Consolidated B-24H / B-24J Liberator
Consolidated F-7
Варианты:
Consolidated - B-24H / B-24J Liberator - 1943 - США
Страна: США
Год: 1943


Дальний бомбардировщик и разведчик с 10 членами экипажа
Описание:
B-24H / B-24J Liberator
F-7
Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)
Фотографии:

Кабина (12)

B-24H / B-24J Liberator

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с носовой стойкой. Экипаж 10 человек. Создан в КБ фирмы "Консолидейтед эйркрафт корпорейшн" под руководством А.Лэддена. Опытный образец XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 г. Серийное производство развернуто в декабре 1940 г. Строился на заводах "Консолидейтед" (Сан-Диего, Форт-Уорт), "Дуглас" (Талса), "Норт Америкэн" (Даллас), "Форт мотор" (Уиллоу-Ран). В общей сложности изготовлено 17 104 экз.
Состоял на вооружении в США с июня 1941 г., в Великобритании - с августа 1941 г. (как бомбардировщик), в Канаде - с 1942 г., в Австралии - с 1944 г., в СССР - с апреля 1945 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
   - "Либерейтор" II с моторами R-1830-C4G, вооружение 14x7,69;
   - LB-30. "Либерейтор" II, переделанный по стандартам ВВС армии США, вооружение 6x12,7;
   - B-24D ("Либерейтор" III) с моторами R-1830-43, вооружение 6(8)х12,7 (полевые переделки до 11x12.7), вариант "Либерейтор" III-10x7,69+2x12,7;
   - B-24E, аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Форд", вооружение 10x12,7;
   - B-24G ("Либерейтор" VIII), аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Норт америкэн", вооружение 11x12,7 (начиная с серии G-1 - новая носовая часть);
   - B-24H ("Либерейтор" VI) с новой носовой частью, вооружение 10x12,7;
   - B-24J с моторами R-1830-65, вооружение 10x12,7;
   - B-24L, облегченный вариант, новое остекление кабины штурмана, новые турели;
   - B-24M, аналог B-24L с новым оборудованием пилотской кабины, другой хвостовой турелью.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 5800 - 5900 кг.
Первое боевое применение - LB-30 на о.Ява в январе 1942 г. С июня 1942 г. использовались в Средиземноморье, в частности, была совершена серия налетов на Плоешти (Румыния) из Египта. С июля 1944 г. B-24 проводили рейды с Алеутов на Курильские острова. B-24 использовались ВВС армии США преимущественно в Африке, Италии, Индии, на Тихом океане. Английская авиация применяла "Либерейтор" как бомбардировщик на Ближнем Востоке, в Индии, Бирме и на Цейлоне. Австралийцы воевали на "либерейторах" на Новой Гвинее, Соломоновых островах, в Индонезии. Канадские самолеты применялись только как патрульно-противолодочные. B-24 советской авиации в войне не участвовали.
Производство прекращено в июне 1945 г.
Самолет снят с вооружения в США в 1954 г., в Великобритании - в 1946 г., в СССР - в 1950 г.

F-7

Дальний разведчик. Четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. Экипаж - 10 чел. Представлял собой переделку в фоторазведчик тяжелого бомбардировщика B-24 "Либерейтор". Бомбардировщик был спроектирован в КБ "Консолидеитед эиркрафт корпорейшн" под руководством А. Лэддена. Опытный образец бомбардировщика, XB-24, поднялся в воздух 29 декабря 1939 г. B-24 с декабря 1940 г. строился серийно на нескольких заводах, с августа 1941 г. эта машина состояла на вооружении ВВС армии США.
Первый опытный образец разведчика, XF-7, был переделан из самолета модификации B-24D в 1942 г. в мастерских авиакомпании "Нортуэст эйрлайнз". От бомбардировщика он отличался отсутствием бомбодержателей, увеличенным запасом горючего (дополнительными баками в бывшем бомбоотсеке) и комплектом фотоаппаратуры. С конца 1942 г. модификационные центры ВВС начали переделку серийных B-24J в разведчики.
F-7 состоял на вооружении только в США, с 1943 г.
Моторы R-1830-65. Вооружение 10x12,7, бомбовая нагрузка отсутствовала.
Серийно выпускались две модификации:
   - F-7A с тремя фотоаппаратами в носовой части фюзеляжа и тремя в бомбоотсеке;
   - F-7B с шестью фотоаппаратами в бомбоотсеке.
Всего изготовили 214 экз. (182 F-7A и 32 F-7B). Кроме того, существовали многочисленные полевые переделки B-24 разных модификаций, обозначавшиеся просто F-7 и отличавшиеся друг от друга по комплектации оборудованием и аппаратурой.
Первые построенные серийные бомбардировщики B-24A намеревались использовать для тайной разведки японских военно-морских баз на Тихом океане еще до начала боевых действий, но удар по Пёрл-Харбору состоялся раньше, чем эти самолеты успели дооборудовать. Позднее на фронте для дальних рейдов во вражеский тыл использовали бомбардировщики разных модификаций, иногда переделанные различным образом. В августе 1942 г. B-24 фотографировали японские плацдармы на Алеутских о-вах. Первый боевой вылет подобной машины на Средиземноморском театре состоялся 13 ноября 1942 г. Осуществлялась разведка перевала Кассерин в Северной Африке. Другой переоборудованный B-24 фотографировал Бенгази. Сделанные им снимки позволили выявить ложные позиции противника.
F-7 широко применялись на Тихоокеанском театре военных действий в 1943 - 1945 гг. Они базировались в юго-западной части Тихого океана, а позднее на Молуккских о-вах и Окинаве. F-7 активно участвовали в боевых операциях на Филиппинах. В частности, в октябре 1944 г. они внесли существенный вклад в действия на о. Лусон. Весной - осенью того же года эти машины применялись в Бирме, летая с аэродромов в Индии и Китае. Они вели разведку японских позиций перед началом наступления войск союзников.
Выпуск F-7 завершили в 1944 г. Они использовались на фронте до самого конца войны. Последние F-7 сняли с вооружения ВВС армии США в 1947 г.


