Airbus A320
Варианты:
Airbus - A320 - 1987 - International
Страна: International
Год: 1987


Среднемагистральный пассажирский самолет
Airbus Industrie A320
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (33)

Airbus Industrie A320

В июне 1981 года консорциум "Airbus Industrie" приступил к разработке нового ближне- и среднемагистрального авиалайнера на 150 пассажиров. Началу проектирования предшествовали почти 10-летние дискуссии, в которые были вовлечены почти все европейские авиапромышленные фирмы. В 1977 года фирма "Aerospatiale" объединила свои усилия с фирмами "British Aerospace", MBB и "VFW-Fokker", образовав группу JET - "Joint European Transport", с целью проектирования ближне- и среднемагистрального авиалайнера с новыми стандартами шумности, топливной эффективности и эксплуатационных расходов. Группа JET после подписания соглашения о партнерстве между "Airbus" и "British Aerospace" 1 января 1979 года стала именоваться "Airbus Industrie".
   Самолет проектировался как авиалайнер с салонами разного класса на 150 мест согласно требованиям к пассажирскому самолету конца XX века. На момент начала проектирования на мировом рынке сохранялся интерес к самолетам большей пассажировместимости, поэтому работы велись сразу по двум моделям - A320-100 и A320-200 вместимостью 154 и 172 пассажира. Первой выразила заинтересованность в покупке самолетов сразу двух моделей авиакомпания "Air France". В марте 1984 года руководство консорциума "Airbus Industrie" приняло решение отказаться от проектирования двух моделей в пользу разработки самолета вместимостью 162 пассажира, но вновь в двух вариантах, которые теперь отличались емкостью топливных баков, поэтому обозначения A320-100 и A320-200 оказались вновь востребованными.
   Самолет A320 во многом продолжает линию развития самолетов A300 и A310, но с конструктивной и с аэродинамической точек зрения он представляет собой совершенно новое изделие. В конструкции более широко использованы перспективные материалы, включая композиты (в несущих конструкциях композиты использованы впервые на коммерческом транспортном самолете), бортовые системы и оборудование спроектированы с учетом новейших достижений науки и техники. Едва ли не главным отличием A320 от предшественников стала цифровая электродистанционная система управления полетом Thomson-CSF/ SFENA с боковыми ручками-джойстиками, установленными в кабине вместо традиционных штурвалов. Экипаж состоит только из двух летчиков. A320 стал первым в мире коммерческим транспортным самолетом с электродистанционной системой управления и боковыми ручками управления. Риски при разработке и производстве самолета A320, как и ранее, разделили все партнеры программы создания Airbus.
   Первый A320 выполнил первый полет 22 февраля 1987 года, европейский сертификат летной годности A320-100 получил в феврале 1988 года, что позволило в марте того же года начать отгрузку самолетов заказчикам. A320-200 был сертифицирован в Европе в ноябре 1988 года. Обе модели изначально оснащались двигателями CFM56-5A1 тягой по 104,53 кН. За ними последовали самолеты с двигателями IAE V2500-A1 тягой по 111,21 кН, получившие сертификат летной годности в апреле 1989 года. В США самолеты с двигателями CFM и IAE прошли сертификацию соответственно в декабре 1988 и в июле 1989 годов.
   Всего был собран лишь 21 самолет A320-100, в то время как A320-200 стал стандартным вариантом A320. От A320-100 самолет A320-200 отличается наличием дельтовидных законцовок на крыле, наличием в центроплане дополнительного бака емкостью 8016 л и увеличенной максимальной взлетной массой.

   Дальнейшие работы по совершенствованию самолета A320 привели к появлению в 2006 году модели A320 Enhanced с улучшенной аэродинамикой и усовершенствованной силовой установкой; на самолете улучшен интерьер салонов. В 2006 году испытывались два типа законцовок крыла, но от их использования отказались, чтобы не увеличивать массу конструкции. В сентябре 2008 года было объявлено о начале работ по новой программе, предусматривающей разработку перспективных законцовок крыла. Параллельно ведутся работы по снижению массы всего планера самолета. С конца 2007 года на все вновь построенные самолеты A320 ставятся двигатели CFM56-5B Tech Insertion, которые в сравнении с прежними двигателями имеют на 0,5% большую эффективность. Ведутся работы по продлению ресурса самолетов. Ожидается, что примерно в 2012 году будут завершены прочностные испытания A320, которые позволят продлить ресурс с 90 000 до 180000 ч. В 2009 году планируется начать эксплуатацию самолетов A320 с планером уменьшенной массы, новыми законцовками крыла и новыми двигателями.
   Создана фирма "Airbus Freighter Conversion" для производства грузовых самолетов A320F. Сначала работы по A320F велись в Дрездене, потом их перенесли в Москву на совместное предприятие, в которое вошли "EADS EFW", "Airbus", "Иркут" и OAK. Поставки первых самолетов A320F намечены на 2012 год, в 2008 году заказ на три самолета поступил от компании "AerCap".
   К ноябрю 2008 года количество заказанных A320 достигло 3592 самолета, последние заказы были получены на самолеты с усовершенствованными двигателями.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Airbus Industrie A320-200 (вариант с наибольшей массой)

