Bristol Blenheim IV/Bolingbroke
Варианты:
Bristol - Blenheim IV/Bolingbroke - 1937 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1937


Легкий бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание:
Blenheim IV/Bolingbroke
Blenheim IF/IVF
Bristol 142 Blenheim, Bristol 149 Bolingbroke и Bristol 160
Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии:

Обломки (17)

Blenheim IV/Bolingbroke

Легкий бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 3 человека. Спроектирован в КБ фирмы "Бристоль эйрплейн" под руководством Ф.Барнуэлла на базе опытного скоростного пассажирского самолета "тип 142", совершившего первый полет 12 апреля 1935 г. Серийное производство началось в июне 1936 г. "Бленхейм" выпускался на заводах "Бристоль" (Фултон), "Рутс секьюритиз" (Блис-Бридж), "А.В. Роу", "Валтион леконтехдас" (Тампере, Финляндия), "Икарус" (Белград, Югославия), "Фэйрчайлд эйркрафт" (Лонгевиль, Канада). Всего построено.1 134 экз.
Состоял на вооружении в Великобритании с марта 1937 г., в Финляндии - с июля, в Турции - с октября, в Югославии - с марта 1939 г., в Румынии и Греции - с 1940 г., в Хорватии - с конца 1941 г., в Португалии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
   - "Бленхейм" I с моторами "Меркьюри" VIS2 или VIII, вооружение 2x7,69;
   - "Бленхейм" IV с новой носовой частью, моторами "Меркьюри" VIII, IVL с дополнительными бензобаками и моторами "Меркьюри" XV, вооружение 4x7,69 (полевые переделки - до 5x7,69);
   - "Болингброк" I, канадский вариант "Бленхейма" IV с моторами "Меркьюри" VIII и американским оборудованием; - "Болингброк" IV с моторами "Меркьюри" XX, IVW с R-1535;
   - "Бленхейм" V с новой носовой частью, моторами "Меркьюри" XXV или XXX, вооружение 4x7,69.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 455 кг.
В сентябре 1939 г. "Бленхейм" являлся самым массовым бомбардировщиком королевских ВВС. Они вели разведку и наносили бомбовые удары практически с самого начала Второй мировой войны. Весной 1940 г. участвовали в Норвежской кампании, затем в боях во Франции, в Северной Африке. Английские "бленхеймы" в апреле 1941 г. воевали в Греции, в мае - на Крите, с сентября - в Малайе и Бирме. Последние операции они осуществляли в конце 1943 г. в Северной Африке.
Финские бомбардировщики участвовали в "зимней" войне с Советским Союзом, затем продолжили боевые действия в июне 1941 г. и вели их до перемирия с СССР в 1944 г. Югославские машины в апреле 1941 г. бомбили наступающие немецкие войска, а также наносили удары по целям в Венгрии и Австрии. Греческие "бленхеймы" воевали с октября 1940 г. против итальянцев, а в апреле 1941 г. - против немцев. Канадские "болингброки" применялись для патрулирования побережья.
"Бленхейм" снят с производства в Англии - в июне 1943 г., в Финляндии - в 1944 г. Их сняли с вооружения британские ВВС в июле 1945 г., финские - в 1948 г. Греческие и югославские машины полностью потеряны в боевых операциях.


"Бленхейм" IV||
Размах:||17,17м
Длина:||13,13 м
Моторы, количество х мощность:||2x920 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6550 кг
Максимальная скорость:||472 км/ч
Практический потолок:||9550 м
Дальность:||3120 км

