МиГ МиГ-23Б / МиГ-23БН
Варианты:
МиГ - МиГ-23Б / МиГ-23БН - 1971 - Россия
Страна: Россия
Год: 1971


Описание
Фотографии:

Ч/б фото (86)
МиГ-23

<...>
  В 1969 году ОКБ приступило к разработке "реактивного штурмовика" для Фронтовой авиации - недорогой ударной машины, базой для которой в конечном итоге стал МиГ-23С. Благодаря прочной конструкции планера и шасси, а также крылу изменяемой стреловидности самолет мог эксплуатироваться с малоподготовленных ВПП. Базовый МиГ-23Б был создан на основе планера МиГ-23С. Он оснащался новой, отклоненной вниз носовой частью, улучшавшей обзор пилоту вперед-вниз, и двигателем АЛ-21Ф-300 тягой 112,78 кН в укороченной хвостовой части, но со сдвинутым назад горизонтальным оперением, как у МиГ-23М. Машина поначалу имела крыло без предкрылков, которое позднее заменили на новое, уже оснащенное ими. Вместо РЛС на самолете установили прицельно-навигационный комплекс (ПрНК) "Сокол 23С", по бортам кабины появились накладные бронеплиты, а систему наведения ракет и ТВ-камеру разместили в обтекателях в корневой части крыла по правому и левому борту, соответственно. Позднее камера была снята с большинства самолетов.
  Первый прототип поднялся в воздух 20 августа 1970 года. Было построено 24 самолета МиГ-23Б, после чего переключились на выпуск усовершенствованного варианта. МиГ-23БН, который должен был стать первой серийной модификацией, но задержался из-за доводки оборудования и проблем с двигателем, был оснащен модернизированным ПрНК "Сокол 23Н", немного дефорсированным двигателем Р-29Б-300 и обтекателями на передней кромке неподвижной части крыла, которые обычно ассоциируются с управляемой ракетой Х-23 (AS-7 "Kerry"). МиГ-23Б и МиГ-23БН получили в НАТО общее кодовое обозначение "Flogger-F". В эксплуатации оба самолета неважно зарекомендовали себя, и многие из них были доработаны в варианты МиГ-23БК или МиГ-23БМ, или поставлены на экспорт.
  Истребителям-бомбардировщикам требовалось более совершенное бортовое оборудование, и были созданы два новых варианта, получивших в НАТО кодовое обозначение "Flogger-H". Их отличительной чертой был новый обтекатель СПО на нижней поверхности фюзеляжа, перед отсеком носовой стойки шасси. Первым из новых вариантов был МиГ-23БК, получивший такой же ПрНК и лазерный дальномер-целеуказатель, как МиГ-27К. МиГ-23БМ был похож на МиГ-23БК, но оснащался ПрНК "Сокол 23М" от МиГ-27Д. В эксплуатации оба варианта получили обозначение МиГ-23БН, хотя ОКБ различало модификации БМ и БК.
Россия
Первый экземпляр истребителя-бомбардировщика МиГ-23Б на аэродроме ЛИИ в Жуковском. Февраль 1971г.
Бортовой номер "321" имел оригинальную контрастную окраску
Первый МиГ-23Б. На пилонах - 4 ФАБ-500М-62.
Первый опытный экземпляр истребителя-бомбардировщика МиГ-23Б в экспозиции музея на Ходынке
Первенец семейства микояновских истребителей-бомбардировщиков - второй прототип истребителя-бомбардировщика МиГ-23Б с четырьмя ФАБ-500М-62, двумя ОФАБ-250Ш и тремя 800-литровыми ПТБ
Прототип истребителя-бомбардировщика МиГ-23БН
