Embraer EMB-312 / AT-27 Tucano (Short S.312 Tucano (Великобритания))
Страна: Бразилия
Год: 1980


Двухместный учебно-боевой самолет
Описание:
EMBRAER EMB-312 Tucano и EMB-314 Super Tucano
Shorts S.312 Tucano
Фотографии:

Ч/б фото (17)

EMBRAER EMB-312 Tucano и EMB-314 Super Tucano

Разработка турбовинтового учебного самолета EMB-312 Tucano была начата в 1978 году в ответ на требования ВВС Бразилии на самолет данного класса, который должен был прийти на смену Cessna T-37. Причем в обязательном порядке требовалось, чтобы самолет был разработан и серийно выпускался в Бразилии. Первый полет - 16 августа 1980 года, а в сентябре 1983 года первый из 133 самолетов, предназначенных для Бразилии и получивших обозначение T-27, был передан Военно-воздушной академии, расположенной около Сан-Паулу.
  Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным трапециевидным двухлонжеронным крылом, которое имеет однощелевые закрылки и элероны с электрически управляемыми триммерами, фюзеляж - типа полумонокок. Крыло и фюзеляж изготовлены из алюминиевых сплавов. Кабина - двухместная, с односекционным фонарем, откидывающимся вправо, и катапультными креслами. Управление шагом воздушного винта и оборотами двигателя выведено на одну ручку. В задней части фюзеляжа имеется багажный отсек объемом 0,17 м3. Стабилизатор и киль - кессонной конструкции, с двумя лонжеронами. Шасси - трехопорное, с носовым колесом. Каждая стойка имеет одно колесо, имеется система аварийного выпуска шасси в случае отказа гидронасоса основной системы. В крыле размещено два топливных бака суммарной емкостью 694 л с внутренним антидетонационным покрытием.
  В сентябре 1983 года был заключен контракт с Египтом на поставку 134 самолетов Tucano, причем кроме первых десяти все были собраны по лицензии в египетском Хелуане. ВВС Египта получили 54 самолета, остальные - переданы ВВС Ирака. Затем бразильские самолеты приобрели ВВС Аргентины, Колумбии, Гондураса, Ирана, Парагвая, Перу и Венесуэлы, а в июле 1990 года Франция объявила о намерении приобрести 80 самолетов EMB-312F с поставкой с июля 1993 года (позже заказ был сокращен до 50 машин).
  Предназначенная для Франции модификация отличалась увеличенным усталостным ресурсом, подфюзеляжным воздушным тормозом, антиобледенительной системой для воздушного винта и фонаря кабины, а также французской авионикой и рядом других усовершенствований.
  В марте 1985 года Tucano стал победителем тендера, объявленного британскими ВВС на учебно-тренировочный самолет для замены УТС Jet Provost. Модифицированный под требования британцев самолет, Tucano T.Mk 1, выпускался по лицензии компанией "Shorts" (Северная Ирландия). Компания выпустила 130 самолетов, а также поставила такие машины для Кении и Кувейта.
  В июне 1991 года фирма EMBRAER анонсировала новый самолет - EMB-312H (затем EMB-314) Super Tucano, оснащенный более мощным двигателем PT6A, приводящим во вращение пятилопастный воздушный винт (ранее использовался трехлопастный), а также отличающийся большей полезной нагрузкой. Велась разработка трех подвариантов Super Tucano, отличающихся моделями двигателя PT6A: базовый EMB-312H с двигателем PT6A-67R мощностью на валу 1600 л. с. (1193 кВт); предлагавшийся в рамках программы ВС США JPATS ("Joint Primary Aircraft Training System") вариант EMB-312HJ с двигателем PT6A-68A мощностью 1300 л.с. (969 кВт); вариант патрульного самолета для охраны границы ALX с двигателем PT6A-68-1 мощностью 1250 л.с. (932 кВт). Для установки более длинного двигателя и сохранения центра тяжести самолета пришлось удлинить фюзеляж машины за счет вставок (перед и позади кабины), а для установки центрального узла подвески - усилить конструкцию планера. Среди других усовершенствований: увеличенный усталостный ресурс планера, новое крыло с двумя 12,7-мм пулеметами, новый фонарь, совместимое с очками ночного видения кабинное приборное оборудование с использованием жидкокристаллических дисплеев-индикаторов и приемником спутниковой навигационной системы, органы управления скомпонованы по принципу HOTAS, наддув кабины, бронепреграды из кевлара для защиты кабины, новые катапультные кресла Martin-Baker Mk 10 класса "0-0", бортовое кислородное оборудование с системой генерации кислорода, внедрение противоперегрузочных костюмов летчиков, система централизованной заправки, антиобледенительные системы воздушного винта и фонаря кабины и подфюзеляжный воздушный тормоз. Первый полет EMB-312H состоялся в мае 1996 года, первый заказ на EMB-314 поступил от "Bombardier" - в рамках программы совместной подготовки летчиков ВВС стран НАТО, но затем контракт был передан Beechcraft Harvard II.

