North American OV-10 Bronco
Страна: США
Год: 1965


Двухместный противопартизанский самолет и легкий штурмовик
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (13)
North American OV-10 Bronco

  В начале 1960-х годов КМП США сформулировал требования к самолету для борьбы с партизанами (COIN), получившему рабочее название LARA (Light Armed Reconnaissance Airplane). В требованиях также оговаривалась возможность использования самолета в качестве передового авианаводчика и как наблюдательного. Закупкам предшествовал конкурс, где "North American" представила самолет NA-300, который и стал в августе 1964 года победителем. По первому контракту построили семь прототипов, первый из них поднялся в воздух 16 июля 1965 года с двумя ТВД Garrett T76. По результатам испытаний размах крыла увеличили на 3,05 м, а мотогондолы с ТВД T76 сместили чуть дальше от фюзеляжа самолета, чтобы снизить уровень шума в кабине. Прототип с крылом увеличенного размаха выполнил первый полет 15 августа 1966 года. На седьмом прототипе использовали альтернативную силовую установку из двух ТВД Pratt & Whitney Canada T74 (военное обозначение ТВД - PT6A).
  Изначально North American (позже Rockwell) OV-10 Bronco отличался необычной компоновкой: высокоплан двухбалочной схемы с прямым крылом постоянной хорды, стабилизатор с рулем высоты соединял законцовки установленных на балках килей. Два члена экипажа размещались в гондоле-фюзеляже тандемом, фонарь большой площади остекления обеспечивал круговой обзор из кабины. В хвостовой части фюзеляжа оборудовали отсек для перевозки двух раненых на носилках в сопровождении одного санитара или же пяти парашютистов.
  Вооружение OV-10 включало четыре фиксированных пулемета M60C калибра 7,62 мм, по два пулемета в каждом обтекателе-спонсоне. Под спонсонами монтировалось четыре пилона грузоподъемностью 272 кг каждый, еще один пилон грузоподъемностью 544 кг разместили под фюзеляжем, а два аналогичных - под крылом.
  Первую партию из 114 самолетов OV-10A заказал КМП США, поставки начались в августе 1967 года. В КМП самолеты использовались для передового авианаведения и для сопровождения вертолетов, а также как легкие вооруженные разведчики. Первыми во Вьетнаме в июле 1968 года появились OV-10A эскадрильи VMO-2. Самолеты Bronco использовали КМП, ВМС и ВВС США. OV-10 быстро показал свое превосходство над другими самолетами - передовыми авианаводчиками.
  Шесть машин, близких к варианту OV-10B, поставили ФРГ, где они эксплуатировались в качестве буксировщиков мишеней. Позже Западная Германия закупила еще 12 OV-10B(Z) с ТРД General Electric J85-GE-4 тягой по 13,12 кН, установленными на пилонах над крылом. На вооружении эти самолеты состояли недолго.
  Компания "Rockwell" разработала несколько модификаций Bronco, в целом очень похожих на OV-10A. В 1971-1974 годах 32 самолета OV-10C поставили ВВС Таиланда, уцелевшие самолеты Таиланд списал в 2000 году. Венесуэла получила 18 самолетов, снятых с вооружения ВВС США, в апреле 1991 года. Летом 2001 года на вооружении ВВС Венесуэлы еще оставались некоторое количество OV-10E. Вариант OV-10F состоит на вооружении ВВС Индонезии. В 1981 году ВВС Марокко получили шесть отремонтированных OV-10A, ранее служивших в КМП США. Дополнительно заказанная партия самолетов для КМП США включала и 24 OV-10A, предназначенных для ВВС Филиппин.
  ВВС США, основываясь на опыте войны во Вьетнаме, видели OV-10 должным образом оснащенным, чтобы самолет мог стать идеальным ночным передовым авианаводчиком и легким штурмовиком. Вариант OV-10A был вполне эффективен, но действовать по коммуникациям противника ночью он не мог. В начале 1970-х годов 15 самолетов OV-10A прошли модернизацию по программе ВВС США "Pave Nail". На самолетах установили специальное оборудование, включавшее лазерный дальномер-целеуказатель, приемник системы LORAN и преобразователь координат LORAN. После возвращения из Вьетнама эти OV-10A Pave Nail вернули в исходную конфигурацию.
  ВМС США несколько раньше ВВС провели аналогичную модернизацию. В 1970 году два OV-10A доработали в прототипы YOV-10D NOGS (Night Observation/Gunship System) с расширенными возможностями по работе ночью и в сложных метеоусловиях. Под фюзеляжем с удлиненной носовой частью монтировалась турель с тепловизионной системой обзора передней полусферы и лазерным дальномером/целеуказателем. В задней части фюзеляжа снизу смонтировали турель с 20-мм пушкой, под крыло добавили еще два пилона для подвески вооружения. К моменту завершения испытаний этих прототипов США покинули Вьетнам, но в 1974 году ВМС заключили с компанией "Rockwell" контракт на разработку и серийное производство OV-10D. Согласно данному контракту в 1979-1980 годах в вариант OV-10D NOS (Night Observation Surveillance) доработали 17 OV-10A Корпуса морской пехоты.
  Самолеты OV-10D применялись против Ирака в ходе операции "Буря в пустыне" 1991 года, два самолета были потеряны в боях. 14 уцелевших машин и 23 OV-10A планировалось модернизировать в единую конфигурацию OV-10D+: усилить конструкцию планера для выполнения взлета и посадки с авианосца, улучшить навигационное оборудование и систему управления вооружением. Сроком завершения модернизации определили конец 1993 года, но план на 1994 год уже предусматривал снятие самолетов с вооружения с передачей части машин гражданским организациям. Несколько самолетов поставили Южной Корее.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  North American (Rockwell) OV-10A Bronco

