Airbus A310
Страна: International
Год: 1982


Ближне- и среднемагистральный транспортный самолет
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (18)
Airbus Industrie A310

   С началом эксплуатации самолетов A300 многие европейские авиакомпании проявили интерес к варианту вместимостью 200 пассажиров. Компании очень хотели, чтобы расход топлива у новых лайнеров сохранился на уровне расходов, продемонстрированных самолетами A300B2/В4. Учитывая интересы вероятных заказчиков, концерн "Airbus Industrie" в июле 1978 года принял решение о проектировании самолета меньшей, чем A300, пассажировместимости. Проект получил обозначение A310.
   Проект предусматривал максимально возможную унификацию самолетов A300 и A310 как по компонентам планера, так и по бортовому оборудованию и системам. Фюзеляж A310 фактически представлял собой фюзеляж самолета A300, укороченный на 13 шпангоутов. Самолет A310 получил новые пилоны двигателей, модернизированные шасси и хвостовое оперение. Крыло для самолета A310 было специально разработано фирмой "British Aerospace". Новое крыло имело большее аэродинамическое качество, чем прежнее. Внутренние объемы фюзеляжа удалось использовать для размещения пассажиров с большей эффективностью. A310 после начала эксплуатации в апреле 1983 года продемонстрировал уникальные данные в части удельного расхода топлива на перевозку одного пассажира.
   Первый полет A310 выполнил 3 апреля 1982 года, предварительные сертификаты летной годности по стандартам Франции и ФРГ самолет получил в марте 1983 года, а первые самолеты данного типа были поставлены авиакомпаниям "Lufthansa" и "Swissair" в апреле 1983 года. Сертификат Федеральной авиационной администрации самолет A310 получил в начале 1985 года.
   Изначально планировался выпуск самолетов A310 в двух вариантах - ближнемагистральном A310-100 и среднемагистральном A310-200, однако проект A310-100 был аннулирован, а проект A310-200 разрабатывался в варианте с максимальной взлетной массой 142 000 кг, вместо запланированной массы 121 000 кг. Увеличение массы связано с желанием увеличить емкость топливных баков. Для установки на A310-200 выбрали два двухконтурных турбореактивных двигателя General Electric CF6-80A3 тягой по 221,41 кН или два аналогичных двигателя Pratt & Whitney JT9D-7R4D1 тягой по 213,51 кН. Емкость топливных баков - 55 000 л. Позже стало возможным по желанию заказчика оснащать самолет двигателями CF6-80C2, RW4152 и PW4156A тягой по 262,45 кН.
   Экипаж первой серийной модификации состоял из двух человек, пассажировместимость - 210-280 человек на креслах, расположенных по шесть, семь, восемь или девять в ряд. Общая масса полезной нагрузки - 32 860 кг, включая груз или багаж - до 13 стандартных контейнеров LD3 в отсеке ниже пола пассажирского салона.

   На основе пассажирского A310-200 был спроектирован конвертируемый пассажирский/грузовой вариант A310-200C (первый полет состоялся в ноябре 1984 года) и чистый грузовой вариант A310-200F. В результате дальнейшего совершенствования семейства появился авиалайнер A310-300, сертифицированный в апреле 1986 года. На крыле A310-300 появились законцовки треугольной формы, такие же стали ставить на крыло самолета A310-200. Максимальная взлетная масса A310-300 доведена до 150000 кг, что позволило увеличить запас топлива - дополнительные баки разместили в стабилизаторе, кроме того предусмотрена установка двух дополнительных топливных баков в центроплане.
   Первый полет A310-300 выполнил 8 июля 1985 года, поставки заказчикам начались в декабре того же года. К сентябрю 1997 года консорциум "Airbus" получил заказы на 260 самолетов A310-300, включая пять машин для ВВС Канады под обозначением CC-150 Polaris. До июня 1995 года консорциум поставил 255 самолетов, некоторое количество из которых было конвертировано в вариант A310 MRTT (Multi-Role Tanker Transport) для Канады, Германии и, совсем недавно, для Чили.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Airbus Industrie A310-300

   Тип: ближне- и среднемагистральный транспортный самолет
   Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя Pratt & Whitney PW4156A тягой по 249,10 кН
   Характеристики: экономическая крейсерская скорость на высотах 9450-12 495 м 850 км/ч; дальность полета с 220 пассажирами 8056 км или 8889 км с дополнительными топливными баками и взлетной массой 157 000 кг, или 9630 км с дополнительными топливными баками и взлетной массой 164000 кг
   Масса: пустого 80 344-80 801 кг; максимальная взлетная 150 000- 164000 кг
   Размеры: размах крыла 43,89 м; длина 46,66 м; высота 15,80 м; площадь крыла 219,00 м2
A high speed 1/26th scale complete model of the A310 used for initial high-speed wing development in the ARA tunnel at Bedford.
A model of the A310 design in a windtunnel at Hatfield. The wing of the new variant was redesigned by BAe, being of shorter span and reduced wing area, and fitted with simpler single-slotted Fowler-type flaps. The outer ailerons were deleted and replaced by spoilers, and the engine pylons were adapted to accommodate all available powerplant options.
An MBB-owned 1/14th scale low-speed model of the A310 used for high lift development at the RAE Farnborough
The first A310 turbine-powered simulator model (1/16th scale) in the ARA transonic wind tunnel at Bedford.
Cutaway model of DaimlerChrysler Aerospace Airbus Cryoplane based on an Airbus A310. Cryogenic hydrogen tanks are located above the passenger cabin (1996)
Airbus A310. Самолет A310, спроектированный на основе удачного авиалайнера A300 с учетом последних достижений науки и техники, обладал более коротким фюзеляжем, но большей дальностью полета. Исходный вариант серии 200 предназначался для эксплуатации на маршрутах средней дальности, но A310 серии 300 являлись дальнемагистральными с увеличенными взлетной массой и дальностью полета. Высокая экономичность самолета во многом объясняется превосходным крылом, спроектированным фирмой "British Aerospace" и эффективными двигателями Pratt & Whitney или General Electric. Здесь изображен один из двух самолетов A310-204 авиакомпании "Thai Airways", поставленный заказчику в апреле 1988 года. Он построен с салонами одного класса вместимостью 265 пассажиров.
Airbus A310 AEW&C proposal with non-rotating Elta radar above rear fuselage; current configuration includes a large dorsal air scoop mid-spine (1997)
Airbus Industrie A310
A310
A310 two-class seating for 20 first and 200 economy passengers (1999)
Cutaway drawing of Airbus MRTT (1995)
Fuel tank locations (shaded) in the MRTT 310 (1997)
The Airbus Industrie line of development includes the A300 and A310, already launched, with the A320 likely to go ahead soon. Less certainty surrounds the TA9, TA11 and TA12 projects, which ring the changes on body length, wing size and number of engines.
Airbus Industrie A310
Airbus A310 medium/extended-range airliner (1993)
Proposed production version of LH2-powered Airbus A310, with additional side view (upper) of standard-length prototype (1998)