Consolidated PBY Catalina
Страна: США
Год: 1935
Летающая лодка

Морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка-амфибия) с экипажем 7-9 человек
Описание:
PBY Catalina
Consolidated Model 28 (PBY Catalina)
Фотографии:

Ч/б фото (84)

PBY Catalina

Летающая лодка и амфибия. Двухмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль. Создана в КБ "Консолидэйтед эйркрафт компани" как "модель 28" под руководством А. Лэддена. Опытный образец лодки, обозначенный XP3Y-1, совершил первый полет 21 марта 1935 г. Серийное производство начато в сентябре 1936 г. Самолет строился в США на заводах "Консолидэйтед" (Сан-Диего, Новый Орлеан) и NAF (Филадельфия), в Канаде - "Боинг" (Ванкувер) и "Кэнедиэн Виккерс" (с 1944 г. - "Канадэр", Монреаль), в Советском Союзе - # 31 (Таганрог). В СССР сборку из привозных узлов начали в мае 1938 г., самостоятельное производство - с конца 1939 г. Всего было выпущено 3299 экз., в том числе в Таганроге 27 экз. (включая собранные из импортных узлов). Самолеты, экспортированные в Великобританию, с конца февраля 1940 г. дорабатывались заводами "Кэйрдс ярд" (Гринок), "Скоттиш авиэйшн" (Престуик) и "Саундерс Роу" (Бомэрис). В ходе доработки устанавливались РЛС, импульсные прожекторы и приборы английского производства, проводилось усиление редана.
Экипаж - 7-8 чел., в боевых условиях-до 10-11 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Самолеты этого типа состояли на вооружении в США с октября 1936 г., в СССР - с 1939 г., в Австралии - с февраля 1941 г., в Великобритании - с марта 1941 г., в Канаде - с июня 1941 г., в Голландской Ост-Индии - с сентября 1941 г., в Новой Зеландии - с апреля 1943 г.
Выпускались следующие основные модификации:
  - PBY-1 с моторами R-1830-64, вооружение 4x7,62, бомбы до 1820 кг или две торпеды;
  - PBY-2 с измененным хвостовым оперением;
  - PBY-3 с моторами R-1830-66;
  - PBY-4 с моторами R-1830-72 и антиобледенителями;
  - PBY-5 с моторами R-1830-82, измененным хвостовым оперением, бортовыми стрелковыми установками в блистерах; вооружение 2x12,7+2x7,62, на поздних сериях 2x12,7+3x7,62, с июля 1941 г. устанавливались РЛС;
  - PBY-5A, амфибия на базе PBY-5, для Великобритании строились подобные амфибии "Каталина" IIIA с вооружением 6x7,69 и отличиями по оборудованию, для Канады - "модель 28-5AMC" ("Кансо" А), для ВВС армии США - OA-10 и OA-10A;
  - "Каталина" I ("модель 28-5ME"), экспортный вариант для Великобритании с вооружением 6x7,69, выпускались также почти аналогичные лодки типов "Каталина" II с отличиями по оборудованию, "модель 28-5MC" ("Кансо") для Канады, "модель 28-5MN" для Голландской Ост-Индии, "модель 28-MA" для Австралии;
  - ГСТ, советский вариант на базе PBY-1 ("модель 28-2") с моторами М-62Р (позднее М-62ИР) и вооружением 4x7,62, бомбы до 2000 кг, первые два самолета выпущены с американскими двигателями R-1820-G3:
  - PBY-5B, вариант PBY-5 для поставки в Великобританию по ленд-лизу ("Каталина" IA);
  - PB2B-1 ("Каталина" IVB), лодка канадской постройки, близкая к PBY-5;
  - PBU-1 (OA-10A, "Кансо" А, "Каталина" IVA), амфибия, выпускавшаяся фирмой "Виккерс" в Канаде;
  - PBN-1 с измененными очертаниями лодки, новым хвостовым оперением, вооружением 3x12,7+1x7.62;
  - PBY-6A (OA-10B), сочетание фюзеляжа и крыла PBY-5A с хвостом PBN-1, вооружение 3x7,62+2x12,7;
  - PB2B-2 ("Каталина" VI), канадской постройки, сочетание лодки PBY-5 с хвостом по типу PBN-1.
Английские "каталины" начали использоваться в Атлантике с марта 1941 г. 29 апреля летающая лодка потопила первую вражескую субмарину. В мае они участвовали в охоте на немецкий линкор "Бисмарк", наводя на него корабли и самолеты. В это же время их впервые привлекли к сопровождению конвоев из Америки.
