Curtiss SB2C Helldiver / A-25 Shrike
Страна: США
Год: 1940


Двухместный палубный и сухопутный бомбардировщик-разведчик
Описание:
SB2C Helldiver / A-25 Shrike
Curtiss Model 84 (SB2C Helldiver и A-25 Shrike)
Фотографии

SB2C Helldiver / A-25 Shrike

Палубный пикирующий бомбардировщик и разведчик, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Крыло при хранении на авианосце складывается вверх. Спроектирован в КБ фирмы "Кэртис эйрплейн" под руководством Р. Блэйлока. Самолет XSB2C-1, ставший опытным образцом нового бомбардировщика, совершил первый полет 18 декабря 1940 г.
Серийное производство началось с июня 1942 г. Строился заводами "Кэртис" в Коламбусе и Сент-Луисе (только A-25), "Фэйрчайлд" в Лонгейле (Канада), "Кэнэдиан кар энд фаундри" (CCF) в Монреале (Канада). Всего построили около 7200 экз., в т.ч. 1194 в Канаде.
Экипаж - 2 чел. Мотор R-2600. Вооружение - в зависимости от модификации.
В период Второй мировой войны состоял на вооружении в США, Великобритании и Австралии.
Выпускались модификации:
  - SB2C-1, первая серийная модификация с мотором R-2600-8, трехлопастным винтом, вооружение 5x12,7 (поздние серии - 4x12,7+2x7,62), бомбы до 725 кг, со 2-й серии хвостовое колесо не убиралось, строилась "Фэйрчайлд" как SBF-1 и CCF как SBW-1, SBW-1B - экспортный вариант для Великобритании с отличиями по оборудованию;
  - A-25 "Шрайк", вариант для ВВС армии без механизма складывания крыла и палубного оборудования, но с увеличенными колесами;
  - A-25A, вариант предыдущего типа с отличиями по оборудованию, поставлялся авиации Корпуса морской пехоты как SB2C-1A; SB2C-1C, аналог поздних SB2C-1 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - SB2C-3 с мотором R-2600-20 и четырехлопастным винтом, на некоторых машинах (тип ЗЕ) устанавливалась РЛС, выпускались также аналогичные SBW-3 и SBF-3;
  - SB2C-4 с перфорированными тормозными щитками, наружными бомбодержателями под крылом, коком винта, вооружение 2x20+1,12,7, бомбы до 1200 кг, часть машин оборудована для подвески 8хНУР, вариант 4Е комплектовался РЛС, строились аналогичные SBW-4 и SBF-4 (включая 4Е, причем SBF-4E имел отличия по конструкции щитков шасси);
  - SB2C-5, вариант предыдущего типа с увеличенным запасом топлива.
Армия США использовала свои "шрайки" только для учебных целей и патрулирования побережья. Часть самолетов переделали в буксировщики мишеней. Аналогичная судьба постигла и самолеты Корпуса морской пехоты.
На флоте первым новые машины получил авианосец "Банкер Хилл". 11 ноября 1943 г. его бомбардировщики совершили первый боевой вылет - на японскую базу в Рабауле на о. Новая Британия. Им удалось утопить эсминец и повредить два крейсера. Позднее "хеллдайверы" приняли участие в боях за атолл Тарава.
С января по июнь 1944 г. SB2C разместили на авианосцах "Йорктаун", "Хорнет", "Уосп" и "Эссекс". Первым крупным сражением для них стал бой в Филиппинском море в июне. Американская авиация повредила пять японских авианосцев. Новый успех был достигнут в октябре, когда в проливе Сан-Бернардино под удар с воздуха попала эскадра адмирала Куриты. Совместными усилиями пикировщики и торпедоносцы потопили линкор "Мусаси". 7 апреля 1945 г. у о. Бономисаки подобным комбинированным ударом был уничтожен линкор "Ямато".
Австралийцы использовали полученные A-25A только для учебных целей. Британская морская авиация сформировала одну эскадрилью на самолетах SBW-1B ("Хеллдайвер" I) на территории США, для последующего ведения боевых операций на Тихом океане, но на фронт ее не отправили.
Производство "хеллдайверов" прекратили осенью 1945 г. Машины модификации SB2C-5 в боевых действиях против японцев уже не участвовали. Флот США снял самолет с вооружения в июле 1949 г.
В послевоенный период SB2C поставлялись в Италию, Францию, Грецию, Португалию и Таиланд. Греческие ВВС использовали их в гражданской войне 1948-1949 гг. против партизан фронта ЭЛАС. Во Франции этими машинами в июле 1949 г. укомплектовали авианосец "Арроманш". В ходе войны в Индокитае самолеты с него наносили удары по вьетнамским войскам.


