Convair B-36 Peacemaker
Варианты:
Convair - B-36 Peacemaker - 1946 - США
Страна: США
Год: 1946


Стратегический бомбардировщик/разведчик с экипажем из 10 человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (74)
Convair (Consolidated Model 36) B-36 Peacemaker

  Первым бомбардировщиком, способным совершать полет на межконтинентальную дальность, стал Convair B-36, спроектированный в ответ на выпущенные 11 апреля 1941 года командованием Авиакорпуса Армии США технические требования на самолет, имеющий максимальную бомбовую нагрузку 32659 кг и способный, взлетев с авиабазы в континентальной части США, доставить 4536 кг бомб к целям на территории Европы. Главным требованием являлась дальность полета без дозаправки не менее 16 093 км, кроме того, необходимо было обеспечить скорость полета в пределах 386-483 км/час и практический потолок не менее 10670 м. Из четырех предложенных проектов самолетов военные выбрали Model 36, отличавшийся герметичным фюзеляжем и корневой частью крыла толщиной 1,83 м, что обеспечивало доступ в полете к силовой установке, состоящей из шести двигателей с толкающими винтами. Вначале проектом предусматривалось двухкилевое хвостовое оперение, но к тому времени как прототип XB-36 был готов к выкатке из цеха в Форт-Уорте (8 сентября 1945 года), самолет уже имел однокилевое хвостовое оперение.
  XB-36 поднялся в воздух 8 августа 1946 года, он имел одноколесные тележки основных опор шасси. Второй самолет, YB-36, предназначавшийся для испытаний, также имел одноколесные тележки, но затем их заменили на четырехколесные, ставшие стандартными на серийных машинах. Модернизированный вариант получил обозначение YB-36A и отличался от XB-36 внешней формой фонаря кабины экипажа (она выступала за обводы фюзеляжа), двигателями с доработанными турбокомпрессорами, а также тем, что в конструкцию крыла и фюзеляжа были введены технологические разъемы, и была смонтирована РЛС.
  23 июля 1943 года компания получила заказ на 100 самолетов, но только через четыре года - 28 августа 1947 года - первый из 22 самолетов B-36A в невооруженном варианте учебного самолета для подготовки экипажей совершил свой первый полет.
  Серийный выпуск B-36, получивших название Peacemaker (миротворец), продолжался почти 7 лет. Последний самолет был передан Стратегическому авиационному командованию 14 августа 1954 года, а 12 февраля 1959 года последний самолет был снят с эксплуатации.


Варианты

  B-36B: 73 самолета, оснащенные шестью двигателями R-4360 мощностью по 3500 л.с. (2610 кВт), имевшие максимальную взлетную массу 148 778 кг и оборонительное вооружение в составе шести выдвижных дистанционно-управляемых фюзеляжных стрелковых установок с двумя 20-мм пушками каждая, а также носовой и кормовой установок с двумя такими же пушками каждая; первый самолет поднялся в воздух 8 июля 1948 года
  YB-36C: предлагавшийся вариант с двигателями R-4360-51
  B-36D: 26 марта 1949 года совершил первый полет B-36B, оснащенный вспомогательной силовой установкой в составе четырех ТРД Allison J35, что позволило увеличить максимальную взлетную массу до 162386 кг, а массу бомбовой нагрузки - до 38102 кг, тогда как максимальная скорость полета возросла до 700 км/час, а практический потолок - до 13715 м; по данному варианту было модернизировано 64 самолета, еще 22 серийных B-36D получили дополнительную силовую установку в составе четырех ТРД General Electric J47-GE-19 тягой по 23,23 кН, смонтированных попарно в подкрыльевых гондолах снаружи от основных двигателей; поставки B-36D начаты 19 августа 1950 года, машины поступили на вооружение 7-го бомбардировочного авиакрыла на авиабазе Карсвелл
  RB-36D: 17 вновь построенных RB-36D и семь самолетов, переоборудованных из B-36B, предназначенных для ведения стратегической разведки (экипаж - 22 человека); поставки начаты 3 июня 1950 года; целевая аппаратура - 14 фотокамер, установленных в двух из четырех бомбоотсеков самолета
  RB-36E: один YB-36A и 21 самолет B-36A, переоборудованные по стандарту, схожему с RB-36D; первый полет - 18 декабря 1949 года
  B-36F: схожий с B-36B вариант, но оснащенный двигателями R-4360-53 мощностью по 3800 л.с. (2834 кВт); первый полет - 18 ноября 1950 года, всего выпущены 58 машин, из них 24 - в варианте разведчика RB-36F, имевшего увеличенный запас топлива
