Consolidated PBY Catalina
Страна: США
Год: 1935
Летающая лодка

Морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка-амфибия) с экипажем 7-9 человек
Описание:
PBY Catalina
Consolidated Model 28 (PBY Catalina)
Фотографии:

Цветные фото (7)

PBY Catalina

Летающая лодка и амфибия. Двухмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль. Создана в КБ "Консолидэйтед эйркрафт компани" как "модель 28" под руководством А. Лэддена. Опытный образец лодки, обозначенный XP3Y-1, совершил первый полет 21 марта 1935 г. Серийное производство начато в сентябре 1936 г. Самолет строился в США на заводах "Консолидэйтед" (Сан-Диего, Новый Орлеан) и NAF (Филадельфия), в Канаде - "Боинг" (Ванкувер) и "Кэнедиэн Виккерс" (с 1944 г. - "Канадэр", Монреаль), в Советском Союзе - # 31 (Таганрог). В СССР сборку из привозных узлов начали в мае 1938 г., самостоятельное производство - с конца 1939 г. Всего было выпущено 3299 экз., в том числе в Таганроге 27 экз. (включая собранные из импортных узлов). Самолеты, экспортированные в Великобританию, с конца февраля 1940 г. дорабатывались заводами "Кэйрдс ярд" (Гринок), "Скоттиш авиэйшн" (Престуик) и "Саундерс Роу" (Бомэрис). В ходе доработки устанавливались РЛС, импульсные прожекторы и приборы английского производства, проводилось усиление редана.
Экипаж - 7-8 чел., в боевых условиях-до 10-11 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Самолеты этого типа состояли на вооружении в США с октября 1936 г., в СССР - с 1939 г., в Австралии - с февраля 1941 г., в Великобритании - с марта 1941 г., в Канаде - с июня 1941 г., в Голландской Ост-Индии - с сентября 1941 г., в Новой Зеландии - с апреля 1943 г.
Выпускались следующие основные модификации:
  - PBY-1 с моторами R-1830-64, вооружение 4x7,62, бомбы до 1820 кг или две торпеды;
  - PBY-2 с измененным хвостовым оперением;
  - PBY-3 с моторами R-1830-66;
  - PBY-4 с моторами R-1830-72 и антиобледенителями;
  - PBY-5 с моторами R-1830-82, измененным хвостовым оперением, бортовыми стрелковыми установками в блистерах; вооружение 2x12,7+2x7,62, на поздних сериях 2x12,7+3x7,62, с июля 1941 г. устанавливались РЛС;
  - PBY-5A, амфибия на базе PBY-5, для Великобритании строились подобные амфибии "Каталина" IIIA с вооружением 6x7,69 и отличиями по оборудованию, для Канады - "модель 28-5AMC" ("Кансо" А), для ВВС армии США - OA-10 и OA-10A;
  - "Каталина" I ("модель 28-5ME"), экспортный вариант для Великобритании с вооружением 6x7,69, выпускались также почти аналогичные лодки типов "Каталина" II с отличиями по оборудованию, "модель 28-5MC" ("Кансо") для Канады, "модель 28-5MN" для Голландской Ост-Индии, "модель 28-MA" для Австралии;
  - ГСТ, советский вариант на базе PBY-1 ("модель 28-2") с моторами М-62Р (позднее М-62ИР) и вооружением 4x7,62, бомбы до 2000 кг, первые два самолета выпущены с американскими двигателями R-1820-G3:
  - PBY-5B, вариант PBY-5 для поставки в Великобританию по ленд-лизу ("Каталина" IA);
  - PB2B-1 ("Каталина" IVB), лодка канадской постройки, близкая к PBY-5;
  - PBU-1 (OA-10A, "Кансо" А, "Каталина" IVA), амфибия, выпускавшаяся фирмой "Виккерс" в Канаде;
  - PBN-1 с измененными очертаниями лодки, новым хвостовым оперением, вооружением 3x12,7+1x7.62;
  - PBY-6A (OA-10B), сочетание фюзеляжа и крыла PBY-5A с хвостом PBN-1, вооружение 3x7,62+2x12,7;
  - PB2B-2 ("Каталина" VI), канадской постройки, сочетание лодки PBY-5 с хвостом по типу PBN-1.
Английские "каталины" начали использоваться в Атлантике с марта 1941 г. 29 апреля летающая лодка потопила первую вражескую субмарину. В мае они участвовали в охоте на немецкий линкор "Бисмарк", наводя на него корабли и самолеты. В это же время их впервые привлекли к сопровождению конвоев из Америки.
