Consolidated B-24H / B-24J Liberator
Consolidated F-7
Варианты:
Consolidated - B-24H / B-24J Liberator - 1943 - США
Страна: США
Год: 1943


Дальний бомбардировщик и разведчик с 10 членами экипажа
Описание:
B-24H / B-24J Liberator
F-7
Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)
Фотографии:

Ч/б фото (132)

B-24H / B-24J Liberator

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с носовой стойкой. Экипаж 10 человек. Создан в КБ фирмы "Консолидейтед эйркрафт корпорейшн" под руководством А.Лэддена. Опытный образец XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 г. Серийное производство развернуто в декабре 1940 г. Строился на заводах "Консолидейтед" (Сан-Диего, Форт-Уорт), "Дуглас" (Талса), "Норт Америкэн" (Даллас), "Форт мотор" (Уиллоу-Ран). В общей сложности изготовлено 17 104 экз.
Состоял на вооружении в США с июня 1941 г., в Великобритании - с августа 1941 г. (как бомбардировщик), в Канаде - с 1942 г., в Австралии - с 1944 г., в СССР - с апреля 1945 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
   - "Либерейтор" II с моторами R-1830-C4G, вооружение 14x7,69;
   - LB-30. "Либерейтор" II, переделанный по стандартам ВВС армии США, вооружение 6x12,7;
   - B-24D ("Либерейтор" III) с моторами R-1830-43, вооружение 6(8)х12,7 (полевые переделки до 11x12.7), вариант "Либерейтор" III-10x7,69+2x12,7;
   - B-24E, аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Форд", вооружение 10x12,7;
   - B-24G ("Либерейтор" VIII), аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Норт америкэн", вооружение 11x12,7 (начиная с серии G-1 - новая носовая часть);
   - B-24H ("Либерейтор" VI) с новой носовой частью, вооружение 10x12,7;
   - B-24J с моторами R-1830-65, вооружение 10x12,7;
   - B-24L, облегченный вариант, новое остекление кабины штурмана, новые турели;
   - B-24M, аналог B-24L с новым оборудованием пилотской кабины, другой хвостовой турелью.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 5800 - 5900 кг.
Первое боевое применение - LB-30 на о.Ява в январе 1942 г. С июня 1942 г. использовались в Средиземноморье, в частности, была совершена серия налетов на Плоешти (Румыния) из Египта. С июля 1944 г. B-24 проводили рейды с Алеутов на Курильские острова. B-24 использовались ВВС армии США преимущественно в Африке, Италии, Индии, на Тихом океане. Английская авиация применяла "Либерейтор" как бомбардировщик на Ближнем Востоке, в Индии, Бирме и на Цейлоне. Австралийцы воевали на "либерейторах" на Новой Гвинее, Соломоновых островах, в Индонезии. Канадские самолеты применялись только как патрульно-противолодочные. B-24 советской авиации в войне не участвовали.
Производство прекращено в июне 1945 г.
Самолет снят с вооружения в США в 1954 г., в Великобритании - в 1946 г., в СССР - в 1950 г.

F-7

Дальний разведчик. Четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. Экипаж - 10 чел. Представлял собой переделку в фоторазведчик тяжелого бомбардировщика B-24 "Либерейтор". Бомбардировщик был спроектирован в КБ "Консолидеитед эиркрафт корпорейшн" под руководством А. Лэддена. Опытный образец бомбардировщика, XB-24, поднялся в воздух 29 декабря 1939 г. B-24 с декабря 1940 г. строился серийно на нескольких заводах, с августа 1941 г. эта машина состояла на вооружении ВВС армии США.
Первый опытный образец разведчика, XF-7, был переделан из самолета модификации B-24D в 1942 г. в мастерских авиакомпании "Нортуэст эйрлайнз". От бомбардировщика он отличался отсутствием бомбодержателей, увеличенным запасом горючего (дополнительными баками в бывшем бомбоотсеке) и комплектом фотоаппаратуры. С конца 1942 г. модификационные центры ВВС начали переделку серийных B-24J в разведчики.