  GRB-36F: самолет-носитель "паразитных" истребителей, разработанный для ВВС США по программе FICON (Fighter Conveyance); первоначально планировалось использовать истребители McDonnell XF-85 Goblin, но затем работы продолжились с Republic GRF-84F, первые успешные испытания с которым с реальным сбросом истребителя были проведены в мае 1953 года; в рамках программы переоборудовано 12 самолетов; машины также использовались в качестве самолетов управления в программе создания управляемых ракет
  B-36H: 5 апреля 1952 года совершил первый полет модернизированный B-36H, оснащенный новым оборудованием (преимущественно для кабины) и выпущенный в количестве 156 машин, в том числе 73 самолета - в варианте стратегического разведчика RB-36H; один самолет, получивший обозначение NB-36H, был оснащен силовой установкой с ядерным реактором - в рамках исследовательской программы - и совершил первый полет 17 сентября 1955 года (создан на базе серийного B-36H с серийным номером 51-5712)
  B-36J: для увеличения дальности полета с самолетов убрали пушечные стрелковые установки (кроме кормовой), сократили экипаж на девять человек и предусмотрели возможность подвески вдоль фюзеляжа дополнительных топливных баков; установлено усиленное шасси для самолета массой 185973 кг; построены 33 машины, первая из которых поднялась в воздух 3 сентября 1953 года
  YB-60: вариант с восемью ТРД Pratt & Whitney J57-P-3 тягой по 40,03 кН; первоначально турбореактивный вариант B-36 предлагался под обозначением XB-36G, контракт на постройку двух прототипов был выдан ВВС США 15 марта 1951 года - им присвоили обозначение YB-60. Самолет имел 72% общих с серийным B-36 узлов планера и оборудования - хвостовая часть фюзеляжа взята без изменений с B-36F, передняя - модифицирована (получила новую заостренную часть с приемником воздушных давлений); центроплан практически схож с B-36; установлены новое хвостовое оперение увеличенной площади, новое стреловидное крыло увеличенной площади, а шасси получило убирающееся хвостовое колесо. Самые серьезные изменения претерпела силовая установка - теперь она состояла из восьми ТРД, смонтированных попарно на подкрыльевых пилонах. Первый полет - 18 апреля 1952 года, в серию не пошел - ВВС США отдали предпочтение Boeing B-52
  X-6: предлагавшийся вариант с атомной силовой установкой
  XC-99 (Model 37): тяжелый транспортный самолет большой дальности, совместивший в себе новый удлиненный на 6,1 м фюзеляж с двухпалубным размещением личного состава и/или грузов и силовую установку, шасси, крыло и хвостовое оперение от базового B-36; первый полет - 23 ноября 1947 года; в несколько модифицированном виде XC-99 в мае 1949 года передан ВВС США, затем пришлось выполнить работы по усилению конструкции из-за возросшей максимальной взлетной массы; в годы корейской войны минимум дважды использовался - раз в неделю - для грузовых перелетов вдоль западного побережья США, между авиабазами Келли и Макклеллан; находился в эксплуатации до марта 1957 года


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Convair B-36J Peacemaker

  Тип: стратегический бомбардировщик/разведчик с экипажем из 10 человек
  Силовая установка: шесть ПД Pratt & Whitney R-4360-53 мощностью по 3800 л.с. (2834 кВт) и четыре ТРД General Electric J47-GE-19 тягой по 23,13 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11095 м - 661 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте - 629 км/час; начальная скороподъемность - 585 м/мин; практический потолок 12160 м; дальность с бомбовой нагрузкой 4536 кг - 10 944 км
  Масса: пустого 77 580 кг; максимальная взлетная 185973 кг
  Размеры: размах крыла 70,10 м; длина 49,40 м; высота 14,22 м; площадь крыла 443,32 м;
  Вооружение: по две 20-мм пушки M24A1 в шести выдвижных дистанционно-управляемых фюзеляжных, а также носовой и хвостовой стрелковых установках, а также до 39 009 кг бомб на внутренней подвеске
XB-36
Опытный самолет XB-36 перед окончательной сборкой
XB-36 в первом полете и во время предшествовавших ему пробежек
Convair XB-36 prototype.
На взлете опытный образец стратегического бомбардировщика Консолидейтед XB-36
Проблемы с шасси. На прототипе XB-36 стояли основные опоры шасси с колесами диаметром 2,80 м - самыми большими в истории авиации. Для эксплуатации самолета были пригодны лишь аэродромы с бетонными ВПП с толщиной покрытия не менее 59 см. Попыткой расширить количество доступных аэродромов стало использование гусеничного шасси. Такое шасси спроектировали и испытали, но от него отказались в пользу менее экзотичных многоколесных опор.
