Friedrichshafen FF29 / FF33 / FF39 / FF49 / FF59
Варианты:
Friedrichshafen - FF29 / FF33 / FF39 / FF49 / FF59 - 1914 - Германия
Страна: Германия
Год: 1914


Двухместный патрульный/разведывательный гидросамолет
Описание:
Самолеты компании "Friedrichshafen"
Friedrichshafen FF 33, FF 39, FF 49 и FF 59
Фотографии

Самолеты компании "Friedrichshafen"

Компания "Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH" была образована незадолго до начала Первой мировой войны и успела спроектировать легкий двухместный гидросамолет, получивший обозначение Friedrichshafen FF 29 и с ноября 1914 года поступавший в эксплуатацию в небольших количествах в немецкие ВМС. Самолет представлял собой биплан традиционной конструкции, оснащался рядным двигателем Mercedes D.II мощностью 120 л. с. (89 кВт) и применялся преимущественно для патрулирования прибрежных районов и ведения разведки, хотя и мог нести несколько бомб малого калибра. На его базе чуть позже был спроектирован другой двухместный гидроплан - FF 29A, который отличался в основном поплавками улучшенной конструкции и усовершенствованным хвостовым оперением. Предположительно, выпуск самолетов обеих модификаций для германского флота составил немногим более 30 машин. В мае 1915 года на вооружение поступили два самолета FF 31 - двухместные бипланы с поплавковым шасси несколько необычной конструкции: вместо стандартного фюзеляжа они имели центральную гондолу с двумя открытыми кабинами, а двигатель устанавливался сзади и приводил во вращение толкающий воздушный винт. Хвостовое оперение крепилось на двух балках открытой ферменной конструкции. Вариант FF 31 с лыжным шасси получил обозначение FF 37.
<...>
   В ответ на запрос военных на новый трехместный патрульный гидросамолет компания "Friedrichshafen" спроектировала модель FF 40. Построенный всего в одном экземпляре самолет представлял собой биплан с установленным в фюзеляже двигателем Maybach Mb.IV, приводившим во вращение два тянущих воздушных винта, размещенных перед бипланной коробкой - между крыльями по обеим сторонам фюзеляжа.
<...>

Friedrichshafen FF 33, FF 39, FF 49 и FF 59

Созданный на базе двухместного патрульного/разведывательного гидросамолета FF 29, прототип Friedrichshafen FF 33 поднялся в воздух в конце 1914 года. Новая машина отличалась модернизированными поплавками и оснащалась двигателем Mercedes D.II мощностью 120 л.с. (89 кВт), причем пилот также размещался в задней кабине. Всего были построены шесть самолетов, которые поступили в германские ВМС, после чего последовали пять самолетов модификации FF 33b, оснащенных пулеметами на шкворневых установках, двухреданными поплавками и рядным двигателем Maybach мощностью 160 л.с. (119 кВт). Пилот и наблюдатель в новой машине поменялись местами, теперь они оба имели пулеметы на шкворневых установках. Наиболее многочисленным стал вариант FF 33e - он оснащался рядным двигателем Benz Bz.III, радиопередатчиком (вместо одного пулемета) и более длинными поплавками, которые позволили демонтировать хвостовой поплавок, заменив его на подфюзеляжный киль. Считается, что были построены почти 190 самолетов FF 33e, последняя партия поставлена в войска в конце 1917 года - эти машины уже имели двойное управление. Следующим самолетом был FF 33j, он отличался аэродинамическими усовершенствованиями и оснащался радиостанцией. Последней моделью разведывательного самолета FF 33 был учебно-тренировочный FF 33s, имевший двойное управление. Один FF 33e Wolfchen успешно использовался в качестве самолета-разведчика на германском вспомогательном крейсере "Вольф". Вариант разведчика/истребителя под обозначением FF 33f представлял собой самолет с уменьшенными размахом крыла и длиной фюзеляжа, но с пулеметом для наблюдателя на шкворневой установке - построены пять машин, после чего компания переключилась на модель FF 33h, имевшую ряд аэродинамических усовершенствований и дублированные расчалки крыла, которые должны были выступать в качестве резервных на случай, если наблюдатель вынужден будет вести огонь вперед через межкрыльевое пространство. Были построены 50 таких самолетов, а затем настала очередь самой массовой модификации - FF 33l, построенной в количестве около 130 машин и имевшей меньшие размеры для улучшения маневренности и лучшие летные характеристики. Один FF 33l был оснащен колесным шасси для испытаний в качестве самолета общего назначения и имел обозначение C.I.
   Самолет FF 39, построенный в количестве 14 машин, являлся улучшенным вариантом FF 33e, на котором собственный мотор мощностью 150 л.с. заменили на двигатель Benz Bz.IV мощностью 200 л.с. (149 кВт). Серийная модификация FF 49c с такой же силовой установкой, усиленной конструкцией, аэродинамической компенсацией управления, радиопередатчиком и приемником, а также с пулеметом для наблюдателя, появилась в середине 1917 года и оставалась в эксплуатации до окончания войны. Всего было построено 200-250 таких машин.

