
Описание
Страна : International
Год : 1973
Двухместный учебно-боевой, пилотажный и легкий ударный самолет
Dassault/Dornier Alpha Jet
Франция и ФРГ вели исследования по созданию учебно-тренировочного самолета для повышенной летной подготовки. В 1968 году эти страны согласовали свои технические требования. В июле 1969 года была разработана программа совместного производства 400 самолетов Alpha Jet (по 200 машин для каждой страны, собранных на национальных сборочных линиях). В июле 1970 года проект TA501, представленный фирмами "Dassault", "Breguet" и "Dornier", победил в конкурсе проекты Aerospatiale/MBBE.650 Eurotrainer и VFW-Fokker VFT-291. Все три проекта были сделаны на базе силовой установки из двух турбовентиляторных двигателей SNECMA/Turbomeca Larzac 02 тягой 10,98 кН или более мощной версии Larzac 04. Основным мотивом выбора такой силовой установки было твердое желание Германии больше никогда не использовать в ВВС однодвигательные самолеты из-за печального опыта применения истребителя Lockheed F-104, отличавшегося крайне высокой аварийностью.
В итоге на базе проектов Breguet Br.126 и Dornier P.375 был создан самолет Alpha Jet со стреловидным крылом, тандемными кабинами пилотов и катапультными креслами Martin-Baker AJRM4 либо Stencel S-III-S3. Ниши для уборки коротких основных стоек шасси с пневматиками низкого давления размещались в мотогондолах. Оборудование французских и немецких машин сильно различалось из-за того, что в Германии к тому времени решили продолжать обучение военных пилотов в США. Поэтому руководство Люфтваффе хотело уже не обучать пилотов, а заменить машины G.91R/3 в роли легких ударных самолетов, усовершенствовав систему навигации/управления оружием, а также установив 27-мм пушку Mauser ВК 27 в подфюзеляжном контейнере вместо французской пушки DEFA 553.
В феврале 1972 года проект Alpha Jet был одобрен. Каждая страна заказала по два прототипа у недавно объединившейся фирмы "Dassault-Breguet" и у "Dornier". 26 октября 1973 года первой взлетела французская машина. Немецкий самолет последовал за ней 9 января 1974 года. В ходе разработки двигатели Larzac 04-C1 заменили на Larzac 04-C6. Самолет оснастили силовой установкой повышенной мощности для обеспечения околозвуковой скорости в сочетании с умеренной скоростью захода на посадку. Позднее на немецких Alpha Jet установили двигатели Larzac 04-C20 тягой 14,12 кН.
Первый серийный Alpha Jet E (учебный) французского производства взлетел 4 ноября 1977 года. Шесть машин построили для эксплуатационных испытаний в 1978 году. В мае 1979-го началась замена самолетов T-33 фирм "Lockheed" и "Canadair" в учебных частях французских ВВС. В том же году национальная пилотажная группа "Patrouille de France" получила 12 Alpha Jet. Первый серийный "Alpha Jet A" (ударный) производства ФРГ взлетел 12 апреля 1978 года. Он получил альтернативное название Alpha Jet Close Support Version. Машинами этого типа оснастили три эскадрильи легких истребителей-бомбардировщиков, а также запасную учебную часть с 18 самолетами в Бежа, Португалия. В конечном счете, Франция и Западная Германия получили 176 и 175 самолетов. Последние немецкие машины были поставлены в январе 1983 года.
В конце 1992-го большинство германских самолетов списали для возможной продажи Франции, Португалии и Турции, кроме 45 машин, сохраненных для обучения пилотов-истребителей. К началу 1994 года Португалия получила 50 машин, ранее служивших в Люфтваффе. Другие самолеты поставили на консервацию, и их будущее оставалось неопределенным до 1999 года, когда Таиланд решил купить 50 машин, но вскоре уменьшил заказ до 25. Великобритания решила взять 12 самолетов для различных экспериментов и на запчасти. Тогда же Германия вела переговоры с Францией и некой страной на Ближнем Востоке для продажи еще 64 ее самолетов, но что-то удалось продать только частным организациям.
С сентября 1982 года Египет собрал по лицензии 26 учебно-боевых Alpha Jet MSI в Хелуане и приобрел еще четыре машины у фирмы "Dassault".
В 1980 году началась работа по переделке Alpha Jet в легкий штурмовик и самолет непосредственной поддержки наземных войск. Он впервые взлетел 9 апреля 1982 года. Кроме нанесения ударов по наземным целям и борьбы с вертолетами, самолет обладал расширенными возможностями в подготовке пилотов-истребителей благодаря введению нового БРЭО на базе цифровой шины данных и установке лазерного дальномера. Этот вариант заказали Египет (15 штук Alpha Jet MS2) и Камерун. Как и в случае с Alpha Jet MS1, Египет получил первые 4 самолета от фирмы "Dassault", а остальные собрал у себя.
Были и другие варианты, достигшие стадии испытаний опытных образцов, но не запущенные в серийное производство, - Alpha Jet NGEA и Alpha Jet 3. Alpha Jet NGEA (учебный самолет нового поколения), позже названный Alpha Jet 2, был развитием Alpha Jet MS2 с новым БРЭО и возможностью подвески ракет "воздух-воздух" Magic 2 малой дальности и силовой установкой повышенной мощности из двух двигателей Larzac 04-C20. Alpha Jet 3 (позже Lancier) также сделали на базе Alpha Jet MS2 с парой многофункциональных дисплеев в кабинах экипажа, РЛС Agave либо Anemone, ИК-системой переднего обзора, лазерными системами наведения, усовершенствованной системой РЭБ и обновленным вооружением, фирма "Dassault" также предложила флотскую версию учебно-боевого самолета для замены машин Zephyr.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Dassault/Dornier Alpha Jet E
Тип: двухместный учебно-боевой, пилотажный и легкий ударный самолет
Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя SNECMA/Turbomeca Larzac 04-C6 тягой по 13,24 кН
Летные характеристики: максимальная скорость 1000 км/ч на уровне моря; начальная скороподъемность 3660 м/мин; набор высоты 9150 м менее чем за 7 мин; практический потолок 14630 м; дальность полета более 4000 км с четырьмя сбрасываемыми баками; оперативный радиус действия 670 км в тренировочном полете по профилю "малая-малая-малая высота" с двумя сбрасываемыми баками
Масса: пустого самолета 3345 кг; максимальная взлетная 8000 кг
Размеры: размах крыла 9,11 м; длина 11,75 м; высота 4,19 м; площадь крыла 17,50 м2
Вооружение: курсовая 30-мм пушка DEFA 553 в подфюзеляжном контейнере, плюс до 2500 кг боевой нагрузки на четырех подкрыльевых узлах подвески
- Описание
Фотографии
-
Air International 1981-02 / Model enthusiast
Регистрационный номер : 40+17 [2] Alpha Jet A, with ventral gun pack, in service with Jagdbombergeschwader 49 at Furstenfeldbruck. (Right) The badge of Jabo G 49.
