Поликарпов И-16 тип 18 (29)
Варианты:
Поликарпов - И-16 тип 18 (29) - 1939 - Россия
Страна: Россия
Год: 1939


Одноместный истребитель
Описание:
И-16 тип 18 (29)
И-16
Фотографии:

Боковые проекции (35)

И-16 тип 18 (29)

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
  - тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
  - тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
  - тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
  - тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
  - тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
  - тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
  - тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.


И-16 тип 24||
Размах:||9,0 м
Длина:||6,04 м
Моторы, количество х мощность:||1x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1912 кг
Максимальная скорость:||489 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||700 км

И-16

<...>
  Совершенствование самолета, в основном касавшееся силовой установки и вооружения, продолжалось до завершения серийного производства в 1939 году. Выпуск И-16 был возобновлен в 1941-1942 годах.
  Последние варианты И-16 оснащались двигателем М-63 мощностью 1100 л. с. (820 кВт). Всего было построено 10292 самолета, включая двухместные учебные машины.
<...>
  И-16 активно использовались в войне с Финляндией, но ко времени нападения Германии на СССР в 1941 году уже считались устаревшими (даже последний вариант Тип 24). К тому времени около двух третей истребительных частей ВВС СССР были оснащены И-16. Самолеты оказались в гуще боевых действий и понесли тяжелые потери в воздухе и на земле.
  Советские пилоты зачастую практиковали воздушные тараны по вражеским самолетам, рискуя своей жизнью, чтобы уничтожить противника.
  Самолет был снят с вооружения лишь в конце 1943 года. И-16 стал первым в мире свободнонесущим истребителем-монопланом с убирающимся шасси, запущенным в крупносерийное производство.
  Ко времени Второй мировой войны он уже устарел, но надежная конструкция и мощное вооружение делали его грозным оружием в руках опытных пилотов.
  

Варианты

<...>
  И-16 Тип 18: запущен в серию в 1939 году; 920-сильный (686 кВт) радиальный ПД М-62 с двухступенчатым нагнетателем; мог нести два ПТБ; вооружен четырьмя пулеметами ШКАС
  И-16 Тип 24: поступил на вооружение в конце 1939 года; машины раннего выпуска оснащались ПД М-62, позднего - 1100-сильным (820 кВт) М-63; крыло усилено, увеличенные ПТБ; большинство укомплектованы радиостанциями РСИ-1 или РСИ-3 и кислородным оборудованием
  И-16 Тип 28 и Тип 30: как тип 24, но с безредукторным двигателем М-63
<...>

