General Dynamics F-111 Aardvark
Варианты:
General Dynamics - F-111 Aardvark - 1964 - США
Страна: США
Год: 1964


Двухместный многоцелевой бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (80)
General Dynamics F-111 Aardvark

   Использование крыла изменяемой стреловидности позволяет обеспечить при полете на сверхзвуковой скорости высокие характеристики, в сочетании с экономичностью и большой дальностью при полете на дозвуковых скоростях, а также относительно небольшие взлетные и посадочные дистанции при большой массе самолета. Поэтому в начале 1960-х годов Тактическое авиационное командование ВВС США, искавшее замену для истребителя-бомбардировщика Republic F-105 Thunderchief, заинтересовалось результатами исследований такого крыла, проводившихся НАСА в исследовательском центре им. Лэнгли в Хэмптоне, Вирджиния. В то же время ВМС США подыскивали новый палубный истребитель для замены McDonnell F4H Phantom II, и Министерство обороны решило объединить требования к новому самолету в рамках одной программы, известной как TFX (Tactical Fighter, Experimental).
   Министр обороны Роберт Макнамара настоял на этом решении, несмотря на возражения с обеих сторон. В результате был создан самолет General Dynamics F-111 Aardvark (название было формально узаконено, когда машина уже снималась с вооружения в США). 24 ноября 1962 года фирма "General Dynamics" выиграла контракт на 23 опытных самолета: 18 тактических истребителей F-111A для ВВС и пять F-111B для ВМС, за разработку которых в основном отвечала фирма "Grumman". С самого начала при создании F-111B возникли существенные трудности и, несмотря на длительную программу доводки и летных испытаний, разработку самолета прекратили в июле 1968 года. Самолет получился перетяжеленным, а его характеристики не соответствовали техническому заданию. Построили только семь машин, включая пять опытных и два предсерийных F-111B из 231 самолета - предполагаемого заказа ВМС.
   F-111A, на основе которого создавались все последующие модификации, тоже столкнулся с рядом серьезных проблем с момента первого полета, состоявшегося 21 декабря 1964 года, но его сумели "довести до ума". Поставки первых из 141 серийной машины начались в октябре 1967 года, когда их получило 474-е тактическое истребительное крыло (TFW) на авиабазе Неллис в Неваде. А 15 марта 1968 года 428-я тактическая истребительная эскадрилья (TFS) перебросила шесть своих F-111A в Таиланд, чтобы испытать их в небе Вьетнама. За четыре недели были потеряны три самолета. После доработок, проведенных в 1972-1973 годах, во Вьетнам были отправлены уже 48 F-111A, и за семь месяцев они совершили более 4000 боевых вылетов, потеряв всего шесть машин. Но доводился самолет очень долго, и лишь к 1980-м годам F-111 стал одним из лучших в мире тактических бомбардировщиков.
   Среди многих новшеств, использованных в конструкции F-111, самым важным было крыло изменяемой стреловидности, впервые установленное на серийном боевом самолете. Стреловидность крыла, менявшаяся в пределах от 16° до 72° 30' позволяла осуществлять взлет машины с большой массой боевой нагрузки и топлива, осуществлять полет на сверхзвуковой скорости на малых высотах и разгоняться до М=2,5 на большой высоте. Без внешней подвески F-111 был способен осуществлять крейсерский полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. Он был оснащен парой экономичных ТРДДФ Pratt & Whitney TF30, хотя ранние варианты страдали от недостаточной тяговооруженности. Несмотря на наличие бомбоотсека, большая часть вооружения размещалась на пилонах под крылом. Еще одним новшеством стало использование всей кабины в качестве спасательной капсулы для экипажа, отделявшейся от самолета в случае катапультирования.
   За F-111A, оснащенными ТРДДФ TF30-P-3 тягой по 82,29 кН, последовали 94 машины второго серийного варианта F-111E, отличавшегося доработанными воздухозаборниками и немного модернизированной авионикой. Большую часть своей службы эти самолеты провели на авиабазе Аппер Хейфорд в Великобритании. Затем был создан вариант F-111D, построенный в количестве 96 машин, отличавшихся более мощными ТРДДФ TF30-P-9 тягой по 87,19 кН и радикально обновленным бортовым оборудованием. Если последнее работало, этот самолет превращался в самый совершенный вариант F-111, но для этого требовалось очень трудоемкое и продолжительное техническое обслуживание. F-111D несли службу в составе 27-го TFW на авиабазе Кэннон в Нью-Мехико, вплоть до снятия с вооружения в конце 1992 года.
