Поиск по сайту:
Описание
Страна : США
Год : 1940
Двухместный палубный и сухопутный бомбардировщик-разведчик
SB2C Helldiver / A-25 Shrike
Палубный пикирующий бомбардировщик и разведчик, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Крыло при хранении на авианосце складывается вверх. Спроектирован в КБ фирмы "Кэртис эйрплейн" под руководством Р. Блэйлока. Самолет XSB2C-1, ставший опытным образцом нового бомбардировщика, совершил первый полет 18 декабря 1940 г.
Серийное производство началось с июня 1942 г. Строился заводами "Кэртис" в Коламбусе и Сент-Луисе (только A-25), "Фэйрчайлд" в Лонгейле (Канада), "Кэнэдиан кар энд фаундри" (CCF) в Монреале (Канада). Всего построили около 7200 экз., в т.ч. 1194 в Канаде.
Экипаж - 2 чел. Мотор R-2600. Вооружение - в зависимости от модификации.
В период Второй мировой войны состоял на вооружении в США, Великобритании и Австралии.
Выпускались модификации:
- SB2C-1, первая серийная модификация с мотором R-2600-8, трехлопастным винтом, вооружение 5x12,7 (поздние серии - 4x12,7+2x7,62), бомбы до 725 кг, со 2-й серии хвостовое колесо не убиралось, строилась "Фэйрчайлд" как SBF-1 и CCF как SBW-1, SBW-1B - экспортный вариант для Великобритании с отличиями по оборудованию;
- A-25 "Шрайк", вариант для ВВС армии без механизма складывания крыла и палубного оборудования, но с увеличенными колесами;
- A-25A, вариант предыдущего типа с отличиями по оборудованию, поставлялся авиации Корпуса морской пехоты как SB2C-1A; SB2C-1C, аналог поздних SB2C-1 с вооружением 2x20+2x7,62;
- SB2C-3 с мотором R-2600-20 и четырехлопастным винтом, на некоторых машинах (тип ЗЕ) устанавливалась РЛС, выпускались также аналогичные SBW-3 и SBF-3;
- SB2C-4 с перфорированными тормозными щитками, наружными бомбодержателями под крылом, коком винта, вооружение 2x20+1,12,7, бомбы до 1200 кг, часть машин оборудована для подвески 8хНУР, вариант 4Е комплектовался РЛС, строились аналогичные SBW-4 и SBF-4 (включая 4Е, причем SBF-4E имел отличия по конструкции щитков шасси);
- SB2C-5, вариант предыдущего типа с увеличенным запасом топлива.
Армия США использовала свои "шрайки" только для учебных целей и патрулирования побережья. Часть самолетов переделали в буксировщики мишеней. Аналогичная судьба постигла и самолеты Корпуса морской пехоты.
На флоте первым новые машины получил авианосец "Банкер Хилл". 11 ноября 1943 г. его бомбардировщики совершили первый боевой вылет - на японскую базу в Рабауле на о. Новая Британия. Им удалось утопить эсминец и повредить два крейсера. Позднее "хеллдайверы" приняли участие в боях за атолл Тарава.
С января по июнь 1944 г. SB2C разместили на авианосцах "Йорктаун", "Хорнет", "Уосп" и "Эссекс". Первым крупным сражением для них стал бой в Филиппинском море в июне. Американская авиация повредила пять японских авианосцев. Новый успех был достигнут в октябре, когда в проливе Сан-Бернардино под удар с воздуха попала эскадра адмирала Куриты. Совместными усилиями пикировщики и торпедоносцы потопили линкор "Мусаси". 7 апреля 1945 г. у о. Бономисаки подобным комбинированным ударом был уничтожен линкор "Ямато".
Австралийцы использовали полученные A-25A только для учебных целей. Британская морская авиация сформировала одну эскадрилью на самолетах SBW-1B ("Хеллдайвер" I) на территории США, для последующего ведения боевых операций на Тихом океане, но на фронт ее не отправили.
