Consolidated B-24H / B-24J Liberator (Consolidated F-7)
Варианты:
Consolidated - B-24H / B-24J Liberator - 1943 - США
Страна: США
Год: 1943


Дальний бомбардировщик и разведчик с 10 членами экипажа
Описание:
B-24H / B-24J Liberator
F-7
Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)
Фотографии:

Ч/б фото (71)

B-24H / B-24J Liberator

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с носовой стойкой. Экипаж 10 человек. Создан в КБ фирмы "Консолидейтед эйркрафт корпорейшн" под руководством А.Лэддена. Опытный образец XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 г. Серийное производство развернуто в декабре 1940 г. Строился на заводах "Консолидейтед" (Сан-Диего, Форт-Уорт), "Дуглас" (Талса), "Норт Америкэн" (Даллас), "Форт мотор" (Уиллоу-Ран). В общей сложности изготовлено 17 104 экз.
Состоял на вооружении в США с июня 1941 г., в Великобритании - с августа 1941 г. (как бомбардировщик), в Канаде - с 1942 г., в Австралии - с 1944 г., в СССР - с апреля 1945 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
  - "Либерейтор" II с моторами R-1830-C4G, вооружение 14x7,69;
  - LB-30. "Либерейтор" II, переделанный по стандартам ВВС армии США, вооружение 6x12,7;
  - B-24D ("Либерейтор" III) с моторами R-1830-43, вооружение 6(8)х12,7 (полевые переделки до 11x12.7), вариант "Либерейтор" III-10x7,69+2x12,7;
  - B-24E, аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Форд", вооружение 10x12,7;
  - B-24G ("Либерейтор" VIII), аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Норт америкэн", вооружение 11x12,7 (начиная с серии G-1 - новая носовая часть);
  - B-24H ("Либерейтор" VI) с новой носовой частью, вооружение 10x12,7;
  - B-24J с моторами R-1830-65, вооружение 10x12,7;
  - B-24L, облегченный вариант, новое остекление кабины штурмана, новые турели;
  - B-24M, аналог B-24L с новым оборудованием пилотской кабины, другой хвостовой турелью.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 5800 - 5900 кг.
Первое боевое применение - LB-30 на о.Ява в январе 1942 г. С июня 1942 г. использовались в Средиземноморье, в частности, была совершена серия налетов на Плоешти (Румыния) из Египта. С июля 1944 г. B-24 проводили рейды с Алеутов на Курильские острова. B-24 использовались ВВС армии США преимущественно в Африке, Италии, Индии, на Тихом океане. Английская авиация применяла "Либерейтор" как бомбардировщик на Ближнем Востоке, в Индии, Бирме и на Цейлоне. Австралийцы воевали на "либерейторах" на Новой Гвинее, Соломоновых островах, в Индонезии. Канадские самолеты применялись только как патрульно-противолодочные. B-24 советской авиации в войне не участвовали.
Производство прекращено в июне 1945 г.
Самолет снят с вооружения в США в 1954 г., в Великобритании - в 1946 г., в СССР - в 1950 г.

