Fokker Spinne
Fokker Spinne
Страна: Германия
Год: 1910


Двухместный многоцелевой аэроплан
Описание
Фотографии
Fokker Spin и модели с M.1 по M.4
  
  В 1908 году демонстрационные показы аэроплана братьев Райт во Франции произвели на 18-летнего студента из Голландии Энтони Фоккера огромное впечатление. Фоккеру пришлось ждать еще два года до окончания военной службы. Затем он смог приступить к постройке своих первых аэропланов. В автошколе в Зальбахе, около Майнца в Германии, Фоккер подружился с Францем фон Даумом, бывшим офицером немецкой армии, который был старше Фоккера на 30 лет. Они спроектировали и профинансировали свою первую машину. Фон Даум предоставил мотор Argus мощностью 50 л. с. (37 Вт) для аппарата Fokker-Daum Spin (паук), названного так из-за паутины растяжек, примененных на этом крайне хрупком моноплане с низкорасположенным крылом. Постройка началась осенью 1910 года в мастерских школы в Висбадене, возможно с помощью фабрики Якоба Гедекера, местного изготовителя монопланов Taube.
  Испытание аппарата Spin начались в ноябре 1910 года. После первых пробежек увеличили руль направления для улучшения управления по курсу. Поперечное управление достигалось дифференцированным искривлением консолей крыла с большим поперечным V. Затем крылу придали небольшую стреловидность для повышения продольной устойчивости. Задняя кромка стабилизатора изгибалась с помощью тросиков, работая в качестве руля высоты. К декабрю Энтони Фоккер смог совершить первый полет на расстояние 100 м. Когда Фоккер уехал на Рождество, фон Даум решил сам полетать на аэроплане Spin. Однако при попытке взлететь он врезался в дерево, после чего аэроплан пришлось списать.
  Но два упорных энтузиаста решили собрать новую машину, поскольку мотор, к счастью, уцелел. Фабрикант Якоб Гедекер принял активное участие в проектировании и постройке этого аэроплана, названного Spin-II. От первого "паука" машина отличалась более широким использованием в конструкции стальных труб, наличием элеронов, хвостовым оперением с обычными навесными рулями и сильно упрощенной схемой шасси. Именно на аппарате Spin-II 16 мая 1911 года Фоккер получил звание пилота. Компаньон фон Даум тоже сильно желал летать, но разбился сам и разбил Spin II.
  В результате Энтони Фоккер порвал с фон Даумом и после объединения с Якобом Гедекером разработал аппарат Spin III с тем же мотором Argus. Построенный в августе 1911 года Spin III был несколько меньше Spin II и подобно Spin I не имел элеронов. Кроме пилота Spin III мог нести пассажира, летал лучше обоих своих предшественников и был вполне устойчив при тихой погоде. Тут надо заметить, что, хотя эту машину и называют Spin III, предполагая, что два более ранних аэроплана назывались Spin I и Spin II, фактически она была первой машиной, официально получившей название.
  В феврале 1912 года Фоккер основал фирму "Fokker Aeroplanbau G.m.b.h." в пригороде Берлина - Йоханништале. Здесь были собраны до 25 монопланов типа Spin из деталей, поставленных фирмой Гедекера. Первой моделью стал двухместный A-1912. Затем появились варианты с моторами Argus мощностью 60 и 70 л. с. (45 и 52 кВт). Потом был выпущен B-1912 с мотором Argus в 100 л. с. (75 кВт). Несколько экземпляров Spin имели 70-сильный мотор Renault. Для военных испытаний один аэроплан оснастили мотором Mercedes мощностью 95 л. с. (71 кВт), а другой в экспериментальных целях летал с ротативным мотором Gnome мощностью 50 л. с. (37 кВт). Были еще два варианта 1913 года, ныне известные как M.1, оба с тандемной двухместной компоновкой. Первый вариант имел мотор Argus в 50 л. с. (37 кВт) и полностью открытую кабину, на второй установили мотор Argus либо Mercedes в 100 л. с. (75 кВт) и сделали закрытую кабину.
  Шесть аппаратов первого варианта строились в качестве учебных для авиашколы фирмы "Fokker". Не менее пяти машин второго варианта сделали для частных заказчиков, военной авиашколы фирмы "Fokker" в Шверине и авиашколы немецкой армии, в которой этот летательный аппарат назывался M.1. Эти аэропланы по требованиям покупателей строились с различными формами кабин, сидений и обшивки фюзеляжа. Серийные машины Spin имели ручку управления вместо штурвала, а узел крепления хвостовой части был смещен назад, вровень с передней кромкой стабилизатора.
  Дальнейшие заказы последовали в июле и августе 1913 года. Фоккер на базе модели M.1 построил 10 аэропланов M.2 (военная версия M.II) с моторами Argus либо Mercedes мощностью 100 л. с. (75 кВт), фюзеляжами округлого сечения, хвостовым оперением со стреловидными плоскостями руля высоты и стреловидным рулем направления без киля. Для облегчения перевозки самолеты имели сборно-разборную конструкцию. Менее обтекаемый вариант M.3 имел фюзеляж с плоскими бортами и мотор Mercedes в 100 л. с. (75 кВт) либо Renault в 70 л. с. (52 кВт). Аппарат M.3a был более обтекаемым с рулями направления над хвостовой частью фюзеляжа и под ней. M.4 являлся высокопланом с элеронами и мотором Mercedes в 90 л, с. (71 кВт). Ни один из этих трех типов успеха не снискал. M.3a потерпел аварию, когда его заказчик из России учился летать в Германии. Большего успеха добились последующие аэропланы "Fokker", появившиеся после прихода на фирму нового главного конструктора Мартина Крейцера.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fokker A-1912 Spin

  Тип: двухместный многоцелевой аэроплан
  Силовая установка: рядный поршневой мотор Argus мощностью 50 л. с. (37 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость 90 км/ч на уровне моря
  Масса: максимальная взлетная 400 кг
  Размеры: размах крыла 11,00 м; длина 7,75 м; высота 3,00 м; площадь крыла 22,00 м2
Реплика первого самолета Энтони Фоккера.
DUTCH MILESTONES AT THE PARIS SHOW: Alongside with the latest Fokker D XIII biplane - which is fitted with a Napier "Lion" engine - is exhibited the little wire-braced monoplane built and flown by Mr. Fokker in 1911. As will be seen above, Mr. Fokker believed in tubular metal construction even in those days.
Fokker Spider.
Этот летательный аппарат B-1912 Spin демонстрирует уровень развития, достигнутого к 1912 году. Хорошо видны обтекаемый фюзеляж, частично закрытая двухместная кабина и масса растяжек.