Dassault/Dornier Alpha Jet
Страна: International
Год: 1973


Двухместный учебно-боевой, пилотажный и легкий ударный самолет
Гирлянда оптом светодиодная бахрома.
Описание
Фотографии:

Цветные фото (50)
Dassault/Dornier Alpha Jet

  Франция и ФРГ вели исследования по созданию учебно-тренировочного самолета для повышенной летной подготовки. В 1968 году эти страны согласовали свои технические требования. В июле 1969 года была разработана программа совместного производства 400 самолетов Alpha Jet (по 200 машин для каждой страны, собранных на национальных сборочных линиях). В июле 1970 года проект TA501, представленный фирмами "Dassault", "Breguet" и "Dornier", победил в конкурсе проекты Aerospatiale/MBBE.650 Eurotrainer и VFW-Fokker VFT-291. Все три проекта были сделаны на базе силовой установки из двух турбовентиляторных двигателей SNECMA/Turbomeca Larzac 02 тягой 10,98 кН или более мощной версии Larzac 04. Основным мотивом выбора такой силовой установки было твердое желание Германии больше никогда не использовать в ВВС однодвигательные самолеты из-за печального опыта применения истребителя Lockheed F-104, отличавшегося крайне высокой аварийностью.
  В итоге на базе проектов Breguet Br.126 и Dornier P.375 был создан самолет Alpha Jet со стреловидным крылом, тандемными кабинами пилотов и катапультными креслами Martin-Baker AJRM4 либо Stencel S-III-S3. Ниши для уборки коротких основных стоек шасси с пневматиками низкого давления размещались в мотогондолах. Оборудование французских и немецких машин сильно различалось из-за того, что в Германии к тому времени решили продолжать обучение военных пилотов в США. Поэтому руководство Люфтваффе хотело уже не обучать пилотов, а заменить машины G.91R/3 в роли легких ударных самолетов, усовершенствовав систему навигации/управления оружием, а также установив 27-мм пушку Mauser ВК 27 в подфюзеляжном контейнере вместо французской пушки DEFA 553.
  В феврале 1972 года проект Alpha Jet был одобрен. Каждая страна заказала по два прототипа у недавно объединившейся фирмы "Dassault-Breguet" и у "Dornier". 26 октября 1973 года первой взлетела французская машина. Немецкий самолет последовал за ней 9 января 1974 года. В ходе разработки двигатели Larzac 04-C1 заменили на Larzac 04-C6. Самолет оснастили силовой установкой повышенной мощности для обеспечения околозвуковой скорости в сочетании с умеренной скоростью захода на посадку. Позднее на немецких Alpha Jet установили двигатели Larzac 04-C20 тягой 14,12 кН.
  Первый серийный Alpha Jet E (учебный) французского производства взлетел 4 ноября 1977 года. Шесть машин построили для эксплуатационных испытаний в 1978 году. В мае 1979-го началась замена самолетов T-33 фирм "Lockheed" и "Canadair" в учебных частях французских ВВС. В том же году национальная пилотажная группа "Patrouille de France" получила 12 Alpha Jet. Первый серийный "Alpha Jet A" (ударный) производства ФРГ взлетел 12 апреля 1978 года. Он получил альтернативное название Alpha Jet Close Support Version. Машинами этого типа оснастили три эскадрильи легких истребителей-бомбардировщиков, а также запасную учебную часть с 18 самолетами в Бежа, Португалия. В конечном счете, Франция и Западная Германия получили 176 и 175 самолетов. Последние немецкие машины были поставлены в январе 1983 года.
  В конце 1992-го большинство германских самолетов списали для возможной продажи Франции, Португалии и Турции, кроме 45 машин, сохраненных для обучения пилотов-истребителей. К началу 1994 года Португалия получила 50 машин, ранее служивших в Люфтваффе. Другие самолеты поставили на консервацию, и их будущее оставалось неопределенным до 1999 года, когда Таиланд решил купить 50 машин, но вскоре уменьшил заказ до 25. Великобритания решила взять 12 самолетов для различных экспериментов и на запчасти. Тогда же Германия вела переговоры с Францией и некой страной на Ближнем Востоке для продажи еще 64 ее самолетов, но что-то удалось продать только частным организациям.