С июля английские "каталины" начали перевозку срочных грузов в Архангельск. Лодки этого типа Королевские ВВС применяли и на Тихом океане. "Каталина", расстрелянная японскими истребителями у берегов Малайи, стала первым самолетом союзников, уничтоженным на этом театре. Летающие лодки участвовали в обороне Малайи и Сингапура, боевых операциях в Голландской Ост-Индии. В конце 1941 г. самолеты этого типа разместили также в Исландии и Гибралтаре. С февраля 1942 г. английские машины с баз в Шотландии начали противолодочное патрулирование на маршрутах следования союзных конвоев в СССР Осенью того же года одна эскадрилья "каталин" временно дислоцировалась на Кольском полуострове.
В 1942-1943 гг. английская авиация применяла лодки этого типа в северной и южной частях Атлантики, в Средиземном море, Индийском океане и арктических водах как дальние разведчики, самолеты ПЛО и для проведения спасательных работ. В последнем случае они иногда несли сбрасываемые шлюпки.
В Юго-Восточной Азии с "каталин" ставили донные мины. Там же летающие лодки высаживали диверсионно-разведывательные группы в тылу противника.
Американские самолеты с осени 1939 г. приступили к систематическому патрулированию 200-мильной зоны вдоль атлантического побережья США, а затем практически всей судоходной трассы в Англию. На обнаруженные немецкие корабли и подводные лодки наводились английские флот и авиация. В декабре 1941 г. американские лодки встретили войну на передовых базах на Гавайях и Филиппинах. "Каталины" участвовали во всех крупных операциях армии и флота США на тихоокеанском театре. Они применялись как разведчики, дневные и ночные бомбардировщики, постановщики мин, транспортные, противолодочные и спасательные самолеты. Например, на подходах к Мидуэю четыре PBY-5 нанесли первый торпедный удар по подходящему к атоллу японскому соединению. Летающие лодки эксплуатировались как с берега, так и с плавбаз.
Американские самолеты действовали также в Карибском бассейне, у берегов Бразилии и в Средиземноморье. PBY-5A с магнитными детекторами использовались "Гибралтарским барьером" - многослойным заслоном на пути проникновения немецких подводных лодок в Средиземное море. Операции "каталин" на Тихом океане продолжались вплоть до капитуляции Японии.
Канадские машины в основном обеспечивали ПЛО в Северной Атлантике. Голландские 28-5MN с января по март 1942 г. вели боевые действия против японцев, затем были эвакуированы в Австралию и на Цейлон. Австралийские и новозеландские машины воевали на Тихом океане до поражения Японии.
Советские ГСТ с апреля 1940 г. эксплуатировались на Черноморском, с июля того же года - на Северном флоте. С первых дней войны они вели разведку и противолодочное патрулирование. На севере эти машины также использовались как дневные, а с осени 1941 г.- как ночные бомбардировщики. 13 июля звену ГСТ удалось повредить бомбами немецкий эсминец. Далее они в основном занимались охотой за подводными лодками и сопровождением конвоев.
На Черном море их часто использовали как транспортные самолеты. В январе 1942 г. они перевозили грузы в осажденный Севастополь, а в апреле - участвовали в эвакуации города. Последний случай боевого применения ГСТ - высадка десанта морской пехоты в Варне (Болгария) в сентябре 1944 г.
В боевых действиях на севере до конца войны участвовали МП-7 (ГСТ) полярной авиации. Они были вооружены так же, как ГСТ авиации флота.
В 1944 г. в СССР начали перегонять из США летающие лодки PBN-1. С июня они поступили на вооружение ВВС Беломорской военной флотилии и Северного флота, с июля - Черноморского, с сентября - Тихоокеанского, с августа - Балтийского флотов. Эти самолеты использовались как разведчики и охотники за подводными лодками, а также для спасения экипажей сбитых самолетов. В сентябре 1944 г. с этих машин высаживались десанты в Варне и Бургасе. К маю 1945 г. PBN-1 стал самым массовым типом гидросамолета в советской морской авиации.
С лета 1945 г. из США начали поставлять амфибии PBY-6A. Они вместе с PBN-1 приняли участие в войне с Японией. Эти машины вели разведку в Японском и Охотском морях, Татарском проливе, спасали летчиков, приводнившихся в море. В августе 1945 г. амфибии высадили десант на аэродроме в Гензане (Корея). Крупные десантные операции проводились в гаванях Порт-Артура и Дайрена. Позднее летающие лодки и амфибии доставляли морских пехотинцев в различные пункты Сахалина и Курильских островов. Самолет сняли с производства в СССР в ноябре 1940 г., в Канаде - в мае 1945 г., в США - в сентябре 1945 г. С вооружения эти машины сняли в Канаде - осенью 1945 г., в Великобритании - в конце 1946 г., в Австралии - в 1953 г., в Новой Зеландии - в декабре 1956 г. В США они летали в авиации флота до 1949 г. (находились в резерве до января 1957 г.), в ВВС - до января 1953г., в Береговой охране - до апреля 1954 г.
