North American OV-10 Bronco
Страна: США
Год: 1965


Двухместный противопартизанский самолет и легкий штурмовик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (33)
North American OV-10 Bronco

  В начале 1960-х годов КМП США сформулировал требования к самолету для борьбы с партизанами (COIN), получившему рабочее название LARA (Light Armed Reconnaissance Airplane). В требованиях также оговаривалась возможность использования самолета в качестве передового авианаводчика и как наблюдательного. Закупкам предшествовал конкурс, где "North American" представила самолет NA-300, который и стал в августе 1964 года победителем. По первому контракту построили семь прототипов, первый из них поднялся в воздух 16 июля 1965 года с двумя ТВД Garrett T76. По результатам испытаний размах крыла увеличили на 3,05 м, а мотогондолы с ТВД T76 сместили чуть дальше от фюзеляжа самолета, чтобы снизить уровень шума в кабине. Прототип с крылом увеличенного размаха выполнил первый полет 15 августа 1966 года. На седьмом прототипе использовали альтернативную силовую установку из двух ТВД Pratt & Whitney Canada T74 (военное обозначение ТВД - PT6A).
  Изначально North American (позже Rockwell) OV-10 Bronco отличался необычной компоновкой: высокоплан двухбалочной схемы с прямым крылом постоянной хорды, стабилизатор с рулем высоты соединял законцовки установленных на балках килей. Два члена экипажа размещались в гондоле-фюзеляже тандемом, фонарь большой площади остекления обеспечивал круговой обзор из кабины. В хвостовой части фюзеляжа оборудовали отсек для перевозки двух раненых на носилках в сопровождении одного санитара или же пяти парашютистов.
  Вооружение OV-10 включало четыре фиксированных пулемета M60C калибра 7,62 мм, по два пулемета в каждом обтекателе-спонсоне. Под спонсонами монтировалось четыре пилона грузоподъемностью 272 кг каждый, еще один пилон грузоподъемностью 544 кг разместили под фюзеляжем, а два аналогичных - под крылом.
  Первую партию из 114 самолетов OV-10A заказал КМП США, поставки начались в августе 1967 года. В КМП самолеты использовались для передового авианаведения и для сопровождения вертолетов, а также как легкие вооруженные разведчики. Первыми во Вьетнаме в июле 1968 года появились OV-10A эскадрильи VMO-2. Самолеты Bronco использовали КМП, ВМС и ВВС США. OV-10 быстро показал свое превосходство над другими самолетами - передовыми авианаводчиками.
  Шесть машин, близких к варианту OV-10B, поставили ФРГ, где они эксплуатировались в качестве буксировщиков мишеней. Позже Западная Германия закупила еще 12 OV-10B(Z) с ТРД General Electric J85-GE-4 тягой по 13,12 кН, установленными на пилонах над крылом. На вооружении эти самолеты состояли недолго.
  Компания "Rockwell" разработала несколько модификаций Bronco, в целом очень похожих на OV-10A. В 1971-1974 годах 32 самолета OV-10C поставили ВВС Таиланда, уцелевшие самолеты Таиланд списал в 2000 году. Венесуэла получила 18 самолетов, снятых с вооружения ВВС США, в апреле 1991 года. Летом 2001 года на вооружении ВВС Венесуэлы еще оставались некоторое количество OV-10E. Вариант OV-10F состоит на вооружении ВВС Индонезии. В 1981 году ВВС Марокко получили шесть отремонтированных OV-10A, ранее служивших в КМП США. Дополнительно заказанная партия самолетов для КМП США включала и 24 OV-10A, предназначенных для ВВС Филиппин.
  ВВС США, основываясь на опыте войны во Вьетнаме, видели OV-10 должным образом оснащенным, чтобы самолет мог стать идеальным ночным передовым авианаводчиком и легким штурмовиком. Вариант OV-10A был вполне эффективен, но действовать по коммуникациям противника ночью он не мог. В начале 1970-х годов 15 самолетов OV-10A прошли модернизацию по программе ВВС США "Pave Nail". На самолетах установили специальное оборудование, включавшее лазерный дальномер-целеуказатель, приемник системы LORAN и преобразователь координат LORAN. После возвращения из Вьетнама эти OV-10A Pave Nail вернули в исходную конфигурацию.
  ВМС США несколько раньше ВВС провели аналогичную модернизацию. В 1970 году два OV-10A доработали в прототипы YOV-10D NOGS (Night Observation/Gunship System) с расширенными возможностями по работе ночью и в сложных метеоусловиях. Под фюзеляжем с удлиненной носовой частью монтировалась турель с тепловизионной системой обзора передней полусферы и лазерным дальномером/целеуказателем. В задней части фюзеляжа снизу смонтировали турель с 20-мм пушкой, под крыло добавили еще два пилона для подвески вооружения. К моменту завершения испытаний этих прототипов США покинули Вьетнам, но в 1974 году ВМС заключили с компанией "Rockwell" контракт на разработку и серийное производство OV-10D. Согласно данному контракту в 1979-1980 годах в вариант OV-10D NOS (Night Observation Surveillance) доработали 17 OV-10A Корпуса морской пехоты.
  Самолеты OV-10D применялись против Ирака в ходе операции "Буря в пустыне" 1991 года, два самолета были потеряны в боях. 14 уцелевших машин и 23 OV-10A планировалось модернизировать в единую конфигурацию OV-10D+: усилить конструкцию планера для выполнения взлета и посадки с авианосца, улучшить навигационное оборудование и систему управления вооружением. Сроком завершения модернизации определили конец 1993 года, но план на 1994 год уже предусматривал снятие самолетов с вооружения с передачей части машин гражданским организациям. Несколько самолетов поставили Южной Корее.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  North American (Rockwell) OV-10A Bronco

