Поиск по сайту:
Варианты
- Поликарпов - И-16 / ЦКБ-12 - 1933 - Россия
- Поликарпов - И-16 тип 5 (6) - 1934 - Россия
- Поликарпов - И-16 тип 10 (17) - 1937 - Россия
- Поликарпов - УТИ-4 - 1937 - Россия
- Поликарпов - И-16 тип 18 (29) - 1939 - Россия
И-16 тип 18 (29)
Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
- тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
- тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
- тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
- тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
- тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
- тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
- тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
- тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
- тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.
И-16 тип 24||
Размах:||9,0 м
Длина:||6,04 м
Моторы, количество х мощность:||1x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1912 кг
Максимальная скорость:||489 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||700 км
Описание:
- И-16 тип 18 (29)
- И-16
Фотографии
-
АэроХобби 1994-01 / Ю.Гугля, В.Иванов - Роковой И-180 /Монография/
Один из опытных вариантов И-16 тип 24, 1939г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 24 из 16-го ИАП. Контрольные испытания, лето 1940 г.
-
История Авиации 33 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (2)
ФАБ-100 на подфюзеляжном бомбодержателе И-16 тип 24. Судя по всему, подобная конструкция была реализована и зимой 1939-1940 гт. в 7-м ИАП на И-16 тип 18.
-
История Авиации 26 / П.Каминский, М.Павловский - Il-2?.. Schturmovik?.. Das ist fantastisch!!.. /Виртуальное небо/ (2)
Впечатляющий арсенал И-16 тип 26: пара ФАБ-50 и шесть РС-82.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
И-16 тип 29 в ходе Госиспытаний. Под крылом дополнительные баки и пусковые установки PC
-
Авиация и Космонавтика 2021-08 / С.Мороз - Непобежденный. Из истории самолета МиГ-3 (1)
Самолет Н.Н. Поликарпова И-16 - основной истребитель ВВС РККА в конце 1930-х гг.
-
АэроХобби 1994-01 / Ю.Гугля, В.Иванов - Роковой И-180 /Монография/
И-16 тип 29 на испытаниях в НИИ ВВС. Под крыльями - подвесные баки и направляющие для РС-82.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Госиспытания И-16 тип 29, довооруженного шестью орудиями РО под реактивные снаряды РС-82. Август 1940 г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-05 / Д.Пичугин - 712-й гвардейский Черновицкий ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк
Подвеска РС-82 на самолете И-16 перед боевым вылетом. Аэродром Архонская, сентябрь 1942 г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Пристрелка синхронных ШКАСов на И-16 тип 29 из 71 -го ИАП. Судя по подвешенным РС-82, будут опробованы и они
-
Авиация и Космонавтика 2015-05 / Д.Пичугин - 712-й гвардейский Черновицкий ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк
Подготовка самолета И-16 к очередному боевому вылету
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
Неизвестный пилоту И-16 ВВС ОдВО лето 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Взлетает самолет 4-й эскадрильи 67-го ИАП. Обратите внимание: самолет вооружен шестью реактивными снарядами
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / М.Тимин - 40 дней войны лейтенанта Мелентьева /Авиация и люди/
Взлетает самолет командира 4-й эскадрильи капитана П.П. Савенко
-
АвиаМастер 2005-05 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Взлетает истребитель И-16 ВВС ЧФ. Под крылом самолета - подвесные топливные баки.
-
Авиация и Космонавтика 2022-05 / А.Пухлов - Летавшие на "Ишачках" /Советские асы начала войны/
Взлетает лейтенант П.Бринько, 13 ИАП, лето 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-12 / В.Иванов - Как создавался И-16 (1)
И-16 можно было встретить во фронтовых частях еще в 1944 г.
-
Мировая Авиация 158
По ряду причин Советский Союз не смог долго удерживать лидирующие позиции в области истребительной авиации, завоеванные И-16. К началу Великой Отечественной войны машина уже устарела, однако вклад И-16 в дело защиты Родины трудно переоценить.
-
Авиация и Космонавтика 2023-10 / А.Заблотский, И.Заболотский - Удары советской авиации по таганрогскому аэродромному узлу в октябре‑декабре 1941 года
Пара И-16 тип 29 в боевом вылете. 1941 г.