F-7 состоял на вооружении только в США, с 1943 г.
Моторы R-1830-65. Вооружение 10x12,7, бомбовая нагрузка отсутствовала.
Серийно выпускались две модификации:
   - F-7A с тремя фотоаппаратами в носовой части фюзеляжа и тремя в бомбоотсеке;
   - F-7B с шестью фотоаппаратами в бомбоотсеке.
Всего изготовили 214 экз. (182 F-7A и 32 F-7B). Кроме того, существовали многочисленные полевые переделки B-24 разных модификаций, обозначавшиеся просто F-7 и отличавшиеся друг от друга по комплектации оборудованием и аппаратурой.
Первые построенные серийные бомбардировщики B-24A намеревались использовать для тайной разведки японских военно-морских баз на Тихом океане еще до начала боевых действий, но удар по Пёрл-Харбору состоялся раньше, чем эти самолеты успели дооборудовать. Позднее на фронте для дальних рейдов во вражеский тыл использовали бомбардировщики разных модификаций, иногда переделанные различным образом. В августе 1942 г. B-24 фотографировали японские плацдармы на Алеутских о-вах. Первый боевой вылет подобной машины на Средиземноморском театре состоялся 13 ноября 1942 г. Осуществлялась разведка перевала Кассерин в Северной Африке. Другой переоборудованный B-24 фотографировал Бенгази. Сделанные им снимки позволили выявить ложные позиции противника.
F-7 широко применялись на Тихоокеанском театре военных действий в 1943 - 1945 гг. Они базировались в юго-западной части Тихого океана, а позднее на Молуккских о-вах и Окинаве. F-7 активно участвовали в боевых операциях на Филиппинах. В частности, в октябре 1944 г. они внесли существенный вклад в действия на о. Лусон. Весной - осенью того же года эти машины применялись в Бирме, летая с аэродромов в Индии и Китае. Они вели разведку японских позиций перед началом наступления войск союзников.
Выпуск F-7 завершили в 1944 г. Они использовались на фронте до самого конца войны. Последние F-7 сняли с вооружения ВВС армии США в 1947 г.


F-7A||
Размах:||31,5 м
Длина:||20,18 м
Моторы, количество х мощность:||4 х 1200 л.с.

Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)

<...>
   Первым серийным вариантом, выпущенным фирмой "Ford", стал B-24E, в основном аналогичный B-24D, за исключением винтов и ряда мелких изменений. Этот вариант строился также заводами "Consolidated" и "Douglas", некоторые машины оснащались двигателями R-1830-65, общий выпуск составил 801 самолет. За ними последовали 430 B-24G, все они, кроме первых 25, имели носовую стрелковую установку в удлиненной передней части фюзеляжа. Вариант собирали на новой производственной линии фирмы "North American". Такие же самолеты, производившиеся "Consolidated", "Douglas" и "Ford", обозначались B-24H (построено 3100).
   Основным серийным вариантом являлся B-24J - с пяти производственных линий сошло 6678 таких самолетов. От B-24H он отличался незначительными изменениями. Поставленные по ленд-лизу британским ВВС B-24H и B-24J обозначались Liberator GR.MkVI, если предназначались для противолодочной службы и морской разведки, или Liberator B.Mk VI, если использовались на Ближнем и Дальнем Востоке как тяжелые бомбардировщики. Самолеты ВМС США назывались PB4Y-1. Очередным серийным вариантом стал B-24L, похожий на B-24D, но его хвостовую турель заменили на два управляемых вручную пулемета калибра 12,7 мм. "Consolidated" построила 417 таких машин, а "Ford" - 1250. Последняя модификация B-24M отличалась от B-24J лишь типом хвостовой стрелковой установки. Фирма "Convair", как часто называли "Consolidated" с 1943 года после ее слияния с "Vultee", выпустила 916 самолетов последнего варианта в Сан-Диего, а "Ford" произвела еще 1677. Нетипичные версии включали один XB-24F для оценки экспериментальной тепловой противообледенительной системы, прототип XB-24K с одним килем, который предполагался к массовому выпуску как B-24N, но по завершении производства 31 мая 1945 года с конвейера сошли только прототип XB-24N и семь YB-24N для эксплуатационных испытаний, и один экспериментальный бомбардировщик сопровождения XB-41 с 14 пулеметами калибра 12,7 мм, позже его переоборудовали в самолет для обучения бортинженеров под обозначением AT-22 (позднее TB-24). Большинство Liberator после окончания войны были признаны в США излишними и к 1953 году их списали.