Производство "хеллдайверов" прекратили осенью 1945 г. Машины модификации SB2C-5 в боевых действиях против японцев уже не участвовали. Флот США снял самолет с вооружения в июле 1949 г.
В послевоенный период SB2C поставлялись в Италию, Францию, Грецию, Португалию и Таиланд. Греческие ВВС использовали их в гражданской войне 1948-1949 гг. против партизан фронта ЭЛАС. Во Франции этими машинами в июле 1949 г. укомплектовали авианосец "Арроманш". В ходе войны в Индокитае самолеты с него наносили удары по вьетнамским войскам.
SB2C-4
Размах:||15,14 м
Длина:||11,18 м
Моторы, количество х мощность:||1x1900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7536 кг
Максимальная скорость:||475 км/ч
Практический потолок:||8900 м
Дальность:||1870 км
Описание:
- SB2C Helldiver / A-25 Shrike
- Curtiss Model 84 (SB2C Helldiver и A-25 Shrike)
Фотографии
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
SB2C-3 с авианосца "Лексингтон", февраль 1945г.
-
Мировая Авиация 169
SB2C-3 Helldiver. Изображен самолет эскадрильи VB-7 палубной авиагруппы CVG-7 с авианосца "Хэнкок".
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
SB2C-4 с авианосца "Банкер Хилл", февраль 1945г.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
SB2C-4E в послевоенной окраске, 1946г.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
SB2C-5 из эскадрильи VB-89, осень 1945г.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
A-25 "Шрайк" из 13-й учебно-тренировочной эскадрильи ВВС США, 1944г.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
"Хеллдайвер" Mk.1 канадских королевских ВВС.
-
Мировая Авиация 99
После войны многие Helldiver экспортировались - как изображенный здесь португальский самолет.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
Редкий цветной снимок прототипа XSB2B-1 в полете, сентябрь 1941г.
-
Aeroplane Monthly 1990-08 / C.Sloat - CAF's "Son-of-a-Bitch 2nd Class"
Another view of Nelson Ezell flying the Helldiver over Lake Erie on June 18,1989.
-
Aeroplane Monthly 1990-08 / C.Sloat - CAF's "Son-of-a-Bitch 2nd Class"
The CAF’s Helldiver being flown by its restorer Nelson Ezell over Lake Erie on June 18, 1989.
-
Aeroplane Monthly 1990-08 / C.Sloat - CAF's "Son-of-a-Bitch 2nd Class"
The Helldiver photographed on the same day in company with the CAF’s Spitfire IX MK297, flown by Howard Pardue, and the Canadian Warplane Heritage Grumman TBM-3G Avenger C-GCWG, flown by Don McNall.
Другие самолёты на фотографии: Grumman TBF/TBM Avenger - США - 1941Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI - Великобритания - 1942
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
Механизм складывания крыла SB2C-3.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
Восстановленный SB2C на авиашоу в Сент-Луисе.
-
Air Enthusiast 2003-11 / G.Salerno - Over the Poles
Curtiss SB2Cs of VB-74 on the USS 'Midway' during Frostbite, 1946.
-
Aeroplane Monthly 1990-08 / C.Sloat - CAF's "Son-of-a-Bitch 2nd Class"
The CAF’s SB2C-5 Helldiver BuNo 83589/NX92879 during restoration by Ezell Aviation at Breckenridge, Texas in October 1987.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
An SBW-3 Helldiver built under license from the Curtiss company by the Canadian Car & Foundry Co., Ltd.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
Эффектный вираж "Хеллдайвера" над океаном.
-
Aeroplane Monthly 1974-03
The Curtiss SB2C Helldiver of the Confederate Air Force, photographed by Nicholas Oakley while on a flight from its base at Rebel Field, Harlingen, Texas
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / S.Howe - The Confederate Air Force
The two-seat Dauntless and Helldiver (nearest).
Другие самолёты на фотографии: Douglas SBD Dauntless - США - 1939
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
Американские "Шрайки", использовавшиеся для патрулирования вдоль западного побережья США.