-
История Авиации 31 / А.Марданов - Может хватит бездумных нападок?!.. /Возвращаясь к напечатанному/ (1)
Звено И-16 в полете. Фото сделано с 8-мм кинопленки
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Пятерка И-16 в довоенной серо-серебристой окраске
Парадная пятерка И-16, в воздухе В.Коккинаки, В.Евсеев, С.Супрун, С.Преман и В.Шевченко, 1935г. (???)
Во времена господства бипланной схемы и неубирающегося шасси создание И-16 стало поворотной точкой в истории развития авиации. -
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
"Красную пятерку" ведет А.Серов, 1 мая 1939г.
-
АвиаМастер 2002-02 / М.Морозов - Вошедшие в бессмертие /На фронтах Великой Отечественной/
Bf 109F-2 из Stab.II/JG 54 рядом с И-16 на захваченном советском аэродроме под Двинском, конец июня 1941г.
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.109F - Германия - 1940
-
Авиация и Космонавтика 1999-01 / В.Дымич - Веселая охота на востоке Европы
И-16 11-го истребительного авиаполка КБФ (3-й эскадрильи 4-го ГИАП ???) на аэродроме Выстав под Ленинградом, весна (осень ???) 1942г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 применялся на фронте до конца 1943 года. Несмотря на явное превосходство немецких истребителей, советские летчики отважно дрались с врагом, нанося ему ощутимые потери. Первым в нашей авиации получил Гвардейское звание 29-й истребительный авиаполк (ИАП) летавший на И-16, который 6 декабря 1941 года был преобразован в 1-й Гвардейский ИАП. На снимке самолеты 4-го ГвИАП ВВС Балтийского флота на аэродроме Выстав (район Новой Ладоги), апрель 1942г. На ближнем летал ст. сержант Г.Д. Цоколаев
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
0 готовности к вылету докладывает л-т Г.Г. Гуряков. 4-й ГИАП, зима 1942 г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Эскадрилья пушечных И-16 на линейке готовности перед боевым вылетом
-
Авиация и Время 2005-01 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - В небе над Финским заливом и Ладогой. 1942 год
Истребители И-153 и И-16 авиации Балтфлота нередко применялись как штурмовики. На фото: балтийцы готовят к вылету звено И-16. Октябрь 1942г.
-
АэроХобби 1994-01 / И.Гуляс - Победы советских летчиков первого дня войны /Аэроархив/
Разбор полетов у пилотов ВВС Балтфлота в последние предвоенные дни.
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / М.Тимин - 40 дней войны лейтенанта Мелентьева /Авиация и люди/
Завтрак на аэродроме Болгарийка, на заднем плане И-16 №78 4-й эскадрильи
-
История Авиации 26 / П.Каминский, М.Павловский - Il-2?.. Schturmovik?.. Das ist fantastisch!!.. /Виртуальное небо/ (2)
И-16 тип 27 на фронтовом аэродроме.
-
Авиация и Космонавтика 2016-10 / С.Мороз - И-185 - истребитель-мечта (1)
Основной советский истребитель-моноплан И-16 был лучшим к середине 1930-х гг., однако к концу десятилетия уже устарел
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
И-16 тип 24 из 2-й эскадрильи 146-го ИАП, весна 1941 г., аэродром Кача
-
История Авиации 26 / П.Каминский, М.Павловский - Il-2?.. Schturmovik?.. Das ist fantastisch!!.. /Виртуальное небо/ (2)
Последний пушечный И-16 тип 28. Расположение 20-мм ШВАКов в крыле не изменилось.
-
История Авиации 2003-02 / П.Каминский - Il-2?.. Schturmovik?.. Das ist fantastisch!!.. /Игротека/ (1)
Серийный И-16 тип 24 с подвесными топливными баками ПСБ-21
-
История Авиации 27 / Ю.Рыбин - "Драться, как Сафонов!" /Расследование/ (2)
Военный фотокорреспондент Евгений Халдей фотографирует североморского аса Бориса Сафонова на фоне его знаменитого И-16 с надписью "За Сталина!". В действительности североморский ас не летал на этом самолете. Удалось также установить, что этот И-16 зав. N 24Р21891 был сбит в воздушном бою 19 июля 1941г.
