Варианты
- Поликарпов - И-16 / ЦКБ-12 - 1933 - Россия
- Поликарпов - И-16 тип 5 (6) - 1934 - Россия
- Поликарпов - И-16 тип 10 (17) - 1937 - Россия
- Поликарпов - УТИ-4 - 1937 - Россия
- Поликарпов - И-16 тип 18 (29) - 1939 - Россия
И-16 тип 18 (29)
Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
- тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
- тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
- тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
- тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
- тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
- тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
- тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
- тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
- тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.
И-16 тип 24||
Размах:||9,0 м
Длина:||6,04 м
Моторы, количество х мощность:||1x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1912 кг
Максимальная скорость:||489 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||700 км
Описание:
- И-16 тип 18 (29)
- И-16
Фотографии
-
История Авиации 2001-01 / А.Юрченко - Михаил Кибкалов /Асы мира/
И-16 тип 18 сержанта Михаила Кибкалова из состава 265-го ИАП. Аэродром Семь Колодезей, Керченский п-ов, январь 1942г.
-
Air Enthusiast 1972-03 / Model enthusiast
Type 24, Odessa (Autumn-Winter 1941).
-
Мировая Авиация 158
Несмотря на то, что И-16 уступал новейшим немецким Bf 109 в скорости, в руках опытного пилота этот маневренный самолет был грозным противником. Неоднократно летчики И-16 прибегали и к таранным ударам. И-16 тип 24 одной из частей, оборонявших Одессу, сентябрь 1941 года.
-
АвиаМастер 2007-01 / М.Морозов - Севастопольский вальс - 2 /На фронтах Великой Отечественной/
Истребитель И-16 ВВС Севастопольского оборонительного района, осень-зима 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
И-16 тип 24 из 2-й эскадрильи 146-го ИАП, весна 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
И-16 тип 24 из состава 1-й эскадрильи 149-го ИАП, пилот лейтенант Н.Н. Павличенко, аэродром Черновцы, январь 1941 г.
-
АвиаМастер 2001-03 / М.Морозов - Несостоявшийся Перл-Харбор или почему потерпела крах операция "Айсштосс" /На фронтах Великой Отечественной/
И-16 тип 29 11-го ИАП КБФ, весна 1942г.
-
АвиаМастер 2006-08 / А.Марченко, И.Сеидов - Домой вернутся все! /Авиация в лицах/
И-16 тип 24, на котором Ф.В.Химич в составе 29-го ИАП воевал в июле-сентябре 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
Истребители И-16 тип 29 из 166-го ИАП (окраска самолетов восстановлена по фотографиям), Вверху - тактический №23, самолет был оставлен на обочине дороги при транспортировке на ремонт в тыл; внизу - самолет захвачен румынскими военнослужащими на месте вынужденной посадки, Румыния, Стефанешты, июль 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 1999-01 / В.Дымич - Веселая охота на востоке Европы
Истребитель И-16 тип 29 комэска 4 ГИАП ст.лейтенанта Василия Голубева
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
И-16 тип 29 из состава 13-го ИАП ВВС КБФ, на котором совершали боевые вылеты первые балтийские асы А.Антоненко и П.Бринько, полуостров Ханко, июль 1941г.
-
АэроХобби 1994-01 / Ю.Гугля, В.Иванов - Роковой И-180 /Монография/
И-16 тип 29 ГСС П.Бринько, одержавшего лично и в группе 11 побед (включая 2 аэростата). 13-й ИАП КБФ, остров Ханко, лето 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
И-16 из состава 3-й эскадрильи 67-го ИАП
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / М.Тимин - 40 дней войны лейтенанта Мелентьева /Авиация и люди/
И-16 тип 24, тактический №58, заместителя командира 3-й эскадрильи старшего лейтенанта Якова Рогозина.
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / М.Тимин - Наследник Нестерова
Истребитель И-16 тип 24 из состава 29-го ИАП
-
Авиация и Время 2002-03 / М.Жирохов - Испанские летчики-добровольцы в ВВС РККА
И-16 из 481-го ИАП Бакинской зоны ПВО, в котором служили 6 испанских летчиков, апрель 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
И-16 тип 24 из состава 4-й АЭ 67-го ИАП, на котором летом 1941 г. летал комэск капитан П.П. Савенко
-
Авиация и Время 1996-04 / Д.Хазанов - Вторжение /Аэроархив/ (2)
И-16 тип 24 комэска 67-го ИАП к-на П.П.Савенко
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
И-16 тип 24 из состава 67-го ИАП, на котором в числе других летчиков летал капитан Савенко, сбивший за июнь-август 1941г. на Южном фронте три самолета противника лично и один в паре с другим летчиком полка.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 24 сержанта В.П. Сагалаева из 71 -го ИАП ВВС КБФ.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
И -16 тип 29 из состава 71-го ИАП авиации Балтийского флота. Ленинградский фронт, 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / М.Тимин - 40 дней войны лейтенанта Мелентьева /Авиация и люди/
И-16 тип 24, тактический N 78 из 4-й эскадрильи 67-го ИАП.