С июля английские "каталины" начали перевозку срочных грузов в Архангельск. Лодки этого типа Королевские ВВС применяли и на Тихом океане. "Каталина", расстрелянная японскими истребителями у берегов Малайи, стала первым самолетом союзников, уничтоженным на этом театре. Летающие лодки участвовали в обороне Малайи и Сингапура, боевых операциях в Голландской Ост-Индии. В конце 1941 г. самолеты этого типа разместили также в Исландии и Гибралтаре. С февраля 1942 г. английские машины с баз в Шотландии начали противолодочное патрулирование на маршрутах следования союзных конвоев в СССР Осенью того же года одна эскадрилья "каталин" временно дислоцировалась на Кольском полуострове.
В 1942-1943 гг. английская авиация применяла лодки этого типа в северной и южной частях Атлантики, в Средиземном море, Индийском океане и арктических водах как дальние разведчики, самолеты ПЛО и для проведения спасательных работ. В последнем случае они иногда несли сбрасываемые шлюпки.
В Юго-Восточной Азии с "каталин" ставили донные мины. Там же летающие лодки высаживали диверсионно-разведывательные группы в тылу противника.
Американские самолеты с осени 1939 г. приступили к систематическому патрулированию 200-мильной зоны вдоль атлантического побережья США, а затем практически всей судоходной трассы в Англию. На обнаруженные немецкие корабли и подводные лодки наводились английские флот и авиация. В декабре 1941 г. американские лодки встретили войну на передовых базах на Гавайях и Филиппинах. "Каталины" участвовали во всех крупных операциях армии и флота США на тихоокеанском театре. Они применялись как разведчики, дневные и ночные бомбардировщики, постановщики мин, транспортные, противолодочные и спасательные самолеты. Например, на подходах к Мидуэю четыре PBY-5 нанесли первый торпедный удар по подходящему к атоллу японскому соединению. Летающие лодки эксплуатировались как с берега, так и с плавбаз.
Американские самолеты действовали также в Карибском бассейне, у берегов Бразилии и в Средиземноморье. PBY-5A с магнитными детекторами использовались "Гибралтарским барьером" - многослойным заслоном на пути проникновения немецких подводных лодок в Средиземное море. Операции "каталин" на Тихом океане продолжались вплоть до капитуляции Японии.
Канадские машины в основном обеспечивали ПЛО в Северной Атлантике. Голландские 28-5MN с января по март 1942 г. вели боевые действия против японцев, затем были эвакуированы в Австралию и на Цейлон. Австралийские и новозеландские машины воевали на Тихом океане до поражения Японии.
Советские ГСТ с апреля 1940 г. эксплуатировались на Черноморском, с июля того же года - на Северном флоте. С первых дней войны они вели разведку и противолодочное патрулирование. На севере эти машины также использовались как дневные, а с осени 1941 г.- как ночные бомбардировщики. 13 июля звену ГСТ удалось повредить бомбами немецкий эсминец. Далее они в основном занимались охотой за подводными лодками и сопровождением конвоев.
На Черном море их часто использовали как транспортные самолеты. В январе 1942 г. они перевозили грузы в осажденный Севастополь, а в апреле - участвовали в эвакуации города. Последний случай боевого применения ГСТ - высадка десанта морской пехоты в Варне (Болгария) в сентябре 1944 г.
В боевых действиях на севере до конца войны участвовали МП-7 (ГСТ) полярной авиации. Они были вооружены так же, как ГСТ авиации флота.
В 1944 г. в СССР начали перегонять из США летающие лодки PBN-1. С июня они поступили на вооружение ВВС Беломорской военной флотилии и Северного флота, с июля - Черноморского, с сентября - Тихоокеанского, с августа - Балтийского флотов. Эти самолеты использовались как разведчики и охотники за подводными лодками, а также для спасения экипажей сбитых самолетов. В сентябре 1944 г. с этих машин высаживались десанты в Варне и Бургасе. К маю 1945 г. PBN-1 стал самым массовым типом гидросамолета в советской морской авиации.
