Westland Lysander
Варианты:
Westland - Lysander - 1936 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1936


Самолет непосредственной поддержки сухопутных войск
Описание:
Lysander
Westland Lysander
Фотографии:

Ч/б фото (77)

Lysander

Многоцелевой самолет взаимодействия с сухопутными войсками, одномоторный моноплан с верхним расположением крыла и неубирающимся шасси (колеса в обтекателях). Спроектирован в КБ фирмы "Уэстленд эйркрафт" под руководством А. Дэвенпорта и В. Петтера. Опытный образец "Лизандра" впервые взлетел 15 июля 1936 г. Серийный выпуск самолета был освоен с апреля 1938 г. Строился на заводах "Уэстленд" в Еовиле и "Нэйшнл стил кар корпорейшн" в Мелтоне (Канада). Всего выпущено 1674 экз. (с буксировщиками мишеней ТТ IIA).
Экипаж самолета - 2 чел. (у типов II(SD) и IIIA(SD) -1 чел.+2 чел. пассажиров). Вооружение 3-4x7,69, бомбы до 320 кг.
"Лизандр" состоял на вооружении в Великобритании с мая 1938 г., в Ирландии - с июля 1939 г., в Египте и Канаде-с сентября 1939 г., в Турции - с февраля 1940 г., в Финляндии - с марта 1940 г., в Индии - с августа 1941 г., в Португалии - с сентября 1943 г.
Выпускались три основные серийные боевые модификации:
  - "Лизандр" I с мотором "Меркьюри" XII, вооружение 3x7,69;
  - "Лизандр" II с мотором "Персеус" XII, вариант IIA с вооружением 4x7,69, в Канаде строились машины этого типа с отоплением кабины;
  - "Лизандр" III с мотором "Меркьюри" ХХ/30, имел варианты: IIIA с вооружением 4x7,69, III(SD) - специальный самолет связи без вооружения с лестницей на борту, IIIA(SD) - вариант предыдущего со стандартным вооружением, III(SCW) - вариант с увеличенной дальностью полета (с подвесным баком под фюзеляжем).
Перед началом Второй мировой войны "лизандры" базировались в метрополии, Египте и Палестине. При переброске британского экспедиционного корпуса во Францию вместе с ним туда прибыли четыре эскадрильи этих машин. В мае 1940 г. они как штурмовики и разведчики действовали в Бельгии, Голландии, Северной Франции. Позднее эти самолеты прикрывали эвакуацию из Дюнкерка. С июня 1940 г. "лизандры" вели разведку в Греции.
С апреля того же года они поддерживали наступление англичан и южноафриканцев на эфиопско-кенийской границе. Их там применяли и как штурмовики, в частности, при взятии Керена в феврале 1941 г. В декабре 1941 г. - январе 1942 г. английские "лизандры" действовали в Бирме. Там же до конца 1942 г. летали и индийские машины.
С июля 1940 г. "лизандры" начали использоваться спасательными подразделениями в метрополии. В этом качестве они служили до середины 1942 г. С сентября 1941 г. применялись для специальных операций - высадки агентов и выброски грузов в тылу у немцев. Эскадрильи и звенья специального назначения летали на них до августа 1944 г. в Европе, до апреля 1945 г. на Балканах, до октября 1945 г. на Дальнем Востоке. Финские "лизандры" с июля 1941 г. воевали в районе Ладожского озера как разведчики и легкие бомбардировщики. С середины войны они перешли на ночные полеты. Выведены в тыл в августе 1944 г.
"Лизандр" сняли с производства в январе 1942 г. Последние машины этого типа летали в ВВС Великобритании, Ирландии и Финляндии до 1946 г., в Египте - до 1947 г.


"Лизандр" I||
Размах:||15,25 м
Длина:||9,15 м
Моторы, количество х мощность:||1x890 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2683 кг
Максимальная скорость:||352 км/ч
Практический потолок:||7900 м
Дальность:||965 км