МиГ-23БН поздних серий на заводском аэродроме в Луховицах
Ресурсный МиГ-23БН на аэродроме в Луховицах - летно-испытательной станции завода "Знамя труда".
МиГ-23БН
MiG-23B carrying four 250kg bombs. Note terrain-avoidance radar under nose, just behind window for laser ranger.
Скошенная носовая часть МиГ-23Б обеспечивала отличный обзор
Первый опытный экземпляр истребителя-бомбардировщика МиГ-23Б во время Государственных испытаний
МиГ-23БН одной из последних производственных серий
Носовая часть МиГ-23БН со световым окном лазерного дальномера "Фон"
The MiG-23B is fitted with Doppler ahead of the nose wheel bay. Note optical (port) and electronic (starboard) sensors above glove pylons, probably with missile-guidance role.
Памятник в гарнизоне Степь - видимо единственный в стране "ударный МиГ", установленный на постаменте (хотя и порядком разукомплектованный)
MiG-23B with its 23mm ventral cannon and weapon pylons under gloves and intake ducts. The sharply pointed ECM head above starboard outer pylon is prominent.
В составе пары серийный МиГ-23БМ с четырьмя подвешенными блоками НАР УБ-16 и МиГ-27 760-го полка липецкого 4-го ЦБПиПЛС
МиГ-23БН в советских ВВС были редкостью, и еще реже можно было увидеть его вместе с МиГ-27. На снимке - МиГ-23БН "26" демонстрирует все отличия от своего потомка - МиГ-27 "20". Обе машины принадлежат к 4 ЦБП и ПЛС (Липецк), зима 1979г.
Немецкие летчики проходили переучивание на МиГ-23БН на аэродроме Луговая (под Фрунзе).
МиГ-23Б из состава 58-го апиб
В таком виде МиГ-23Б справил свое тридцатилетие. Гарнизон Степь
Летчики 58-го апиб у МиГ-23Б
Vertical wedge supersonic external compression side intakes illustrated by the MiG-23BM
Приземляется серийный МиГ-23БН
Посадка МиГ-23БН
МиГ-23БН в 722-м полку несли бортовые номера красного цвета
На основании данного снимка западные эксперты объявили о появлении новой модификации ударного МиГа. На самом деле странные формы его носа в виде башмака дело рук ретушера одного из отечественных журналов
МиГ-23Б и "спарки" МиГ-23 на аэродроме Степь
Механик дает добро на выруливание МиГ-23Б. Степь, осень 1983г.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Председатель Совета обороны Л.И.Брежнев осматривает МиГ-23Б
Детали
Носок фюзеляжа самолета МиГ-23БН
Крыло "первой редакции" опытного МиГ-23Б. На законцовке видны уголковые турбулизаторы
Пушка ГШ-23Л на стенде. Музей Berlin-Gatow, 2000г.
Подвеска бомб ФАБ-500М-62 и подфюзеляжного бака ПТБ-800 на первом опытном МиГ-23Б
Основные опоры шасси и обтекатель пушки ГШ-23Л самолета МиГ-23БН.
Вид под фюзеляж с носа против полета (МиГ-23БН).
Установка многозамкового балочного держателя МБДЗ-У2Т-1
Хвостовой держатель с замком ДЗУ-1 для авиабомб массой до 250кг.
Задний фюзеляжный узел подвески на МиГ-23БН.
Контейнер и пилон в корневой части крыла МиГ-23БН.
Воздухозаборник МиГ-23БН
Сопло двигателя, правый нижний тормозной щиток и подфюзеляжныи гребень в сложенном положении
Передняя опора шасси
Ниша правой основной опоры шасси
 