В Советском Союзе последний ГСТ эксплуатировался на Северном флоте до осени 1945 г. В полярной авиации они дожили до середины 1948 г., в гражданской один МП-7 летал до 1949 г. Лодки американского производства с 1952 г. начали заменяться отечественными Бе-6. На Балтийском флоте они летали до мая 1954г., на Черноморском-до октября 1955 г., на Тихоокеанском - до августа 1957 г. В гражданской авиации последние машины на Дальнем Востоке списали в 1958 г.
В послевоенный период "каталины" приняли на вооружение в Аргентине, Бразилии, Дании, Доминиканской республике, Израиле, Колумбии, Индонезии, Мексике, Нидерландах, Норвегии, Перу, Франции, Швеции, Японии. Голландские машины участвовали в колониальной войне в Индонезии в 1946-1948 гг., израильские - в войне с Египтом в 1956 г. Последней боевой операцией для "Каталины" стала высадка кубинских контрреволюционеров в заливе Кочинос в апреле 1961 г., в которой участвовал один самолет без вооружения.


PBY-5A||
Размах:||31,7м
Длина:||19,47 м
Моторы, количество х мощность:||2х 1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||16100 кг
Максимальная скорость:||288 км/ч
Практический потолок:||4500 м
Дальность:||4060 км

Consolidated Model 28 (PBY Catalina)

Учитывая потребность в патрульной летающей лодке большей дальности и грузоподъемности, чем P2Y или Martin P3M, в октябре 1933 года ВМС США подписали контракт с "Consolidated" и "Douglas" на постройку прототипов Consolidated XP3Y-1 и Douglas XP3D-1. Был построен только один экземпляр конструкции Douglas, a XP3Y-1 положил начало самому массовому семейству летающих лодок в истории авиации.
  Самолет, получивший в "Consolidated" обозначение Model 28, как и его предшественник P2Y, имел крыло типа парасоль. Однако у новой машины благодаря установке внутренних стоек крыло стало практически свободнонесущим, хотя и имело при этом по две небольших обтекаемых стойки между фюзеляжем и центральной секцией крыла с каждой стороны. Другим новшеством, улучшающим аэродинамические качества, стала установка стабилизирующих поплавков - убираемые во время полета, они превращались в обтекаемые законцовки крыла. Двухреданная лодка была очень схожа с конструкцией P2Y, но Model 28 имела свободнонесущее крестообразное хвостовое оперение. Силовая установка включала два двигателя R-1830-54 Twin Wasp мощностью по 825 л.с. (615 кВт), установленных на передней кромке крыла, а вооружение состояло из четырех 7,62-мм пулеметов на подвижной установке и до 907 кг бомб на наружной подвеске.
  После первого полета, состоявшегося 28 марта 1935 года, самолет XP3Y-1 был вскоре передан в ВМС США для эксплуатационных испытаний, которые подтвердили улучшение летно-технических характеристик по сравнению с существующими патрульными летающими лодками. Оценив увеличенные дальность полета и грузоподъемность, ВМС США настояли на дальнейших работах по доведению самолета до категории патрульного бомбардировщика. В октябре 1935 года прототип был возвращен в "Consolidated" для проведения необходимых переделок. Работа включала установку двигателей R-1830-64 мощностью 900 л.с. (671 кВт) на 60 экземплярах PBY-1 (обозначение патрульного бомбардировщика), заказанных 29 июня 1935 года. В то же время переделке подверглось и вертикальное хвостовое оперение. Новый прототип под обозначением XPBY-1 впервые поднялся в воздух 19 мая 1936 года. В октябре 1936 года, после завершения испытаний, машина была передана в патрульную эскадрилью ВМС США VP-11F, в тот же месяц в подразделение начали поступать первые лодки PBY-1.
