General Dynamics F-111 Aardvark
Варианты:
General Dynamics - F-111 Aardvark - 1964 - США
Страна: США
Год: 1964


Двухместный многоцелевой бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (44)
General Dynamics F-111 Aardvark

  Использование крыла изменяемой стреловидности позволяет обеспечить при полете на сверхзвуковой скорости высокие характеристики, в сочетании с экономичностью и большой дальностью при полете на дозвуковых скоростях, а также относительно небольшие взлетные и посадочные дистанции при большой массе самолета. Поэтому в начале 1960-х годов Тактическое авиационное командование ВВС США, искавшее замену для истребителя-бомбардировщика Republic F-105 Thunderchief, заинтересовалось результатами исследований такого крыла, проводившихся НАСА в исследовательском центре им. Лэнгли в Хэмптоне, Вирджиния. В то же время ВМС США подыскивали новый палубный истребитель для замены McDonnell F4H Phantom II, и Министерство обороны решило объединить требования к новому самолету в рамках одной программы, известной как TFX (Tactical Fighter, Experimental).
  Министр обороны Роберт Макнамара настоял на этом решении, несмотря на возражения с обеих сторон. В результате был создан самолет General Dynamics F-111 Aardvark (название было формально узаконено, когда машина уже снималась с вооружения в США). 24 ноября 1962 года фирма "General Dynamics" выиграла контракт на 23 опытных самолета: 18 тактических истребителей F-111A для ВВС и пять F-111B для ВМС, за разработку которых в основном отвечала фирма "Grumman". С самого начала при создании F-111B возникли существенные трудности и, несмотря на длительную программу доводки и летных испытаний, разработку самолета прекратили в июле 1968 года. Самолет получился перетяжеленным, а его характеристики не соответствовали техническому заданию. Построили только семь машин, включая пять опытных и два предсерийных F-111B из 231 самолета - предполагаемого заказа ВМС.
  F-111A, на основе которого создавались все последующие модификации, тоже столкнулся с рядом серьезных проблем с момента первого полета, состоявшегося 21 декабря 1964 года, но его сумели "довести до ума". Поставки первых из 141 серийной машины начались в октябре 1967 года, когда их получило 474-е тактическое истребительное крыло (TFW) на авиабазе Неллис в Неваде. А 15 марта 1968 года 428-я тактическая истребительная эскадрилья (TFS) перебросила шесть своих F-111A в Таиланд, чтобы испытать их в небе Вьетнама. За четыре недели были потеряны три самолета. После доработок, проведенных в 1972-1973 годах, во Вьетнам были отправлены уже 48 F-111A, и за семь месяцев они совершили более 4000 боевых вылетов, потеряв всего шесть машин. Но доводился самолет очень долго, и лишь к 1980-м годам F-111 стал одним из лучших в мире тактических бомбардировщиков.
  Среди многих новшеств, использованных в конструкции F-111, самым важным было крыло изменяемой стреловидности, впервые установленное на серийном боевом самолете. Стреловидность крыла, менявшаяся в пределах от 16° до 72° 30' позволяла осуществлять взлет машины с большой массой боевой нагрузки и топлива, осуществлять полет на сверхзвуковой скорости на малых высотах и разгоняться до М=2,5 на большой высоте. Без внешней подвески F-111 был способен осуществлять крейсерский полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. Он был оснащен парой экономичных ТРДДФ Pratt & Whitney TF30, хотя ранние варианты страдали от недостаточной тяговооруженности. Несмотря на наличие бомбоотсека, большая часть вооружения размещалась на пилонах под крылом. Еще одним новшеством стало использование всей кабины в качестве спасательной капсулы для экипажа, отделявшейся от самолета в случае катапультирования.
  За F-111A, оснащенными ТРДДФ TF30-P-3 тягой по 82,29 кН, последовали 94 машины второго серийного варианта F-111E, отличавшегося доработанными воздухозаборниками и немного модернизированной авионикой. Большую часть своей службы эти самолеты провели на авиабазе Аппер Хейфорд в Великобритании. Затем был создан вариант F-111D, построенный в количестве 96 машин, отличавшихся более мощными ТРДДФ TF30-P-9 тягой по 87,19 кН и радикально обновленным бортовым оборудованием. Если последнее работало, этот самолет превращался в самый совершенный вариант F-111, но для этого требовалось очень трудоемкое и продолжительное техническое обслуживание. F-111D несли службу в составе 27-го TFW на авиабазе Кэннон в Нью-Мехико, вплоть до снятия с вооружения в конце 1992 года.