<...>
   На экспорт самолеты поставлялись только в Австралию, хотя британские ВВС также заказали вариант F-111K, от которого в дальнейшем отказались. Австралийские машины были поставлены в 1973 году после значительной задержки, потребовавшейся для устранения технических проблем. Отличавшиеся крылом увеличенного размаха, как у FB-111A, австралийские F-111C имели менее мощные двигатели и авионику, как у F-111A. На вооружение 82-й эскадрильи австралийских ВВС на базе Эмберли в Квинсленде поступили 24 самолета этого типа. Еще четыре F-111A были приобретены у ВВС США для замены выработавших ресурс и доработаны до стандарта F-111C, а в начале 1990-х годов австралийцы купили 15 F-111G. Первоначально они находились на хранении для использования по мере выработки ресурса парка F-111C, но в начале 2000 годов некоторые из них стали подниматься в воздух. Четыре австралийских самолета были переделаны в разведывательный вариант RF-111C, платформа с разведывательным оборудованием у которого была установлена в отсеке вооружения. Австралия стала последним оператором F-111, списав свои самолеты в декабре 2010 года.
   F-111F, последний серийный вариант самолета, стал также и последним, принятым на вооружение 522-й, 523-й и 524-й истребительных эскадрилий 27-го истребительного крыла на авиабазе Кэннон, Нью-Мехико. Этот вариант прослужил там до 1996 года. Всего построили 106 F-111F, первые из которых поступили на авиабазу Маунтин Хоум, штат Айдахо, в 1972 году. С 1977 по 1992 годы самолеты были развернуты на базе Лейкнехт в Британии в составе 48-го TFW. Не имевший столь продвинутой авионики, как F-111D, F-111F оказался гораздо проще в обслуживании. Комплект бортового оборудования Mk IIB от FB-111A был дополнен рядом систем от F-111E. Но самым важным усовершенствованием F-111F стали форсированные ТРДДФ TF30-P-100, обеспечивающие величину тяговооруженности 0,53 по сравнению с 0,39 у машин ранних вариантов.
   F-111F (как и все остальные варианты Aardvark, за исключением FB-111A) мог оснащаться 20-мм пушкой Vulcan, но на практике она никогда не использовалась. Для самообороны F-111F обычно нес ракеты AIM-9P Sidewinder. Отсек вооружения часто использовался для установки контейнера AVQ-26 Pave Tack, включавшего датчики системы FLIR и лазерного дальномера/целеуказателя, что позволяло самолету применять бомбы с лазерным наведением.

  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   General Dynamics F-111F Aardvark
  
   Тип: двухместный многоцелевой бомбардировщик
   Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney TF30-P-100 тягой по 111,65 кН на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10 975 м - 2655 км/ч или М=2,50; крейсерская скорость на большой высоте 919 км/ч; потолок 18 290 м; дальность полета с запасом топлива во внутренних баках 4707 км
   Масса: пустого 21537 кг; максимальная взлетная 145 360 кг
   Размеры: размах крыла в положении минимальной/максимальной стреловидности 19,20/9,74 м; длина 22,40 м, высота 5,22 м; площадь крыла в положении минимальной/максимальной стреловидности 61,07/48,77 м2
   Вооружение: опционально одна 20-мм шестиствольная пушка General Electric M61A1 Vulcan в дополнительном отсеке вооружения и до 14 228 кг боевой нагрузки в бомбоотсеке и на шести пилонах под крылом. Нагрузка обычно состояла из трех атомных бомб (1-мегатонных B43, или 10/20-килотонных B57, или 100/500-килотонных B61) или обычных бомб калибра 907-кг, 454-кг, 340-кг и 227-кг в различных сочетаниях, а также бомб с лазерным наведением Paveway I, Paveway II и Paveway III, с оптическим наведением GBU-15, ракет AGM-65 Maverick, кассетных боеприпасов и ракет "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder
Прототип F-111 перед официальной выкаткой.
Демонстрация первого опытного F-111
Выкатка первого F-111
На этой фотографии заводского аэродрома Форт-Уорт фирмы "General Dynamics" в 1965 году видны три из восьми предсерийных F-111A. Прежде чем этот тип поступил на вооружение ВВС США в 1967 году, для программ испытаний построили 17 самолетов.
21 декабря 1964г.: первый прототип F-111A (63-9766) взлетел из Форт Уорс, штат Техас, и совершил свой первый полет, пилотируемый летчиком-испытателем Диком Джонсом.