Westland Lysander

Самым успешным изделием компании «Westland» стал самолет непосредственной поддержки сухопутных войск Lysander. Машина была широко известна под названием «Lizzie» и легко узнаваема благодаря высокорасположенному крылу и еще одному крылу, очень короткому, прикрепленному к главным стойкам шасси и предназначенному для подвески вооружения или груза. Первый из двух прототипов был облетан 15 июня 1936 года, а последующие успешные испытания привели к заключению контракта на 144 самолета. Самолет поступил на вооружение 16-й эскадрильи британских ВВС в июне 1938 года, став первым самолетом непосредственной поддержки сухопутных войск. Всего были построены 1652 машины; производство было прекращено в 1942 году.
  На начало Второй мировой войны Lysander стояли на вооружении семи эскадрилий, дислоцированных в метрополии. Причем самолет стал первым из британских самолетов, перебазированных во Францию в начале Второй мировой войны, и последним, принявшим участие в боях во Франции до эвакуации из Дюнкерка.
  После снятия с вооружения боевых эскадрилий самолеты применялись для обеспечения диверсионных и разведывательных операций, доставляя в Европу диверсантов и различные грузы, а также решали поисково-спасательные задачи и применялись в качестве буксировщиков мишеней. В Бирме Lysander использовались до конца 1943 года, а также состояли на вооружении 27 дислоцированных в метрополии эскадрилий (включая одну эскадрилью калибровки РЛС, четыре эскадрильи специального назначения и шесть поисково-спасательных), четырех эскадрилий на Ближнем Востоке и двух - в Индии.


Варианты

  Lysander Mk I: первоначальный серийный вариант со звездообразным двигателем Bristol Mercury XII мощностью 890 л. с.; построено 169
  Lysander Mk II: аналог Lysander Mk I с двигателем Bristol Perseus XII мощностью 905 л.с.; закупались Францией (1 самолет), Ирландией (6) и Турцией (36); около 20 самолетов британских ВВС позже были переданы ВВС Свободной Франции; один был передан компании «National Steel Car Corporation» (затем «Victory Aircraft») из Молтона, провинция Онтарио, как образец для лицензионного производства 75 самолетов с двигателями Perseus XII
  Lysander Mk III: аналог Lysander Mk I со звездообразным двигателем Bristol Mercury XX; компания «Westland» построила 367 самолетов, a 150 были построены по лицензии в Канаде
  Lysander Mk IIIA: аналог Mk III, но с двигателем Mercury 30 и дополнительным пулеметом в задней кабине; 347 самолетов, в том числе для ВВС Свободной Франции (1 самолет), Португалии (8) и ВВС Армии США (2)
  Lysander Mk III (SCW): самолеты Mk III и Mk IIIA, переделанные для проведения секретных операций - доставки агентов и диверсантов на вражескую территорию; имел дополнительный запас топлива и трап в хвостовой части кабины с левой стороны; в «секретном» варианте имел обозначения Mk III (SD) и Mk IIA (SD)
  Lysander TT.Mk I: самолет Mk I после переоборудования в буксировщик мишеней
  Lysander TT.Mk II: самолет Mk II после переоборудования в буксировщик мишеней
  Lysander TT.Mk III: самолеты Mk I/II/III, переоборудованные в буксировщики мишеней
  Lysander TT.Mk IIIA: 100 новых серийных буксировщиков мишеней, оснащенных двигателями Mercury 30