<...>
  На экспорт самолеты поставлялись только в Австралию, хотя британские ВВС также заказали вариант F-111K, от которого в дальнейшем отказались. Австралийские машины были поставлены в 1973 году после значительной задержки, потребовавшейся для устранения технических проблем. Отличавшиеся крылом увеличенного размаха, как у FB-111A, австралийские F-111C имели менее мощные двигатели и авионику, как у F-111A. На вооружение 82-й эскадрильи австралийских ВВС на базе Эмберли в Квинсленде поступили 24 самолета этого типа. Еще четыре F-111A были приобретены у ВВС США для замены выработавших ресурс и доработаны до стандарта F-111C, а в начале 1990-х годов австралийцы купили 15 F-111G. Первоначально они находились на хранении для использования по мере выработки ресурса парка F-111C, но в начале 2000 годов некоторые из них стали подниматься в воздух. Четыре австралийских самолета были переделаны в разведывательный вариант RF-111C, платформа с разведывательным оборудованием у которого была установлена в отсеке вооружения. Австралия стала последним оператором F-111, списав свои самолеты в декабре 2010 года.
  F-111F, последний серийный вариант самолета, стал также и последним, принятым на вооружение 522-й, 523-й и 524-й истребительных эскадрилий 27-го истребительного крыла на авиабазе Кэннон, Нью-Мехико. Этот вариант прослужил там до 1996 года. Всего построили 106 F-111F, первые из которых поступили на авиабазу Маунтин Хоум, штат Айдахо, в 1972 году. С 1977 по 1992 годы самолеты были развернуты на базе Лейкнехт в Британии в составе 48-го TFW. Не имевший столь продвинутой авионики, как F-111D, F-111F оказался гораздо проще в обслуживании. Комплект бортового оборудования Mk IIB от FB-111A был дополнен рядом систем от F-111E. Но самым важным усовершенствованием F-111F стали форсированные ТРДДФ TF30-P-100, обеспечивающие величину тяговооруженности 0,53 по сравнению с 0,39 у машин ранних вариантов.
  F-111F (как и все остальные варианты Aardvark, за исключением FB-111A) мог оснащаться 20-мм пушкой Vulcan, но на практике она никогда не использовалась. Для самообороны F-111F обычно нес ракеты AIM-9P Sidewinder. Отсек вооружения часто использовался для установки контейнера AVQ-26 Pave Tack, включавшего датчики системы FLIR и лазерного дальномера/целеуказателя, что позволяло самолету применять бомбы с лазерным наведением.

  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  General Dynamics F-111F Aardvark
  
  Тип: двухместный многоцелевой бомбардировщик
  Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney TF30-P-100 тягой по 111,65 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10 975 м - 2655 км/ч или М=2,50; крейсерская скорость на большой высоте 919 км/ч; потолок 18 290 м; дальность полета с запасом топлива во внутренних баках 4707 км
  Масса: пустого 21537 кг; максимальная взлетная 145 360 кг
  Размеры: размах крыла в положении минимальной/максимальной стреловидности 19,20/9,74 м; длина 22,40 м, высота 5,22 м; площадь крыла в положении минимальной/максимальной стреловидности 61,07/48,77 м2
  Вооружение: опционально одна 20-мм шестиствольная пушка General Electric M61A1 Vulcan в дополнительном отсеке вооружения и до 14 228 кг боевой нагрузки в бомбоотсеке и на шести пилонах под крылом. Нагрузка обычно состояла из трех атомных бомб (1-мегатонных B43, или 10/20-килотонных B57, или 100/500-килотонных B61) или обычных бомб калибра 907-кг, 454-кг, 340-кг и 227-кг в различных сочетаниях, а также бомб с лазерным наведением Paveway I, Paveway II и Paveway III, с оптическим наведением GBU-15, ракет AGM-65 Maverick, кассетных боеприпасов и ракет "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder
Выкатка первого F-111
F-111
Члены экипажа в кабине F-111 размещались бок о бок. F-111C австралийских ВВС принимали участие в учениях "Red Flag 2007", на которые прибыли, не прибегая к дозаправке в воздухе.
Сегодня практически любой самолет с прицельным контейнером может выполнять ночные полеты, но еще совсем недавно подобное заявление могло стать объектом насмешек экипажей F-111. Впечатляющий комплекс авионики F-111 позволял ему идеально действовать в ночное время, он был одним из нескольких самолетов, успешно применявшихся для круглосуточных действий в любую погоду.