-
Мировая Авиация 103
Регистрационный номер : 41+40 Списанный из ВВС ФРГ самолет Alpha Jet A представляет собой удачный вариант для ВВС любой небольшой страны, желающей купить недорогие легкие ударные самолеты. Таиланд сначала планировал заменить ими машины OV-10 Bronco пограничной службы, но в итоге Alpha Jet применяют в этой стране в качестве учебно-боевых самолетов.
-
Air International 1981-02 / Model enthusiast
Alpha Jet A No 58 off the German production line as painted for US demonstration tour, September 1980; a French roundel was carried on the starboard side.
-
Air International 1981-02 / Model enthusiast
Регистрационный номер : F-ZWRX The second Alpha Jet E prototype in demonstration colours for the Paris Air Show 1975.
-
Air International 1981-02 / Model enthusiast
Alpha Jet E in the colours of the Patrouille de France, the official French aerobatic team which re-equipped on the type in 1979.
-
Air International 1981-02 / Model enthusiast
Alpha Jet E26 (the 26th production model from the French assembly line) in the markings of Groupement-Ecole 314 "Christian Martel" at Tours. (Left) The Stork insignia of GE 314.
-
Мировая Авиация 175
Alpha Jet E. Бельгия получила с декабря 1978 по июль 1980 года 33 учебно-тренировочных самолета Alpha Jet. Самолеты были включены в состав 11-й и 7-й эскадрилий, которые обеспечивали, соответственно, начальную и усовершенствованную летную подготовку.
-
Air International 1981-02 / Model enthusiast
An Alpha Jet B of the Force Aerienne Beige, as used by Nos 2 and 7 Squadrons of the Centre de Perfectionnement at Brustem.
-
Air International 1981-02 / Model enthusiast
Alpha Jet No 231 in the colours of the Moroccan Air Force, which has ordered 23 of these basic trainers.
-
Мировая Авиация 68
Dassault/Dornier Alpha Jet E. Главным приобретением ВВС Марокко в 1980-е годы стали 24 франко-германских самолета Alpha Jet, предназначенные преимущественно для продвинутой летной подготовки, но способные нести до 2500 кг вооружения.
-
Air International 1981-02 / Model enthusiast
Регистрационный номер : TU-VAG One of six Alpha Jets acquired by the Air Force of the Ivory Coast, with civil registrations for delivery.
-
Air International 1981-02 / Model enthusiast
Регистрационный номер : 5V-MBA An export model Alpha Jet in the colours and markings of the Togo Air Force, which has ordered six.
-
Air International 1981-02 / Model enthusiast
An export Alpha Jet as supplied to Qatar.
-
Мировая Авиация 49
26 октября 1973г.: первый полет выполнил прототип франко-германского учебно-тренировочного самолета Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet.
-
Мировая Авиация 185
Регистрационный номер : 41+67 [2] Подразделение Jagdbombergeschwader 49 (JBG 49) стало последним эксплуатантом самолетов Alpha Jet. В нем летчики Люфтваффе повышали свою подготовку. Подобно Hawk, Alpha Jet по своим летным данным близок к реактивным истребителям и истребителям-бомбардировщикам. Это очень ценно - обучение летчиков идет с меньшими затратами и лучшей эффективностью.
-
Air International 1984-06 / R.Braybrook - Training Maturity
Регистрационный номер : 40+05, 40+17 [2], 40+31 Four Alpha Jet As of Jabo G 49, the first of three Luftwaffe Geschwader that now operate the type in Germany.
-
Мировая Авиация 182
Регистрационный номер : 40+19 Люфтваффе, один из стартовых заказчиков самолета, заказали 175 легких штурмовиков Alpha Jet A для замены Fiat G.91R, но первыми сняли данные машины с вооружения.
-
Мировая Авиация 185
Первый экс-германский Alpha Jet прибыл в британский Боскомб-Даун 15 марта 2000 года. Самолет предназначался для DERA (впоследствии QinetiQ). Всего исследовательский центр получил семь летных машин и пять как источник запасных частей.
-
Авиация и Космонавтика 2018-10 / Некоторые знаменательные даты октября в истории авиации
Регистрационный номер : 40+70 -
Air Pictorial 1999-10
Регистрационный номер : 41+67 [2] Former Luftwaffe aircraft will soon be appearing in UK and Thai colours
-
Мировая Авиация 175
Регистрационный номер : ZJ646 [3] Британская компания "QinetiQ" эксплуатирует ряд бывших немецких самолетов, причем Alpha Jet в сравнении с Hawk отличаются лучшими характеристиками на малых высотах полета, имеют лучшие начальную скороподъемность и угловую скорость крена.
-
Air International 2009-01 / News: Headline, Military, Civil, Accidents
Регистрационный номер : ZJ646 [3] QinetiQ's first Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet As to be repainted at Bournemouth International Airport, Dorset, in the black scheme being applied to the fleet was noted at Boscombe Down, Wiltshire, in late November 2008. The aircraft has had its serial (ZJ646) painted on the airbrake and now also carries the 'last two' numbers of its identity on the fin. It is pictured on December 4 operating from Boscombe as GAUNTLET 04. The second Alpha Jet to be painted will be ZJ649.