  Незначительные изменения в плане оборудования привели к появлению обозначения PBY-2 для второго серийного заказа на 50 лодок Model 28-2, размещенного 25 июля 1936 года. 27 ноября 1936 года были заказаны 66 летающих лодок PBY-3 (Model 28-3), а 18 декабря 1937 года - еще и 33 лодки PBY-4 (Model 28-4). Эти машины оснащались двигателями R-1830-66 мощностью 1 000 л. с. (746 кВт) и R-1830-72 Twin Wasp мощностью 1050 л. с. (783 кВт) соответственно. На всех экземплярах PBY-4, кроме первого, бортовая пулеметная установка прикрывалась вместо сдвижной заслонки прозрачным блистером, ставшим характерным элементом всех последующих серийных лодок.
  В апреле 1939 года первый экземпляр серийного PBY-4 был возвращен в компанию для установки колесного шасси, что позволило бы использовать машину в качестве амфибии. Построенный в ноябре 1939 года самолет получил обозначение XPBY-5A. Испытания подтвердили значительное преимущество конструкции амфибии, и 33 самолета, из построенных по заказу ВМС США PBY-5, были переделаны в амфибии PBY-5A (всего заказ включал 684 самолета Model 28-5 с двигателями R-1830-82 или -92 мощностью 1200 л.с. (895 кВт) и топливными баками большей емкости). 25 ноября 1940 года дополнительно были заказаны 134 амфибии PBY-5A.
  Широкомасштабное использование самолетов серии PBY выявило необходимость усовершенствования гидродинамики фюзеляжа. Соответствующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы провели на авиационном заводе ВМС "Naval Aircraft Factory" (NAF), и вскоре был получен заказ на 156 модифицированных самолетов, получивших обозначение PBN-1 Nomad (155 машин). Это было сделано для того, чтобы изменения в конструкции и переналадка производства не помешали основной работе "Consolidated". Однако в последнюю партию серийных машин, построенных "Consolidated" с апреля 1944 года по апрель 1945 в количестве 175 самолетов PBY-6A, в конструкцию уже были внесены изменения, соответствующие усовершенствованиям NAF.
  С середины 1937 года самолеты серии PBY были срочно переданы в эксплуатацию ВМС США, и к моменту вступления США во Вторую мировую войну ими была оснащена 21 эскадрилья. СССР также проявил интерес к самолету и заказал три машины, заключив соглашение о выпуске самолета по лицензии. Поставка трех самолетов сопровождалась прибытием команды инженеров компании "Consolidated", помогавших наладить производство. Самолеты получили обозначение ГСТ (гидросамолет транспортный) и оснащались звездообразными двигателями М-62 разработки А. А. Микулина, представлявшими собой модификацию М-25 (построенный по лицензии Wright R-1820 Cyclone) мощностью 900-1000 л.с. (671-746 кВт). Первый ГСТ появился в конце 1939 года. Общее число самолетов, построенных для ВМС СССР в период Второй мировой войны и, возможно, до 1948 года, составило, по неуточненным данным, от 400 до 1000 машин (точно известно о 185 летающих лодках PBY, поставленных в СССР в годы войны).
  В Европе же первой интерес к самолету проявила Великобритания - был приобретен один Model 28-5 для оценки. В июле 1939 года машина была отправлена в экспериментальный центр авиации ВМС, с началом войны испытания были прекращены, но была заказана первая партия из 50 машин, получивших обозначение Catalina Mk I.
  Первые поставки Catalina в Королевские ВВС прошли в начале 1941 года, самолеты отправились в 209-ю и 240-ю эскадрильи Берегового командования. Постепенно самолетом Catalina оснастили девять эскадрилий Берегового командования и 12 эскадрилий, дислоцированных за рубежом. Королевские ВВС получили около 700 самолетов, все они, за исключением 11 машин PBY-5A, переданных Соединенному Королевству из заказа ВМС США, не были летающими лодками. В их число входили 109 самолетов Catalina Mk I, аналогичных PBY-5 для ВМС США, 14 аналогичных Catalina Mk IA канадской постройки, 225 Catalina Mk IB (PBY-5B), шесть усовершенствованных Catalina Mk II, 36 самолетов Catalina Mk НА канадской постройки, 12 машин Catalina Mk IIIA (PBY-5A), 97 самолетов Catalina Mk IVA (PBY-5), 193 самолета Catalina Mk IVB, построенных канадской "Boeing Aircraft of Canada" под обозначением PB2B-1 и в целом аналогичных неамфибийному PBY-5, и 50 самолетов Catalina Mk VI, представлявших собой PB2B-2 постройки "Boeing" с увеличенным вертикальным оперением, впервые использованным на PBN-1. Самолет Catalina Mk V никогда не использовался в Королевских ВВС, это обозначение было присвоено потенциальным "сменщикам" PBN-1, которые никогда не передавались в Соединенное Королевство.
