
Варианты
- МиГ - МиГ-23 - 1967 - Россия
- МиГ - МиГ-23ПД - 1967 - Россия
- МиГ - МиГ-23УБ - 1969 - Россия
- МиГ - МиГ-23МЛ / МиГ-23П / МиГ-23МЛД - 1976 - Россия
МиГ-23
<...>
Разработка двухместного учебного варианта официально началась в мае 1968 года. Прототип МиГ-23УБ ("Flogger-C") совершил первый полет в мае 1969 года. Не оснащавшийся РЛС "Сапфир", МиГ-23УБ, тем не менее, использовался как для подготовки пилотов, так и для тренировок с оружием - контейнер с системой наведения и подсветки для ракет Р-23 был установлен в коническом обтекателе в корневой части правого крыла. Все операторы МиГ-23 использовали и МиГ-23УБ, эта машина, выпуск которой завершился в Иркутске в 1978 году, также служила во многих подразделениях советских ВВС, вооруженных МиГ-29 и Су-27.
<...>
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 1995-01 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Истребительная авиация /Авиация в локальных конфликтах/ (2)
МиГ-23УМ из 120-го ИАП, аэродром Баграм, ноябрь 1988г. Под фюзеляжем - ФАБ-500шн. Эмблема располагалась на правом воздухозаборнике
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / В.Марковский - Истребители МиГ-23 в Афганистане (3)
Истребитель МиГ-23УБ из состава 120-го ИАП
-
Мир Авиации 2003-02 / Б.Рычило - Страницы истории 35-го иап /История авиачасти/ (3)
МиГ-23УБ борт 96. Август 1980г.
-
Мир Авиации 2006-02 / В.Мартынюк - ВВС Казахстана на переломе эпох /Союзники/
МиГ-23УБ, 98 белый. 604-я авиационная база, Талдыкорган, сентябрь 2002г.
-
АвиаМастер 2004-02 / М.Жирохов, Г.Минский - Берега Шатт-Эль-Араб: авиация в ирано-иракской войне /Из истории воздушных войн/ (2)
Иракский МиГ-23УБ из состава 84-й ИАЭ, авиабаза "Салман Пак", 1988г.
-
Авиация и Время 2000-02 / В.Ильин - МиГ-23: долгий путь к совершенству /Монография/
МиГ-23УБ ВВС Ливии. Львовский авиаремонтный завод, май 1999г.
-
Мировая Авиация 243
МиГ-23УБ польских ВВС.
-
История Авиации 36 / В.Антипин - МиГ-23: что было в сухом остатке?
Сложный характер будущего МиГ-23 для его создателей был очевиден сразу, а потому ОКБ-155 очень быстро подготовило учебно-боевой вариант «спарки» (23-51), которые с самого начала строились на заводе-изготовителе, в Иркутске. Но первую из них вместе с заводским летчиком-испытателем Э.Н.Чельцовым испытывал шеф-пилот ОКБ-155 - А.В.Федотов.
-
Мир Авиации 2003-02 / Б.Рычило - Страницы истории 35-го иап /История авиачасти/ (3)
Вывод самолетов 35-го иап в Россию. Цербст, 10 июня 1992г.
-
Авиация и Космонавтика 2011-02
МиГ-23УБ из состава 19-го Гв АПИБ. Западная группа войск, авиабаза Лерц, 80-е годы
-
Мир Авиации 1998-02 / С.Цветков - 472 ИАП на защите неба Москвы /История части/
В центре внимания обычно боевые машины, а спарки остаются "за кадром". Мы решили изменить традиции.
-
Мировая Авиация 191
Двухместные учебные МиГ-23 в небольших количествах использовались практически всеми владельцами одноместных машин. Самолет на снимке принадлежал ВВС ГДР.
-
Мировая Авиация 242
МиГ-23УБ с опознавательными знаками ВВС Народной Республики Болгария, самолет окрашен в трехцветный коричнево-зеленый камуфляж, близкий камуфляжной окраске МиГ-23 ВВС СССР. Цифры трехзначного бортового номера нарисованы краской белого цвета.
-
Air International 1992-12 / Flying colours
The ex-Warsaw Pact air force of Bulgaria has adopted a new roundel formed by the national colours of red white and blue. It is seen here applied to a MiG-23UB and two L 29 Delfin trainers at Dobro Slavci air base near Sofia. The close proximity of the fuselage and fin marking would appear to render one or the other redundant and it will be interesting to see if this is changed in the future.
