Поликарпов И-16 тип 10 (17)
Варианты:
Поликарпов - И-16 тип 10 (17) - 1937 - Россия
Страна: Россия
Год: 1937


Описание:
И-16 тип 10 (17)
И-16
Фотографии:

Боковые проекции (30)

И-16 тип 10 (17)

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
  - тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
  - тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
  - тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
  - тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
  - тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
  - тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
  - тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.

И-16

<...>
  С 1935 года советским ВВС поставлялись серийные И-16 Тип 4 (с импортным ПД Cyclone) и Тип 5 (с ПД М-25). Поставки варианта И-16 Тип 5 ВВС испанских республиканцев начались в октябре 1936 года, а за ним последовали варианты Тип 6 (с мотором М-25А) и Тип 10 (с М-25В). И-16 Тип 5 и 6 получили в Испании прозвище "Mosca" (мушка), а Тип 10 - "Super Mosca". Всего в Испанию было поставлено 278 самолетов И-16, а еще десять машин варианта Тип 10 были собраны по лицензии компанией "Hispano-Suiza" до капитуляции правительственных сил в марте 1939 года. Еще 30 самолетов было построено уже при режиме Франко.
  И-16 хорошо зарекомендовал себя в боях, но тактика, применяемая его пилотами, в основном советскими добровольцами, не позволяла в полной мере использовать скорость и скороподъемность машины. После окончания гражданской войны франкистам достались два И-16 Тип 5 и 30 полусобранных планеров. Самолеты были переданы в летную школу в Морго, но из-за строгости в управлении там они практически не использовались до 1944 года, когда их отправили в строевые части.
  Советские И-16 воевали в Китае против японцев, вторгнувшихся в 1937 году, поступив на вооружение двух эскадрилий, ранее оснащенных И-15бис. В начале 1938 года И-16 Тип 10 стали поступать на вооружение китайских частей, а в 1939 году советские И-16 вели ожесточенные бои с истребителями японской Армии во время конфликта на реке Халхин-Гол на границе с Маньчжурией.
  И-16 активно использовались в войне с Финляндией, но ко времени нападения Германии на СССР в 1941 году уже считались устаревшими (даже последний вариант Тип 24). К тому времени около двух третей истребительных частей ВВС СССР были оснащены И-16. Самолеты оказались в гуще боевых действий и понесли тяжелые потери в воздухе и на земле.
<...>
  