  Вскоре после получения первого заказа Великобританией, Франция заказала 30 машин. Ни один из самолетов под обозначением Model 28-5MF не был передан в эксплуатацию до капитуляции Франции. Остальные зарубежные заказы, полученные в то же время, включали в себя 18 самолетов для вспомогательных британских ВВС и 48 для правительства Дании, использовавшего их в Голландской Вест-Индии.
  Канада была одновременно и производителем, и покупателем Catalina. Согласно соглашению между Канадой и США, производственные линии в Канаде налаживали канадский филиал компании "Boeing Aircraft" и "Canadian Vickers". Выпуск самолетов канадским "Boeing" составил 362 самолета, в их число входили 240 PB2B-1, отправленных в Австралию, Новую Зеландию и Великобританию, 50 PB2B-2 для Великобритании, 17 неамфибийных Catalina для Королевских ВВС Канады, 55 амфибий, получивших в канадских ВВС обозначение Canso. Компания "Canadian Vickers" построила 379 машин, аналогичных PBY-5A, 149 из них были переданы Королевским ВВС Канады. Из оставшихся 230 самолетов ВМС США планировали использовать 183 машины под обозначением PBV-1A, но ни одного самолета поставлено не было. Последние были отправлены в ВВС Армии США, получившие ранее от американских ВМС 56 самолетов PBY-5A под обозначением OA-10. Эти самолеты использовались во время Второй мировой войны в качестве поисково-спасательных, некоторые несли сбрасываемые спасательные лодки под каждой плоскостью крыла. 230 самолетов, построенных компанией "Canadian Vickers", получили в ВВС Армии США обозначение OA-10A. Окончательной модификацией стал самолет PBY-6A, полученный в количестве 75 машин под обозначением OA-10B.
  После Второй мировой войны самолеты серии PBY использовались во многих странах, после того как американские машины, ставшие после войны лишними, были переданы союзникам.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Consolidated PBY-5A

  Тип: морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка-амфибия) с экипажем 7-9 человек
  Силовая установка: два звездообразных ПД Pratt & Whitney R-1830-92 Twin Wasp мощностью 1200 л. с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 288 км/ч на высоте 2135 м; крейсерская скорость на оптимальной высоте 188 км/ч, набор высоты 3050м-за 19мин 18с; практический потолок 4480 м; дальность 4096 км
  Масса: пустого 9485 кг; максимальная взлетная 16 066 кг
  Размеры: размах крыла 31,70 м; длина 19,47 м; высота 6,15 м; площадь крыла 130,06 м2
  Вооружение: два 7,62-мм пулемета Browning на носовой турели, один 7,62-мм пулемет Browning на подвижной установке в задней части фюзеляжа (стрелковый люк), по одному 12,7-мм пулемету Browning на подвижной бортовой установке на каждом из двух кронштейнов, плюс до 1814 кг бомб или глубинных бомб на наружной подвеске
PBY
The Consolidated PBY Patrol Flying-boat. This view shows the beaching chassis and the lowered wing-tip floats.
A consolidated PBY flying boat of the U.S. Navy taking off from San Diego for the Panama Canal zone, 3,080 miles away. Thirteen machines made the trip non-stop.
The Consolidated PBY Patrol Flying-boat (two 1,000 h.p. Pratt & Whitney "Twin-Wasp" engines).
Защитное вооружение PBY-1 состояло из одного пулемета калибра 7,62 мм в носовой стрелковой установке и по такому же пулемету с каждого борта в средней части корпуса. Можно было добавить еще один пулемет в тоннеле внизу хвостовой части корпуса.
В ноябре 1939 года "Consolidated" впервые подняла в воздух XPBY-5A. Он получил трехколесное шасси от PBY-4 и стал первым из амфибийных вариантов, обозначавшихся буквой "А".
Самолет "Guba" принадлежал Ричарду Эрчболду, партнеру Американского музея естественной истории, который совершил на этом не имевшем вооружения PBY-1 экспедицию на Новую Гвинею. Эрчболд и его команда исследовали флору и фауну региона и даже обнаружили несколько неизвестных ранее племен туземцев. Затем "Guba" был продан СССР, использовавшему его при поисках самолета Сигизмунда Леваневского, пропавшего в районе Северного полюса. Эрчболд приобрел другой самолет, названный "Guba II". На этой машине он проводил исследования в районе Тихого океана по заказам правительств Англии и Австралии и стал первым человеком, облетевшим вокруг мира на гидросамолете.