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  И-16

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один радиальный ПД М-62 мощностью 1000 л. с. (746 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3000 м - 490 км/ч; потолок 9470 м; дальность полета 600 км
  Масса: пустого снаряженного 1475 кг; максимальная взлетная 2060 кг
  Размеры: размах крыла 8,88 м; длина 6,04 м; высота 2.41 м; площадь крыла 14,87 м2
  Вооружение: четыре 7,62-мм пулемета ШКАС, два в носовой части и два в крыле; на некоторых самолетах крыльевые пулеметы заменяли 20-мм пушками ШВАК; иногда в фюзеляже устанавливался дополнительный пулемет УБ; бомбовая нагрузка до 200 кг под крылом или шесть ракет РС-82
И-16 тип 18 сержанта Михаила Кибкалова из состава 265-го ИАП. Аэродром Семь Колодезей, Керченский п-ов, январь 1942г.
И-16 тип 29 11-го ИАП КБФ, весна 1942г.
И-16 тип 24, на котором Ф.В.Химич в составе 29-го ИАП воевал в июле-сентябре 1941г.
Истребитель И-16 тип 29 комэска 4 ГИАП ст.лейтенанта Василия Голубева
И-16 тип 29 из состава 13-го ИАП ВВС КБФ, на котором совершали боевые вылеты первые балтийские асы А.Антоненко и П.Бринько, полуостров Ханко, июль 1941г.
И-16 тип 29 ГСС П.Бринько, одержавшего лично и в группе 11 побед (включая 2 аэростата). 13-й ИАП КБФ, остров Ханко, лето 1941г.
И-16 из 481-го ИАП Бакинской зоны ПВО, в котором служили 6 испанских летчиков, апрель 1942г.
И -16 тип 29 из состава 71-го ИАП авиации Балтийского флота. Ленинградский фронт, 1942г.
И-16 тип 17 (24?), на котором летом 1941г. воевал старший лейтенант Б.Ф.Сафонов.
И-16 тип 24 старшего лейтенанта Б.Ф.Сафонова из состава 72-го САП ВВС Северного флота.
И-16 тип 24 Бориса Сафонова
Истребитель И-16 тип 24 дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова, 72-й смешанный авиаполк
И-16 из 72 САП ВВС Северного Флота, на котором Б.Сафонов летал в первые месяцы войны.
Как командир истребительной эскадрильи, Борис Сафонов, по всей видимости, мог летать на любой машине своего подразделения и в том числе на И-16 с бортовыми надписями "За Сталина!" и "За СССР", а не только фотографироваться на их фоне на аэродроме Ваенга-1 летом-осенью 1941г.
И-16 с бортовой надписью "За Сталина" летчика И.В.Филимонова, входившие в состав 32-го иап Черноморского флота, лето 1941г.
Истребители И-16 из эскадрильи Бориса Сафонова.
И-16 тип 24 зав. N 24600135. 1 эскадрилья 282-го ИАП. Юго-Западный фронт, февраль 1942г. Звезды в 4-х позициях.
Type 24, Odessa (Autumn-Winter 1941).
Несмотря на то, что И-16 уступал новейшим немецким Bf 109 в скорости, в руках опытного пилота этот маневренный самолет был грозным противником. Неоднократно летчики И-16 прибегали и к таранным ударам. И-16 тип 24 одной из частей, оборонявших Одессу, сентябрь 1941 года.
Истребитель И-16 ВВС Севастопольского оборонительного района, осень-зима 1941г.
И-16 тип 24 комэска 67-го ИАП к-на П.П.Савенко
И-16 тип 24 из состава 67-го ИАП, на котором в числе других летчиков летал капитан Савенко, сбивший за июнь-август 1941г. на Южном фронте три самолета противника лично и один в паре с другим летчиком полка.
Type 24 of 72nd V-MF Reg, Murmansk (1941-2).
Окрашенный в смываемый зимний камуфляж, этот И-16 Тип 24 из 4-го ИАП зимой 1940-1941 годов базировался в районе Ладожского озера.
И-16 тип 24 4-го ГИАП КБФ, апрель 1942г.
И-16 тип 18. Северо-Западный фронт, зима 1942 г.
И-16 тип 28 командира 69-го ИАП (впоследствии 9-го ГИАП) майора Л.Л.Шестакова, будущего Героя Советского Союза, Одесса, август-сентябрь 1941г.
И-16 тип 27. Украина, июнь 1941г.
Истребитель И-16 ВВС Севастопольского оборонительного района, осень-зима 1941г.
И-16 тип 28. Одесса, июль 1941г.
И-16 предположительно тип 17 (27?), 84-й ИАП, Северный Кавказ, осень 1942г., пилот А.Худяков.
И-16 тип 28. Предположительно, одного из полков 45-й авиационной дивизии. Южный фронт, аэродром в районе Одессы, конец июня 1941г. При отступлении полка самолеты не удалось эвакуировать, и они были захвачены немцами. Звезды в 6-и позициях.
Один из четырех И-16, уцелевших в 975-м ИАП к июню 1943г. Предположительно на этом самолете поочередно летали А.С.Шишов, А.В.Манычкин и А.Г.Сомкин
И-16 тип 24 СПБ Евпатория, июль 1941 г.