Westland Lysander
Варианты:
Westland - Lysander - 1936 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1936


Самолет непосредственной поддержки сухопутных войск
Описание:
Lysander
Westland Lysander
Фотографии:

Кабина (1)

Lysander

Многоцелевой самолет взаимодействия с сухопутными войсками, одномоторный моноплан с верхним расположением крыла и неубирающимся шасси (колеса в обтекателях). Спроектирован в КБ фирмы "Уэстленд эйркрафт" под руководством А. Дэвенпорта и В. Петтера. Опытный образец "Лизандра" впервые взлетел 15 июля 1936 г. Серийный выпуск самолета был освоен с апреля 1938 г. Строился на заводах "Уэстленд" в Еовиле и "Нэйшнл стил кар корпорейшн" в Мелтоне (Канада). Всего выпущено 1674 экз. (с буксировщиками мишеней ТТ IIA).
Экипаж самолета - 2 чел. (у типов II(SD) и IIIA(SD) -1 чел.+2 чел. пассажиров). Вооружение 3-4x7,69, бомбы до 320 кг.
"Лизандр" состоял на вооружении в Великобритании с мая 1938 г., в Ирландии - с июля 1939 г., в Египте и Канаде-с сентября 1939 г., в Турции - с февраля 1940 г., в Финляндии - с марта 1940 г., в Индии - с августа 1941 г., в Португалии - с сентября 1943 г.
Выпускались три основные серийные боевые модификации:
  - "Лизандр" I с мотором "Меркьюри" XII, вооружение 3x7,69;
  - "Лизандр" II с мотором "Персеус" XII, вариант IIA с вооружением 4x7,69, в Канаде строились машины этого типа с отоплением кабины;
  - "Лизандр" III с мотором "Меркьюри" ХХ/30, имел варианты: IIIA с вооружением 4x7,69, III(SD) - специальный самолет связи без вооружения с лестницей на борту, IIIA(SD) - вариант предыдущего со стандартным вооружением, III(SCW) - вариант с увеличенной дальностью полета (с подвесным баком под фюзеляжем).
Перед началом Второй мировой войны "лизандры" базировались в метрополии, Египте и Палестине. При переброске британского экспедиционного корпуса во Францию вместе с ним туда прибыли четыре эскадрильи этих машин. В мае 1940 г. они как штурмовики и разведчики действовали в Бельгии, Голландии, Северной Франции. Позднее эти самолеты прикрывали эвакуацию из Дюнкерка. С июня 1940 г. "лизандры" вели разведку в Греции.
С апреля того же года они поддерживали наступление англичан и южноафриканцев на эфиопско-кенийской границе. Их там применяли и как штурмовики, в частности, при взятии Керена в феврале 1941 г. В декабре 1941 г. - январе 1942 г. английские "лизандры" действовали в Бирме. Там же до конца 1942 г. летали и индийские машины.
С июля 1940 г. "лизандры" начали использоваться спасательными подразделениями в метрополии. В этом качестве они служили до середины 1942 г. С сентября 1941 г. применялись для специальных операций - высадки агентов и выброски грузов в тылу у немцев. Эскадрильи и звенья специального назначения летали на них до августа 1944 г. в Европе, до апреля 1945 г. на Балканах, до октября 1945 г. на Дальнем Востоке. Финские "лизандры" с июля 1941 г. воевали в районе Ладожского озера как разведчики и легкие бомбардировщики. С середины войны они перешли на ночные полеты. Выведены в тыл в августе 1944 г.
"Лизандр" сняли с производства в январе 1942 г. Последние машины этого типа летали в ВВС Великобритании, Ирландии и Финляндии до 1946 г., в Египте - до 1947 г.