Общее уважение к PBY иллюстрируется фотографией четырех патрульных эскадрилий ВМС США, построенных в Сан-Диего для съемок фильма "Крылья флота" ("Wings of the Navy") компании "Warner Brothers".
Южноафриканская "Каталина" IV на базе Конгелла
Компания "American Export Lines", суда которой перевозили грузы между Восточным побережьем США и Средиземноморьем, приобрела один PBY-4, чтобы исследовать возможные маршруты для воздушного сообщения с Европой. На снимке - новый самолет получает крещение. С 9 июля по 4 августа 1939 года эта машина преодолела 40120 км, исследуя маршруты между Нью-Йорком, Азорами и Марселем.
Во время боев за Алеутские острова противником PBY была не только японская авиация, но и погода. Часто в условиях практически нулевой видимости экипажи этих машин занимались поиском японских сил, с которыми они иногда вступали в схватки. В одной из них американцам даже удалось сбить истребитель "Zekes". Когда японцы вывели свои войска с острова Кыска, PBY использовались для нанесения ударов по захваченным Курильским островам и ведения разведки.
LESS AND LESS: The Martin and Sikorsky companies have lately produced flying boats of startling aerodynamic efficiency and now the Consolidated company has contributed to the concerted "cleaning up" by making provision in this new P3Y-1 patrol boat for the floats to be hoisted up in flight to form the tips of the wing. Incidentally, this is the boat which made the fine Panama-'Frisco flight recorded on this page last week. Sixty of these machines are being built for the U.S. Navy.
PBY-5
Амфибия Консолидейтед PBY-5A "Каталина"
The Consolidated Vultee PBY-5A Catalina Amphibian (two Pratt & Whitney R-1830-92 engines).
The Convair Catalina, one of the ageing types still used by some countries for inshore maritime patrol work. Aircraft illustrated is a PBY-5A of the Argentine Navy
Многоцелевой самолет-амфибия Consolidated Catalina.
Амфибия PBY-5a у берега о.Адак (Алеуты), 1943 г.
На PBY стояли два мотора Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp. Двигатели смонтированы на высокорасположенном крыле для обеспечения зазора между винтами и водной поверхностью. После взлета концевые поплавки складывались, формируя законцовки крыла.
Амфибия PBY-5A с маркировкой, характерной для американских самолетов в начальный период войны. После японского удара по Перл- Харбору был размещен заказ на постройку 710 амфибий PBY-5A, часть из которых в рамках ленд-лиза передали Великобритании.
The Consolidated Vultee PBY-5 Catalina Patrol Bomber Flying-boat (two Pratt & Whitney R-1830-92 engines).
Американская разведывательно-патрульная летающая лодка PBY-5 "Каталина" над Тихим океаном, лето 1942г.
Амфибия PBY-5a, тщательно отреставрированная в США, используется одной швейцарской фирмой для демонстрационных и рекламных целей
Главной новинкой в битве за Атлантику стал радар ASV, способный обнаружить всплывшую либо идущую под шнорхелем субмарину. У этого самолета под плоскостями установлены антенны радара типа Yagi.
Летающая лодка PBY-5 над Аляской, август 1941 г.
И бразильцы, и американцы активно использовали над Южной Атлантикой "Каталины"
Специальные эскадрильи Catalina "Black Cats", самолеты которых были окрашены в черный цвет, были созданы для действий ночью. Во время войны на Тихом океане эти подразделения потопили много японских судов.
Consolidated PBY-5A Catalina, разбрызгивая грязь, приземляется на Амчитке, январь 1943 года. Остров был освобожден от японцев днем раньше, и это позволило американцам атаковать вражескую базу на Атту.
A dozen Catalinas were supplied to the FACh in both PBY-5 and OA-10 versions, the former version being illustrated
В ходе войны, наряду с поисково-спасательными SC-47D (позднее HC-47D), ВВС США стали использовать для спасения сбитых пилотов OA-10). Спасательный плот подвешивался под крылом и мог быть сброшен рядом с пострадавшим самолетом. Операции по спасению часто проводились совместно с ВМС и Береговой охраной США. Оснащенные OA-10 поисково-спасательные эскадрильи (Emergency Rescue Squadrons - ERS) базировались no всему миру, от Гренландии до острова Вознесения.
Летающая лодка "Каталина"
210-я эскадрилья, летавшая на лодках раннего типа Catalina Mk I, базировалась в Обане, но ее подразделения дежурили в Рейкьявике, Саллом By и Стрэнриэ. Именно самолет 210-й эскадрильи обнаружил 26 мая 1941 года линкор "Бисмарк" и следил за ним, что позволило английским кораблям догнать и потопить немецкий рейдер.
