Антонов Ан-72 / Ан-74
Варианты:
Антонов - Ан-72 / Ан-74 - 1977 - Россия
Страна: Россия
Год: 1977


Легкий транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой, 3-4 члена экипажа
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (89)
Ан-72, Ан-74

  Ан-72 (кодовое обозначение НАТО "Coaler") разрабатывался как турбовентиляторный транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой для замены турбовинтового Ан-26. Первый из двух прототипов поднялся в воздух 22 декабря 1977 года, прототипы и восемь предсерийных машин получили в НАТО обозначение "COALER-A". Серийное производство несколько модифицированного самолета (увеличенный размах крыла, удлиненный фюзеляж, отсутствие подфюзеляжных гребней и другие изменения)началось в Харькове. Начальный серийный вариант обозначался Ан-72А, в НАТО - "COALER-C", так как обозначение появилось после того, как на Западе сумели обнаружить Ан-74 с увеличенным размахом крыла и удлиненным фюзеляжем, который обозначили соответственно "COALER-B".
  Из-за того, что Ан-74 появился на 17 месяцев позже Boeing YC-14, Антонова несправедливо обвинили в копировании американской машины. Между самолетами наблюдалось определенное сходство в компоновке - высокорасположенное крыло, Т-образное хвостовое оперение и турбовентиляторные двигатели над крылом, использующие эффект Коанда, при котором реактивная струя из сопла захватывается удлиненными закрылками, значительно увеличивая подъемную силу. Высокорасположенное крыло обеспечивает беспрепятственный доступ в грузовой отсек, а расположение двигателей формирует особое обтекание крыла воздухом и препятствует попаданию в них посторонних предметов.
  Грузовая рампа Ан-72 мало отличалась от установленной на Ан-32. По запатентованной конструкции телескопические стойки складываются вниз, поддерживая хвостовую часть фюзеляжа при повороте рампы при погрузке-разгрузке. На самолете была использована новая конструкция оптимизированного для действия с грунтовых полос шасси с пневматиками низкого давления, спаренными носовыми и основными колесами, четырьмя мощными основными стойками с независимой рычажной подвеской колес (с двумя тандемными маятниковыми рычагами, на каждом из которых крепится одно основное колесо).
  Ан-72 выпускался в нескольких вариантах. Ан-72АТ - специализированный транспортный самолет, предназначенный для перевозки стандартных международных контейнеров. Ан-72С - административный транспортный самолет, который мог использоваться как грузовой или пассажирский с 38 откидными сиденьями по бокам кабины, или как санитарный самолет, рассчитанный на восемь носилок и одного медработника.
  Известным вариантом является Ан-72П - специальная морская разведывательная платформа. Действующие Ан-72П обычно снаряжались пушкой ГШ-23 калибра 23 мм, устанавливавшейся справа от обтекателя основного шасси, и подкрыльевыми пусковыми блоками. На самолете применена новая система сбрасывания бомб, подвешивавшихся на внутреннем подъемнике, при этом Ан-72П мог нести различные типы противокорабельных ракет, торпед и глубинных бомб. Машина также оборудована современной инерциальной навигационной системой, связанной с бортовыми камерами, позволяющими фотографировать корабли-цели и фиксировать их точное положение с высокой точностью, а выпуклые иллюминаторы в хвостовой части обеспечивают отличную зону обзора. Навигационная система, связанная с автопилотом, может также автоматически обеспечивать полет в широком диапазоне маршрутов поиска и использоваться для расчета скорости и курса целей. Ан-72П имеет продолжительность полета более пяти часов. АНТК им. О. К Антонова позднее заключило контракты с несколькими израильскими фирмами во главе с "IAI" на создание варианта Ан-12П с более современными бортовыми системами.
  Ан-72П сохранил герметизированный фюзеляж транспортного варианта и может вмещать до 40 складывающихся пассажирских сидений, вместо них возможно разместить 22 полностью экипированных десантника. При обычном 8-часовом полете над морем самолет может провести разведку 16800 км2. Модифицированным вариантом является Ан-72Р/88 - действующая вне зоны поражения ПВО противника разведывательная платформа.
  Исходный самолет Ан-74 представляет собой специализированный вариант для обеспечения исследований в Заполярье и предназначался для замены устаревающего Ил-14, использовавшегося для обслуживания арктических научных станций, антарктических экспедиций и для наблюдения и мониторинга плавучих льдин и образования льда. Поскольку данный самолет стал первым вариантом, замеченным на Западе после появления исходных прототипов и предсерийных самолетов, именно он получил кодовое обозначение "COALER-B" и позднее стал единственным выявленным вариантом дальнейшей разработки исходного варианта Ан-72А.
  Ан-74 имеет тот же самый базовый фюзеляж, что и Ан-72А, хотя у него отсутствуют блистерные иллюминаторы в хвостовой части кабины экипажа и в передней части кабины по левому борту. Он также оборудован большего размера обтекателем антенны РЛС. Емкость топливных баков значительно увеличена, установлена противообледенительная система крыла, хвостового оперения и воздухозаборников двигателей, имеется возможность установки колесно-лыжного шасси для взлета-посадки со снега. Ан-74 характеризуется целым семейством вариантов, но только некоторые из них оборудованы выпуклым носовым обтекателем антенны, установленным на основном самолете, большинство из них снабжены обзорными блистерами.