-
Мировая Авиация 169
Экипажи двух SB2C-3 из эскадрильи VB-1 с авианосца "Йорктаун" открыли фонари кабин, чтобы подышать свежим воздухом. Снимок сделан летом 1944 года в конце боевого похода. В задних кабинах видны спаренные 7,62-мм пулеметы.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Группа пикирующих бомбардировщиков SB2C в полете
-
Мировая Авиация 113
Группа Helldiver под прикрытием истребителей F6F Hellcat направляется к очередной цели на Тихоокеанском ТВД. Хотя SB2C не пользовался популярностью у пилотов, он стал самым результативным пикировщиком союзников в годы Второй мировой войны.
Другие самолёты на фотографии: Grumman F6F Hellcat - США - 1942
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
В последние месяцы войны воздушные силы союзников обладали полным господством в воздухе. На фотографии самолеты «Эвенджер» и «Хэллдайвер» 83-й авиагруппы палубной авиации с авианосца «Эссекс» из-за облаков бомбят японский город Хакодате. Июль 1945 г.
Другие самолёты на фотографии: Grumman TBF/TBM Avenger - США - 1941
-
Мировая Авиация 113
Helldiver из учебного подразделения ВМС США совершает атаку с пикирования, сбрасывая 454-кг бомбу. В бомбоотсеке самолета могли разместиться два таких боеприпаса.
-
Мировая Авиация 169
SB2C кружат над авианосцем "Хорнет", пока с палубы убирают два TBF Avenger, Китайское море.
Другие самолёты на фотографии: Grumman TBF/TBM Avenger - США - 1941
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
Для восполнения потерь в битве в Филиппинском море с завода поступали новые машины: SB2C-3 грузят на палубу авианосца "Интрепид".
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
"Хеллдайвер" со сложенным крылом. Механик закрепляет штангу, соединяющую консоль с фюзеляжем.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
"Красавица и чудовище" - американский пропагандистский снимок времен войны.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
Летчицы из экипажей "Шрайков" - бомбардировщиков мишеней в авиационном училище Кэмп Дэвис.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
SB2C-1, проходивший в 1943 году летные испытания в тестовом центре NACA.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
SB2C-1 на авианосце "Йорктаун", конец 1943 г.
-
Aeroplane Monthly 1988-07 / B.Piper - Home - on a wing and a prayer
A US Navy Helldiver glides towards the water after being catapulted off the escort carrier Makassar Strait. As the aircraft touches the water the pilot "gives her the gun" and climbs away to safety.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
Один из первых "пушечных Хеллдайверов" SB2C-1C, Буффало, август 1943г.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Curtiss SB2C-3 Helldiver Two-seat Dive-Bomber (Wright R-2600-20 engine).
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
SB2C-4 из эскадрильи VB-3 с авианосца "Йорктаун", февраль 1945г.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Curtiss SB2C-4 Helldiver Two-seat Dive-Bomber (Wright R-2600-20 engine).
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Новый SB2C-4 во время облета заводским испытателем, 1944 г.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
SB2C-4: хорошо видны перфорированные тормозные щитки.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Curtiss SB2C-4 Helldiver Two-seat Dive-Bomber with wings folded.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Отличительной чертой модификации SB2C-4E являлся контейнер под правым крылом, в котором размещалась РЛС
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
SB2C-5E с послевоенными опознавательными знаками, Техас, 1947 год. Под крылом видны подвески для НАР и контейнер радара AN/APS-4.
-
Мировая Авиация 113
Последним серийным вариантом Helldiver был SB2C-5 с увеличенным на 132 л запасом топлива. Более или менее точные копии всех вариантов, выпускавшихся в Колумбусе, строились и двумя канадскими компаниями.
-
Aeroplane Monthly 1988-12 / M.Oakey - Grapevine
Another sole flying example of its type is Curtiss SB2C-5 Helldiver NX92879, seen here at the CAF’s Harlingen show in October 1988 just a few days after its first post-rebuild flight.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Пикировщики SB2C-5 из эскадрильи VA-9A на авианосце "Филиппин Си", Средиземное море, 1948 г.