Blenheim IF/IVF

Тяжелый дневной и ночной двухмоторный истребитель на базе легкого бомбардировщика "Бленхейм", цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Бомбардировщик "Бленхейм" спроектирован в КБ фирмы "Бристоль эйрплейн" под руководством Ф.Барнуэлла. Выпускался серийно с марта 1937 г. Переделка в истребитель начата в 1938 г., велась в частях обслуживания (авиарембазах) и непосредственно в эскадрильях с использованием комплектов подфюзеляжных контейнеров, изготовлявшихся мастерскими фирмы "Саузерн рейлуэй" в Эшворде. Всего изготовлено 1375 комплектов. Вооружение 2x7,69 в носу фюзеляжа; 4x7,69 в контейнере. "Бленхеймы"-истребители состояли на вооружении королевских ВВС с сентября 1938 г.
Существовали две основные модификации:
   - "Бленхейм" IF на базе бомбардировщика "Бленхейм" I с моторами "Меркьюри" VIII;
   - "Бленхейм" IVF на базе бомбардировщика "Бленхейм" IV с моторами "Меркьюри" XV, удлиненной носовой частью фюзеляжа, дополнительными бензобаками.
"Бленхеймы" применялись как дневные истребители с ноября 1939 г., участвовали в "битве за Англию". С середины 1940 г. на них начали монтировать РЛС. Боевое применение в качестве ночных истребителей - с июля 1940 г. С февраля 1941 г. базировались также в Сингапуре, в конце 1941г. участвовали в боевых действиях в Малайе и Бирме. Применялись в Египте (ПВО Александрии), Греции, на Крите. Переделка "бленхеймов" в истребители закончилась в 1940 г. Истребители модификаций IF и IVF сняты с вооружения в начале 1942г.


"Бленхейм" IVF||
Размах:||17,17 м
Длина:||12,98 м
Моторы, количество х мощность:||2x840 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6583 кг
Максимальная скорость:||418 км/ч
Практический потолок:||7500 м
Дальность:||2350 км

Bristol 142 Blenheim, Bristol 149 Bolingbroke и Bristol 160

<...>
   В августе 1935 года британские ВВС решили заменить Avro Anson, использовавшийся в береговой разведке и в качестве легкого бомбардировщика. Была выпущена спецификация G.24/35, в соответствии с которой компания "Bristol" предложила свой новый вариант - Type 149, который оснащался двумя двигателями Bristol Aquila и имел большое сходство с Blenheim Mk I. Министерство авиации это предложение не заинтересовало, но позже машина стала рассматриваться как потенциальный самолет-разведчик. Был изготовлен опытный образец - модернизированный Blenheim Mk I, на котором удлинили носовую часть фюзеляжа, чтобы обеспечить дополнительное пространство для размещения штурмана-наблюдателя и его оборудования, силовая установка - двигатели Mercury VIII. Новый вариант получил обозначение Blenheim Mk IV.
   Министерство авиации, впрочем, опасалось, что запуск в серию нового Type 149 может нарушить стройную производственную цепочку программы выпуска Blenheim, зато Type 149 был одобрен командованием канадских ВВС для сборки в Канаде под обозначением Bolingbroke Mk I. Первый самолет канадской сборки оснащался двигателями Mercury VIII, но последующие 18 машин, получившие обозначение Bolingbroke Mk IV, имели уже двигатели Mercury XV и различное оборудование канадского и американского производства. Среди более поздних вариантов были модификации Bolingbroke Mk IV-W с двигателями Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp мощностью по 1200 л. е., а также учебные самолеты Bolingbroke Mk IV-T.
   Вспомнило о Type 149 и британское Министерство авиации, рассматривая его как временную замену - пока в войска не поступит торпедоносец-бомбардировщик Type 152, создававшийся на базе Blenheim. Было принято решение использовать удлиненную носовую часть и ступенчатый фонарь самолета Bolingbroke, а также обеспечить увеличение дальности полета за счет большей емкости крыльевых топливных баков. Компания "Bristol" оставила за новой модификацией обозначение Type 149, а в британских ВВС ей присвоили обозначение Blenheim Mk IV. В серию новая машина пошла в конце 1938 года, но первые 68 самолетов были построены со старым крылом - со стандартной емкостью крыльевых баков. Силовая установка состояла из более мощных двигателей Mercury XV, за счет чего удалось увеличить максимальную взлетную массу машины. Расходы на оснащение самолетов дополнительным вооружением оказались столь высоки, что на первых Blenheim Mk IV сохранили состав вооружения в варианте Mk I - два пулемета, зато было усилено бронирование и обеспечена возможность внешней подвески 145 кг бомб при выполнении полетов на малую дальность. Первой Blenheim Mk IV получила 90-я эскадрилья, в марте 1939 года, всего же эти самолеты состояли на вооружении более 70 эскадрилий.
   Самолет Blenheim совершил первый разведывательный полет над территорией Германии - 3 сентября 1939 года его выполнил Blenheim Mk IV из 139-й эскадрильи, и первую бомбардировку объектов рейха - 4 сентября 1939 года. С началом войны Blenheim Mk IV активно использовался Бомбардировочным командованием британских ВВС - до тех пор, пока его в 1942 году в этой роли не заменили Douglas Boston и de Havilland Mosquito. Несмотря на его слабое оборонительное вооружение, самолет часто использовали днем и без истребительного прикрытия. В эскадрильях, базировавшихся вне метрополии, Blenheim продолжал эксплуатироваться намного дольше, чем на Европейском ТВД. Всего было выпущено 3983 самолета Blenheim Mk IV и Bolingbroke, причем Blenheim Mk IV состояли на вооружении как британских ВВС, так и авиации Свободной Франции, ЮАР, Финляндии и Греции. Аналогом модификации Mk IF стал ночной истребитель Blenheim Mk IVF. Его выпускали, конвертируя из имеющихся Blenheim Mk IV.
   Последним в семействе Blenheim стал самолет Type 160, более известный как Bisley и поступивший в войска летом 1942 года под обозначением Blenheim MkV. Рассматривавшийся изначально в качестве маловысотного бомбардировщика непосредственной авиационной поддержки, этот самолет с массивной носовой частью фюзеляжа, вмещавшей четыре пулемета, в конечном итоге преобразился в высотный бомбардировщик с двигателями Mercury XV или XXV. Было построено 945 таких самолетов, а первой их получила 18-я эскадрилья (всего самолеты поступили в шесть эскадрилий на Ближнем Востоке и четыре - на Дальнем Востоке). Однако самолет получился не очень хорошим - возросшую на 17% максимальную взлетную массу не удалось компенсировать, двигатели остались прежней мощности. Поэтому когда эти бомбардировщики вступили в борьбу с истребителями Люфтваффе в ходе Итальянской кампании, их потери оказались просто ужасающими.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bristol Blenheim Mk IV