Catalina I W8406 of 209 Squadron, photographed in early 1941. Nos 209 and 240 Squadrons were the first Coastal Command units to recieve the type into service.
Эта Catalina Mk I из 209-й эскадрильи летала на разведку в Северной Атлантике. В апреле 1941 года эта авиачасть, базировавшаяся в Арчдэйле (округ Фермэйна), заменила свои старые машины Saro Lerwick на летающие лодки Catalina. С марта 1942 года эскадрилья патрулировала над Индийским океаном с баз в восточной Африке.
An amphibian Catalina III, or PBY-5A, serving in the RAF. Note the under­carriage wheel. First deliveries to the RAF of the Catalina Mk I began early in 1941.
Три Catalina Mk IB 240-й эскадрильи специального назначения выполняли задания по скрытной заброске и спасению агентов на побережьях Бирмы и Малайи.
A Catalina IVA of 210 Sqn equipped with a Leigh Light under the starboard wing for illuminating U-boats detected at night. This photograph of JX574 was taken in 1944, after the squadron was reformed and again based at Sullom Voe.
Первыми поставками по ленд-лизу в Великобританию стали 170 Catalina Mk IB (аналоги PBY-5). Этот образец оснащен бортовой РЛС Mk II и был приписан к 202-й эскадрилье с базой в Гибралтаре.
Одним из важных приобретений британского Берегового командования в 1941 году стали американские летающие лодки Consolidated Catalina, которые могли патрулировать над морем до 15 часов.
"Каталина" I из 240-й эскадрильи английских ВВС в порту Кочин (Индия), август 1942 г.
Catalina I W8424 in Icelandic waters. Only the Mk III, was amphibious, and only 11 of them were supplied to the RAF.
The twin sting in the tail of a Catalina. This example is a US PBY-5A equip­ped with 0-5in machine guns in the blisters.
The wheeled undercarriage identifies this Catalina as a Mk III. FP529 was one of only 11 Mk IIIs supplied to the RAF. RAF Catalinas were powered by two 1,200 h.p. Twin Wasp R-1830s.
Another Catalina III. Note the wing floats retracted out of the way into the wingtips.
This Catalina IIA, VA703, was one of a batch ordered for use by the R.C.A.F. but diverted to Britain and renumbered in the VA serial group long before that range had been reached in proper allocating sequence.
The PBY-5A Catalina that fulfilled the air-sea rescue role.
A distant cousin by marriage. Adastra Hunting Geophysics (Pty.) Ltd , of Australia, is currently operating a Consolidated PBY-5A Canso amphibian (VH-AGB) with all the aerial prospecting trimmings. Note unusual removal of wingtip floats.
American owned and crewed and Canadian registered is this converted PBY-5A, which is operated by the Hycon Aerial Surveys Company of California, U.S.A.
Канадские Canso А долго служили в ВВС страны. Тринадцать самолетов переделали в транспортные, оснастив их краном для перемещения грузов. Другие машины использовались при картографировании полярных районов Канады. Последние Canso, использовавшиеся в качестве поисково-спасательных самолетов, были отправлены в отставку в ноябре 1962 года.
The Consolidated PBY-5A Canso water bomber made its appearance in 1961. 800 Imp gal are carried in the hull.
The PBY-5A Canso is CF-FFA (sin 46522, fleet number 7), one of eight operated from Victoria by Flying Fireman Ltd; in all, 31 PBY-5As were on the Canadian register last year.
A Catalina flying-boat of the R.C.A.F. "Tusker" Squadron in Ceylon.
Первым самолетом ВМС Франции, попавшим во Вьетнам, стала данная летающая лодка Catalina, прибывшая в Индокитай 27 октября 1945 года. Около самолета - японские военнопленные, которых в то время было много в Индокитае.
"Каталина" (борт 5S-10), перехватившая 11 мая 1955г. судно с грузом контрабанды
Photographed at Prestwick on 12th July was this Canso owned by the Monsanto Chemicai Co. of St. Louis. U.S.A. It is a luxury conversion with two lifeboats under the wings and a diving platform near the stern. Colour scheme is all white with green lines.
PBY-5A N4760C of Geoterrex Surveys, with modified rudder and magnetometer tail-boom, diverted to Gatwick from Nantes on 20/8/77.
Naval Aircraft Factory (Convair PBY-6A) PBN-1 Catalina is a luxury executive amphibian. Note the rear ventral entry stairs and the revised, square-topped fin.