   Заводы выпустили в целом 18482 Liberator всех вариантов. Помимо поставленных ВВС Британии, ВВС и ВМС США, они летали в составе ВВС Австралии, Канады и ЮАР. Особую ценность эти самолеты представляли для Тихоокеанского ТВД, где большая дальность полета и универсальность делали их настоящими "мастерами на все руки".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Consolidated B-24H/J Liberator PB4Y-1

   Тип: дальний бомбардировщик и разведчик с 10 членами экипажа
   Силовая установка: четыре звездообразных поршневых двигателя Pratt & Whitney R-1830-65Twin Wasp мощностью по 1200 л. с. (895 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 467 км/ч на 7620 м; крейсерская скорость 346 км/ч на оптимальной высоте; подъем до 6095 м за 25 мин; практический потолок 8535 м; дальность полета 3380 км
   Масса: пустого самолета 16 556 кг; максимальная взлетная 32 296 кг
   Размеры: размах крыла 33,53 м; длина 20,47 м; высота 5,49 м; площадь крыла 97,36 м2
   Вооружение: по два пулемета Browning калибра 12,7 мм в носовой, надфюзеляжной, подфюзеляжной и хвостовой стрелковых установках и по одному пулемету Browning того же калибра в бортовых окнах фюзеляжа плюс до 5806 кг бомб на внутренней и внешней подвесках
USA
B-24H "Либерейтор"
B-24G/H. Модификация B-24D, выпускавшаяся в Северной Америке и отличавшаяся несколько удлиненным фюзеляжем. Машина получила носовую пулеметную турель, которая перешла на почти идентичный B-24H, оказавшийся наиболее распространенным.
B-24G
The Consolidated Vultee B-24J Liberator Long-range Bomber (four Pratt & Whitney R-1830-43 engines).
B-24J с носовой башней A-15, верхней A-3d и полностью закрытыми бортовыми пулеметными установками
B-24J 42-51430, named The Tulsamerican, on a test flight in the USA. It was the last B-24 built by Douglas at the company ’s factory at Tulsa, Oklahoma, under licence from Consolidated. Douglas employees named it, painted the nose art, paid for its construction with war bonds and then ran raffles to win a seat on a test flight.
B-24J стал самой массовой в семействе Liberator и единственной модификацией, строившейся на всех пяти заводах, привлеченных к программе. Всего было построено 6678 машин. Здесь показан самолет, построенный на заводе "Consolidated" в Сан-Диего в 1944 году.
The Consolidated Vultee B-24J Liberator Long-range Bomber (four Pratt & Whitney R-1830-65 engines).
The Consolidated Vultee B-24J Liberator Long-range Bomber (four Pratt & Whitney R-1830-65 engines).
B-24J с антиобледенителями на передних кромках крыла, стабилизатора и хвостовых шайб
B-24J/L. B-24J - наиболее массовая модификация, объединившая все изменения, появившиеся на самолетах B-24G и B-24H, и отличавшаяся, в основном, улучшенным турбонаддувом двигателей и хвостовой турельной установкой, управляемой вручную или через гидравлический привод.
