RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1964

Двухместный многоцелевой бомбардировщик

General Dynamics F-111 Aardvark

   Использование крыла изменяемой стреловидности позволяет обеспечить при полете на сверхзвуковой скорости высокие характеристики, в сочетании с экономичностью и большой дальностью при полете на дозвуковых скоростях, а также относительно небольшие взлетные и посадочные дистанции при большой массе самолета. Поэтому в начале 1960-х годов Тактическое авиационное командование ВВС США, искавшее замену для истребителя-бомбардировщика Republic F-105 Thunderchief, заинтересовалось результатами исследований такого крыла, проводившихся НАСА в исследовательском центре им. Лэнгли в Хэмптоне, Вирджиния. В то же время ВМС США подыскивали новый палубный истребитель для замены McDonnell F4H Phantom II, и Министерство обороны решило объединить требования к новому самолету в рамках одной программы, известной как TFX (Tactical Fighter, Experimental).
   Министр обороны Роберт Макнамара настоял на этом решении, несмотря на возражения с обеих сторон. В результате был создан самолет General Dynamics F-111 Aardvark (название было формально узаконено, когда машина уже снималась с вооружения в США). 24 ноября 1962 года фирма "General Dynamics" выиграла контракт на 23 опытных самолета: 18 тактических истребителей F-111A для ВВС и пять F-111B для ВМС, за разработку которых в основном отвечала фирма "Grumman". С самого начала при создании F-111B возникли существенные трудности и, несмотря на длительную программу доводки и летных испытаний, разработку самолета прекратили в июле 1968 года. Самолет получился перетяжеленным, а его характеристики не соответствовали техническому заданию. Построили только семь машин, включая пять опытных и два предсерийных F-111B из 231 самолета - предполагаемого заказа ВМС.
   F-111A, на основе которого создавались все последующие модификации, тоже столкнулся с рядом серьезных проблем с момента первого полета, состоявшегося 21 декабря 1964 года, но его сумели "довести до ума". Поставки первых из 141 серийной машины начались в октябре 1967 года, когда их получило 474-е тактическое истребительное крыло (TFW) на авиабазе Неллис в Неваде. А 15 марта 1968 года 428-я тактическая истребительная эскадрилья (TFS) перебросила шесть своих F-111A в Таиланд, чтобы испытать их в небе Вьетнама. За четыре недели были потеряны три самолета. После доработок, проведенных в 1972-1973 годах, во Вьетнам были отправлены уже 48 F-111A, и за семь месяцев они совершили более 4000 боевых вылетов, потеряв всего шесть машин. Но доводился самолет очень долго, и лишь к 1980-м годам F-111 стал одним из лучших в мире тактических бомбардировщиков.
   Среди многих новшеств, использованных в конструкции F-111, самым важным было крыло изменяемой стреловидности, впервые установленное на серийном боевом самолете. Стреловидность крыла, менявшаяся в пределах от 16° до 72° 30' позволяла осуществлять взлет машины с большой массой боевой нагрузки и топлива, осуществлять полет на сверхзвуковой скорости на малых высотах и разгоняться до М=2,5 на большой высоте. Без внешней подвески F-111 был способен осуществлять крейсерский полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. Он был оснащен парой экономичных ТРДДФ Pratt & Whitney TF30, хотя ранние варианты страдали от недостаточной тяговооруженности. Несмотря на наличие бомбоотсека, большая часть вооружения размещалась на пилонах под крылом. Еще одним новшеством стало использование всей кабины в качестве спасательной капсулы для экипажа, отделявшейся от самолета в случае катапультирования.
   За F-111A, оснащенными ТРДДФ TF30-P-3 тягой по 82,29 кН, последовали 94 машины второго серийного варианта F-111E, отличавшегося доработанными воздухозаборниками и немного модернизированной авионикой. Большую часть своей службы эти самолеты провели на авиабазе Аппер Хейфорд в Великобритании. Затем был создан вариант F-111D, построенный в количестве 96 машин, отличавшихся более мощными ТРДДФ TF30-P-9 тягой по 87,19 кН и радикально обновленным бортовым оборудованием. Если последнее работало, этот самолет превращался в самый совершенный вариант F-111, но для этого требовалось очень трудоемкое и продолжительное техническое обслуживание. F-111D несли службу в составе 27-го TFW на авиабазе Кэннон в Нью-Мехико, вплоть до снятия с вооружения в конце 1992 года.
<...>
   На экспорт самолеты поставлялись только в Австралию, хотя британские ВВС также заказали вариант F-111K, от которого в дальнейшем отказались. Австралийские машины были поставлены в 1973 году после значительной задержки, потребовавшейся для устранения технических проблем. Отличавшиеся крылом увеличенного размаха, как у FB-111A, австралийские F-111C имели менее мощные двигатели и авионику, как у F-111A. На вооружение 82-й эскадрильи австралийских ВВС на базе Эмберли в Квинсленде поступили 24 самолета этого типа. Еще четыре F-111A были приобретены у ВВС США для замены выработавших ресурс и доработаны до стандарта F-111C, а в начале 1990-х годов австралийцы купили 15 F-111G. Первоначально они находились на хранении для использования по мере выработки ресурса парка F-111C, но в начале 2000 годов некоторые из них стали подниматься в воздух. Четыре австралийских самолета были переделаны в разведывательный вариант RF-111C, платформа с разведывательным оборудованием у которого была установлена в отсеке вооружения. Австралия стала последним оператором F-111, списав свои самолеты в декабре 2010 года.
   F-111F, последний серийный вариант самолета, стал также и последним, принятым на вооружение 522-й, 523-й и 524-й истребительных эскадрилий 27-го истребительного крыла на авиабазе Кэннон, Нью-Мехико. Этот вариант прослужил там до 1996 года. Всего построили 106 F-111F, первые из которых поступили на авиабазу Маунтин Хоум, штат Айдахо, в 1972 году. С 1977 по 1992 годы самолеты были развернуты на базе Лейкнехт в Британии в составе 48-го TFW. Не имевший столь продвинутой авионики, как F-111D, F-111F оказался гораздо проще в обслуживании. Комплект бортового оборудования Mk IIB от FB-111A был дополнен рядом систем от F-111E. Но самым важным усовершенствованием F-111F стали форсированные ТРДДФ TF30-P-100, обеспечивающие величину тяговооруженности 0,53 по сравнению с 0,39 у машин ранних вариантов.
   F-111F (как и все остальные варианты Aardvark, за исключением FB-111A) мог оснащаться 20-мм пушкой Vulcan, но на практике она никогда не использовалась. Для самообороны F-111F обычно нес ракеты AIM-9P Sidewinder. Отсек вооружения часто использовался для установки контейнера AVQ-26 Pave Tack, включавшего датчики системы FLIR и лазерного дальномера/целеуказателя, что позволяло самолету применять бомбы с лазерным наведением.