   Тип: легкий бомбардировщик с экипажем из трех человек
   Силовая установка: два звездообразных двигателя Bristol Mercury XV мощностью по 905 л. с. (675 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3595 м - 428 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте 319 км/час; начальная скороподъемность 457 м/мин; практический потолок 8310 м; дальность 2350 км
   Масса: пустого 4441 кг; максимальная взлетная 6532 кг
   Размеры: размах крыла 17,17 м; длина 12,98 м; высота 3,00 м; площадь крыла 43,57 м2
   Вооружение: один 7,7-мм пулемет Vickers в левой плоскости крыла, два 7,7-мм пулемета Browning в надфюзеляжной турели "Bristol" и два 7,7-мм дистанционно-управляемых пулемета Browning в подфюзеляжной турели "Frazer-Nash" для обстрела задней полусферы, а также до 454 кг бомб в бомбоотсеке и 145 кг - на внешней подвеске

Flight, November 1939

Britain's Military Aircraft
A Survey of Our Service Machines

BRISTOL

   The latest version of the Blenheim (Mark IV) is popularly known as the “long-nosed” type, due to the fact that the accommodation for bombing and navigation has been improved with a resultant increase in the length of the nose. Whereas the earlier Blenheims had the standard Mercury VIII engines, the Blenheim IV is powered with a somewhat improved version of this unit, known as the Mercury XV. This gives 920 h.p. for take off when 100 octane fuel is used, the extra power permitting a greater fuel load to be carried, enough, in fact, to give a range of 1,900 miles.
   The empty weight of the Blenheim IV is 8,100 lb. and the loaded weight 12,100 lb. A top speed of 295 m.p.h. is easily attained at 15,000ft. and the rate of climb is quite phenomenal, the climb to 20,000ft. being only 17 minutes.
   Reference to the Bristol Bombay bomber transport is made under "Short and Harland."

