RAF S.E.5
Страна: Великобритания
Год: 1916


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (11)
Royal Aircraft Factory S.E.5 и S.E.5a

  Свое место в истории авиации S.E.5 занял благодаря таким асам британского Содружества, как Альберт Белл, Уильям Бишоп, Джеймс Маккадден и Эдвард Мэннок. Однозначно, S.E.5 является самым удачным самолетом "Royal Aircraft Factory".
  Одноместный равнокрылый истребитель-биплан спроектирован коллективом под руководством Х.П. Фолланда. Конструкторы стремились сделать самолет предельно простым в пилотировании, чтобы на нем могли воевать летчики с минимальной подготовкой и не требовалось бы доучивать молодых пилотов в строевых эскадрильях.
  Простоту пилотирования в немалой степени обеспечил мотор стационарного типа, так как большая масса тела вращения применявшихся ротативных двигателей создавала значительный разворачивающий момент, справиться с которым могли только опытные летчики. Конструкторы предпочли устойчивость частичной потере маневренности, поэтому S.E.5 обладал худшей маневренностью, чем близкий ему Sopwith Camel.
  Штатно на S.E.5 ставился новый V-образный мотор Hispano-Suiza мощностью 150 л. с. Впервые S.E.5 появились во Франции весной 1917 года. Совершенствование мотора Hispano-Suiza привело к появлению варианта мощностью 200 л. с., самолеты с такими двигателями обозначались S.E.5a. Первые S.E.5a появились на фронте летом 1917 года и постепенно полностью вытеснили S.E.5.
  Поначалу силовая установка S.E.5a не отличалась надежностью, но, тем не менее, самолет являлся великолепным истребителем.
  На заключительной стадии войны S.E.5a интенсивно использовали и для нанесения ударов по наземным целям легкими бомбами. Всего построено 5205 самолетов S.E.5 и S.E.5a, включая небольшое количество двухместных учебно-тренировочных машин.
  Самолеты S.E.5 и S.E.5a помимо Западной Европы применялись в Месопотамии, Египте, Палестине и в греческих Салониках, а также в системе ПВО Великобритании. Но как истребитель ПВО самолет был не очень удачным, поскольку температура воды в системе охлаждения двигателя при его длительной работе на больших оборотах выходила за пределы рабочего диапазона.
  S.E.5a имелись и в составе Американских экспедиционных сил, планировался выпуск фирмой "Curtiss Aeroplane and Motor Company" 1000 таких самолетов для Армии США, но контракт аннулировали в связи с окончанием Первой мировой войны. "Curtiss" изготовила всего один самолет, однако в 1922-1923 годах было собрано из британских комплектующих 56 истребителей для авиационной службы Армии США, еще одну партию S.E.5a собрала в США компания "Eberhart Steel Products".
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Royal Aircraft Factory S.E.5a

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один мотор Hispano-Suiza V-8 мощностью 200 л. с. (149 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 222 км/ч; практический потолок 6705 м; продолжительность полета 3 ч
  Масса: пустого 635 кг; максимальная взлетная 887 кг
  Размеры: размах крыла 8,12 м; длина 6,38 м; высота 2,90 м; площадь крыла 22,67 м'
  Вооружение: один синхронный 7,7-мм пулемет Vickers и один пулемет Lewis над центропланом верхнего крыла, до четырех 25-кг бомб
RAF S.E.5a сер. N B695 из состава 150-й эскадрильи RAF, на котором 20 июня 1918г. лейтенант Чарлз Грин сбил DFW C.V 2-го аэропланного отделения.
SE.5a (сер. N B4891) из состава 56-й эскадрильи Королевских канадских ВВС, на котором капитан Дж.МакКадден одержал три победы 13 января 1918г.
Истребитель RAF SE-5a английского аса Эдуарда Мэннока
Первые SE.5. Две белые ленты в хвостовой части фюзеляжа данного SE.5a говорят о его принадлежности к 56-й эскадрилье - первому подразделению SE.5, попавшему на фронт. Капитан Альберт Болл одержал на таком самолете две победы в первом же вылете.
Американский экспедиционный корпус. Во Франции воевали только две американские эскадрильи, вооруженные SE.5a. Большей популярностью пользовался самолет SPAD XIII. Данная машина принадлежала 25-й эскадрилье.
A2-13 was one of 35 Royal Aircraft Factory S.E.5A single-seat fighters of the RAAF in the 1920s. They were later silver doped, and A2-2 was converted to a two-seater as A2-36.
Этот S.E.5a (№ D8476) изначально эксплуатировался в Центральной авиашколе Королевского авиационного корпуса (RFC), а в 1921 году его передали ВВС Австралии, где самолет получил регистрацию A2-13. Машину использовали в летных школах до списания в 1926 году.
Польский истребитель. Более 20 самолетов SE.5a в 1920 году были переданы британцами польским ВВС - из них сформировали первую истребительную эскадрилью. В том же году они применялись в боях с советскими войсками.
Одним из пионеров выполнения демонстрационных полетов с цветными дымами был майор Джек Сэвэдж, в 1914-1918 годах сражавшийся в составе британских ВВС. На этом S.E.5a он выступал с 1928 по 1934 год. Самолет отличался очень длинными выхлопными патрубками мотора, в которые подавался химический реагент, делавший выхлопные газы более заметными в воздухе.
RAF SE.5, A8930, пилот - В.Бишоп, командир 85-го дивизиона RFC, лето 1918г.