F-7

Дальний разведчик. Четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. Экипаж - 10 чел. Представлял собой переделку в фоторазведчик тяжелого бомбардировщика B-24 "Либерейтор". Бомбардировщик был спроектирован в КБ "Консолидеитед эиркрафт корпорейшн" под руководством А. Лэддена. Опытный образец бомбардировщика, XB-24, поднялся в воздух 29 декабря 1939 г. B-24 с декабря 1940 г. строился серийно на нескольких заводах, с августа 1941 г. эта машина состояла на вооружении ВВС армии США.
Первый опытный образец разведчика, XF-7, был переделан из самолета модификации B-24D в 1942 г. в мастерских авиакомпании "Нортуэст эйрлайнз". От бомбардировщика он отличался отсутствием бомбодержателей, увеличенным запасом горючего (дополнительными баками в бывшем бомбоотсеке) и комплектом фотоаппаратуры. С конца 1942 г. модификационные центры ВВС начали переделку серийных B-24J в разведчики.
F-7 состоял на вооружении только в США, с 1943 г.
Моторы R-1830-65. Вооружение 10x12,7, бомбовая нагрузка отсутствовала.
Серийно выпускались две модификации:
  - F-7A с тремя фотоаппаратами в носовой части фюзеляжа и тремя в бомбоотсеке;
  - F-7B с шестью фотоаппаратами в бомбоотсеке.
Всего изготовили 214 экз. (182 F-7A и 32 F-7B). Кроме того, существовали многочисленные полевые переделки B-24 разных модификаций, обозначавшиеся просто F-7 и отличавшиеся друг от друга по комплектации оборудованием и аппаратурой.
Первые построенные серийные бомбардировщики B-24A намеревались использовать для тайной разведки японских военно-морских баз на Тихом океане еще до начала боевых действий, но удар по Пёрл-Харбору состоялся раньше, чем эти самолеты успели дооборудовать. Позднее на фронте для дальних рейдов во вражеский тыл использовали бомбардировщики разных модификаций, иногда переделанные различным образом. В августе 1942 г. B-24 фотографировали японские плацдармы на Алеутских о-вах. Первый боевой вылет подобной машины на Средиземноморском театре состоялся 13 ноября 1942 г. Осуществлялась разведка перевала Кассерин в Северной Африке. Другой переоборудованный B-24 фотографировал Бенгази. Сделанные им снимки позволили выявить ложные позиции противника.
F-7 широко применялись на Тихоокеанском театре военных действий в 1943 - 1945 гг. Они базировались в юго-западной части Тихого океана, а позднее на Молуккских о-вах и Окинаве. F-7 активно участвовали в боевых операциях на Филиппинах. В частности, в октябре 1944 г. они внесли существенный вклад в действия на о. Лусон. Весной - осенью того же года эти машины применялись в Бирме, летая с аэродромов в Индии и Китае. Они вели разведку японских позиций перед началом наступления войск союзников.
Выпуск F-7 завершили в 1944 г. Они использовались на фронте до самого конца войны. Последние F-7 сняли с вооружения ВВС армии США в 1947 г.


F-7A||
Размах:||31,5 м
Длина:||20,18 м
Моторы, количество х мощность:||4 х 1200 л.с.

Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)

<...>
  Первым серийным вариантом, выпущенным фирмой "Ford", стал B-24E, в основном аналогичный B-24D, за исключением винтов и ряда мелких изменений. Этот вариант строился также заводами "Consolidated" и "Douglas", некоторые машины оснащались двигателями R-1830-65, общий выпуск составил 801 самолет. За ними последовали 430 B-24G, все они, кроме первых 25, имели носовую стрелковую установку в удлиненной передней части фюзеляжа. Вариант собирали на новой производственной линии фирмы "North American". Такие же самолеты, производившиеся "Consolidated", "Douglas" и "Ford", обозначались B-24H (построено 3100).
  Основным серийным вариантом являлся B-24J - с пяти производственных линий сошло 6678 таких самолетов. От B-24H он отличался незначительными изменениями. Поставленные по ленд-лизу британским ВВС B-24H и B-24J обозначались Liberator GR.MkVI, если предназначались для противолодочной службы и морской разведки, или Liberator B.Mk VI, если использовались на Ближнем и Дальнем Востоке как тяжелые бомбардировщики. Самолеты ВМС США назывались PB4Y-1. Очередным серийным вариантом стал B-24L, похожий на B-24D, но его хвостовую турель заменили на два управляемых вручную пулемета калибра 12,7 мм. "Consolidated" построила 417 таких машин, а "Ford" - 1250. Последняя модификация B-24M отличалась от B-24J лишь типом хвостовой стрелковой установки. Фирма "Convair", как часто называли "Consolidated" с 1943 года после ее слияния с "Vultee", выпустила 916 самолетов последнего варианта в Сан-Диего, а "Ford" произвела еще 1677. Нетипичные версии включали один XB-24F для оценки экспериментальной тепловой противообледенительной системы, прототип XB-24K с одним килем, который предполагался к массовому выпуску как B-24N, но по завершении производства 31 мая 1945 года с конвейера сошли только прототип XB-24N и семь YB-24N для эксплуатационных испытаний, и один экспериментальный бомбардировщик сопровождения XB-41 с 14 пулеметами калибра 12,7 мм, позже его переоборудовали в самолет для обучения бортинженеров под обозначением AT-22 (позднее TB-24). Большинство Liberator после окончания войны были признаны в США излишними и к 1953 году их списали.
  Заводы выпустили в целом 18482 Liberator всех вариантов. Помимо поставленных ВВС Британии, ВВС и ВМС США, они летали в составе ВВС Австралии, Канады и ЮАР. Особую ценность эти самолеты представляли для Тихоокеанского ТВД, где большая дальность полета и универсальность делали их настоящими "мастерами на все руки".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Consolidated B-24H/J Liberator PB4Y-1