С лета 1945 г. из США начали поставлять амфибии PBY-6A. Они вместе с PBN-1 приняли участие в войне с Японией. Эти машины вели разведку в Японском и Охотском морях, Татарском проливе, спасали летчиков, приводнившихся в море. В августе 1945 г. амфибии высадили десант на аэродроме в Гензане (Корея). Крупные десантные операции проводились в гаванях Порт-Артура и Дайрена. Позднее летающие лодки и амфибии доставляли морских пехотинцев в различные пункты Сахалина и Курильских островов. Самолет сняли с производства в СССР в ноябре 1940 г., в Канаде - в мае 1945 г., в США - в сентябре 1945 г. С вооружения эти машины сняли в Канаде - осенью 1945 г., в Великобритании - в конце 1946 г., в Австралии - в 1953 г., в Новой Зеландии - в декабре 1956 г. В США они летали в авиации флота до 1949 г. (находились в резерве до января 1957 г.), в ВВС - до января 1953г., в Береговой охране - до апреля 1954 г.
В Советском Союзе последний ГСТ эксплуатировался на Северном флоте до осени 1945 г. В полярной авиации они дожили до середины 1948 г., в гражданской один МП-7 летал до 1949 г. Лодки американского производства с 1952 г. начали заменяться отечественными Бе-6. На Балтийском флоте они летали до мая 1954г., на Черноморском-до октября 1955 г., на Тихоокеанском - до августа 1957 г. В гражданской авиации последние машины на Дальнем Востоке списали в 1958 г.
В послевоенный период "каталины" приняли на вооружение в Аргентине, Бразилии, Дании, Доминиканской республике, Израиле, Колумбии, Индонезии, Мексике, Нидерландах, Норвегии, Перу, Франции, Швеции, Японии. Голландские машины участвовали в колониальной войне в Индонезии в 1946-1948 гг., израильские - в войне с Египтом в 1956 г. Последней боевой операцией для "Каталины" стала высадка кубинских контрреволюционеров в заливе Кочинос в апреле 1961 г., в которой участвовал один самолет без вооружения.


PBY-5A||
Размах:||31,7м
Длина:||19,47 м
Моторы, количество х мощность:||2х 1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||16100 кг
Максимальная скорость:||288 км/ч
Практический потолок:||4500 м
Дальность:||4060 км

Consolidated Model 28 (PBY Catalina)

Учитывая потребность в патрульной летающей лодке большей дальности и грузоподъемности, чем P2Y или Martin P3M, в октябре 1933 года ВМС США подписали контракт с "Consolidated" и "Douglas" на постройку прототипов Consolidated XP3Y-1 и Douglas XP3D-1. Был построен только один экземпляр конструкции Douglas, a XP3Y-1 положил начало самому массовому семейству летающих лодок в истории авиации.
  Самолет, получивший в "Consolidated" обозначение Model 28, как и его предшественник P2Y, имел крыло типа парасоль. Однако у новой машины благодаря установке внутренних стоек крыло стало практически свободнонесущим, хотя и имело при этом по две небольших обтекаемых стойки между фюзеляжем и центральной секцией крыла с каждой стороны. Другим новшеством, улучшающим аэродинамические качества, стала установка стабилизирующих поплавков - убираемые во время полета, они превращались в обтекаемые законцовки крыла. Двухреданная лодка была очень схожа с конструкцией P2Y, но Model 28 имела свободнонесущее крестообразное хвостовое оперение. Силовая установка включала два двигателя R-1830-54 Twin Wasp мощностью по 825 л.с. (615 кВт), установленных на передней кромке крыла, а вооружение состояло из четырех 7,62-мм пулеметов на подвижной установке и до 907 кг бомб на наружной подвеске.
  После первого полета, состоявшегося 28 марта 1935 года, самолет XP3Y-1 был вскоре передан в ВМС США для эксплуатационных испытаний, которые подтвердили улучшение летно-технических характеристик по сравнению с существующими патрульными летающими лодками. Оценив увеличенные дальность полета и грузоподъемность, ВМС США настояли на дальнейших работах по доведению самолета до категории патрульного бомбардировщика. В октябре 1935 года прототип был возвращен в "Consolidated" для проведения необходимых переделок. Работа включала установку двигателей R-1830-64 мощностью 900 л.с. (671 кВт) на 60 экземплярах PBY-1 (обозначение патрульного бомбардировщика), заказанных 29 июня 1935 года. В то же время переделке подверглось и вертикальное хвостовое оперение. Новый прототип под обозначением XPBY-1 впервые поднялся в воздух 19 мая 1936 года. В октябре 1936 года, после завершения испытаний, машина была передана в патрульную эскадрилью ВМС США VP-11F, в тот же месяц в подразделение начали поступать первые лодки PBY-1.