  В августе 1995 года ВВС Бразилии подписали с EMBRAER контракт на разработку легкого штурмовика/учебно-боевого самолета ALX с двигателем PT6A-68-5, поставки которого намечалось начать с 1999 года. По оценкам командования национальных ВВС для успешной реализации программы по контролю за бассейном реки Амазонка требовалось приобрести не менее 99 самолетов, в том числе 49 одноместных ударных A-29 (длина фюзеляжа 10,53 м), 20 двухместных AT-29 (с фюзеляжем как у EMB-314 и возможностью установки платформы с ИК-системой переднего обзора для эффективного целеуказания в ночное время), а также 30 учебно-тренировочных самолетов повышенной летной подготовки AT-29, имеющих двойное управление и предназначенных для замены Xavante. К концу 2008 года в распоряжении ВВС имелось 59 ударных самолетов, еще на 23 самолета были размещены заказы, а 15 самолетов были заказаны в варианте УТС.
  Заказы на Super Tucano были также получены от Чили, Колумбии, Доминиканской Республики, Эквадора, Гватемалы, Индонезии и неназванной частной компании. Один самолет под обозначением A-29B используется ВМС США в рамках "испытаний противоповстанческих самолетов".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  EMBRAER EMB-312 Tucano

  Тип: двухместный учебно-боевой самолет
  Силовая установка: один ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-25C мощностью на валу 750 л. с. (559 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3050 м - 448 км/ч; крейсерская скорость на высоте 3050 м - 411 км/ч; начальная скороподъемность 680 м/мин; практический потолок 9145 м; дальность полета без дозаправки и ПТБ - 1844 км
  Масса: пустого 1810 кг; максимальная взлетная 3175 кг
  Размеры: размах крыла 11,14 м; длина 9,86 м; высота 3,40 м; площадь крыла 19,40 м2
  Вооружение: до 1000 кг боеприпасов на четырех подкрыльевых узлах подвески

Shorts S.312 Tucano

В 1985 году британские ВВС выбрали самолет EMBRAER Tucano (рассмотрен отдельно) в качестве своего нового учебно-тренировочного самолета начальной подготовки. Предназначенный для британцев самолет должен был в целом повторять оригинальный ЕМВ-312, который компания "Shorts" должна была доработать под специфические требования британских ВВС. В целом самолет должен был заменить предыдущую машину данного класса - Jet Provost T.Mk 5.
  Компании пришлось внести в конструкцию самолета существенные изменения, включая замену оригинального двигателя Pratt & Whitney PT6A на Garrett (данный шаг позволил повысить скороподъемность машины) и переоборудование кабины для того, чтобы обеспечить ее совместимость с кабиной самолета BAE Systems Hawk. Оснащенный двигателем Garrett прототип доработанной машины был облетан в Бразилии в феврале 1986 года и затем был поставлен "Shorts" как самолет-эталон. Первый Tucano T.Mk 1 сборки "Shorts" был облетан 30 декабря того же года.
  Всего для британских ВВС было выпущено 130 самолетов, а первая поставка была осуществлена в Центральную летную школу в Скэмптоне в июне 1988 года. Полностью контракт был выполнен в 1993 году.
  В последующем было принято решение расширить возможности Tucano по обучению в применении различного вооружения. После соответствующей доработки специалисты "Shorts" в 1991 году провели серию испытаний на Tucano различного вооружения: пулеметные контейнеры FNNH, блоки НАР (включая семизарядные LAU32) и авиабомбы калибром до 250 кг. Вооруженные Tucano приобрели Кувейт и Кения. Кувейт получил последний из 16 заказанных Tucano T.Mk 52 в 1991 году, машины поступили в 19-ю эскадрилью ВВС. В свою очередь, Кения получила последний из 12 самолетов Tucano T.Mk 51 в июне 1991 года. Часть из них использовалась против различных повстанцев.
  Tucano полностью заменили Jet Provost к 1993 году и по сей день продолжают обеспечивать начальную летную подготовку пилотов британских ВВС и авиации ВМС. Первоначальное обучение будущих пилотов реактивных самолетов на таких самолетах, как Tucano, обходится существенно дешевле и упрощает весь процесс подготовки.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Shorts Tucano T.Mk 1

