Fokker Spinne
Страна: Германия
Год: 1910


Двухместный многоцелевой аэроплан
Описание
Фотографии
Fokker Spin и модели с M.1 по M.4
  
  В 1908 году демонстрационные показы аэроплана братьев Райт во Франции произвели на 18-летнего студента из Голландии Энтони Фоккера огромное впечатление. Фоккеру пришлось ждать еще два года до окончания военной службы. Затем он смог приступить к постройке своих первых аэропланов. В автошколе в Зальбахе, около Майнца в Германии, Фоккер подружился с Францем фон Даумом, бывшим офицером немецкой армии, который был старше Фоккера на 30 лет. Они спроектировали и профинансировали свою первую машину. Фон Даум предоставил мотор Argus мощностью 50 л. с. (37 Вт) для аппарата Fokker-Daum Spin (паук), названного так из-за паутины растяжек, примененных на этом крайне хрупком моноплане с низкорасположенным крылом. Постройка началась осенью 1910 года в мастерских школы в Висбадене, возможно с помощью фабрики Якоба Гедекера, местного изготовителя монопланов Taube.
  Испытание аппарата Spin начались в ноябре 1910 года. После первых пробежек увеличили руль направления для улучшения управления по курсу. Поперечное управление достигалось дифференцированным искривлением консолей крыла с большим поперечным V. Затем крылу придали небольшую стреловидность для повышения продольной устойчивости. Задняя кромка стабилизатора изгибалась с помощью тросиков, работая в качестве руля высоты. К декабрю Энтони Фоккер смог совершить первый полет на расстояние 100 м. Когда Фоккер уехал на Рождество, фон Даум решил сам полетать на аэроплане Spin. Однако при попытке взлететь он врезался в дерево, после чего аэроплан пришлось списать.
  Но два упорных энтузиаста решили собрать новую машину, поскольку мотор, к счастью, уцелел. Фабрикант Якоб Гедекер принял активное участие в проектировании и постройке этого аэроплана, названного Spin-II. От первого "паука" машина отличалась более широким использованием в конструкции стальных труб, наличием элеронов, хвостовым оперением с обычными навесными рулями и сильно упрощенной схемой шасси. Именно на аппарате Spin-II 16 мая 1911 года Фоккер получил звание пилота. Компаньон фон Даум тоже сильно желал летать, но разбился сам и разбил Spin II.
  В результате Энтони Фоккер порвал с фон Даумом и после объединения с Якобом Гедекером разработал аппарат Spin III с тем же мотором Argus. Построенный в августе 1911 года Spin III был несколько меньше Spin II и подобно Spin I не имел элеронов. Кроме пилота Spin III мог нести пассажира, летал лучше обоих своих предшественников и был вполне устойчив при тихой погоде. Тут надо заметить, что, хотя эту машину и называют Spin III, предполагая, что два более ранних аэроплана назывались Spin I и Spin II, фактически она была первой машиной, официально получившей название.
  В феврале 1912 года Фоккер основал фирму "Fokker Aeroplanbau G.m.b.h." в пригороде Берлина - Йоханништале. Здесь были собраны до 25 монопланов типа Spin из деталей, поставленных фирмой Гедекера. Первой моделью стал двухместный A-1912. Затем появились варианты с моторами Argus мощностью 60 и 70 л. с. (45 и 52 кВт). Потом был выпущен B-1912 с мотором Argus в 100 л. с. (75 кВт). Несколько экземпляров Spin имели 70-сильный мотор Renault. Для военных испытаний один аэроплан оснастили мотором Mercedes мощностью 95 л. с. (71 кВт), а другой в экспериментальных целях летал с ротативным мотором Gnome мощностью 50 л. с. (37 кВт). Были еще два варианта 1913 года, ныне известные как M.1, оба с тандемной двухместной компоновкой. Первый вариант имел мотор Argus в 50 л. с. (37 кВт) и полностью открытую кабину, на второй установили мотор Argus либо Mercedes в 100 л. с. (75 кВт) и сделали закрытую кабину.
  Шесть аппаратов первого варианта строились в качестве учебных для авиашколы фирмы "Fokker". Не менее пяти машин второго варианта сделали для частных заказчиков, военной авиашколы фирмы "Fokker" в Шверине и авиашколы немецкой армии, в которой этот летательный аппарат назывался M.1. Эти аэропланы по требованиям покупателей строились с различными формами кабин, сидений и обшивки фюзеляжа. Серийные машины Spin имели ручку управления вместо штурвала, а узел крепления хвостовой части был смещен назад, вровень с передней кромкой стабилизатора.
  Дальнейшие заказы последовали в июле и августе 1913 года. Фоккер на базе модели M.1 построил 10 аэропланов M.2 (военная версия M.II) с моторами Argus либо Mercedes мощностью 100 л. с. (75 кВт), фюзеляжами округлого сечения, хвостовым оперением со стреловидными плоскостями руля высоты и стреловидным рулем направления без киля. Для облегчения перевозки самолеты имели сборно-разборную конструкцию. Менее обтекаемый вариант M.3 имел фюзеляж с плоскими бортами и мотор Mercedes в 100 л. с. (75 кВт) либо Renault в 70 л. с. (52 кВт). Аппарат M.3a был более обтекаемым с рулями направления над хвостовой частью фюзеляжа и под ней. M.4 являлся высокопланом с элеронами и мотором Mercedes в 90 л, с. (71 кВт). Ни один из этих трех типов успеха не снискал. M.3a потерпел аварию, когда его заказчик из России учился летать в Германии. Большего успеха добились последующие аэропланы "Fokker", появившиеся после прихода на фирму нового главного конструктора Мартина Крейцера.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fokker A-1912 Spin

  Тип: двухместный многоцелевой аэроплан
  Силовая установка: рядный поршневой мотор Argus мощностью 50 л. с. (37 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость 90 км/ч на уровне моря
  Масса: максимальная взлетная 400 кг
  Размеры: размах крыла 11,00 м; длина 7,75 м; высота 3,00 м; площадь крыла 22,00 м2
Реплика первого самолета Энтони Фоккера.
DUTCH MILESTONES AT THE PARIS SHOW: Alongside with the latest Fokker D XIII biplane - which is fitted with a Napier "Lion" engine - is exhibited the little wire-braced monoplane built and flown by Mr. Fokker in 1911. As will be seen above, Mr. Fokker believed in tubular metal construction even in those days.
Этот летательный аппарат B-1912 Spin демонстрирует уровень развития, достигнутого к 1912 году. Хорошо видны обтекаемый фюзеляж, частично закрытая двухместная кабина и масса растяжек.