Другие самолёты на фотографии: Aero L-29 Delfin - Чехословакия - 1959
-
Мировая Авиация 105
Из всех стран-участниц организации Варшавского Договора самое большое количество МиГ-23БН "Flogger-H" получила из СССР Болгария - 36 машин. С декабря 1976 года эти самолеты несли службу в 25-м ИБАП/ИАБ, базировавшемся в Чешнегирово (Садово). В болгарских ВВС самолеты получили прозвище "Лиса". Модификация 32-23А, поставлявшаяся странам Варшавского Договора, мало отличалась от базового самолета 32-23 для ВВС СССР и сохранила возможность нести ядерное оружие. Болгарские МиГ-23БН были сняты с вооружения в 2000 году. Самолет с опознавательными знаками нового образца, представленный на снимке, стоит в одном ряду с учебно-боевыми МиГ-23УБ и перехватчиками МиГ-23МЛД.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23Б / МиГ-23БН - Россия - 1971МиГ МиГ-23МЛ / МиГ-23П / МиГ-23МЛД - Россия - 1976
-
Aeroplane Monthly 1976-09 / B.Sweetman - Mikoyan's multifaceted middleweight
A two-seater MiG-23U in service with the Libyan Air Force
-
Air International 2007-02 / A.Warnes - Libyan Extravaganza /Airshow report/
Three MiG-23s from 1023 Sqn performed a couple of flypasts before breaking off and landing back at their base. These days it is rare to see the Flogger flying, and this was a welcome respite from watching the Italian and French aircraft being marketed to the LAAF.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23МЛ / МиГ-23П / МиГ-23МЛД - Россия - 1976
-
Авиация и Космонавтика 2012-01 / М.Никольский - Война в Ливии (1)
ВВС Ливии накануне войны
-
Air International 2007-02 / A.Warnes - Libyan Extravaganza /Airshow report/
All the LAAF aircraft looked immaculate, including this based MiG-23UB Flogger, seen taxying back to its apron after flying in the air display.
-
Авиация и Космонавтика 2017-10 / Ю.Белых - ВВС Ливийской Джамахирии: взгляд изнутри
В полете МиГ-23 и МиГ-23УБ
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23МЛ / МиГ-23П / МиГ-23МЛД - Россия - 1976
-
Авиация и Космонавтика 2022-09 / А.Богданов - Часовые ангольского неба (1)
МиГ-23УБ возвращается с боевого задания. На МиГ-23 в Анголе в основном летали кубинские летчики.
Landing with its cruciform brake ’chute streaming, MiG-23UB 'Flogger C’ I-27 is one of a number of two-seat trainer versions of the type in service with the FAPA. These were normally flown by Cuban pilots until their withdrawal in 1989 and operate from a number of airfields including Xangongo in southern Angola.
In one of the more unusual Cold War anomalies, it is thought that up to three MiG-23 units of the FAPA/ DAA (Forca Aerea National de Angola since the mid-2000s) were staffed entirely by Cuban personnel during 1985-89. Two-seat MiG-23UB trainers, including 121 seen here, were shared between the Cubans and Angolans. -
Air International 1993-02 / ??? - FAPA - A force alone
Line-up of FAPA ‘Floggers’, currently the main front-line combat aircraft in Angola, at Luanda with a MiG-23U on the left and three MiG-23MF 'Flogger G’s to the right. The aircraft coding system appears to indicate C for ‘combat’ (on the single-seaters) and I for ‘instruction’ on the trainers.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23МЛ / МиГ-23П / МиГ-23МЛД - Россия - 1976
-
Air International 1987-01 / ??? - Mikoyan Flogger /На вооружении советской авиации/ (16)
MiG-23BN Flogger-H interdictors of No 10 "Winged Dagger" Squadron of the Indian Air Force, with, in the foreground, the nose of one of the unit's MiG-23UM Flogger-C two-seat conversion trainers.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23Б / МиГ-23БН - Россия - 1971
-
Air International 1987-12 / Defending India's Frontier
A MiG-23U operational trainer of No 10 (Winged Dagger) Sqn, 15 of these tandem two-seaters having been procured by the IAF.
-
Авиация и Время 2000-02 / В.Ильин - МиГ-23: долгий путь к совершенству /Монография/
Прототип МиГ-23УБ (23-51) на испытаниях. На пилонах - 4 УР Р-3С.
