Convair B-36 Peacemaker
Варианты:
Convair - B-36 Peacemaker - 1946 - США
Страна: США
Год: 1946


Стратегический бомбардировщик/разведчик с экипажем из 10 человек
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (10)
Convair (Consolidated Model 36) B-36 Peacemaker

  Первым бомбардировщиком, способным совершать полет на межконтинентальную дальность, стал Convair B-36, спроектированный в ответ на выпущенные 11 апреля 1941 года командованием Авиакорпуса Армии США технические требования на самолет, имеющий максимальную бомбовую нагрузку 32659 кг и способный, взлетев с авиабазы в континентальной части США, доставить 4536 кг бомб к целям на территории Европы. Главным требованием являлась дальность полета без дозаправки не менее 16 093 км, кроме того, необходимо было обеспечить скорость полета в пределах 386-483 км/час и практический потолок не менее 10670 м. Из четырех предложенных проектов самолетов военные выбрали Model 36, отличавшийся герметичным фюзеляжем и корневой частью крыла толщиной 1,83 м, что обеспечивало доступ в полете к силовой установке, состоящей из шести двигателей с толкающими винтами. Вначале проектом предусматривалось двухкилевое хвостовое оперение, но к тому времени как прототип XB-36 был готов к выкатке из цеха в Форт-Уорте (8 сентября 1945 года), самолет уже имел однокилевое хвостовое оперение.
  XB-36 поднялся в воздух 8 августа 1946 года, он имел одноколесные тележки основных опор шасси. Второй самолет, YB-36, предназначавшийся для испытаний, также имел одноколесные тележки, но затем их заменили на четырехколесные, ставшие стандартными на серийных машинах. Модернизированный вариант получил обозначение YB-36A и отличался от XB-36 внешней формой фонаря кабины экипажа (она выступала за обводы фюзеляжа), двигателями с доработанными турбокомпрессорами, а также тем, что в конструкцию крыла и фюзеляжа были введены технологические разъемы, и была смонтирована РЛС.
  23 июля 1943 года компания получила заказ на 100 самолетов, но только через четыре года - 28 августа 1947 года - первый из 22 самолетов B-36A в невооруженном варианте учебного самолета для подготовки экипажей совершил свой первый полет.
  Серийный выпуск B-36, получивших название Peacemaker (миротворец), продолжался почти 7 лет. Последний самолет был передан Стратегическому авиационному командованию 14 августа 1954 года, а 12 февраля 1959 года последний самолет был снят с эксплуатации.


Варианты

  B-36B: 73 самолета, оснащенные шестью двигателями R-4360 мощностью по 3500 л.с. (2610 кВт), имевшие максимальную взлетную массу 148 778 кг и оборонительное вооружение в составе шести выдвижных дистанционно-управляемых фюзеляжных стрелковых установок с двумя 20-мм пушками каждая, а также носовой и кормовой установок с двумя такими же пушками каждая; первый самолет поднялся в воздух 8 июля 1948 года
  YB-36C: предлагавшийся вариант с двигателями R-4360-51
  B-36D: 26 марта 1949 года совершил первый полет B-36B, оснащенный вспомогательной силовой установкой в составе четырех ТРД Allison J35, что позволило увеличить максимальную взлетную массу до 162386 кг, а массу бомбовой нагрузки - до 38102 кг, тогда как максимальная скорость полета возросла до 700 км/час, а практический потолок - до 13715 м; по данному варианту было модернизировано 64 самолета, еще 22 серийных B-36D получили дополнительную силовую установку в составе четырех ТРД General Electric J47-GE-19 тягой по 23,23 кН, смонтированных попарно в подкрыльевых гондолах снаружи от основных двигателей; поставки B-36D начаты 19 августа 1950 года, машины поступили на вооружение 7-го бомбардировочного авиакрыла на авиабазе Карсвелл
  RB-36D: 17 вновь построенных RB-36D и семь самолетов, переоборудованных из B-36B, предназначенных для ведения стратегической разведки (экипаж - 22 человека); поставки начаты 3 июня 1950 года; целевая аппаратура - 14 фотокамер, установленных в двух из четырех бомбоотсеков самолета
  RB-36E: один YB-36A и 21 самолет B-36A, переоборудованные по стандарту, схожему с RB-36D; первый полет - 18 декабря 1949 года
  B-36F: схожий с B-36B вариант, но оснащенный двигателями R-4360-53 мощностью по 3800 л.с. (2834 кВт); первый полет - 18 ноября 1950 года, всего выпущены 58 машин, из них 24 - в варианте разведчика RB-36F, имевшего увеличенный запас топлива
  GRB-36F: самолет-носитель "паразитных" истребителей, разработанный для ВВС США по программе FICON (Fighter Conveyance); первоначально планировалось использовать истребители McDonnell XF-85 Goblin, но затем работы продолжились с Republic GRF-84F, первые успешные испытания с которым с реальным сбросом истребителя были проведены в мае 1953 года; в рамках программы переоборудовано 12 самолетов; машины также использовались в качестве самолетов управления в программе создания управляемых ракет
  B-36H: 5 апреля 1952 года совершил первый полет модернизированный B-36H, оснащенный новым оборудованием (преимущественно для кабины) и выпущенный в количестве 156 машин, в том числе 73 самолета - в варианте стратегического разведчика RB-36H; один самолет, получивший обозначение NB-36H, был оснащен силовой установкой с ядерным реактором - в рамках исследовательской программы - и совершил первый полет 17 сентября 1955 года (создан на базе серийного B-36H с серийным номером 51-5712)
  B-36J: для увеличения дальности полета с самолетов убрали пушечные стрелковые установки (кроме кормовой), сократили экипаж на девять человек и предусмотрели возможность подвески вдоль фюзеляжа дополнительных топливных баков; установлено усиленное шасси для самолета массой 185973 кг; построены 33 машины, первая из которых поднялась в воздух 3 сентября 1953 года
  YB-60: вариант с восемью ТРД Pratt & Whitney J57-P-3 тягой по 40,03 кН; первоначально турбореактивный вариант B-36 предлагался под обозначением XB-36G, контракт на постройку двух прототипов был выдан ВВС США 15 марта 1951 года - им присвоили обозначение YB-60. Самолет имел 72% общих с серийным B-36 узлов планера и оборудования - хвостовая часть фюзеляжа взята без изменений с B-36F, передняя - модифицирована (получила новую заостренную часть с приемником воздушных давлений); центроплан практически схож с B-36; установлены новое хвостовое оперение увеличенной площади, новое стреловидное крыло увеличенной площади, а шасси получило убирающееся хвостовое колесо. Самые серьезные изменения претерпела силовая установка - теперь она состояла из восьми ТРД, смонтированных попарно на подкрыльевых пилонах. Первый полет - 18 апреля 1952 года, в серию не пошел - ВВС США отдали предпочтение Boeing B-52
  X-6: предлагавшийся вариант с атомной силовой установкой
  XC-99 (Model 37): тяжелый транспортный самолет большой дальности, совместивший в себе новый удлиненный на 6,1 м фюзеляж с двухпалубным размещением личного состава и/или грузов и силовую установку, шасси, крыло и хвостовое оперение от базового B-36; первый полет - 23 ноября 1947 года; в несколько модифицированном виде XC-99 в мае 1949 года передан ВВС США, затем пришлось выполнить работы по усилению конструкции из-за возросшей максимальной взлетной массы; в годы корейской войны минимум дважды использовался - раз в неделю - для грузовых перелетов вдоль западного побережья США, между авиабазами Келли и Макклеллан; находился в эксплуатации до марта 1957 года