B-24L
B-24M на базе в Италии
B-24 из 22-й и 494-й бомбардировочных групп на аэродроме острова Ангаур, Каролинские острова, декабрь 1944 года.
With the craggy terrain of the island as a backdrop, personnel of the RAF’s No 352 (Yugoslav) Sqn line up alongside the unit’s Supermarine Spitfire Mk VCs during a parade to mark the occasion of the squadron’s permanent move to Vis in January 1945. Other visitors to the busy emergency airfield include a pair of Consolidated B-24s, a Boeing B-17, a Lockheed F-5 Lightning and a Martin Baltimore.
Spitfires and B-24s lined up alongside each other at Vis in January 1945. Neither Spitfire MH583 nor B-24 42-78274 was to survive the next four weeks; the former taxied into a Bell P-39 Airacobra on Vis on February 17 and the bomber, named Cocky Crew!, was lost in a landing accident at its home base at Castellucia in Italy on February 7.
With the airfield’s narrow taxiways crowded with parked aircraft, the larger types were usually moved around with the help of a crash crane. Here an unidentified B-24H is pulled on to the Vis runway after repair by the groundcrew of the 81st Air Service Sqn in November 1944. Note Battle No 69, Burma Bound, in the background.
An unidentified B-24 undergoes engine work on Vis.
A photograph of an unidentified Consolidated B-24 undergoing engine maintenance on the Adriatic island of Vis was featured on the Air Correspondence pages of TAH30, and Liberator specialist Bob Livingstone was quickly able to identify it as B-24J 44-41044 Lady Duzz of the USAAF’s 764th Bomb Squadron, 461st Bomb Group. The telltale evidence in that picture included the aircraft’s combat number, 18, plus a shapely pair of legs at the very edge of the image. Bob sent us photographs of that same pair of legs, and the young lady to which they belonged.
Эвакуация B-24M «Радар Микки», Сански Мост
Take Off!, the B-24 in which Zamperini flew the Nauru mission, is refuelled at Funafuti in April 1943. Note the nose turret, which was removed from its original position in the tail by the Hawaiian Air Depot and relocated in the nose. The tail position was replaced by a pair of hand-held 0-50in machineguns and a cupola.
The first B-24 to be fitted with a modification designed by the Hawaiian Air Depot to support a nose turret was B-24D serial 41-23657. It is seen here being refuelled on Midway for its ill-fated reconnaissance flight to Wake on December 28, 1942, to assess bomb damage following the 307th BG’s raid on the atoll four days previously.
Refuelling B-24 Liberator Our Baby on Nanumea Island, Ellice Islands, on December 15, 1943, prior to a raid on Maloelap Island in the Marshall Islands, Pacific Theatre.
General Willis H. Hale (far left), commander of the Seventh Air Force, who masterminded the Funafuti missions in April 1943, points out the message scrawled on a 1,000lb (450kg) bomb - “From Nimitz to Hale to Tojo” - to some of the airmen he expects to deliver it. Hale’s resources were limited, and the press back home labelled the Seventh “Hale’s Handful”.
Личный состав одного из подразделений 7-й ВА наблюдает за взлетом B-24 на аэродроме, устроенном в группе Марианских островов.
В 1943 году на B-24, действовавшие на Тихом океане, установили носовые пулеметные турели. На снимке: B-24D "Betsy" из 321-й эскадрильи, февраль 1944 года. На киле изображен череп с костями - эмблема 90-й бомбардировочной группы, прозванной "Jolly Rogers" в честь своего командира полковника Артура Роджерса.
B-24 из 492-й бомбардировочной группы над Германией 16 июля 1944г.
