АНТ-5 (И-4)
Первый прототип цельнометаллического одноместного истребителя-полутораплана АНТ-5 впервые поднялся в воздух в июле 1927 года с мотором Bristol Jupiter IV. Хотя формально самолет является полуторапланом, его нижнее крыло имело столь небольшую площадь, что этот истребитель вполне можно отнести и к монопланам-парасолям.
На втором прототипе установили мотор Jupiter VI. Поставки серийных самолетов ВВС РККА начались в октябре 1928 года. В конструкцию серийных И-4 внесли множество изменении, увеличив площадь горизонтального оперения; рули направления получили компенсацию, был также установлен мотор воздушного охлаждения М-22 - советская копия двигателя Jupiter VI.
Серийное производство завершилось в январе 1934 года; построен 371 истребитель. В течение нескольких лет И-4 состояли на вооружении истребительных эскадрилий ВВС РККА. На И-4 испытывалось реактивное вооружение, самолет использовался как паразитный истребитель в системе "Звено" конструкции B.C. Вахмистрова.
Выпускались также модификации И-4бис и гидросамолет И-4П.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
АНТ-5 (И-4)
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один мотор воздушного охлаждения М-22 мощностью 480 л. с. (358 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 231 км/ч; практический потолок 7000 м; дальность 840 км
Масса: пустого 978 кг; максимальная взлетная 1430 кг
Размеры: размах крыла 11,40 м; длина 7,28 м; площадь крыла 23,80 м2
Вооружение: два синхронных 7,7-мм пулемета ПВ-1, до четырех 50-кг бомб на внешней подвеске
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 1997-10 / В.Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ" (1)
Первый опытный АНТ-5
-
Авиация и Время 1998-05 / М.Маслов - Самолеты для пушек Курчевского /Аэроархив/
Истребитель И-4 с установленными под верхним крылом пушками АПК-3бис
АНТ-5 стал первым самолетом, спроектированным под руководством одного из самых выдающихся авиаконструкторов П. О. Сухого. -
Air International 1995-01 / Fighter A to Z
The first Soviet all-metal fighter, the I-4, was first produced as a sesquiplane but later examples, as illustrated here, dispensed with the lower wing.
-
Авиация и Время 2007-03 / М.Маслов - Первый в своем роде
И-4 на крыле ТБ-1 в процессе отладки первого варианта крепления, когда колеса истребителя частично утапливались в верхнюю поверхность крыла носителя
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Крепление колес И-4 на крыле ТБ-1
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Время 2007-03 / М.Маслов - Первый в своем роде
Пирамиды для крепления И-4 на правом крыле ТБ-1 и первоначальный вариант крепления шасси И-4
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Время 2007-03 / М.Маслов - Первый в своем роде
Закатывание И-4 на крыло ТБ-1
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 1997-10 / В.Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ" (1)
Установка И-4 "Звено" на крыло ТБ-1
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Левый И-4 установлен на крыле ТБ-1
Fighters were pushed up ramps manually to get them on to the wing.Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Правый И-4 закатывают на крыло. Одни тянут его тросом, другие подталкивают сзади
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Правый И-4 накатили на крыло, теперь надо поднять ему хвост и закрепить на пирамиде
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Время 2007-03 / М.Маслов - Первый в своем роде
"Самолет-звено-1" готов к старту
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Модернизированное «Звено-1» с усиленным шасси носителя
Испытания проекта "Звено-1" начались в декабре 1931 года, в них задействовали один ТБ-1 и два истребителя И-4 А. Н. Туполева
Z-1 a mother-ship TB-1 with a pair of I-4s, intended to escort other TB-1 bombers.Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
«Звено-1» в исходном виде. Два И-4 установлены на крыльях ТБ-1, нижние плоскости истребителей частично демонтированы
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Время 2007-03 / М.Маслов - Первый в своем роде
Момент отрыва СЗ-1 от земли. Аэродром НИИ ВВС в Щелково, май 1932г. (слева). Одновременное отделение обоих И-4 от крыла ТБ-1.
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
The crucial moment for the first-ever separation from the mother-ship.
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Время 2007-03 / М.Маслов - Первый в своем роде
Процесс отделения И-4 от носителя
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Левый И-4 на лыжах на крыле ТБ-1. Задний замок уже открыт, но лыжи еще стоят на опорах
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
И-4 отделяется от носителя
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Участники первого полета СЗВ (слева направо): А.Ф. Анисимов, В.С. Вахмистров, А.И. Залевский, В.П. Чкалов и В.В. Морозов. Снимок сделан 3 декабря 1931 г.
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Время 1998-05 / М.Маслов - Самолеты для пушек Курчевского /Аэроархив/
Последствия разрыва АПК-3бис на И-4. 1931г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Рисунок СЗВ, выполненный Вахмистровым. Обратите внимание, что нижние плоскости на истребителях И-4 отсутствуют
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Истребители И-4 стартуют с СЗВ - рисунок Вахмистрова
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Рисунок, изображающий возможное применение СЗВ при отражении налета вражеских бомбардировщиков
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Схема действий СЗВ против средств ПВО для обеспечения пролета основной группы бомбардировщиков. Стартовавшие с носителя истребители обстреливают позиции зенитчиков, ставят ослепляющие дымовые завесы и глушат звукоуловители
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Гипотетическая атака запущенного с СЗВ радиоуправляемого самолета на крупный боевой корабль
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Vakhmistrov Z-1 composite of a Tupolev TB-1 with a pair of Tupolev-4s.
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Проект СЗВ с носителем ТБ-1 и двумя истребителями И-4
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Один из первых проектов с использованием в качестве носителя четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3. Пять истребителей И-5 размещены на крыле и один на фюзеляже
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
- Фотографии