Airbus A310
Страна: International
Год: 1982


Ближне- и среднемагистральный транспортный самолет
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (2)
Airbus Industrie A310

   С началом эксплуатации самолетов A300 многие европейские авиакомпании проявили интерес к варианту вместимостью 200 пассажиров. Компании очень хотели, чтобы расход топлива у новых лайнеров сохранился на уровне расходов, продемонстрированных самолетами A300B2/В4. Учитывая интересы вероятных заказчиков, концерн "Airbus Industrie" в июле 1978 года принял решение о проектировании самолета меньшей, чем A300, пассажировместимости. Проект получил обозначение A310.
   Проект предусматривал максимально возможную унификацию самолетов A300 и A310 как по компонентам планера, так и по бортовому оборудованию и системам. Фюзеляж A310 фактически представлял собой фюзеляж самолета A300, укороченный на 13 шпангоутов. Самолет A310 получил новые пилоны двигателей, модернизированные шасси и хвостовое оперение. Крыло для самолета A310 было специально разработано фирмой "British Aerospace". Новое крыло имело большее аэродинамическое качество, чем прежнее. Внутренние объемы фюзеляжа удалось использовать для размещения пассажиров с большей эффективностью. A310 после начала эксплуатации в апреле 1983 года продемонстрировал уникальные данные в части удельного расхода топлива на перевозку одного пассажира.
   Первый полет A310 выполнил 3 апреля 1982 года, предварительные сертификаты летной годности по стандартам Франции и ФРГ самолет получил в марте 1983 года, а первые самолеты данного типа были поставлены авиакомпаниям "Lufthansa" и "Swissair" в апреле 1983 года. Сертификат Федеральной авиационной администрации самолет A310 получил в начале 1985 года.
   Изначально планировался выпуск самолетов A310 в двух вариантах - ближнемагистральном A310-100 и среднемагистральном A310-200, однако проект A310-100 был аннулирован, а проект A310-200 разрабатывался в варианте с максимальной взлетной массой 142 000 кг, вместо запланированной массы 121 000 кг. Увеличение массы связано с желанием увеличить емкость топливных баков. Для установки на A310-200 выбрали два двухконтурных турбореактивных двигателя General Electric CF6-80A3 тягой по 221,41 кН или два аналогичных двигателя Pratt & Whitney JT9D-7R4D1 тягой по 213,51 кН. Емкость топливных баков - 55 000 л. Позже стало возможным по желанию заказчика оснащать самолет двигателями CF6-80C2, RW4152 и PW4156A тягой по 262,45 кН.
   Экипаж первой серийной модификации состоял из двух человек, пассажировместимость - 210-280 человек на креслах, расположенных по шесть, семь, восемь или девять в ряд. Общая масса полезной нагрузки - 32 860 кг, включая груз или багаж - до 13 стандартных контейнеров LD3 в отсеке ниже пола пассажирского салона.

   На основе пассажирского A310-200 был спроектирован конвертируемый пассажирский/грузовой вариант A310-200C (первый полет состоялся в ноябре 1984 года) и чистый грузовой вариант A310-200F. В результате дальнейшего совершенствования семейства появился авиалайнер A310-300, сертифицированный в апреле 1986 года. На крыле A310-300 появились законцовки треугольной формы, такие же стали ставить на крыло самолета A310-200. Максимальная взлетная масса A310-300 доведена до 150000 кг, что позволило увеличить запас топлива - дополнительные баки разместили в стабилизаторе, кроме того предусмотрена установка двух дополнительных топливных баков в центроплане.
   Первый полет A310-300 выполнил 8 июля 1985 года, поставки заказчикам начались в декабре того же года. К сентябрю 1997 года консорциум "Airbus" получил заказы на 260 самолетов A310-300, включая пять машин для ВВС Канады под обозначением CC-150 Polaris. До июня 1995 года консорциум поставил 255 самолетов, некоторое количество из которых было конвертировано в вариант A310 MRTT (Multi-Role Tanker Transport) для Канады, Германии и, совсем недавно, для Чили.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Airbus Industrie A310-300

   Тип: ближне- и среднемагистральный транспортный самолет
   Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя Pratt & Whitney PW4156A тягой по 249,10 кН
   Характеристики: экономическая крейсерская скорость на высотах 9450-12 495 м 850 км/ч; дальность полета с 220 пассажирами 8056 км или 8889 км с дополнительными топливными баками и взлетной массой 157 000 кг, или 9630 км с дополнительными топливными баками и взлетной массой 164000 кг
   Масса: пустого 80 344-80 801 кг; максимальная взлетная 150 000- 164000 кг
   Размеры: размах крыла 43,89 м; длина 46,66 м; высота 15,80 м; площадь крыла 219,00 м2
Когда в 1980-х годах IT-рынок продаж билетов в период отпусков стал расширяться, германская чартерная и специализированная авиакомпания IT "Condor" начала скупать широкофюзеляжные самолеты. Среди них были самолеты A300 и A310, хотя с 1990 года все европейские машины были заменены самолетами Boeing 757 и 767.
"KLM-Royal Dutch Airlines" является старейшей авиакомпанией в мире, работающей под своим исходным названием - авиакомпания была образована в 1919 году. В общей сложности голландский авиаперевозчик закупил десять самолетов A310-200, которые использовались только на европейских линиях. В середине 1990-х годов на смену A310 пришли авиалайнеры Boeing 767.