A Consolidated B-24 over Cheddington. This picture was taken from D.H. Mosquito Mk 30, NT604
Некоторые B-24 сохраняются в летном состоянии до сих пор
B-24 Liberator
Бомбардировщик B-24M «Радар Микки» в полете во время одного из боевых вылетов
B-24M из 865-й эскадрильи 494-й бомбардировочной группы на подходе к объекту удара в районе Себу, Филиппины, 25 марта 1944 года. От окраски самолетов в оливковый цвет на Тихом океане отказались - в воздухе окрашенные подобным образом машины были заметны издалека.
B-24 бомбят Италию
«Либерейторы» над горящей Братиславой
«Либерейторы» бомбят венгерский город Сольнок
B-24M Liberator ВВС США над пылающим побережьем Иводзимы (на заднем плане гора Сурибаси). B-24 и B-25 сыграли важную роль в подавлении сопротивления противника, атакуя цели бомбами и ракетами.
Covering only eight square miles (21km2), Nauru is rich in phosphate and was thus of interest to the Japanese, who occupied the tiny island on August 25, 1942. Here, Seventh Air Force B-24 Sad Sack (serial unknown) flies over the burning phosphate works and airfield during the raid of April 20, on which Zamperini flew.
B-24 из 465-й группы пересекает Альпы в налете на южную Германию
1 июля 1945г.: B-24 из 90-й бомбардировочной группы 5-й ВА сфотографированы над Баликпапаном, остров Борнео, в ходе обеспечения высадки австралийской 7-й дивизии на юго-восточное побережье острова.
B-24 над горящим Будапештом
4 июля 1944 года. Бомбардировщики B-24 бомбят Брашов
B-24 бомбят нефтепромыслы Алмашфюзито
После захвата части территории Италии, с итальянских аэродромов американцы начали осуществлять массированные налеты на другие государства Европы. Бомбардировщики B-24 в ходе налета на Германию с итальянских аэродромов
После того, как B-24 был принят на вооружение в Канаде и Австралии, он стал воевать на всех ТВД Второй мировой войны. На Тихом океане B-24 действовали с большинства аэродромов и весьма успешно, хотя были уязвимы от атак японских истребителей на встречных курсах. Если не считать этого, B-24 был лучшим бом бардировщиком на Тихоокеанском ТВД вплоть до появления B-29, поскольку у него была больше загрузка и радиус действия, чем у знаменитого B-17 Flying Fortress.
По мере роста масштабов воздушной войны против Германии, на ТВД появлялись все более совершенные бомбардировщики. Головной самолет изображенной здесь группы B-24H из 446-й бомбардировочной группы оснащен радиолокатором H2S, эти РЛС проходили испытания в конце 1943 - начале 1944 годов на самолетах 814-й эскадрильи 482-й бомбардировочной группы.
Провоевав четыре года. Liberator успел заслужить противоречивые отзывы. Одни называли его спасителем, другие - машиной, порождающей вдов, и предметом постоянной тревоги пилота. Одни говорили о нем как об универсальном и не имеющем себе равных, другие - как о неуклюжем самолете с недостаточной мощностью двигателей. Хотя все эти мнения имеют свое основание, B-24 оставил неизгладимый след в истории Второй мировой войны.
Liberators fly over the Ploesti oil refineries (1 August 1943).
B-24 с открытыми бомболюками
Бомбометание ведется построенным на заводе "Ford" самолетом B-24J "Urgin' Virgin" из 853-й эскадрильи 491-й бомбардировочной группы. Объект удара - танкостроительный завод "Vomag" в немецком Плауэне (5 апреля 1945 года).
Финал войны - полное господство авиации союзников в воздухе и развалины городов Германии
Последнее задание войны в Европе - сброс продовольствия населению и бывшим военнопленным
B-24H из 453-й бомбардировочной группы 8-й Воздушной армии возвращается на базу после бомбардировки нацистских аэродромов, 21 февраля 1944 года. Инверсионные следы, пересекающие небо над ним, оставлены истребителями сопровождения.
A bevy of bombers. Left to right, B-25 Mitchell, B-17 Flying Fortress, B-29 Superfortress and B-24 Liberator.