Самолеты General Dynamics F-111, оснащенные самой совершенной авионикой и способные действовать на малой высоте в любых погодных условиях, также активно привлекались для нанесения ударов по объектам тропы Хо Ши Мина.
At Upper Heyford, the 20th TF Wing maintains three squadrons of General Dynamics F-111E swing-wing fighters; the Wing will celebrate its 10th anniversary of service with this aircraft in the UK later this year. The second F-111 Wing in the UK, the 48th TFW, has been operating the type for less than three years.
F-111 мог нести значительное количество разнообразного наступательного оружия (бомбы на снимке учебные). Боеприпасы размещались на подъемной тележке, что значительно ускоряло и облегчало процесс снаряжения. F-111F оснащался GBU-12D/B, применявшимися для ударов по иракским бронетанковым и моторизованным частям во время войны в Персидском заливе. Они уничтожили в 10 раз больше танков, чем F-16.
В последние годы своей службы F-111 широко использовали высокоточные бомбы. F-111F был способен сам обеспечивать целеуказание своим бомбам, используя контейнер AN/AVQ-26 Pave Tack. Такая же система использовалась на австралийских F-111C.
Самолеты F-111C представляли собой вариант F-111A для ВВС Австралии. От американских собратьев их отличали крыло увеличенного размаха (как у FB-111A) и съемная ручка управления у второго члена экипажа. F-111C также унаследовал у FB-111A усиленные стойки шасси, колеса увеличенного диаметра и тормоза. Первый F-111C поднялся в воздух в июле 1968 года, после чего были быстро построены еще 23 самолета. В сентябре правительство Австралии формально приняло свой первый F-111C. Затем все 24 машины были отправлены на хранение, пока не были решены все проблемы с американскими F-111. На этот период австралийцы взяли в аренду истребители F-4E. Наконец, первый F-111C был передан заказчику 1 июня 1973 года. Четыре самолета были переделаны в разведчики, а остальные в ходе модернизации получили навигационно-прицельную систему AVQ-26 Pave Tack. Снятие F-111 с вооружения ВВС США позволило австралийцам увеличить свой парк этих машин. F-111C (на снимке), RF-111C и бывшие американские F-111G планировалось снять с вооружения ВВС Австралии к концу 2010 года.
One of the first of the RAAF's General Dynamics F-111C strike aircraft to arrive in Australia, seen on the hardstand outside the specially constructed maintenance hangar at Amherley.
Операция "El Dorado Canyon" и война в Персидском заливе. После Вьетнама F-111 ВВС США дважды участвовали в боевых действиях. В ночь с 14 на 15 апреля 1986 года ВВС и ВМС США провели операцию "El Dorado Canyon" - бомбардировка объектов в Ливии в ответ на ряд терактов против граждан США, поддерживавшихся, как считается, ливийским лидером М. Каддафи. ВВС США направили 18 самолетов F-111F из 48-го тиакр и четыре EF-111A из 42-й эскадрильи РЭБ (плюс семь резервных самолетов). Они совершили самый дальний на то время перелет. Последняя боевая операция Aardvark состоялась всего за несколько месяцев до начала их списания - в операции "Буря в пустыне" по освобождению Кувейта действовали самолеты F-111E, F и Raven из частей, дислоцированных в Великобритании. F-111F базировались на авиабазе Эт-Таиф (Саудовская Аравия, на снимке) в составе 48-го тиакр (временного) и наносили удары УАБ с лазерным наведением по объектам в Ираке. EF-111A из 66-го крыла РЭБ также были развернуты в Эт-Таиф под управлением 48-го тиакр. Для операции "Proven Force" F-111E из 20-го тиакр были отправлены в Инджирлик (Турция), их прикомандировали к 7440-му смешанному авиакрылу, которое также контролировало пять Raven, развернутых 66-м крылом РЭБ. После завершения боевых действий 48-е и 27-е авиакрылья укомплектовали F-111F, базировавшимися в Инджирлике в рамках операции "Provide Comfort". На базе Дахран (Саудовская Аравия) 4404-е смешанное крыло располагало шестью EF-111A - в рамках операции "Southern Watch" - до марта 1998 года.
Red Flag 2007
Фотографии с самолета-заправщика. Одной из лучших платформ для авиационного фотографа является самолет-заправщик - с него можно сделать просто уникальные кадры. Данный фотоснимок уже ушедшего в историю истребителя-бомбардировщика F-111F сделан оператором системы заправки воздушного танкера KC-135. Хорошо видно крыло изменяемой стреловидности F-111F.
