Embraer EMB-312 / AT-27 Tucano (Short S.312 Tucano (Великобритания))
Страна: Бразилия
Год: 1980


Двухместный учебно-боевой самолет
Описание:
EMBRAER EMB-312 Tucano и EMB-314 Super Tucano
Shorts S.312 Tucano
Фотографии:

Кабина (3)

EMBRAER EMB-312 Tucano и EMB-314 Super Tucano

Разработка турбовинтового учебного самолета EMB-312 Tucano была начата в 1978 году в ответ на требования ВВС Бразилии на самолет данного класса, который должен был прийти на смену Cessna T-37. Причем в обязательном порядке требовалось, чтобы самолет был разработан и серийно выпускался в Бразилии. Первый полет - 16 августа 1980 года, а в сентябре 1983 года первый из 133 самолетов, предназначенных для Бразилии и получивших обозначение T-27, был передан Военно-воздушной академии, расположенной около Сан-Паулу.
  Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным трапециевидным двухлонжеронным крылом, которое имеет однощелевые закрылки и элероны с электрически управляемыми триммерами, фюзеляж - типа полумонокок. Крыло и фюзеляж изготовлены из алюминиевых сплавов. Кабина - двухместная, с односекционным фонарем, откидывающимся вправо, и катапультными креслами. Управление шагом воздушного винта и оборотами двигателя выведено на одну ручку. В задней части фюзеляжа имеется багажный отсек объемом 0,17 м3. Стабилизатор и киль - кессонной конструкции, с двумя лонжеронами. Шасси - трехопорное, с носовым колесом. Каждая стойка имеет одно колесо, имеется система аварийного выпуска шасси в случае отказа гидронасоса основной системы. В крыле размещено два топливных бака суммарной емкостью 694 л с внутренним антидетонационным покрытием.
  В сентябре 1983 года был заключен контракт с Египтом на поставку 134 самолетов Tucano, причем кроме первых десяти все были собраны по лицензии в египетском Хелуане. ВВС Египта получили 54 самолета, остальные - переданы ВВС Ирака. Затем бразильские самолеты приобрели ВВС Аргентины, Колумбии, Гондураса, Ирана, Парагвая, Перу и Венесуэлы, а в июле 1990 года Франция объявила о намерении приобрести 80 самолетов EMB-312F с поставкой с июля 1993 года (позже заказ был сокращен до 50 машин).
  Предназначенная для Франции модификация отличалась увеличенным усталостным ресурсом, подфюзеляжным воздушным тормозом, антиобледенительной системой для воздушного винта и фонаря кабины, а также французской авионикой и рядом других усовершенствований.
  В марте 1985 года Tucano стал победителем тендера, объявленного британскими ВВС на учебно-тренировочный самолет для замены УТС Jet Provost. Модифицированный под требования британцев самолет, Tucano T.Mk 1, выпускался по лицензии компанией "Shorts" (Северная Ирландия). Компания выпустила 130 самолетов, а также поставила такие машины для Кении и Кувейта.
  В июне 1991 года фирма EMBRAER анонсировала новый самолет - EMB-312H (затем EMB-314) Super Tucano, оснащенный более мощным двигателем PT6A, приводящим во вращение пятилопастный воздушный винт (ранее использовался трехлопастный), а также отличающийся большей полезной нагрузкой. Велась разработка трех подвариантов Super Tucano, отличающихся моделями двигателя PT6A: базовый EMB-312H с двигателем PT6A-67R мощностью на валу 1600 л. с. (1193 кВт); предлагавшийся в рамках программы ВС США JPATS ("Joint Primary Aircraft Training System") вариант EMB-312HJ с двигателем PT6A-68A мощностью 1300 л.с. (969 кВт); вариант патрульного самолета для охраны границы ALX с двигателем PT6A-68-1 мощностью 1250 л.с. (932 кВт). Для установки более длинного двигателя и сохранения центра тяжести самолета пришлось удлинить фюзеляж машины за счет вставок (перед и позади кабины), а для установки центрального узла подвески - усилить конструкцию планера. Среди других усовершенствований: увеличенный усталостный ресурс планера, новое крыло с двумя 12,7-мм пулеметами, новый фонарь, совместимое с очками ночного видения кабинное приборное оборудование с использованием жидкокристаллических дисплеев-индикаторов и приемником спутниковой навигационной системы, органы управления скомпонованы по принципу HOTAS, наддув кабины, бронепреграды из кевлара для защиты кабины, новые катапультные кресла Martin-Baker Mk 10 класса "0-0", бортовое кислородное оборудование с системой генерации кислорода, внедрение противоперегрузочных костюмов летчиков, система централизованной заправки, антиобледенительные системы воздушного винта и фонаря кабины и подфюзеляжный воздушный тормоз. Первый полет EMB-312H состоялся в мае 1996 года, первый заказ на EMB-314 поступил от "Bombardier" - в рамках программы совместной подготовки летчиков ВВС стран НАТО, но затем контракт был передан Beechcraft Harvard II.

