Поиск по сайту:
Описание
Страна : США
Год : 1935
Летающая лодка
Морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка-амфибия) с экипажем 7-9 человек
PBY Catalina
Летающая лодка и амфибия. Двухмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль. Создана в КБ "Консолидэйтед эйркрафт компани" как "модель 28" под руководством А. Лэддена. Опытный образец лодки, обозначенный XP3Y-1, совершил первый полет 21 марта 1935 г. Серийное производство начато в сентябре 1936 г. Самолет строился в США на заводах "Консолидэйтед" (Сан-Диего, Новый Орлеан) и NAF (Филадельфия), в Канаде - "Боинг" (Ванкувер) и "Кэнедиэн Виккерс" (с 1944 г. - "Канадэр", Монреаль), в Советском Союзе - # 31 (Таганрог). В СССР сборку из привозных узлов начали в мае 1938 г., самостоятельное производство - с конца 1939 г. Всего было выпущено 3299 экз., в том числе в Таганроге 27 экз. (включая собранные из импортных узлов). Самолеты, экспортированные в Великобританию, с конца февраля 1940 г. дорабатывались заводами "Кэйрдс ярд" (Гринок), "Скоттиш авиэйшн" (Престуик) и "Саундерс Роу" (Бомэрис). В ходе доработки устанавливались РЛС, импульсные прожекторы и приборы английского производства, проводилось усиление редана.
Экипаж - 7-8 чел., в боевых условиях-до 10-11 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Самолеты этого типа состояли на вооружении в США с октября 1936 г., в СССР - с 1939 г., в Австралии - с февраля 1941 г., в Великобритании - с марта 1941 г., в Канаде - с июня 1941 г., в Голландской Ост-Индии - с сентября 1941 г., в Новой Зеландии - с апреля 1943 г.
Выпускались следующие основные модификации:
- PBY-1 с моторами R-1830-64, вооружение 4x7,62, бомбы до 1820 кг или две торпеды;
- PBY-2 с измененным хвостовым оперением;
- PBY-3 с моторами R-1830-66;
- PBY-4 с моторами R-1830-72 и антиобледенителями;
- PBY-5 с моторами R-1830-82, измененным хвостовым оперением, бортовыми стрелковыми установками в блистерах; вооружение 2x12,7+2x7,62, на поздних сериях 2x12,7+3x7,62, с июля 1941 г. устанавливались РЛС;
- PBY-5A, амфибия на базе PBY-5, для Великобритании строились подобные амфибии "Каталина" IIIA с вооружением 6x7,69 и отличиями по оборудованию, для Канады - "модель 28-5AMC" ("Кансо" А), для ВВС армии США - OA-10 и OA-10A;
- "Каталина" I ("модель 28-5ME"), экспортный вариант для Великобритании с вооружением 6x7,69, выпускались также почти аналогичные лодки типов "Каталина" II с отличиями по оборудованию, "модель 28-5MC" ("Кансо") для Канады, "модель 28-5MN" для Голландской Ост-Индии, "модель 28-MA" для Австралии;
- ГСТ, советский вариант на базе PBY-1 ("модель 28-2") с моторами М-62Р (позднее М-62ИР) и вооружением 4x7,62, бомбы до 2000 кг, первые два самолета выпущены с американскими двигателями R-1820-G3:
- PBY-5B, вариант PBY-5 для поставки в Великобританию по ленд-лизу ("Каталина" IA);
- PB2B-1 ("Каталина" IVB), лодка канадской постройки, близкая к PBY-5;
- PBU-1 (OA-10A, "Кансо" А, "Каталина" IVA), амфибия, выпускавшаяся фирмой "Виккерс" в Канаде;
- PBN-1 с измененными очертаниями лодки, новым хвостовым оперением, вооружением 3x12,7+1x7.62;
- PBY-6A (OA-10B), сочетание фюзеляжа и крыла PBY-5A с хвостом PBN-1, вооружение 3x7,62+2x12,7;
- PB2B-2 ("Каталина" VI), канадской постройки, сочетание лодки PBY-5 с хвостом по типу PBN-1.
