Поликарпов И-16 тип 18 (29)
Варианты:
Поликарпов - И-16 тип 18 (29) - 1939 - Россия
Страна: Россия
Год: 1939


Одноместный истребитель
Описание:
И-16 тип 18 (29)
И-16
Фотографии:

Ч/б фото (53)

И-16 тип 18 (29)

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
  - тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
  - тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
  - тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
  - тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
  - тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
  - тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
  - тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.


И-16 тип 24||
Размах:||9,0 м
Длина:||6,04 м
Моторы, количество х мощность:||1x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1912 кг
Максимальная скорость:||489 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||700 км

И-16

<...>
  Совершенствование самолета, в основном касавшееся силовой установки и вооружения, продолжалось до завершения серийного производства в 1939 году. Выпуск И-16 был возобновлен в 1941-1942 годах.
  Последние варианты И-16 оснащались двигателем М-63 мощностью 1100 л. с. (820 кВт). Всего было построено 10292 самолета, включая двухместные учебные машины.
<...>
  И-16 активно использовались в войне с Финляндией, но ко времени нападения Германии на СССР в 1941 году уже считались устаревшими (даже последний вариант Тип 24). К тому времени около двух третей истребительных частей ВВС СССР были оснащены И-16. Самолеты оказались в гуще боевых действий и понесли тяжелые потери в воздухе и на земле.
  Советские пилоты зачастую практиковали воздушные тараны по вражеским самолетам, рискуя своей жизнью, чтобы уничтожить противника.
  Самолет был снят с вооружения лишь в конце 1943 года. И-16 стал первым в мире свободнонесущим истребителем-монопланом с убирающимся шасси, запущенным в крупносерийное производство.
  Ко времени Второй мировой войны он уже устарел, но надежная конструкция и мощное вооружение делали его грозным оружием в руках опытных пилотов.
  

Варианты

<...>
  И-16 Тип 18: запущен в серию в 1939 году; 920-сильный (686 кВт) радиальный ПД М-62 с двухступенчатым нагнетателем; мог нести два ПТБ; вооружен четырьмя пулеметами ШКАС
  И-16 Тип 24: поступил на вооружение в конце 1939 года; машины раннего выпуска оснащались ПД М-62, позднего - 1100-сильным (820 кВт) М-63; крыло усилено, увеличенные ПТБ; большинство укомплектованы радиостанциями РСИ-1 или РСИ-3 и кислородным оборудованием
  И-16 Тип 28 и Тип 30: как тип 24, но с безредукторным двигателем М-63
<...>