  В августе 1995 года ВВС Бразилии подписали с EMBRAER контракт на разработку легкого штурмовика/учебно-боевого самолета ALX с двигателем PT6A-68-5, поставки которого намечалось начать с 1999 года. По оценкам командования национальных ВВС для успешной реализации программы по контролю за бассейном реки Амазонка требовалось приобрести не менее 99 самолетов, в том числе 49 одноместных ударных A-29 (длина фюзеляжа 10,53 м), 20 двухместных AT-29 (с фюзеляжем как у EMB-314 и возможностью установки платформы с ИК-системой переднего обзора для эффективного целеуказания в ночное время), а также 30 учебно-тренировочных самолетов повышенной летной подготовки AT-29, имеющих двойное управление и предназначенных для замены Xavante. К концу 2008 года в распоряжении ВВС имелось 59 ударных самолетов, еще на 23 самолета были размещены заказы, а 15 самолетов были заказаны в варианте УТС.
  Заказы на Super Tucano были также получены от Чили, Колумбии, Доминиканской Республики, Эквадора, Гватемалы, Индонезии и неназванной частной компании. Один самолет под обозначением A-29B используется ВМС США в рамках "испытаний противоповстанческих самолетов".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  EMBRAER EMB-312 Tucano

  Тип: двухместный учебно-боевой самолет
  Силовая установка: один ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-25C мощностью на валу 750 л. с. (559 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3050 м - 448 км/ч; крейсерская скорость на высоте 3050 м - 411 км/ч; начальная скороподъемность 680 м/мин; практический потолок 9145 м; дальность полета без дозаправки и ПТБ - 1844 км
  Масса: пустого 1810 кг; максимальная взлетная 3175 кг
  Размеры: размах крыла 11,14 м; длина 9,86 м; высота 3,40 м; площадь крыла 19,40 м2
  Вооружение: до 1000 кг боеприпасов на четырех подкрыльевых узлах подвески

Shorts S.312 Tucano

В 1985 году британские ВВС выбрали самолет EMBRAER Tucano (рассмотрен отдельно) в качестве своего нового учебно-тренировочного самолета начальной подготовки. Предназначенный для британцев самолет должен был в целом повторять оригинальный ЕМВ-312, который компания "Shorts" должна была доработать под специфические требования британских ВВС. В целом самолет должен был заменить предыдущую машину данного класса - Jet Provost T.Mk 5.
  Компании пришлось внести в конструкцию самолета существенные изменения, включая замену оригинального двигателя Pratt & Whitney PT6A на Garrett (данный шаг позволил повысить скороподъемность машины) и переоборудование кабины для того, чтобы обеспечить ее совместимость с кабиной самолета BAE Systems Hawk. Оснащенный двигателем Garrett прототип доработанной машины был облетан в Бразилии в феврале 1986 года и затем был поставлен "Shorts" как самолет-эталон. Первый Tucano T.Mk 1 сборки "Shorts" был облетан 30 декабря того же года.
  Всего для британских ВВС было выпущено 130 самолетов, а первая поставка была осуществлена в Центральную летную школу в Скэмптоне в июне 1988 года. Полностью контракт был выполнен в 1993 году.
  В последующем было принято решение расширить возможности Tucano по обучению в применении различного вооружения. После соответствующей доработки специалисты "Shorts" в 1991 году провели серию испытаний на Tucano различного вооружения: пулеметные контейнеры FNNH, блоки НАР (включая семизарядные LAU32) и авиабомбы калибром до 250 кг. Вооруженные Tucano приобрели Кувейт и Кения. Кувейт получил последний из 16 заказанных Tucano T.Mk 52 в 1991 году, машины поступили в 19-ю эскадрилью ВВС. В свою очередь, Кения получила последний из 12 самолетов Tucano T.Mk 51 в июне 1991 года. Часть из них использовалась против различных повстанцев.
  Tucano полностью заменили Jet Provost к 1993 году и по сей день продолжают обеспечивать начальную летную подготовку пилотов британских ВВС и авиации ВМС. Первоначальное обучение будущих пилотов реактивных самолетов на таких самолетах, как Tucano, обходится существенно дешевле и упрощает весь процесс подготовки.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Shorts Tucano T.Mk 1

  Тип: учебно-тренировочный самолет начальной летной подготовки
  Силовая установка: один ТВД Garrett TPE331-12B мощностью 1100 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без внешних подвесок и максимальная крейсерская скорость полета на высоте 3050 м - 513 км/ч; максимальная начальная скороподъемность на уровне моря 997 м/мин; практический потолок 10365 м; дальность полета с запасом топлива только во внутренних баках 1767 км
  Масса: пустого 2210 кг; максимальная взлетная 2935 кг
  Размеры: размах крыла 11,28 м; длина 9,86 м; высота 3,40 м; площадь крыла 19,33 м2
The T-27 Tucano is characterised by a massive single canopy over the two cockpits, hinged to open sideways as shown here.
Кабина A-29 прикрыта кевларовой броней, приборное оборудование выполнено на основе цифровых многофункциональных индикаторов, органы управления разработаны в соответствии с концепцией HOTAS. Интеграция оборудования выполнена фирмой "Elbit", в состав БРЭО входят ИК-система обзора передней полусферы SAFIRE и приемник GPS.