SB2C-4
Размах:||15,14 м
Длина:||11,18 м
Моторы, количество х мощность:||1x1900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7536 кг
Максимальная скорость:||475 км/ч
Практический потолок:||8900 м
Дальность:||1870 км

Curtiss Model 84 (SB2C Helldiver и A-25 Shrike)

Последним и наиболее известным в серии Helldiver был самолет SB2C Helldiver начала 1940-х годов. Он стал последним боевым самолетом, построенным "Curtiss" для американских морской пехоты и ВМС, и самым многочисленным из всех пикирующих бомбардировщиков ВМС.
  В 1938 году ВМС США затребовали новый бомбардировщик-разведчик для замены SBC, все еще находившегося в производстве. По результатам проведенного тендера фирмы "Brewster" и "Curtiss" получили контракты на постройку прототипов. Вариантом "Brewster" был прототип XSB2A-1, пошедший в серию под обозначением SB2A Buccaneer. Прототип Curtiss Model 84, обозначенный ВМС как XSB2C-1, поднялся в воздух 18 декабря 1940 года, но в начале января 1941 года разрушился во время аварии. ВМС уже возлагали большие надежды на этот самолет, но лишь 18 месяцев спустя, в июне 1942 года в воздух поднялся первый серийный SB2C-1. Продолжительный период разработки в основном обуславливался тем, что в апреле 1941 года авиакорпус Армии США заказал 900 сухопутных A-25A Shrike. Создание Model S84 задерживалось из-за необходимости обеспечения максимальной взаимозаменяемости конструкции и оборудования для удовлетворения потребностей ВМС и Армии. Но лишь несколько A-25A поступили в Армию, большинство досталось морской пехоте под обозначением SB2C-1A.
  SB2C-1 был принят на вооружение ВМС США в декабре 1942 года, сначала машины поступили в 9-ю противолодочную эскадрилью, но дальнейшие задержки, обусловленные поиском наилучшей боевой компоновки, задержали массовые поставки самолетов до 1943 года.
  SB2C являлся практически цельнометаллическим монопланом с низкорасположенным консольным крылом - для хранения на авианосце внешние части консолей крыла складывались вверх. Стандартными являлись посадочное оборудование и приспособления для запуска с катапульты (последнее и складывающееся крыло на A-25A исключили). На прототипе и SB2C-1 устанавливался двухрядный звездообразный двигатель Wright R-2600-8 Cyclone 14 мощностью 1700 л.с. (1268 кВт). Вооружение состояло из четырех фиксированных 12,7-мм пулеметов в передней кромке крыла и двух наводимых 7,62-мм пулеметов в задней кабине, плюс до 454 кг бомб в бомбоотсеке в нижней части фюзеляжа.
  Общий выпуск составил более 7000 самолетов, и только 26 из них использовались во время войны другими странами. Многие самолеты продолжали эксплуатироваться в американском флоте в первые послевоенные годы, в конечном итоге часть из них продали другим странам.