-
Air International 2018-03 / Airscene
Регистрационный номер : ZJ646 [3] QinetiQ's Dornier-Dassault Alpha Jet ZJ646 landing at MoD Boscombe Down, Wiltshire, on January 31, 2018 following its final flight. The aircraft was delivered to Boscombe Down in March 2000, one of 12 former Luftwaffe Alpha Jets supplied to QinetiQ; four remained at the base as of January 31. QinetiQ's Alpha Jets were used by the Empire Test Pilot School based at Boscombe for the fixed-wing training course, currently undertaken with Hawk T1As, and in the future by two Pilatus PC-21s.
-
Air International 2012-11 / G.Sands - Top Aces /Military/
Регистрационный номер : C-GITA [6] With an RCAF electronic warfare officer in the back seat, Alpha Jet C-GITA departs Cold Lake at the start of another Maple Flag sortie.
-
Air International 2016-05 / H.-P.Grolleau - Arctic Alph Jet Aggressors /Military/
Регистрационный номер : C-GITA [6], C-GYTO [2] A pair of DA Defence Alpha Jets manoeuvre at high altitude. The lead aircraft is painted in the arctic blue colour scheme.
-
Air International 2016-05 / H.-P.Grolleau - Arctic Alph Jet Aggressors /Military/
Регистрационный номер : C-GITA [6], C-GYTO [2] -
Air International 2012-11 / G.Sands - Top Aces /Military/
At least one Alpha Jet has received an aggressor-style paint scheme; the others in the fleet have retained their former Luftwaffe camouflage.
-
Air International 2016-05 / H.-P.Grolleau - Arctic Alph Jet Aggressors /Military/
Регистрационный номер : C-GITA [6] This Alpha Jet displays its under-wing stores: two fuel tanks, an A100 Erijammer pod and an air combat manoeuvring instrumentation pod.
-
Air International 2012-11 / G.Sands - Top Aces /Military/
Регистрационный номер : C-FOTA A Top Aces Alpha Jet formates with a CF-18A from 425 Tactical Fighter Squadron over the CLAWR as both jets head back to Cold Lake.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F/A-18A Hornet - США - 1978
-
Air International 2016-05 / H.-P.Grolleau - Arctic Alph Jet Aggressors /Military/
Регистрационный номер : C-GITA [6] A Discovery Air Alpha Jet leads a 425 Squadron CF-18 Hornet. The Hornet is equipped with two drop tanks.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F/A-18A Hornet - США - 1978
-
Air International 2012-11 / G.Sands - Top Aces /Military/
Due to the Alpha Jets' exceptional performance, they were often the first to launch and the last to recover, which allowed for some individual follow-on training at the conclusion of the main exercise.
-
Air International 2016-05 / H.-P.Grolleau - Arctic Alph Jet Aggressors /Military/
An orange-painted air combat manoeuvring instrumentation pod seen from rear cockpit of the Alpha Jet photo-ship.
-
Air International 2016-05 / H.-P.Grolleau - Arctic Alph Jet Aggressors /Military/
During a snow shower, David Whittal pre-flights his Alpha Jet prior to a training sortie. DA Defence pilots and engineers are used to operating in severe weather conditions.
-
Air International 2012-11 / G.Sands - Top Aces /Military/
The AW.100 electronic warfare pod carried on the Alpha jets. The pods themselves are owned and maintained by the air force.
-
Air International 2012-11 / G.Sands - Top Aces /Military/
Taxiing to the far runway for take-off, Top Aces crew members leave the canopies ajar so that a welcome breeze might give relief from the high summer temperatures.
-
Air International 2012-11 / G.Sands - Top Aces /Military/
Many of the ground crew for Top Aces have extensive experience having previously served within Royal Canadian Air Force squadrons.
-
Air International 2012-11 / G.Sands - Top Aces /Military/
Регистрационный номер : C-GITA [6] The pride that Top Aces' personnel have in their fleet of Alpha Jets is reflected in the exceptional serviceability of their aircraft. The extensive notes that all the Red Air pilots were provided with for Maple Flag can be seen on the cockpit coaming.
-
Air International 2016-05 / H.-P.Grolleau - Arctic Alph Jet Aggressors /Military/
DA Defence engineers at work on an Alpha Jet. The company's engineering department has quickly mastered all Alpha Jet maintenance procedures.
-
Air International 2016-05 / H.-P.Grolleau - Arctic Alph Jet Aggressors /Military/
The 500-hour inspections for the Snecma Larzac are carried out in-house by Discovery Air Defence engineers at the Bagotville Repair Shop.
-
Air International 2011-11 / J.Deboer - Mailed Fist Saves Money /Military/
One of two Alpha Jets that participated in Mailed Fist. The aircraft are operated by Air USA based in Quincy, Illinois, an air combat training contractor to the US Department of Defense.
-
Авиация и Космонавтика 2016-03 / М.Никольский - Частные "агрессоры" (1)
"Альфа Джет" компании Air USA
-
Air International 2007-02 / R.Francillon - ATAC - Honing the Fighting Edge /Military/
Регистрационный номер : 41+20 This ex-German Alpha Jet A, photographed at NAS Jacksonville in August 2005, still bore its former-Luftwaffe code 41+20, but the German cross had been replaced by a star.
-
Air International 2011-11 / J.Deboer - Mailed Fist Saves Money /Military/
MCAS Cherry Point's flight lines were busier than usual during Exercise Mailed Fist.
Другие самолёты на фотографии: Bell AH-1W / AH-1Z Super Cobra - США - 1983Bell Model 212 / UH-1N - США - 1968Lockheed C-130J Super Hercules - США - 1996Sikorsky CH-53E / S-80 Super Stallion - США - 1974
-
Мировая Авиация 185
50 Alpha Jet достались Португалии от немецких Люфтваффе. Большинство самолетов прошли ремонт, получили стандартный для ВВС Португалии коричнево-зеленый камуфляж.
-
Air International 2017-07 / P.Mata - Last Days /Military/
Flares dispensing in a maritime attack training sortie.
-
Air Pictorial 1995-01 / E.Stijger - Portugal's air power in transition
Retaining its former Luftwaffe camouflage prior to a repaint in the standard FAP three-tone brown-green colours, Alpha Jet 15210 was previously 40 + 33 in German service.