Сборка МиГ-23БН в цеху Тушинского машиностроительного завода.
Испытания носовой стойки шасси нового образца на вибрационном стенде. Шасси новой конструкции нашло применение на МиГ-23МЛ
Эфиопия
Основными ударными машинами эфиопов являются истребители-бомбардировщики МиГ-23БН. В результате проведенной комплексной модернизации БРЭО возможности этих машин, по некоторым данным, даже превзошли характеристики советских МиГ-27К.
Эритрея
Эфиопский МиГ-23БН, доставшийся Эритрее при разделе страны
"Бумажные тигры" Эритрейских ВВС. Ни один из доставшихся Эритрее на авиабазе Асмэре "МиГов" повстанцам так и не удалось привести в летное состояние, а потому создание собственной авиации пришлось начинать с нуля.
Германия
МиГ-23БН ВВС ГДР
МиГ-23БН с бомбовой нагрузкой на многозамковых держателях
МиГ-23БН ВВС ГДР.
МиГ-23БН в окраске германских люфтваффе.
МиГ-23БН в одном из музеев ФРГ (виден бортовой номер ВВС бундесвера)
МиГ-23БН борт 20+51 (бывший борт 710-красный ВВС ГДР, зав. N 0393214225, N комплекта агрегатов 7147) - экспонат авиационного музея Berlin-Gatow.
Болгария
МиГ-23БН ВВС Болгарской республики
Болгарский МиГ-23БН с подвеской 18 ОФАБ-100.
Демонстрация арсенала МиГ-23БН на болгарской авиабазе
Чехия
Зубастый "чех" незадолго до отправки на слом
MiG-23BN Flogger-H ground attacker/interdictor aircraft of the Czechoslovak Air Force. The Flogger-H shares the raised cockpit and drooped nose incorporating laser ranger with the MiG-27 Flogger-D, but in virtually all other respects is similar to the MiG- 23MF Flogger-B air combat fighter. The Flogger-H currently serves with the Bulgarian, Indian and Polish air forces in addition to that of Czechoslovakia.
Чехословацкие МиГ-23БН
МиГ-23БН чехословацких ВВС (борт 9548, зав. N 0393219548).
Обслуживание МиГ-23БН из 28-го авиаполка ВВС Чехии, июнь 1993 г.
Египет
МиГ-23БН ВВС Египта
Индия
Демонстрация боекомплекта индийского МиГ-23БН
Французские малокалиберные бетонобойные бомбы "Дюрандаль" BAP-100 под МиГ-23БН из 10 эскадрильи ВВС Индии.
МиГ-23БН из состава ВВС Индии. На самолете подвешены 18 бомб ОФАБ-100-120
МиГ-23БН из состава 10-й эскадрильи индийских ВВС
Индия использовала свои МиГ-23БН и МиГ-27МЛ в приграничных конфликтах с Пакистаном
Ирак
МиГ-23БН ВВС Ирака
МиГ-23БН ВВС Ирака с топливозаправочной штангой
Куба
МиГ-23БН кубинских ВВС
На этом МиГ-23БН (борт 722) 20 марта 1991 г. дезертировал с Кубы в США майор Орестес Лорензо
Еще в ходе войны 1977-1978гг. советское военное руководство планировало "обкатать" в бою под управлением наших и кубинских летчиков новейшие истребители-бомбардировщики МиГ-23БН. Уже в марте 1978г. на авиабазу Дыре-Дауа на борту Ан-12 начали прибывать в разобранном виде первые из 44 МиГ-23БН. Однако собрать и облетать одну эскадрилью этих машин успели только в апреле 1978г., после окончания войны. Шесть МиГ-23БН, пилотируемых кубинцами, участвовали в военном параде, прошедшем в Аддис-Абебе 13 сентября 1978г. Вместе с "товарищем Менгисту" парад принимал Фидель Кастро
Куба: в 1977 году ВВС Кубы получили около 20 МиГ-23МС, позже к ним присоединилось примерно 40 МиГ-23МФ/МЛА и несколько МиГ-23УБ.
Первые МиГ-23 и МиГ-23БМ, прибывшие на Кубу. Авиабаза Сан-Антонио под Гаваной, 1978 г.
The US State Department asserts that the Cuban air arm now possesses some 450 aircraft, including 190 fighters, such as the MiG-23BM Flogger-Fs seen in service with the Fuerza Aerea Revolucionaria.
В Анголе успешно применялись кубинские МиГ-23БН
Алжир
МиГ-23БН ВВС Алжира
Алжирские "МиГи" на аэродроме
Ливия
На ливийском аэродроме МиГ-23МС и МиГ-23БН
Сирия
В воздухе сирийские МиГ-23БН
Фотографии сирийских боевых самолетов крайне редки - в непрерывно воюющей стране со строгостью относились к какой-либо публикации о военных делах
Еще один кадр любительской кинохроники, запечатлевший сирийский МиГ-23БН в полете на предельно малой высоте на юге Ливана
 
МиГ-23БН из авиационного музея в Брюсселе. Предположительно, ранее эта полученная американцами из Египта машина летала в 4477-й эскадрилье