F-111E из состава 20-го крыла ВВС США в Европе
General Dynamics F-111A variable-geometry fighter in take-off configuration
F-111E из состава ВВС США в Европе
F-111A совершил первый полет 21 декабря 1964 года. При этом его крыло было зафиксировано в положении стреловидности 26° (максимальный угол, при котором еще могли использоваться закрылки и предкрылки). Второй полет состоялся 6 января 1965 года, и на этот раз крыло устанавливалось в положение максимальной стреловидности. Два двигателя TF30-P-1, первые двухконтурные ТРД с форсажной камерой (ТРДДФ), позволяли F-111 летать на большие расстояния с высокой скоростью при относительно малом расходе топлива (позднее на F-111A установили вариант TF30-P-3). В ходе испытаний F-111A был выявлен помпаж (неустойчивая работа) компрессора двигателя, связанный с неудачной конструкцией воздухозаборников. Несмотря на доработку последних и изменение конструкции лопаток ТРДДФ, полностью проблему решить не удалось. На снимке представлен пятый опытный самолет, 63-9770, отличавшийся конструкцией хвостового оперения, которая позже использовалась на серийных F-111.
F-111F с контейнером "Пэйв Тэк" под фюзеляжем
In December 1962 the US Defense Department placed an order for 18 pre-production F-111As for the USAF, the first of which to fly, 63-9766, is seen here some time after its maiden flight on December 21, 1964. On its second flight, on January 6, 1965, its wings were swept in flight from the minimum 16° to the full aft 72-5° position.
One of representatives of high-performance variable-sweep combat aircraft: the USAF’s F-111, first variable-sweep aeroplane to enter production
F-111A с полной боевой нагрузкой
The F-111E fighter-bomber.
General Dynamics F-111E fighter-bomber of the USAF
General Dynamics F-111D two-seat tactical fighter-bomber
F-111F из состава 48-го крыла во время операции "Реди свич" - переброски в Европу
F-111 стал первенцем в поколении боевых самолетов с крылом изменяемой геометрии
F-111D
General Dynamics F-111C.
Изменение стреловидности крыла в полете
F-111A летит в режиме огибания местности через горы в Таиланде
EF-111A (справа) прикрывает группу из трех F-111E во время проведения операции "Буря в пустыне"
F-111A во время одного из редких дневных вылетов во Вьетнаме в сопровождении пары штурмовиков A-7
Отработка дозаправки в воздухе
Now among the oldest aircraft serving with USAF units permanently based in the UK, two General Dynamics F-111Es of the 55th TF Squadron are here seen joining up with a Victor tanker of the RAF's No 55 Squadron.
У сфотографированного непосредственно перед касанием ВПП первого серийного F-111A хорошо видны двойные щелевые закрылки фаулера, поворотная относительно корневой части крыла консоль с наплывом и прочное шасси, разработанное для использования с полевых ВПП.
Опробывание размещения максимальной бомбовой нагрузки на F-111A
Подготовка к последнему боевому вылету F-111 во Вьетнаме
Первый экипаж F-111, завершивший "тур" в 100 боевых вылетов во Вьетнаме
Ангар - необходимое условие сохранения F-111 в тропическом климате
F-111F
U.S.A.F. General Dynamics F-111F 72-443 of the 494th TFS, 48th TFW. Lakenheath, the second F-111 Wing to be based in England - since June 1977
Between missions General Dynamics F-111E 63-037 from the U.S.A.F.'s 55th TFS, 20th TFW, R.A.F. Upper Heyford, sits forlornly on the ramp at Lossiemouth
F-111 из состава 27-го крыла тактических истребителей
F-111 и B-52
Australia
Любимый аттракцион пилотов австралийских F-111 на авиационных праздниках - слив топлива в горячую струю выхлопа
RAAF F-111C demonstrating "torching" during the air display at RAAF Laverton (Victoria) in 1977. This spectacular effect, which was demonstrated in the UK during 1978, was achieved by dumping fuel into the afterburner. However, investigation of the crash of F-111C A8-141 into the Hauraki Gulf in October 1978 has suggested the possibility that burning fuel moved back onto the aircraft structure, and' 'torching'' has now been officially banned by the RAAF.
Something the Queen didn't see! General Dynamics F-111C A8-143 of No. 6 Squadron. R.A.A.F., emitting a 30-ft. flame (deliberately) during its display on the public day, 30th July 1977
Австралийский F-111 с ракетами "Гарпун" и управляемыми бомбами
F-111 с контейнером "Пейв Тэк" - стандартным оснащением австралийских машин
A General Dynamics F-111C of the RAAF.