  Внимания заслуживает Ан-74-ТК300, модернизированный вариант гражданского назначения с подкрыльевым расположением двигателей. Следующий вариант самолета - Ан-74-400 - будет иметь фюзеляж на 8 м больше и двигатели повышенной мощности.


Варианты Ан-74

  Ан-74-200: транспортный самолет с двигателями Д-36 серии 3А с погрузочной лебедкой и роликовыми конвейерами на полу кабины; максимальная полезная нагрузка 10 000 кг
  Ан-74Т-200: модификация Ан-74-200 с грузовой лебедкой и роликовыми конвейерами на полу кабины
  Ан-74Т-200А: транспортный самолет, поставлявшийся египетским ВВС в 2005 году (три самолета). Возможно, Ливия также сделала заказ на данный самолет. Чешская Республика рассматривала его как возможную замену Ан-26
  Ан-74Т-100: вариант Ан-74Т-200со штурманом в составе летного экипажа
  Ан-74ТК-200: базовый грузопассажирский вариант с экипажем из двух человек и возможностью перевозки 52 пассажиров или 10 000 кг груза
  Ан-74ТК-100: модификация Ан-74ТК-200 со штурманом в составе летного экипажа
  Ан-74 "Салон": административный транспортный самолет с возможностью перевозки легкового автомобиля


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ан 72A "Coaler-C"