Варианты

  SB2C-1C: 170 самолетов из первоначального заказа на 370 самолетов SB2C-1 - они получили вместо четырех крыльевых пулеметов две 20-мм пушки, буква "С" указывает на пушечное вооружение; обозначение в компании - Model 84А, всего выпустили 708 машин, в том числе 170 из заказа на SB2C-1
  XSB2C-2: прототип экспериментального дальнего гидроплана на основе переоборудованного Model 84С из ранней серии SB2C-1 -со сдвоенными поплавками и специальным оборудованием
  SB2C-3: второй серийный вариант, Model 84Е, построили 1112 самолетов с двигателем R-2600-20 мощностью 1900 л.с. (1417 кВт) и некоторыми усовершенствованиями
  SB2C-4: основной серийный вариант Model 84F, построили 1985 самолетов, отличался от SB2C-3 подкрыльевыми держателями для восьми 127-мм ракет или двух 227-кг бомб
  SB2C-4E: неизвестное количество SB2C-4 с БРЛС для ночных операций
  SB2C-5: Model 84G, окончательный серийный вариант фирмы "Curtiss" - с увеличенным объемом топлива, выпущено 970 самолетов
  XSB2C-6: два прототипа Model 84Н с двигателем R-2600-22 мощностью 2100 л.с. (1566 кВт), удлиненным фюзеляжем, прямоугольными законцовками крыла и увеличенным объемом топлива
  SBF-1: обозначение SBF использовалось для самолетов, выпускавшихся канадским филиалом "Fairchild Aircraft Corporation"; SBF-1 являлся эквивалентом SB2C-1C, выпущено 50 самолетов
  SBF-3:150 самолетов, в основном аналогичных SB2C-3
  SBF-4E: 100 самолетов, в основном аналогичных SB2C-4E
  SBW-1: обозначение SBW использовалось для самолетов, выпускавшихся "Canadian Car & Foundry Company"; the SBW-1 являлся эквивалентом SB2C-1C, выпущено 40 самолетов
  SBW-1E: подвариант SBW-1 для британских ВМС, предполагалось выпустить 450 самолетов; в конечном итоге построили только 26, они поступили на вооружение под обозначением Helldiver DB.Mk I, но в боевых действиях не участвовали
  SBW-3:413 самолетов, в основном аналогичных SB2C-3
  SBW-4E: 96 самолетов, в основном аналогичных SB2C-4E, их дополнили 174 самолета SBW-1B, построенные по стандарту SBW-4E


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Curtiss Model 84G Helldiver (SB2C-5)