  Тип: учебно-тренировочный самолет начальной летной подготовки
  Силовая установка: один ТВД Garrett TPE331-12B мощностью 1100 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без внешних подвесок и максимальная крейсерская скорость полета на высоте 3050 м - 513 км/ч; максимальная начальная скороподъемность на уровне моря 997 м/мин; практический потолок 10365 м; дальность полета с запасом топлива только во внутренних баках 1767 км
  Масса: пустого 2210 кг; максимальная взлетная 2935 кг
  Размеры: размах крыла 11,28 м; длина 9,86 м; высота 3,40 м; площадь крыла 19,33 м2
Tucano
The T-27 Tucano basic trainer introduced into the syllabus of the Academia de Forca Aerea at Pirassununga last year, about 70 having now been delivered to the Forca Aerea.
The original YT-27 prototype of the Tucano is here seen carrying six HVARs on its four wing pylons, which have a total capacity of 2,200 lb (1000 kg). Deliveries of the Tucano to the FAB will begin in the near future.
With some 16 months of Brazilian service behind it, operating with success in Honduras and with the first examples delivered recently to Iraq, the Tucano can already be adjudged another Embraer success, and production tempo will increase appreciably during the course of this year.
The two YT-27 prototypes in formation. Both aircraft are shown here in the original configuration, before the dorsal fin was added.
The 100th EMB-312 Tucano trainer built against the Forca Aerea Brasileira contract for 118 aircraft was recently delivered to the Academia de Forca Aerea at Pirassununga for use by the service’s acrobatic demonstration team, the Esquadrilha da Fumaca.
Учебно-тренировочные самолеты AT-27 "Тукано" мятежники использовали как штурмовики
The long, hard-fought and, at times, acrimonious competition to provide the RAF with its next basic trainer ended on 21 March 1985 with the announcement that a version of the Embraer EMB-312 Tucano built by Shorts in Belfast and powered by the Garrett TPE331-12B part-manufactured and assembled in the UK by Rolls-Royce had been selected to fulfil the 130-aircraft contract at a cost some 35 per cent below the original estimate of ? 180m.
The R.A.F.'s first Shorts Tucano T.1, ZF135. First user will be No. 7 F.T.S. at Church Fenton
The first production Shorts Tucano T Mk I basic trainer was rolled-out as planned at Belfast on 20 January 1987, having made its first flight on 30 December. Both ZF135 and the second air­craft, ZF136, will shortly go to the A & AEE Boscombe Down for CA Release trials prior to deliveries being made to the RAF.
"The case of the RAF’s Jet Provost replacement... illustrated a completely new and arguably healthier approach." The Pilatus PC-9 was judged by Boscombe Down to be "totally acceptable"; the engineers were "even happier with the Tucano" (on photo).
Tucano EMB-312H, PT-ZTW prototype, making its first flight in Brazil
The first pre-production aircraft made a demonstration tour through Europe and the Middle East after appearing at the Farnborough air show in September.
Super Tucano