-
Мир Авиации 1998-02 / С.Цветков - 472 ИАП на защите неба Москвы /История части/
Первым в полет по правилам уходит разведчик погоды - обычно это спарка. Остальные ждут его возвращения.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / С.Дроздов - Была такая авиация... (6)
МиГ-23УБ из состава 26-й ВА
-
Авиация и Время 2000-02 / В.Ильин - МиГ-23: долгий путь к совершенству /Монография/
МиГ-23УБ Липецкого ЦБПиПЛС
-
История Авиации 2000-05 / В.Марковский - Афганский дебют истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 /Новейшая история/
Значительную помощь в освоении районов будущей работы экипажам ударных МиГов оказали летчики-истребители 120-го ИАП. На "спарках" они провезли новичков по типовым маршрутам, указав характерные приметы, ориентиры и опасные места.
-
Авиация и Космонавтика 2012-04 / В.Марковский - Истребители МиГ-23 в Афганистане (2)
Двухместные "спарки" использовались не только для тренировочных задач, но и вывозных полетов в район будущих ударов, разведки и целеуказания ударной группе
-
Авиация и Время 1995-03 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Истребительная авиация /Авиация в локальных конфликтах/ (3)
Домой! Истребители 120-го ИАП покидают Афганистан
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23МЛ / МиГ-23П / МиГ-23МЛД - Россия - 1976
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / В.Марковский - Истребители МиГ-23 в Афганистане (3)
Истребители 120-го иап покидают Афганистан
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23МЛ / МиГ-23П / МиГ-23МЛД - Россия - 1976
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Two photographs of the tandem two-seat version of the MiG-23
-
Aeroplane Monthly 1976-09 / B.Sweetman - Mikoyan's multifaceted middleweight
The tandem two-seat MiG-23U (on photo) combines the strike fighter role with that of transitioning pilots. Possessing the same combat capability as the single-seat MiG-32B (Flogger-B), the MiG-23U apparently has the same overall dimensions, provision of a second seat resulting in some rearrangement of the internal fuel tankage. Noteworthy features of the MiG-23U include the raised decking aft of the tandem cockpits and the very substantial dorsal fin.
-
Aeroplane Monthly 1976-09 / B.Sweetman - Mikoyan's multifaceted middleweight
The MiG-23U Flogger C has a limited combat role, although it has been reported in use for electronic countermeasures duties. It also serves in the training role.
The tandem two-seat MiG-23U (Flogger-C) features a retractable periscope for the rear seat occupant who is incorporated at some expense to internal fuel capacity. -
Мировая Авиация 203
Еще в самом начале разработки МиГ-23 была определена необходимость создания двухместной учебно-боевой модификации, разработка которой должна была начаться в мае 1968 года. Самолет получил обозначение МиГ-23УБ и предназначался для подготовки экипажей, включая применение различных образцов вооружения. Отличительной особенностью МиГ-23УБ стало отсутствие РЛС "Сапфир-23" (использовалась на первых учебных машинах, но ввиду ненадежной ее работы была снята), не применялись теплопеленгатор и ракеты "воздух-воздух" средней дальности. Также была сокращена емкость внутренних топливных баков, а вместо однощелевых были применены двухщелевые закрылки.
-
История Авиации 32 / В.Золотарев - Специфика выполнения "козлов" на МиГ-23 /Из истории освоения боевой техники/
МиГ-23УБ заходит на посадку. Шасси выпущены, а предкрылки и закрылки отклонены.
-
Мир Авиации 1998-02 / С.Цветков - 472 ИАП на защите неба Москвы /История части/
Из 12 летавших машин было три спарки - в условиях дефицита ГСМ их использование особенно оправдано
-
Авиация и Время 2000-02 / В.Ильин - МиГ-23: долгий путь к совершенству /Монография/
Серийный учебно-боевой истребитель МиГ-23УБ
-
Мир Авиации 2003-01 / Б.Рычило - Страницы истории 35-го иап /История авиачасти/ (2)
МиГ-23УБ борт N 94. 18 августа 1980г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / С.Дроздов - Была такая авиация... (5)
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23МЛ / МиГ-23П / МиГ-23МЛД - Россия - 1976
-
Авиация и Время 2000-02 / В.Ильин - МиГ-23: долгий путь к совершенству /Монография/
МиГ-23УБ и МиГ-23МЛД 833-го ИАП. Аэродром Аптес Лагер (Германия), начало 90-х гг.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23МЛ / МиГ-23П / МиГ-23МЛД - Россия - 1976
-
Авиация и Космонавтика 2004-10 / В.Марковский, И.Приходченко - Истребитель-бомбардировщик МиГ-27 (12)
МиГ-27Д и МиГ-23УБ на базе хранения
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-27М / МиГ-27Д - Россия - 1976
-
Авиация и Космонавтика 2004-03 / В.Марковский, И.Приходченко - Истребитель-бомбардировщик МиГ-27 (7)
МиГ-23Б и "спарки" МиГ-23 на аэродроме Степь
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23Б / МиГ-23БН - Россия - 1971
-
Авиация и Время 1998-03 / П.Бутовски - Развитие советских средств дозаправки в воздухе /Авиасалон/
Экспериментальный МиГ-23УБ со штангой дозаправки. Возможно, на машине проводились работы в интересах Ирака
-
Авиация и Время 2000-02 / В.Ильин - МиГ-23: долгий путь к совершенству /Монография/
МиГ-23УБ из ГАНИЦ ВВС Украины. Кировское, 1994г.