-
Мировая Авиация 175
На проводившемся в мае 1996 года в Португалии учении НАТО "Tiger Meet" принял участие и этот Alpha Jet из 307-й эскадрильи "Jaguares" португальских ВВС.
-
Air International 2017-07 / P.Mata - Last Days /Military/
Night missions are part of the fighter pilots’ course syllabus at Beja.
-
Air International 2016-05 / Airscene
Alpha Jet 15211 from Esquadra 103 ‘Caracois’ is painted in a colour scheme to commemorate the unit’s 50th anniversary.
-
Air International 2017-07 / P.Mata - Last Days /Military/
Alpha Jet 15211 has retained the markings applied back in 2003 for Esq 103’s 50th anniversary. EICPAC stands for Fighter Aircraft Pilots Complementary Instruction School.
-
Air International 2017-07 / P.Mata - Last Days /Military/
Three of the six remaining Forca Aerea Portuguesa Alpha Jets wear a special livery. The jet in the foreground, 15236, received its tail markings in 2012 when the fleet reached 50,000 flight hours.
-
Air International 2017-07 / P.Mata - Last Days /Military/
The Esq 103 ramp prior to a four-ship mission.
-
Air International 2017-07 / P.Mata - Last Days /Military/
Armament release was introduced in the fighter pilots’ course syllabus with the arrival of the Alpha Jet. In the 2016 edition of Exercise Real Thaw in Portugal, an Esq 103 aircraft managed a simulated kill of an F-15 Eagle.
-
Air International 2016-05 / Airscene
Some of the Fuerza Aerea Portuguesa’s Alpha Jets retain the colours of the Asas de Portugal display team.
-
Авиация и Время 2017-02 / П.Нор - Реактивные учебно-тренировочные самолеты
Франко-немецкий «Альфа Джет»
-
Air International 2018-03 / Airscene
The final six Forca Aerea Portuguesa Alpha Jets of Escuadra 103 'Caracois' fly over Beja Air Base at a ceremony attended by Portugal's Air Force Chief of Staff, General Manuel Teixeira Rolo and other dignitaries on January 13, 2018. Three wore Asas de Portugal aerobatic team colour schemes, one wore markings to commemorate 50,000 flight hours and another a special livery for the 50th anniversary of Escuadra 103.
-
Air International 2017-05 / C.Chuanren - Tiger Friends /Military/
Small jets like this Alpha Jet A from the Royal Thai Air Force’s 231 Squadron provided close air support and attack roles during the exercise.
-
Air International 2002-06 / Airscene
Making their debut at ILA were the Red Bull team's two newly refurbished former Luftwaffe Alpha Jets.
-
Мировая Авиация 175
ВВС Франции используют Alpha Jet E для усовершенствованной летной подготовки и обучения летчиков применению оружия. Парк насчитывает 140 самолетов, которые базируются в Туре, западная Франция.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - 3. World Directory of Air Forces
French Air Force Alpha Jet Es.
-
Air International 1985-06
Другие самолёты на фотографии: SOCATA TB-30 Epsilon - Франция - 1979
-
Air International 2014-09 / H.-P.Grolleau - France's Air Defendefs /Military/ (2)
The author’s Exercise Swatch flight was conducted in an Alpha Jet trainer from Escadron d'Entrainement 2/2 Cote d'Or based at BA102 Dijon-Longvic.
-
Air International 2012-05 / H.-P.Grolleau, J.-P.Palomeros - The Armee del'Air's Quiet Revolution /Military/ (1)
Fatigue problems have started appearing on the Alpha Jet and solutions will have to be found to either replace the type or extend its life. As an interim measure, 20 Alpha Jets have been modernised with a glass cockpit, a HUD and a GPS/INS navigation system.
-
Air International 2014-09 / H.-P.Grolleau - France's Air Defendefs /Military/ (2)
The author’s Exercise Swatch flight was conducted in an Alpha Jet trainer from Escadron d'Entrainement 2/2 Cote d'Or based at BA102 Dijon-Longvic.
-
Air International 2017-03 / Airscene
After the Belgian Air Component Alpha Jets leave Cazaux in 2018, the aggressors of Escadron d’Entrainement 3/8 ‘Cote d’Or’ will be one of two Alpha Jet squadrons remaining in Armee de I’Air service.
-
Air International 2023-04 / B.Taghvaee - Training revolution
E151/8-FD is one of the last Alpha Jet Es still in service with FASF. The rest are in the service of the 3/8 Cote d'Or Training Squadron for aggressor training at BA120 Cazaux
-
Air International 2014-09 / H.-P.Grolleau - France's Air Defendefs /Military/ (2)
Refuelling at Payerne between Exercise Swatch flights.
-
Air International 2012-12 / News
Three Alpha Jet Es head a line-up of Hellenic Air Force Rockwell T-2C/E Buckeyes at Kalamata during the recent joint training exercise
Другие самолёты на фотографии: North American T-2 / T2J Buckeye - США - 1958
-
Мировая Авиация 182
Большинство французских Alpha Jet E имели двухтоновый верх и серый низ. Но в 1999 году была принята новая схема - только серый цвет.
-
Мировая Авиация 185
Марокко получила в 1979-1981 годах 24 Alpha Jet H, большинство из них используются как учебные, но несколько самолетов состоят в истребительной эскадрилье и выполняют задачи авиационной поддержки. Все самолеты располагаются на базе Мекнес.
-
Мировая Авиация 182
Alpha Jet, AJ58, несет на четырех пилонах пару блоков НАР и четыре инертные бомбы, а на хвосте видны винглеты с антеннами системы VOR, которые применялись лишь частью эксплуатантов.
-
Air Pictorial 1991-09 / T.Ripley - Fairford 1991 - The Big Event
The leader of the Patrouille de France's Alpha Jet.
-
Aeroplane Monthly 1996-05
The Patrouille de France aerobatic team at IAT ’95.
-
Мировая Авиация 175
Пилотажная группа ВВС Франции "Patrouille de France" в 1980 году сменила устаревшие Fouga Magister на Alpha Jet. Эффектные выступления группы способствовали росту продаж самолетов на мировом рынке.
-
Air Pictorial 1995-04 / Airshow'95
Patrouille de France Alpha Jets at the cross-over point about mid-way along the crowd line.