   Тип: среднемагистральный пассажирский самолет
   Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя CFM56-5B4 тягой по 117,88 кН или два IAE V2525-A5 тягой по 111,21 кН
   Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 11 885 м 903 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 11 885 м 834 км/ч; длина разбега 2680 м; дальность полета со 150 пассажирами и навигационным запасом топлива 2680 км
   Массы: пустого снаряженного 41 782 кг - 42 069 кг; максимальная взлетная 73 500 кг -77000 кг
   Размеры: размах крыла 33,91 м; длина 37,57 м; высота 11,80 м; площадь крыла 122,40 м2
   Полезная нагрузка: 150-179 пассажиров и багаж
A fully representative A320 model, with the final leading- and trailing-edge devices, in the Weybridge 13 ft by 9 ft (3,96 by 2,74 m) wind tunnel.
The ultimate Weybridge-designed wing for the A320 (known as W6-4) is seen here on test in the ARA high speed tunnel at Bedford in 1983. Meeting increased performance targets set by Airbus Industrie, this wing was the outcome of an extensive wing research programme started by BAC in 1970 and continued by BAe.
In addition to the aircraft cost, large operators will have invested in engine test-cells and flight-crew and cabin-crew simulators, test-sets for systems and so on. They might even have built new hangars. These Airbus A320 and Boeing 747-400 simulators are located at Johannesburg for South African Airways crew training.
Conversions of A320s and A321s will be carried out by an ST Aerospace, EFW and Airbus partnership.
The first A320/A321 P2F iteration had the cargo door on the rear fuselage.
"Airbus" разработал концевые крылышки sharklet для снижения расхода топлива на A320. Sharklet отличаются от привычных винглетов формой и профилем, и существенно снижают эксплуатационные расходы.
PriestmanGoode has played a pivotal role in the rebranding of Athens-based Aegean Airlines. This included designing a new logo, livery, digital products, cabin interiors, amenity kits and meal services.
Impression of the Aerospatiale A200 airliner project.
The Airbus A320 programme, launched during the Paris Air Show, embraces both the A320-200 and the shorter fuselage A320-100.
British Caledonian will be among the first three airlines to operate the A320, and has specified CFM56 engines.
Airbus Industrie A320
Airbus Industrie A320-200
Typical Airbus interiors for the A320 family (1999)
Structural breakdown of the Airbus A318/A319/A320/A321 series (1998)
Architecture of the Airbus A320 electrical flight control system. The fly-by-wire slats and flaps are independently controlled and not part of the primary system. Inputs to ELACs and SECs come from the air data inertial reference system, the sidesticks and the flight guidance computer (1993)
Europlane twin-turbofan medium-range QTOL transport (provisional)
One of the Europlane projects of mid-1973, based on two RB.211 engines and a wide body. This tri-national study eventually concentrated on a larger aircraft than today's A320, for that portion of the market now covered by the A310.
One of the several studies by the Anglo-German CAST in 1974. Wide and narrow body types were examined, with two or three engines, and 150-195 seats.
Another of the companies that tried to "go it alone" in the mid-'seventies was Aerospatiale, with its family of AS-200 projects including a 150-seat twin.
Drawings of the Aerospatiale A200 airliner project. The A200A (top drawing) seats 132 passengers and the stretched A200B (lower) up to 174
Another of the companies that tried to "go it alone" in the mid-'seventies was Aerospatiale, with its family of AS-200 projects. This formed the basis for the tri-national JET studies (such as the JET-2 shown), from which the A320 has evolved directly.
The Airbus A320 programme, launched during the Paris Air Show, embraces both the A320-200 (three-view) and the shorter fuselage A320-100 (shown in the additional side view).
Airbus Industrie has now adopted a single fuselage size for the A320 project, replacing the earlier proposal to offer short and long fuselage versions.
Airbus A320 twin-turbofan single-aisle 150/179-seat airliner (1993)
The A320-200, which is distinguished externally by the wingtip fences. The CFM56 engine installation is shown.
The Airbus Industrie line of development includes the A300 and A310, already launched, with the A320 likely to go ahead soon. Less certainty surrounds the TA9, TA11 and TA12 projects, which ring the changes on body length, wing size and number of engines.