The Bristol Aeroplane Co., Lid.. Falcon House. Bristol.
Bristol Bolingbroke 10038 being towed away from a Winnipeg farm still wearing its all-yellow training scheme.
Bits of the Bristol Bolingbroke 10038 and the fuselage of another.
Retired from ‘ops’, many battered Mk IVs like V6468 on December 15, 1941, which suffered a collapsed undercarriage, ended their days at 70 OTU.
К 05:00 утра немецкая ПВО в районе Дьеппа окончательно проснулась, и экипажи "Бленхеймов" из состава 13-й эскадрильи, атаковавшие пехотные позиции в районе портовых молов, испытали на себе всю мощь зенитного огня. Хотя была сбита всего одна машина, большая часть остальных, участвовавших в этом ударе, получили серьезные повреждения
The attractive setting of RAF Nakuru belied its poor surface which Sgt Nichols found to his cost when he ‘bent’ Blenheim IV Z6158 seen here.
Out of fuel and off course, P/O Guy put V6141 down at Thompson’s Falls on October 20, 1941. The Hitler nose-art is probably from its previous service on operations.
Blenheim IV P4861 ‘UX-H’ looking forlorn after a take-off accident during a training camp at Weston Zoyland on September 18, 1939.
Благодаря высокой маневренности и мощи немецкие истребители Messerschmitt Bf 109E несли смертельную угрозу для Blenheim.
Canada, 1974
Denham, June 1987
The Blenheim's remains being carted away after its "touch and go" at Denham on 21st June 1987
Humble beginnings, part of Ormond Haydon-Baillie’s Blenheim ‘kits’, salvaged from Canada in 1973, shortly after their arrival at Duxford, in 1976. The two airframes were 9893 and 10038 and were built as Bolingbroke IVTs by Fairchild Aircraft at Longueil, Port Quebec in mid-1942. Both airframes were struck off charge in May 1946 and acquired by Wes Agnew for as little as $50 apiece! Ormond was killed in a Cavalier 2000-converted P-51D Mustang I-BILL at Mainz-Finthen on July 3, 1977. Saddened to see the Blenheim restoration project gathering dust following Ormond’s death, Graham Warner acquired the project and the British Aerial Museum team set to the restoration of 10038.
June 21, 1987, and ‘V6028’ was performing at a small air display at Denham, Bucks, with the British Aerial Museum’s reserve pilot in command. The runway at Denham was short, and at that stage the Blenheim’s short field characteristics had not been calibrated. A landing had been requested and refused by the Blenheim’s operators, but the pilot elected to undertake a ‘touch and go’ within his display routine - an unauthorised and radical departure from the sequence practised. The pilot ‘lost it’ with the result that the beautiful Blenheim hit a tree and ended up battered and broken on Denham golf course. The three souls on board were hospitalised, it was a miracle nobody was killed. In the words of Graham Warner, a labour of love had been “needlessly sacrificed on the altar of [the pilot’s] ego”.
The story of the Blenheim to that moment had been an incredible one, an achievement difficult to assess in its enormity. In the aftermath of the disaster the story took on a more amazing hue as the team, battered and emotionally drained, decided on their next course of action - A Blenheim Will Fly Again. The waves of commiseration and consolation that saturated Duxford in the following weeks helped to rekindle the spirit that had jired the close-knit team throughout the long restoration. Fund-raising activities began and gained pace as the world realised that this goal was achievable. Bolingbroke 9893 had been sold to the Imperial War Museum for a future static exhibit, but it and the wreck of G-MKIV would provide parts. A new airframe was acquired from Sir William Roberts’ collection at Strathallan. Another former RCAF Mk IVT, 10201 had also been a Canadian ‘prairie queen’ (illustrated) and had been moved to Scotland in 1985 but lay unrestored and in store. On January 28,1988, 10201 arrived at Duxford and was moved into the BAM workshops - ‘Blenheim Palace’.
The Bisley or Blenheim V was never well thought-of and this example BA385 lying on its belly at Nakuru on January 12, 1943, seems to underline the type’s misfortune.
Three photographs of an unidentified Bristol Bisley being retrieved from a sand bank on Lake Manzala, Egypt. The Bisley was forced down after an oil feed pipe to the reduction gear came adrift causing the propeller to sheer. After the wings and engines were removed the fuselage was towed by multiple horse and cart chain to deep water where it was loaded onto pontoons by Royal Engineers. The Bisley was a temporary name given to the Blenheim V and was a modification of the Blenheim IV. Main changes were an improved windscreen, redesigned nose section and heavily armoured cockpit protected with about 600lb of detachable armour plating. In addition the heavily armoured dorsal turret could rotate through a full circle continuously.