Английские "каталины" начали использоваться в Атлантике с марта 1941 г. 29 апреля летающая лодка потопила первую вражескую субмарину. В мае они участвовали в охоте на немецкий линкор "Бисмарк", наводя на него корабли и самолеты. В это же время их впервые привлекли к сопровождению конвоев из Америки.
С июля английские "каталины" начали перевозку срочных грузов в Архангельск. Лодки этого типа Королевские ВВС применяли и на Тихом океане. "Каталина", расстрелянная японскими истребителями у берегов Малайи, стала первым самолетом союзников, уничтоженным на этом театре. Летающие лодки участвовали в обороне Малайи и Сингапура, боевых операциях в Голландской Ост-Индии. В конце 1941 г. самолеты этого типа разместили также в Исландии и Гибралтаре. С февраля 1942 г. английские машины с баз в Шотландии начали противолодочное патрулирование на маршрутах следования союзных конвоев в СССР Осенью того же года одна эскадрилья "каталин" временно дислоцировалась на Кольском полуострове.
В 1942-1943 гг. английская авиация применяла лодки этого типа в северной и южной частях Атлантики, в Средиземном море, Индийском океане и арктических водах как дальние разведчики, самолеты ПЛО и для проведения спасательных работ. В последнем случае они иногда несли сбрасываемые шлюпки.
В Юго-Восточной Азии с "каталин" ставили донные мины. Там же летающие лодки высаживали диверсионно-разведывательные группы в тылу противника.
Американские самолеты с осени 1939 г. приступили к систематическому патрулированию 200-мильной зоны вдоль атлантического побережья США, а затем практически всей судоходной трассы в Англию. На обнаруженные немецкие корабли и подводные лодки наводились английские флот и авиация. В декабре 1941 г. американские лодки встретили войну на передовых базах на Гавайях и Филиппинах. "Каталины" участвовали во всех крупных операциях армии и флота США на тихоокеанском театре. Они применялись как разведчики, дневные и ночные бомбардировщики, постановщики мин, транспортные, противолодочные и спасательные самолеты. Например, на подходах к Мидуэю четыре PBY-5 нанесли первый торпедный удар по подходящему к атоллу японскому соединению. Летающие лодки эксплуатировались как с берега, так и с плавбаз.
Американские самолеты действовали также в Карибском бассейне, у берегов Бразилии и в Средиземноморье. PBY-5A с магнитными детекторами использовались "Гибралтарским барьером" - многослойным заслоном на пути проникновения немецких подводных лодок в Средиземное море. Операции "каталин" на Тихом океане продолжались вплоть до капитуляции Японии.
Канадские машины в основном обеспечивали ПЛО в Северной Атлантике. Голландские 28-5MN с января по март 1942 г. вели боевые действия против японцев, затем были эвакуированы в Австралию и на Цейлон. Австралийские и новозеландские машины воевали на Тихом океане до поражения Японии.
Советские ГСТ с апреля 1940 г. эксплуатировались на Черноморском, с июля того же года - на Северном флоте. С первых дней войны они вели разведку и противолодочное патрулирование. На севере эти машины также использовались как дневные, а с осени 1941 г.- как ночные бомбардировщики. 13 июля звену ГСТ удалось повредить бомбами немецкий эсминец. Далее они в основном занимались охотой за подводными лодками и сопровождением конвоев.
На Черном море их часто использовали как транспортные самолеты. В январе 1942 г. они перевозили грузы в осажденный Севастополь, а в апреле - участвовали в эвакуации города. Последний случай боевого применения ГСТ - высадка десанта морской пехоты в Варне (Болгария) в сентябре 1944 г.
В боевых действиях на севере до конца войны участвовали МП-7 (ГСТ) полярной авиации. Они были вооружены так же, как ГСТ авиации флота.