  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   General Dynamics F-111F Aardvark
  
   Тип: двухместный многоцелевой бомбардировщик
   Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney TF30-P-100 тягой по 111,65 кН на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10 975 м - 2655 км/ч или М=2,50; крейсерская скорость на большой высоте 919 км/ч; потолок 18 290 м; дальность полета с запасом топлива во внутренних баках 4707 км
   Масса: пустого 21537 кг; максимальная взлетная 145 360 кг
   Размеры: размах крыла в положении минимальной/максимальной стреловидности 19,20/9,74 м; длина 22,40 м, высота 5,22 м; площадь крыла в положении минимальной/максимальной стреловидности 61,07/48,77 м2
   Вооружение: опционально одна 20-мм шестиствольная пушка General Electric M61A1 Vulcan в дополнительном отсеке вооружения и до 14 228 кг боевой нагрузки в бомбоотсеке и на шести пилонах под крылом. Нагрузка обычно состояла из трех атомных бомб (1-мегатонных B43, или 10/20-килотонных B57, или 100/500-килотонных B61) или обычных бомб калибра 907-кг, 454-кг, 340-кг и 227-кг в различных сочетаниях, а также бомб с лазерным наведением Paveway I, Paveway II и Paveway III, с оптическим наведением GBU-15, ракет AGM-65 Maverick, кассетных боеприпасов и ракет "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder

Показать полностью
  • Описание