RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1935

Летающая лодка

Морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка-амфибия) с экипажем 7-9 человек

PBY Catalina

Летающая лодка и амфибия. Двухмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль. Создана в КБ "Консолидэйтед эйркрафт компани" как "модель 28" под руководством А. Лэддена. Опытный образец лодки, обозначенный XP3Y-1, совершил первый полет 21 марта 1935 г. Серийное производство начато в сентябре 1936 г. Самолет строился в США на заводах "Консолидэйтед" (Сан-Диего, Новый Орлеан) и NAF (Филадельфия), в Канаде - "Боинг" (Ванкувер) и "Кэнедиэн Виккерс" (с 1944 г. - "Канадэр", Монреаль), в Советском Союзе - # 31 (Таганрог). В СССР сборку из привозных узлов начали в мае 1938 г., самостоятельное производство - с конца 1939 г. Всего было выпущено 3299 экз., в том числе в Таганроге 27 экз. (включая собранные из импортных узлов). Самолеты, экспортированные в Великобританию, с конца февраля 1940 г. дорабатывались заводами "Кэйрдс ярд" (Гринок), "Скоттиш авиэйшн" (Престуик) и "Саундерс Роу" (Бомэрис). В ходе доработки устанавливались РЛС, импульсные прожекторы и приборы английского производства, проводилось усиление редана.
Экипаж - 7-8 чел., в боевых условиях-до 10-11 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Самолеты этого типа состояли на вооружении в США с октября 1936 г., в СССР - с 1939 г., в Австралии - с февраля 1941 г., в Великобритании - с марта 1941 г., в Канаде - с июня 1941 г., в Голландской Ост-Индии - с сентября 1941 г., в Новой Зеландии - с апреля 1943 г.
Выпускались следующие основные модификации:
   - PBY-1 с моторами R-1830-64, вооружение 4x7,62, бомбы до 1820 кг или две торпеды;
   - PBY-2 с измененным хвостовым оперением;
   - PBY-3 с моторами R-1830-66;
   - PBY-4 с моторами R-1830-72 и антиобледенителями;
   - PBY-5 с моторами R-1830-82, измененным хвостовым оперением, бортовыми стрелковыми установками в блистерах; вооружение 2x12,7+2x7,62, на поздних сериях 2x12,7+3x7,62, с июля 1941 г. устанавливались РЛС;
   - PBY-5A, амфибия на базе PBY-5, для Великобритании строились подобные амфибии "Каталина" IIIA с вооружением 6x7,69 и отличиями по оборудованию, для Канады - "модель 28-5AMC" ("Кансо" А), для ВВС армии США - OA-10 и OA-10A;
   - "Каталина" I ("модель 28-5ME"), экспортный вариант для Великобритании с вооружением 6x7,69, выпускались также почти аналогичные лодки типов "Каталина" II с отличиями по оборудованию, "модель 28-5MC" ("Кансо") для Канады, "модель 28-5MN" для Голландской Ост-Индии, "модель 28-MA" для Австралии;
   - ГСТ, советский вариант на базе PBY-1 ("модель 28-2") с моторами М-62Р (позднее М-62ИР) и вооружением 4x7,62, бомбы до 2000 кг, первые два самолета выпущены с американскими двигателями R-1820-G3:
   - PBY-5B, вариант PBY-5 для поставки в Великобританию по ленд-лизу ("Каталина" IA);
   - PB2B-1 ("Каталина" IVB), лодка канадской постройки, близкая к PBY-5;
   - PBU-1 (OA-10A, "Кансо" А, "Каталина" IVA), амфибия, выпускавшаяся фирмой "Виккерс" в Канаде;
   - PBN-1 с измененными очертаниями лодки, новым хвостовым оперением, вооружением 3x12,7+1x7.62;
   - PBY-6A (OA-10B), сочетание фюзеляжа и крыла PBY-5A с хвостом PBN-1, вооружение 3x7,62+2x12,7;
   - PB2B-2 ("Каталина" VI), канадской постройки, сочетание лодки PBY-5 с хвостом по типу PBN-1.
Английские "каталины" начали использоваться в Атлантике с марта 1941 г. 29 апреля летающая лодка потопила первую вражескую субмарину. В мае они участвовали в охоте на немецкий линкор "Бисмарк", наводя на него корабли и самолеты. В это же время их впервые привлекли к сопровождению конвоев из Америки.
С июля английские "каталины" начали перевозку срочных грузов в Архангельск. Лодки этого типа Королевские ВВС применяли и на Тихом океане. "Каталина", расстрелянная японскими истребителями у берегов Малайи, стала первым самолетом союзников, уничтоженным на этом театре. Летающие лодки участвовали в обороне Малайи и Сингапура, боевых операциях в Голландской Ост-Индии. В конце 1941 г. самолеты этого типа разместили также в Исландии и Гибралтаре. С февраля 1942 г. английские машины с баз в Шотландии начали противолодочное патрулирование на маршрутах следования союзных конвоев в СССР Осенью того же года одна эскадрилья "каталин" временно дислоцировалась на Кольском полуострове.
В 1942-1943 гг. английская авиация применяла лодки этого типа в северной и южной частях Атлантики, в Средиземном море, Индийском океане и арктических водах как дальние разведчики, самолеты ПЛО и для проведения спасательных работ. В последнем случае они иногда несли сбрасываемые шлюпки.
В Юго-Восточной Азии с "каталин" ставили донные мины. Там же летающие лодки высаживали диверсионно-разведывательные группы в тылу противника.
