Aichi M6A Seiran
Страна: Япония
Год: 1943


Двухместный бомбардировщик-торпедоносец для базирования на подводной лодке
Детальная информация 2вм4 8 401 у нас на сайте.
Описание:
M6A Seiran
Aichi M6A Seiran
Фотографии

M6A Seiran

Катапультный бомбардировщик-торпедоносец для подводных лодок. Одномоторный цельнометаллический моноплан, установленный на два поплавка. Крыло при хранении складывается, поплавки снимаются. Сконструирован в КБ фирмы "Аичи токей денки" под руководством Н. Озаки, М. Мори и Я. Озавы. Предназначался для подводных лодок класса I-400. Опытный образец, AM-24, испытывался с ноября 1943 г. Серийное производство М6А на заводе "Аичи" в Эйтоку началось в октябре 1944 г. Всего выпустили 28 экз. (вместе с учебными M6A1-K "Нанзан" на колесном шасси).
Самолет приняли на вооружение японского флота в начале 1945 г.
Экипаж - 2 чел. Двигатель AE1A (на машинах малой серии) или AE1P (на основной серии). Вооружение 1x13, бомбы до 800 кг (нормальная нагрузка - 500 кг) или одна торпеда (850 кг) на наружной подвеске.
Из-за задержки с постройкой лодок серии I-400 для размещения M6A1 приспособили лодки класса I-13. Освоение новой техники специальный отряд начал с января 1945 г. В августе группа лодок вышла в море для нанесения удара по американской морской базе на атолле Улити. После сообщения о капитуляции налет был отменен, а самолеты, как особо секретные изделия, затоплены.
Производство M6A1 затормозилось в марте 1945 г., а в июле окончательно остановилось.


M6A1||
Размах:||12,26 м
Длина:||11,64 м
Моторы, количество х мощность:||1х 1400 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4445 кг (с торпедой)
Максимальная скорость:||474 км/ч
Практический потолок:||9900 м
Дальность:||1190 км

Aichi M6A Seiran

Одним из самых необычных самолетов, созданных в Японии в годы Второй мировой войны, был Aichi М6А Seiran. Основой для проекта стало желание японского Императорского флота построить в рамках 4-й программы перевооружения не менее 18 субмарин типа I-400. Эти гигантские корабли имели подводное водоизмещение 6500 т и дальность плавания на крейсерской скорости 77045 км. Субмарины были предназначены для действий против гражданского и военного судоходства на больших расстояниях от своих баз, а одной из "изюминок" их конструкции было наличие герметичного ангара на два самолета.
  Впоследствии число заказанных I-400 сократили до пяти, решив, что большое число субмарин меньшего размера способны эффективнее решать задачи, поставленные перед японским ВМФ. Зато оставшиеся I-400 получили ангары увеличенных размеров, способные вместить три самолета.
  В 1942 году фирма "Aichi" получила заказ на создание соответствующего самолета - первоначальное техническое задание предусматривало создание машины, способной доставить бомбы массой до 850 кг на расстояние 1130 км. Самолет должен был стартовать с катапульты, а поскольку его возвращения не предусматривалось, шасси на нем отсутствовало. В дальнейшем задание переработали, предусмотрев установку двух поплавков - если боевая ситуация требовала увеличения скорости самолета, последние могли быть сброшены.
  Окончательный проект AM-24 был создан под руководством Норио Озаки, Ясуширо Озава и Моришиге Мори и воплощен в металле с завидной быстротой, несмотря на большие технические сложности, связанные с размещением в конструкции планера большого числа поворотных узлов, позволявших сложить самолет для установки в тесный контейнер. Помимо установки мотора с жидкостным охлаждением, характерными чертами конструкции было наличие двух однореданных поплавков на свободнонесущих стойках под крылом и использование двухщелевых закрылков, успешно зарекомендовавших себя на разведывательном самолете E16A Zuiun. Особой сложностью отличалась система складывания крыла и хвостового оперения: крыло поворачивалось передней кромкой вниз и складывалось вдоль фюзеляжа, законцовка вертикального оперения откидывалась на правый борт, а горизонтальное оперение складывалось вниз. Высокая квалификация создателей позволила успешно справиться с задачей, несмотря на сложность системы и тесноту на борту субмарины - команда из четырех человек могла подготовить М6А к взлету всего за семь минут.
  Первый из восьми прототипов M6A1 был построен в ноябре 1942 года. Он был оснащен мотором Aichi AE1P Atsuta 30 с перевернутым V-образным расположением цилиндров мощностью 1400 л.с. Остальные семь прототипов отличались лишь незначительными деталями, включая мотор Atsuta 31 той же мощности. На серийные самолеты (построено 18) устанавливался мотор Atsuta 32.
  Разрабатывавшийся одновременно с Seiran самолет M6A-1K Nanzan существовал в 1945 году только в виде прототипов. Этот учебный самолет не имел складывающегося вертикального оперения, но был оснащен колесным трехстоечным шасси, основные стойки которого складывались по направлению к фюзеляжу.