The Convair XB-36, serial 42-13570, first flew on 8 August 1946. This unarmed prototype differed from all subsequent examples of the Convair bomber in cockpit configuration.
Опытный XB-36 после завершения основной программы испытаний использовался для отработки экспериментального гусеничного шасси
Проблемы с шасси. На прототипе XB-36 стояли основные опоры шасси с колесами диаметром 2,80 м - самыми большими в истории авиации. Для эксплуатации самолета были пригодны лишь аэродромы с бетонными ВПП с толщиной покрытия не менее 59 см. Попыткой расширить количество доступных аэродромов стало использование гусеничного шасси. Такое шасси спроектировали и испытали, но от него отказались в пользу менее экзотичных многоколесных опор.
Выкатка из цеха предсерийного YB-36
Взлетает опытный самолет YB-36
Постройка гиганта. Завод фирмы "Convair" в Форт-Уорте, штат Техас, подходил для сборки гигантских бомбардировщиков. Длина главного сборочного цеха составляла 1,6 км.
Фюзеляжи B-36 в цехе агрегатной сборки
Первые B-36 на испытательной базе фирмы "Конвэр" в Сан-Диего
B-36A, B-36B
Первый серийный B-36A, полетевший раньше второго опытного самолета
The first production B-36A, which flew - before the second prototype - on 28 August 1947, featured the new raised cockpit to improve the visibility for the crew.
Peacemaker в варианте B-36A (на фотографии в первом полете) был далек от "настоящего" бомбардировщика: на нем отсутствовало вооружение и ряд ключевых систем, а часть установленного оборудования оказалась неработоспособной. Первым серийным B-36A стал самолет BM-004. Подобно многим B-36A, заводской номер был крупно нанесен в носовой части фюзеляжа - утверждается, что это помогало гражданам подавать жалобы на экипажи, выполняющие полеты на чрезмерно малой высоте.
Генерал Ле Мэй всегда стремился продемонстрировать потенциальные возможности как САК ВВС США в целом, так и самолета B-36 в частности. Для серии показательных полетов на большую дальность он выбрал бомбардировщик B-36B. Первый такой полет состоялся 7 декабря 1948 года - B-36B выполнил перелет с авиабазы Карлсуэлл (штат Техас) на Гонолулу и обратно. Самолет с экипажем из 16 человек нес инертную бомбу массой 4536 кг, которая была сброшена в районе острова Оаху. Затем самолет облетел Гонолулу и Перл-Харбор, после чего вернулся в Карлсуэлл, имея в баках 10 600 л топлива. Самолет пролетел 13 035 км и находился в воздухе 35 часов.
With "buzz" number prominently displayed on nose and beneath the wing, this B-36B has an overall natural metal finish and red tail unit. Some of its contemporaries also featured red outer wing panels.
B-36B - первый боеспособный вариант "Писмэйкера"
Серийный B-36B, который использовался "Конвэр" для доставки двигателей на авиазавод
Группа B-36A и -В сотрясает небо грохотом двигателей - одновременно работают 2492 цилиндра (один из двигателей на правом крыле самолета в первой тройке остановлен). Установка на поздних модификациях реактивных двигателей позволила улучшить характеристики самолета в полете над целью и увеличила массу бомбовой нагрузки.
Межконтинентальный бомбардировщик - носитель ядерного оружия Конвер B-36A «Писмейкер»
Early B-36s - this is the last production B-36A - had upward sliding bomb doors, as shown here by the partial obliteration of the "buzz" number by the open portion of the door. The nose marking is that of the 7th Bomb Group (H) at Carswell AFB in 1949, with the black triangle of the 8th AF on the tail.
B-36D - B-36J
Завершается установка дополнительных турбореактивных двигателей J47-GE-19 на B-36D
Для демонстрации прогресса американской авиации в мае 1951 года фирма "Convair" публично экспонировала поставленные рядом биплан Curtiss 40-летней давности и бомбардировщик B-36D.
A B-36H in full "warpaint" for service with the Fifteenth Air Force, whose badge can just be seen on the fin, behind the wingtip. This is a B-36D (conversion of a B-36B) from the 92 nd Bomb Wing.
Convair B-36D 44-92065 seen in the early 1950s
На снимке изображен B-36D, переоборудованный из B-36B. Хорошо видны гондолы с дополнительными ТРД и основные двигатели с толкающими винтами.
