Поликарпов И-16 тип 5 (6)
Варианты:
Поликарпов - И-16 тип 5 (6) - 1934 - Россия
Страна: Россия
Год: 1934


Описание:
И-16 тип 5 (6)
И-16
Фотографии:

Боковые проекции (33)

И-16 тип 5 (6)

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
  - тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
  - тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
  - тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
  - тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
  - тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
  - тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
  - тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.

И-16

<...>
  С 1935 года советским ВВС поставлялись серийные И-16 Тип 4 (с импортным ПД Cyclone) и Тип 5 (с ПД М-25). Поставки варианта И-16 Тип 5 ВВС испанских республиканцев начались в октябре 1936 года, а за ним последовали варианты Тип 6 (с мотором М-25А) и Тип 10 (с М-25В). И-16 Тип 5 и 6 получили в Испании прозвище "Mosca" (мушка), а Тип 10 - "Super Mosca". Всего в Испанию было поставлено 278 самолетов И-16, а еще десять машин варианта Тип 10 были собраны по лицензии компанией "Hispano-Suiza" до капитуляции правительственных сил в марте 1939 года. Еще 30 самолетов было построено уже при режиме Франко.
  И-16 хорошо зарекомендовал себя в боях, но тактика, применяемая его пилотами, в основном советскими добровольцами, не позволяла в полной мере использовать скорость и скороподъемность машины. После окончания гражданской войны франкистам достались два И-16 Тип 5 и 30 полусобранных планеров. Самолеты были переданы в летную школу в Морго, но из-за строгости в управлении там они практически не использовались до 1944 года, когда их отправили в строевые части.
<...>
  

Варианты

<...>
  И-16 Тип 5: в серии с 1935 года; радиальный ПД М-25 (на базе Cyclone) мощностью 700 л.с. (522 кВт) с винтом АВ-1; первый вариант, получивший бомбодержатели; построено более 1500 самолетов; один был переделан в прототип И-16П с вооружением из двух пулеметов ШКАС в фюзеляже и двух 20-мм пушек в крыле
  И-16 Тип 6: построен в 1936 году; усиленный планер и ПД М-25А в 730 л. с. (544 кВт)
<...>
И-16 тип 5
И-16 тип 5 - участник боев у озера Хасан.
И-16 тип 5 из 5-го ИАП 72-й ИАБр. Принимал участие в перехвате японских самолетов в мае 1940 г.
И-16 тип 5 (доработан под двигатель М-62 и четыре пулемета), Финская кампания, зима 1940г. На истребителе летал и был сбит зенитным огнем комэск 1-й эскадрильи 21-го ИАП м-р Какутин. Самолет окрашен сверху серебристой, снизу голубой краской. Обращает внимание нетиповое для тех лет обозначение побед и шеврон комэска.
И-16 тип 5 старшего лейтенанта Боруздина из состава 13-й ОИАЭ ВВС КБФ. аэродром Купля, зима 1939-1940 гг.
Два И-16 тип 5 из 2-й эскадрильи 70-го иап, осень 1938г. Голубые тактические номера и полосы на гаргроте являлись отличительным признаком самолетов этого подразделения. Голубая звезда вместо номера на вертикальном оперении, возможно, служила эмблемой командирской машины. Реконструкции по фотоснимкам из "аварийных актов"
И-16 тип 5 старшего лейтенанта Новикова из состава 13-й ОИАЭ ВВС КБФ, аэродром Купля, зима 1939-1940 гг. Большая часть вылетов 13-й ОИАЭ была направлена на обеспечение прикрытия манёвренной базы КБФ. Эскадрилья обладала достаточно внушительным потенциалом, располагая, например, 30 лётчиками, в распоряжении которых по состоянию на 20 февраля находилось 24 И-16, семь И-15бис и 11 "Чаек".
И-16 тип 5 мл. л-та Новикова из 13-й ОИАЭ ВВС КБФ
И-16 тип 5 из 33-го ИАП
И-16 тип 5 из состава 25-го ИАП, ледовый аэродром Каннельярви.зима 1939-1940 гг.
И-16 тип 5 (доработанный) командира 13-й отдельной истребительной эскадрильи ВВС КБФ майора Г.П.Губанова. Хорошо видно, что на самолете смонтирован неподвижный козырек пилотской кабины, но при этом на фюзеляже сохранились направляющие для сдвижного фонаря. Аэродром Купле, декабрь 1939г.
И-16 тип 5 старшего лейтенанта Боруздина из состава 13-й ОИАЭ ВВС КБФ, аэродром Купля, зима 1939-1940 гг.
Самолет И-16 46-го ИАП, базирующийся на аэродроме Млынув.
И-16 (сер. №521А405). из состава 26-го ИАП. Эта машина оказалась наиболее пострадавшей в результате аварии, произошедшей 26 декабря 1939 г. по вине начальника ПДС и командира звена 1-й эскадрильи 26-го ИАП лейтенанта В.С. Циганенко.
И-16 тип 5 из 2-й эскадрильи 26-го ИАП. Потерпел аварию 30 января 1941 г. на аэродроме Углово. Пилот лейтенант М.И. Крикунов.
И-16 тип 5 младшего лейтенанта Ковалькова из состава 4-й эскадрильи 68-го ИАП, сбитый в воздушном бою 23 декабря 1939г. сержантом Л.Ниссиненом из LLv 24. Самолет совершил посадку у озера Муолянярви.
Реконструкция внешнего вида И-16 тип 5 лейтенанта Я.Ф. Михина
И-16 тип 5 из состава 25-го ИАП. Судя по маркировке на руле, эта машина использовалась для проверки техники пилотирования.
Самолет из эскадрильи советских добровольцев в Испании.

И-16 тип 5 неустановленной эскадрильи с надписью на борту "Не трогать". Предположительно зима 1936-1937гг.

И-16 тип 5 Антонио Ариаса.

И-16 тип 5 "Моска" республиканских ВВС, 1936 г.
И-16 тип 5 командира 1-й эскадрильи "москас" старшего лейтенанта Сергея Тархова. Ноябрь 1936г.
И-16 тип 5 летчика В.Бочарова из ВВС республиканской Испании, 13 ноября 1936г.
Один из первых И-16 тип 5 ВВС республиканской Испании, конец 1936г.
И-16 испанских республиканцев хорошо зарекомендовали себя во время гражданской войны. Этот И-16 Тип 5 служил в 4-й эскадрилье.
Этот И-16 Тип 5 служил в испытательной группе ВВС испанских националистов в Куатро Виентос.
И-16 тип 5 л-та Лиу Чешенга из 21-й АЭ ВВС Китая. Ханькоу, март 1938
И-16 тип 5 летчика Лиу Чи Шенга из 21-й АЭ ВВС Китая. Ханькоу, март 1938 г.
И-16 тип 6 из состава 1-й истребительной эскадрильи "Мошек". Аэродром Кампо XX (район Мадрида), декабрь 1936г. Некоторые источники указывают (в т.ч. фотографии), что И-16 первой партии были серебристого цвета с плохо закрашенными звездами на нижних поверхностях консолей. Это является косвенным свидетельством спешности доработки системы вооружения, проведенной перед отправкой истребителей на Пиренеи.

И-16 тип 6 из состава 1-й эскадрильи "чато", входившей в 21-ю истребительную авиагруппу республиканских ВВС. На этом самолете летом 1937г. воевал Фрэнк Тинкер.
И-16 тип 6 советского добровольца Сергея Кузнецова, захваченный фалангистами в Хихоне и впоследствии проходивший испытания в Германии.
И-16 тип 6 из 46-го ИАП, 14-й СМАД