Алексеев И-211 / И-215
Страна: Россия
Год: 1947


Прототип одноместного истребителя
Описание:
И-211
И-215
Фотографии

И-211

С. М. Алексеев внес большой вклад в создание истребителей Ла-5 и Ла-7, когда работал в ОКБ С. А. Лавочкина, с 1943 года был первым заместителем главного конструктора. В сентябре 1946 года получил должность главного конструктора вновь созданного ОКБ-21. Первым изделием нового конструкторского бюро стал реактивный истребитель И-211, прототип которого выполнил первый полет осенью 1947 года.
  Самолет проектировался под два турбореактивных двигателя АЛ-1 тягой по 9,81 кН, однако на прототип установили два ТРД ТР-1 тягой по 13,39 кН (тоже конструкции А. Люлька). ТР-1 стал первым турбореактивным двигателем с осевым компрессором, разработанным в Советском Союзе и установленным на истребителе. Двигатель не отличался надежностью, кроме того, он существенно недобирал мощности - реальная тяга составляла 70% от расчетной.
  И-211 - цельнометаллический среднеплан с прямым трапециевидным крылом и двигателями в мотогондолах на крыле. Шасси выполнено по трехопорной схеме с носовой стойкой; все три опоры двухколесные. На самолет предполагалось установить вооружение в виде трех 37-мм пушек НС-37, однако вооружение планировалось поставить лишь на второй прототип, оснащенный доработанными двигателями ТР-1А тягой по 14,67 кН.
  Фюзеляж И-211 обладал значительными внутренними объемами, достаточными для размещения топливных баков большой емкости, мощного пушечного вооружения и боекомплекта. Кабина летчика, расположенная в носовой части фюзеляжа, закрыта каплевидным фонарем. Проблемы с двигателями ТР-1 поставили под сомнение успех всей программы. После сокращенной программы летных испытаний дальнейшие работы по доводке И-211 прекратили в пользу разработки новых истребителей, получивших обозначение И-212 и И-215.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  И-211 (расчетные данные с двигателями, развивающими полную тягу)

  Тип: прототип одноместного истребителя
  Силовая установка: два турбореактивных двигателя ТР-1 тягой по 13,29 кН
  Характеристики: максимальная скорость на уровне моря 935 км/ч; время набора высоты 5000 м - 3 мин; дальность полета 1550 км
  Массы: пустого 4360 кг; максимальная взлетная 7450 кг
  Размеры: размах крыла 12,25 м; длина 11,54 м; высота 3,68 м; площадь крыла 25,00 м'

И-215

С.М. Алексеев рассчитывал на успех в случае адаптации истребителя И-211 под установку двух турбореактивных двигателей Rollce-Royce Derwent. Экспортные поставки британских авиадвигателей в СССР официально ограничивались, но в обстановке секретности несколько двигателей все-таки удалось закупить. Вскоре в Советском Союзе началось серийное производство собственного варианта двигателя Derwent IV под обозначением РД-500.
  Два двигателя британской сборки смонтировали на незавершенном прототипе истребителя И-211, получившем обозначение И-215. Доработать мотогондолы под двигатели Derwent с центробежными компрессорами оказалось несложно. Конструкция самолета подверглась и другим изменениям. Так, в носовой части фюзеляжа предусмотрели возможность установки РЛС, в герметичной кабине летчика поставили катапультное кресло, на крыле появились воздушные тормоза.
  Первый прототип истребителя И-215 впервые поднялся в воздух 31 декабря 1947 года. Уже первые испытательные полеты показали значительный рост летных характеристик по сравнению с И-211, вследствие установки более мощных и надежных двигателей. В то же время прочность конструкции планера оказалась недостаточной для двигателей такой мощности, из-за чего обнаружились трещины в центроплане крыла. Нагрузки на крыло удалось снизить, изменив схему и конструкцию шасси на втором прототипе И-215Д ("Д" - дублер). От размещения основных опор в крыле отказались. Шасси И-215Д было выполнено по велосипедной схеме: две стойки разместили одну за другой в фюзеляже, а в обтекателях под мотогондолами установили дополнительные стабилизирующие опоры.
  Летные испытания И-215Д начались весной 1948 года и шли столь успешно, что истребитель почти сразу был рекомендован к серийному производству. Его вооружение могло состоять из трех 37-мм пушек НС-37, или двух 57-мм пушек НС-57, или двух 45-мм пушек "111П". Однако по ряду как объективных, так и субъективных причин в серийное производство пошел самолет конструкции А. С. Яковлева. ОКБ СМ. Алексеева было закрыто, а ведущиеся разработки были остановлены (в частности, И-212 с двигателями Rollce-Royce Nene-1 (РД-45), испытания которого к осени 1948 года дошли до стадии наземных пробежек).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  И-215

  Тип: прототип одноместного истребителя
  Силовая установка: два турбореактивных двигателя Rollce-Royce Derwent IV тягой по 15,57 кН
  Характеристики: максимальная скорость на уровне моря 970 км/ч; время набора высоты 5000 м - 2 мин 48 с; дальность полета 2300 км
  Массы: пустого 4010 кг; максимальная взлетная 6890 кг
  Размеры: размах крыла 12,25 м; длина 11,54 м; высота 3,68 м; площадь крыла 25,00 м-
  Вооружение: см. в тексте
Самолет И-211 с прекрасным обзором из кабины и потенциально очень мощным пушечным вооружением мог стать очень эффективным истребителем, если бы не двигатели, не обладавшие должным уровнем надежности.
В отличие от И-212, истребитель И-215 прошел летные испытания в полном объеме, однако испытания радиолокатора и вооружения не проводились.
Alekseyev I-215
И-211-2АШ-83