  Тип: двухместный противопартизанский самолет и легкий штурмовик
  Силовая установка: два ТВД Garrett T76-G-416/417 мощностью по 715 л. с. (533 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 452 км/ч; практический потолок 7315 м; боевой радиус с макс. боевой нагрузкой 367 км
  Масса: пустого снаряженного 3161 кг; максимальная взлетная 6552 кг
  Размеры: размах крыла 12,19 м; длина 12,67 м; высота 4,62 м; площадь крыла 27,03 м2
  Вооружение: баки с напалмом, 227-кг бомбы Mk 82 разных вариантов, НАР калибра 70 и 127 мм, контейнеры с пулеметами и пушками, дымовые и осветительные бомбы общей массой до 1633 кг
4-я эскадрилья (VAL-4) летала на OV-10A Bronco и выполняла боевые задачи над дельтой Меконга. Самолет использовался как легкий штурмовик, а также как воздушный пост наведения ударных самолетов, базировавшихся на авианосцах, находящихся в акватории Южно-Китайского моря прямо напротив дельты Меконга.
North American Rockwell OV-10A Bronco 67-14641 serving with the 601st Tactical Control Wing, two squadrons of which (the 20th and 704th TASS) fly this type at Sembach, West Germany. The badge on the nose is that of No 315 Squadron of the Koninklijke Luchtmacht (Royal Netherlands Air Force), acquired during an exchange visit.
OV-10A BuNo 155413 of VMO-6, US Marine Corps. Known as the "Tomcats", this unit has detachments at various bases in the Pacific area.
OV-10A Bronco BuNo 155488 of VMO-4, US Marine Reserve, Atlanta, Ga; note overall olive drab finish, compared with olive and white used by VMO-6.
OV-10A Bronco 67-14699 in all-grey finish, with white wing tips, serving with the 20th TASS, one of the Sembach-based squadrons of the 601st Tactical Control Wing.
OV-10A BuNo 155480 serving at the Naval Air Test Center, Patuxent River. Md, with high-visibility markings
OV-10B target tug (drogue in under-fuselage pod, no wing sponsons) used by civil-manned Schiessplatzstaffel (firing-range squadron) at Lubeck, West Germany.
Rockwell OV-10 Bronco. Первыми OV-10 успешно применили американцы в Юго-Восточной Азии. Это один из лучших самолетов, изначально разработанных для борьбы с повстанцами. ВВС Марокко получили шесть принадлежавших ранее КМП США самолетов OV-10A в 1981 году,
Side view of OV-10F Bronco No 101 of No 3 Squadron of the Tentara Nasional Indonesia - Angkatan Udara (Indonesian Armed Forces - Air Force) in armed counter-insurgency role.
OV-10E Bronco of the Fuerzas Aereas Venezolanas, as used by three Escuadrilla of the Escuadron de Bombardeo 40.
OV-10E на момент поставки являлся одним из самых совершенных в Южной Америке противопартизанских самолетов. В данном регионе 16 самолетов Bronco получили только ВВС Венесуэлы. Первые самолеты поступили в подразделение Escuadron de Bombardeo 40 в мае 1973 года.
Этот OV-10A Bronco из 15-й АГСО был сбит над Каракасом 27 ноября 1992г.
OV-10E Bronco. В мае 1973 года ВВС Венесуэлы получили первый из 16 OV-10E, поступивших на вооружение дислоцированной в Барселоне бомбардировочной эскадрильи N. Парк машин в 1991 году пополнился 10 снятыми с вооружения ВВС США OV-10A. В ноябре 1992 года Bronco приняли участие в провалившемся мятеже, при этом два самолета сбили зенитным огнем, а два стали жертвами F-16 из 16-й авиагруппы.