  С сентября 1982 года Египет собрал по лицензии 26 учебно-боевых Alpha Jet MSI в Хелуане и приобрел еще четыре машины у фирмы "Dassault".
  В 1980 году началась работа по переделке Alpha Jet в легкий штурмовик и самолет непосредственной поддержки наземных войск. Он впервые взлетел 9 апреля 1982 года. Кроме нанесения ударов по наземным целям и борьбы с вертолетами, самолет обладал расширенными возможностями в подготовке пилотов-истребителей благодаря введению нового БРЭО на базе цифровой шины данных и установке лазерного дальномера. Этот вариант заказали Египет (15 штук Alpha Jet MS2) и Камерун. Как и в случае с Alpha Jet MS1, Египет получил первые 4 самолета от фирмы "Dassault", а остальные собрал у себя.
  Были и другие варианты, достигшие стадии испытаний опытных образцов, но не запущенные в серийное производство, - Alpha Jet NGEA и Alpha Jet 3. Alpha Jet NGEA (учебный самолет нового поколения), позже названный Alpha Jet 2, был развитием Alpha Jet MS2 с новым БРЭО и возможностью подвески ракет "воздух-воздух" Magic 2 малой дальности и силовой установкой повышенной мощности из двух двигателей Larzac 04-C20. Alpha Jet 3 (позже Lancier) также сделали на базе Alpha Jet MS2 с парой многофункциональных дисплеев в кабинах экипажа, РЛС Agave либо Anemone, ИК-системой переднего обзора, лазерными системами наведения, усовершенствованной системой РЭБ и обновленным вооружением, фирма "Dassault" также предложила флотскую версию учебно-боевого самолета для замены машин Zephyr.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault/Dornier Alpha Jet E

  Тип: двухместный учебно-боевой, пилотажный и легкий ударный самолет
  Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя SNECMA/Turbomeca Larzac 04-C6 тягой по 13,24 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 1000 км/ч на уровне моря; начальная скороподъемность 3660 м/мин; набор высоты 9150 м менее чем за 7 мин; практический потолок 14630 м; дальность полета более 4000 км с четырьмя сбрасываемыми баками; оперативный радиус действия 670 км в тренировочном полете по профилю "малая-малая-малая высота" с двумя сбрасываемыми баками
  Масса: пустого самолета 3345 кг; максимальная взлетная 8000 кг
  Размеры: размах крыла 9,11 м; длина 11,75 м; высота 4,19 м; площадь крыла 17,50 м2
  Вооружение: курсовая 30-мм пушка DEFA 553 в подфюзеляжном контейнере, плюс до 2500 кг боевой нагрузки на четырех подкрыльевых узлах подвески
26 октября 1973г.: первый полет выполнил прототип франко-германского учебно-тренировочного самолета Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet.
Подразделение Jagdbombergeschwader 49 (JBG 49) стало последним эксплуатантом самолетов Alpha Jet. В нем летчики Люфтваффе повышали свою подготовку. Подобно Hawk, Alpha Jet по своим летным данным близок к реактивным истребителям и истребителям-бомбардировщикам. Это очень ценно - обучение летчиков идет с меньшими затратами и лучшей эффективностью.
Four Alpha Jet As of Jabo G 49, the first of three Luftwaffe Geschwader that now operate the type in Germany.
Люфтваффе, один из стартовых заказчиков самолета, заказали 175 легких штурмовиков Alpha Jet A для замены Fiat G.91R, но первыми сняли данные машины с вооружения.
Первый экс-германский Alpha Jet прибыл в британский Боскомб-Даун 15 марта 2000 года. Самолет предназначался для DERA (впоследствии QinetiQ). Всего исследовательский центр получил семь летных машин и пять как источник запасных частей.
Британская компания "QinetiQ" эксплуатирует ряд бывших немецких самолетов, причем Alpha Jet в сравнении с Hawk отличаются лучшими характеристиками на малых высотах полета, имеют лучшие начальную скороподъемность и угловую скорость крена.
"Альфа Джет" компании Air USA
50 Alpha Jet достались Португалии от немецких Люфтваффе. Большинство самолетов прошли ремонт, получили стандартный для ВВС Португалии коричнево-зеленый камуфляж.