  Незначительные изменения в плане оборудования привели к появлению обозначения PBY-2 для второго серийного заказа на 50 лодок Model 28-2, размещенного 25 июля 1936 года. 27 ноября 1936 года были заказаны 66 летающих лодок PBY-3 (Model 28-3), а 18 декабря 1937 года - еще и 33 лодки PBY-4 (Model 28-4). Эти машины оснащались двигателями R-1830-66 мощностью 1 000 л. с. (746 кВт) и R-1830-72 Twin Wasp мощностью 1050 л. с. (783 кВт) соответственно. На всех экземплярах PBY-4, кроме первого, бортовая пулеметная установка прикрывалась вместо сдвижной заслонки прозрачным блистером, ставшим характерным элементом всех последующих серийных лодок.
  В апреле 1939 года первый экземпляр серийного PBY-4 был возвращен в компанию для установки колесного шасси, что позволило бы использовать машину в качестве амфибии. Построенный в ноябре 1939 года самолет получил обозначение XPBY-5A. Испытания подтвердили значительное преимущество конструкции амфибии, и 33 самолета, из построенных по заказу ВМС США PBY-5, были переделаны в амфибии PBY-5A (всего заказ включал 684 самолета Model 28-5 с двигателями R-1830-82 или -92 мощностью 1200 л.с. (895 кВт) и топливными баками большей емкости). 25 ноября 1940 года дополнительно были заказаны 134 амфибии PBY-5A.
  Широкомасштабное использование самолетов серии PBY выявило необходимость усовершенствования гидродинамики фюзеляжа. Соответствующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы провели на авиационном заводе ВМС "Naval Aircraft Factory" (NAF), и вскоре был получен заказ на 156 модифицированных самолетов, получивших обозначение PBN-1 Nomad (155 машин). Это было сделано для того, чтобы изменения в конструкции и переналадка производства не помешали основной работе "Consolidated". Однако в последнюю партию серийных машин, построенных "Consolidated" с апреля 1944 года по апрель 1945 в количестве 175 самолетов PBY-6A, в конструкцию уже были внесены изменения, соответствующие усовершенствованиям NAF.
  С середины 1937 года самолеты серии PBY были срочно переданы в эксплуатацию ВМС США, и к моменту вступления США во Вторую мировую войну ими была оснащена 21 эскадрилья. СССР также проявил интерес к самолету и заказал три машины, заключив соглашение о выпуске самолета по лицензии. Поставка трех самолетов сопровождалась прибытием команды инженеров компании "Consolidated", помогавших наладить производство. Самолеты получили обозначение ГСТ (гидросамолет транспортный) и оснащались звездообразными двигателями М-62 разработки А. А. Микулина, представлявшими собой модификацию М-25 (построенный по лицензии Wright R-1820 Cyclone) мощностью 900-1000 л.с. (671-746 кВт). Первый ГСТ появился в конце 1939 года. Общее число самолетов, построенных для ВМС СССР в период Второй мировой войны и, возможно, до 1948 года, составило, по неуточненным данным, от 400 до 1000 машин (точно известно о 185 летающих лодках PBY, поставленных в СССР в годы войны).
  В Европе же первой интерес к самолету проявила Великобритания - был приобретен один Model 28-5 для оценки. В июле 1939 года машина была отправлена в экспериментальный центр авиации ВМС, с началом войны испытания были прекращены, но была заказана первая партия из 50 машин, получивших обозначение Catalina Mk I.
  Первые поставки Catalina в Королевские ВВС прошли в начале 1941 года, самолеты отправились в 209-ю и 240-ю эскадрильи Берегового командования. Постепенно самолетом Catalina оснастили девять эскадрилий Берегового командования и 12 эскадрилий, дислоцированных за рубежом. Королевские ВВС получили около 700 самолетов, все они, за исключением 11 машин PBY-5A, переданных Соединенному Королевству из заказа ВМС США, не были летающими лодками. В их число входили 109 самолетов Catalina Mk I, аналогичных PBY-5 для ВМС США, 14 аналогичных Catalina Mk IA канадской постройки, 225 Catalina Mk IB (PBY-5B), шесть усовершенствованных Catalina Mk II, 36 самолетов Catalina Mk НА канадской постройки, 12 машин Catalina Mk IIIA (PBY-5A), 97 самолетов Catalina Mk IVA (PBY-5), 193 самолета Catalina Mk IVB, построенных канадской "Boeing Aircraft of Canada" под обозначением PB2B-1 и в целом аналогичных неамфибийному PBY-5, и 50 самолетов Catalina Mk VI, представлявших собой PB2B-2 постройки "Boeing" с увеличенным вертикальным оперением, впервые использованным на PBN-1. Самолет Catalina Mk V никогда не использовался в Королевских ВВС, это обозначение было присвоено потенциальным "сменщикам" PBN-1, которые никогда не передавались в Соединенное Королевство.