-
История Авиации 26 / Ю.Рыбин - "Драться, как Сафонов!" /Расследование/ (1)
Борис Сафонов на И-16 сбил 14 самолетов
-
Авиация и Космонавтика 2022-05 / А.Пухлов - Летавшие на "Ишачках" /Советские асы начала войны/
Борис Сафонов возле истребителя И-16. Таким он остался в памяти своих боевых друзей...
-
Авиация и Космонавтика 2022-05 / А.Пухлов - Летавшие на "Ишачках" /Советские асы начала войны/
Взлетает И-16 тип 24 старшего лейтенанта Коваленко из 72-го САП. Аэродром Ваенга, июль 1941 года. Именно этот самолет долгое время считался машиной Б.Ф. Сафонова. Обшивка хорошо отполирована и блестит. На гаргроте, сверху за кабиной установлен ФКП в обтекателе
-
АвиаМастер 2003-05 / Ю.Рыбин - Размышления об И-16 Бориса Сафонова /На фронтах Великой Отечественной/
Знаменитая фотография двух североморских И-16, сфотографированные в первые недели войны на аэродроме Ваенга-Первая. Позже эффектные надписи на бортах самолетов были закрашены, а "ишаки" получили другие бортовые номера, которые были нанесены на фюзеляжи.
-
История Авиации 29 / Ю.Рыбин - "Драться, как Сафонов!" /Расследование/ (4)
И-16 из состава 4-й эскадрильи старшего лейтенанта Б.Ф.Сафонова взлетает по тревоге. Обратите внимание на то, как блестит верхняя поверхность консоли, на которой отражается лозунг "За СССР!", написанный на борту. Судя по всему, за состоянием "ишачков" техперсонал вннимательно следил
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (4)
Младший лейтенант С.Сурженко в кабине своего истребителя. 1941г.
-
История Авиации 27 / Ю.Рыбин - "Драться, как Сафонов!" /Расследование/ (2)
Истребитель И-16 Сафонова на взлете.
-
АвиаМастер 2003-05 / Ю.Рыбин - Размышления об И-16 Бориса Сафонова /На фронтах Великой Отечественной/
Менее известная фотография военного корреспондента Евгения Халдея. В формуляре к этому снимку имеется следующая запись: "Борис Сафонов вернулся с боевого задания. 1941 год". На самолете явно отсутствуют какие-либо надписи.
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (4)
Истребитель И-16 тип 24 из 32-го ИАП ВВС Черноморского флота, лето 1941г. В кабине летчик В.И.Филимонов.
Senior-Lieutenant Boris Philimonov, after returning from the raid to Chernavoda. The only external difference of an I-16SPB from other fighters of the type was the lock on the fuselage behind the cockpit. -
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Лейтенант Мелентьев в кабине И-16
-
АвиаМастер 2004-01 / О.Каминский, М.Жирохов - Воздушные тараны черноморцев /Неизвестные страницы/
Пилот И-16 ВВС ЧФ получает инструктаж перед боевым вылетом, 1941г.
-
История Авиации 31 / А.Марданов - Может хватит бездумных нападок?!.. /Возвращаясь к напечатанному/ (1)
Подготовка И-16 из 72-го САП к боевому вылету, лето 1941г.
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 из 27-го ИАП в заснеженном лесу. Аэродром в районе Клина, поздняя осень 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2021-08 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Казахстана (1)
И-16 из состава 728-го иап, сформированного в Чимкенте
-
Авиация и Космонавтика 2022-05 / А.Пухлов - Летавшие на "Ишачках" /Советские асы начала войны/
На фотот Петр Бринько (слева), Ханковская авиагруппа, июль 1941 года
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / М.Тимин - 40 дней войны лейтенанта Мелентьева /Авиация и люди/
Личный состав 4-й эскадрильи 67-го ИАП в конце июля 1941г. на аэродроме Болгарийка. В центре командир капитан П.П.Савенко
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Младшие лейтенанты Мурашев и Ширманов на фоне И-16 3-й эскадрильи
-
История Авиации 27 / Ю.Рыбин - "Драться, как Сафонов!" /Расследование/ (2)
Этот снимок пушечного И-16 тип 27 из состава 27-го ИАП был сделан летом 1942г. Однако год назад этот "ишачок" входил в состав 4-й "сафоновской" эскадрильи. На фотоснимке хорошо просматривается антенна, указывающая на то, что истребитель оборудован радиостанцией РСИ-3.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
Василий Голубев (второй справа) у И-16 (на снимке - автограф В.Ф. Голубева)
-
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Молодые летчики сержанты Слесарчук, Гозин и Перевера у И-16 тип 29. ПВО Москвы, 1942 г.