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / М.Тимин - Первые воздушные победы 22 июня 1941г. /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Истребитель И-16 из состава 4-й эскадрильи 67-го ИАП
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Истребитель И-16 тип 24 с подвесными топливными баками из состава 4-й АЭ
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / М.Тимин - Система обозначений самолетов ВВС КА накануне Великой Отечественной войны /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
И-16 тип 18 из 1-й эскадрильи 19-го ИАП. Потерпел аварию 19 мая 1941 г. на аэродроме Горелово. Пилот младший лейтенант Ф.И. Ливенцов.
-
АвиаМастер 2001-05 / А.Марданов - Защищая русский север /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
И-16 тип 17 (24?), на котором летом 1941г. воевал старший лейтенант Б.Ф.Сафонов.
-
История Авиации 2002-06 / А.Марданов - Точность прежде всего /Дискуссионный клуб/ (2)
И-16 тип 24 старшего лейтенанта Б.Ф.Сафонова из состава 72-го САП ВВС Северного флота.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
И-16 тип 24 Бориса Сафонова
-
Авиация и Космонавтика 1995-11 / С.Горожанин - Лучшие асы-истребители мира
Истребитель И-16 тип 24 дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова, 72-й смешанный авиаполк
-
Мир Авиации 1995-01 / Ю.Рыбин - О Сафонове не по мемуарам /Асы мира/
И-16 из 72 САП ВВС Северного Флота, на котором Б.Сафонов летал в первые месяцы войны.
-
История Авиации 28 / Ю.Рыбин - "Драться, как Сафонов!" /Расследование/ (3)
Как командир истребительной эскадрильи, Борис Сафонов, по всей видимости, мог летать на любой машине своего подразделения и в том числе на И-16 с бортовыми надписями "За Сталина!" и "За СССР", а не только фотографироваться на их фоне на аэродроме Ваенга-1 летом-осенью 1941г.
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
И-16 с бортовой надписью "За Сталина" летчика И.В.Филимонова, входившие в состав 32-го иап Черноморского флота, лето 1941г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 28 - один из самолетов Б.Ф. Сафонова. 72-й САП ВВС СФ, лето-осень 1941 г.
-
АвиаМастер 2003-05 / Ю.Рыбин - Размышления об И-16 Бориса Сафонова /На фронтах Великой Отечественной/
Истребители И-16 из эскадрильи Бориса Сафонова.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 24 из 1-й АЭ 282-го ИАП. Юго-Западный фронт, июль 1942 г.
-
Мир Авиации 2003-02 / ??? /Галерея/
И-16 тип 24 зав. N 24600135. 1 эскадрилья 282-го ИАП. Юго-Западный фронт, февраль 1942г. Звезды в 4-х позициях.
-
Air Enthusiast 1972-03 / Model enthusiast
Type 24 of 72nd V-MF Reg, Murmansk (1941-2).
-
Мировая Авиация 216
Окрашенный в смываемый зимний камуфляж, этот И-16 Тип 24 из 4-го ИАП зимой 1940-1941 годов базировался в районе Ладожского озера.
-
АвиаМастер 2001-03 / М.Морозов - Несостоявшийся Перл-Харбор или почему потерпела крах операция "Айсштосс" /На фронтах Великой Отечественной/
И-16 тип 24 4-го ГИАП КБФ, апрель 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
И-16 тип 18. Северо-Западный фронт, зима 1942 г.
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
И-16 тип 28 командира 69-го ИАП (впоследствии 9-го ГИАП) майора Л.Л.Шестакова, будущего Героя Советского Союза, Одесса, август-сентябрь 1941г.
-
Авиация и Время 1996-04 / Д.Хазанов - Вторжение /Аэроархив/ (2)
И-16 тип 27. Украина, июнь 1941г.
-
АвиаМастер 2007-01 / М.Морозов - Севастопольский вальс - 2 /На фронтах Великой Отечественной/
Истребитель И-16 ВВС Севастопольского оборонительного района, осень-зима 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
И-16 тип 28. Одесса, июль 1941г.
-
АэроХобби 1994-01 / Ю.Гугля, В.Иванов - Роковой И-180 /Монография/
И-16 предположительно тип 17 (27?), 84-й ИАП, Северный Кавказ, осень 1942г., пилот А.Худяков.
-
Мир Авиации 2003-02 / ??? /Галерея/
И-16 тип 28. Предположительно, одного из полков 45-й авиационной дивизии. Южный фронт, аэродром в районе Одессы, конец июня 1941г. При отступлении полка самолеты не удалось эвакуировать, и они были захвачены немцами. Звезды в 6-и позициях.
-
Авиация и Время 2005-05 / О.Каминский - "Мессершмитты" над Кубанью
Один из четырех И-16, уцелевших в 975-м ИАП к июню 1943г. Предположительно на этом самолете поочередно летали А.С.Шишов, А.В.Манычкин и А.Г.Сомкин
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Пушечный истребитель И-16 тип 28 из состава 1-й АЭ
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
И-16 тип 24 СПБ Евпатория, июль 1941 г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 24 из смешанной авиадивизии ВВС Монголии. Середина 1942г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Трофейный И-16 тип 29. Использовался в июле-сентябре 1941г. в 19-й эскадрилье ВВС Румынии
Тип фотографий
- Боковые проекции (54)
- Цветные фото (10)
- Ч/б фото (80)
- Обломки (14)
- Модели, рисунки, схемы (12)