Convair B-36D 44-92095 with four J-47 jet engines augmenting its six R-4360 piston engines
На крыле этого B-36D хорошо видна окрашенная в разные тона "пешеходная" зона для технического персонала
Тренировочный полет B-36D в сопровождении F-94B
Самолет B-36 был реальным средством устрашения, которое США демонстрировало всему миру. В полете из конца в конец самолета экипажу приходилось добираться через туннель длиной 24,83 м, проходивший над бомбоотсеками.
Самолёт B-36 - первый межконтинентальный бомбардировщик в мире. Он мог нести атомное оружие любого калибра.
B-36F (на снимке) отличался от B-36D главным образом более мощными моторами R-4360-53. Один бомбардировщик B-36F обходился американскому налогоплательщику примерно в 4,1 млн долларов. Разведчик RB-36F после доработки по программе "Featherweight" достигал практического потолка 15 240 м. В ходе заводских испытаний самолет RB-36 продемонстрировал рекордную продолжительность полета - 51 час.
An "aluminium overcast" on an overseas deployment in 1951, approaches its base in the tropics. Unusually, this B-36 is almost totally devoid of markings, and its precise identity is unclear.
Бомбардировщик B-36F (сер. N 49-2683). Авиабаза Эдвардс, 1955г. Размеры "Писмейкера" впечатляют и сегодня
B-36H на передовом арктическом аэродроме
Один из последних серийных "Писмэйкеров" - B-36J
A B-36J from the final production batch, which ended at s/n 52-2827. With an anti-radiation white finish on its undersides, this is in fact a B-36J-III Featherweight, with all armament removed save the pair of tail guns in an effort to achieve better high-altitude performance.
Конкурент B-52 - реактивный Конвер YB-60 должен был быть дешевой модификацией поршневого B-36 (на заднем плане), но сохранил лишь 28% общих с ним узлов и вырос в цене «до небес»
Последний B-36J перед выкаткой из цеха. Чтобы киль самолета проходил под перекрытием ворот, нос приходилось поднимать
B-36J взлетает с авиабазы Форт Ворс (шт. Техас). 12 февраля 1959г.
RB-36
Величие и мощь летящего на большой высоте B-36 Peacemaker демонстрирует RB-36D, один из 24 самолетов этого типа, построенных заново или переделанных из B-36B. Для стратегической разведки самолет имел на борту 14 камер, но мог использоваться и как ударный, поскольку сохранил два бомбоотсека.
Convair RB-36.
17 самолетов RB-36D, включая зтот RB-36D-10, изначально построены как разведчики, еще семь машин данной модификации конвертировали из бомбардировщиков B-36B. САК ВВС США получило первый разведчик RB-36D на три месяца раньше бомбардировщика B-36D. Самолеты RB-36 предназначались, прежде всего, для ведения радиотехнической разведки, но выполняли еще и дневные и ночные полеты на фоторазведку. На RB-36 также возлагался объективный контроль (фотографирование) результатов боевой работы бомбардировщиков.
Convair B-36 Peacemaker создавался для нанесения ударов по Японии во Второй мировой войне, но первый полет выполнил лишь в 1946 году. Эти самолеты составили основу Стратегического авиационного командования (САК) ВВС США на первом этапе холодной войны.
RB-36D на базе Каревелл. У самолета увеличен обтекатель антенны РЛС под кабиной штурмана
Underwing jet pods, first introduced on the B-36D to boost performance, were a feature of the RB-36E conversions of the B-36As.
RB-36E из 5-го стратегического разведывательно авиакрыла. Середина 1953г.
Всего было построено 83 бомбардировщика B-36H и 76 разведчиков RB-36H (на снимке). На самолетах стояли поршневые моторы R-4360-53 Wasp Major мощностью по 3800 л.с., обеспечивавшие практический потолок 10 058 м и скорость 670 км/ч. Разведчики обладали в сравнении с бомбардировщиками несколько лучшими характеристиками в начале выполнения задания за счет меньшей полетной массы, но после сброса бомб масса бомбардировщика становилась меньше и его летные характеристики, соответственно, улучшались.
A Convair RB-36H takes off from Convair’s Fort Worth division, where all of the big bombers were built.