-
Мировая Авиация 185
Самые известные в мире самолеты Alpha Jet принадлежат французской пилотажной группе "Patrouille de France", которая является частью демонстрационно-учебного подразделения армейской авиации "Equipes de Presentation de I'Armee de I'Air", база Салон-де-Прованс. Раньше группа "Patrouille de France" долго летала на самолетах Magister, но с мая 1981 года пересела на Alpha Jet. Яркие выступления этой группы на авиашоу способствуют продвижению изделий авиапромышленности Франции на мировом рынке.
-
Air International 1984-06 / R.Braybrook - Training Maturity
The Patrouille Acrobatique de France at Salon de Provence has been flying Alpha Jet Es since 1979.
-
АвиаМастер 2003-06 / И.Боечин - Будет ли жизнь на МАКСе?
Французская команда "Патруль де Франс".
-
Air International 2008-06 / D.Willis - Military Display Teams. Europe /Military/ (1)
Patrouille de France Alpha Jets 'flying the flag' at a Royal International Air Tattoo. This team is seen extensively at airshows across Europe and uses eight Alpha jets for its routine.
-
Авиация и Космонавтика 2013-08 / А.Юргенсон - Ле Бурже 2013
Другие самолёты на фотографии: Airbus A400M - International - 2009
-
Air International 2014-08 / News
Eurocopter X3 F-ZXXX leading a Dassault Alpha Jet E of the Patrouille de France. The hybrid helicopter reused the fuselage from the AS365N4 development airframe.
Другие самолёты на фотографии: Eurocopter X-3 - International - 2010
-
Air International 2011-09 / News
Регистрационный номер : F-TEUD Armee de I'Air (French Air Force) Alpha Jet E E107 (F-TEUD) has been painted in a special scheme to commemorate 50 Years of the Ecole de l'Aviation de Chasse (EAC, Fighter Aircraft School) at Base Aerienne 705 (BA705 - Air Base 705) Tours, France. It was displayed at the Belgian Air Force 65th Anniversary Air Show at Koksijde AB on July 6 and 7, 2011. Since July 6, 2005, Belgian and French Alpha Jets fly side-by-side at the EAC at Tours as the Advanced Jet Training School (AJetS). Ecole de l'Aviation de Chasse 00.314 (EAC) was established in Marrakech, Morocco, in 1943 and was transferred to Meknes in 1944. It later became the primary school for jet transition of the French Air Force. After 18 years in North Africa the EAC moved to France. At Tours it initially operated Lockheed T-33A Shooting Stars and Dassault MD450 Ouragans, with the Ouragans soon being replaced by the Dassault Mystere IVA. In 1979 the Shooting Stars and Mystere IVAs were replaced by the Alpha Jet E.
-
Мировая Авиация 185
Четыре Alpha Jet в боевом порядке: пара из подразделения повышения летной подготовки ВВС Франции, дислоцированного в Туре, и два самолета ВВС Марокко. Машины из этого подразделения (Ecole de l'Aviation de Chasse 314) используются для базовой и повышенной подготовки летчиков, а также для штурманской подготовки. Alpha Jet ВВС Франции частично прошли модернизацию, в ходе которой в кабинах установили многофункциональные индикаторы, как более адекватные для обучения пилотов истребителей Mirage 2000-5F и Rafale.
-
Мировая Авиация 182
Училище летчиков-истребителей в Мекнесе (Марокко) располагает самолетами Alpha Jet H, поставленными с 1979 года. Alpha Jet H летят в окружении самолетов Alpha Jet E из 314-й учебной эскадрильи ВВС Франции.
-
Air International 1985-11 / ??? - The Royal Moroccan Air Force ... A Seasoned Air Arm
A trio of Alpha Jet H trainers used at Meknes-Mezergues for the advanced training of future RMorAF fighter pilots
-
Мировая Авиация 185
Марокко получила в 1979-1981 годах 24 Alpha Jet H, большинство из них используются как учебные, но несколько самолетов состоят в истребительной эскадрилье и выполняют задачи авиационной поддержки. Все самолеты располагаются на базе Мекнес.
-
Air International 2012-06 / News
Регистрационный номер : CNA-ET Royal Moroccan Air Force Dassault Alpha Jet H 245/(CNA-ET) was displayed at the Marrakech Aero Expo in Morocco between April 4 and 7, 2012. As part of the Al Ghait project, the aircraft has been equipped to release chemicals from a modified AN/ALE-40 flare dispenser in clouds to encourage rainfall. It was converted for the role by Weather Modification Inc of Fargo, North Dakota, and is equipped with a Sperry/Honeywell Primus 300SL colour weather radar in a reprofiled nose.
-
Air International 2014-06 / News
Upgraded Dassault Alpha Jet H 223 is one of eight redelivered to the Royal Moroccan Air Force.
-
Air International 2011-09 / G.Martin - Royal Moroccan Air Force Renewed /Military/
Morocco ordered 24 Alpha Jets in 1977. Today the remaining 19 aircraft are assigned to two training units and one combat squadron based at Meknes AB.
-
Air International 2008-03 / A.Warnes - Aeroexpo 08 /Airshow report/
This Royal Moroccan Air Force Alpha Jet participates in the Al Ghait (Rain Making) programme. The aircraft has a modified nose to house a meteorological radar and can fire silver iodide cartridges from its flare dispensers into cumulous cloud to increase the amount of rain the country receives during the summer months. It is claimed that this process results in a 10-20% increase in rainfall.
-
Мировая Авиация 182
Первый Alpha Jet бельгийских ВВС - машина сфотографирована до того, как получила зелено-коричневый камуфляж. По контракту фирма SABCA выпускала для машин носовой обтекатель и закрылки.
-
Air International 1980-04 / R.Braybrook - Nice one, Giscard!
Alpha Jet E продолжают служить в ВВС Бельгии во франко-бельгийской летной школе. Как ожидается, их не спишут до 2015 года. Школу основали в Казо, Франция, в 2004 году.