На этот F-111 нанесен хорошо зарекомендовавший себя трехцветный камуфляж для Юго-Восточной Азии - T.O.1-1-4. При выполнении дневных полетов во Вьетнаме F-111 использовался для нанесения ударов по тактическим и стратегическим целям, а иногда - в качестве лидера группы бомбардировщиков, подавая команды на сброс средств поражения для повышения точности удара.
Aardvark - название мифического ночного животного у некоторых африканских племен, способного проходить сквозь стены. Считалось, что это подходящее прозвище для самолета, который ночами "проходил" сквозь стены ПВО Ирака. Это наименование F-111 получил в ВВС США лишь на закате своей карьеры. В 2010 году F-111 эксплуатируются только в австралийских ВВС, но к концу года и там их намечено снять с вооружения.
На смену F-111 пришли Super Hornet, которыми RAAF заполнили брешь до получения истребителей F-35.
На фотографии - F-111A, базировавшийся в Маунтин-Хоум, из 389-й эскадрильи 366-го тиакр. На F-111 летали еще некоторые нестроевые части, включая 46-е, 3246-е и 6510-е испытательные авиакрылья, 57-е и 4525-е авиакрылья по отработке истребительного вооружения и центр боевого применения авиации.
F-111D. Следующим после F-111E на вооружение был принят вариант F-111D. На нем был установлен более совершенный комплекс бортового оборудования Mk II, новая система кондиционирования и форсированные двигатели TF30-P-9. Кроме того, F-111D получил колеса увеличенного размера и усиленные стойки шасси от FB-111A, что позволило увеличить его максимальную взлетную массу. Планер остался практически таким же, как у F-111E, включая воздухозаборники Triple Plow II с тремя дополнительными створками для увеличения расхода воздуха. Проблемы с системой Mk II привели к сокращению числа поставленных серийных самолетов, первый из которых был передан ВВС 1 ноября 1971 года. F-111D выделялся среди других вариантов своим уникальным оборудованием и небольшим ресурсом планера. На снимке представлен самолет из 27-го истребительного крыла, в течение 21 года действовавшего с авиабазы Кэннон. Позднее крыло перевооружили на F-111F, a F-111D были отправлены на базу хранения AMARC в Дэвис-Монтан.
С февраля F-111F, используя бомбы с лазерным наведением, начали борьбу против иракской бронетехники. До этого темпы уничтожения бронированных машин были ниже планировавшихся, и F-111 быстро увеличили победный счет, чему в немалой степени способствовало практическое отсутствие к тому времени у иракцев средств ПВО.
Австралийский F-111C - это гибрид более ранних модификаций. В ходе модернизации F-111C получили ИК-системы переднего обзора Pave Tack
The first USAF General Dynamics F-111As over the Pacific en route to Vietnam for combat evaluation.
В отсеке вооружения этого F-111FU3 48-го TFW хорошо виден контейнер Pave Tack. При использовании контейнер выпускался из отсека (как на снимке), а в остальное время находился в полуубранном положении. Самолет вооружен 907-кг бомбами с лазерным наведением Paveway II.
F-111E/F. Вторым тактическим вариантом F-111 стала модификация Е, принятая на вооружение в октябре 1969 года. Она отличалась от F-111A воздухозаборниками новой конструкции, незначительными доработками прицельно-навигационной системы и установкой РЛС следования рельефу местности (TFR). Самолеты этой модификации оснащались ТРДДФ TT30-P3. Дальнейшие работы по совершенствованию F-111 привели к созданию варианта F-111F, оснащенного более мощными двигателями TF30-P-100, но имевшего более простое оборудование по сравнению с вариантом D. Самолеты получили воздухозаборники системы Triple Plow II, позволившие несколько увеличить скорость полета. С прицельно-навигационным контейнером Pave Tack F-111F были способны самостоятельно использовать высокоточное оружие. На снимке представлен F-111F в классической конфигурации - с контейнером Pave Tack, с контейнером РЭБ ALQ-131 под хвостовой частью фюзеляжа и бомбами GBU-10 Paveway II под крылом.
Самолет из 6-й эскадрильи во время авиашоу в честь открытия автомобильных гонок Nikon Indy 300.
Вплоть до 2010 года F-111C составляли основу ударной мощи австралийских ВВС, благодаря постоянно проводимым доработкам самолетов.