В 1944 г. в СССР начали перегонять из США летающие лодки PBN-1. С июня они поступили на вооружение ВВС Беломорской военной флотилии и Северного флота, с июля - Черноморского, с сентября - Тихоокеанского, с августа - Балтийского флотов. Эти самолеты использовались как разведчики и охотники за подводными лодками, а также для спасения экипажей сбитых самолетов. В сентябре 1944 г. с этих машин высаживались десанты в Варне и Бургасе. К маю 1945 г. PBN-1 стал самым массовым типом гидросамолета в советской морской авиации.
С лета 1945 г. из США начали поставлять амфибии PBY-6A. Они вместе с PBN-1 приняли участие в войне с Японией. Эти машины вели разведку в Японском и Охотском морях, Татарском проливе, спасали летчиков, приводнившихся в море. В августе 1945 г. амфибии высадили десант на аэродроме в Гензане (Корея). Крупные десантные операции проводились в гаванях Порт-Артура и Дайрена. Позднее летающие лодки и амфибии доставляли морских пехотинцев в различные пункты Сахалина и Курильских островов. Самолет сняли с производства в СССР в ноябре 1940 г., в Канаде - в мае 1945 г., в США - в сентябре 1945 г. С вооружения эти машины сняли в Канаде - осенью 1945 г., в Великобритании - в конце 1946 г., в Австралии - в 1953 г., в Новой Зеландии - в декабре 1956 г. В США они летали в авиации флота до 1949 г. (находились в резерве до января 1957 г.), в ВВС - до января 1953г., в Береговой охране - до апреля 1954 г.
В Советском Союзе последний ГСТ эксплуатировался на Северном флоте до осени 1945 г. В полярной авиации они дожили до середины 1948 г., в гражданской один МП-7 летал до 1949 г. Лодки американского производства с 1952 г. начали заменяться отечественными Бе-6. На Балтийском флоте они летали до мая 1954г., на Черноморском-до октября 1955 г., на Тихоокеанском - до августа 1957 г. В гражданской авиации последние машины на Дальнем Востоке списали в 1958 г.
В послевоенный период "каталины" приняли на вооружение в Аргентине, Бразилии, Дании, Доминиканской республике, Израиле, Колумбии, Индонезии, Мексике, Нидерландах, Норвегии, Перу, Франции, Швеции, Японии. Голландские машины участвовали в колониальной войне в Индонезии в 1946-1948 гг., израильские - в войне с Египтом в 1956 г. Последней боевой операцией для "Каталины" стала высадка кубинских контрреволюционеров в заливе Кочинос в апреле 1961 г., в которой участвовал один самолет без вооружения.
PBY-5A||
Размах:||31,7м
Длина:||19,47 м
Моторы, количество х мощность:||2х 1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||16100 кг
Максимальная скорость:||288 км/ч
Практический потолок:||4500 м
Дальность:||4060 км
Описание:
- PBY Catalina
- Consolidated Model 28 (PBY Catalina)
Фотографии
-
Авиация и Время 2010-01 / В.Заблоцкий, А.Овчаренко - Пасха по-цейлонски. 1942 год (1)
"Спаситель Цейлона" м-р Леонард Бирчелл в кабине своей "Каталины"
-
Flight 1939-08 / Flight
A look into the cockpit of P9630. The front gunner/bomb aimer's position in the extreme nose is also visible.
The row of switches on the pilot’s dashboard transmit orders to corresponding visual indicators on the engineer’s panel. The flight engineer sits in the superstructure between the hull and the wing where he may observe the engines directly. He also operates the wing tip floats either manually or electrically. -
Flight 1939-04 / Flight
CONSOLIDATED EXPERIENCE: Much that is sound in the layout of equipment of modern multi-engined long-range aircraft may be studied in these three interior views of the Consolidated Model 28 twin-engined flying boat, which is generally similar to the PBY series supplied to the U.S. Navy. In the view (pilots’ instrument panel; the duplicated blind flying panels are seen to the left and right and the Sperry automatic pilot panel is in the centre. The finger-hole dial on the left is apparently a remote control spot-wave selector for the radio. Upper centre is a small warning light indicating the motion of the retractable wing-tip floats.