  Тип: дальний бомбардировщик и разведчик с 10 членами экипажа
  Силовая установка: четыре звездообразных поршневых двигателя Pratt & Whitney R-1830-65Twin Wasp мощностью по 1200 л. с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 467 км/ч на 7620 м; крейсерская скорость 346 км/ч на оптимальной высоте; подъем до 6095 м за 25 мин; практический потолок 8535 м; дальность полета 3380 км
  Масса: пустого самолета 16 556 кг; максимальная взлетная 32 296 кг
  Размеры: размах крыла 33,53 м; длина 20,47 м; высота 5,49 м; площадь крыла 97,36 м2
  Вооружение: по два пулемета Browning калибра 12,7 мм в носовой, надфюзеляжной, подфюзеляжной и хвостовой стрелковых установках и по одному пулемету Browning того же калибра в бортовых окнах фюзеляжа плюс до 5806 кг бомб на внутренней и внешней подвесках
B-24H "Либерейтор"
B-24G/H. Модификация B-24D, выпускавшаяся в Северной Америке и отличавшаяся несколько удлиненным фюзеляжем. Машина получила носовую пулеметную турель, которая перешла на почти идентичный B-24H, оказавшийся наиболее распространенным.
B-24G
The Consolidated Vultee B-24J Liberator Long-range Bomber (four Pratt & Whitney R-1830-43 engines).
B-24J с носовой башней A-15, верхней A-3d и полностью закрытыми бортовыми пулеметными установками
B-24J стал самой массовой в семействе Liberator и единственной модификацией, строившейся на всех пяти заводах, привлеченных к программе. Всего было построено 6678 машин. Здесь показан самолет, построенный на заводе "Consolidated" в Сан-Диего в 1944 году.
The Consolidated Vultee B-24J Liberator Long-range Bomber (four Pratt & Whitney R-1830-65 engines).
B-24J с антиобледенителями на передних кромках крыла, стабилизатора и хвостовых шайб
B-24J/L. B-24J - наиболее массовая модификация, объединившая все изменения, появившиеся на самолетах B-24G и B-24H, и отличавшаяся, в основном, улучшенным турбонаддувом двигателей и хвостовой турельной установкой, управляемой вручную или через гидравлический привод.
B-24L
B-24M на базе в Италии
Китайский B-24M. 1946г.
B-24 из 22-й и 494-й бомбардировочных групп на аэродроме острова Ангаур, Каролинские острова, декабрь 1944 года.
Личный состав одного из подразделений 7-й ВА наблюдает за взлетом B-24 на аэродроме, устроенном в группе Марианских островов.
В 1943 году на B-24, действовавшие на Тихом океане, установили носовые пулеметные турели. На снимке: B-24D "Betsy" из 321-й эскадрильи, февраль 1944 года. На киле изображен череп с костями - эмблема 90-й бомбардировочной группы, прозванной "Jolly Rogers" в честь своего командира полковника Артура Роджерса.
B-24 из 492-й бомбардировочной группы над Германией 16 июля 1944г.
Некоторые B-24 сохраняются в летном состоянии до сих пор
B-24 Liberator
B-24M из 865-й эскадрильи 494-й бомбардировочной группы на подходе к объекту удара в районе Себу, Филиппины, 25 марта 1944 года. От окраски самолетов в оливковый цвет на Тихом океане отказались - в воздухе окрашенные подобным образом машины были заметны издалека.
B-24M Liberator ВВС США над пылающим побережьем Иводзимы (на заднем плане гора Сурибаси). B-24 и B-25 сыграли важную роль в подавлении сопротивления противника, атакуя цели бомбами и ракетами.
B-24 из 465-й группы пересекает Альпы в налете на южную Германию
1 июля 1945г.: B-24 из 90-й бомбардировочной группы 5-й ВА сфотографированы над Баликпапаном, остров Борнео, в ходе обеспечения высадки австралийской 7-й дивизии на юго-восточное побережье острова.