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Westland Lysander Mk III

  Тип: самолет непосредственной поддержки сухопутных войск
  Силовая установка: один звездообразный ПД Bristol Mercury XX мощностью 870 л. с. (649 кВт)
  Силовая установка: максимальная скорость на высоте 1525 м - 341 км/ч; практический потолок 6555 м; дальность 966 км
  Масса: пустого 1980 кг; максимальная взлетная 2866 кг
  Размеры: размах крыла 15,24 м; длина 9,30 м; высота 4,42 м; площадь крыла 14,15 м2
  Вооружение: четыре 7,7-мм пулемета Browning (по одному в каждом обтекателе шасси и два на управляемой установке в задней кабине), плюс до 227 кг бомб
The Westland "Lysander" Two-seat Army Co-operation Monoplane (Bristol "Mercury" engine).
The Lysander climbing
"... AND SUCH GREAT NAMES." The Westland Army Co-operation monoplane, now named the Lysander.
The latest Westland is the Lysander army co-operation monoplane.
Completely slotted and flapped, the Westland Lysander army co-operation monoplane (Mercury XII or Perseus VIII engine), is in large-scale production for R.A.F. units.
CO-OPERATIVE: Ths new Westland army co-operation machine, being slotted and flapped, takes off and lands with conspicuous ease. At the moment the engine is one of the new poppet-valve Mercuries, but a sleeve-valve Perseus will eventually be substituted.
Обтекатели, полностью закрывающие колеса шасси, и металлический трехлопастный винт (взамен двухлопастного деревянного) разместили на первом прототипе Lysander после его первого полета в июне 1936 года.
A general impression of the new "A.C." Westland.
An interesting comparison of open and closed cooling gills on the Westland Lysander with Bristol Mercury VIII engine is seen in these two photographs, taken immediately prior to take-off and just after take-off.
A good idea of the leading-edge slots and trailing-edge flaps can be formed from this photograph of the Westland Army Co-operation monoplane. Although the fact is not readily apparent from external views, the wing has only one spar.
Самолет P.8 - первый опытный экземпляр "Лайсендера" - летал в серебристой окраске.
The motive power is a Bristol Mercury, giving 840 h.p. (max.) at 13,000 feet (note the landing lights in the spats, Bristol controllable cowling, and D.H. v.p. airscrew.)
A.C. - 1936. Here is our very latest army co-operation machine - a Westland - with Handley Page slots and flaps. The engine in the prototype is a Bristol Mercury for which controllable cooling is specified. The cabin is heated and the enclosures are easily opened. Performance figures may not be given, but the span and length are, respectively, 50ft. and 30ft. The A39/34 as the machine is known temporarily, will be at Hendon on Saturday.
"Лайсендер" Mk.I из первой заводской серии, осень 1938г.
In contrast to the Gloster F.5/34, the Westland Lysander was a Mercury-powered type which enjoyed great success, the “Lizzie” earning its spurs as an invaluable Army Co-operation and Special Duties aircraft during the Second World War. Three production variants were built, the Mks I and III being powered by Mercury engines (XII and XX/XXX respectively), with the Mk II being fitted with a Bristol Perseus sleeve-valve engine.
The Westland "Lysander" Two-seat Army Co-operation Monoplane (Bristol "Mercury" engine).
"Лизандр" III в полете
The Lysander III was externally similar to the Mk I, with a number of small improvements; this example is in the markings of No 2 Squadron.
Many Lysanders were eventually converted to serve as target-tugs.for which purpose the target sleeve was carried in a ventral pod. The last 100 production aircraft were also built to TT Mk IIIA standard, one of these being illustrated.
В полете "Лайсендер" с оборудованием для постановки дымзавес.
The Strathallan Collection’s Westland Lysander in Free Polish Air Force markings. June 15, 1986 was the 50th anniversary of the prototype Lysander’s first flight.
Экипаж "Лайсендера" из 208-го дивизиона на тренировке по подхвату с земли контейнера с донесением.
Starting in July 1940, Lysanders were adapted to serve in the air-sea rescue role, eventually equipping four full squadrons for this duly. The ASR Lysanders carried survival packs on the stub wings and flares or smoke bombs under the rear fuselage. The example shown carries No 277 Squadron markings.
Пара "Лайсендеров" в патрульном полете над Суэцким каналом, июнь 1940г.
Звено "Лайсендеров" над египетскими пирамидами, 1939г.
225-я эскадрилья была сформирована в 1939 году и получила на вооружение Lysander Mk II. В 1942 году их заменили на самолеты Hurricane. На фотографии хорошо видны пилоны, установленные на стойках шасси и предназначенные для подвески небольших бомб.
A trio of No 11 Operational Training Unit Westland Lysanders
Звено Westland Lysander из 208-й эскадрильи над Суэцким каналом. Эти устаревшие машины могли действовать над фронтом только под сильным прикрытием истребителей, которых всегда не хватало. Поэтому в качестве разведчиков англичане в основном использовали Hurricane.
A Lysander II serving with No 6 Squadron in the Middle East, where it was lost at the end of 1941.
For clandestine operations behind enemy lines - principally from the UK but also in the Middle and Far East - the Lysander III (SD) had a long-range tank, an access ladder to the rear cockpit and a matt black finish.