   Двадцать пять бомбардировщиков FF 49b отличались измененной посадкой экипажа, отсутствием пулемета у наблюдателя и возможностью применения бомб малого калибра. Последняя модель, созданная компанией, FF 59с была выпущена в середине 1918 года - она была создана на базе FF 39 и отличалась хвостовым оперением, отнесенными к концам крыла межкрыльевыми стойками, и отсутствием расчалок - для снижения риска повредить конструкцию при ведении пулеметного огня наблюдателем сквозь межкрыльевое пространство. Было выпущено по одному экземпляру модификаций FF 59a и FF 59b с различным хвостовым оперением.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Friedrichshafen FF 49c

   Тип: двухместный патрульный/разведывательный гидросамолет
   Силовая установка: один шестицилиндровый рядный ПД Benz Bz.IV мощностью 200 л. с. (149 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 140 км/ч; набор высоты 1000 м - за 8 мин; продолжительность полета 5 ч 30 мин
   Масса: пустого 1515 кг; максимальная взлетная 2145 кг
   Размеры: размах крыла 17,15 м; длина 11,65 м; высота 4,50 м; площадь крыльев 71,40 мг
   Вооружение: один фиксированный стреляющий вперед 7,92-мм пулемет LMG 08/15 и один 7,92-мм пулемет Parabellum на шкворневой установке в задней кабине
"Фридрихсхафен" FF33e сер. N 885, в 1917-18гг. состоявший сначала на балансе германской гидроавиации "Варна", а затем болгарской гидросамолетной станции.
"Фридрихсхафен" FF33e сер. N 529 с опознавательными знаками послевоенного образца. Гидроаэродром Пейнерджик, 1919г.
Friedrichshafen FF29A - модернизированный вариант FF29, с улучшенными поплавками и хвостовым оперением.
Семейство гидросамолетов FF33 можно поделить на две группы - разведчики с трехстоечной бипланной коробкой (на фотографии) и вооруженные разведчики с двухстоечной бипланной коробкой.
Болгарские моряки перед "Фридрихсхафеном" FF33e (сер. N 861), который прослужил на Черном море около двух лет. Послевоенный снимок.
Германо-болгарские гидросамолеты 1917 года: в первом ряду "Румплеры" 6B1 сер. NN 1046 и 1047 (или 1042), на заднем плане - "Фридрихсхафен" FF33e сер. N 88? (последняя цифра неразличима).
Три "Фридрихсхафена" FF33e на берегу Черного моря, 1917г.
Болгарский "Фридрихсхафен" FF33h.
Various types of Friedrichshafen floatplanes were interned. FF-33J, German serial 1682, went to the MLD as V-4.
Civil conversion of a Friedrichshafen F.F.49C.
Lynn Williams, brother of the late Neil Williams and Aeroplane Monthly contributor, has exhibited an impressive study of a German Friedrichshafen FF 33C entitled "Scourge of the Seas."