Туполев И-4 / АНТ-5
Страна: Россия
Год: 1927


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии
АНТ-5 (И-4)

  Первый прототип цельнометаллического одноместного истребителя-полутораплана АНТ-5 впервые поднялся в воздух в июле 1927 года с мотором Bristol Jupiter IV. Хотя формально самолет является полуторапланом, его нижнее крыло имело столь небольшую площадь, что этот истребитель вполне можно отнести и к монопланам-парасолям.
  На втором прототипе установили мотор Jupiter VI. Поставки серийных самолетов ВВС РККА начались в октябре 1928 года. В конструкцию серийных И-4 внесли множество изменении, увеличив площадь горизонтального оперения; рули направления получили компенсацию, был также установлен мотор воздушного охлаждения М-22 - советская копия двигателя Jupiter VI.
  Серийное производство завершилось в январе 1934 года; построен 371 истребитель. В течение нескольких лет И-4 состояли на вооружении истребительных эскадрилий ВВС РККА. На И-4 испытывалось реактивное вооружение, самолет использовался как паразитный истребитель в системе "Звено" конструкции B.C. Вахмистрова.
  Выпускались также модификации И-4бис и гидросамолет И-4П.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  АНТ-5 (И-4)

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один мотор воздушного охлаждения М-22 мощностью 480 л. с. (358 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 231 км/ч; практический потолок 7000 м; дальность 840 км
  Масса: пустого 978 кг; максимальная взлетная 1430 кг
  Размеры: размах крыла 11,40 м; длина 7,28 м; площадь крыла 23,80 м2
  Вооружение: два синхронных 7,7-мм пулемета ПВ-1, до четырех 50-кг бомб на внешней подвеске
Первый опытный АНТ-5
Истребитель И-4 с установленными под верхним крылом пушками АПК-3бис
АНТ-5 стал первым самолетом, спроектированным под руководством одного из самых выдающихся авиаконструкторов П. О. Сухого.
Звено
И-4 на крыле ТБ-1 в процессе отладки первого варианта крепления, когда колеса истребителя частично утапливались в верхнюю поверхность крыла носителя
Крепление колес И-4 на крыле ТБ-1
Пирамиды для крепления И-4 на правом крыле ТБ-1 и первоначальный вариант крепления шасси И-4
Закатывание И-4 на крыло ТБ-1
Установка И-4 "Звено" на крыло ТБ-1
Левый И-4 установлен на крыле ТБ-1
Правый И-4 закатывают на крыло. Одни тянут его тросом, другие подталкивают сзади
Правый И-4 накатили на крыло, теперь надо поднять ему хвост и закрепить на пирамиде
"Самолет-звено-1" готов к старту
Модернизированное «Звено-1» с усиленным шасси носителя
Испытания проекта "Звено-1" начались в декабре 1931 года, в них задействовали один ТБ-1 и два истребителя И-4 А. Н. Туполева
«Звено-1» в исходном виде. Два И-4 установлены на крыльях ТБ-1, нижние плоскости истребителей частично демонтированы
Момент отрыва СЗ-1 от земли. Аэродром НИИ ВВС в Щелково, май 1932г. (слева). Одновременное отделение обоих И-4 от крыла ТБ-1.
Процесс отделения И-4 от носителя
Левый И-4 на лыжах на крыле ТБ-1. Задний замок уже открыт, но лыжи еще стоят на опорах
И-4 отделяется от носителя
Участники первого полета СЗВ (слева направо): А.Ф. Анисимов, В.С. Вахмистров, А.И. Залевский, В.П. Чкалов и В.В. Морозов. Снимок сделан 3 декабря 1931 г.
 
Последствия разрыва АПК-3бис на И-4. 1931г.
Рисунок СЗВ, выполненный Вахмистровым. Обратите внимание, что нижние плоскости на истребителях И-4 отсутствуют
Истребители И-4 стартуют с СЗВ - рисунок Вахмистрова
Рисунок, изображающий возможное применение СЗВ при отражении налета вражеских бомбардировщиков
Схема действий СЗВ против средств ПВО для обеспечения пролета основной группы бомбардировщиков. Стартовавшие с носителя истребители обстреливают позиции зенитчиков, ставят ослепляющие дымовые завесы и глушат звукоуловители
Гипотетическая атака запущенного с СЗВ радиоуправляемого самолета на крупный боевой корабль
Проект СЗВ с носителем ТБ-1 и двумя истребителями И-4
Один из первых проектов с использованием в качестве носителя четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3. Пять истребителей И-5 размещены на крыле и один на фюзеляже