  Тип: двухместный противопартизанский самолет и легкий штурмовик
  Силовая установка: два ТВД Garrett T76-G-416/417 мощностью по 715 л. с. (533 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 452 км/ч; практический потолок 7315 м; боевой радиус с макс. боевой нагрузкой 367 км
  Масса: пустого снаряженного 3161 кг; максимальная взлетная 6552 кг
  Размеры: размах крыла 12,19 м; длина 12,67 м; высота 4,62 м; площадь крыла 27,03 м2
  Вооружение: баки с напалмом, 227-кг бомбы Mk 82 разных вариантов, НАР калибра 70 и 127 мм, контейнеры с пулеметами и пушками, дымовые и осветительные бомбы общей массой до 1633 кг
North American OV-10A (two 660 shp AiResearch T76 turboprop engines}
A USAF OV-10A with armament of four machine guns only
A US Marine Corps aircraft with rocket pods on the stub wings.
Самолеты Bronco в Корпусе морской пехоты США, а позже и ВМС (4-я эскадрилья "Черные пони") использовались для корректирования огня, сопровождения конвоев и выполнения других боевых задач.
Rockwell International OV-10As.
Пара Bronco из VAL-4 патрулируют над дельтой Меконга. Помимо четырехзарядных блоков ракет Zuni на спонсонах, самолеты также несут двухзарядные блоки под крылом. Самолет на переднем плане несет контейнер с НАР FFAR, в то время как лидирующая машина оснащена контейнером с пулеметом Minigun. ВМС потеряли шесть OV-10 от огня легкого оружия и зениток, КМП - восемь машин (все от зенитного огня), ВВС - 47 самолетов (41 от зенитного огня, пять от ЗРК и один уничтожен при нападении на аэродром).
A US Air Force OV-10 Bronco fires rockets at its target in September 1970.
A Navy OV-10A Bronco from VAL-4 taking off on a mission from Binh Thuy.
Если корабль двигался со скоростью, обеспечивавшей достаточный напор встречного потока воздуха над летной палубой, то OV-10 могли действовать с больших авианосцев и без использования каких-либо взлетно-посадочных приспособлений. Тем не менее осуществление подобных взлетов и посадок оставалось чаще только возможностью, а совсем не регулярной операцией.
Слева: OV-10A КМП выруливает из укрытия перед очередным вылетом. Помимо блоков LAU-59C ракетами FFAR он несет контейнер с SUU-11 с пулеметом Minigun под фюзеляжем. В роли передовых авиационных наводчиков Bronco поддерживали другие, более скоростные самолеты, такие как Grumman TF-9J Panther или Douglas TA-4F Skyhawk.
Cessna’s Titan, sharing ramp space here with Marine Corps OV-10Ds, is the preferred light twin on which the US Customs Miami Air Branch hopes to standardise. This is the latest model to be captured from an intercepted smuggler.
The OV-10C Bronco equips two RTAF counter-insurgency squadrons and more aircraft of this type are currently sought to make up attrition, hut cost is an inhibiting factor and it is impracticable to reinstate the Bronco in production for the small quantity required by the RTAF.
To meet a German requirement for target tugs, North American Rockwell developed this jet-boosted version of the Bronco, with a J85 engine pod-mounted above the fuselage.
Rockwell International OV-10B(Z) Bronco, with auxiliary turbojet
The intake can be covered when the engine is not in use.
Rockwell International YOV-10D prototype Night Observation/Gunship System
Rockwell International OV-10D.
The US Marine Corps is evaluating two YOV-10D Broncos as night observation gunships, for which purpose they have been modified to carry a triple-barrel 20-mm gun in a remotely operated ventral turret, and a Hughes forward-looking infra-red (FLIR) aiming system in the extended nose, as shown in this photograph.
The US Marine Corps is testing two YOV-10Ds as Night Observation/Gunship Systems, with ventral turret and infra-red sensors in the extended nose. This picture shows the flying mock-up of the new model, based on a YOV-10A.
Второй опытный OV-10D корпуса морской пехоты отправляется в боевой вылет с авиабазы Дананг
Rockwell International YOV-10D Night Observation Gunship System (NOGS) aircraft
Мотогондола, воздухозаборник двигателя, воздушный винт и кок
Спонсон с пулеметами M60C и блоком НАР
Выхлопная труба двигателя
Пилоны под фюзеляжем и спонсонами
Основная опора шасси
Ниша основной опоры шасси
Носовая опора шасси