A significant milestone, B-24J serial number 44-41064 was the 5,000th Consolidated-built B-24, and was thus given the name V Grand. The factory workers who built the aircraft each found a space on the airframe for their signature and the mass-autographed bomber was then photographed over the rugged terrain near San Diego on an early test flight.
The autographs remained when V Grand went into combat with the 780th BS of the 465th BG. The aircraft was forced to divert to Vis twice, each time requiring a new engine. Here a pair of engineers replace the flak-shattered bombardier’s window at the 780th's base at Pantanella, near Foggia.
B-24 V Grand, the 5,000th Consolidated-built example, runs-up after an engine change by the USAAF’s 81st Air Service Sqn in November 1944.
Из 18 тысяч выпущенных B-24 "Либерейторов" до наших дней сохранилось 12. Один из них - в музее в Пиме
B-24L сфотографирован в Калькутте уже после окончания войны. Маркировка руля направления и "акулья пасть" на фюзеляже указывают на принадлежность самолета к 425-й эскадрилье 308-й бомбардировочной группы "The Liberators of China", которая базировалась в Китае с начала 1943 года.
Носовая башня A-15 на B-24H
B-24J б/н 98 «KADY» из 459-й бомбардировочной группы и советские летчики на аэродроме Сомбор
Яркая раскраска была характерна для самолетов "сборных" подразделений, придававшихся эскадрильям 8-й Воздушной армии перед началом операций. Этот, пожалуй, наиболее ярко раскрашенный B-24 принадлежал 458-й бомбардировочной группе и известен под прозвищем "Spotted Ape" ("Пятнистая обезьяна").
Художественное оформление B-24 в частях было разнообразным, а иногда позволяло судить и о морально-психологическом состоянии экипажей. Этот изношенный B-24J (44-40973), прозванный "The Dragon and His Tail" ("Дракон и его хвост"), служил в 64-й бомбардировочной эскадрилье 43-й бомбардировочной группы на Тихом океане.
Lucky Strike, a Consolidated B-24 Liberator at Clark Field in the Philippine Islands, June 1945.
Consolidated B-24 Liberator Night Mission of the 11th Bomb Group, Guam, Marianas Islands, May 4, 1945.
Glamouras’, a Consolidated B-24 Liberator at Palaibad, Philippines, July 1945.
Consolidated B-24 Liberator Dragon Lady of the 11th Bomb Group, Guam, Marianas Islands, May 1945.
Another Liberator, Over Exposed, at Palawan, the Philippines, July 1945.
Самолеты, сбитые стрелками "Либерейтора", отмечены в виде силуэтов.
Носовая часть разведчика F-7A из 22-й бомбардировочной группы на о.Окинава. Видно окно фотокамеры.
Фоторазведчик F-7A "Красота по-американски" из 5-й бомбардировочной группы
Remember the puzzling code "UGLY”, seen here stencilled on a P-47D at Liverpool Docks, published in TAH8? Subscriber Bob Living­stone has provided chapter and verse, and see if you can spot the “Ford - Soxo” code pencilled to the right of the aircraft’s name on Eighth Air Force B-24 Sultry Sue.
Serial 41-23893, Daisy Mae, also participated in the search mission of May 27, but - unlike Four Roses - it managed to return. It is seen here damaged at Midway after a raid on Wake on July 22, 1943.
Дальний самолет-разведчик F-7A «Shoot an scoot» и его экипаж
Экипажи и техники Liberator из 356-й эскадрильи британских ВВС ликуют по случаю окончания войны. B-29 британских ВВС и ВВС Армии США внесли огромный вклад в победу над Японией, выполняя разведывательные полеты и нанося разрушительные удары по объектам противника.
Ground crew swarm around a B-24H of the 703rd BS of the 445th BG, just returned from a D-Day mission, for information on the invasion.
Stewart after mission in 1944. His own B-24 was named Tenovus, the number in his crew.