  Тип: легкий транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой, 3-4 члена экипажа
  Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя Д-36 серии 2А Запорожскою машиностроительного конструкторского бюро "Прогресс" им. А. Г. Ивченко, каждый мощностью 63.74 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 70S км/ч на высоте 10000 м; максимальная крейсерская скорость 600 км/ч на высоте 10000 м; практический потолок 10 700 м; дальность полета 800 км с максимальной полезной нагрузкой или 2000 км с максимальным запасом топлива
  Масса: пустого 19050 кг; максимальная взлетная 34 500 кг
  Размеры: размах крыла 31.89 м; длина 28,07 м; высота 8,75 м; площадь крыла 98,53 м2
  Полезная нагрузка: 57 десантников или 24 человека на носилках и 12 мест для сидячих раненых плюс один медработник, или 10000 кг груза
Первый опытный Ан-72 (серийный номер 03, СССР-19774) во время испытаний на полевом аэродроме.
Прототип Ан-72 (сер. N 004) во время первых рулежек. Лето 1977г.
Ан-72 N 004 в одном из первых полетов
31 августа 1977г.: в Киеве поднялся в воздух первый прототип транспортного самолета УКВП Ан-72, оснащенного двумя турбовентиляторными двигателями. Серийное производство машины было развернуто в Харькове.
Первая посадка второго летного экземпляра Ан-72 (сер. N 003). На заднем плане - самолет сопровождения Ан-24. Гостомель, 4 мая 1979г.
Ан-72 N 003 после доработок
Третий летный экземпляр Ан-72 (сер. N 005)
Первый серийный Ан-72 (сер. N 01-01) после покраски в цвета Аэрофлота
Ан-72П из состава авиации ФПС России
Типичную для советских ВТС светло-серую окраску имели немногие Ан-72
Ан-72 в желто-голубых цветах украинской авиакомпании "Aero-Tumi".
Ан-72 (сер. N 13-07, после перерегистрации - борт ER-ACF) авиакомпании RENAN. 22 декабря 1997г. самолет пропал в Африке
С целью увеличения обдуваемой поверхности двигатели были вынесены перед центропланом, а форма выходного сечения была выбрана такой, чтобы как бы "прижимать" выхлопную струю к поверхности крыла.
Ан-72 (сер. 14-10) авиакомпании ENIMEX, предоставленный для выполнения миссии ООН в Конго. 2005г.
Эта машина неисповедимыми путями попала в гражданскую эксплуатацию и получила обозначение Ан-72-100. Зарегистрированный в Грузии работает в ОАЭ
Ан-72 рассматривался преимущественно как грузопассажирский самолет, но мог использоваться и в качестве медико-эвакуационного - на 24 раненых при одном сопровождающем санитаре. В 1983 году на Ан-72 установили 16 рекордов по грузоподъемности и высоте полета.
9 июля 2001г. в Харькове совершил первый полет санитарный самолет Ан-74ТК-200С (сер. № 19-01). Он стал первым экземпляром "семьдесятчетверки" такой модификации. Машиной управлял экипаж в составе: командир Алексей Круц, второй пилот Олег Белов, штурман Дмитрий Чернышев, бортинженер Владимир Жуков, ведущий инженер по летным испытаниям Сергей Чернышов, ведущий инженер-испытатель Александр Мелихов. Информация о будущем владельце самолета в прессу пока не поступала.
Эта машина неисповедимыми путями попала в гражданскую эксплуатацию и получила обозначение Ан-72-100. Зарегистрированный в Армении самолет трудится в конголезской компании Galaxy Kavatsi
Опытный Ан-74 готов к первому взлету. Святошино, 29 сентября 1983г.
Универсальный транспортный самолет Ан-74
Свое прозвище "Чебурашка" (далеко не единственное) самолет Ан-72 получил у летчиков благодаря характерному расположению двигателей.
Во время испытаний в условиях высоких температур и высокогорья. В этот период опытный Ан-74 имел обозначение Ан-72А. Душанбе, лето 1985г.
Предсерийный Ан-74, подготовленный для эксплуатационных испытаний в Полярной авиации.
Ан-74 поздней серии с увеличенным обзорным блистером (Россия).
Ан-74 (сер. N 04-04) заруливает на стоянку задним ходом с использованием реверса. Черский, лето 1990г.
Суданский Ан-74 (предположительно сер. N 15-05). Остафьево, 12 апреля 2006г.