Американские самолеты с осени 1939 г. приступили к систематическому патрулированию 200-мильной зоны вдоль атлантического побережья США, а затем практически всей судоходной трассы в Англию. На обнаруженные немецкие корабли и подводные лодки наводились английские флот и авиация. В декабре 1941 г. американские лодки встретили войну на передовых базах на Гавайях и Филиппинах. "Каталины" участвовали во всех крупных операциях армии и флота США на тихоокеанском театре. Они применялись как разведчики, дневные и ночные бомбардировщики, постановщики мин, транспортные, противолодочные и спасательные самолеты. Например, на подходах к Мидуэю четыре PBY-5 нанесли первый торпедный удар по подходящему к атоллу японскому соединению. Летающие лодки эксплуатировались как с берега, так и с плавбаз.
Американские самолеты действовали также в Карибском бассейне, у берегов Бразилии и в Средиземноморье. PBY-5A с магнитными детекторами использовались "Гибралтарским барьером" - многослойным заслоном на пути проникновения немецких подводных лодок в Средиземное море. Операции "каталин" на Тихом океане продолжались вплоть до капитуляции Японии.
Канадские машины в основном обеспечивали ПЛО в Северной Атлантике. Голландские 28-5MN с января по март 1942 г. вели боевые действия против японцев, затем были эвакуированы в Австралию и на Цейлон. Австралийские и новозеландские машины воевали на Тихом океане до поражения Японии.
Советские ГСТ с апреля 1940 г. эксплуатировались на Черноморском, с июля того же года - на Северном флоте. С первых дней войны они вели разведку и противолодочное патрулирование. На севере эти машины также использовались как дневные, а с осени 1941 г.- как ночные бомбардировщики. 13 июля звену ГСТ удалось повредить бомбами немецкий эсминец. Далее они в основном занимались охотой за подводными лодками и сопровождением конвоев.
На Черном море их часто использовали как транспортные самолеты. В январе 1942 г. они перевозили грузы в осажденный Севастополь, а в апреле - участвовали в эвакуации города. Последний случай боевого применения ГСТ - высадка десанта морской пехоты в Варне (Болгария) в сентябре 1944 г.
В боевых действиях на севере до конца войны участвовали МП-7 (ГСТ) полярной авиации. Они были вооружены так же, как ГСТ авиации флота.
В 1944 г. в СССР начали перегонять из США летающие лодки PBN-1. С июня они поступили на вооружение ВВС Беломорской военной флотилии и Северного флота, с июля - Черноморского, с сентября - Тихоокеанского, с августа - Балтийского флотов. Эти самолеты использовались как разведчики и охотники за подводными лодками, а также для спасения экипажей сбитых самолетов. В сентябре 1944 г. с этих машин высаживались десанты в Варне и Бургасе. К маю 1945 г. PBN-1 стал самым массовым типом гидросамолета в советской морской авиации.
С лета 1945 г. из США начали поставлять амфибии PBY-6A. Они вместе с PBN-1 приняли участие в войне с Японией. Эти машины вели разведку в Японском и Охотском морях, Татарском проливе, спасали летчиков, приводнившихся в море. В августе 1945 г. амфибии высадили десант на аэродроме в Гензане (Корея). Крупные десантные операции проводились в гаванях Порт-Артура и Дайрена. Позднее летающие лодки и амфибии доставляли морских пехотинцев в различные пункты Сахалина и Курильских островов. Самолет сняли с производства в СССР в ноябре 1940 г., в Канаде - в мае 1945 г., в США - в сентябре 1945 г. С вооружения эти машины сняли в Канаде - осенью 1945 г., в Великобритании - в конце 1946 г., в Австралии - в 1953 г., в Новой Зеландии - в декабре 1956 г. В США они летали в авиации флота до 1949 г. (находились в резерве до января 1957 г.), в ВВС - до января 1953г., в Береговой охране - до апреля 1954 г.
В Советском Союзе последний ГСТ эксплуатировался на Северном флоте до осени 1945 г. В полярной авиации они дожили до середины 1948 г., в гражданской один МП-7 летал до 1949 г. Лодки американского производства с 1952 г. начали заменяться отечественными Бе-6. На Балтийском флоте они летали до мая 1954г., на Черноморском-до октября 1955 г., на Тихоокеанском - до августа 1957 г. В гражданской авиации последние машины на Дальнем Востоке списали в 1958 г.
В послевоенный период "каталины" приняли на вооружение в Аргентине, Бразилии, Дании, Доминиканской республике, Израиле, Колумбии, Индонезии, Мексике, Нидерландах, Норвегии, Перу, Франции, Швеции, Японии. Голландские машины участвовали в колониальной войне в Индонезии в 1946-1948 гг., израильские - в войне с Египтом в 1956 г. Последней боевой операцией для "Каталины" стала высадка кубинских контрреволюционеров в заливе Кочинос в апреле 1961 г., в которой участвовал один самолет без вооружения.


PBY-5A||
Размах:||31,7м
Длина:||19,47 м
Моторы, количество х мощность:||2х 1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||16100 кг
Максимальная скорость:||288 км/ч
Практический потолок:||4500 м
Дальность:||4060 км

Показать полностью

Описание:

  • PBY Catalina
  • Consolidated Model 28 (PBY Catalina)