F-7A из 5-й бомбардировочной группы ВВС армии США, о.Моротаи (Моллуккские о-ва)
Хвостовая башня A-6 на B-24H
B-24J на территории Советского Союза. Полтава, 12 апреля 1945г.
B-24 на аэродроме Балбасово. 1945г.
B-24 на аэродроме в Казани. Слева - инженер 890 АП Ф.В.Дюжев. 1948г.
Группа летчиков 890 полка. Стоит: комэск М.Ф.Откидач. На заднем плане - B-24 N 42-94829. Казань, 3 июля 1948г.
На заднем плане этой фотографии, сделанной на аэродроме Сомбор, виден B-24J из 465-й бомбардировочной группы с авиабазы Пантанела. На переднем плане запечатлен самолет P-38, который останется в Югославии и продолжит летать в югославских ВВС
Consolidated B-24 Liberators in the Pacific theatre of war.
A motley collection of USAAC aircraft at the Cold Weather Test Detachment (CWTD) at Ladd Field. Among the types are a Curtiss P-40 and a pair of North American P-51 Mustangs (foreground), a North American AT-6 and Noorduyn Norseman (centre right), a Republic P-47 undergoing maintenance in a shelter, two Curtiss C-46 Commandos, a Consolidated B-24 and Boeing B-17.
Аэродром Дюбендорф, заставленный интернированными американскими бомбардировщиками
The Saab B 17Cs of The Danish Brigade’s Flyverstyrkerne (Aviation Forces) have their Piaggio P.XI engines run up at Satenas during the morning of May 5, 1945, when the unit was hoping to return to its home country. The crews’ flight equipment sits on the tarmac beside the aircraft, as the crews await the launch order. Just visible in the background is one of the many USAAF Consolidated B-24s interned at the base during the war.
PB4Y-2 169034 on the flight line at San Diego in lane 1944. Note the B-24s under camouflage netting in the background.
Самый массовый стратегический бомбардировщик Второй мировой войны Consolidated B-24 Liberator широко применялся в Европе, на Средиземноморье и на Тихом океане.
UK
A general view of the Liberator graveyard with Liberator B.VI, KL611, coded W in night bombing camouflage, nearest.
Liberator B.VIII, KL668, coded S and bearing lot number 237.
Liberator KH409, with guard serial indicating that it originally carried secret equipment. The code word SNAKE denotes that the aircraft was modified for use in tropical climes.
Another Liberator B.VI at Boundary Bay on the same day, KG922 "AI"
Liberator B.VI KG923 "AM" shortly alter delivery to Boundary Bay in 1944
Liberator B.VI line-up at Boundary Bay, 23rd February 1945. Aircraft are KG923 ",AM", EW217 "Z". EW216 "P" and KG924 "AN" Note codes behind fuselage roundels
Liberator B.VI, KH284, of 356 Squadron
The Liberator of No 21 Squadron at Balikpapan in 1945.
Rear view of KH284 in mid-1945 with code "D" in red. "SNAKE" inscription above code (denoted tropicalised for R.A.F.), and No. 99 Squadron's while disc on black fin marking
Liberator B.VI, KL629, coded X, of 99 Squadron.
39 Sqn personnel about to board a Liberator, KL633 (?) at Brindisi, en route for Shandur in the Canal Zone. Shandur was used as a staging post for the squadron's peacetime move to Khartoum.
Liberator B.VI, KN774, coded Q, with the tail markings of 355 Squadron.
Consolidated Liberator B.VI EW267, "Wandering Witch", was flown by 355 Squadron.
The author flew this Liberator VIII, KH266, into the small grass White Waltham airfield on the occasion of the ATA Pageant, held on September 29, 1945.
KN772, still in reasonable condition.
Close-up of an anonymous Liberator with 63 missions recorded on the nose.