-
Авиация и Время 2012-06 / С.Дроздов - На руинах Великого и Могучего (6)
МиГ-23УБ из 894-го ИАП. Озерное, 1993 г.
-
Air International 1987-12 / Defending India's Frontier
The MiG-23U, seen in service with No 10 Sqn, serves for the conversion of pilots to the MiG-23BN and MF, and to the MiG-27M, these two-seaters being distributed between the squadrons operating variants of the variable-geometry MiG, which, together, will eventually equip about 12 IAF squadrons.
-
АС 1993-02 / В.Ильин - За бедного МиГа замолвите слово...
Взлетает МиГ-23УБ ВВС Индии.
-
Авиация и Время 2000-02 / В.Ильин - МиГ-23: долгий путь к совершенству /Монография/
МиГ-23УБ ВВС Ирака, захваченный союзниками в ходе операции "Буря в пустыне"
-
Авиация и Время 2009-05 / В.Ильин - "Крокодилы" фронтовой авиации
Самолеты МиГ-27М и МиГ-23УБ из состава ВВС Шри-Ланки. 10 декабря 2002 г.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-27М / МиГ-27Д - Россия - 1976
-
Авиация и Время 2000-02 / В.Ильин - МиГ-23: долгий путь к совершенству /Монография/
Носовая опора шасси МиГ-23М/УБ
-
Авиация и Время 2000-02 / В.Ильин - МиГ-23: долгий путь к совершенству /Монография/
Передняя и задняя кабины МиГ-23УБ
-
Мир Авиации 1998-02 / С.Цветков - 472 ИАП на защите неба Москвы /История части/
Эти самолеты уже никогда не поднимутся в воздух, но благодаря им продолжают летать другие.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23МЛ / МиГ-23П / МиГ-23МЛД - Россия - 1976
-
Авиация и Время 2000-02 / В.Ильин - МиГ-23: долгий путь к совершенству /Монография/
На месте аварии МиГ-23УБ из 5-го ГИАП. Летчики гв. подполковник В.Кувардин и Н.Бобринев успели благополучно катапультироваться. Причиной происшествия стала ошибка в технике пилотирования при выполнении косой петли. Венгрия, 1 октября 1980г.
-
Мировая Авиация 252
Ко времени вторжения в Ирак в 2003 году МиГ-23 уже были списаны. На этом снимке, сделанном во время операции «Iraqi Freedom» в провинции Эрбиль на севере Ирака, видны останки 22 иракских боевых самолетов. Среди них доминируют МиГ-23, но видны также несколько МиГ-23УБ, один МиГ-25 и пара двухместных Су-22УМ.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23 - Россия - 1967МиГ МиГ-25 / МиГ-25Р - Россия - 1964Сухой Су-17УМ - Россия - 1975
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Mikoyan MiG-23B single-seat variable-geometry fighter, with additional side view (bottom) MiG-23U
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23 - Россия - 1967
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Mikoyan MiG-23B single-seat variable-geometry fighter, with additional side-view (bottom) of two-seat MiG-23U
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23 - Россия - 1967
-
Air International 1978-12 / R.Braybrook - Soviet swing-wings
Prototype (Flogger-A); MiG-23S (Flogger-B); MiG-23U (Flogger-C); MiG-27 (Flogger-D); MiG-23 (Flogger-E)
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23 - Россия - 1967МиГ МиГ-23Б / МиГ-23БН - Россия - 1971
-
Air International 1987-01 / ??? - Mikoyan Flogger /На вооружении советской авиации/ (16)
Ye-23IG Flogger; MiG-23MF Flogger-B; MiG-23UM Flogger-C; MiG-23MS Flogger-E; MiG-23 Flogger-G; MiG-27 Flogger-D; MiG-23BN Flogger-H
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23 - Россия - 1967МиГ МиГ-23Б / МиГ-23БН - Россия - 1971МиГ МиГ-23МЛ / МиГ-23П / МиГ-23МЛД - Россия - 1976МиГ МиГ-27 - Россия - 1972
- Фотографии