Ан-74 (сер. N 16-09) авиации МЧС России. Красноярск (Емельяново), 8 июля 1994г.
Ан-74 (сер. N 17-03) авиации МВД Украины. Киев (Жуляны), 28 мая 2008г.
Отработка на Ан-74 (сер. N 04-04) короткого взлета с ледовой ВПП с довыпуском закрылков
Взлетает самолет полярной авиации Ан-74.
Слева: "Аэрофлот" стал главным эксплуатантом гражданских Ан-72. Самолеты активно эксплуатировались в Арктике и в удаленных районах с аэродромов с неподготовленными ВПП.
Первый предсерийный Ан-74 (сер. N 02-02)
Опытный Ан-74 во время первых полетов над полярным льдами. Апрель 1985г.
Опытный Ан-74 на дрейфующей станции СП-27. Март 1986г.
Слив топлива по просьбе полярников. Слева - бортинженер С.И.Жовнир
На аэродроме поселка Чокурдах
Опытный Ан-74 взлетает с грунтового аэродрома во время испытаний в условиях естественного обледенения. Начало декабря 1986г.
Сброс груза зимовщикам
Члены экспедиции Дмитрия Шпаро грузятся на борт Ан-74
Аэродром на острове Жохова
И.Д.Бабенко (справа) докладывает А.Г.Буланенко о завершении экспедиции
Доставка на СП-31 группы японского телевидения. Весна 1990г.
После посадки на размокший "нижний" аэродром станции "Молодежная"
Опытный Ан-74 на своей основной антарктической базе - "верхнем" аэродроме станции "Молодежная". 7 декабря 1988г.
Ан-74 на стоянке ХГАПП
Прототип патрульного самолета Ан-72П во время отработки короткой посадки
Патрульный Ан-72П на войсковых испытаниях на пограничном аэродроме.
Взлетает Ан-72П Федеральной погранслужбы России. Южно-Сахалинск, 2 октября 2007г. На врезке: обстрел НАРами сейнера "Альбатрос-101". Охотское море, февраль 2001г.
Ан-72
Высокорасположенное крыло Ан-72 облегчило погрузку/разгрузку машины, а установленные на крыле двигатели позволили использовать эффект Коанда, они также менее подвержены попаданию посторонних предметов во время рулежки.
Подвесной контейнер УПК-23-250 с пушкой ГШ-23 на Ан-72П.
Унифицированный пушечный контейнер УПК-23-250 на патрульном самолете Ан-72П. Локализаторы на стволах развернуты.
Вооружение Ан-72П: подвесной пушечный контейнер УПК-23-250
Вооружение Ан-72П: блок НАР УБ-32М
Вооружение Ан-72П: бомбы САБ-100 МН на внутрифюзеляжной подвеске
Обтекатель визира комплекса ОТВ-34Р
Таким могли видеть посетители выставки "Авiасвiт-XXI" самолет Ан-72Р (сер. N 10-09). Киев, сентябрь 2004г.
Ан-74ТК-100 (сер. N 18-03) авиакомпании "Газпромавиа" в бразильском аэропорту Порто-Алегре. 11 января 2007г.
Ан-74ТК-100 (сер. N 20-01), построенный по заказу правительства Лаоса
Во время презентации Ан-74ТК-100С (сер. N 13-10). Гостомель, 21 февраля 2002г.
Отработка сброса груза во время заводских испытаний Ан-74Т-200, построенного по контракту с Ираном
Ан-74Т-200А
Первый экземпляр Ан-74ТК-200 (сер. N 16-05)
Ан-74ТК-200 (сер. N 15-06) авиакомпании "Мотор Сич" во время работы в составе миссии ООН в Судане. Март 2007г.
Яркий пилотаж Ан-74ТК-200 запомнился многим
1 апреля 2013г. Харьковское государственное авиационное производственное предприятие начало испытания самолета Ан-74ТК-200 (сер. № 22-08), изготовленного для авиации МВД Казахстана. Самолет выполнил 5 предъявительских и 3 приемо-сдаточных полета и 15 апреля был отправлен заказчику.
Ан-74ТК-200 - сегодняшний день харьковских авиастроителей
Крыло первого серийного Ан-72 перед окончательной сборкой
Сборка Ан-72 на ХАПО
Обслуживание двигателя
Грузовая рампа откатывается под фюзеляж или служит трапом. На первых Ан-72 грузолюк закрывался рампой и двумя створками...
...а на серийных - рампой и одной сдвижной створкой
Механизация крыла в посадочном положении
Носовая опора шасси
Левая и правая основные опоры шасси
Хвостовая часть правого обтекателя шасси (зона ВСУ) Ан-74
Носовая часть левого обтекателя шасси Ан-74
Входная дверь
В хвостовой части грузового отсека - объемом 66 м3 - имелась усиленная грузовая рампа. В пассажирском варианте в кабине размещались сиденья на 68 человек.