F-7A||
Размах:||31,5 м
Длина:||20,18 м
Моторы, количество х мощность:||4 х 1200 л.с.

Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)

<...>
   Первым серийным вариантом, выпущенным фирмой "Ford", стал B-24E, в основном аналогичный B-24D, за исключением винтов и ряда мелких изменений. Этот вариант строился также заводами "Consolidated" и "Douglas", некоторые машины оснащались двигателями R-1830-65, общий выпуск составил 801 самолет. За ними последовали 430 B-24G, все они, кроме первых 25, имели носовую стрелковую установку в удлиненной передней части фюзеляжа. Вариант собирали на новой производственной линии фирмы "North American". Такие же самолеты, производившиеся "Consolidated", "Douglas" и "Ford", обозначались B-24H (построено 3100).
   Основным серийным вариантом являлся B-24J - с пяти производственных линий сошло 6678 таких самолетов. От B-24H он отличался незначительными изменениями. Поставленные по ленд-лизу британским ВВС B-24H и B-24J обозначались Liberator GR.MkVI, если предназначались для противолодочной службы и морской разведки, или Liberator B.Mk VI, если использовались на Ближнем и Дальнем Востоке как тяжелые бомбардировщики. Самолеты ВМС США назывались PB4Y-1. Очередным серийным вариантом стал B-24L, похожий на B-24D, но его хвостовую турель заменили на два управляемых вручную пулемета калибра 12,7 мм. "Consolidated" построила 417 таких машин, а "Ford" - 1250. Последняя модификация B-24M отличалась от B-24J лишь типом хвостовой стрелковой установки. Фирма "Convair", как часто называли "Consolidated" с 1943 года после ее слияния с "Vultee", выпустила 916 самолетов последнего варианта в Сан-Диего, а "Ford" произвела еще 1677. Нетипичные версии включали один XB-24F для оценки экспериментальной тепловой противообледенительной системы, прототип XB-24K с одним килем, который предполагался к массовому выпуску как B-24N, но по завершении производства 31 мая 1945 года с конвейера сошли только прототип XB-24N и семь YB-24N для эксплуатационных испытаний, и один экспериментальный бомбардировщик сопровождения XB-41 с 14 пулеметами калибра 12,7 мм, позже его переоборудовали в самолет для обучения бортинженеров под обозначением AT-22 (позднее TB-24). Большинство Liberator после окончания войны были признаны в США излишними и к 1953 году их списали.
   Заводы выпустили в целом 18482 Liberator всех вариантов. Помимо поставленных ВВС Британии, ВВС и ВМС США, они летали в составе ВВС Австралии, Канады и ЮАР. Особую ценность эти самолеты представляли для Тихоокеанского ТВД, где большая дальность полета и универсальность делали их настоящими "мастерами на все руки".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Consolidated B-24H/J Liberator PB4Y-1

   Тип: дальний бомбардировщик и разведчик с 10 членами экипажа
   Силовая установка: четыре звездообразных поршневых двигателя Pratt & Whitney R-1830-65Twin Wasp мощностью по 1200 л. с. (895 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 467 км/ч на 7620 м; крейсерская скорость 346 км/ч на оптимальной высоте; подъем до 6095 м за 25 мин; практический потолок 8535 м; дальность полета 3380 км
   Масса: пустого самолета 16 556 кг; максимальная взлетная 32 296 кг
   Размеры: размах крыла 33,53 м; длина 20,47 м; высота 5,49 м; площадь крыла 97,36 м2
   Вооружение: по два пулемета Browning калибра 12,7 мм в носовой, надфюзеляжной, подфюзеляжной и хвостовой стрелковых установках и по одному пулемету Browning того же калибра в бортовых окнах фюзеляжа плюс до 5806 кг бомб на внутренней и внешней подвесках
The author (left) at the controls of the Liberator during the Grand Rapids - Buffalo flight, with David Tallichet in the righthand seat.
This B-24 Liberator cockpit image from TAH31 shows Delectable Doris’s owner David Tallichet in the left-hand seat and Brian Turpin on the right; we got them the wrong way round in our original caption.
The "office" of the Liberator, with basic flying instruments ranged to the left for the pilot and the engine controls to the right for the copilot, including the two paired manifold pressure gauges inside a red-taped box, below which are the r.p.m. gauges in a white box, to the right of which are the oil pressure gauges in a yellow box.
The spacious cockpit, with the three sets of four engine control levers within easy reach of both pilot and co-pilot.
Looking forward, with the cockpit visible in the background, the upper turret at top and the wireless operator’s station at right.
The wireless operator’s position was fairly cramped.
The B-24’s engineer's position.
The waist gunner's position, showing the 0-50in machine-guns and oxygen bottles.
The belly turret took between 10 and 15 m.p.h. off the B-24’s speed and was the least desirable of crew positions.
The bomb bay, with 500lb bombs. Note the walkway between the racks.
Looking aft into the B-24's tail turret.
Турель M-6 "Стингер"
Воздушный фотограф самолета F-7A за работой