An Alpha Jet of the Force Aerienne Beige, first of the export customers to put it into service. -
Air International 2014-11 / News
Dassault Alpha Jet 1B+ AT-29 (c/n B2901139) has received special markings to celebrate two significant milestones by the type within the Composante Aerienne (Belgium Defence - Air Component). The starboard side of the tail commemorates 35 years of service with Belgium. On the other side, the aircraft wears artwork to mark the tenth anniversary of the formation of the Advanced Jet Training School, based at Cazaux in southern France.
-
Air International 2001-07 / Airscene
Belgian Air Force Alpha Jet AT-26, seen here landing at Beauvechain Air Base on May 28, 2001, sports this smart new colour scheme in which Commandant Jean-Marc ‘Meumeu’ Meunier will perform solo displays of the type during this year’s airshow season. Note the e-mail address on the rear fuselage - the other side carries the address of the BAF website, www.mil.be/baf.
-
Мировая Авиация 185
В ВВС Бельгии Alpha Jet укомплектованы 7-я и 11-я эскадрильи.
-
Air Pictorial 1994-08 / B.Maidment - Mildenhall's Air Fete '94
Force Aerienne Beige Alphajet AT-03 of No 9 Wing in its ’94 colour scheme.
-
Мировая Авиация 185
Бельгийские Alpha Jet. ВВС Бельгии известны особым отношением к уникальной окраске своих самолетов. Alpha Jet удерживают пальму первенства среди других машин по разнообразию ярких вариантов. Два самолета, на фотографии, получили эту нарядную окраску по случаю 50-летия ВВС Бельгии, которое отмечалось в 1995 году.
-
Air International 1997-01 / D.Brackx - The Belgian Air Force at Fifty
A formation of BAF/VVS/7 Squadron Alpha Jets seen recently in the latest two-tone grey colour scheme, led by an example with enlarged 7 Squadron markings and a red/white colour scheme to celebrate the 45th anniversary of the Squadron, which was formed on March 1, 1951.
-
Air Pictorial 1999-10
Alpha Jets in the news. The Force Aerienne Beige (FAB) is unusual in accepting sponsorship for its display aircraft, the blue example of 11 Smaldeel receiving this scheme, courtesy Breitling. The red aircraft was painted to mark the Alpha Jet’s 20th year of service with the FAB. Both were seen at the RIAT 99 show.
-
Мировая Авиация 185
Бельгийские Alpha Jet. ВВС Бельгии известны особым отношением к уникальной окраске своих самолетов. Alpha Jet удерживают пальму первенства среди других машин по разнообразию ярких вариантов. Броско окрашенная машина из 11 -й эскадрильи.
-
Air Pictorial 1999-07
Belgian Alpha Jet 1B AT18 of No 11 Sqn, 11 Wing, has been given this scheme for the 1999 display season.
-
Air International 1988-01 / Talkback
The Alpha Jet AT 29 painted for 40 years of existence of the Advanced Flying Training School (now Instruction and Training Wing - Opleidings en Trainings Wing) at Brustem. Initially, a silver "40" was painted on both sides of the fin/rudder, but this was removed after the official celebration ceremonies. This now flies as the Alpha Jet display aircraft.
-
Air International 2017-03 / Airscene
An Alpha Jet B1+ assigned to AJETS 2/8 landing at BA120 Cazaux.
-
Air International 2018-11 / Airscene
Alpha Jet 1B+ AT-24 (c/n B24-1104), seen at Beauvechain Air Base on September 19, 2018, painted in a commemorative colour scheme featuring a bat motif and the title '100 Years 11 Sqn'. Two other titles have been applied: Training Fighter Pilots for 40 Years' on the port air intake marks the introduction of the first Alpha Jet 1B for advanced pilot training in 1978; '14 Years AJeTS Franco-Beige Partners' on the starboard air intake marks the creation of the joint Belgian-French AJeTS in 2015. Belgian Alpha Jets have flown over 190,000 hours of flying training since 1978, a statistic displayed along the side of the aircraft’s port engine nacelle. Black silhouettes of the Fouga Magister and Lockheed T-33 T-Bird represent advanced pilot training types that preceded the Alpha Jet IB in the Belgian Air Force. A white F-16 silhouette on the aft fuselage (a Rafale silhouette appears on the starboard side) represent the fighters which Belgian and French student pilots will ultimately fly.
-
Air International 2017-02 / Airscene
Even though the Alpha Jets from BA705 Tours will be retired from service over the next few years, the ETO at BA120 Cazaux will continue to operate its fleet of modernised French and Belgian Alpha Jets for years to come.
-
Air International 2012-11 / G.Martin - Nigerian Regeneration /Military/
Модернизированный нигерийский "Альфа-Джет" незадолго до отправки в Мали
This year funding was allocated for the reactivation of six Alpha Jets. -
Air International 2013-05 / News
Регистрационный номер : NAF453 The Nigerian Air Force is operating Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet Ns from Niamey in Niger to support the African-led International Support Mission to Mali (AFISMA). Two aircraft and four pilots from the 99 Air Combat Training Group were initially deployed to Niger, leaving Nnamdi Azikiwe International Airport, Abuja, on January 18, 2013. Two more aircraft were due to join them at a later date. Alpha Jet N 78453 (seen here) and 78455 was noted at Niamey on April 4. Niamey also hosts a Nigerian Mil Mi-35 deployment as part of its AFISMA operations.
-
Мировая Авиация 182
Регистрационный номер : NAF451 NAF451 с характерным обтекателем на гаргроте - второй из 24 Alpha Jet N для ВВС Нигерии. В наличии осталось 20 самолетов, но в плохом состоянии.
-
Air International 2019-03 / Airscene
Регистрационный номер : NAF452 [3] Alpha Jet A NAF452 was built in Germany and delivered to Nigeria in 1981. It has recently been refurbished after the new Nigerian government pledged to invest in defence and resurrect aircraft that have been left to rot for decades. In addition to the 68mm SNEB rocket pods this jet is carrying an under-fuselage gun pod.
-
Air International 2012-11 / G.Martin - Nigerian Regeneration /Military/
Регистрационный номер : NAF455, NAF470 Ikeja-based G222 NAF952 in formation with Alpha Jets NAF455 and NAF470 assigned to the 99 Air Weapons School at Kainji.