После того, как B-24 был принят на вооружение в Канаде и Австралии, он стал воевать на всех ТВД Второй мировой войны. На Тихом океане B-24 действовали с большинства аэродромов и весьма успешно, хотя были уязвимы от атак японских истребителей на встречных курсах. Если не считать этого, B-24 был лучшим бом бардировщиком на Тихоокеанском ТВД вплоть до появления B-29, поскольку у него была больше загрузка и радиус действия, чем у знаменитого B-17 Flying Fortress.
По мере роста масштабов воздушной войны против Германии, на ТВД появлялись все более совершенные бомбардировщики. Головной самолет изображенной здесь группы B-24H из 446-й бомбардировочной группы оснащен радиолокатором H2S, эти РЛС проходили испытания в конце 1943 - начале 1944 годов на самолетах 814-й эскадрильи 482-й бомбардировочной группы.
Провоевав четыре года. Liberator успел заслужить противоречивые отзывы. Одни называли его спасителем, другие - машиной, порождающей вдов, и предметом постоянной тревоги пилота. Одни говорили о нем как об универсальном и не имеющем себе равных, другие - как о неуклюжем самолете с недостаточной мощностью двигателей. Хотя все эти мнения имеют свое основание, B-24 оставил неизгладимый след в истории Второй мировой войны.
B-24 с открытыми бомболюками
Бомбометание ведется построенным на заводе "Ford" самолетом B-24J "Urgin' Virgin" из 853-й эскадрильи 491-й бомбардировочной группы. Объект удара - танкостроительный завод "Vomag" в немецком Плауэне (5 апреля 1945 года).
Финал войны - полное господство авиации союзников в воздухе и развалины городов Германии
Последнее задание войны в Европе - сброс продовольствия населению и бывшим военнопленным
B-24H из 453-й бомбардировочной группы 8-й Воздушной армии возвращается на базу после бомбардировки нацистских аэродромов, 21 февраля 1944 года. Инверсионные следы, пересекающие небо над ним, оставлены истребителями сопровождения.
A bevy of bombers. Left to right, B-25 Mitchell, B-17 Flying Fortress, B-29 Superfortress and B-24 Liberator.
Another Liberator B.VI at Boundary Bay on the same day, KG922 "AI"
Liberator B.VI KG923 "AM" shortly alter delivery to Boundary Bay in 1944
Liberator B.VI line-up at Boundary Bay, 23rd February 1945. Aircraft are KG923 ",AM", EW217 "Z". EW216 "P" and KG924 "AN" Note codes behind fuselage roundels
The Liberator of No 21 Squadron at Balikpapan in 1945.
Rear view of KH284 in mid-1945 with code "D" in red. "SNAKE" inscription above code (denoted tropicalised for R.A.F.), and No. 99 Squadron's while disc on black fin marking
KH284 in a blast shelter at Dhubalia, mid-1945. This aircraft later became "K" of No. 356 Squadron and ended its days in the "graveyard" at Chakeri
A Mitchell warming up in front of the Control Tower at Boundary Bay in January 1945. The Liberator behind is KG978 "XG"
"In the Wet". Liberator B. VI KH106 "AP" (later coded "VG") at Abbotsford. December 1944 Note natural metal finish and code on nose of aircraft
Line-up of No. 5 O.T.U. Liberator B.VIs at Abbotsford on 14th April 1945 - KH174 "BH". KH171 "AV" and serial unknown "AO"
Early morning preparations on No. 99 Squadron’s Liberator B.VIs at Dhubalia, January 1945 Centre aircraft is KH315 "H"
A Liberator B.VI of No. 215 Squadron taking off from an airfield, possibly Digri, in India. Unit marking comprised two horizontal white bars on black rudder
No. 355 Squadron B.VI, believed to be EW267, over typical Burmese countryside
A Liberator B.VI of No. 355 Squadron returning to its base after a raid in early 1945. Note extended ventral turret and No. 355's identification symbols - black and white vertical stripes on the rudder
Liberator B.VIs KK241 "Y" (foreground) and EW270 "X" of No. 5 O.T.U. KK241, later coded "MY", was destroyed on the night of 5th/6th June 1945 after flying into Mt. Welch