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  И-16

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один радиальный ПД М-62 мощностью 1000 л. с. (746 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3000 м - 490 км/ч; потолок 9470 м; дальность полета 600 км
  Масса: пустого снаряженного 1475 кг; максимальная взлетная 2060 кг
  Размеры: размах крыла 8,88 м; длина 6,04 м; высота 2.41 м; площадь крыла 14,87 м2
  Вооружение: четыре 7,62-мм пулемета ШКАС, два в носовой части и два в крыле; на некоторых самолетах крыльевые пулеметы заменяли 20-мм пушками ШВАК; иногда в фюзеляже устанавливался дополнительный пулемет УБ; бомбовая нагрузка до 200 кг под крылом или шесть ракет РС-82
И-16 тип 24
Один из опытных вариантов И-16 тип 24, 1939г.
ФАБ-100 на подфюзеляжном бомбодержателе И-16 тип 24. Судя по всему, подобная конструкция была реализована и зимой 1939-1940 гт. в 7-м ИАП на И-16 тип 18.
Впечатляющий арсенал И-16 тип 26: пара ФАБ-50 и шесть РС-82.
И-16 тип 29. Под крылом дополнительные баки и пусковые установки PC
И-16 тип 29 на испытаниях в НИИ ВВС. Под крыльями - подвесные баки и направляющие для РС-82.
Подвеска РС-82 на самолете И-16 перед боевым вылетом. Аэродром Архонская, сентябрь 1942 г.
Пристрелка пулеметов на И-16
Подготовка самолета И-16 к очередному боевому вылету
Взлетает истребитель И-16 ВВС ЧФ. Под крылом самолета - подвесные топливные баки.
По ряду причин Советский Союз не смог долго удерживать лидирующие позиции в области истребительной авиации, завоеванные И-16. К началу Великой Отечественной войны машина уже устарела, однако вклад И-16 в дело защиты Родины трудно переоценить.
И-16 на трассе перелета
Звено И-16 в полете. Фото сделано с 8-мм кинопленки
Парадная пятерка И-16, в воздухе В.Коккинаки, В.Евсеев, С.Супрун, С.Преман и В.Шевченко, 1935г. (???)
Во времена господства бипланной схемы и неубирающегося шасси создание И-16 стало поворотной точкой в истории развития авиации.
"Красную пятерку" ведет А.Серов, 1 мая 1939г.
Bf 109F-2 из Stab.II/JG 54 рядом с И-16 на захваченном советском аэродроме под Двинском, конец июня 1941г.
Истребители И-153 и И-16 авиации Балтфлота нередко применялись как штурмовики. На фото: балтийцы готовят к вылету звено И-16. Октябрь 1942г.
На аэродроме - боевая тревога.
Разбор полетов у пилотов ВВС Балтфлота в последние предвоенные дни.
И-16 тип 27 на фронтовом аэродроме.
Последний пушечный И-16 тип 28. Расположение 20-мм ШВАКов в крыле не изменилось.
Подготовка И-16 к очередному боевому вылету.
Военный фотокорреспондент Евгений Халдей фотографирует североморского аса Бориса Сафонова на фоне его знаменитого И-16 с надписью "За Сталина!". В действительности североморский ас не летал на этом самолете. Удалось также установить, что этот И-16 зав. N 24Р21891 был сбит в воздушном бою 19 июля 1941г.
Борис Сафонов на И-16 сбил 14 самолетов
Знаменитая фотография двух североморских И-16, сфотографированные в первые недели войны на аэродроме Ваенга-Первая. Позже эффектные надписи на бортах самолетов были закрашены, а "ишаки" получили другие бортовые номера, которые были нанесены на фюзеляжи.
И-16 из состава 4-й эскадрильи старшего лейтенанта Б.Ф.Сафонова взлетает по тревоге. Обратите внимание на то, как блестит верхняя поверхность консоли, на которой отражается лозунг "За СССР!", написанный на борту. Судя по всему, за состоянием "ишачков" техперсонал вннимательно следил
Младший лейтенант С.Сурженко в кабине своего истребителя. 1941г.
Истребитель И-16 Сафонова на взлете.
Менее известная фотография военного корреспондента Евгения Халдея. В формуляре к этому снимку имеется следующая запись: "Борис Сафонов вернулся с боевого задания. 1941 год". На самолете явно отсутствуют какие-либо надписи.
Истребитель И-16 тип 24 из 32-го ИАП ВВС Черноморского флота, лето 1941г. В кабине летчик В.И.Филимонов.
Пилот И-16 ВВС ЧФ получает инструктаж перед боевым вылетом, 1941г.
Подготовка И-16 из 72-го САП к боевому вылету, лето 1941г.
Командир полка майор Чупиков принимает доклад после вылета на разведку капитана Шлепова
Этот снимок пушечного И-16 тип 27 из состава 27-го ИАП был сделан летом 1942г. Однако год назад этот "ишачок" входил в состав 4-й "сафоновской" эскадрильи. На фотоснимке хорошо просматривается антенна, указывающая на то, что истребитель оборудован радиостанцией РСИ-3.
Василий Голубев (второй справа) у И-16 (на снимке - автограф В.Ф. Голубева)
Командир 68-го ИАП майор В.В.Зеленцов (второй слева) с летчиками своего полка. Для 68-го истребительного авиаполка первый месяц войны выдался достаточно неудачным, однако в последующем летчики этой части проявили себя с самой лучшей стороны. Майор Зеленцов по итогам советско-финской войны совершенно заслуженно был удостоен звания Герой Советского Союза. Фото сделано летом 1940г. на Кавказе, куда в ожидании англо-французских бомбардировок 68-й ИАП был переброшен сразу после окончания Зимней войны.
У И-16 летчики Д. Татаренко, А. Байсултанов, М. Васильев, М. Старухин, В. Голубев, Г. Цоколаев, И. Творогов. Ханко, ноябрь 1941 г.
Летчик 84-го ИАП А.Худяков у своего пушечного И-16 тип 17 (27?) (предположительно). Северный Кавказ, 1942г. Снизу фюзеляжа видны подштамповки для уборки лыж.
Летчик К.В.Сухов был сбит на этом И-16 тип 27 буквально накануне кубанского сражения - 15 апреля. Он остался жив. Потом воевал в 16-м ГИАП и стал Героем Советского Союза
Вопреки расхожему мнению, многие комиссары не только заставляли воевать других, но и сами вели в бой своих подчиненных. Военком 68-го ИАП батальонный комиссар Леонтий Игнатьевич Яковенко, имея за плечами богатый опыт, не раз вылетал во главе групп истребителей на боевые задания. К концу войны не аго счету было 64 боевых вылета, а по ее итогам Яковенко был удостоен звания Герой Советского Союза
Герой Советского Союза капитан Гальченко у своего И-16. Фото лета-осени 1941г.
И-16 в музее обороны Ленинграда
Последняя и наиболее совершенная серийная модификация "ишака", появившаяся накануне войны - И-16 тип 29 с радиостанцией "Орел" и ракетными подвесками
Трофейный И-16