-
История Авиации 32 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (1)
Командир 68-го ИАП майор В.В.Зеленцов (второй слева) с летчиками своего полка. Для 68-го истребительного авиаполка первый месяц войны выдался достаточно неудачным, однако в последующем летчики этой части проявили себя с самой лучшей стороны. Майор Зеленцов по итогам советско-финской войны совершенно заслуженно был удостоен звания Герой Советского Союза. Фото сделано летом 1940г. на Кавказе, куда в ожидании англо-французских бомбардировок 68-й ИАП был переброшен сразу после окончания Зимней войны.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
У И-16 летчики Д. Татаренко, А. Байсултанов, М. Васильев, М. Старухин, В. Голубев, Г. Цоколаев, И. Творогов. Ханко, ноябрь 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Командир полка Рудаков среди пилотов 4-й эскадрильи
-
АэроХобби 1994-01 / Ю.Гугля, В.Иванов - Роковой И-180 /Монография/
Летчик 84-го ИАП А.Худяков у своего пушечного И-16 тип 17 (27?) (предположительно). Северный Кавказ, 1942г. Снизу фюзеляжа видны подштамповки для уборки лыж.
-
Авиация и Время 2005-05 / О.Каминский - "Мессершмитты" над Кубанью
Летчик К.В.Сухов был сбит на этом И-16 тип 27 буквально накануне кубанского сражения - 15 апреля. Он остался жив. Потом воевал в 16-м ГИАП и стал Героем Советского Союза
-
История Авиации 32 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (1)
Вопреки расхожему мнению, многие комиссары не только заставляли воевать других, но и сами вели в бой своих подчиненных. Военком 68-го ИАП батальонный комиссар Леонтий Игнатьевич Яковенко, имея за плечами богатый опыт, не раз вылетал во главе групп истребителей на боевые задания. К концу войны не аго счету было 64 боевых вылета, а по ее итогам Яковенко был удостоен звания Герой Советского Союза
-
История Авиации 31 / А.Марданов - Может хватит бездумных нападок?!.. /Возвращаясь к напечатанному/ (1)
Герой Советского Союза капитан Гальченко у своего И-16. Фото лета-осени 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
И-16 тип 24 из 4-й эскадрильи 67-го ИАП, июль 1941 г. Ранее этот самолет эксплуатировался в составе 146-го ИАП, несет обозначения 146-го ИАП
-
Авиация и Космонавтика 2022-05 / В.Иванов - Каким в идеале мог быть И-16
Л-т Кричевский в кабине «пожилого» И-16 тип 24 с двумя РС-82. 254-й ИАП, аэродром Будогощь, Ленинградский фронт, 1943 г.
Пушечный истребитель И-16 тип 28 с реактивными снарядами под крылом -
Авиация и Время 2018-02 / М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
Л-т Кричевский в кабине «пожилого» И-16 тип 24 с двумя РС-82. 254-й ИАП, аэродром Будогощь, Ленинградский фронт, 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / М.Тимин - Система обозначений самолетов ВВС КА накануне Великой Отечественной войны /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
И-16 тип 28 тактический №6 белый 4-й эскадрильи 89-го ИАП. Оставлен из-за повреждений на аэродроме Луцк
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
И-16 в музее обороны Ленинграда
-
АвиаМастер 2006-03 / В.Кондратьев - Фанера победила дюраль /Цифры и факты/
Последняя и наиболее совершенная серийная модификация "ишака", появившаяся накануне войны - И-16 тип 29 с радиостанцией "Орел" и ракетными подвесками
-
Air International 1990-10 / Fighter A to Z
The I-16 Tip 18 introduced on the assembly lines in the spring of 1939.
-
Air Enthusiast 1994-12 / M.Axworthy - On Three Fronts
IAR also tested and assessed captured types. The Polikarpov I-16 was not found to be competitive with the IAR-80.
Тип фотографий