Варианты

<...>
  И-16 Тип 10: выпускался с 1937 года; четыре 7,62-мм пулемета ШКАС, вторая пара синхронизирована и установлена над двигателем; выпускался крупной серией; оснащен ПД М-25В мощностью 750 л. с. (559 кВт)
  И-16 Тип 17: серийный вариант 1938 года; конструкция усилена для эксплуатации с увеличенной взлетной массой; хвостовой костыль заменен колесом; в качестве альтернативы бомбам мог нести шесть ракет РС-82; в крыле вместо пулеметов две 20-мм пушки ШВАК
  И-16П: повторное использование обозначения для прототипа ЦКБ-12П 1938 года; две пушки 20-мм ШВАК в крыле планера Тип 10; выпущена небольшая серия до появления Тип 17
  И-16ТК: Тип 10 с двумя турбокомпрессорами ЦИАМТК-1; высотные характеристики значительно выросли, но построили всего несколько таких самолетов
<...>
Истребитель И-16 тип 10 из состава 29-го ИАП
И-16 тип 10 из состава 22-го истребительного полка. Возможно именно на этом истребителе летал старший лейтенант В.Г.Рахов.
Довольно интересный образец западного мифотворчества. Согласно информации, опубликованной в журнале "Scale aviation Modeller" (сентябрь 2006 г.) этот И-16 тип 10 в 1939г. принадлежал некоему А.Бразовцу (A.Brazovets) из 7-го ИАП. Однако, согласно имеющимся в распоряжении автора архивным документам, никакого А.Бразовца в 7-м ИАП в указанное время не было. Если подобная окраска действительно имела место (в принципе, ничего необычного в ней нет), то И-16 тип 10 с белым или желтым номером из состава 7-го ИАП мог принадлежать только лейтенату А.Я.Зуеву
И-16 тип 10 одного из советских авиаполков на Халхин-Голе. Самолет несет двузначный тактический номер с цифрами разных цветов и размеров. Дополнительными обозначениями являются цветной кок винта и законцовка киля. Желтый цвет кока и законцовки дан предположительно, возможна также голубая, серебристая или серая окраска.
И-16 из состава 2-й эскадрильи 124-го ИАП. Самолет был разбит в аварии младшим лейтенантом Н.И. Лысенко 25 мая 1941 г. После взлета на перехват нарушителя границы с аэродрома Ломжа из-за плохого самочувствия пилот решил приземлиться на аэродроме Замбрув, но не рассчитал на посадке, и врезался в дерево. Реконструкция по фото из аварийного акта
И-16 тип 10 "красная 15" сержанта Ф.З.Калугина (будущий ГСС в составе 42-го гиап), лето 1941г.
Самолет И-16 46-го ИАП, базирующийся на аэродроме Млынув.
И-16 тип 10 из 728-го ИАП ВВС Калининского фронта. Начало 1942 г.
И-16 тип 10 из состава 728-го иап ВВС 3-й Ударной армии.
И-16 тип 10 "Супер Моска". 1938 г. Самолет командира 3-й аэ Хосе Браво
В начале гражданской войны в Испании именно И-16 способствовали завоеванию и удержанию республиканцами превосходства в воздухе. На рисунке - И-16 тип 10 "Super Mosca" с эмблемой ("шесть - шесть") 3-й эскадрильи "Москас" (3a Escuadrilla de Mosca), Альбасете, лето 1937 года.
Этот И-16 Super Mosca из 3-й эскадрильи истребителей, опознаваемый по эмблеме "Шестерка-дубль" на киле, летал в Альбасете в 1937 году.
И-16 тип 10 "Супер Чато" из 5-й истребительной эскадрильи испанских республиканских ВВС, в которой осенью 1938-го воевал Михаил Федосеев. Истребитель окрашен сверху и с боков в темно-зеленый цвет с голубыми нижними поверхностями. Капот и кок винта - черные. Лопасти - неокрашенный полированный металл. Республиканские опознавательные знаки - красная полоса вокруг фюзеляжа, красные законцовки крыльев и красно-желто-фиолетовые полосы на руле поворота. Справа - "одноногий пеликан" - эмблема 5-й эскадрильи.
И-16 тип 10, принадлежавший Сабино Кортизо Бертоло.
И-16 тип 10 Антонио Ариаса.

И-16 тип 10 аса республиканских ВВС Антонио Ариаса, 1938г.
I-16 Type 10 of Spanish Grupo Num 21 (1938).
И-16П (тип 17) младшего лейтенанта Каталова из 22-го иап, потерпевший аварию на аэродроме Баин-Тумен в начале 1940г. Серебристая полоса вокруг фюзеляжа - символ быстрой идентификации самолетов 22-го полка, установленный в период боев на Халхин-Голе.
По всей видимости именно так мог выглядеть И-16 тип 17 из состава 7-го ИАП, принадлежавший старшему политруку И.С.Хотилеву.
Истребитель И-16 тип 17 из состава 29-го ИАП
И-16 тип 17 командира эскадрильи старшего лейтенанта Г.Жуйкова.
И-16 тип 17 младшего лейтенанта Н.Кузнецова.
И-16
И-16 был основным истребителем советских ВВС, выступившим на защиту своей Родины. Хотя внешне этот самолет сильно проигрывал элегантному Messerschmitt Bf109, в умелых руках эта машина становилась грозным оружием. На этом И-16 над Финским заливом успешно воевал старший лейтенант А. Г. Ломакин из 21-го полка истребительной авиации.
И-16 из состава 975-го ИАП, на котором Г.А.Шадрин воевал с ноября 1942г. до весны 1943г.
Chinese Type 10, Hankow (1939).
В 1937 году две эскадрильи И-16 были поставлены в Китай. На рисунке - самолет из состава 4-го истребительного авиакрыла, дислоцировавшегося зимой 1937 года в провинции Шаньси на севере Китая. Японские летчики называли И-16 "Abu" (овод).
И-16 имел новаторскую конструкцию. Он являлся первым в мире серийным одноместным истребителем монопланной схемы со свободнонесущим крылом и убираемым шасси. Этот четырехпулеметный И-16 тип 10 зимой 1937-1938 годов числился в 4-м истребительном крыле китайских ВВС в Ханькоу, провинция Шанси.
Трофейный И-16 тип 18. Использовался в марте-апреле 1941г. в LLv 24 ВВС Финляндии
Один из последних И-16 тип 10 из состава ВВС Испании. Самолет использовался до 14 апреля 1953г.