Convair B-36 Peacemaker
Варианты:
Convair - B-36 Peacemaker - 1946 - США
Страна: США
Год: 1946


Стратегический бомбардировщик/разведчик с экипажем из 10 человек
Описание
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (16)
Convair (Consolidated Model 36) B-36 Peacemaker

   Первым бомбардировщиком, способным совершать полет на межконтинентальную дальность, стал Convair B-36, спроектированный в ответ на выпущенные 11 апреля 1941 года командованием Авиакорпуса Армии США технические требования на самолет, имеющий максимальную бомбовую нагрузку 32659 кг и способный, взлетев с авиабазы в континентальной части США, доставить 4536 кг бомб к целям на территории Европы. Главным требованием являлась дальность полета без дозаправки не менее 16 093 км, кроме того, необходимо было обеспечить скорость полета в пределах 386-483 км/час и практический потолок не менее 10670 м. Из четырех предложенных проектов самолетов военные выбрали Model 36, отличавшийся герметичным фюзеляжем и корневой частью крыла толщиной 1,83 м, что обеспечивало доступ в полете к силовой установке, состоящей из шести двигателей с толкающими винтами. Вначале проектом предусматривалось двухкилевое хвостовое оперение, но к тому времени как прототип XB-36 был готов к выкатке из цеха в Форт-Уорте (8 сентября 1945 года), самолет уже имел однокилевое хвостовое оперение.
   XB-36 поднялся в воздух 8 августа 1946 года, он имел одноколесные тележки основных опор шасси. Второй самолет, YB-36, предназначавшийся для испытаний, также имел одноколесные тележки, но затем их заменили на четырехколесные, ставшие стандартными на серийных машинах. Модернизированный вариант получил обозначение YB-36A и отличался от XB-36 внешней формой фонаря кабины экипажа (она выступала за обводы фюзеляжа), двигателями с доработанными турбокомпрессорами, а также тем, что в конструкцию крыла и фюзеляжа были введены технологические разъемы, и была смонтирована РЛС.
   23 июля 1943 года компания получила заказ на 100 самолетов, но только через четыре года - 28 августа 1947 года - первый из 22 самолетов B-36A в невооруженном варианте учебного самолета для подготовки экипажей совершил свой первый полет.
   Серийный выпуск B-36, получивших название Peacemaker (миротворец), продолжался почти 7 лет. Последний самолет был передан Стратегическому авиационному командованию 14 августа 1954 года, а 12 февраля 1959 года последний самолет был снят с эксплуатации.


Варианты

   B-36B: 73 самолета, оснащенные шестью двигателями R-4360 мощностью по 3500 л.с. (2610 кВт), имевшие максимальную взлетную массу 148 778 кг и оборонительное вооружение в составе шести выдвижных дистанционно-управляемых фюзеляжных стрелковых установок с двумя 20-мм пушками каждая, а также носовой и кормовой установок с двумя такими же пушками каждая; первый самолет поднялся в воздух 8 июля 1948 года
   YB-36C: предлагавшийся вариант с двигателями R-4360-51
   B-36D: 26 марта 1949 года совершил первый полет B-36B, оснащенный вспомогательной силовой установкой в составе четырех ТРД Allison J35, что позволило увеличить максимальную взлетную массу до 162386 кг, а массу бомбовой нагрузки - до 38102 кг, тогда как максимальная скорость полета возросла до 700 км/час, а практический потолок - до 13715 м; по данному варианту было модернизировано 64 самолета, еще 22 серийных B-36D получили дополнительную силовую установку в составе четырех ТРД General Electric J47-GE-19 тягой по 23,23 кН, смонтированных попарно в подкрыльевых гондолах снаружи от основных двигателей; поставки B-36D начаты 19 августа 1950 года, машины поступили на вооружение 7-го бомбардировочного авиакрыла на авиабазе Карсвелл
   RB-36D: 17 вновь построенных RB-36D и семь самолетов, переоборудованных из B-36B, предназначенных для ведения стратегической разведки (экипаж - 22 человека); поставки начаты 3 июня 1950 года; целевая аппаратура - 14 фотокамер, установленных в двух из четырех бомбоотсеков самолета
   RB-36E: один YB-36A и 21 самолет B-36A, переоборудованные по стандарту, схожему с RB-36D; первый полет - 18 декабря 1949 года
   B-36F: схожий с B-36B вариант, но оснащенный двигателями R-4360-53 мощностью по 3800 л.с. (2834 кВт); первый полет - 18 ноября 1950 года, всего выпущены 58 машин, из них 24 - в варианте разведчика RB-36F, имевшего увеличенный запас топлива
   GRB-36F: самолет-носитель "паразитных" истребителей, разработанный для ВВС США по программе FICON (Fighter Conveyance); первоначально планировалось использовать истребители McDonnell XF-85 Goblin, но затем работы продолжились с Republic GRF-84F, первые успешные испытания с которым с реальным сбросом истребителя были проведены в мае 1953 года; в рамках программы переоборудовано 12 самолетов; машины также использовались в качестве самолетов управления в программе создания управляемых ракет
   B-36H: 5 апреля 1952 года совершил первый полет модернизированный B-36H, оснащенный новым оборудованием (преимущественно для кабины) и выпущенный в количестве 156 машин, в том числе 73 самолета - в варианте стратегического разведчика RB-36H; один самолет, получивший обозначение NB-36H, был оснащен силовой установкой с ядерным реактором - в рамках исследовательской программы - и совершил первый полет 17 сентября 1955 года (создан на базе серийного B-36H с серийным номером 51-5712)
   B-36J: для увеличения дальности полета с самолетов убрали пушечные стрелковые установки (кроме кормовой), сократили экипаж на девять человек и предусмотрели возможность подвески вдоль фюзеляжа дополнительных топливных баков; установлено усиленное шасси для самолета массой 185973 кг; построены 33 машины, первая из которых поднялась в воздух 3 сентября 1953 года
   YB-60: вариант с восемью ТРД Pratt & Whitney J57-P-3 тягой по 40,03 кН; первоначально турбореактивный вариант B-36 предлагался под обозначением XB-36G, контракт на постройку двух прототипов был выдан ВВС США 15 марта 1951 года - им присвоили обозначение YB-60. Самолет имел 72% общих с серийным B-36 узлов планера и оборудования - хвостовая часть фюзеляжа взята без изменений с B-36F, передняя - модифицирована (получила новую заостренную часть с приемником воздушных давлений); центроплан практически схож с B-36; установлены новое хвостовое оперение увеличенной площади, новое стреловидное крыло увеличенной площади, а шасси получило убирающееся хвостовое колесо. Самые серьезные изменения претерпела силовая установка - теперь она состояла из восьми ТРД, смонтированных попарно на подкрыльевых пилонах. Первый полет - 18 апреля 1952 года, в серию не пошел - ВВС США отдали предпочтение Boeing B-52
   X-6: предлагавшийся вариант с атомной силовой установкой
   XC-99 (Model 37): тяжелый транспортный самолет большой дальности, совместивший в себе новый удлиненный на 6,1 м фюзеляж с двухпалубным размещением личного состава и/или грузов и силовую установку, шасси, крыло и хвостовое оперение от базового B-36; первый полет - 23 ноября 1947 года; в несколько модифицированном виде XC-99 в мае 1949 года передан ВВС США, затем пришлось выполнить работы по усилению конструкции из-за возросшей максимальной взлетной массы; в годы корейской войны минимум дважды использовался - раз в неделю - для грузовых перелетов вдоль западного побережья США, между авиабазами Келли и Макклеллан; находился в эксплуатации до марта 1957 года