На проводившемся в мае 1996 года в Португалии учении НАТО "Tiger Meet" принял участие и этот Alpha Jet из 307-й эскадрильи "Jaguares" португальских ВВС.
ВВС Франции используют Alpha Jet E для усовершенствованной летной подготовки и обучения летчиков применению оружия. Парк насчитывает 140 самолетов, которые базируются в Туре, западная Франция.
Alpha Jet, AJ58, несет на четырех пилонах пару блоков НАР и четыре инертные бомбы, а на хвосте видны винглеты с антеннами системы VOR, которые применялись лишь частью эксплуатантов.
The author’s Exercise Swatch flight was conducted in an Alpha Jet trainer from Escadron d'Entrainement 2/2 Cote d'Or based at BA102 Dijon-Longvic.
The author’s Exercise Swatch flight was conducted in an Alpha Jet trainer from Escadron d'Entrainement 2/2 Cote d'Or based at BA102 Dijon-Longvic.
Refuelling at Payerne between Exercise Swatch flights.
Большинство французских Alpha Jet E имели двухтоновый верх и серый низ. Но в 1999 году была принята новая схема - только серый цвет.
Марокко получила в 1979-1981 годах 24 Alpha Jet H, большинство из них используются как учебные, но несколько самолетов состоят в истребительной эскадрилье и выполняют задачи авиационной поддержки. Все самолеты располагаются на базе Мекнес.
Четыре Alpha Jet в боевом порядке: пара из подразделения повышения летной подготовки ВВС Франции, дислоцированного в Туре, и два самолета ВВС Марокко. Машины из этого подразделения (Ecole de l'Aviation de Chasse 314) используются для базовой и повышенной подготовки летчиков, а также для штурманской подготовки. Alpha Jet ВВС Франции частично прошли модернизацию, в ходе которой в кабинах установили многофункциональные индикаторы, как более адекватные для обучения пилотов истребителей Mirage 2000-5F и Rafale.
Училище летчиков-истребителей в Мекнесе (Марокко) располагает самолетами Alpha Jet H, поставленными с 1979 года. Alpha Jet H летят в окружении самолетов Alpha Jet E из 314-й учебной эскадрильи ВВС Франции.
A trio of Alpha Jet H trainers used at Meknes-Mezergues for the advanced training of future RMorAF fighter pilots
Марокко получила в 1979-1981 годах 24 Alpha Jet H, большинство из них используются как учебные, но несколько самолетов состоят в истребительной эскадрилье и выполняют задачи авиационной поддержки. Все самолеты располагаются на базе Мекнес.
Upgraded Dassault Alpha Jet H 223 is one of eight redelivered to the Royal Moroccan Air Force.
Первый Alpha Jet бельгийских ВВС - машина сфотографирована до того, как получила зелено-коричневый камуфляж. По контракту фирма SABCA выпускала для машин носовой обтекатель и закрылки.
Alpha Jet E продолжают служить в ВВС Бельгии во франко-бельгийской летной школе. Как ожидается, их не спишут до 2015 года. Школу основали в Казо, Франция, в 2004 году.
An Alpha Jet of the Force Aerienne Beige, first of the export customers to put it into service.
Dassault Alpha Jet 1B+ AT-29 (c/n B2901139) has received special markings to celebrate two significant milestones by the type within the Composante Aerienne (Belgium Defence - Air Component). The starboard side of the tail commemorates 35 years of service with Belgium. On the other side, the aircraft wears artwork to mark the tenth anniversary of the formation of the Advanced Jet Training School, based at Cazaux in southern France.
В ВВС Бельгии Alpha Jet укомплектованы 7-я и 11-я эскадрильи.
Бельгийские Alpha Jet. ВВС Бельгии известны особым отношением к уникальной окраске своих самолетов. Alpha Jet удерживают пальму первенства среди других машин по разнообразию ярких вариантов. Два самолета, на фотографии, получили эту нарядную окраску по случаю 50-летия ВВС Бельгии, которое отмечалось в 1995 году.
Бельгийские Alpha Jet. ВВС Бельгии известны особым отношением к уникальной окраске своих самолетов. Alpha Jet удерживают пальму первенства среди других машин по разнообразию ярких вариантов. Броско окрашенная машина из 11 -й эскадрильи.
