Поликарпов И-16 тип 18 (29)
Варианты:
Поликарпов - И-16 тип 18 (29) - 1939 - Россия
Страна: Россия
Год: 1939


Одноместный истребитель
Описание:
И-16 тип 18 (29)
И-16
Фотографии:

Обломки (14)

И-16 тип 18 (29)

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
   - тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
   - тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
   - тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
   - тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
   - тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
   - тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
   - тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
   - тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
   - тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.


И-16 тип 24||
Размах:||9,0 м
Длина:||6,04 м
Моторы, количество х мощность:||1x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1912 кг
Максимальная скорость:||489 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||700 км

И-16

<...>
   Совершенствование самолета, в основном касавшееся силовой установки и вооружения, продолжалось до завершения серийного производства в 1939 году. Выпуск И-16 был возобновлен в 1941-1942 годах.
   Последние варианты И-16 оснащались двигателем М-63 мощностью 1100 л. с. (820 кВт). Всего было построено 10292 самолета, включая двухместные учебные машины.
<...>
   И-16 активно использовались в войне с Финляндией, но ко времени нападения Германии на СССР в 1941 году уже считались устаревшими (даже последний вариант Тип 24). К тому времени около двух третей истребительных частей ВВС СССР были оснащены И-16. Самолеты оказались в гуще боевых действий и понесли тяжелые потери в воздухе и на земле.
   Советские пилоты зачастую практиковали воздушные тараны по вражеским самолетам, рискуя своей жизнью, чтобы уничтожить противника.
   Самолет был снят с вооружения лишь в конце 1943 года. И-16 стал первым в мире свободнонесущим истребителем-монопланом с убирающимся шасси, запущенным в крупносерийное производство.
   Ко времени Второй мировой войны он уже устарел, но надежная конструкция и мощное вооружение делали его грозным оружием в руках опытных пилотов.
  

Варианты

<...>
   И-16 Тип 18: запущен в серию в 1939 году; 920-сильный (686 кВт) радиальный ПД М-62 с двухступенчатым нагнетателем; мог нести два ПТБ; вооружен четырьмя пулеметами ШКАС
   И-16 Тип 24: поступил на вооружение в конце 1939 года; машины раннего выпуска оснащались ПД М-62, позднего - 1100-сильным (820 кВт) М-63; крыло усилено, увеличенные ПТБ; большинство укомплектованы радиостанциями РСИ-1 или РСИ-3 и кислородным оборудованием
   И-16 Тип 28 и Тип 30: как тип 24, но с безредукторным двигателем М-63
<...>

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   И-16

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один радиальный ПД М-62 мощностью 1000 л. с. (746 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3000 м - 490 км/ч; потолок 9470 м; дальность полета 600 км
   Масса: пустого снаряженного 1475 кг; максимальная взлетная 2060 кг
   Размеры: размах крыла 8,88 м; длина 6,04 м; высота 2.41 м; площадь крыла 14,87 м2
   Вооружение: четыре 7,62-мм пулемета ШКАС, два в носовой части и два в крыле; на некоторых самолетах крыльевые пулеметы заменяли 20-мм пушками ШВАК; иногда в фюзеляже устанавливался дополнительный пулемет УБ; бомбовая нагрузка до 200 кг под крылом или шесть ракет РС-82
И-16 тип 24 зав. N 24600135 из 1-й аэ 282-го иап. Юго-западный фронт, июль 1942г. Самолет имел оригинальную окраску: поверх стандартной (оливково-зеленый сверху, голубой снизу) нанесены многочисленные мазки белой краской. Звезды в четырех позициях (киль, низ крыла).
Авария младшего лейтенанта Наумова из 4-й АЭ 18 марта 1941 г. Своим истребителем И-16 тип 24 он нарулил на И-16 тип 5 лейтенанта Кублова из 3-й АЭ
И-16 тип 24 из состава 2-й эскадрильи 50-го ИАП. Потерпел аварию 4 марта 1941 г. на аэродроме Ситилчай. Пилот младший лейтенант И.И. Мезенцев.
И-16 тип 18 из 1-й эскадрильи 19-го ИАП. Потерпел аварию 19 мая 1941 г. на аэродроме Горелово. Пилот младший лейтенант Ф.И. Ливенцов.
Аварии, произошедшие 2 июля 1942 года с двумя И-16 (NN 24Р219-3 и 24Р219-4), дали нам уникальную возможность увидеть на фотоснимках из "аварийных актов" их внешний вид в этот период.
Именно на бортах этих двух "ишаков" из первой четверки летом 1941 года красовались грозные лозунги. Правда, мы никогда не узнаем на каком из них было написано "За Сталина!", а на каком - "За СССР!".
Поврежденный в боевом вылете североморский И-16 (возможно, бортовой номер 53). Судя по сохранившимся фотографиям, практически все бортовые номера И-16 ВВС Северного флота, несмотря на то, что имели разное написание цифр, располагались на фюзеляжах возле кабин.
Так 24 января 1943 года закончилась боевая карьера сафоновского И-16 2821з95.
Подбитый в бою И-16
На бобруйском аэродроме
В операции "Барбаросса" особое значение придавалось уничтожению советской авиации. Эти И-16, как и многие другие самолеты ВВС РККА, были уничтожены на земле, не успев подняться в воздух.
Авария младшего лейтенанта Каретина из 2-й АЭ, 21 марта 1941 г.
Авария младшего лейтенанта Мурашева из 1-й АЭ, 12 апреля 1941 г.
И-16 тип 24 из состава 4-й эскадрильи 149-го ИАП, пилот младший лейтенант М.А.Котов. Самолет разбит в аварии на аэродроме Черновцы, 28 мая 1941 г. На заднем плане видно здание аэропорта Черновцы.
Разбитые советские самолеты на аэродроме Каролин, кроме У-2 из 10-й эскадрильи ПВ НКВД виден И-16 тип 24 из 122-го ИАП