Airbus A320
Варианты:
Airbus - A320 - 1987 - International
Страна: International
Год: 1987


Среднемагистральный пассажирский самолет
Airbus Industrie A320
Фотографии:

Обломки (2)

Airbus Industrie A320

В июне 1981 года консорциум "Airbus Industrie" приступил к разработке нового ближне- и среднемагистрального авиалайнера на 150 пассажиров. Началу проектирования предшествовали почти 10-летние дискуссии, в которые были вовлечены почти все европейские авиапромышленные фирмы. В 1977 года фирма "Aerospatiale" объединила свои усилия с фирмами "British Aerospace", MBB и "VFW-Fokker", образовав группу JET - "Joint European Transport", с целью проектирования ближне- и среднемагистрального авиалайнера с новыми стандартами шумности, топливной эффективности и эксплуатационных расходов. Группа JET после подписания соглашения о партнерстве между "Airbus" и "British Aerospace" 1 января 1979 года стала именоваться "Airbus Industrie".
  Самолет проектировался как авиалайнер с салонами разного класса на 150 мест согласно требованиям к пассажирскому самолету конца XX века. На момент начала проектирования на мировом рынке сохранялся интерес к самолетам большей пассажировместимости, поэтому работы велись сразу по двум моделям - A320-100 и A320-200 вместимостью 154 и 172 пассажира. Первой выразила заинтересованность в покупке самолетов сразу двух моделей авиакомпания "Air France". В марте 1984 года руководство консорциума "Airbus Industrie" приняло решение отказаться от проектирования двух моделей в пользу разработки самолета вместимостью 162 пассажира, но вновь в двух вариантах, которые теперь отличались емкостью топливных баков, поэтому обозначения A320-100 и A320-200 оказались вновь востребованными.
  Самолет A320 во многом продолжает линию развития самолетов A300 и A310, но с конструктивной и с аэродинамической точек зрения он представляет собой совершенно новое изделие. В конструкции более широко использованы перспективные материалы, включая композиты (в несущих конструкциях композиты использованы впервые на коммерческом транспортном самолете), бортовые системы и оборудование спроектированы с учетом новейших достижений науки и техники. Едва ли не главным отличием A320 от предшественников стала цифровая электродистанционная система управления полетом Thomson-CSF/ SFENA с боковыми ручками-джойстиками, установленными в кабине вместо традиционных штурвалов. Экипаж состоит только из двух летчиков. A320 стал первым в мире коммерческим транспортным самолетом с электродистанционной системой управления и боковыми ручками управления. Риски при разработке и производстве самолета A320, как и ранее, разделили все партнеры программы создания Airbus.
  Первый A320 выполнил первый полет 22 февраля 1987 года, европейский сертификат летной годности A320-100 получил в феврале 1988 года, что позволило в марте того же года начать отгрузку самолетов заказчикам. A320-200 был сертифицирован в Европе в ноябре 1988 года. Обе модели изначально оснащались двигателями CFM56-5A1 тягой по 104,53 кН. За ними последовали самолеты с двигателями IAE V2500-A1 тягой по 111,21 кН, получившие сертификат летной годности в апреле 1989 года. В США самолеты с двигателями CFM и IAE прошли сертификацию соответственно в декабре 1988 и в июле 1989 годов.
  Всего был собран лишь 21 самолет A320-100, в то время как A320-200 стал стандартным вариантом A320. От A320-100 самолет A320-200 отличается наличием дельтовидных законцовок на крыле, наличием в центроплане дополнительного бака емкостью 8016 л и увеличенной максимальной взлетной массой.

  Дальнейшие работы по совершенствованию самолета A320 привели к появлению в 2006 году модели A320 Enhanced с улучшенной аэродинамикой и усовершенствованной силовой установкой; на самолете улучшен интерьер салонов. В 2006 году испытывались два типа законцовок крыла, но от их использования отказались, чтобы не увеличивать массу конструкции. В сентябре 2008 года было объявлено о начале работ по новой программе, предусматривающей разработку перспективных законцовок крыла. Параллельно ведутся работы по снижению массы всего планера самолета. С конца 2007 года на все вновь построенные самолеты A320 ставятся двигатели CFM56-5B Tech Insertion, которые в сравнении с прежними двигателями имеют на 0,5% большую эффективность. Ведутся работы по продлению ресурса самолетов. Ожидается, что примерно в 2012 году будут завершены прочностные испытания A320, которые позволят продлить ресурс с 90 000 до 180000 ч. В 2009 году планируется начать эксплуатацию самолетов A320 с планером уменьшенной массы, новыми законцовками крыла и новыми двигателями.
  Создана фирма "Airbus Freighter Conversion" для производства грузовых самолетов A320F. Сначала работы по A320F велись в Дрездене, потом их перенесли в Москву на совместное предприятие, в которое вошли "EADS EFW", "Airbus", "Иркут" и OAK. Поставки первых самолетов A320F намечены на 2012 год, в 2008 году заказ на три самолета поступил от компании "AerCap".
  К ноябрю 2008 года количество заказанных A320 достигло 3592 самолета, последние заказы были получены на самолеты с усовершенствованными двигателями.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Airbus Industrie A320-200 (вариант с наибольшей массой)

  Тип: среднемагистральный пассажирский самолет
  Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя CFM56-5B4 тягой по 117,88 кН или два IAE V2525-A5 тягой по 111,21 кН
  Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 11 885 м 903 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 11 885 м 834 км/ч; длина разбега 2680 м; дальность полета со 150 пассажирами и навигационным запасом топлива 2680 км
  Массы: пустого снаряженного 41 782 кг - 42 069 кг; максимальная взлетная 73 500 кг -77000 кг
  Размеры: размах крыла 33,91 м; длина 37,57 м; высота 11,80 м; площадь крыла 122,40 м2
  Полезная нагрузка: 150-179 пассажиров и багаж
После столкновения с птицами этому A320 пришлось совершить вынужденную посадку на Гудзон. 15 января 2009 г.
Приводнение A320 в Нью-Йорке. 15 января 2009г.: авиалайнер A320-214 (N106US) компании "US Airways", следовавший в аэропорт Шарлотта, штат Северная Каролина, из-за попадания птиц в оба двигателя потерпел аварию сразу поле взлета из аэропорта Ла-Гвардия в Нью-Йорке. Экипаж во главе с командиром корабля Челси Салленбергером сумел посадить самолет на поверхность реки Гудзон, недалеко от места стоянки корабля-музея авианосца "Интрепид". Все 155 пассажиров и экипаж спаслись, небольшие травмы получили пять человек.