  Тип: двухместный палубный и сухопутный бомбардировщик-разведчик
  Силовая установка: звездообразный ПД Wright R-2600-20 Cyclone 14 мощностью 1900 л.с. (1417 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4910 м - 418 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте - 238 км/ч; набор высоты 3050 м-за 8 мин 54 с; практический потолок 8045 м; дальность 2905 км
  Масса: пустого 4799 кг; максимальная взлетная 7220 кг в роли разведчика с максимальным запасом топлива
  Размеры: размах крыла 15,15 м; длина 11,18 м; высота 4,01 м; площадь крыла 39,20 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки М2 в передней кромке крыла и два наводимых 7,62-мм пулемета Browning в задней кабине для обороны задней полусферы, плюс до 907 кг бомб или одна торпеда в бомбоотсеке в нижней части фюзеляжа и на подкрыльевых держателях
SB2C-3 с авианосца "Лексингтон", февраль 1945г.
SB2C-3 Helldiver. Изображен самолет эскадрильи VB-7 палубной авиагруппы CVG-7 с авианосца "Хэнкок".
SB2C-4 с авианосца "Банкер Хилл", февраль 1945г.
SB2C-4E в послевоенной окраске, 1946г.
SB2C-5 из эскадрильи VB-89, осень 1945г.
A-25 "Шрайк" из 13-й учебно-тренировочной эскадрильи ВВС США, 1944г.
"Хеллдайвер" Mk.1 канадских королевских ВВС.
После войны многие Helldiver экспортировались - как изображенный здесь португальский самолет.
Редкий цветной снимок прототипа XSB2B-1 в полете, сентябрь 1941г.
Механизм складывания крыла SB2C-3.
SB2C "Хеллдайвер"
Восстановленный SB2C на авиашоу в Сент-Луисе.
Curtiss SB2Cs of VB-74 on the USS 'Midway' during Frostbite, 1946.
Один из 10 австралийских "Шрайков".
Эффектный вираж "Хеллдайвера" над океаном.
The two-seat Dauntless and Helldiver (nearest).
Американские "Шрайки", использовавшиеся для патрулирования вдоль западного побережья США.
Экипажи двух SB2C-3 из эскадрильи VB-1 с авианосца "Йорктаун" открыли фонари кабин, чтобы подышать свежим воздухом. Снимок сделан летом 1944 года в конце боевого похода. В задних кабинах видны спаренные 7,62-мм пулеметы.
Группа пикирующих бомбардировщиков SB2C в полете
Группа Helldiver под прикрытием истребителей F6F Hellcat направляется к очередной цели на Тихоокеанском ТВД. Хотя SB2C не пользовался популярностью у пилотов, он стал самым результативным пикировщиком союзников в годы Второй мировой войны.
В последние месяцы войны воздушные силы союзников обладали полным господством в воздухе. На фотографии самолеты «Эвенджер» и «Хэллдайвер» 83-й авиагруппы палубной авиации с авианосца «Эссекс» из-за облаков бомбят японский город Хакодате. Июль 1945 г.
Helldiver из учебного подразделения ВМС США совершает атаку с пикирования, сбрасывая 454-кг бомбу. В бомбоотсеке самолета могли разместиться два таких боеприпаса.
SB2C кружат над авианосцем "Хорнет", пока с палубы убирают два TBF Avenger, Китайское море.
Для восполнения потерь в битве в Филиппинском море с завода поступали новые машины: SB2C-3 грузят на палубу авианосца "Интрепид".
"Хеллдайвер" со сложенным крылом. Механик закрепляет штангу, соединяющую консоль с фюзеляжем.
"Красавица и чудовище" - американский пропагандистский снимок времен войны.
Летчицы из экипажей "Шрайков" - бомбардировщиков мишеней в авиационном училище Кэмп Дэвис.
SB2C-1, проходивший в 1943 году летные испытания в тестовом центре NACA.
SB2C-1 на авианосце "Йорктаун", конец 1943 г.
Один из первых "пушечных Хеллдайверов" SB2C-1C, Буффало, август 1943г.
SB2C-4 из эскадрильи VB-3 с авианосца "Йорктаун", февраль 1945г.
SB2C-4: хорошо видны перфорированные тормозные щитки.
Новый SB2C-4 во время облета заводским испытателем, 1944 г.
Отличительной чертой модификации SB2C-4E являлся контейнер под правым крылом, в котором размещалась РЛС
SB2C-5E с послевоенными опознавательными знаками, Техас, 1947 год. Под крылом видны подвески для НАР и контейнер радара AN/APS-4.
Последним серийным вариантом Helldiver был SB2C-5 с увеличенным на 132 л запасом топлива. Более или менее точные копии всех вариантов, выпускавшихся в Колумбусе, строились и двумя канадскими компаниями.
Пикировщики SB2C-5 из эскадрильи VA-9A на авианосце "Филиппин Си", Средиземное море, 1948 г.
Американская Армия скоро потеряла интерес к A-25A, как к пикировщику, и никогда не использовала его в бою. Оставшиеся самолеты, получившие обозначение RA-25A, использовались для обучения и буксировки мишеней.
Еще до первого полета прототипа Helldiver ВМС США проявили интерес к варианту с поплавковым шасси и одно время даже планировали приобрести 350 таких машин. Пятый серийный SB2C-1 переделали в поплавковый XSB2C-2 для испытаний, но вскоре стала ясна низкая боеспособность такой машины, и дальнейшую разработку прекратили.
В рамках ленд-лиза 450 Helldiver заказали ВМС Великобритании. Заказ на эти SBW-1B, похожие на SB2C-1, получила компания "Canadian Car & Foundry". Поставки начались в конце 1943 года, но были прекращены в 1944 году на 26-м самолете - испытания в Британии дали неудовлетворительные результаты. Под обозначением Helldiver DB.Mk I (на фото) самолеты поступили в 1820-ю эскадрилью, в боевых действиях они участия не принимали, и часть расформировали в декабре 1944 года.
После победы Helldiver эксплуатировались во Франции (на фото), Греции, Италии, Португалии и Таиланде. Последние боевые вылеты Helldiver состоялись в начале войны в Индокитае в 1954 году с палубы французского авианосца "Арроманш".
После победы Helldiver эксплуатировались во Франции, Греции, Италии, Португалии и Таиланде (на фото).
Интерьер кабины пилота SB2C-3.
Единственный прототип XSB2C-1, получивший повреждения во время испытаний в феврале 1941 года. Хотя самолет отремонтировали, ВМС США так и не смогли испытать его - 21 декабря 1941 года машина погибла из-за разрушения в полете крыла.
Посадка "Хеллдайвера" на палубу авианосца была нелегким делом. Вот один из типичных случаев при обучении этой "премудрости". Небольшая ошибка пилота, и самолет врезается крылом в палубную надстройку. Данный инцидент, обошедшийся, к счастью, без жертв, произошел на авианосце "Банкер Хилл" в сентябре 1943г.
Иногда попытки сесть на палубу заканчивались так: 19 июля 1944 года пилот SB2C-3 "промахнулся" мимо авианосца "Хорнет". Самолет затонул, но экипаж удалось спасти.
"Капризность" машины побеждалась опытом. Хорошо подготовленный пилот мог посадить "Хеллдайвер" даже с такими повреждениями.
Деревянная продувочная модель доработанного по результатам испытаний прототипа "Хеллдайвера". Обратите внимание на вставку из более светлой древесины, удлиняющую носовую часть самолета.
Curtiss SB2C-3 Helldiver