"Лизандр" I||
Размах:||15,25 м
Длина:||9,15 м
Моторы, количество х мощность:||1x890 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2683 кг
Максимальная скорость:||352 км/ч
Практический потолок:||7900 м
Дальность:||965 км

Westland Lysander

Самым успешным изделием компании «Westland» стал самолет непосредственной поддержки сухопутных войск Lysander. Машина была широко известна под названием «Lizzie» и легко узнаваема благодаря высокорасположенному крылу и еще одному крылу, очень короткому, прикрепленному к главным стойкам шасси и предназначенному для подвески вооружения или груза. Первый из двух прототипов был облетан 15 июня 1936 года, а последующие успешные испытания привели к заключению контракта на 144 самолета. Самолет поступил на вооружение 16-й эскадрильи британских ВВС в июне 1938 года, став первым самолетом непосредственной поддержки сухопутных войск. Всего были построены 1652 машины; производство было прекращено в 1942 году.
  На начало Второй мировой войны Lysander стояли на вооружении семи эскадрилий, дислоцированных в метрополии. Причем самолет стал первым из британских самолетов, перебазированных во Францию в начале Второй мировой войны, и последним, принявшим участие в боях во Франции до эвакуации из Дюнкерка.
  После снятия с вооружения боевых эскадрилий самолеты применялись для обеспечения диверсионных и разведывательных операций, доставляя в Европу диверсантов и различные грузы, а также решали поисково-спасательные задачи и применялись в качестве буксировщиков мишеней. В Бирме Lysander использовались до конца 1943 года, а также состояли на вооружении 27 дислоцированных в метрополии эскадрилий (включая одну эскадрилью калибровки РЛС, четыре эскадрильи специального назначения и шесть поисково-спасательных), четырех эскадрилий на Ближнем Востоке и двух - в Индии.


Варианты

  Lysander Mk I: первоначальный серийный вариант со звездообразным двигателем Bristol Mercury XII мощностью 890 л. с.; построено 169
  Lysander Mk II: аналог Lysander Mk I с двигателем Bristol Perseus XII мощностью 905 л.с.; закупались Францией (1 самолет), Ирландией (6) и Турцией (36); около 20 самолетов британских ВВС позже были переданы ВВС Свободной Франции; один был передан компании «National Steel Car Corporation» (затем «Victory Aircraft») из Молтона, провинция Онтарио, как образец для лицензионного производства 75 самолетов с двигателями Perseus XII
  Lysander Mk III: аналог Lysander Mk I со звездообразным двигателем Bristol Mercury XX; компания «Westland» построила 367 самолетов, a 150 были построены по лицензии в Канаде
  Lysander Mk IIIA: аналог Mk III, но с двигателем Mercury 30 и дополнительным пулеметом в задней кабине; 347 самолетов, в том числе для ВВС Свободной Франции (1 самолет), Португалии (8) и ВВС Армии США (2)
  Lysander Mk III (SCW): самолеты Mk III и Mk IIIA, переделанные для проведения секретных операций - доставки агентов и диверсантов на вражескую территорию; имел дополнительный запас топлива и трап в хвостовой части кабины с левой стороны; в «секретном» варианте имел обозначения Mk III (SD) и Mk IIA (SD)
  Lysander TT.Mk I: самолет Mk I после переоборудования в буксировщик мишеней
  Lysander TT.Mk II: самолет Mk II после переоборудования в буксировщик мишеней
  Lysander TT.Mk III: самолеты Mk I/II/III, переоборудованные в буксировщики мишеней
  Lysander TT.Mk IIIA: 100 новых серийных буксировщиков мишеней, оснащенных двигателями Mercury 30


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Westland Lysander Mk III

  Тип: самолет непосредственной поддержки сухопутных войск
  Силовая установка: один звездообразный ПД Bristol Mercury XX мощностью 870 л. с. (649 кВт)
  Силовая установка: максимальная скорость на высоте 1525 м - 341 км/ч; практический потолок 6555 м; дальность 966 км
  Масса: пустого 1980 кг; максимальная взлетная 2866 кг
  Размеры: размах крыла 15,24 м; длина 9,30 м; высота 4,42 м; площадь крыла 14,15 м2
  Вооружение: четыре 7,7-мм пулемета Browning (по одному в каждом обтекателе шасси и два на управляемой установке в задней кабине), плюс до 227 кг бомб
The Lysander cockpit, with the basic blind flying panel providing the only flying instruments. The bomb release buttons are covered by a safety guard marked DANGER and the stick includes a firing button for the machine guns that were seldom fitted.