На этом RB-36H виден открытый отсек осветительных бомб, расположенный на месте нижней оборонительной установки
 
DB-36H, переоборудованный в носитель крылатой ракеты "Раскл"
"Раскл" под фюзеляжем DB-36H
Люк для посадки экипажа в передней нише шасси
Вид на носовую часть B-36
Обслуживание носовой огневой установки
Передний артиллерийский отсек. Орудийные башни не установлены, створки открыты
В конце Второй мировой войны в США закрыли семь школ, которые готовили воздушных стрелков, а подавляющее большинство этих специалистов демобилизовали. Те школы, которые остались, готовили стрелков преимущественно для бомбардировщиков B-29. Причем с началом войны в Корее и отправкой туда B-29, стрелков для них катастрофически не хватало. С появлением B-36, в составе экипажа которого имелось шесть воздушных стрелков, дефицит летного состава данной специальности в ВВС США стал еще более острым. Прошло несколько месяцев, прежде чем экипажи всех B-36 удалось полностью укомплектовать стрелками.
Кормовая оборонительная установка
B-36 отличался огромным бомбоотсеком
Подвеска бомбы большого калибра
Тягач с гидроподъемником для подвески на B-36 тяжелых обычных и ядерных бомб
16-тонный тягач для буксировки самолетов
Двигатели R-4360-25 были вершиной развития поршневых моторов
Трехлопастный винт Кертисс
Вид на турбореактивные двигатели TC-160
Основные стойки шасси B-36
Ангар-"док" для обслуживания самолета B-36 в плохую погоду
Experimental
Паразитный истребитель-разведчик RF-84F FICON. Из парка RF-84F, имевшихся в распоряжении ВВС США, 25 самолетов были переоборудованы в вариант RF-84K для авиационного комплекса FICON (Fighter CONveyor). В состав комплекса входил самолет-носитель, для роли которого был выбран Convair RB-36D (получил обозначение GRB-36D; на фотографии), и подвешиваемый к нему так называемый паразитный самолет (RF-84K). В бомбоотсеке устанавливалось Н-образное крепление, при помощи которого происходил сброс и прием RF-84K.
The desire on the part of some people to hang aeroplanes from things including cables, balloons, airships and other aeroplanes goes back to the very early years of powered flight. Shown here, is one of the last serious attempts made to do this by, of all people, the USAF, who actually deployed a limited number of Republic RF-84K-carrying Convair GRB-36Ds operationally from the end of 1956, through most of 1957. Shown here and taken in May 1953 is a view of the operational evaluation trials involving a Convair GRB-36F and a Republic YRF-84F. The intention with this particular combination was not to carry some form of fighter protection for the mother aircraft, but to extend the range of the Air Forces' photographic reconnaissance capability by using the mother ship to fly the fast RF-84 to within credible fuel range of what was to be photographed. The arrival in service of the fast, longer-ranged Douglas RB-66s must have come as a relief to those tasked with operating the by now extremely vulnerable GRB-36s.
Система FICON в действии. RBF-84F 52-7269 выпущен из бомбового отсека GRB-36D 49-2696. Авиабаза Файрчайлд, штат Вашингтон, 12 декабря 1955. Предполагалось, что бомбардировщик доставит истребитель к границе ПВО противника, выпустит там истребитель, который совершит бросок к цели, и сбросит бомбу. Затем вернется к бомбардировщику, прицепится к трапеции и они вместе вернутся на базу. После того, как пилоты поломали несколько самолётов. Программа FICON была закрыта.
Самолетами сопровождения в испытательных полетах по программе FICON являлись бомбардировщики B-29. На снимке - B-29 с авиабазы Карлсуэлп сопровождает прототип GRB-36F (49-2707), на трапеции которого находится F-84E, май 1952 года.
Один GRB-36F FICON задействовали в проекте "Tom-Tom". На снимке - к крылу носителя пристраивается один из двух истребителей F-84F, доработанных в рамках этой программы, фотосъемка выполнялась с борта самолета Lockheed T-33.
С появлением таких мощных дальних самолетов, как B-36, возникла необходимость в столь же дальних истребителях сопровождения. Однако испытания "прицепных" и буксируемых истребителей закончились неудачей.
Концевая подвеска RF-84F "Тандерфлэш" к крылу B-36
A close-up of the wing-tip on the RB-36F, with the hook in the retracted position.
Стыковочные узлы на законцовках крыла RB-36F-1 и RF-84F
This Convair B-36 bomber carried the the prototype of the B-58 Hustler minus engines - from Fort Worth, Texas, to Daytown, Ohio. To accommodate the B-58 under its belly, the B-36 had to have two inboard propellers removed and could not retract its landing gear during the whole flight.
Бомбардировщик B-36 перевозит планер B-58 для проведения статических испытаний
B-36F транспортирует подвешенный под фюзеляжем бомбардировщик B-58