В боях за Францию эскадрильи Lysander несли серьезные потери не только от Люфтваффе, но и от непогоды. На фотографии - Lysander Mk II из 13-й эскадрильи завяз в грязи где-то под Монс-ан-Шосси.
Starting in July 1940, Lysanders were adapted to serve in the air-sea rescue role, eventually equipping four full squadrons for this duly. The ASR Lysanders carried survival packs on the stub wings and flares or smoke bombs under the rear fuselage. The example shown carries No 277 Squadron markings.
Подготовка к полету "Лайсендера" Mk.II из 4-го индийского дивизиона.
Самолет из 16-й эскадрильи в дополнение к двум 7,7-мм пулеметам в обтекателях над колесами шасси вооружен еще и двумя 20-мм пушками Oerlikon для обстрела немецких десантных барж в случае попытки высадки на Британские острова. Серийно такой вариант вооружения не применялся.
"Лайсендер" с экспериментальной подвеской пушек "Эрликон".
Зарядка курсового пулемета, размещенного под обтекателем стойки.
Вид на "Лизандр" сзади достаточно необычен
Doug Arnold's Westland Lysander III V9281 (G-BCWL) which ended up upside down, and seems to have disappeared from view
Serving with No 20 Squadron in India, DG445 was one of only six Canadian-built Lysander IIs to enter service with the RAF.
Линейка "Лайесендеров" Mk.II канадского производства на авиабазе "Патрисиа Бэй", штат Британская Колумбия, январь 1942г.
Для поддержки операций партизан в Югославии союзники собрали в Италии крупную авиационную группировку. На снимке Spitfire и Hurricane, собранные для ремонта в 110-м подразделении технического обслуживания в итальянском Бриндизи. Американские самолеты представлены истребителями P-38 и P-47 из 15 ВВС (справа в центре). На заднем плане видны Halifax и Lysander из 148-й (специальной) эскадрильи RAF.
A Canadian-built Lysander Mk II in 1942; note the absence of a spinner and additional air intake (presumably for cabin heating) on the port side of the cowling.
A British-built Lysander III serving with the RCAF in Canada, where it was converted to a target-tug.
Lysander II serial 460 was the Canadian target-towing prototype.
Канадский "Лайсендер" TT Mk.IIIA - буксировщик воздушных мишеней.
Canada built a total of 225 Lysanders for the R.C.A.F. The first and fourth production aircraft (416 and 419) are here shown in service.
Five of the six Lysander IIs that were supplied to the Irish Army Air Corps in July 1939; two were later converted to target-tugs and served until 1946
Philip Mann’s Lysander G-BCWL, seen at Wycombe Air Park.
Lysander 3, G-BCWL, with taped-on registration at Booker 23/6/77;
Westland Lysander R9125.
The sole Lysander II built under contract for the Armee de l’Air in 1939; it crashed before delivery.
Lysander II P9134 was among two dozen or so transferred to the Free French Air Force in North Africa in 1941.
"Лизандр" I финских ВВС, 1942 г.
Lysanders supplied to Finland included four Mk Is and nine Mk IIIs. They were modified after delivery to operate from snow and frozen lake surfaces, with a ski installation of local design. Some, as shown here, acquired an overall white finish.
The sole Canadian Lysander with skis - a noticeably different design from the Finnish ski version.
From RAF stocks, Portugal received eight Lysander IIIAs in September 1943.
"Лайсендер" Mk.I египетских ВВС, осень 1938г. Обратите внимание на противопыльный фильтр "Вок" под капотом.
Египетские ВВС получили 18 самолетов Lysander Mk I в конце 1938 года. На фотографии - последний из поставленных самолетов. Перед войной машины также заказали Франция, Канада, Турция и Ирландия.
One of the 18 Lysander Is supplied to the Royal Egyptian Air Force.
Another of the Egyptian Mk Is, Y511, camouflaged and apparently attached to No 349 Squadron (GE code letters) serving in the Middle East early in 1943.
Lysanders of the REAF's No 1 (Army Co-operation) Sqn after transfer from RAF contracts
A Turkish Lysander II in 1940.
На вооружении турецких ВВС в 40-е годы прошлого века состояли как английские "Лайсендеры", так и американские "Либерейторы".
One of the four Lysanders that were modified in Canada as crop sprayers, for operation post-war by Westland Spraying Service
Variations on a Lysander theme I. Westlands, at the close of 1940, were still producing Lysanders at a good rate, this despite the fact that the Germans now occupied most of the places a Lysander could be used. In the circumstances, the only surprise, if anything, was that there were not more experimental Lysanders than ultimately emerged. One interesting modification was made to Lysander II, P 9105, which was fitted with the high-lift Blackburn-Steiger wing with its full-span flaps. This constant chord wing reduced the wingspan from the standard 50 feet to 38 feet. This new wing carried a forward sweep of nine degrees to ensure the machine's handling remained satisfactory.
Lysander II P9105 was the subject of an interesting experiment in 1940/41 when it was fitted by Blackburn Aircraft with this parallel-chord swept-forward wing designed by H J Stieger.
One of modifications investigated by Westland was the use of underwing dive brakes, which were tested in flight.
One of modifications investigated by Westland was the addition of a four-gun dorsal turret, which did not proceed beyond this mock-up installation
The guiding power is Mr. H. J. Penrose, Westland's chief test pilot.