Другие самолёты на фотографии: Aeritalia G222 - Италия - 1970
-
Air International 2015-05 / News
Регистрационный номер : NAF477 Nigerian Air Force Alpha Jet NAF477 departs from Manchester Airport on March 25, 2015 during its delivery flight.
-
Мировая Авиация 185
Alpha Jet C используются в ВВС Кот д'Ивуар как учебные и ударные самолеты. Первый из шести поставили в октябре 1980 года. Дополнительный самолет был закуплен в 1983-м. В 2012 году все самолеты находились в летном состоянии.
-
Мировая Авиация 182
Регистрационный номер : TU-VCC, TU-VCD Пять Alpha Jet C принадлежат истребительной эскадрилье Кот-д'Ивуара, хотя лишь два из них находятся в летной годности. Заказ еще на шесть машин был аннулирован.
-
Мировая Авиация 185
Катар заказал шесть Alpha Jet C и 14 Mirage F1 в 1979 году. В 1980-м Alpha Jet поступили на вооружение 11-й эскадрильи авиационной поддержки, дислоцированной в Эль-Удейд. Самолеты используются как учебные и легкие штурмовики.
Другие самолёты на фотографии: Dassault Mirage F.1 - Франция - 1966
-
Мировая Авиация 185
Того, еще одна бывшая французская колония в Африке, закупила Alpha Jet: пять самолетов получило подразделение Escadrille de Chasse в 1981 году. Позже для замены разбившегося приобрели шестой самолет. В 2012 году в летном состоянии находились четыре Alpha Jet.
-
Air International 1984-06 / R.Braybrook - Training Maturity
A pair of Alpha Jet MS.2s for Egypt, which has ordered 15 of this variant plus 30 MS.1s, with all but the first four of each type to be assembled and part-manufactured by the AOI at Helwan.
-
Мировая Авиация 185
Египет закупил 30 учебных Alpha Jet MS1 (на фотографии) и 30 легких штурмовиков Alpha Jet MS2.
-
Мировая Авиация 185
ВВС Камеруна эксплуатируют шесть Alpha Jet MS2 с июля 1984 года. Вариант MS2 также поставлялся Египту, самолет оснащен лазерным дальномером.
-
Мировая Авиация 185
Компания "Dassault" рекламировала доработанные варианты самолета Alpha Jet под несколькими обозначениями. Среди них был и вариант Alpha Jet NGEA или Alpha Jet 2. Ha NGEA установили двигатели Larzac 04-C20, лазерный дальномер, обновили БРЭО и расширили ассортимент вооружения. Покупателей на NGEA не нашлось, но близкий ему вариант MS2 поступил в ВВС Египта и Камеруна. На фотографии - самолет в противокорабельной конфигурации с ПКР Exocet и двумя УР Magic класса "воздух-воздух".
-
Мировая Авиация 175
Alpha Jet NGEA - усовершенствованная ударная версия, оснащенная навигационно-прицельной системой, разработанной для египетского варианта MS2. Самолет на фотографии вооружен парой УР класса "воздух-воздух" Matra Magic и одной ПКР Exocet.
-
Air International 1985-06 / World Trainer Directory
Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet NGEA
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Photograph of the Alpha Jet basic and advanced jet training aircraft
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
First prototype of the Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet (two 2,645 lb; 1,200 kg st SNECMA/Turbomeca Larzac turbofan engines)
-
Aeroplane Monthly 1974-10 / Farnborough Spotlight
Alpha Jet 03 was one of two represented at Farnborough, and the fourth is due to fly in October 1974.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
The Alpha Jet 02 prototype with ventral gun pod and stores on the four underwing hardpoints
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
First two Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet prototypes.
-
Aeroplane Monthly 1974-04 / News Spotlight
Both Alpha Jet prototypes seen flying together from the Istres test base in Southern France.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
The four prototypes (left to right: 02, 04, 03 and 01) of the Dassault-Breguet Dornier Alpha Jet trainer close air support aircraft
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
First prototype of the Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet
-
Air Pictorial 1977-06 / M.Hardy - France's Aircraft Industry
Регистрационный номер : 40+01 The Franco-German Alpha Jet strike/trainer (4th prototype illus.), developed by Dassault-Breguet and Dornier for the French and West German A.F.s, has also been ordered by the Belgian A.F.
-
Мировая Авиация 185
Регистрационный номер : 41+70 В период войны в Персидском заливе 1991 года Alpha Jet неожиданно привели в состояние боеготовности. В то время как боевые самолеты США и НАТО были задействованы в войне с Ираком, перед немецкими Alpha Jet поставили задачи по обороне Турции. Alpha Jet из 2./JBG 49 сфотографированы на турецкой авиабазе Эрхак.
-
Air International 1978-09 / R.Baybrook - Combat Aircraft Spectrum
The Dassault-Breguet Alpha Jet, sold to six air forces as a trainer or light strike aircraft, is now beginning to appear in production form, with the first French, German (illustrated) and Belgian aircraft off the line.
-
Мировая Авиация 133
Регистрационный номер : 98+39 12 декабря 1980г.: начались испытания самолета Alpha Jet A 98+39, оснащенного трансзвуковым суперкритическим крылом, в рамках экспериментальной программы Dornier TST (Transsonik Tragflugel).
-
Air International 1984-06 / R.Braybrook - Training Maturity
Регистрационный номер : 98+33 The Dornier-developed Transsonischer Tragflugel (TST) supercritical wing has been test flown on this Alpha Jet, although only for research purposes.
-
Air Enthusiast 1998-01 / R.Niccoli - Atlantic Sentinels
Two Alpha-Jets of the Baja-based Esquadra 301. They still wear the original German camouflage, which since 1996 has been replaced by the standard green-brown camouflage.
-
Aeroplane Monthly 1977-08 / B.Service - Paris Spotlight
Регистрационный номер : F-ZWRU The Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet trainer makes a slow pass with everything down.
-
Air International 1980-04 / R.Braybrook - Nice one, Giscard!
Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jets in service with the Armee de l’Air. To date, the Alpha Jet has won six export orders (in addition to the French and German contracts which served to launch its production ).
-
Aeroplane Monthly 1990-01 / Camera competition winners
First prize goes to David Smith of Blurton, Stoke-on-Trent, for his heart-stopping shot at top of Patrouille de France Alpha Jets in unorthodox formation at the Mildenhall Air Fete at the end of May 1989. Not the time for a pilot to feel a sneeze coming on ... David wins a Canon EOS 600 SLR camera, worth £379.