Модернизированный нигерийский "Альфа-Джет" незадолго до отправки в Мали
The Nigerian Air Force is operating Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet Ns from Niamey in Niger to support the African-led International Support Mission to Mali (AFISMA). Two aircraft and four pilots from the 99 Air Combat Training Group were initially deployed to Niger, leaving Nnamdi Azikiwe International Airport, Abuja, on January 18, 2013. Two more aircraft were due to join them at a later date. Alpha Jet N 78453 (seen here) and 78455 was noted at Niamey on April 4. Niamey also hosts a Nigerian Mil Mi-35 deployment as part of its AFISMA operations.
NAF451 с характерным обтекателем на гаргроте - второй из 24 Alpha Jet N для ВВС Нигерии. В наличии осталось 20 самолетов, но в плохом состоянии.
Nigerian Air Force Alpha Jet NAF477 departs from Manchester Airport on March 25, 2015 during its delivery flight.
Alpha Jet C используются в ВВС Кот д'Ивуар как учебные и ударные самолеты. Первый из шести поставили в октябре 1980 года. Дополнительный самолет был закуплен в 1983-м. В 2012 году все самолеты находились в летном состоянии.
Пять Alpha Jet C принадлежат истребительной эскадрилье Кот-д'Ивуара, хотя лишь два из них находятся в летной годности. Заказ еще на шесть машин был аннулирован.
Катар заказал шесть Alpha Jet C и 14 Mirage F1 в 1979 году. В 1980-м Alpha Jet поступили на вооружение 11-й эскадрильи авиационной поддержки, дислоцированной в Эль-Удейд. Самолеты используются как учебные и легкие штурмовики.
Того, еще одна бывшая французская колония в Африке, закупила Alpha Jet: пять самолетов получило подразделение Escadrille de Chasse в 1981 году. Позже для замены разбившегося приобрели шестой самолет. В 2012 году в летном состоянии находились четыре Alpha Jet.
Компания "Dassault" рекламировала доработанные варианты самолета Alpha Jet под несколькими обозначениями. Среди них был и вариант Alpha Jet NGEA или Alpha Jet 2. Ha NGEA установили двигатели Larzac 04-C20, лазерный дальномер, обновили БРЭО и расширили ассортимент вооружения. Покупателей на NGEA не нашлось, но близкий ему вариант MS2 поступил в ВВС Египта и Камеруна. На фотографии - самолет в противокорабельной конфигурации с ПКР Exocet и двумя УР Magic класса "воздух-воздух".
Alpha Jet NGEA - усовершенствованная ударная версия, оснащенная навигационно-прицельной системой, разработанной для египетского варианта MS2. Самолет на фотографии вооружен парой УР класса "воздух-воздух" Matra Magic и одной ПКР Exocet.
Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet NGEA
A pair of Alpha Jet MS.2s for Egypt, which has ordered 15 of this variant plus 30 MS.1s, with all but the first four of each type to be assembled and part-manufactured by the AOI at Helwan.
Египет закупил 30 учебных Alpha Jet MS1 (на фотографии) и 30 легких штурмовиков Alpha Jet MS2.
ВВС Камеруна эксплуатируют шесть Alpha Jet MS2 с июля 1984 года. Вариант MS2 также поставлялся Египту, самолет оснащен лазерным дальномером.
Пилотажная группа ВВС Франции "Patrouille de France" в 1980 году сменила устаревшие Fouga Magister на Alpha Jet. Эффектные выступления группы способствовали росту продаж самолетов на мировом рынке.
Самые известные в мире самолеты Alpha Jet принадлежат французской пилотажной группе "Patrouille de France", которая является частью демонстрационно-учебного подразделения армейской авиации "Equipes de Presentation de I'Armee de I'Air", база Салон-де-Прованс. Раньше группа "Patrouille de France" долго летала на самолетах Magister, но с мая 1981 года пересела на Alpha Jet. Яркие выступления этой группы на авиашоу способствуют продвижению изделий авиапромышленности Франции на мировом рынке.
The Patrouille Acrobatique de France at Salon de Provence has been flying Alpha Jet Es since 1979.
Французская команда "Патруль де Франс".
Eurocopter X3 F-ZXXX leading a Dassault Alpha Jet E of the Patrouille de France. The hybrid helicopter reused the fuselage from the AS365N4 development airframe.