Three of the first six F-111Cs to arrive in Australia - on 1 June 1973 - seen in formation over the coast en route to RAAF Amberley, Queensland. The ferry flight was made from the US by way of Honolulu. Pago Pago and Samoa.
"Святая троица" австралийских ВВС - их основная ударная мощь
"...А это кузнечики. У нас их тут полным полно..."
Австралийские F-111 на учениях "Рэд флэг" в США
После того, как с покупкой F-111 возникли сложности, командование австралийских ВВС на время взяло в аренду 24 самолета F-4E и RF-4E. Поставки первых F-4 были выполнены в 1970 году. Самолеты поступили на вооружение 1-й и 6-й эскадрилий, где использовались в качестве перехватчиков, истребителей-бомбардировщиков и разведчиков. Последние самолеты были возвращены США в июне 1973 года.
In an unusual leasing deal, the Royal Australian Air Force operated 24 F-4Es for a little more than two years when delivery of its F-111s was delayed. This illustration shows the last of the Australian Phantoms preparing to depart, with two of the newly-delivered F-111s visible in the foreground.
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
Испытательный полет F-111 с противорадиолокационной УР HARM и УАБ GBU-15
RF-111
Опытный разведчик RF-111A
Этот F-111A переделали в фоторазведчик RF-111A с комплектом АФА в отсеке вооружения. Разработку этого варианта и версии RF-111D (на базе F-111D) отменили, хотя в ВВС Австралии позже модифицировали четыре самолета до стандарта RF-111C.
As can be seen here, the RF-111C’s reconnaissance pack fits neatly into the former bomb bay on a pallet, taking up the space once dedicated to the M61A1 cannon pack. It contains (from front to rear) two video cameras, an infra-red line scanner, a low altitude panoramic camera, a high altitude panoramic camera and a pair of split vertical cameras.
Experimental
F-111, принадлежавший NASA
General Dynamics F-111 fitted with supercritical wing for NASA’s TACT programme
General Dynamics F-111 fitted with supercritical wing for NASA's TACT programme
The F-111 serial 63-39778 was previously used at the DFRF for supercritical wing research, as shown here, in the Transonic Aircraft Technology (TACT) programme.
The new wing and its control system were designed and manufactured for the F-111, under joint USAF/NASA contract, by Boeing Military Airplane Company at Seattle. The aircraft is shown undergoing pre-flight testing.
Before being fitted to the F-111, the port wing is shown undergoing a ground check-out, with protractors indicating that the trailing edge is deflected to 21 deg. Note that the wing surface is sufficiently flexible to allow for this degree of deflection and that drag-producing gaps between the wing and the flaps are thus avoided.
 
Construction of an early F-111 development and flight test aircraft.
Two F-111Ks were under construction at the General Dynamics factory at Fort Worth, Texas, at the time of the RAF order’s cancellation in January 1968. One trainer, marked K2 on the fin, and one strike version (UK1) were some way towards completion; note the housing for the flight-refuelling probe in the upper nose section of UK1.
Another view of K2 (USAF serial 67-0149) and UK1 (67-1050) at Fort Worth. The F-111K was to use the longer wings of the US Navy’s proposed F-111B interceptor (which was also cancelled), the strengthened under­carriage of the USAF’s FB-111A strategic bomber variant, and the upgraded avionics suite of the improved F-111D.
Вид на отсеки бортового оборудования
Основные стойки шасси
Хвостовой конус и двигатели F-111
Подвесной контейнер "Пэв Тэк"
Узлы поворота консолей крыла на кессоне центроплана
Управляемые бомбы GBU-10 под крылом F-111F и контейнер "Пейв тэк" под фюзеляжем
Воздухозаборник F-111. Виден подвижный конус. Угол установки плиты, отсекающей пограничный слой, также меняется.
Конструкции воздухозаборников F-111. Усилия по устранению помпажа двигателей, возникавшего в начале программы TFX, привели к появлению трех различных конструкций воздухозаборников двигателей, использовавшихся в ходе эксплуатации самолетов F-111. Воздухозаборники типа "Triple Plow I" (слева, ставились на все серийные F-111A и C) обеспечивали самую высокую максимальную скорость; в воздухозаборниках типа "Super Plow" (посредине, один F-111B и FB-111A) ввели пару створок подпитки дополнительным воздухом за выступом воздухозаборника; в воздухозаборниках "Triple Plow II" (справа, все F-111D/E/F и большинство FB-111A) имелись три створки подпитки.