-
Air Pictorial 1988-02 / R.Blewett - Cazaux - Busy French A.F. base
Alpha Jet E93 "8-NT" of EC 2/8 "Nice" over the sea during a training sortie
-
Aeroplane Monthly 1978-01 / News Spotlight
The first production Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet "E," earmarked for the French Air Force, made its maiden flight from Istres Flight Test Centre on November 4 last year with Dassault-Breguet test pilot Jean-Marie Saget in the cockpit.
-
Aeroplane Monthly 1978-01 / News Spotlight
Dassault-Breguet have been very busy in recent weeks - First production Alpha Jet E for the French A.F. (produced in co-operation with Dornier), seen landing at Istres after its maiden flight on 4th November 1977.
-
Air Pictorial 1988-02 / R.Blewett - Cazaux - Busy French A.F. base
Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet E112 "8-NQ" of EC 2/8 "Nice" with ventral pod containing a DEFA 553 30-mm. cannon
-
Air International 1984-06 / R.Braybrook - Training Maturity
Регистрационный номер : NAF452 [3] The third of a batch of 12 Alpha Jets ordered by Nigeria for delivery in 1981, from the Dornier assembly line in Germany. A second batch of 12 was ordered in 1983.
-
Мировая Авиация 185
Регистрационный номер : NAF452 [3] Нигерия получила 24 Alpha Jet N, эксплуатация 14 из них продолжается.
-
Air International 1984-06 / R.Braybrook - Training Maturity
The two versions of the Alpha Jet produced for Egypt are (shown) the MS.1 trainer, for service at the Air Academy at Bilbeisand and the MS.2 attack variant.
-
Air International 1982-06 / ??? - Egypt: an air power in transition (3)
Maj Gen Muhammad Lotfi Shabana (indicated by cross) and the EAF mission with the first Egyptian Alpha Jet MS1 at Dassault-Breguet’s Toulouse Colomiers facility in April. The initial Alpha Jet MS1s assembled by the parent company will be delivered to the EAF later this year.
-
Air International 1984-06 / R.Braybrook - Training Maturity
The two versions of the Alpha Jet produced for Egypt are the MS.1 trainer, for service at the Air Academy at Bilbeisand and (shown) the MS.2 attack variant.
-
Air International 1984-06 / R.Braybrook - Training Maturity
The first four Alpha Jet MS.2s for Egypt ready for departure from Toulouse-Colomiers on 22 November 1983.
-
Авиация и Время 2015-03 / А.Котлобовский - Война со Всемирным Халифатом (2)
«Альфа Джет» из состава ВВС Камеруна во время вылета на визуальную разведку
-
Air International 1984-09
The Alpha Jet NGEA
-
Air International 1984-06 / R.Braybrook - Training Maturity
This NGEA variant is distinguished by the Thomson-CSF TMV-630 laser ranger in the nose.
-
Air International 2016-05 / H.-P.Grolleau - Arctic Alph Jet Aggressors /Military/
DA Defence aircrews are qualified in the use of night vision goggles and they regularly operate at night.
-
Air International 2017-07 / P.Mata - Last Days /Military/
A cockpit upgrade was one of the features of a life extension programme.
-
Air Enthusiast 2001-11 / F.Lert - The Test-pilot's Test Pilot
A double-flame-out while demonstrating the Alpha Jet in Egypt resulted in a couple of broken ribs for Jean-Marie - his most serious flying accident.
-
Air Enthusiast 1971-07 / R.Braybrook - The Fight for the ground. Ground Attack /Fighter Spectrum/ (2)
The Dornier/Dassault-Breguet Alphajet, for which Germany and France have a requirement for 200, is to fly in 1972.
-
Air International 1985-07
Dassault-Breguet displayed a model of the Alpha Jet Lancier, as well as a full-size mock-up of the twin cockpits and longer, reprofiled nose.
-
Мировая Авиация 185
Регистрационный номер : 40+15 Alpha Jet A. У ВВС Франции появилась потребность в учебно-тренировочном и легком ударном самолете. Первоначально такой машиной виделся англо-французский Jaguar, но он получался чрезмерно сложным и дорогим. Поэтому французы и немцы объединили свои усилия для создания нового самолета. Результат совместной работы стал популярен не только во Франции и в ФРГ, но и шел на экспорт. Самолет строился в двух основных вариантах: учебный Alpha Jet E (от Ecole, школа) с закругленной носовой частью фюзеляжа и Alpha Jet A (от Appui, поддержка) с заостренной носовой частью. Новые Alpha Jet A закупили только Люфтваффе в количестве 175 экземпляров. Вариант Alpha Jet A предназначался для нанесения ударов по наземным целям, борьбы с вертолетами и отработки применения авиационных средств поражения. Несколько самолетов, принадлежавших ВВС Германии до июня 1997 года, состоят на вооружении Португалии и Таиланда, а также используются испытательным подразделением британского военно-исследовательского центра "QineteQ".
-
Air Enthusiast 1972-02 / ??? - A facelift for the Luftwaffe
An impression of the Dassault-Breguet Dornier Alpha Jet in Luftwaffe markings. This type will be flown eventually by two Leichten Kampfgeschwader.
-
Air International 1984-06 / R.Braybrook - Training Maturity
Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet E
-
Мировая Авиация 185
Alpha Jet E
-
Air International 1978-09 / R.Baybrook - Combat Aircraft Spectrum
Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet
-
Air International 1981-02 / Model enthusiast
(left to right) Top plan views of Alpha Jet E and Alpha Jet A and Alpha Jet E of the Patrouille de France
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Drawing of the Alpha Jet basic and advanced jet training aircraft
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Alpha Jet advanced jet trainer and close-support aircraft
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Alpha Jet basic and advanced jet trainer and close support aircraft
-
Air International 1981-02 / ??? - World Directory of Military Trainers 1981
Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet
Тип фотографий
- Все фото (181)
- Боковые проекции (13)
- Цветные фото (114)
- Ч/б фото (34)
- Кабина (3)
- Обломки (1)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (16)