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Convair B-36J Peacemaker

   Тип: стратегический бомбардировщик/разведчик с экипажем из 10 человек
   Силовая установка: шесть ПД Pratt & Whitney R-4360-53 мощностью по 3800 л.с. (2834 кВт) и четыре ТРД General Electric J47-GE-19 тягой по 23,13 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11095 м - 661 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте - 629 км/час; начальная скороподъемность - 585 м/мин; практический потолок 12160 м; дальность с бомбовой нагрузкой 4536 кг - 10 944 км
   Масса: пустого 77 580 кг; максимальная взлетная 185973 кг
   Размеры: размах крыла 70,10 м; длина 49,40 м; высота 14,22 м; площадь крыла 443,32 м;
   Вооружение: по две 20-мм пушки M24A1 в шести выдвижных дистанционно-управляемых фюзеляжных, а также носовой и хвостовой стрелковых установках, а также до 39 009 кг бомб на внутренней подвеске
B-26B из 7-го бомбардировочного авиакрыла ВВС США. Авиабаза Биггс, Техас, 1949г.
RB-36E-CF Peacemaker. Изображен самолет 72-й бомбардировочной авиаэскадрильи 5-го тяжелого бомбардировочного авиакрыла 15-й воздушной армии, авиабаза Трэвис, штат Калифорния. Самолеты Peacemaker состояли на вооружении 72-й авиаэскадрильи с 9 января 1951 по 30 сентября 1958 года. Вначале это были разведчики RB-36, а с 1955 года стали поступать и бомбардировщики B-36. Авиакрыло было сформировано 1 июля 1949 года в качестве стратегического разведывательного, 14 ноября 1950 года преобразовано в 5-е стратегическое тяжелое разведывательное, а 1 октября 1955 года - в 5-е тяжелое бомбардировочное авиакрыло. После Второй мировой войны командующий Стратегическим авиационным командованием ВВС США генерал Кертис Ле Мэй уделял огромное внимание разведке. В отсутствие спутников-разведчиков самолеты-разведчики должны были выявлять местоположение и режимы работы РЛС системы ПВО, важных военных объектов и других целей, подлежащих уничтожению в случае начала войны. Оснащенные фоторазведывательной аппаратурой и системами радиотехнической разведки, самолеты-разведчики ВВС США регулярно выполняли полеты над территорией СССР, где им противостояли советские истребители и средства ПВО, однако, насколько известно, ни один RB-36 сбит не был.
Convair B-36J
B-36J Peacemaker
Компоновочная схема B-36J
CONVAIR MODEL 35 (four-engined)
Четырехмоторный проект "Модели 36"
CONVAIR MODEL 35 (six-engined)
Шестимоторный проект "Модели 35"
Сравнительные габариты бомбардировщиков
Бомбардировщики Стратегического авиационного командования ВВС США
Convair B-36H