Самолеты PB2B-2 канадского подразделения "Boeing" отличались более высоким килем, появившимся впервые на PBN-1 Nomad. Большинство PB2B-2 несли РЛС сантиметрового диапазона, размещавшуюся над кабиной в обтекателе.
The Naval Aircraft Factory PBN-1 Catalina Flying-boat (two 1,200 h.p. Pratt & Whitney R-1830-92 engines).
PBN-1 Nomad постройки NAF, Филадельфия, отличались более узким и высоким рулем направления, топливными баками увеличенной емкости и более длинным корпусом со смещенным к хвостовой части задним реданом.
The Naval Aircraft Factory PBN-1 Catalina Flying-boat (two Pratt & Whitney R-1830-92 engines).
Built by Boeing in Canada, the Catalina VI was distinguished by the tall fin and rudder. This variant did not become operational.
On a congested Long Beach awaits installation of its ferry kit on May 20, 1975. Adjacent is the Cousteau Society's PBY-6A N101CS.
Плавбаза снабжения гидросамолетов "Маккинак". На заднем плане видны две ее "подопечные" "Каталины".
"Митчеллы" и "Каталины" на стоянках аэродрома острова Амчитка. Лето 1943г.
500-фунтовые бомбы под крылом "Каталины"
Catalina уже несли службу за несколько лет до начала Второй мировой войны - первый самолет поднялся в воздух в 1935 году. Предвоенные годы прошли для самолетов довольно спокойно - основным их занятием были рутинные тренировочные полеты. Но иногда PBY попадали на первые полосы газет. Например, перебазирование одного звена эскадрильи VP-6 из Сан-Диего в Перл-Харбор, в документах флота упоминавшееся как "обычная переброска персонала и снаряжения", вызвало большой интерес у представителей прессы. Перелет, продолжавшийся 21 ч 48 мин, широко освещался в печати.
ГСТ
Если накануне Великой Отечественной войны советским конструкторам удалось создать вполне современные боевые самолеты, то матчасть для ГВФ предполагалось переоснастить исключительно за счет лицензионного выпуска американских образцов. Ничего сопоставимого по эффективности и надежности, сравнимого с легендарными "дакотой" и "каталиной", нашим конструкторам не удалось разработать.
Подготовка к боевому вылету гидросамолета ГСТ из 118-го ОРАП СФ
Подготовка к боевому вылету дальнего морского разведчика ГСТ из 7-й отдельной эскадрильи ВВС Черноморского флота, Севастополь, сентябрь 1941г.
"Каталина" 16-го драп принимает десант морской пехоты, конец августа 1945г.
Летающая лодка PBN-1
"Каталины" PBN из 117-го драп, 1945г. В ходе войны с Японией самолеты этого типа с успехом использовались как для разведки морских коммуникаций, так и для высадки тактических десантов.
"Каталины" 16-го РАП авиации Тихоокеанского флота на внешнем рейде Порт-Артура
"Каталины" над Порт-Артуром
25 августа 1945 г. "Каталины" 16-го РАП доставили десанты в Порт-Артур и Дальний
Самолет-амфибия PBY-6A авиации ВМФ СССР
В Полярной авиации эксплуатировалась разнообразнейшая техника. На переднем плане - Дорнье "Валь", в центре - МП-1, за ним - МП-6а, далее - "Каталины"
Летающая лодка PBY-6A Каталина из состава 17-й ОМДРАЭ. Конец 40-х годов.
Experimental
Одним из редких вариантов, в которые переделывали PBY-4 и PBY-5, был минный тральщик. Специальный генератор с помощью проложенных в кольце кабелей создавал мощное магнитное поле, заставлявшее срабатывать бесконтактные взрыватели магнитных мин. Траление было опасной работой, поскольку самолету приходилось лететь на малой высоте.
Steward-Davis Super-Catalina conversion in service with Alaska Coastal-Ellis Airlines
Самолет Bird "Innovator" был единственной четырехмоторной конверсией PBY. Два дополнительных двигателя Lycoming мощностью по 340л. с. (254 кВт) обеспечивали машине крейсерскую скорость 321 км/ч. Даже при одном остановленном двигателе Pratt & Whitney самолет мог лететь со скоростью 228 км/ч.
"The Canso-that-isn't-now" - New Zealand's T.E.A.L. has recently undertaken extensive conversion of F-OAYD - a Consolidated PBY-5(A) Canso/Calalina - including the removal of the retractable nosewheel undercarriage, reshaping of the bows and extending the rudder's leading-edge. F-OAYD is operated by Regie Aerienne Interinsulaire. All-white with orange trim and red lettering.