Зловещий дебют - F-111A во Вьетнаме. После длительных обсуждений в 1967 году было принято политическое решение - продемонстрировать возможности F-111 во Вьетнаме. Первые F-111A поступили в 4480-е тактическое истребительное авиакрыло (тиакр) на авиабазе Неллис в июле, их сразу же привлекли для обучения летчиков. В январе 1968 года крыло получило новый номер - 474-е тиакр - а шесть из его F-111A в рамках операции "Harvest Reaper" подготовили для переброски в Таиланд. В марте они пересекли Тихий океан (операция "Combat Lancer"), а 25 марта совершили первый боевой вылет. Однако уже к концу месяца два самолета пропали во время маловысотных полетов, а после потери третьего в апреле - после 55 полетов - операцию "Combat Lancer" приостановили. F-111A вернулись в Таиланд только в 1972 году, на этот раз задействовали две эскадрильи 474-го авиакрыла. Предварительно переброшенные туда экипажи вылетели на первых шести машинах через считанные часы после их посадки на авиабазе Такли. Операция "Constant Guard V" закончилась в марте 1973 года: выполнено свыше 4000 самолетовылетов, потеряно восемь самолетов. На снимке - пара самолетов в ходе выполнения операции "Combat Lancer", хорошо заметны контейнеры РЭБ у обеих машин.
F-111F сбрасывает над полигоном Барденас-Реалес в Испании авиабомбы Mk 82. F-111F заработал хорошую репутацию в ходе операции "Буря в пустыне" за исключительную успешность выполненных боевых вылетов. Это единственный самолет в кампании, позволявший применять как планирующие бомбы GBU-15, так и мощные 2270-кг бетонобойные боеприпасы GBU-28 "Deep Throat".
Aardvark из 1-й эскадрильи, вооруженный ПКР Harpoon, в полете над Южным Квинслендом в начале 1990-х годов. Машина несет старый вариант окраски и обозначений. Ракета AGM-84D была мощным противокорабельным оружием.
Австралийский F-111C эффектно сливает лишнее топливо при включенном форсаже - в США такая практика категорически запрещалась. F-111 из RAAF получили вместо трехцветного американского камуфляжа, предназначенного для Юго-Восточной Азии, серую окраску, более подходящую для действий над морем и в туманном небе тропиков к северу от Австралии.
Эпоха F-111 уже близится к завершению. Австралийские ВВС остаются единственным эксплуатантом данного типа самолетов, но и они в 2010 году планируют заменить Aardvark на Super Hornet. Среди причин, ускоривших списание, называют технические требования по обслуживанию сложного и уже устаревшего самолета. Австралийские F-111, например, требуют 180 человеко-часов обслуживания на один летный час, а для Super Hornet этот показатель примерно в 10 раз меньше. В 2007 году 6-я эскадрилья сняла с вооружения F-111G, поставки Super Hornet начались с опережением в 2009 году, что ускорило неизбежный закат самолета.
F-111 не пользовались любовью ни в ВВС, ни у любителей авиации. Этот самолет является ярким примером того, как не надо создавать многоцелевой истребитель-бомбардировщик.
If you look closely on the wing, you can pick out the supercritical airfoil shape.
After completion of the TACT Program, gloves were installed to investigate natural laminar flow.
Самолет НАСА F-111 TACT. В базирующейся на авиабазе Эдвардс испытательной эскадрилье "Драйден" агентства НАСА 13-й предсерийный самолет F-111A (63-9778) участвовал в совместной с ВВС программе по усовершенствованию конструкции крыла, известной как программа TACT (технология создания самолета с околозвуковой скоростью полета). фирма "Boeing" установила адаптирующееся для разных заданий сверхкритическое крыло с цельной поверхностью, сделанной из гибкого стекловолокна. Исследовались преимущества этого крыла при различных изгибах и углах стреловидности.
Cleaned-up for cruising flight, the AFTI/F-111 reveals the wing aerofoil with little camber on leading or trailing edges.
18 октября 1985г.: созданный "Boeing" и летающий в НАСА, F-111A MAW (крыло с оптимизацией под режим полета) продемонстрировал изменение кривизны профиля под разные условия полета.
Illustrated on its first flight, made at Edwards AFB on 18 October 1985, the Advanced Fighter Technology Integration (AFTI) aircraft is a General Dynamics F-111A fitted with a Mission Adaptive Wing (MAW) manufactured by Boeing in Seattle. In this photograph, the wing is adapted for low speed, with maximum deflection of the leading and trailing edges.
This view ofthe AFTI F-111 shows its leading edges smoothly deflected and the trailing edges slightly deflected.
The AFTI/F-111A at Edwards prior to first flight. The test programme is managed by the USAF’s Flight Dynamics Laboratory, part of the Aeronautical Systems Division's Air Force Wright Aeronautical Laboratories (AFWAL), in collaboration with NASA's Dryden Flight Research Facility (DFRF).