KH284 in a blast shelter at Dhubalia, mid-1945. This aircraft later became "K" of No. 356 Squadron and ended its days in the "graveyard" at Chakeri
"In the Wet". Liberator B. VI KH106 "AP" (later coded "VG") at Abbotsford. December 1944 Note natural metal finish and code on nose of aircraft
Early morning preparations on No. 99 Squadron’s Liberator B.VIs at Dhubalia, January 1945 Centre aircraft is KH315 "H"
Line-up of No. 5 O.T.U. Liberator B.VIs at Abbotsford on 14th April 1945 - KH174 "BH". KH171 "AV" and serial unknown "AO"
A Mitchell warming up in front of the Control Tower at Boundary Bay in January 1945. The Liberator behind is KG978 "XG"
Close-up of another Liberator languishing as lot number 212.
An R.A.F. Liberator of the Strategic Air Force of Eastern Air Command taking off from an Indian airfield.
A Liberator B.VI of No. 215 Squadron taking off from an airfield, possibly Digri, in India. Unit marking comprised two horizontal white bars on black rudder
No. 355 Squadron B.VI, believed to be EW267, over typical Burmese countryside
A Liberator B.VI of No. 355 Squadron returning to its base after a raid in early 1945. Note extended ventral turret and No. 355's identification symbols - black and white vertical stripes on the rudder
Liberator B.VIs KK241 "Y" (foreground) and EW270 "X" of No. 5 O.T.U. KK241, later coded "MY", was destroyed on the night of 5th/6th June 1945 after flying into Mt. Welch
No. 356 Squadron Liberator B.VIs leaving Ramree Island after bombing Japanese military targets. Ramree was captured shortly after this raid by a seaborne assault by XV Corps. Nearest aircraft is KH272 "D (Daedalus)”. Note No. 356‘s while cross on black rudder marking
KN752 "F" of No. 356 Squadron takes off from the Cocos Islands. August 1945
A Consolidated Liberator B Mk VI of No 356 Squadron, operating from the Cocos Islands in 1945. Six RAF squadrons of Liberator bombers operated in the Pacific theatre flying from Burma, India and Ceylon, as well as the Cocos, and their little-known service is described in one chapter of "B-24 Liberator 1939-45", a new appreciation by Martin Bowman, published by Patrick Stephens (136 pp, 11 3/4 in by 8 1/4 in. £14-95).
356-я эскадрилья дислоцировалась в Салбони (Индия) с января 1944 года по июль 1945 года, решая задачи по штурмовке японских позиций, а также выполняя метеоразведку.
Liberator B.VIII KPT36 "P" of No. 159 Squadron in December 1945 on survey duties for the Government of Bengal. Note that 0.5-in. guns have been removed
"Donald III" badge on nose of KH284 in mid-1945, by which time it had flown 26 missions, denoted by bomb symbols under cockpit
A close-up of CLOO-LUS.
Close-up of Liberator B.Vl KH284, with code "D" in grey on nose, when newly delivered to No. 99 Squadron at Dhubalia in December 1944
Australia
Instructional staff and aircrews under training at an R.A.A.F. Liberator Operational Training Unit.
China
Китайский B-24M. 1946г.
Switzerland
B-24H (cep. № 42-64496) в первые дни после нанесения швейцарских опознавательных знаков. Апрель 1944 г.
India
Latest addition to Doug Arnold's collection at Blackbushe is this ex-Indian Air Force Consolidated Liberator, seen emerging from a Heavy-Lift Shorts Belfast on arrival at Stansted on May 6, 1982.
Civil
A flying shot of the Duxford Liberator, taken over Mildenhall.
B-24N
The Consolidated Vultee B-24N Liberator Long-range Bomber (four Pratt & Whitney R-1830-75 engines).
Заводу "Ford" было заказано большое количество B-24N - более 5000 машин, но закончившаяся война сделала заказ неактуальным. Главными преимуществами данной модификации были лучшие летные характеристики и устойчивость.