  Вскоре после получения первого заказа Великобританией, Франция заказала 30 машин. Ни один из самолетов под обозначением Model 28-5MF не был передан в эксплуатацию до капитуляции Франции. Остальные зарубежные заказы, полученные в то же время, включали в себя 18 самолетов для вспомогательных британских ВВС и 48 для правительства Дании, использовавшего их в Голландской Вест-Индии.
  Канада была одновременно и производителем, и покупателем Catalina. Согласно соглашению между Канадой и США, производственные линии в Канаде налаживали канадский филиал компании "Boeing Aircraft" и "Canadian Vickers". Выпуск самолетов канадским "Boeing" составил 362 самолета, в их число входили 240 PB2B-1, отправленных в Австралию, Новую Зеландию и Великобританию, 50 PB2B-2 для Великобритании, 17 неамфибийных Catalina для Королевских ВВС Канады, 55 амфибий, получивших в канадских ВВС обозначение Canso. Компания "Canadian Vickers" построила 379 машин, аналогичных PBY-5A, 149 из них были переданы Королевским ВВС Канады. Из оставшихся 230 самолетов ВМС США планировали использовать 183 машины под обозначением PBV-1A, но ни одного самолета поставлено не было. Последние были отправлены в ВВС Армии США, получившие ранее от американских ВМС 56 самолетов PBY-5A под обозначением OA-10. Эти самолеты использовались во время Второй мировой войны в качестве поисково-спасательных, некоторые несли сбрасываемые спасательные лодки под каждой плоскостью крыла. 230 самолетов, построенных компанией "Canadian Vickers", получили в ВВС Армии США обозначение OA-10A. Окончательной модификацией стал самолет PBY-6A, полученный в количестве 75 машин под обозначением OA-10B.
  После Второй мировой войны самолеты серии PBY использовались во многих странах, после того как американские машины, ставшие после войны лишними, были переданы союзникам.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Consolidated PBY-5A

  Тип: морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка-амфибия) с экипажем 7-9 человек
  Силовая установка: два звездообразных ПД Pratt & Whitney R-1830-92 Twin Wasp мощностью 1200 л. с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 288 км/ч на высоте 2135 м; крейсерская скорость на оптимальной высоте 188 км/ч, набор высоты 3050м-за 19мин 18с; практический потолок 4480 м; дальность 4096 км
  Масса: пустого 9485 кг; максимальная взлетная 16 066 кг
  Размеры: размах крыла 31,70 м; длина 19,47 м; высота 6,15 м; площадь крыла 130,06 м2
  Вооружение: два 7,62-мм пулемета Browning на носовой турели, один 7,62-мм пулемет Browning на подвижной установке в задней части фюзеляжа (стрелковый люк), по одному 12,7-мм пулемету Browning на подвижной бортовой установке на каждом из двух кронштейнов, плюс до 1814 кг бомб или глубинных бомб на наружной подвеске
Амфибия PBY-5A, оснащенная британской РЛС ASV (Air-to-Surface Vessel), сфотографирована в начале 1943 года в полете над Алеутскими островами.
Цветной снимок, сделанный во время кампании на Алеутах 1942 года, показывает PBY-5 ВМС США, принимающий припасы, перед тем как сняться с якоря и отправиться на задание. Под крылом самолета подвешена пара бомб (максимальная бомбовая нагрузка составляла четыре 454-кг бомбы). Оборонительное вооружение состояло из двух 7,62-мм и двух 12,7-мм пулеметов.
В 1942 году основными патрульными самолетами ВМС США большой и средней дальности были PBY-5 Catalina (слева) и PV-1 Ventura соответственно. Самолет на снимке действовал на Тихом океане, базируясь на Алеутских островах.
Этот PBY-1 готовится к взлету, предположительно на базе морской авиации в Пенсаколе. На крыле находится член экипажа, сдвижные боковые створки люков открыты, пилот отклонил руль высоты и элероны. Биплан на заднем плане - N3N Canary.
The one that didn't crash. Catalina N4NC, which successfully completed its Atlantic crossing on May 31, 1986.
Амфибия периода Второй мировой войны Catalina