемность 707 м/мин; практический потолок 7925 м; статический потолок без учета влияния земли 4330 м; дальность полета при высадке морского десанта 935 км или 3892 км - перегоночная при взлете с коротким разбегом
   Масса (оценка): пустого 15032кг; максимальная взлетная 21546 кг (при вертикальном взлете) или 27 443 кг (при взлете с коротким разбегом)
   Размеры: максимальная ширина 25,55 м; размах крыла без гондол двигателей 14,02 м; диаметр воздушного винта 11,58 м; длина без штанги 17,4/ м; высота с поднятыми двигателями 6,63 м; площадь крыла 35,49 м:; площадь, ометаемая воздушными винтами (общая) 210,72 м'
   Вооружение: вероятно - один или два 12,7-мм трехствольных пулемета
   Полезная нагрузка: до 24 десантников, или 12 раненых на носилках с сопровождающими санитарами, или 9072 кг груза в кабине или же 6804 кг на внешней подвеске
Studies are already being made, both by the manufacturers and by the relevant government agencies, including the FAA, of the potential for commercial aircraft making use of the V-22's wing and propulsion system.
Bell produced a series of artists' impressions showing a variety of Osprey missions, including urban evacuation and special forces.
The Osprey was also proposed for naval AEW.
An artist's impression of a CMV-22B carrier onboard delivery variant of the Osprey tiltrotor, the first of which is bound for San Diego's Naval Air Station North Island.
An impression of the Bell-Boeing JVX concept with wings folded for shipboard stowage.
Diagram illustrating the V-22 with wing and rotor blades in the stowed position (1993)
Проектные изображения конвертоплана MV-22A
Progress with the Bell-Boeing V-22 Osprey was reported in some detail at Farnborough as the programme proceeds towards a scheduled first flight in June 1988. The impression shows the MV-22A configuration.
Bell/Boeing V-22 Osprey
Construction details of Bell Boeing V-22 Osprey (1995)
Early Bell JVX study
Bell Boeing V-22 Osprey tilt-rotor multimission aircraft in production configuration (1998)
Bell Boeing V-22 Osprey
Bell/Boeing CV-22 Osprey