No. 356 Squadron Liberator B.VIs leaving Ramree Island after bombing Japanese military targets. Ramree was captured shortly after this raid by a seaborne assault by XV Corps. Nearest aircraft is KH272 "D (Daedalus)”. Note No. 356‘s while cross on black rudder marking
KN752 "F" of No. 356 Squadron takes off from the Cocos Islands. August 1945
356-я эскадрилья дислоцировалась в Салбони (Индия) с января 1944 года по июль 1945 года, решая задачи по штурмовке японских позиций, а также выполняя метеоразведку.
Liberator B.VIII KPT36 "P" of No. 159 Squadron in December 1945 on survey duties for the Government of Bengal. Note that 0.5-in. guns have been removed
Из 18 тысяч выпущенных B-24 "Либерейторов" до наших дней сохранилось 12. Один из них - в музее в Пиме
B-24L сфотографирован в Калькутте уже после окончания войны. Маркировка руля направления и "акулья пасть" на фюзеляже указывают на принадлежность самолета к 425-й эскадрилье 308-й бомбардировочной группы "The Liberators of China", которая базировалась в Китае с начала 1943 года.
Носовая башня A-15 на B-24H
Яркая раскраска была характерна для самолетов "сборных" подразделений, придававшихся эскадрильям 8-й Воздушной армии перед началом операций. Этот, пожалуй, наиболее ярко раскрашенный B-24 принадлежал 458-й бомбардировочной группе и известен под прозвищем "Spotted Ape" ("Пятнистая обезьяна").
Художественное оформление B-24 в частях было разнообразным, а иногда позволяло судить и о морально-психологическом состоянии экипажей. Этот изношенный B-24J (44-40973), прозванный "The Dragon and His Tail" ("Дракон и его хвост"), служил в 64-й бомбардировочной эскадрилье 43-й бомбардировочной группы на Тихом океане.
Самолеты, сбитые стрелками "Либерейтора", отмечены в виде силуэтов.
Top right: "Donald III" badge on nose of KH284 in mid-1945, by which time it had flown 26 missions, denoted by bomb symbols under cockpit
Носовая часть разведчика F-7A из 22-й бомбардировочной группы на о.Окинава. Видно окно фотокамеры.
Фоторазведчик F-7A "Красота по-американски" из 5-й бомбардировочной группы
F-7A из 5-й бомбардировочной группы ВВС армии США, о.Моротаи (Моллуккские о-ва)
Экипажи и техники Liberator из 356-й эскадрильи британских ВВС ликуют по случаю окончания войны. B-29 британских ВВС и ВВС Армии США внесли огромный вклад в победу над Японией, выполняя разведывательные полеты и нанося разрушительные удары по объектам противника.
Хвостовая башня A-6 на B-24H
Close-up of Liberator B.Vl KH284, with code "D" in grey on nose, when newly delivered to No. 99 Squadron at Dhubalia in December 1944
B-24J на территории Советского Союза. Полтава, 12 апреля 1945г.
B-24 на аэродроме Балбасово. 1945г.
B-24 на аэродроме в Казани. Слева - инженер 890 АП Ф.В.Дюжев. 1948г.
Группа летчиков 890 полка. Стоит: комэск М.Ф.Откидач. На заднем плане - B-24 N 42-94829. Казань, 3 июля 1948г.
An R.A.F. Liberator of the Strategic Air Force of Eastern Air Command taking off from an Indian airfield.
Instructional staff and aircrews under training at an R.A.A.F. Liberator Operational Training Unit.
Самый массовый стратегический бомбардировщик Второй мировой войны Consolidated B-24 Liberator широко применялся в Европе, на Средиземноморье и на Тихом океане.
The Consolidated Vultee B-24N Liberator Long-range Bomber (four Pratt & Whitney R-1830-75 engines).
Заводу "Ford" было заказано большое количество B-24N - более 5000 машин, но закончившаяся война сделала заказ неактуальным. Главными преимуществами данной модификации были лучшие летные характеристики и устойчивость.