-
Flight 1939-08 / Flight
The pilot’s throttle and trim controls in the roof of the cockpit.
-
Flight 1939-08 / Flight
The majority of the engine instruments are grouped on the flight engineer’s panel shown here and not in the pilot’s cockpit.
-
Flight 1939-04 / Flight
The view shows the radio-navigator’s compartment, looking forward, with the transmitter on the right.
-
Flight 1939-08 / Flight
A unique view showing the compartment occupied by the navigator and the wireless operator. The Bendix installation seen on the right. The cylinders by the navigator’s table are drinking-water tanks.
-
Flight 1939-04 / Flight
In the view (the same compartment from another angle) are the radio receiver and, high up on the bulkhead, the main electrical switch panel.
-
Flight 1939-08 / Flight
Main and auxiliary transmitters, two complete receivers, a direction-finder and an inter-communication system which extends throughout the hull and permits both pilots to use the wireless directly when necessary. The loop aerial is extended through the roof and is remotely controlled from the wheel seen in the smaller over the wireless operator’s table.
-
Aeroplane Monthly 1986-02 / R.Nesbit - Arctic Venture (1)
Plt Off Ronnie Martin, the copilot in Flt Lt Dennis Healy's crew, taking a spell at navigating the aircraft. The chair on the left could swivel round on an arm, but he is standing on the catwalk between the navigator’s desk and the radio desk.
-
Aeroplane Monthly 1986-02 / R.Nesbit - Arctic Venture (1)
Sgt. T. R. Thomas at the radio desk, which was situated behind the copilot and on the starboard side of the navigator’s compartment.
-
Aeroplane Monthly 1986-02 / R.Nesbit - Arctic Venture (1)
The bunk compartment, aft of the navigator’s compartment in an RAF Catalina. This shows the folding bunks and the watertight doors leading aft to the compartment housing the blister guns. Although someone is pretending to be asleep in this photograph, the bunks were rarely occupied on reconnaissance missions in Coastal Command. They were used, however, when evacuating the wounded from Spitsbergen.
-
Flight 1939-08 / Flight
Five views of one of the two deck gun positions. On the left the portion of decking which protects the gunner from the airstream is shown being raised after having been slid forward. The third view shows the side plates in position. On the right is a “shot” of the gunner’s position from inside the hull and below that is a view showing everything ready for action, except that the gun is nor fitted to the track-type mounting which, incidentally, operates very smoothly.
-
Aeroplane Monthly 1983-02 / W.Clarke - Drawing s bead (1)
This Vickers K gun, fitted to a swivel arm on a Catalina side hatch, has 2in ring and bead sights mounted just ahead of the ammunition drums.
-
Aeroplane Monthly 1986-02 / R.Nesbit - Arctic Venture (1)
Left, the twin Vickers 0-303 in K guns, in an early RAF Catalina, aimed through one of the open blister cupolas at the waist of the aircraft. These were later replaced by twin Browning 0-303 ins, belt fed. Right, the twin machine guns were replaced by a single 0-50 in Browning in some RAF Catalinas.
-
Aeroplane Monthly 1974-09 / C.West - A Cat on the Russian route
The starboard cupola on the rear fuselage of "Cat". Twin Browning machine guns were carried on each side of the fuselage to protect the tail.
-
Aeroplane Monthly 1986-02 / R.Nesbit - Arctic Venture (1)
Sgt T. R. Thomas sighting a Vickers 0-303 in K gun through a ventral tunnel hatch in the tail compartment, towards the rear. This position was seldom used in RAF Catalinas of Coastal Command, however, since the aircraft normally flew at very low level over the sea.
-
Flight 1939-08 / Flight
This is what the Americans call the tunnel gun position. Actually it is not so much a tunnel as an aperture in the floor which is normally filled by the folding section of hull seen above it. This view also shows the section and construction of the rear portion of the hull.
-
Flight 1939-08 / Flight
The oxygen mask as used by the crew of the Consolidated 28-5 leaves the mouth free to use the intercommunication system which extends throughout the boat.
Тип фотографий