Поликарпов И-16 тип 5 (6)
Варианты:
Поликарпов - И-16 тип 5 (6) - 1934 - Россия
Страна: Россия
Год: 1934


Описание:
И-16 тип 5 (6)
И-16
Фотографии:

Ч/б фото (49)

И-16 тип 5 (6)

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
  - тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
  - тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
  - тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
  - тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
  - тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
  - тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
  - тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.

И-16

<...>
  С 1935 года советским ВВС поставлялись серийные И-16 Тип 4 (с импортным ПД Cyclone) и Тип 5 (с ПД М-25). Поставки варианта И-16 Тип 5 ВВС испанских республиканцев начались в октябре 1936 года, а за ним последовали варианты Тип 6 (с мотором М-25А) и Тип 10 (с М-25В). И-16 Тип 5 и 6 получили в Испании прозвище "Mosca" (мушка), а Тип 10 - "Super Mosca". Всего в Испанию было поставлено 278 самолетов И-16, а еще десять машин варианта Тип 10 были собраны по лицензии компанией "Hispano-Suiza" до капитуляции правительственных сил в марте 1939 года. Еще 30 самолетов было построено уже при режиме Франко.
  И-16 хорошо зарекомендовал себя в боях, но тактика, применяемая его пилотами, в основном советскими добровольцами, не позволяла в полной мере использовать скорость и скороподъемность машины. После окончания гражданской войны франкистам достались два И-16 Тип 5 и 30 полусобранных планеров. Самолеты были переданы в летную школу в Морго, но из-за строгости в управлении там они практически не использовались до 1944 года, когда их отправили в строевые части.
<...>
  

Варианты

<...>
  И-16 Тип 5: в серии с 1935 года; радиальный ПД М-25 (на базе Cyclone) мощностью 700 л.с. (522 кВт) с винтом АВ-1; первый вариант, получивший бомбодержатели; построено более 1500 самолетов; один был переделан в прототип И-16П с вооружением из двух пулеметов ШКАС в фюзеляже и двух 20-мм пушек в крыле
  И-16 Тип 6: построен в 1936 году; усиленный планер и ПД М-25А в 730 л. с. (544 кВт)
<...>
И-16 тип 5
«Самолет № 54» у ворот ангара завода № 39. Он стал прототипом серийного И-16 тип 5
И-16
31 декабря 1933г.: самолет конструкции Поликарпова ЦКБ-12 (И-16) стал первым в мире серийным истребителем-монопланом с закрытой кабиной и убираемым шасси.
«Красная пятерка» в воздухе
И-16 на авиационной выставке в Милане
Первый пушечный вариант И-16 тип 12 (ЦКБ-12П). Обратите внимание на конфигурацию пушек. Лето 1936 г.
ЦКБ-12П с пушечным вооружением. Лето 1936 г.
Первые И-16 на аэродроме Кампо XX под Мадридом. Ноябрь 1936г.

«Моска» республиканских ВВС, прикрывавший Картахену, из первой партии попавшей в Испанию в ноябре 1936г. Несмотря на довольно неплохое качество снимка, определить модификацию истребителя (двухпулеметный тип 5 или тип 6 с тремя стволами) практически невозможно.
Один из первых И-16 в Испании
The I.16 Single-seater Fighter Monoplane, large numbers of which have been taking part in the Spanish Civil War on the Government side. The machine shown was one of many which have been captured by the Nationalists.
В Испании "Потезы" часто летали на задания в сопровождении И-16.

И-16, пилотируемые советскими летчиками, демонстрируют высший пилотаж жителям Мадрида. 19 ноября 1936г.

В полете пара республиканских И-16 тип 5. Газетный снимок 1937 г.
Советские пилоты позируют на фоне модернизированного И-16 тип 6. (Республиканские летчики на фоне И-16 тип 5 ???) Осень 1937 г.

И-16 тип 5, захваченный франкистами под Мадридом 3 ноября 1936 г.
Ставший трофеем франкистов И-16 тип 5. Аэродром Куатро Вьентос под Мадридом, 1939 г.
Один из пилотов 1-й эскадрильи "Москас" у своего И-16 тип 5. Лето 1937 г.
Истребитель И-16 тип 5
И-16 тип 5.
Советский летчик позирует возле И-16 из состава ВВС Китая
Китайский И-16 тип 5. ШКАСы в крыле заменены пулеметами «Виккерс»
Японцы осматривают И-16, захваченный в Нанкине. 22 декабря 1937 г.
Китайский И-16, захваченный японцами в Нанкине
И-16 тип 5 китайских ВВС с черным капотом мотора на промежуточной базе. При перелете группы И-16 на аэродром Гуйлинь в качестве самолета-лидировщика использовался транспортный C-47
Китайские И-16 на полевом аэродроме
Поступил сигнал тревоги, и советские летчики-добровольцы готовы к взлету на своих И-16
И-16 тип 5 с надвигаемыми пилотскими фонарями и установленными кинофотопулеметами из состава 61-й авиабригады ВВС Балтфлота
Истребители И-16 ВВС РККА
Трофеями гитлеровцев стали многочисленные устаревшие "ишаки".

Самолеты 42-го ИАП на аэродроме Ораны, 22 июня 1941 г.
И-16 тип 5 в одном строю с истребителями Як-7. Черноморский флот, 1942 г.
Газующий перед стартом УТИ-4, стоящий в строю с боевыми И-16. 1942г.
Фотоснимок воздушного боя в Испании, сделанный из кабины франкистского бомбардировщика.
УТИ-4 в одном строю с И-16
Смешанное звено И-16 и УТИ-4 ВВС ЧФ в тренировочном полете, лето 1941г.
Пилоты черноморских "ишаков" учатся атаковать наземные цели с пикирования.
Кадры кинохроники запечатлевшие И-10 тип 5 из состава 25-го ИАП. Все самолёты на неубирающихся лыжах и на многих сдвижные фонари раннего образца.
Вверху - И-16 тип 5 м-ра Губарева из 61-й авиабригады. Внизу - И-16 тип 5 из 13-й ОИАЭ. Зима 1939-40 годов
Командир 2-й эскадрильи 25-го ИАП капитан Н.И.Журавлев (слева) и помощник командира 2-й эскадрильи 25-го ИАП старший лейтенант Я.И.Антонов (справа). Сзади виден И-16 тип 5 на лыжах с неснятыми колесами на основных стойках шасси
Звено 41-го ИАП. Командир звена Кукушкин ставит задачу младшим лейтенантам Кокореву (в центре) и Чеснокову. Белосток, зима 1939-1940 гг.
И-16 тип 5 с неподвижным козырьком и прицелом ОП-1
И-16 на лыжах в период битвы под Москвой зимой 1941-1942 годов
И-16 тип 5 авиации Балтфлота на стартовой линейке
Финский И-16 на одной стоянке с MS-302 и He 115. Тампере, май 1942г.