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Convair B-36J Peacemaker

  Тип: стратегический бомбардировщик/разведчик с экипажем из 10 человек
  Силовая установка: шесть ПД Pratt & Whitney R-4360-53 мощностью по 3800 л.с. (2834 кВт) и четыре ТРД General Electric J47-GE-19 тягой по 23,13 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11095 м - 661 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте - 629 км/час; начальная скороподъемность - 585 м/мин; практический потолок 12160 м; дальность с бомбовой нагрузкой 4536 кг - 10 944 км
  Масса: пустого 77 580 кг; максимальная взлетная 185973 кг
  Размеры: размах крыла 70,10 м; длина 49,40 м; высота 14,22 м; площадь крыла 443,32 м;
  Вооружение: по две 20-мм пушки M24A1 в шести выдвижных дистанционно-управляемых фюзеляжных, а также носовой и хвостовой стрелковых установках, а также до 39 009 кг бомб на внутренней подвеске
Convair B-36A-15-CF serial 44-92025 was the last of 22 "A" models built and was later converted to RB-36E standard. Bearing the black triangle marking and emblem of the US Eighth AF, the B-36As were unarmed and served as crew trainers at Carswell AFB in the hands of the 7th Bomb Group (Heavy).
BM-025 - последний из 22 построенных B-36A. Как и остальные, он не имел вооружения и использовался для подготовки экипажей в 7-й (тяжелой) бомбардировочной группе Стратегического авиационного командования.
Convair B-36B-1-CF 44-92033 was the eighth of 73 "B" models (most of which were later converted to B-36D or RB-36D standard). Shown here with red tail and outer wing markings for Arctic operations, the B-36B was also flown by the 7th BG(H), joined at Carswell AFB in 1949 by the 11th BG(H).
B-36H-5-CF serial 50-1092 was the tenth of the 83 "H" models delivered by Convair in 1952-53, with internal improvements that included a completely revised flight deck to provide for a second flight engineer. The "U in triangle" tail marking identifies the 11th Bomb Wing (Heavy) at Carswell, which flew the big Convair bomber until the end of 1957.
B-36H Peacemaker. Изображенный самолет принадлежал 11-му бомбардировочному авиакрылу, дислоцированному на авиабазе Карсуэлл, штат Техас. В состав крыла входили три бомбардировочные эскадрильи: 26-я, 42-я и 98-я. На вооружении авиакрыла самолеты B-36 состояли с 1 декабря 1948-го по 13 декабря 1957 года.
B-36H из 7-го бомбардировочного авиакрыла ВВС США. Авиабаза Эглин, Флорида, октябрь 1955г.
RB-36D из 5-го авиакрыла стратегической разведки 15-й ВА ВВС США. 1953г.
Serial 44-92023 was built as the last-but-three B-36A, becoming an RB-36E after conversion to have a 14-camera installation in the forward bomb-bay and underwing jet pods. The "X in circle" tail marking indicated the US Fifteenth Air Force and the nose emblem is that of the 72nd Strategic Reconnaissance Squadron. 5th SR Wing, at Travis AFB, California. 1951-58.
Serial 52-2820 was a B-36J-75-CF, close to the end of the production run, which concluded with 52-2827. White undersides and the Strategic Air Command nose bands and emblems had become standard by the late 'fifties. Known as a B-36J(III) Featherweight, this example has all guns (except the two-gun tail turret) removed and a reduced crew, to achieve higher operating altitudes and speeds.
GRB-36F Peacemaker. К концу 1955 года GRB-36F FICON поступили на вооружение 99-го стратегического разведывательного авиакрыла. По данному проекту доработали 10 разведчиков RB-36D, параллельно в вариант RF-84K модернизировали 25 истребителей-разведчиков RF-84F. GRB-36F был способен транспортировать RF-84K на расстояние 4500 км.