Атака Панамского канала

  18 серийных M6A1 Seiran были поставлены японскому Императорскому флоту в период с октября 1944 года по июль 1945 года. В июле 1945 года десять самолетов отправились в море на борту субмарин типа I-400 и более мелких судов типа I-13 из 1-й флотилии подводных лодок. Им было приказано нанести удар по шлюзам на жизненно важном для США Панамском канале. По три M6A1 размещались в ангарах I-400 и I-401, a I-13 и I-14 несли по два самолета. Однако, понимая, что наиболее важные цели находятся теперь на Тихом океане, японское командование перенаправило флотилию к большой базе американского ВМФ на атолле Улити, в 480 км к юго-западу от Марианских островов. Флотилия еще следовала к цели, когда на Хиросиму и Нагасаки были сброшены атомные бомбы, и Япония капитулировала. Все десять Seiran были уничтожены самими японцами.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aichi M6A1 Seiran

  Тип: двухместный бомбардировщик-торпедоносец для базирования на подводной лодке
  Силовая установка: один поршневой двигатель жидкостного охлаждения Aichi AE1P Atsuta 32, взлетной мощностью 1400 л. с. и мощностью 1250 л.с. на высоте 1700 м
  Летные характеристики: максимальная скорость 475 км/ч на высоте 5200 м; крейсерская скорость 296 км/ч на высоте 3000 м; время набора высоты 3000 м 5 мин 48 с; потолок 9900 м; дальность полета 1189 км
  Масса: пустого 3301 кг; нормальная взлетная 4040 кг; максимальная взлетная 4445 кг
  Размеры: размах крыла 12,62 м; длина 11,64 м; высота 4,58 м; площадь крыла 27,00 м2
  Вооружение: один 13-мм пулемет для защиты задней полусферы; одна 850-кг торпеда иди одна 800-кг бомба, или две 250-кг бомбы
Хотя несколько стран строили самолеты для базирования на борту субмарин, лишь Aichi М6А Seiran представлял собой ударную машину. Остальные самолеты предназначались для ведения разведки и наблюдения.
M6A1 "Сейран" из 631-го авиаотряда японского флота, осень-зима 1944г.
Та же машина в ангаре подводной лодки.
Аичи M6A1 из 631-й авиагруппы. Май 1945 г.
Прототип M6A1-K "Нанзан". Первоначально данная машина была целиком окрашена в оранжевый цвет.
Один из первых экземпляров "Сейрана" на заводе фирмы "Аити", 1944г.
Пятый опытный экземпляр M6A1
Носитель "Сейранов" - гигантская субмарина I-400.
Рельс катапульты и сложенный подъемный кран на палубе I-400.
Герметичный ангар "Сейранов" на палубе I-400.
Американцы осматривают подлодки типа STo
Киль и правая консоль стабилизатора "Сейрана" в сложенном положении
Крыло "Сейрана" в процессе складывания
"Сейран" в процессе сборки в цехе завода в Нагое
Отреставрированный M6A1, выставленный в музее
Первоначально известный под обозначением M6A1-K Seiran Kai, этот тренировочный вариант Seiran так и не был запущен в серию.
Первый прототип самолета M6A1-K "Нанзан" - наземного учебно-тренировочного варианта "Сейрана".
Тренировочный самолет M6A1-K "Нанзан"
Aichi M16A1 Seiran
Aichi M6A Seiran