-
Aviation Historian 13 / E.Young - A Hard Rain
Hell in the Pacific - US Navy Grumman Hellcats, Avengers and Curtiss Helldivers prepare for a strike on the Empire of the Rising Sun in the Pacific in early 1944.
Другие самолёты на фотографии: Grumman F6F Hellcat - США - 1942Grumman TBF/TBM Avenger - США - 1941
-
Мировая Авиация 113
Американская Армия скоро потеряла интерес к A-25A, как к пикировщику, и никогда не использовала его в бою. Оставшиеся самолеты, получившие обозначение RA-25A, использовались для обучения и буксировки мишеней.
-
Мировая Авиация 113
Еще до первого полета прототипа Helldiver ВМС США проявили интерес к варианту с поплавковым шасси и одно время даже планировали приобрести 350 таких машин. Пятый серийный SB2C-1 переделали в поплавковый XSB2C-2 для испытаний, но вскоре стала ясна низкая боеспособность такой машины, и дальнейшую разработку прекратили.
-
Мировая Авиация 169
В рамках ленд-лиза 450 Helldiver заказали ВМС Великобритании. Заказ на эти SBW-1B, похожие на SB2C-1, получила компания "Canadian Car & Foundry". Поставки начались в конце 1943 года, но были прекращены в 1944 году на 26-м самолете - испытания в Британии дали неудовлетворительные результаты. Под обозначением Helldiver DB.Mk I (на фото) самолеты поступили в 1820-ю эскадрилью, в боевых действиях они участия не принимали, и часть расформировали в декабре 1944 года.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
Один из 10 австралийских "Шрайков".
-
Мировая Авиация 169
После победы Helldiver эксплуатировались во Франции (на фото), Греции, Италии, Португалии и Таиланде. Последние боевые вылеты Helldiver состоялись в начале войны в Индокитае в 1954 году с палубы французского авианосца "Арроманш".
-
Мировая Авиация 169
После победы Helldiver эксплуатировались во Франции, Греции, Италии, Португалии и Таиланде (на фото).
-
Aeroplane Monthly 1983-06
Другие самолёты на фотографии: Grumman J4F/OA-14 Widgeon/G-44 - США - 1941
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
Интерьер кабины пилота SB2C-3.
-
Мировая Авиация 113
Единственный прототип XSB2C-1, получивший повреждения во время испытаний в феврале 1941 года. Хотя самолет отремонтировали, ВМС США так и не смогли испытать его - 21 декабря 1941 года машина погибла из-за разрушения в полете крыла.
-
Air International 1995-09 / R.Francillon - From Torpedo and Scout Bombers to Attack Aircraft (2)
XSB2C-1 BuNo 1758 after its second accident on May 13, 1941. Note the dummy cannon protruding from the port leading edge.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
Посадка "Хеллдайвера" на палубу авианосца была нелегким делом. Вот один из типичных случаев при обучении этой "премудрости". Небольшая ошибка пилота, и самолет врезается крылом в палубную надстройку. Данный инцидент, обошедшийся, к счастью, без жертв, произошел на авианосце "Банкер Хилл" в сентябре 1943г.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
Иногда попытки сесть на палубу заканчивались так: 19 июля 1944 года пилот SB2C-3 "промахнулся" мимо авианосца "Хорнет". Самолет затонул, но экипаж удалось спасти.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
"Капризность" машины побеждалась опытом. Хорошо подготовленный пилот мог посадить "Хеллдайвер" даже с такими повреждениями.
-
АвиаМастер 2003-04 / В.Кондратьев - Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" /Монография/
Деревянная продувочная модель доработанного по результатам испытаний прототипа "Хеллдайвера". Обратите внимание на вставку из более светлой древесины, удлиняющую носовую часть самолета.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Curtiss SB2C-3 Helldiver
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Curtiss SB2C-4 Helldiver Dive-Bomber.
- Фотографии